Научная статья на тему 'Социально-трудовые отношения и кадровая политика вузов'

Социально-трудовые отношения и кадровая политика вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППЫ СТО / SOCIAL AND LABOR RELATIONS GROUP LABOR RELATIONS / ОФИЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / THE FORMAL AND PSYCHOLOGICAL CONTRACT / ВЫСВОБОЖДЕНИЕ / RELEASE / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / FACULTY / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / ПРОФСОЮЗЫ / UNIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонин Павел Владимирович

Статья посвящена проблеме социально-трудовых отношений в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется состоянию и перспективам развития СТО и роли государственной кадровой политики и деятельности профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовые отношения и кадровая политика вузов»

The effectiveness of economic development is determined by the accumulated and implemented in the country's human capital. In the context of globalization, knowledge is important factors of socioeconomic growth of the state. An essential feature of the globalization process is considered to be the foundation of the economy, focused on the new «human knowledge» and the growth of the role of human capital in the modern economic system, as a specific competitive resource. In modern society, there is an increasing demand for such capital to the creative and innovative resources.

It can be confidently stated that human capital is a key factor in maintaining and improving the competitiveness of firms in the context of globalization. On this basis, innovation as a product of intellectual activity of human capital leads to high-tech and competitive products.

It can be argued that the achievement of the competitiveness of human capital and innovation development of the country, respectively - it is a long process that requires a purposeful state policy to include all sectors and required close cooperation with them. As a result, possible to improve the socio-economic development, improvement of living conditions and position in the world rankings.

Литература

1. Абралава А. Экономические, глобальные и инновационные проблемы, Издание «Универсали», Тб. 2014.

2. Лесков С., Ковальчук М. директор Курчатовского института: «Для успеха инновационной экономики надо освоить парное катание» // Известия. 2008. 26 декабря.

3. Иакобидзе Д. Для вопросов новой парадигмы экономического развития Грузии. [Электронный ресурс]: URL: http:// globalresearch.ge/workshops/davit-iakobidze-moxseneba.html.

4. Беручашвили Г. Актуальность инновационной экономической политики [Электронный ресурс]: URL: http://www.polity.ge/georgia/economics/2268-inovaciuri-ekonomikuri-politikis-aqtualoba.html.

5. Муджири И. Трансформация человеческого капитала, как фактор инновационного развития компаний. [Электронный ресурс]: Наука, образование и культура. URL: http://scienceproblems.ru/nauchnaja-statja/publikatsija-v-zhurnalah/publikatsija-srochno.html. (дата обращения: 29.03.2016).

6. [Электронный ресурс]: The Global Competitiveness Report 2015-2016: URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/

7. [Электронный ресурс]: Национальная служба статистики Грузии: URL: http://www.geostat.ge/

8. [Электронный ресурс]: Human Development Reports, Official Website. URL: http://hdr.undp.org/en/

Labor relations and HR policy at universities Simonin P. (Russian Federation) Социально-трудовые отношения и кадровая политика вузов Симонин П. В. (Российская Федерация)

Симонин Павел Владимирович /Simonin Pavel - кандидат экономических наук, профессор РАЕ, доцент,

кафедра экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет туризма и сервиса, дачный поселок Черкизово

Аннотация: статья посвящена проблеме социально-трудовых отношений в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется состоянию и перспективам развития СТО и роли государственной кадровой политики и деятельности профсоюзов.

Abstract: the article is devoted to the problem of social-labor relations in higher education. Special attention is paid to the condition and prospects of development of labor relations and the role of state personnel policy and trade Union activity.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, группы СТО, официальный и психологический контракт, высвобождение, профессорско-преподавательский состав, кадровая политика, профсоюзы.

Keywords: social and labor relations group labor relations, the formal and psychological contract, release, faculty, personnel policy, unions.

Состояние сферы социально--трудовых отношений и ее институтов зависит от ключевых факторов развития национальной экономики.

Очевидно, что государственные реформы в системе высшего образования способны инициировать внутренние стимулы к изменениям, принятию решений относительно формирования кадровой политики в конкретном образовательном учреждении с учетом существующих правил, норм и институтов.

Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Вследствие этого все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно объединить в три группы: 1) регулирование сферы занятости; 2) регулирование социально-трудовых отношений, связанных с организацией и эффективностью труда; 3) регулирование вопросов оплаты труда и социально-трудовых отношений, возникающие по поводу вознаграждения за труд [4].

Следовательно, принципиальное значение имеют трудовые отношения, с определенной институциональной структурой, которые описывают взаимоотношения, существующие между работодателем и работником на рабочем месте. Они могут быть официальными, например, договоры о работе по найму (или служебный контракт), но могут быть и неформальными, в виде психологического контракта, в котором содержатся определенные предположения и ожидания, касающиеся того, что работодатель и менеджеры обязуются предложить и согласны предоставить. Трудовые отношения могут носить индивидуальный характер (это относится к индивидуальным договорам и ожиданиям) или коллективный (договоры между руководством и профсоюзами, объединениями сотрудников или членами совместных консультативных органов, таких как советы предприятий).

