Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ПЛАВСОСТАВА(ОБЗОР)'

СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ПЛАВСОСТАВА(ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ПЛАВСОСТАВА(ОБЗОР)»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

© К. К. РОГАЛЕВ, М. И. СЛУЦКИЙ, 1991 УДК 616.1-057:658.в12|-02-07

К. К. Рогалев, М. И. Слуцкий

СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ПЛАВСОСТАВА (ОБЗОР)

Архангельский медицинский институт

Если бы сейчас среди широких слоев населения провести опрос с целью выяснения представления людей о специфических для плавсостава недугах, можно с уверенностью сказать, что ответ был бы однозначным: прежде всегс венерические болезни и алкоголизм. Это абсолютно неверное представление об опасности, которой подвергаются моряки торгового флота. Но, к сожалению, до середины 60-х годов и сами исследователи, занимавшиеся вопросами улучшения здоровья плавсостава, располагали недостаточно надежной информацией о распространении среди моряков тех или иных болезней. С тех пор объем информации, конечно, увеличился, хотя и не достиг желаемого уровня, но все же к середине 70-х годов Всемирная организация здравоохранения отмечала, что основными патологическими состояниями среди моряков в порядке убывания частоты возникновения являлись травмы, желудочно-кишечные болезни, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), поражения кожи, психические расстройства, венерические болезни, кариес зубов [44].

Если проследить динамику заболеваемости плавсостава за последние 15 лет по данным различных морских держав, картина выглядит достаточно разноречиво, но в целом имеется четкая тенденция к увеличению числа ССЗ.

Так, в Великобритании уже в период с 1962 по 1972 г. основной причиной смерти в результате заболеваний среди моряков был коронарный тромбоз, а среди других причин этого рода упоминалось кровоизлияние в мозг [44]

В 1972 г. было обследовано 99,1 % лиц плавсостава трех пароходств: Черноморского, Азовского и Дунайского. ССЗ составили 56 % от общего числа выявленных заболеваний внутренних органов, а лица с ССЗ — 2,8 от числа всех обследованных [1].

Заболеваемость ССЗ среди польских моряков в 1973 г. была на уровне приблизительно 5% [41].

В 1976 г. R. Pons [52], обобщая данные по заболеваемости корабельного состава ВМС Италии, делает заключение, что ССЗ у моряков составляет 11,4 %.

При изучении заболеваемости плавсостава Черноморского бассейна за 3 года (1975—1977) установлено, что ишемическая болезнь сердца (ИБС) встречается чаще других нозологических форм, а ее удельный вес среди ССЗ — наибольший (53,9%). Выявлено, что за этот период по поводу ССЗ отстранено от плавания в среднем 12,3 % (из них с ИБС 4Ъ,2 %) и ограничено районом плавания 34% моряков (из них 56,9 % с ИБС) [33].

Среди экипажей болгарского морского флота ССЗ составляли в 1978 г. 25 % случаев и приблизительно в 50 % явились причиной последующей инвалидизации [42].

Н. Ф. Васильев [7], обобщая данные ряда бассейновых медицинских учреждений, отметил, что ССЗ среди моряков торгового флота СССР зарегистрированы в 17—47 % от общего числа случаев хронических болезней, причем половина их приходится на ИБС.

Изучение здоровья моряков Иртышского бассейна е 1983 г. показало, что 49—51 % личного состава страдает ССЗ, среди них у половины диагностирована ИБС [48].

По данным медсанчасти Калининграда (1983 г.), ССЗ

занимают первое место среди причин потери профессиональной трудоспособности у рыбаков [12].

По результатам медицинских обследований моряков ледокольного флота (1986 г.) также обнаружено, что в настоящее время ССЗ имеют наибольший удельный вес среди всех выявленных хронических заболеваний и служат основной причиной потери трудоспособности моряков в молодом возрасте [40].

По данным С. В. Налетова и соавт. [26], из болезней органов кровообращения у моряков 20—29 лет часто регистрируется нейроцирхуляторная дистония по гипертоническому типу, а после 39 лет начинают преобладать обращения по поводу стенокардии напряжения и покоя, гипертонической болезни.

