Научная статья на тему 'К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе'

К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1802
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин А. А.

Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области современного материального производства. Излагаются цели, задачи, содержание и структура этой области при блочно-модульном принципе построения законченных элементов блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To The question of the concept of edikation area «technology» at vokational school

Annotation. The educational area «Technology» is a necessary component of the general education of schoolboys? giving to them an opportunity to put into practice and creatively to use knowledge of bases of sciences in the field of modern production of goods. The goods, tasks, contents and structure of this area are set forth with a block-modular principle of construction of finishes elements-blocks, which correspond to age features of schoolboys development.

Текст научной работы на тему «К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе»

А. А. КАЛЕКИН, профессор, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета

К ВОПРОСУ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области современного материального производства. Излагаются цели, задачи, содержание и структура этой области при блочно-модульном принципе построения законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников.

Ключевые слова: технология, технологическая грамотность, образовательная область, цели, задачи, содержание, структура.

Технологическая революция и образовательная область «Технология» в школе. Технологическая революция XXI века связана с интенсивным развитием и использованием нанотехнологией и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

Фундамент интеллектуального потенциала нации формируется в школе. В обществе сложилось мнение, что школа из-за теоретической направленности учебно-воспитательного процесса недостаточно готовит детей к трудовой жизни. Большинство выпускников, освоив установленный программами курс основных наук, слабо адаптируются в технологическом пространстве, не могут реализовать себя как самостоятельная личность ни в производстве, ни в учебных заведениях, ни в быту и окружающей среде. Поэтому перед современной школой встала задача усовершенствования системы образования за счет ее технологизации и введения профильного обучения школьников.

В 1993 году в инвариантную часть базисного учебного плана с 1 по 11 классы общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология». Ее главной целью является подготовка школьников к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, творческой, культурной, инициативной и предприимчивой личности.

К числу важнейших задач развития профильного обучения в школе относится совершенствование концепции образовательной области «Технология».

Совершенствование такой концепции должно опираться на методологические подходы, учитывающие опыт философии, среди которых выделим онтологический, исторический и социальный [2].

Согласно первому подходу человек по мере своего развития движется к раскрытию всех качеств, заложенных в него природой. Важно создать условия для развертывания его родовой человеческой сущности. Становление духовности, гармонии, красоты в мире и его явлениях есть всеобщий закон бытия, охватывающий и процесс

© А. А. Калекин

становления цивилизации. Необходимо приобщать человека к национальным народным ценностям посредством образования.

С позиций историзма образование есть новый этап формирования человека на каждом историческом отрезке, когда происходит приращение качеств, что, условно говоря, приводит к появлению новых свойств и характеристик.

С точки зрения социального подхода необходимо учитывать особенности среды, в которой мы проживаем. Школьнику надо помочь разобраться в положительных и отрицательных сторонах современной жизни.

От уровня технологического состояния страны сегодня зависят не только ее экономическое благополучие и образ жизни населения, но и положение в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами. Использование современных технологий определяется не столько развитием материальной базы промышленности, сколько духовнонравственным состоянием общества, готовностью молодого поколения производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы, материалы и новые технологии.

В каждую эпоху образование видоизменялось, стремясь соответствовать объективным требованиям времени, формировать человека того уровня, которого он достиг к данному историческому периоду.

В поисках объективности оснований образовательной области «Технология» необходимо выделить два направления развития современной культуры: природно-духовное и знаково-техническое. Большинство философов на стороне последнего, что совсем не свидетельствует о его истинности, а скорее наоборот - массовость чаще говорит об инерции. Представители первого направления -мыслители XX в. П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Р. Гвардини, X. Ортега-и-Гассет, А. Печчеи, Э. Фромм, В. Франкл, К. Юнг -исходят из природной сущности человека, который мыслится не как случайно возникший феномен, а стал им как субъект бытия. В человеке они ценят духовно-творческое начало, способное преобразовать действительность. По их мнению, он должен быть наделен любовью, красотой и гармонией. Представители другого направления (знаковотехнического) рассматривают мир с позиций позитивизма: явление берется как данность, без его связей со всеобщим. Такой подход широко распространился в XX в., особенно в англо-американских странах. Его сторонники отмечают необычайное развитие техники и технической куль-

туры, видят их подавляющую роль в жизни людей. Не пытаясь проанализировать, что это значит для человечества, они считают технику ведущим фактором жизнеобеспечения человечества. Поэтому культура, порожденная техникой, становится знаковой, утратившей непосредственную связь с природой, реальностью.

