Научная статья на тему 'Профильная технологическая подготовка как средство социально-трудового становления старшеклассников'

Профильная технологическая подготовка как средство социально-трудового становления старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная технологическая подготовка как средство социально-трудового становления старшеклассников»

ПРОФИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

СЕМЕНОВА Г.Ю.

Сегодня обществу требуется личность, максимально развивающая свои задатки, имеющая высокий социальный и деятельностный потенциал, стремящаяся к достижению поставленных перед собой целей, обладающая качествами, умениями и навыками, которые будут востребованы рынком труда; личность, способная к самоорганизации и самореализации в условиях ускоренного развития техники, технологий и новых форм организации труда. Поэтому вектор образовательной политики, прежде всего, должен быть направлен на развитие личности, способной к активной трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере, технологически компетентностной, умеющей находить ошибки и противоречия в общественно ориентированной созидательной деятельности, то есть на социально-трудовое становление личности.

Современной педагогической науке необходимо учитывать выявившиеся тенденции движения общества к своему новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, где основой является современная, мобильная, образованная личность, направленная на реальную трудовую деятельность в социально-природной среде.

По мнению Б.Г. Ананьева «личность — это субъект разносторонней активной деятельности, преобразующей мир; это субъект познания, труда и общения». Это объясняет приоритетность труда в становлении личности как сферу проявления ее творческих задатков и дарований, их развития и самовыражения. Поэтому процессу становления личности школьников способствует активная трудовая деятельность, что позволяет постигать смысл событий и процессов, овладевать социальными функциями и трудовыми навыками, которые благоприятствуют адаптации выпускников в социальной среде.

Анализ трудов А.Г. Асмолова, В.А. Караковского, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.А. Ясвина и других, показывает, что социально-трудовое становление личности школьника можно представить как двусторонний процессами. С одной стороны, личность приобретает трудовой опыт, входя в социальную среду и систему социальных связей, а с другой - в процессе трудовой деятельности личность активно воспроизводит систему социальных связей за счет освоения видов и средств труда. Таким образом, человек в процессе созидательной трудовой деятельности не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на природную и социальную среду.

Исходя из вышеизложенного, социально-трудовое становление определяется нами как процесс и результат формирования технологической компетентности в определенной области труда, системы ценностных представлений о взаимосвязи и взаимозависимости социальной и трудовой жизни; позволяющих личности самореализоваться в общественно ориентированной созидательной деятельности.

Анализ и обобщение научных исследований П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева и других, а также существующей практики в области формирования и развития качеств личности, обучения способам преобразования окружающей социально-природной среды, позволило установить, что профильная технологическая подготовка может являться средством социально-трудового становления школьников в современных условиях. В ходе проведенного нами исследования определены специфические педагогические функции профильной технологической подготовки - это обучающая (непосредственно процесс технологического обучения); развивающая (развитие и поддержание интереса к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности); профориентационная (введение в мир профессий, профессиональное самоопределение); креативная (развитие способности к техническому мышлению, способности решения проблемных ситуаций); воспитательная (воспитание трудолюбия, самостоятельности, инициативы, стремления овладеть различными технологиями, личной ответственности за результаты труда, умение работать в коллективе); аксиологическая (формирование мировоззрения, нравственных ценностей); социальная (адаптация учащихся к социальной и трудовой среде и умению взаимодействовать в них).

Анализ теории и практики профильной технологической подготовки с позиции социально-трудового становления старшеклассника определяется следующими положениями.

Во-первых, профильная технологическая подготовка заключает в себе смыслообразующий потенциал духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих позиций личности, способствует развитию субъ-ектности и самореализации школьника, вносит вклад в формирование целостного видения учащимися окружающей действительности, предоставляет возможность внедрения инновационных форм обучения.

Во-вторых, самим содержанием технологической подготовки, включающим изучение объектов природной и социальной среды, технологических процессов и технологий в определенной сфере труда.

В-третьих, практической ориентированностью профильной технологической подготовки, по овладению учащимися технологическими процессами и технологиями, созданию материальных и духовных продуктов и оказанию услуг.

