Научная статья на тему 'Социально-трудовое становление старшеклассников в профильном технологическом образовании'

Социально-трудовое становление старшеклассников в профильном технологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовое становление старшеклассников в профильном технологическом образовании»

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

СЕМЕНОВА Г.Ю.

Новые социально-экономические условия, возникшие в России, изменяют приоритеты всей системы обучения, воспитания и формирования ценностей подрастающего поколения. Ключевой целью образования становится потребность и интересы формирующейся и утверждающейся в обществе личности. При этом задача системы образования состоит в содержательно опережающем удовлетворении познавательных запросов, способностей и творческого потенциала учащихся, необходимого для вхождения школьника в социально-профессиональное пространство.

Обновленный государственный и социальный заказ, выраженный в основополагающих федеральных нормативных документах (законах, концепциях, программах), инициирует создание таких образовательных систем, программ и образовательных технологий, которые обеспечивали бы осуществление гарантированного образовательного процесса, ориентированного на ценности демократичного общества, нравственные общечеловеческие приоритеты, гармонизацию взаимоотношений личности с окружающим социумом, природой и самим собой.

Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи. В настоящее время приоритетным становится не освоение программных знаний, а знания, обращаемые учителем непосредственно к личности, ее проблемам, к социальному и трудовому опыту, смыслотворчеству, самоорганизации, самореализации и самоопределению.

Сегодняшний школьник - это будущий член общества, который привносит в общество ту сумму знаний, умений и поведенческих качеств, которые сложились у него, как у личности в период обучения в школе. Поэтому современный учащийся должен иметь представление о законах существования и развития реального мира как социально-природной целостности, о характере основных связей и отношений между ее элементами. Он должен определить свое место в данной целостности на основе познания ее структуры и содержания.

В современных условиях развития общества четко наметилась тенденция раннего вступления выпускников школ в трудовую деятельность, эту тенденцию подтверждают и результаты опроса, проводимого среди выпускников школ, поступивших как в средние специальные, так и высшие учебные заведения. Анализ социологического обследования учащихся средних специальных и высших учебных заведений показывает, что 92% учащихся хотели бы начать трудовую деятельность, параллельно с дальнейшим получением образования, и только 8% не определились в своем решении. И связывают это учащиеся с такими позициями: возможность попробовать себя в выбранном профессиональном направлении, желанием самоутвердиться, самостоятельно зарабатывать деньги.

Кроме того, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы отмечается, что необходимо «увеличение количества молодежи, обучающейся уже на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность».

Тенденция раннего вступления выпускников школ в трудовую деятельность отмечают и многие исследователи. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что старшеклассник стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться.

В сложившейся ситуации очень важно, чтобы первый опыт работы выпускника школы не оказался «плачевным», ведь от этого будет зависеть отношение молодых людей к труду и

желание их трудиться в выбранной профессиональной сфере в дальнейшем. В связи с этим возникает проблема подготовки выпускника школы к будущей трудовой деятельности и тем социальным нормам, которые он должен привнести в современное общество.

Вместе с тем анализ опросов работающих выпускников и их работодателей показывает слабую социальную адаптацию и не достаточную подготовленность молодежи к трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере.

Педагогической науке необходимо учитывать выявившиеся тенденции движения общества к своему новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, где основой является современная, мобильная, образованная личность, направленная на реальную трудовую деятельность в социально-природной среде.

Анализ и обобщение научных исследований и существующей практики в области формирования и развития качеств личности, обучения способам преобразования окружающей социально-природной среды позволило установить, что профильное технологическое обучение может являться средством социально-трудового становления школьников в современных условиях.

Проведенный нами мониторинг по социальному и трудовому становлению выпускников и анализ результатов научно-педагогических исследований выявил следующие противоречия, обусловленные несоответствием между:

• социальным заказом государства на подготовку выпускников школ к социальному и трудовому вхождению в общество и недостаточной разработанностью научнообоснованных подходов к такой подготовке школьников в профильном обучении;

• стремлением выпускников школьников к ранней трудовой деятельности и недостаточным уровнем их социальной и трудовой подготовленности;

• имеющимся потенциалом профильного технологического образования и фактическим социально-трудовым становлением школьников.

Теоретические подходы к проблеме социально-трудового становления личности мы рассматриваем в контексте научных выводов Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова о «единстве уже осуществленного и потенциально возможного, о единстве производящей причины и закономерных следствий в акте становления личности».

Анализ психолого-педагогических подходов к пониманию социально-трудового становления личности позволил определить социально-трудовое становление личности школьника как целенаправленный процесс формирования специальных трудовых знаний, умений и навыков, а также социально значимых и трудовых качеств личности, необходимых для созидательного труда в социально- природной среде.

