Научная статья на тему 'Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения'

Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / PROFILE LEARNING / PROJECT-BASED LEARNING / VOCATIONAL TESTS / PROFESSIONAL SELF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяш Н. В., Афонин И. А.

В статье рассматриваются вопросы реализации проектного обучения в профильных классах общеобразовательной школы. Рассмотрены возможности проектного обучения в реализации профессиональных проб старшеклассниками, что позволяет интегрировать знания школьников, полученные в процессе изучения базовых, профильных и элективных учебных курсов в преломлении к профессиональной деятельности. Рассмотрены методические подходы к организации проектной деятельности и профессиональных проб старшеклассниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матяш Н. В., Афонин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities students in the System of Special Education

The article deals with the implementation of project-based learning in core classes of secondary school. The possibility of project-based learning in the implementation of professional tests high school students, allowing students to integrate knowledge acquired through learning the basic, core and elective courses as they relate to professional activities. Methodical approaches to the organization of project activities, and professional school students samples

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Матяш, И.А. Афонин

В статье рассматриваются вопросы реализации проектного обучения в профильных классах общеобразовательной школы. Рассмотрены возможности проектного обучения в реализации профессиональных проб старшеклассниками, что позволяет интегрировать знания школьников, полученные в процессе изучения базовых, профильных и элективных учебных курсов в преломлении к профессиональной деятельности. Рассмотрены методические подходы к организации проектной деятельности и профессиональных проб старшеклассниками.

Ключевые слова: профильное обучение, проектный метод обучения, профессиональные пробы, профессиональное самоопределение школьников.

Система профильного обучения, являясь динамичной структурой, позволяет создать условия для существенной интеграции содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к выбору профессионального пути. В соответствии с «Концепцией профильного обучения» в учебный план включены не только базовые и профильные общеобразовательные курсы, но и элективные, дополняющие и развивающие содержание образования, удовлетворяя познавательные интересы школьников, выходя за рамки выбранного профиля. Кроме того, элективные курсы несут в себе огромный развивающий потенциал, воплощая идеи дифференциации и индивидуализации обучения.

Организация образовательного процесса в профильном обучении направлена на поиск и использование наиболее эффективных форм проведения уроков: внедрение профильного обучения и использование современных образовательных технологий - процессы взаимообусловленные.

Одной из эффективных образовательных технологий в профильной школе является проектная, в силу того, что метод творческих проектов с успехом может быть использован в процессе преподавания всех учебных предметов. Выполнение творческих проектов учащимися позволяет им соотносить свои возможности с реальным результатом деятельности, что способствует процессу социально-профессионального становления.

Сущность проектного обучения заключается в возможности получения предметных знаний и навыков, овладении способами их добывания, развития и закрепления. Учащиеся самостоятельно разрабатывают различные виды постоянно усложняющихся проектных целей и задач, где предшествующие результаты выступают в качестве средств решения последующих задач. Следует отметить, что в акте целеполагания происходит общее программирование проектной деятельности, построение общего замысла проектного процесса, позволяющего спрогнозировать предстоящую задачу. На следующем этапе конкретизируются задачи практической деятельности и разрабатывается конкретная схема ее осуществления.

Источником активности школьника в данном случае являются потребности. Движущей силой потребностей служат противоречия между выдвигаемыми в ходе учения практическими задачами и наличным уровнем знаний и познавательных сил школьников. Главное условие разрешения этого противоречия - его осознание учащимися. И поскольку в основе проектного обучения лежит проблемная ситуация вполне определенного плана, то и процесс разрешения каждой конкретной проблемной ситуации связан с процессом преодоления затруднений. После того, как наметилась схема решения проблемы, мыслительный процесс переходит к завершающей фазе -обобщению и конкретизации, что фиксируется наглядно-опытными действиями. Последнее переходит в непосредственную практическую деятельность.

Эту схему решения проблемы мы называем проектной. При этом следует отметить, что исключительную важность имеют умения школьника делать выводы, пользоваться приемами исследования, где ученик сам, собственными усилиями отыскивает, делает субъективные и объективные открытия. Он не только приобретает знания, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, изобретать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

В таком случае процесс самообучения превращается в непрерывный ряд открытий, являющихся следствием собственных усилий ученика, где метод проблемной ситуации переходит в поисковый, а затем в исследовательский, а далее - в проектный метод. Это положение создает основную предпосылку для появления научных понятий и собственного научного анализа.