Анализируя заболеваемость плавсостава Обь-Иртышского бассейна, Д. Д. Силин и соавт. [38] установили, что в структуре хронических неинфекционных заболеваний комсостава первое место занимают ССЗ — 30,6%, в том числе ИБС 13,5 % и гипертоническая болезнь 10,1 %.

Кроме наблюдаемой тенденции к росту сердечно-сосудистой патологии, многие зарубежные исследователи [50, 52—54] констатировали, что инцидент ССЗ среди моряков во время плавания существенно выше, чем в период стоянки на берегу. Аналогичную закономерность выявили и отечественные авторы при изучении состояния здоровья моряков Черноморского и Латвийского морских пароходств в различных условиях плавания. По данным анализа общей заболеваемости, проводившегося на основе обращаемости за медицинской помощью в судовые амбулатории в 1973—1981 гг., зарегистрировано 45,7—48,2 случая на 100 работающих, причем этот показатель значительно возрастал при увеличении продолжительности плавания [6]. При этом отмечено, что ССЗ входят в группу ведущих, составляя до 11,4 % [52].

Известно, что отклонения функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, изменения в процессе свертывания крови и обмене липидов способны вызвать более ранние атеросклеротические поражения сосудистой стенки. Установлено, что у многих членов экипажа в течение длительного периода наблюдаются колебания артериального давления с преимущественной тенденцией к его росту [3, 4, 13—15, 27, 30, 31, 33, 43, 45, 46]. У части моряков в условиях многомесячного плавания наблюдаются депрессия фибрнноли-за, повышение прокоагуляционного потенциала крови, гипоксия мышцы сердца, которые могут способствовать развитию ишемических изменений в миокарде [2, 7]. Развитию кардио-васкулярной патологии, безусловно, способствует и нарушение показателей липиднсго обмена у практически здоровых моряков в длительных рейсах [2, 32, 35, 47].

Приведенные данные свидетельствуют о возможном наличии факторов, отрицательно влияющих на здоровье экипажей судов. В связи с этим особое значение в современных условиях приобретает изучение роли социально-средовых факторов в возникновении заболеваний кардиоваскулярной системы у плавсостава. Это связано и с тем, что при анализе заболеваемости по отдельным производственным сферам выявлена существенная связь ее с условиями труда. Стало аксиомой.

что здоровье человека во многом определяется условиями и возможностями жизни и деятельности [21], а широкое распространение ряда заболеваний, в частности ИБС и артериальной гипертонии, связано с условиями и характером труда [37). Проведенные гигиенические и социально-психологические исследования дают основание утверждать, что работники водного транспорта представляют собой своеобразный контингент, на который влияет комплекс экстремальных факторов и условий в период автономного плавания и разнообразных работ в море, которые предъявляют высокие требования к различным системам организма, осуществляющим его адаптацию к постоянно изменяющейся окружающей среде.

В. Н. Евстафьев и О. Ю. Нетудыхатка (17) предлагают комплекс факторов, влияющих на организм моряков в рейсе, условно разделить на две большие группы: I) биофизико-химические (укачивание, неблагоприятные метеоусловия с перепадами температуры и относительной влажности при переходе из одной климатической зоны в другую, шум и вибрация, влияние электромагнитных полей высокой и сверхвысокой частоты, наличие в воздухе компонентов перевозимых грузов); 2) социально-психологические (информационный и коммуникативный дефицит, относительная сенсорная депривация, монотонность окружающей обстановки, отрыв от родины, семьи и пр.).

Уже само по себе длительное пребывание в море нельзя считать вполне нормальным явлением. Человек как биосоциальная система адаптирован к существованию в наземных условиях, где формировались его генотип и фенотипические свойства. Поэтому жизнедеятельность в Мировом океане должна рассматриваться с позиций напряжения адаптационных механизмов в неадекватных условиях среды [39).