B.C. Леднев в своих работах связывает виды деятельности индивида с формированием определенных качеств личности. Согласно концепции интериоризации, личность, «в процессе своего становления должна выполнять все морфологические виды деятельности». Следовательно, преобразовательную деятельность мы рассматриваем как основную в формировании трудовых качеств личности школьника. Основываясь на исследованиях Кагана М.С., Леонтьева А.Н.Платонова К.К. о видах деятельности и формировании качеств личности, а также анализе созидательного труда школьников в социально-природной среде, нами выделены социально значимые и трудовые качества личности:

• положительное отношение к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности - трудолюбие;

• бережное отношение к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам -экологическая ответственность;

• умение работать в группе, коллективе, в команде - коммуникативность. Социальнотрудовое становление личности школьника создает объективную

необходимость в проектировании системы открытого образования, предполагающего отношение к ученику как к самостоятельному и активному субъекту образовательного и

социального действия. При этом мы рассматриваем, профильное технологическое обучение как систему, компоненты которого: задачи, содержание, методы и формы организации учебной деятельности ориентированы на готовность школьников для созидательной и преобразовательной деятельности в социально-природной среде.

В процессе профильного технологического обучения предполагается решение следующих задач:

• формирование трудовых умений и навыков, отвечающих интересам и устремлениям учащихся и дающим возможность им самореализоваться в существующей социальной ситуации и социально-природной среде;

• формирование и развитие ценностно-ориентировочных качеств личности, определяющих взаимосвязь и отношения человека с окружающей социальной и природной средой;

• развитие коммуникативных качеств личности, позволяющих школьникам находить общий язык в группе, коллективе, в команде;

• развитие творческих способностей и творческого потенциала личности школьника.

Отбор содержания профильного технологического обучения с целью

социально-трудового становления личности школьника должно основываться на следующих принципах:

• принцип интеграции содержания, направленный на систематизацию знаний и умений общеобразовательных учебных предметов и реализацию их в практической трудовой деятельности;

• принцип практикоориентированности содержания, направленный на использование теоретических знании в практической деятельности;

• принцип социальной значимости труда, как способа реализации содержательного потенциала личности школьника в созидательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и услуг;

• принцип непрерывности содержания и возможности продолжения профессионального образования в различных его видах и формах;

• принцип связи с производством и социально-природной средой.

С целью реализации поставленных задач и выделенных принципов отбора содержания нами разработано научно-методическое и дидактическое обеспечение социальнотрудового становления личности школьника на примере агротехнологического профиля.

В частности нами разработан учебник для 10-11 классов «Технология. Выращивание культурных растений», в котором главный акцент делается на формирование и развитие ценностно-ориентировочных качеств личности, определяющих взаимосвязь и отношения человека с окружающей социальной и природной средой. Кроме этого содержание учебного материала имеет практиориентированную направленность, способствующую формированию и развитию у школьников практических умений и навыков.

Учебно-методическое пособие «О профессии ландшафтного дизайнера», содержание которого направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся. В пособии также приведены примеры заданий для коллективной проектной деятельности, способствующие развитию коммуникативных способностей, позволяющих школьникам выполнять различные социальные роли и находить общий язык в группе, коллективе, команде.

Разработаны программы и содержание элективных курсов «Технология и окружающая среда», «Лесная аптека», направленные на формирование и развитие ценностноориентировочных качеств личности, определяющих взаимосвязь и отношения человека с окружающей природной средой.

При организации профильного технологического обучения с целью социальнотрудового становления личности школьника эффективным оказался метод проектов, который основывался на следующих требованиях:

интегрированный подход к отбору информационно-содержательного компонента проекта;

использование социально-трудового опыта учащихся, полученного в реальной социально-природной среде;

• организация сотрудничества и партнерства, в котором акцентируется внимание на решении общих проблем и получении конкретных результатов;

• умение принятия обоснованного решения при выборе методов и средств преобразовательной деятельности.

Выделяется нескольких этапов проектной деятельности:

• креативный - когда цели проекта определялись сообща, путем совместной коллективной деятельности;

• аналитический - опирался на идентификацию ресурсов и личного социально и трудового опыта школьника;

• этап принятия решений - выбор средств и методов преобразовательной деятельности;

• операционный этап состоял в непосредственной практической деятельности школьников.

Педагогический результат реализации образовательных социально значимых проектов приводит к новым связям в системе «знания - умения - деятельность», необходимым для социального и трудового становления личности школьника.

В процессе экспериментальной работы, эффективной формой организации учебной деятельности, осуществляющей связь обучения с реальной трудовой деятельностью, оказалась летняя трудовая практика. Для этой цели были разработаны методические рекомендации по ее организации и проведению. В период летней трудовой практики школьники овладевают разнообразными способами преобразовательной деятельности и средствами труда, у них имеется возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Во время практики у школьников создаются реальные условия для практического применения теоретических знаний в реальной трудовой деятельности.

Проведенное экспериментальное исследование позволило определить критерии социально-трудового становления личности школьника:

• когнитивный; мотивационно-ценностный;

• деятельностно-практический.

Выделенный когнитивный критерий, имеет следующие показатели:

• сформированность специальных трудовых знаний, умений и навыков школьника;

• сформированность межпредметных знаний и умений мотивационно-ценностный проявился следующими характеристиками:

• сформированность положительного отношения к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности

• сформированность бережного отношения к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам;

• сформированность коммуникативных качеств личности, умения работать в команде.

Операционно-деятелъностный критерий представлен следующими характеристиками:

• овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда в выбранной сфере профессиональной деятельности;

• овладение способами творческой деятельности в выбранном профессиональном направлении.

На основе корреляции данных, полученных в результате теоретического анализа, были выделены уровни становления личности школьника: высокий, средний, начальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.