— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 371.1(571.56) И. С. Алексеева, И. А Атласова, А. А. Кычкина
ФИРМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена реализации фирменного образования как формы профильного обучения старшеклассников. Рассмотрены теоретические основания профильного обучения с позиции компетентност-ного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Представлены структурно-функциональная модель фирменного образования, научно-педагогическое обеспечение фирменного образования в системе профильного обучения, организация фирменных классов школы № 5 г. Якутска имени Н. О. Кривошапкина. Определено понятие фирменного образования как образования, призванного сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития экономики, вооружать школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего карьерного роста.
Ключевые слова: профильное обучение, фирменное образование, фирменные классы, самоопределение, профессиональное самоопределение, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентиро-ванный подходы, образовательный кластер.
I. S. Alekseeva, I. A Atlasova, A. A. Kychkina Corporate Education as a Form of Profile Education
The article discusses the introduction of corporate education as a form of profile education of high-school students. The theoretical grounds of the profile education are considered from the position of competence-
АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к. п. н., доцент каф. педагогики ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: alekseevais2010@mail.ru
ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
E-mail: alekseevais2010@mail.ru
АТЛАСОВА Ирина Александровна - магистрант каф. педагогики ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: atlas_ira@mail.ru
ATLASOVA Irina Aleksandrovna - Master's program student, Department of Pedagogics, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
E-mail: atlas_ira@mail.ru
КЫЧКИНА Антонина Анатольевна - к. п. н., директор школы №№5 имени Н. О. Кривошапкина городского округа «город Якутск».
E-mail: kaan_58@mail.ru
KYCHKINA Antonina Anatol'evna - Candidate of Pedagogical Sciences, Director, N. O. Krivoshapkin secondary school 5.
E-mail: kaan_58@mail.ru
based, active, and person-oriented approaches. The article presents the structural-functional model of corporate education, academic and pedagogical support of profile education in the system of corporate education, organization of corporate classes at school 5 of Yakutsk City. We understand the corporate education as an education aimed at forming a sensible professional choice within the priority industries, providing schoolchildren with the knowledge and those capabilities that are needed for successful continuous education after secondary school and achieving of the greatest possible career advancement for each student.
Keywords: profile education, corporate education, corporate classes, self-identification, professional self-identification, competence-based, active, person-oriented approaches, educational cluster.
Введение
На современном этапе развития социально-экономических отношений образование в России признано важнейшим фактором формирования нового качества общества и экономики. В этих условиях изменяется государственный и социальный заказы на подготовку кадров: востребованы хорошо подготовленные, мотивированные на высокоэффективную профессиональную деятельность, мобильные, конкурентоспособные, готовые к творческому решению производственных задач специалисты, для которых развитие экономики и производства является делом личной заинтересованности и высочайшей ответственности перед своим народом.
На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (2015 г.) отмечено, что начинать работу по подготовке кадров новой формации надо уже в школе: «Важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний» [1]. В перечне ожидаемых результатов Государственной программы «Развитие образования РФ на 2013-2020 гг.» планируется обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития [2].
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, недостаточно эффективная работа по данному направлению приводит к тому, что многие молодые люди получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь. Часто их желания и стремления идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление. Существующие программы и учебные планы профильного обучения слабо ориентируют школьников в вопросах профессионального самоопределения, очерчивая лишь область предметного продвижения обучающихся в процессе обучения. В этой связи изучение фирменного образования как формы профильного обучения старшеклассников является актуальным.