Из группы биофизико-химических факторов в настоящее время наиболее пристальное внимание исследователей привлечено к судовому шуму. В обзоре литературы [49] по проблеме потенциальных эффектов воздействия шума на сердечно-сосудистую систему теоретически обоснована возможность влияния шума на кровяное давление, уровень липидов в плазме, частоту пульса и сосудистый тонус. Одна из наиболее важных особенностей данного фактора на судах состоит в длительности, нередко многомесячной, воздействия его на плавсостав. Шум на судах отличается не только стабильностью и высокой интенсивностью, но и содержанием высокочастотных составляющих, которые оказывают наиболее неблагоприятное действие на организм моряков. Проблема защиты человека от шума на современных судах приобретает особую актуальность. Сегодня в полной мере сбывается предсказание Роберта Коха, относящееся к концу XIX века, о том, что когда-нибудь человечество принуждено будет расправляться с шумом так же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой. Гигиенические исследования, проведенные на судах [6, 8, 9, 11, 19, 22, 28, 51], показали, что уровни шума в большинстве обитаемых помещений существенно превышают допустимые СН 2498—81. В служебных помещениях превышение норм составляет 4—27 дБ А, в энергетических отделениях — 3— 18 дБ А, в медицинских помещениях и каютах — до 24 дБ А [22].

При изучении влияния шума на организм человека в аспекте дозо-временных зависимостей установлен относительный характер допустимого параметра шума — 85 дБ А с экспозицией 8 ч, поскольку даже такая нагрузка вызывает нежелательные реакции в виде брадикардии и повышения диасто-лического давления через 1 ч после прекращения воздействия шума, что расценено авторами [29] как показатель стойкого напряжения регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы даже после окончания действия шума. У членов экипажа, работающих в судомеханической службе, суммарная шумовая нагрузка за 8 ч вахты превышает дозовую в 20—50 раз [22].

Установлены достоверные различия по частоте возникновения гипертонии между обслуживающим персоналом, матросами. работающими на палубах и подвергающимися воздействию постоянного шума на уровнях 50—75 дБ А, и лицами, занятыми в машинном отделении, где уровни шума в среднем составляют 95—110 дБ А. Гипертония наблюдается значительно чаще среди работающих в машинном отделении (18.9 %), чем среди других профессий, причем эта зависимость наиболее вероятна у лиц, которые в течение нескольких десятилетий

подвергались воздействию уровней шума, превышающих 85 дБ А [51].

Вибрация на судах, так же как и шум, в ряде случаев достигает значительных величин, оказывая неблагоприятное влияние на состояние функций организма и работоспособность моряков. Собственные колебания корпуса у большинства судов имеют частоту в пределах 0,6—3,3 Гц, а палуб и переборок на корме и в машинных отделениях — 5—8,3 Гц. Наибольшая чувствительность к вибрации отмечена при частоте, равной частоте собственных колебаний тела человека и его отдельных органов. Считается, что частота собственных колебаний тела человека, головы и органов брюшной полости находится в пределах от 6 до 9 Гц [8].

Вследствие небольших размеров судов важное значение приобретает гиподинамия, когда двигательная активность (по отношению к береговой) снижается в 25—30 раз [16] У 54 % моряков профессиональная деятельность связана с выраженной гиподинамией, у 22 % — с умеренной и лишь у 24 % — с достаточной двигательной активностью [35]. Гипокинезия вместе с другими факторами вызывает существенные функциональные сдвиги в организме. Так, анализ данных о липидном спектре показал, что в группе лиц с выраженной гиподинамией изменения массы тела, содержания холестерина и бета-липо-протеидов были значительнее, чем в других группах. У моряков с выраженной гипокинезией при выполнении служебных обязанностей и недостаточной физической активностью вне службы (бытовая гиподинамия) факторы риска, способствующие изменению обмена и развитию атеросклероза, регистрируются в 1,5—2 раза чаще [18, 34].

Действие качки в штормовых условиях также отрицательно влияет на кардиоваскулярную систему. Полученные данные показывают, что у моряков, устойчивых к морской болезни (укачиванию), при штормах повышается артериальное давление [5].