Профильная технологическая подготовка является исходным моментом для организации трудовой деятельности человека, и в то же время эта подготовка предполагает целенаправленное включение учащихся в различные виды социальных отношений. Любая трудовая деятельность имеет социальную составляющую, поскольку ее целевой компонент состоит в выявлении и удовлетворении потребностей человека, а процессу-

альный предполагает сотрудничество, партнерство и контактность, умение согласовывать действия на основе учета различных интересов.

В четвертых, в результате профильной технологической подготовки у старшеклассников должны развиваться личностные качества: такие как трудолюбие, инициативность, ответственность, деловитость, способность устанавливать социальные связи, стремление к максимальной результативности.

Кроме того, в процессе профильной технологической подготовки у старшеклассников могут формироваться социально-трудовые умения, актуальные в современных условиях (коллективного взаимодействия, планирования и целеполагания, принятия решений, самопознания, само- и взаимооценивания и др.); образуются и дифференцируются социально-ценностные мотивы трудовой деятельности (социальной ответственности, творческого сотрудничества, определения социально-профессионального статуса); закладываются ценностные установки личности и целостные представления о взаимосвязи и взаимозависимости явлений трудовой и социальной жизни, выражающиеся в последствиях для природы и условиях жизнедеятельности самого человека; отрабатываются поведенческие стереотипы члена общества.

Таким образом, выявленные возможности профильной технологической подготовки с позиции социально-трудового становления старшеклассников локализуются в следующих позициях: развитие социально-ценностных мотивов личности старшеклассника к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности, формирование технологической компетентности; овладение способами созидательной трудовой деятельности на основе продуктивной коммуникации и воспитание ценностного отношения к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам.

Анализ существующей теории и практики профильной технологической подготовки старшеклассников позволил установить ряд негативных аспектов: не достаточно четкое формулирование терминологического аппарата, не всегда удовлетворительная последовательность построения содержания, отсутствие логической связности содержания и дублирование учебного материала. Что приводит к фрагментарному усвоению технологических знаний; не создаст системности знаний, и соответственно, их использования в реальных ситуациях социальной и трудовой деятельности. Недостаточная разработанность воспитательного воздействия изучаемых тем на обучающихся, в частности, формирование ценностного отношения к природной среде и ее объектам. Кроме того, в содержании технологической подготовки слабо отражена возможность развития мотивации и интереса у школьников в выбранной ими области труда. Источник выявленных негативных тенденций мы видим в недостаточной теоретической обоснованности содержания профильной технологической подготовки, его структуры, а также форм и методов его реализации.

На основе разработанных теоретических положений нами выделены компоненты профильной технологической подготовки, способствующие социально-трудовому становлению старшеклассников:

Мотивационно-целевой, связанный с развитием социально-ценностных мотивов личности старшеклассника, направленных на поддержание интереса и потребности у старшеклассников к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности.

В ходе экспериментальной работы проведено обследование учащихся, выбравших агротехнологиче-ский профиль обучения по изучению интереса старшеклассников к основным профессиям этого профиля. Анализ результатов показал, что большинство учащихся (около 76 %) отдают предпочтение профессии ландшафтного дизайнера. Обследование рынка труда и его анализ показал потребность в специалистах ландшафтного дизайнера. В соответствии с этим нами было разработано учебно-методическое пособие «О профессии ландшафтного дизайнера», в котором содержание учебного материала направлено на поддержание и развитие интереса у старшеклассников к данной профессии. Для реализации разработанного содержания были использованы технологии проблемного, игрового и проектного обучения.

Технологии мотивационно-целевого обеспечения социально-трудового становления старшеклассников в процессе профильного агротехнологического обучения были направлены, прежде всего, на развитие социально-ценных мотивов учащихся к выбранной сфере профессиональной деятельности и предусматривали вовлечение учащихся в социально-значимую созидательную деятельность.