Организация фирменного образования как формы профильного обучения старшеклассников
Методологической основой исследования фирменного образования как формы профильного обучения старшеклассников послужили: теория развития личности и деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), теория о целостности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, И. М. Чередов и др.); концепции профессиональ-но-деятельностного (Е. А. Климов, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др.), компетентностно-го (И. А. Зимняя, В. А. Болотов и др.) и личностно-ориентированного (Е. В. Бондаревская,
B. В Сериков и др.) подходов к процессу профильного обучения.
Проблемы профильного обучения в системе общего образования получили свое освещение в работах И. В. Фролова, Ф. Д. Халиковой, И. А. Казьминой и др.; управление пред-профильной подготовкой и профильным обучением рассмотрены в трудах В. И. Блинова,
C. С. Кравцова и др.; региональные и этнокультурные особенности предпрофильной подготовки и профориентации исследованы в работах А. В. Мордовской, А. А. Кычкиной, Ф. Д. Товарищевой, раскрывающих компоненты профильного обучения и дифференциации образования.
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.
Самоопределение как категория педагогики объективно отражает специфические условия становления личности в деятельности и общении.
Так, П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [3].
Е. А. Климов разрабатывает представление о профессиональном самоопределении школьника как о процессе развития его в качестве субъекта деятельности [4].
Анализ содержания жизненного самоопределения подростков и юношей осуществляется в работах Л. И. Божович, которая вслед за Л. С. Выготским трактует его как сложнейший процесс поиска личностью своего жизненного пути, «определенного места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего признания и выбора своего основного жизненного дела» [5, 6].
С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев и др. профессиональное самоопределение связывают с понятием профессиональной готовности, которая определяется ими как внутренняя убежденность и осознанность выбора профессии, устойчивая целостная система определенных свойств, включающих направленность интересов и склонностей, практический опыт и знание особенностей профессии [7, 8]. Авторы исходят из того, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование; самопознание; самореализацию школьника как субъекта процесса самоопределения.
В основу исследования фирменного образования как формы профильного обучения положены общенаучные подходы: компетентностный, деятельностный, личностно-ориенти-рованный.
В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения о компетентостном подходе следующих авторов - В. А. Болотова, В. В Серикова, раскрывающих компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций; возможность переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла; атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности [9, 10].
Компетентностный подход в фирменном образовании - это подход, реализующий деятель-ностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты.
Теоретической основой деятельностного подхода профильного обучения является идея развития субъектности в образовании, обоснованная В. И. Слободчиковым и др. Субъект-ность понимается как социальный деятельностно-преобразующий способ бытия человека [11]. Стать субъектом определённой деятельности - значит, освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать её ход и результаты, изменять её приёмы.
Идея профильного обучения предусматривает организацию различных видов образовательной деятельности, а именно учебной, проектной, учебно-исследовательской, различных видов социальной практики.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т. д.) и постановки (или присвоения) цели. Следовательно, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Осваиваемые способы деятельности должны быть социально востребованными и позволять старшеклассникам действовать адекватно возникающим в профессии ситуациям.
Таким образом, деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
С позиций личностно-ориентированного подхода профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Современная трактовка личностно-ориентированного образования акцентирует внимание на развитие потенциальных возможностей, на их свободное самовыражение. Личностно-ори-ентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций воспитанников [5].
Личность ученика формируется по мере становления его собственного личностно-профес-сионального мировоззрения, которое проявляется в системе убеждений, выборе ценностей, жизненной практике, создавая при этом свой способ жизнедеятельности [12].
В соответствии с личностно-ориентированным подходом фирменное образование направлено на развитие личности учащегося, его творческой и профессиональной индивидуальности.
В нашем исследовании важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.
Фирменное образование как форма профильного обучения позволяет реализовать эту идею в соответствии с интересами учащихся в отношении будущей профессии и их намерениями по дальнейшему образованию.
В нашем исследовании моделированию подвергается процесс профильного обучения, определяемый как система специализированной подготовки старшеклассников, более индивидуализированной, отвечающей реальным запросам и ориентациям, способной обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Для моделирования нами предложена структурно-функциональная форма, в которой наглядно отражаются системно расположенные элементы моделируемого процесса, просматриваются функциональная связь между структурными компонентами и логика построения образовательного кластера как среды профильного обучения.