Таким образом, по мере овладения способами выделения системы понятий перестраиваются все механизмы учебной деятельности. На первый уровень подымается учебно-познавательный интерес. Он начинает выступать в функции не только смыслообразующего, но и побудительного мотива, так что ученик сам активно ищет ситуации, в которых усвоенное понятие может получить дальнейшее развитие. Тем самым активность ученика приобретает характер развития саморегулирующей учебной деятельности с ее мотивами, средствами и способами осуществления.

Таким образом, мы можем заключить, что проектная деятельность на любом уровне имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения проекта, соответствующего учебным возможностям, а степень сложности соответствует принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. Содержание работы, форма ее выполнения вызывают интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

Таким образом, творческая проектная деятельность способствует активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных интересов, формированию положительной мотивации обучения, способствует активизации социально-профессионального самоопределения.

Именно в профильной школе целесообразно выполнять интегрированные творческие проекты, которые можно рассматривать как своеобразные профессиональные пробы, когда ученик реально может проверить себя в конкретной деятельности, что можно рассматривать как определенный этап в социально-профессиональном самоопределении личности, формировании профессионального самосознания, отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Период ранней юности сензитивен формированию профессионального самосознания. В характеристиках личности закладывается социальная независимость, происходит поиск путей продолжения образования и направления будущей профессиональной деятельности путем пробы сил в различных видах труда. Поэтому содержание профильного обучения должно быть ориентировано на обеспечение учащимся возможности проверить свои способности в различных видах преобразовательной деятельности, осуществление пробы самовыражения в тех или иных технологических процессах, выявление своих профессиональных способностей.

В плане профессионального самоопределения в этом возрасте происходит формирование профессионального призвания, уточнение социально-профессионального статуса, самооценка уровня сформированности профессионально важных качеств личности в избранном виде труда, планирование профессиональной карьеры.

Профессиональный выбор для старшеклассников является личностно значимой проблемой, потому что несет ограничения их широко направленным интересам. Проектная деятельность снимает это ограничение, позволяя испытать себя в разных социальных ролях. На основании этого учебные интересы и склонности становятся более определенными и четко выраженными.

В педагогических исследованиях (П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, С.Н. Чистякова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, и др.) подчеркивается, что формирование способности личности к выбору профессии, формирование профессионального самоопределения обеспечивается выполнением следующих условий: развитием умений и навыков самоанализа; овладением способами анализа профессий; познанием своих возможностей через профессиональные пробы.

Профессиональная проба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный процесс, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. С.Н. Чистякова в профессиональной пробе выделяет исполнительский, созидательный, творческий компонент [1, С 14].

Согласуясь с алгоритмом проектной деятельности, профессиональные пробы разворачивают в своей структуре основные этапы проектирования.

К подготовительному этапу профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности учащегося, связанное с постановкой проблемы, промежуточных и конечных целей работы, с ее планированием; с поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме.

Творческий этап в профессиональной пробе (соотносим с технологическим этапом в проектировании) предполагает выявление (формирование) у учащихся практических умений действовать по определенно заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с технологической картой и т.п.

На заключительном этапе профессиональные пробы адекватны деятельности профессионала, обеспечивают формирование специальных знаний, умений, навыков в наиболее полно обеспечивают проявления индивидуальных особенностей, способностей учащихся.

Таким образом, именно в профильной школе интегративный характер проектного обуче-

ния позволяет назвать его эффективным дидактическим средством, в максимальной степени соответствующим задачам возрастного развития.

The article deals with the implementation of project-based learning in core classes of secondary school. The possibility of project-based learning in the implementation of professional tests high school students, allowing students to integrate knowledge acquired through learning the basic, core and elective courses as they relate to professional activities. Methodical approaches to the organization of project activities, and professional school students samples. The key words: profile learning, project-based learning, vocational tests, professional self schoolchildren.

Список литературы

1. Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. -Учебник для 8-9 класса. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. - М. «Академия», 2011. 146с.

3. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. М.:Вентана-граф, 2007. 80с.

4. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Пряжников Н. С., Умовская И. А. Технология. Твоя профессиональная карьера. Дидактические материалы. Книга для учителя .М.: Просвещение, 2008. 160с.

Об авторах:

Афонин И.А. - МБОУ «Брянский городской лицей № 27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова», Народный учитель России, к.пед.н., доцент.

Матяш Н.В. - доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».

Project activities students in the System of Special Education

N.V. Matyas, I.A. Afonin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.