Мотивационно-целевой компонент является важнейшим в социально-трудовом становлении старшеклассников, так как связан с формированием ценностного отношения к созидательной трудовой деятельности.

Представление о содержании будущей профессии и собственных качествах и возможностях в наибольшей степени формируются у учащихся в процессе применения игровых технологий. В экспериментальной работе использовались два типа игровых технологий: ролевые игры, предполагающие познание учащимися содержание труда и выбранной ими роли в созидательной трудовой деятельности на основе ролевого моделирования. Имитационные игры, в процессе которых школьники создавали модель реальной трудовой деятельности.

Помимо этого, в эксперименте проводилась целенаправленная работа по развитию интереса и стремления старшеклассников к активному участию в созидательной трудовой деятельности. Она предусматривала: стимулирование и развитие эмоций школьников, обеспечение занимательности, про-блемности и успешности заданий, повышение личностной значимости учебной информации, обогащение субъектного опыта учащихся путем выполнения ими проектных работ.

Когнитивно-операционный компонент профильной технологической подготовки, способствующий социально-трудовому становлению старшеклассников направлен на формирование системы технологиче-

ских знаний, умений и навыков и способов мыслительной деятельности, то есть технологической компетентности.

С целью реализации содержательной составляющей когнитивно-операционного компонента нами был разработан учебник для 10-11 классов «Технология. Выращивание культурных растений», в котором главный акцент делается на систематизации технологий являющихся основой растениеводства и развитии содержательных линий, раскрывающих технологии и технологические приемы, применяющиеся в растениеводческой области сельскохозяйственного производства.

Формированию у школьников технологических знаний способствовала разработанная система проблемных и творческих заданий, которая была направлена не только на овладение учащимися основными агротехнологическими понятиями, но и на развитие у них умений оперировать информацией, полученной из различных источников.

Формирование технологической компетентности предполагает практиориентированную направленность учебного процесса, способствующую формированию и развитию у школьников технологических умений и навыков. С этой целью были разработаны лабораторные и практические работы, которыми завершался каждый содержательный блок учебного материала.

Кроме того, были разработаны проблемные задания, которые способствовали развитию общелогических умений: сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, видеть причинно-следственные связи в различных явлениях и процессах; эмпирического познания (наблюдать, описывать явления технологической действительности), специфические (принимать обоснованные решения).

Деятельностно-практический компонент, предполагает овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда в выбранной сфере профессиональной деятельности; умениями осуществлять продуктивную коммуникацию при работе в паре, группе, коллективе, команде.

С этой целью была разработана методика организации и проведения трудовой деятельности в летнем трудовом лагере. Старшеклассники овладевают разнообразными способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда, у них имеется возможность попробовать себя в различных видах деятельности в условиях, приближенным к производственным.

Кроме этого была разработана также методика коллективной проектной деятельности, способствующая развитию коммуникативных способностей, позволяющих школьникам выполнять различные социальные роли и находить общий язык в группе, коллективе, команде.

К показателям уровня сформированности умений группового, коллективного и командного сотрудничества нами отнесены: умение соотносить свои действия с действиями коллег по команде, умение слушать и понимать друг друга, умение сопоставлять свои знания и умения со знаниями и умениями остальных, помогать коллегам по команде и принимать их помощь.

Особое значение в эксперименте придавалось развитию рефлексивных умений и самооценки школьников. Основываясь на процессуально-ситуативном характере самооценки учащихся, ее возрастных особенностях (сначала формируются критерии оценки по отношению к другим, затем по отношению к себе; склонность оценивать работу по наличию приложенных усилий, а не по реальным достижениям).

В процессе ролевых игр актуализация самооценки осуществлялась на этапе выбора роли (подбором адекватной роли) и на завершающем этапе (через самооценку успешности). При выполнении проектных работ — на этапе презентации проекта через самооценку процесса и результата деятельности.

Личностно-ценностный компонент социально-трудового становления старшеклассников в процессе профильной технологической подготовки направлен на формирование и развитие ценностного отношения к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам, культуры труда.