Образовательный кластер - среда, благоприятный климат которой способствует бережному «взращиванию» малых инновационных форм - сильных ростков инновационной экономики. Инновационная среда образовательного кластера в условиях фирменного образования формируется при взаимодействии возможностей фирм-партнеров, школьного технопарка, фирменных классов, которые обеспечивают функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения и способствует содержательному развитию педагогической системы общеобразовательной школы.
Создание образовательного кластера влечёт за собой организационно-педагогические изменения в образовательной среде школы:
- индивидуализация образовательного процесса: выбор учащимися профиля обучения, элективных курсов и фирменных предметов, форм обучения, определение направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы;
- расширение пространства социальной реализации: участие в социально значимых проектах технопарка школы и всего кластера, предпрофессиональные стажировки и практики;
- организация пространства рефлексии и мыследеятельности: тьюторские консультации, работа с портфолио, исследование образовательных ресурсов, участие в методологических семинарах и деловых играх;
- взаимодействие со школами, учреждениями профессионального образования и науки, фирмами, предприятиями;
- привлечение к образовательному процессу обучающихся в фирменных классах высококлассных специалистов из сферы производства, бизнеса.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель фирменного образования
На рис. 1 представлена структурно-функциональная модель фирменного образования.
Научно-педагогическое обеспечение модели фирменного образования в системе профильного обучения реализуется на следующих уровнях:
• функционально-целевом, в котором определены:
- цель (самоопределение старшеклассников в отношении профиля обучения и будущей профессии),
- задачи (выявить интересы и склонности, способности школьников к практической профессиональной деятельности; развить познавательные интересы, обеспечивающие успешность выбора будущей профессиональной деятельности; способствовать формированию индивидуальной траектории образования, получения профессии),
- функции (образовательная, координирующая, информационно-методическая);
• теоретико-методологическом обоснованы:
- методологические подходы (компетентностный, деятельностный, личностно-ориентиро-ванный),
- принципы (непрерывности, преемственности, вариативности),
- организационно-педагогические условия;
• содержательном предложены:
- структура и содержание программ фирменных классов, модули школьного технопарка,
- методы и технологии (портфолио, метод проектов и другие современные образовательные технологии) организации фирменного образования, направленные на формирование у школьников осознанного выбора дальнейшего пути обучения;
• организационно-методическом разработаны:
- основные направления деятельности (информационная работа с учащимися, исследование мотивации выбора будущей профессии и дальнейшего пути обучения; разработка интегрированных образовательных программ обучения фирменных классов, подготовка выпускников школы к освоению программ фирменных классов, расширение возможностей социализации учащихся, деятельность по взаимодействию субъектов данной системы по совершенствованию профильного обучения),
- методические указания по организации фирменных классов как формы профильного обучения.
Новая модель профильного обучения - структурно-функциональная модель фирменного образования, которая предполагает более тесное взаимодействие с фирмами-партнерами, сферой бизнеса и производством через создание фирменных классов.
Фирменный класс - одновозрастная организованная группа учеников школы, осваивающая программу обучения по профилю фирмы, осуществляющей над ней кураторство в сфере профориентационной деятельности, содержания профильной подготовки, поступления в профильный вуз и получения профессионального образования.
В табл. представлены направления фирменных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Н.О. Кривошапкина» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск».
Таблица
Направления фирменных классов
Наименование класса Менеджерский класс (класс подготовки эффективного менеджера)
Направленность Подготовка школьников к получению профессии в сфере менеджмента
Содержание, формы, виды Проведение социологических исследований.
освоения профильной Участие в ярмарках кадров.
компоненты Организация и проведение деловых обучающих игр «Современный менеджер», «Вакантное место» и др.