Постоянно изменяющийся на судах метеорологический фактор при плавании в непривычных климатических широтах ставит организм моряков перед необходимостью постоянно адаптироваться к неустойчивым климатическим условиям. Плавсостав следует рассматривать как некую «мигрирующую» группу населения. Влияние экстремальных климатических условий на организм моряков, как правило, непродолжительно, и приспособление к непривычному климату у них обычно не заканчивается акклиматизацией, а ограничивается только первой ее фазой — адаптацией, после которой с новой переменой климатических широт организм моряков вынужден переадаптироваться к новым климатическим условиям. Частые переходы из одной климатической зоны в другую как экстремальные раздражители для организма человека способны вызвать значительное напряжение компенсаторных механизмов, что приводит к выраженным функциональным изменениям в различных органах и системах, а также к возникновению заболеваний. В процессе адаптации плавсостава в условиях Арктики возникает особое состояние организма человека — «синдром полярного напряжения». Для полярных широт наряду с указанными зыше факторами характерны и такие специфические, как недостаточность солнечной радиации, частые туманы и значительная облачность, присущая Арктике смена полярных ночи и дня с короткими переходными периодами между ними, постоянные низкие температуры с сильными ветрами (более 30 м/с) и штормами (особенно в районе Баренцева моря), однообразие окружающего ландшафта [20, 24, 36].

Вдыхание прохладного, сильно увлажненного воздуха, повышенный ветровой режим, постоянное ощущение холода оказывают раздражающее, а нередко и стрессовое воздействие на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую и симпатоадре-наловую системы, вызывает гипертензивное состояние с активизацией обмена вешеств и повышенной нагрузкой на сер-дечно-сосудистую систему [10].

Трудовая деятельность судовых специалистов близка к работе оператора движущегося объекта и характеризуется ростом нервно-психического напряжения, увеличением объема поступающей информации, повышением нагрузки на анализаторные системы, увеличением числа стрессовых моментов и пр. Плавание во льдах на торговых судах, идущих в караване, требует от моряков значительного напряжения психических

функций, а следовательно, и всего организма. Это объясняется повышенной ответственностью за сохранность судна в связи с постоянно существующей опасностью возникновения аварийных ситуаций. Представляется, что плавание во льдах и ледовая проводка для ледоколов и судов каравана должны рассматриваться как стресс-ситуации. В таком случае работу экипажа судна в целом следует расценивать как особо напряженный труд, постоянно выполняемый в стрессовых условиях. При плавании во льдах наблюдение за навигационной обстановкой, т. е. выполнение чрезвычайно напряженной и ответственной работы в условиях выраженного дефицита времени и постоянной монотонности, занимает 90 % вахтенного времени судоводителя. Высокая производственная загруженность установлена при этом у всех членов экипажа [36].

Детальный хронометраж деятельности капитана в течение всей ледовой проводки позволяет классифицировать зтот вид труда как очень напряженный. Необходимость переработки большого количества самой разнообразной информации (скорость судна, ширина канала, маневры, количество судов, направление ветра и пр.) при резком дефиците времени и высокая ответственность за безопасность судна, экипаж и перевозимый груз приводят к заметным функциональным изменениям в сердечно-сосудистой, центральной нервной и других системах организма. Капитан в сложных и ответственных условиях отдает более 100 распоряжений в час. Степень активации внимания во время вахт резко возрастает, составляя 80—120 переключений в минуту (на ледоколах до 200—300) [25, 35, 36|. В целом по признаку нервно-эмоционального напряжения, предусматривающему личный риск, опасность, взаимоответственность за безопасность экипажа и судна, работа плавсостава относится к IV категории высоко-напряженного труда [23].

Сложный эколого-географический, психоэмоциональный и физиологический пресс, действуя на протяжении многих месяцев, а через короткие промежутки времени и лет, вызывает глубокое перенапряжение компенсаторных механизмов, создавая для членов экипажей субстрессовую зону обитания, способствующую развитию преморбидных состояний и заболеваний, вызывая несомненные социально-экономические потери для государства.

Литература

1. Алейникова Л. И., Кононенко Л. Н., Криницына О. Г., Денискж М. С. // Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте.— Баку, 1973.— С. 64—65.

2. Алейникова Л. И.. Синицын С. А., Денисюк М. С. // Там же,— С. 36—37.

3. Апанасенко Г. Л. // Там же.— С. 125—126.

4. Барнацкий В. Н., Балакин Н. Г., Вихров Н. И. и др. // Сов. мед.— 1974,— № 4.—С. 128—131.

5. Барнацкий В. Н., Котенко В. А., Горяев Б. И. 11 Врач, дело,— 1981.—№ 2,—С. 50—53.

6. Белобров Е. П. Изменение иммунологических и неспецифических показателей резистентности к инфекции у моряков в условиях дальнего плавания: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Челябинск, 1985.