Многие полагают, что учебное заведение должно готовить человека к жизни, под которой сегодня подразумевается адаптация молодежи к рыночным отношениям и овладение современными технологиями. По мнению «технократов», естественнонаучные дисциплины и сама техника, в том числе компьютерная, должны заполнить большую часть образовательного пространства. Те же предметы, которые еще связаны непосредственно с природой человека, прежде всего гуманитарные, должны быть построены технократично, т.е. рационально, схематично, как это якобы принято в науке. Торжествует принцип пользы, либерализма и расчета. По мере усиления опасности технократического манипулирования людьми культура как механизм поддержания социальности устаревает и становится ненужной. Богатство, успех, здоровье - вот единственные ценности жизни в условиях техногенной цивилизации.

Школа - это социальный институт, призванный помочь школьнику стать человеком во всей полноте природно-космического явления. Без этого не может состояться ни полноценный гражданин общества, ни творческий специалист. Вот почему педагогика уже давно выдвинула принципы целостности и гуманизации образования. Центром школьного образования должны стать области знаний, наиболее целостно развивающие учащегося, его мышление, интуицию, воображение, пластику психики, духовность в целом, к тому же не рядоположенно, а вокруг жизненных смыслов. Это забота преподавателей литературы, музыки, декоративно-прикладного искусства. Затем идут дисциплины, развивающие отдельные стороны индивида: история, география, обществоведение, далее - математика, физика, общая биология, способствующие умственному воспитанию, обогащающие воображение, а также физическая культура, направленная на укрепление здоровья. Большое значение для практической жизни имеют прикладные учебные дисциплины: биология, химия, психология, право, азы экономики, этикет и др.

Каково положение в этом ряду образовательной области «Технология»? Чрезвычайно важное. Она может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность

образования и технологической дисциплины. Она венчает образование не только в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, но и теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Исходя из онтологического подхода, можно выделить такие задачи образовательной области «Технология»: развивать ребенка как целостную личность, помогать ему сформироваться как современному человеку, способствовать органичному вхождению в современный социум. На уроках технологии ребенок создает вещь, а не компьютерный образ и не математическую модель или иную теоретическую абстракцию. Здесь возможно творческое воспроизведение изделия декоративно-прикладного искусства, свидетельствующего о духовном возвышении его создателя.

Актуальность технологического образования школьников. Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Во многих развитых странах «Технология» является одним из основных предметов обучения от детского сада до окончания старшей школы.

В системе общего образования образовательная область «Технология» предназначена для того, чтобы:

- формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;

- заложить основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;

- формировать технологическую, трудовую, этическую, эстетическую, экологическую, предпринимательскую, графическую и информационную культуры учащихся;

- ознакомить учащихся с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению;

- выявить и развить творческие способности школьников в созидательной и преобразующей деятельности, формировать и расширять их познавательные интересы, сознательность и гибкость;

- способствовать самореализации, самоутверждению и социализации школьников в коллективе сверстников в период обучения.

Выполняя свое предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности школьника, гармонично сочетающей в себе его потребности в физическом и умственном труде, постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

Сформированные у школьников при изучении образовательной области «Технология» знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.

Цели и задачи образовательной области «Технология». Образовательная область «Технология» играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Основанная на практическом изучении распространенных технологий, знакомстве с перспективными технологиями XXI века и компьютерной поддержке технологической деятельности, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования.

Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи образовательной области «Технология».

Основными целями образовательной области «Технология» являются:

1) наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни в быстро меняющемся технологическом мире;

2) формирование у школьников технологических знаний и умений осваивать разнообразные способы и средства анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии, информации, учитывать возможные социальные, экономические и экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по XI класс с учетом потребностей школьников, возрастных особенностей и перспектив их развития, сориентированных на потребности общества, должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1) освоение технологических знаний и технологической культуры, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания объектов труда, их оценки и реализации на рынке товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства, определения своих жизненных и профессиональных планов и путей их воплощения, в первую очередь в отношении специальностей сферы современного материального производства;

2) овладение знаниями о научной организации труда, общих основах различных технологий, методах творческой деятельности и принципах дизайна, путях снижения негативных последствий производственной и бытовой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

3) формирование представления о технологии как части мировой культуры, как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, расширение политехнического кругозора;

4) формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых условиях личности, развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, гибкости;

5) воспитание трудолюбия, самостоятельности, предприимчивости, честности, сознательности, ответственности за результаты своей деятельности, порядочности, коллективизма, уважения к людям, культуры поведения и бесконфликтного общения, становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции;

6) закрепление в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук, развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

7) воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных и мировых достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Содержание образовательной области «Технология». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания образовательной области «Технология» строится на следующих положениях:

а) распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хо-

зяйства и наличие в них современных научно-технических достижений;

б) политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;

в) четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

г) возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

д) профориентационная, предпринимательская и экологическая направленность.