Специальные дисциплины Психология общения. Конфликтология. Информационные технологии. Теория и практика личного успеха. Теория и практика деловых игр. Деловой этикет. Научно-деловой стиль речи. Маркетинг. Реклама. Бизнес-право. Бизнес-план. Имиджелогия. Основы менеджмента. Стратегическое управление
Фирма-партнер ФМФ «Ленский край»
Наименование класса Класс современного зодчества (строительно-архитектурный класс)
Направленность Подготовка школьников к поступлению в вузы архитектурно-строительной направленности
Содержание, формы, виды Проектирование и изготовление макетов зданий и сооружений. Дизайн
освоения профильной зданий и сооружений.
компоненты Разработка и защита строительных и дизайнерских проектов. Участие в выставках
Специальные дисциплины Эстетика жилища. Художественное конструирование. Техническое черчение. Живопись. Дизайн. Компьютерная графика
Фирма-партнер Якутский домостроительный комбинат. Инженерно-технический институт СВФУ
Класс «Премьер» (класс подготовки к государственной (муници-
Наименование класса пальной) службе)
Направленность Подготовка будущих лидеров-организаторов. Подготовка к поступлению в вузы, готовящие специалистов муниципальной и государственной службы
Содержание, формы, виды Разработка и защита учебных проектов по актуальным проблемам му-
освоения профильной ниципального уровня. Работа с документами, прохождение практики в
компоненты муниципальных службах. Участие в заседаниях и совещаниях муниципального уровня. Проведение общественно-значимых акций
Специальные дисциплины Экономика. Основы административного права. Экономические и правовые аспекты управления. Городское (муниципальное) хозяйство. Муниципальное документоведение
Фирма-партнер Администрация ГО «Якутск». Институт государственного администрирования. Филиал Моск. института государственного управления
Класс ТОГИС (Технология образования в глобальной информаци-
Наименование класса онной сети)
Направленность Освоение информационных технологий обучения, освоение компьютерных программ
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Увеличение доли компьютерных технологий в процессе обучения по всем предметам. Компьютерное проектирование. Сайтостроение
Специальные дисциплины Средства ИКТ. ПК и проблемы здоровья. Мультимедиапродукты. Мультимедиапрезентации. Компьютерная анимация. Технология пользования Интернетом
Фирма-партнер ООО: Технический холдинг «Эльф». Институт математики и информатики СВФУ
Наименование класса Класс «Логика природы» (экологический класс)
Направленность Изучение вопросов экологии в широком аспекте: природы, окружающей среды, человека, жилища и др.
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Экологические экспедиции. Экологические проекты. Выявление критериев здоровья нации, государства, природы, человека. Исследования бытовой, окружающей среды, влияющей на здоровье людей. Акции и проекты в защиту природы
Специальные дисциплины Глобальные экологические проблемы современного мира. Экология природы. Экология окружающей среды. Экология человека. Экология жилища. Экологическое просвещение
Фирма-партнер Центр экологического просвещения «Эйгэ»
Наименование класса Класс медиаискусств
Направленность Подготовка будущих абитуриентов по профилю массовых коммуникаций
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Воспитание и социализация средствами информации и коммуникации. Публичное обсуждение реальных проблем общества. Создание и выпуск журналов, газет (игровой проект). Проведение исследований (журналистских расследований) острых проблем общества. Разработка проектов развития социума. Видеосъемки. Интервьюирование. Имитационно-ролевые игры. Тренинги медиаобразовательных умений
Специальные дисциплины Достоинства и недостатки средств массовой коммуникации. Технологии медиаобразования. Компьютерная грамотность. Культура речи. Имидж работника СМИ
Фирма-партнер Департамент по делам печати и телерадиовещания РС (Я). НВК Саха
Наименование класса Дипломатический класс
Направленность Воспитание гражданина мира
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Изучение изменений общественных и политических тенденций в мире. Формирование нового позитивного общественного сознания. Значимость преодоления национально-государственной ограниченности. Приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании. Активно-игровые формы: переговоры, реконструкция исторических событий, разбор и анализ правовых текстов разных эпох
Специальные дисциплины Глобальные проблемы современности. Основы международной политики. Иностранный язык на расширенном уровне. Дипломатический этикет. Мировая история. Мировая культура. Риторика. Имиджелогия
Фирма-партнер Министерство инвестиционного развития и предпринимательства РС (Я).