Содержательная составляющая данного компонента реализовывалась на основе разработанных учебных программ элективных курсов «Технология и окружающая среда», «Лесная аптека», в которых содержание учебного материала направлено на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, определяющих взаимосвязь и отношения человека с окружающей социальной и природной средой.

Реализация содержательного потенциала мотивационно-личностного компонента профильной технологической подготовки наиболее эффективна в процессе проектной деятельности. Особенно важно в современных социально-экономических условиях, показать нравственный, социально-значимый смысл будущей созидательной трудовой деятельности, связать ценность продукта труда с качеством деятельности учащегося и выбором экологически обоснованных средств и методов достижения результата.

В результате анализа теоретических подходов к проблеме социально-трудового становления старшеклассников, и разработанных компонентов профильной технологической подготовки были разработаны критерии социально-трудового становления старшеклассников: мотивационно-целевой, когнитивнооперационный, деятельностно-практический и личностно-ценностный.

Для определения мотивационно-целевого критерия были определены следующие показатели: сформи-рованность оценочных суждений и ценностного отношения личности старшеклассника к социальнозначимой созидательной деятельности; наличие интереса и стремления к активному участию в созидательном труде в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Для выявления показателей мотивационно-целевого критерия применялись: тестирование, анкетирование, наблюдение, методика выявления уровня мотивации к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности, карта интересов.

Когнитивно-операционный критерий характеризуется следующими показателями: сформированность системы технологических знаний; умений оперировать технологической информацией; развитие мышления школьников с эмпирического до теоретического уровня; опыт использования технологических понятий и знаний в практической деятельности.

Для оценки показателей когнитивно-операционного критерия использовались тесты достижений, комплекс проблемных заданий разного уровня сложности.

Деятельностно-практический критерий, включает показатели: направленность личности старшеклассника на созидательную трудовую деятельность, в основу которой положены познавательные, поведенческие и эмоциональные отношения; владение ориентировочной основой деятельности, умение ставить цель и находить рациональные формы организации созидательного труда на основе видения рациональных путей достижения; опыт самостоятельного творческого применения знаний и умений в производительном труде; умения осуществлять продуктивную коммуникацию при работе в паре, группе, коллективе, команде; способность к ценностной рефлексии продуктов и процесса созидательной деятельности.

Оценка показателей деятельностно-практического критерия включала: тестирование, наблюдение, комплексный анализ экспертной оценки и самооценки учащихся процесса и результатов созидательной деятельности, методика исследования направленности личности Басса.

Личностно-ценностный критерий сформированность ценностного отношения к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам, культуры труда.

Для оценки показателей личностно-ценностного критерия использовались тестирование, наблюдение, экспертная оценка проектных работ, методика оценки ценностных ориентаций учащихся на основе адаптированной методики М. Рокича «Ценностные ориентации».

На основе показателей и критериев, а также теоретических подходов к социально-трудовому становлению старшеклассников были определены уровни социально-трудового становления старшеклассников: низкий - адаптационно-имитирующий; средний - адаптационно-организационный и - высокий - субъектнокреативный.

В ходе формирующего эксперимента отмечалась позитивная динамика социально-трудового становления старшеклассников. Эксперимент проводился в естественных условиях, не нарушая целостности учебновоспитательного процесса. В учебный процесс экспериментальных групп внедрялись разработанные компоненты технологической подготовки: мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, деятельностно-

практический и личностно-ценностный.

По результатам входной диагностики параметров социально-трудового становления старшеклассников в процессе в контрольной и экспериментальной группах наблюдались достаточно близкие результаты. Выходная диагностика показывает позитивную динамику результатов у контрольной и экспериментальной групп. Следует отметить, что на завершающем этапе работы наблюдался более динамичный рост показателей социальнотрудового становления старшеклассников в экспериментальной группе. Основная масса старшеклассников экспериментальной группы достигла среднего уровня - 61 %, увеличилось количество школьников, достигших на высокого уровня - 27 %, что доказывает эффективность организации профильной технологической подготовки направленной на социально-трудовое становление старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.