Содержание обучения в образовательной области «Технология» включает в себя следующие составляющие:

- общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов;

- технологические процессы художественноприкладной обработки материалов;

- технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- технологии преобразования и использования энергии;

- технологии получения, преобразования и использования информации, перспективные технологии XXI века, дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предпринимательской деятельности;

- сведения о мире профессий, поведении на рынке труда;

- методы творческой деятельности;

- формы, методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга;

- экономические и экологические характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий.

Обучение школьников в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование информации (информационная культура);

- основы черчения, графики (графическая культура);

- основы дизайна (культура дизайна);

- элементы прикладной экономики и предпринимательства (предпринимательская культура, культура дома, потребительская культура);

- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов с учетом склонностей и интересов учащихся;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека (экологическая культура);

- творческая, проектная деятельность (проектная культура);

- история и социальные последствия развития технологии и техники;

- культура поведения и бесконфликтного общения (культура человеческих отношений, этическое воспитание).

Структура образовательной области «Технология». В основе структуры содержания образовательной области «Технология» лежит блочномодульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников.

Блочно-модульное построение призвано обеспечивать тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания на всех этапах технологической подготовки учащихся. При этом модули интегрируют в себе сквозные образовательные линии.

Структура обучения «Технологии» в 11-летней школе включает три блока:

- первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4-й классы);

- второй - период подросткового возраста (5-9-й классы);

- третий - период ранней юности ( 10-11-й классы).

На этапе начального общего образования реализуются цели:

- расширение политехнического кругозора учащихся, их знакомство с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии, информации;

- планирование работы, конструирование изделий, оценка результатов деятельности;

- выполнение отдельных этапов проектной деятельности;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и бережного отношения к природе.

В соответствии с этим решаются задачи:

- освоение доступных технологий ручной обработки природных и искусственных материалов, выращивание комнатных и огородных растений;

- выполнение эскизов объектов труда;

- освоение доступных информационных технологий;

- знакомство с распространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.

С учетом периодизации общего образования изучение «Технологии» в начальной школе позволяет учащимся:

1) получить начальные представления о широко распространенныхтехнологиях преобразования материалов, энергии, информации, отдельных видах декоративно-прикладного творчества, их художественных особенностях и традициях;

2) освоить элементарные трудовые приемы, развить творческие способности в процессе разнообразных видов трудовой деятельности с доступными для обработки материалами;

3) сформировать устойчивые навыки самообслуживания, самостоятельность и ответственное отношение к результатам труда;

4) освоить использование безопасных приемов труда;

5) получить начальные представления о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

В первом блоке (1-4-й классы) в виде отдельных модулей изучаются преимущественно технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, простейшие электротехнические устройства, доступные информационные технологии, выполняются простые проекты, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, развитию самостоятельности, обеспечивая подготовку к более сложной проектной деятельности в следующих классах. Младшие школьники учатся читать и выполнять простые эскизы объектов труда, строить несложные механические и электрические модели из конструкторов. Они знакомятся с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений.

В процессе технологической деятельности учащихся совершенствуются манипулятивные функции рук и пальцев, что способствует более интенсивному развитию умственных способностей

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьников. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества, творческому развитию учащихся.

В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников.

На этапе основного общего образования (59-й классы) цели можно определить следующим образом:

- знакомство с общими принципами технологической и проектной деятельности, с наиболее распространенными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства;

- практическое использование основ предпринимательской деятельности;

- выполнение проектов;

- профессиональное самоопределение учащихся;

- формирование добросовестного отношения к труду, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Соответственно при этом решаются следующие задачи:

- освоение общих принципов технологической и проектной деятельности, некоторых из технологий обработки материалов (в соответствии с выбранным направлением обучения), энергии и информации;

- приобретение графических умений и графической культуры;

- освоение культуры труда;

- знакомство с принципами дизайна;

- профессиональное самоопределение на выбор будущей профессии.