Наименование класса Транспортный класс
Направленность Класс подготовки будущих специалистов в области транспорта
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Ознакомление со всеми видами транспорта, используемыми человеком. Встречи с представителями транспортных предприятий. Разработка проектов развития транспортной инфраструктуры
Специальные дисциплины Воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Экономика. Техническое (компьютерное) моделирование. Компьютерная графика
Фирма-партнер Министерство транспорта, связи, информатизации РС (Я)
Наименование класса Индустриальный класс
Направленность Класс подготовки школьников по техническим специальностям
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Ознакомление с приоритетными отраслями промышленности. Разработка учебных исследовательских проектов по профилю класса
Специальные дисциплины Техническое черчение. Экономика. Техническое моделирование. Компьютерное моделирование. Информатика и ИКТ. Математическая логика. Графика. Математика в архитектуре. Технология
Фирма-партнер Министерство промышленности и геологии РС (Я). ТИ СВФУ. ОАО Сахатранснефтегаз. ЯТЭК.
Наименование класса Класс МЧС
Направленность Ранняя профориентация на службу в органах, частях и подразделениях МЧС
Содержание, формы, виды освоения профильной компоненты Встречи с сотрудниками МЧС. Экскурсии в пожарные части г. Якутска. Занятия на полигоне МЧС. Проектная деятельность
Специальные дисциплины Глобальные и техногенные катастрофы современности. Антистрессовая психология. Спортивно-техническая подготовка. Теория и практика пожарной безопасности. Основы доврачебной медицинской помощи. Основы спасательного дела
Фирма-партнер МЧС России по РС (Я). Управление по ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях
Результатом реализации инновационной модели профильного обучения является создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
- возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания изучаемых профилей и соответствующих им форм учебной деятельности;
- практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностной компоненты;
- более раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности;
- создание единого с заказчиками на подготовку кадров дуального образовательного поля.
Подготовка старшеклассников, способных к реализации своих знаний и компетентностей в осознанно избранной профессиональной деятельности, осуществляется в процессе организации фирменного образования, обеспечивающего устойчивое профессиональное самоопределение школьников.
С целью определения соответствия выбранной профессии профилю фирменного образования нами ежегодно проводилось анкетирование выпускников, в котором приняло участие 298 человек. Приводим вопросы анкеты: «Вы сейчас где-либо учитесь или нигде не учитесь? Если учитесь, то в каком учебном заведении?», «Как давно Вы определились с выбором специальности, вуза?», «Скажите, пожалуйста, чье мнение в наибольшей степени повлияло на выбор Вами этого учебного заведения», «Скажите, пожалуйста, выбранное Вами учебное заведение соответствует Вашему профилю фирменного класса?» и др.
Результаты опроса выпускников фирменных классов за период с 2010 г. по 2016 г. представлены на рис. 2.
Количество выпускников, поступивших в вузы в соответствии с профилем фирменного класса
40
30
20
Е 10
27
29
1520 18 I 19 17 21 17 17 20 17
;|1 I 11111.1 I I
2010 год 2011 год
I
2012 год
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
о
0
■ Индустриальный класс
■ Транспортный класс
■ Дипломатический класс (Премьер-класс)
■ Менеджерский класс
■ Бизнес-класс
Рис. 2. Результаты опроса выпускников 2010-2016 уч. г.
Мониторинг выбора профессии в соответствии с профилем фирменного класса подтверждает эффективность реализации новой формы профильного обучения в школе № 5 имени Н. О. Кривошапкина.
Таким образом, фирменное образование - образование, призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития экономики, вооружить школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего для себя карьерного роста.