7. Васильев Н. Ф. // Врач, дело.— 1980.— № 7.— С. 26—29.

8. Вожжова И. И.. Захаров В. К■ Защита от шума и вибрации на современных средствах транспорта.— Л., 1968.

9. Воробьев А. А., Резина Ю. И., Виноградов С. А. и др. // Медико-санитарное обеспечение населения Крайнего Севера,— Красноярск, 1982.— С. 242—246.

10. Воронин И. М. II Сердечно-сосудистая система в экстремальных природных условиях.—Фрунзе, 1983.— С. 117—118.

11. Геррманн Р., Гете Г., Шмидт Э. Г., Цорн Э. // Международный симпозиум по морской медицине, 8-й.— Варна, 1978,—С. 10-11.

12. Голубева А. Г., Пименова М. В. // Современное состояние, перспективы развития морской медицины и гигиены водного транспорта.—Одесса, 1983.—С. 10.

13. Гущ В. В. II Иммунореактивность организма.— Калининград; Таллинн, 1973.—С. 393—394.

14. Давидюк П. П. // Актуальные вопросы физиологии тру-

да.—Горький, 1982—Ч. 2.—С. 134—135.

15. Денисюк М. С. О состоянии сердечно-сосудистой системы у моряков в процессе акклиматизации при плавании в Арктике: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.—М., 1966.

16. Дорофеева Т. В., Пельменов В. К., Стенько Ю. М„ Самохвалова Л. А. // Гиг. труда.— 1988.— № 2,— С. 16— 19.

17. Евстафьев В. Н., Нетудыхатка О. Ю. // Сов. здравоохр,— 1984,—№ 3.—С. 17-20.

18. Караваева Е. М. // Воен.-мед. журн.— 1984.—№ 5.— С. 48-49.

19. Лазаренко Д. И., Родин Л. С., Варенников И. И. и др. // Международный симпозиум по морской медицине, 8-й,— Варна, 1978.— С. 8—9.

20. Лебедев М. Д., Бобров Н. И., Кеерих Ю. Ю. // Гиг. и сан.— 1987,-№ 2.—С. 18-21.

21. Лисицын Ю. П. Ц Тер. арх.— 1983.—№ 9,—С. 4—14.

22. Маркарян С. С., Радзиевский С. А., Струнилин Н. А. и др. // Современное состояние, перспективы развития морской медицины и гигиены водного транспорта.— Одесса, 1983.- С. 125-127.

23. Мацевич Л. М. Гигиенические и физиологические основы оптимизации условий и режима труда и отдыха моряков транспортного флота: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1975.

24. Мацевич Л. М. // Биологические проблемы Севера.— Кировск, 1979.—С. 268—269.

25. Мацевич Л. М. Охрана здоровья моряков.— М., 1986.

26. Налетов С. В., Кравцов П. #., Щербаков С. Н., Вечер-ский В. Н. Ц Сов. здравоохр,— 1986.— № 11,— С. 33—35.

27. Писаренко Е. Ф., Глянцев С. П. // Адаптация организма к природным условиям.—Сыктывкар, 1982.

28. Радзиевский С. А., Волков А. А., Игревский А. В. и др. // Гиг. труда,— 1983.— № 3,— С. 48—50.

29. Радзиевский С. А., Игревский А. В. // Современное состояние, перспективы развития морской медицины и гигиены водного транспорта.—Одесса, 1983.— С. 139—140.

30. Резина Ю. И., Радзиевский С. А., Виноградов С. А. 11 Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях.— Новосибирск, 1981. — Т. 4.— С. 44—46.

31. Резина Ю. И., Радзиевский С. А., Виноградов С. А. // Экологогигиенические и клинические вопросы жизнедеятельности человека в условиях Севера.— Новосибирск, 1981,— С. 90.

32. Салтыков И. И. // Современные вопросы гигиены водного транспорта,—М., 1975.— С. 49—50.

33. Салтыков И. И. Первый опыт диспансеризации моряков Черноморского бассейна с ишемической болезнью сердца и лиц, угрожаемых по этому заболеванию в рейсовом и межрейсовом периодах: Автореф. дис. ... канд мед. наук.— Киев, 1979.