В основной школе учащиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, совершенствуют сформированные умения и приобретают новые, относящиеся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей.

Изучение образовательной области «Технология» в основной школе позволяет учащимся:

1) приобрести знания и умения по общим способам практико-преобразующей и проектной деятельности, технологические знания и умения по распространенным методам и средствам преобразования материалов, энергии, информации, принципам конструирования изделий, влиянию технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

2) сформировать заинтересованное и ответственное отношение к процессу и результатам тру-

да, способности к творчеству в созидательной деятельности при изучении и освоении современных технологий и различных народных ремесел;

3) получить представления о способах и средствах профессионального самоопределения и формирования реалистичных социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности;

4) овладеть методами и средствами получения, преобразования и использования информации. Научиться использовать графический язык, элементы дизайна и современные информационные технологии для проектирования и создания объектов труда;

5) приобрести навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы над творческими проектами;

6) сформировать представления о предпринимательской деятельности по производству и реализации созданных учащимися изделий и услуг, овладеть умениями рационального поведения в условиях рыночной экономики, оптимального ведения домашнего хозяйства.

Содержание второго блока (5-9-й классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства и развивающего досуга:

- это ресурсосберегающие технологии обработки конструкционных материалов, конструирования, сборки и управления техническими устройствами;

- технологии обработки текстильных материалов, конструирования и изготовления швейных изделий;

- технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд;

- методы и средства художественно-прикладной обработки материалов;

- технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- технологии общестроительных и санитарнотехнических работ;

- технологии электромонтажных работ, использования электрической энергии, знания по формированию и исполнению домашнего бюджета, рациональному расходованию средств с учетом современных социальноэкономических условий.

Школьники получают знания и умения по информационным технологиям, черчению и графике применительно к изучаемым технологиям,

сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, выполняют творческие проекты. Учитывая наличие в базисном учебном плане образовательной области «Информатика», где изучаются процессы преобразования, передачи и использования информации, информационные технологии в образовательной области «Технология» изучаются в прикладном плане.

Отмечая важную роль любой формы информации в преобразующей деятельности человека, особое внимание должно быть уделено использованию ПЭВМ как мощного инструментального средства поддержки любых видов технологической деятельности человека при обработке конструкционных материалов, тканей, энергии и т.д. Целесообразно проводить с помощью ПЭВМ профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике и предпринимательству, моделировать экологические ситуации, осуществлять проектную деятельность.

Технологии второго блока группируются по трем направлениям:

1) техническое (технический труд);

2) сервисное, включая домашнее хозяйство (обслуживающий труд);

3) сельскохозяйственное (сельскохозяйственный труд).

Учащимся в соответствии с их интересами и склонностями предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий.

На этапе среднего (полного) общего образования целями образовательной области «Технология» являются:

- формирование технологической культуры учащихся;

- знакомство с технологиями выбранного профиля;

- выполнение комплексных проектов.

В соответствии с этим решаются задачи:

- завершение освоения технологической культуры;

- освоение некоторых технологий выбранного профиля;

- уточнение профессиональных планов учащихся.

В старшем звене общеобразовательной школы технологическая подготовка осуществляется в соответствии с профильными направлениями работы общеобразовательного учреждения и характером познавательных интересов учащихся.

Изучение образовательной области «Технология» в старшей школе позволяет учащимся:

1) скорректировать профессиональные планы и сделать адекватный выбор социально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей, получить представление о порядке трудоустройства на предприятиях различных типов собственности;

2) овладеть некоторыми технологиями созидательной или преобразовательной деятельности, соответствующими выбранному профилю обучения, и при желании получить начальную профессиональную подготовку, усовершенствовать владение элементами предпринимательства и потребительской культуры.

Изучение образовательной области «Технология» в профильной школе позволяет учащимся дополнительно:

1) получить технологические знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности;

2) систематизировать знания об универсальных принципах технологической, творческой и проектной деятельности;

3) установить связи между достижениями в области естественных и социальных наук и тенденциями развития современных технологий.

Содержание третьего блока (10-11-й классы) расширяет и углубляет технологическую подготовку учащихся, завершает формирование технологической культуры, обеспечивает возможность коллективного выполнения проектов и способствует обоснованному выбору будущего направления профессионального образования.

Последний этап технологической подготовки в общеобразовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством и по желанию учащихся за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана предоставляет им возможность получить начальную профессиональную подготовку и тем самым обеспечить их социальную защищенность на рынке труда.