Заключение
Реализация фирменного образования как формы профильного обучения старшеклассников будет успешным, если:
- создается инновационная образовательная среда, способная обеспечить профессиональное самоопределение школьников с учетом их интересов, способностей, профессиональных намерений;
- используется многопрофильность и вариативность профессионально-образовательных программ фирменных классов с учетом реальных потребностей рынка труда;
- осуществляется сотрудничество образовательных организаций и фирм-партнеров, предполагающее диалоговый и практический обмен опытом.
Литература
1. Путин В. В. Государственный совет по вопросам совершенствования системы общего образования. - М., 2015.
2. Государственная программа «Развитие образования РФ на 2013-2020 гг. / government.ru/ programs/202/
3. Щедровицкий П. Г. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системно-деятель-ностного подходов // Вопросы методологии. - 1991. - № 2. - С.143-154.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов. - М.: Культура и спорт; Юнити, 1998.
- 350 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
6. Выготский Л. С. Проблемы развития психики: собрание соч.: в 6 т. / Под ред. А. М. Матюшина. -М.: Педагогика, 1983. - Т.3. - 368 с.
7. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. - Столица. - 2015. - № 6. - С. 2-6.
8. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Манухина С. Ю. Теория и практика психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи. Методическое пособие для преподавателей и психологов образовательного учреждения / Сост. С. Ю. Манухина / Под общ. ред. С. Н. Чистяковой, С. Ю. Манухиной. - М.: Литера, 2011. - С. 15-16.
9. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
10. Болотов В. А. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» / В. А. Болотов, В. В. Рубцов, И. Д. Фрумин, А. А. Марголис, А. Г. Каспржак, М. А. Сафронова, С. П. Калашников // Психологическая наука и образование. - 2015. -Т. 20. - № 5. - С. 13-28.
11. Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.
12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. 2010.
References
1. Putin V. V. Gosudarstvennyj sovet po voprosam sovershenstvovanija sistemy obshhego obrazovanija. -M., 2015.
2. Gosudarstvennaja programma «Razvitie obrazovanija RF na 2013-2020 gg. / government.ru/programs/202/
3. Shhedrovickij P. G. Metodologicheskij smysl oppozicii naturalisticheskogo i sistemno-dejatel'nostnogo podhodov // Voprosy metodologii. - 1991. - № 2. - S.143-154.
4. Klimov E. A. Vvedenie v psihologiju truda: ucheb. dlja vuzov. - M.: Kul'tura i sport; Juniti, 1998. - 350 s.
5. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy / Pod red. D. I. Fel'dshtejna. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Voronezh: NPO «MODJeK», 2001. - 352 s.
6. Vygotskij L. S. Problemy razvitija psihiki: sobranie soch.: v 6 t. / Pod red. A. M. Matjushina. - M.: Pedagogika, 1983. - T.3. - 368 s.
7. Chistjakova S. N. Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt // Professional'noe obrazovanie.
- Stolica. - № 6, 2015. - S.2-6.
8. Chistjakova S. N., Rodichev N. F., Manuhina S. Ju. Teorija i praktika psihologo-pedagogicheskoj podderzhki social'no-professional'nogo samoopredelenija uchashhejsja molodezhi. Metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej i psihologov obrazovatel'nogo uchrezhdenija / Sost. S. Ju. Manuhina / Pod obshh. red. S. N. Chistjakovoj, S. Ju. Manuhinoj. - M.: Litera, 2011. - S. 15-16.
9. Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.
10. Bolotov V. A. Informacionno-analiticheskie materialy po itogam pervogo jetapa proekta «Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija» / V. A. Bolotov, V. V. Rubcov, I. D. Frumin, A. A. Margolis, A. G. Kasprzhak, M. A. Safronova, S. P. Kalashnikov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2015. - T. 20. - № 5. - S. 13-28.
11. Slobodchikov V. I. Psihologija obrazovanija cheloveka. Stanovlenie sub#ektnosti v obrazovatel'nyh processah / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. - M.: Izd-vo PSTGU, 2013. - 400 s.
12. Koncepcija profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija. 2010.