Очевидно, что новый курс государства привносит иное понимание государственной кадровой политики в отношении вузов.

По данным мониторинга «Трудовые протесты в России», сделанного Центром социально-трудовых прав (ЦСТП), за четыре месяца 2015 года количество протестов увеличилось по сравнению с 2014 годом на 60 % — всего прошло 134 протестных акции [2].

Стоит отметить, что всего лишь 33,3 % респондентов считают, что выполняются обязательства высших образовательных учреждений по надбавкам, доплатам и стимулирующим выплатам.

Государственная кадровая политика в отношении вузов сегодня чаще направлена на оптимизацию численности профессорско-преподавательского состава, которая предопределяет значительное высвобождение [6].

Это фактически означает, что в коллективных договорах не учитываются критерии и параметры, на основе которых возможно достижение результатов сотрудниками вузов и получения вознаграждения и процедуры удержания персонала. Обостряющая волна экономических санкций привела к девальвации часовых тарифных ставок профессорско-преподавательского состава в долларовом эквиваленте в разрезе федеральных округов.

Крайне отрицательным, является факт, что при данной тенденции неизбежно будет происходить сокращение штатов высших образовательных учреждений.

Поэтому эффективность использования трудовых ресурсов будет зависеть от типа социально-трудовых отношений, а это влияет не только на характер взаимоотношения в коллективе, но и создает дополнительные предпосылки для повышения уровня жизни общества [3].

Вследствие этого развитие социально-трудовых отношений в высшем образовательном учреждении будет завесить от: основных характеристик социально-трудовых отношений; стратегии развития образовательного учреждения; системы рабочих мест; кадровой политики образовательного учреждения; трудового поведения научно-педагогических кадров [5].

Поэтому должна быть разработана государственная кадровая политика, ориентированная на сбалансированность интересов администрации высших образовательных учреждений и работников. В то же время при помощи профсоюзов должна создаваться современная социальная среда, которая будет направлена на существенное улучшение здоровья населения, уровня его образования, качества жилья и условий труда, на поднятие нашей общей конкурентоспособности и, в итоге, на развитие всего российского народа [1].

Все это будет способствовать формированию социальной справедливости на основе действующего трудового законодательства и эффективной пролонгации трудовых договоров [6].

Литература

1. Батуева Г. Г. Коллективный договор как основной механизм регулирования социально-трудовых отношений в вузе // Ученые записки Российского государственного социального университета Выпуск № 11 (111) / 2012. С. 67.

2. Володин А. П., Малышев М. А., Татарникова С. Н. Социально-трудовые отношений в условиях внешних ограничений: проблемы и возможности социального партнерства в муниципальных образованиях // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 52. Октябрь 2015. С. 65.

3. Morozova L. S., Khavanova N. V., Simonin P. V., Litvinova E. V. Institutional particularities of development of socio-labor relations and life level in the Russian federation // Life Science Journal 2014; 11 (4). P. 460-463.

4. Симонин П. В., Богачева Т. В., Данилова В. А. Регулирование и институционализация социально-трудовых отношений // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 1 (26). С. 43.

5. Симонин П. В. Институциональные особенности развития социально -трудовых отношений в высших образовательных учреждениях // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). C. 70.

6. Simonin P. Institutional features of national personnel and labor relations in higher education establishments // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 S3. P. 283-294.

Special investment contract as a mechanism of support vehicles in Russia

Chirikanova E. (Russian Federation) Специальный инвестиционный контракт как механизм поддержки производителей автотранспортных средств в России Чириканова Е. А. (Российская Федерация)

Чириканова Елена Алексеевна / Chirikanova Elena — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики автомобильного транспорта, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы российского автомобильного рынка, связанные со спадом объемов продаж, сокращением производства. Анализируется механизм поддержки производителей автомобилей в условиях спада объемов продаж, как инвестиционный контракт.

Abstract: the article deals with the problems of the Russian motor market-related decline in sales volumes, reduced production. Analyzed the mechanism of support vehicle manufacturers in terms of sales volumes decline as an investment contract.

Ключевые слова: автотранспортные средства, инвестиционный контракт, государственное регулирование.

Keywords: motor vehicles, investment contract, government regulation.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) как механизм способный поддержать производителей автотранспортных средств, расположенных на территории России предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 31.12. 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Согласно законодательству такой вид контракта заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. Срок действия СПИК составляет не более 10 лет, при этом он учитывает срок выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль, увеличенную на 5лет. Инвестор берет на себя обязательства инвестировать сумму, указанную в контракте, в определенные срок, средства должны быть направлены на создание или в модернизацию уже существующего производства автотранспортных средств. Государство со своей стороны гарантирует инвестору, что в случае

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.