34. Сапов И. А., Ершов А. Ф., Шахов В. Д. // Воен.-мед. журн.— 1980.—№ 2,— С. 59—60.

35. Сапов И. А. Солодков А. С. Состояние функций и работоспособность моряков.—Л., 1980.

36. Сергеев Е. Н., Мацевич Л. М., Резина Ю. И. // Гиг. и сан.— 1973.—№ 7,- С. 12-16.

37. Силенко Ю. С. Роль профессионально-производственных факторов в развитии сердечно-сосудистой патологии у лиц старших возрастов, занятых управленческим трудом: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Киев, 1981.

38. Силин Д. Д., Сандрацкая С. Э., Вольфсдорф Е. И. // Гиг. труда,— 1987,— № 5,— С. 60—61.

39. Стенько Ю. М., Шафран Л. М. // Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях.— Новосибирск, 1981.— Т. 4.— С. 42—44.

40. Титков Ю. С., Баранова В. М. // Гиг. труда.— 1986.— № 5.— С. 56—57.

41. Тотазгипаэ 5. // Хроника ВОЗ.— 1976,—Т. 30, № 2,— С. 69—72.

42. Тошев Г., Милчева 3., Зекин К., Тодоров Г. // Международный симпозиум по морской медицине, 18-й.— Варна, 1978.—С. 168—169.

'43. Фунтиков Р. А. Исследование возбудимости и функциональной подвижности зрительного и слухового анализатора

человека в процессе приспособления к климатическим условиям: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.—Л., 1965.

44. Hutchison А. // Хроника ВОЗ,—1976.—Т. 30, № 2,— С. 62-68.

45. Шафран Л. М., Евстафьев В. Н. // Адаптация организма к природным условиям.— Сыктывкар, 1982,— С. 251.

46. Ширяев А. Д. // Воен.-мед. жург.— 1987,—№ 12.— С. 76-77.

47. Шепин В. А., Власов Г. С. // Системы адаптации человека и внешняя среда.—Л., 1975.—С. 183—185.

48. Юргель В. Н. // Основные вопросы организации медицинской помощи работникам морского и речного флота,— М„ 1983.— С. 60—62.

49. Bielmann P., Helu R. // Travail et santé.— 1986,— Vol. 2, N 1,— P. 36—40.

50. Erickson Y. M., Dean M., Gunderson E. K. // Milit. Med.— 1977,—Vol. 142, N 8,— P. 624-668.

51. Jegaden D., Le Fluart C., Marie Y. et al. // Arch. Mal. prof.— 1986,—Vol. 47, N 1,—P. 15—20.

52. Pons R. H Rev. int. Serv. Santé. Armes.— 1979,—Vol. 79, N 8.- P. 579-586.

53. Rahe R. H.. Mahan J. L.. Arthur R. ]., Gunderson E. K. // Milit. Med.— 1970.—Vol. 135, N 6,—P. 443—452.

54. Rubin R. T. et al. // Arch. environm. Hlth.— 1969.— Vol. 19, N 5,— P. 740—575.

nocTynftjia 06.07.89

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 613:378.661 (477.41-25)|:93

В. Г. Бардов, И. И. Никберг, И. И. Швайко

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. АКАД. А. А. БОГОМОЛЬЦА (К 150-летию института)

Киевский медицинский институт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кафедра общей гигиены — одна из старейших в Киевском медицинском институте, отмечающем в 1991 г. свое 150-летие. Идея создания кафедры гигиены принадлежит Н. И. Пирогову, который еще в 1841 г. в «Главном очерке плана университетского медицинского учения» в число 10 основных кафедр медицинского факультета Киевского университета включает кафедру гигиены [2, 4, 5].

Однако в силу многих объективных причин более четверти века это предложение реализовано не было. Преподавание гигиены осуществлялось в рамках курсов кафедр анатомии, физиологии, фармакологии с диететикой, общей патологией, судебной медицины, государственного врачебноведения. Отсутствовали специалисты по гигиене, ее преподавание не имело четкой программы и стабильной организационно-методической регламентации. Не было и отдельного экзамена по гигиене.

Социально-экономические и демографические процессы, бурно проявившие себя в начале 60-х годов и существенно повлиявшие на санитарную ситуацию в стране, обусловили объективную необходимость усиления роли профилактики и организации системы санитарного надзора.