В результате освоения образовательной области «Технология» учащиеся овладевают следующими инвариантными умениями:

- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;

- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выпол-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

нять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна и художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;

- создавать и оценивать объекты труда (материальные, интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

- применять рациональные и безопасные приемы работ при использовании инструментов и оборудования;

- самостоятельно овладевать общими способами проектно-преобразовательной деятельности, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;

- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг или создания конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;

- давать экологическую оценку технологическому процессу и результату практической деятельности;

- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;

- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе.

Важную роль в технологическом образовании школьников играет ручной труд по обработке материалов. Он способствует физическому и умственному развитию детей, формирует их материалистическое мировоззрение.

Успешность реализации в школе образовательной области «Технология» во многом зависит от профессиональной подготовки учителя технологии.

В основу нового направления модернизации российского общего образования положено не только развитие потенциала каждого школьника, но и постоянное саморазвитие учителя.

Сегодня востребован не учитель-предметник, а учитель-исследователь, учитель-технолог, который активно занимается научно-методической, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо» через призму преподаваемой дисциплины.

На первый план выходит личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития.

Учитель профильного обучения должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.

Учитель в профильных классах - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант. Все это требует особых, а в некоторых случаях принципиально новых подходов к организации кадрового обеспечения профильного обучения.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии имеет определенную специфику, особенно при работе в профильных школах. Эта специфика предопределена тем, что в пределах одного класса учитель должен быть готов к профориентации школьников по различным профессиям.

Чтобы готовить школьников к выбору будущих профессий, учитель технологии должен сам быть профессионально подготовленным, особенно в сфере материального производства. Отсюда существенно возрастают требования к подготовке будущих учителей технологии. Учителю технологии предстоит в рамках одного и того же технологического профиля осуществлять подготовку старшеклассников по самым различным направлениям. Соответственно требуется пересмотр содержания предметной подготовки будущих учителей технологии.

Представляется очевидным, что обучить учащихся различным видам технологической деятельности сможет лишь учитель, сам владеющий таковыми. Соответственно при подготовке будущих учителей технологии в вузе необходимо предусмотреть изучение ими различных видов технологической деятельности. Однако практически осуществить подготовку будущих учителей технологии одновременно по нескольким рабочим профессиям, на наш взгляд, невозможно. С одной стороны, подготовка будущих учителей технологии ограничена определенными временными рамками, а с другой - слишком широк и разнообразен

круг формируемых технологических знаний и умений. Поэтому встает вопрос о качестве образованности учителя технологии, его профессиональной компетентности, которая позволила бы ему осуществлять свою деятельность наиболее эффективным образом.

Исходя из вышесказанного, для подготовки учителей технологии профильных школ, реализующих свои знания в школе по профессиональному самоопределению школьников в сфере материального производства, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Такая педагогика имеется для технических вузов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим техническим образованием, и она называется инженерной педагогикой [3].

Учитель технологии не готовит из школьников технических специалистов, его главная задача -дать школьнику профессиональное самоопреде-

ление для выбора будущей профессии. Отсюда для подготовки учителя технологии нужна не инженерная педагогика, а какая-то другая, использующаяся, по-видимому, базу инженерной педагогики, но выполняющая другую, то есть школьную, задачу. Такую педагогику мы условно называем общеинженерной.

Отсюда исследования по совершенствованию образовательной области «Технология» (ее целей, задач, содержания и структуры) и формированию в вузе на базе общеинженерной педагогики профессионально компетентностных будущих учителей технологии для успешной работы в профильных школах, способствующих своими действиями профессиональной ориентации учащихся на продолжение обучения в начальных, средник и высших профессиональных учебных заведениях и на трудовую деятельность в сфере современного материального производства, являются актуальными и перспективными в педагогической науке.

Библиографический список

1. Атутов П. Р. Концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной области школы [Текст] / П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. 1999. № 1, 5 - 12.

2. Огородников Ю. А. Образовательная область «Технология»: от философии к практике [Текст] / Ю. А. Огородников, О. А. Кожина // Педагогика. 2001. № 8.

3. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсонов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.

A. A. Kalekin

To The question of the concept of edikation area «technology» at vokational school

Annotation. The educational area «Technology» is a necessary component of the general education of schoolboys? giving to them an opportunity to put into practice and creatively to use knowledge of bases of sciences in the field of modern production of goods. The goods, tasks, contents and structure of this area are set forth with a block-modular principle of construction of finishes elements-blocks, which correspond to age features of schoolboys’ development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.