Все более очевидной в связи с этими процессами становилась необходимость реорганизации высшего медицинского образования и адекватного требованиям времени отражения в нем вопросов профилактики. В актовой речи ученика Н. И. Пи-рогова декана медицинского факультета и профессора физиологической анатомии Киевского университета А. П. Вальтера «О значении медицины для России» (30 августа 1862 г.) в числе других предложений по улучшению подготовки врачей вновь выдвигалось предложение об организации самостоятельной кафедры гигиены.

16 октября 1863 г. совет медицинского факультета Киевского университета принимает решение об учреждении такой кафедры, а 10 декабря того же года объявляет конкурс на замещение должности заведующего кафедрой [3].

Фактическое преподавание на кафедре гигиены началось лишь в 1871 г. вступительной лекцией, которую 4 декабря прочитал студентам заведующий кафедрой доцент (впоследствии профессор) Виктоэ Андреевич Субботин [1].

В последующие годы кафедрой заведовали профессора В. Д. Орлов (1893—1914), К. Э. Добровольский (1919— 1922, 1933—1941), А. В. Корчак-Чепурковский (1922-1923), В. В. Удовенко (1923—1929), Ф. А. Баштан (1930—1933), П. И. Баранник (1941 — 1968), Р. Д. Габович (1968—1979), Н. И. Омельянец (1981 — 1985), С. 1986 г. кафедрой руководит проф. В. Г. Бардов. В 1979—1981 и 1985/86 учебных годах временное исполнение обязанностей заведующего возлагалось на доц. Г. А. Степаненко.

В период заведования кафедрой проф. В. Д. Орлова продолжалось ее организационное становление, укреплялась материальная база, совершенствовалась методика преподавания, написано «Руководство к практическим занятиям по гигиене» (1905 г.). Некоторое время вместе с В. Д. Орловым на кафедре в качестве экстраординарного профессора работал известный русский гигиенист бывший профессор Варшавского и Харьковского университетов И. П. Скворцов, перу которого принадлежат такие значительные произведения, как «Краткий курс военно-полевой гигиены», «Новая космология» (1910 г.) и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции происходят дифференциация преподавания гигиены и выделение из кафедры общей гигиены профильных дисциплин (в 1919 г. кафедры микробиологии, в 1923 г. кафедр социальной гигиены и профессиональной гигиены). В 1930 г. создается санитарно-гигиенический факультет с организацией в его составе в 1935 г. также кафедр коммунальной гигиены, гигиены питания, школьной гигиены [6).

В предвоенные годы на кафедре проводились научные исследования по различным вопросам, но основным направлением их были проблемы гигиены воды и водоснабжения городов Украины (К. Э. Добровольский, Ф. А. Баштан, В. Д. Славин, А. Л. Конко, Д. Д. Шмаль, П. И. Баранник и др.).

В 1941 —1944 гг. кафедра, которую возглавил проф. П. И. Баранник, продолжала учебную и научную работу в условиях эвакуации в Челябинске.

В послевоенный период (1945—1968 гг.) научные исследования кафедры были посвящены изучению санитарных режимов вновь созданного Каховского моря (П. И. Баранник, И. А. Ми-халюк, И. Н. Цветкова и др.), малопроточных водоемов Киевского региона (И. А. Михалюк), гигиенической оценке полей подземной фильтрации (Е. И. Гончарук), научной разработке способов дезактивации воды от радиоактивных загрязнении (И. Н. Мотузков), гигиеническому изучению микроэлементов, их обмена и биологического действия (П. И. Баранник, Р. Д. Габович, Г. С. Яцула, И. А. Михалюк, И. Н. Цветкова, Н. В. Вержиковская, И. И. Швайко), изучению напряженности естественной ультрафиолетовой радиации в Киеве и использованию ее для профилактики лучевой болезни (кандидатская и докторская диссертации Г. С. Яцулы).

С приходом на заведование кафедрой общей гигиены проф. Р. Д. Габовича (1968—1979 гг.) в ее научной работе сформировались четыре основных направления.

Фундаментальные исследования проведены по гигиеническому изучению фтора и фторирования воды. На основании этих исследований кафедрой были разработаны предложения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.