Установлена достоверная корреляция между частотой травматизма и длительностью рейса. В условиях последних важным фактором, определяющим здоровье моряка, является гиподинамия [7, 9, 101.
Особенно актуальна для моряков проблема алкоголизма. По нашим данным, алкогольное опьянение имелось в 9 % несчастных случаев на судах Северного бассейна. При госпитализации по поводу различных травм в хирургическое отделение Северной центральной бассейновой больницы им. Н. А. Семашко алкогольное опьянение установлено у 28,8 % моряков речного флота, 29 % моряков транспортного и 39,2 % моряков тралового флота.
Экспериментально установлено, что под действием хронической интоксикации количество остеоидной ткани у больных алкоголизмом достоверно выше, резко снижено содержание 25-оксивитамина. Алкоголь нарушает нормальную реакцию инсулина на травматическую гипергликемию, значительно уменьшает в кишечнике всасывание Са2+, нарушает в мышечной ткани транспорт Са2+, Ыа+ и К+, а также взаимодействие актина и миозина. Влияние этанола на костную ткань связано с нарушением всасывания в кишечнике и прямым токсическим действием на рост костей.
Для моряков Северного бассейна характерны политравмы в алкогольном опьянении. При этом преобладают закрытые черепно-мозговые травмы, среди повреждений верхней конечности — травмы предплечья и раны. Повреждения туловища сопровождаются преимущественно переломами ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, травмы грудной и брюшной полостей в 49,1 и 75,8% случаев — ранами с повреждением внутренних органов и без них. Переломы значимо преобладают в различных анатомо-функциональ-ных сегментах нижней конечности. Алкогольное опьянение увеличивает вероятность получения моряками открытых переломов, чаще приводит к инвалидности и летальным исходам (Р<0,01).
Создание оптимальных условий труда и быта плавсостава на судах Северного бассейна с учетом трудностей арктического плавания, сведение к минимуму воздействия на организм моряков шума и вибрации, борьба с гиподинамиче-ской болезнью, комплекс медико-социальных мер, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом, позволят исключить ряд вредных факторов, влияющих на опорно-двигательный аппарат плавсостава, уменьшить число травм на судах и сохранить трудовые ресурсы Северного водного бассейна.
Литература
1. Бычихин Н. П., Орлов Г. Л., Попов В. А. и др.— Здравоохр. Российск. Федерации, 1983, № 7, с. 7—10.
2. Бычихин Н. П., Попов В. А. — В кн.: Современные вопросы гигиены водного транспорта. М., 1975, с. 127— 129.
3. Гаврилова К■ М. — В кн.: Акклиматизация и краевая патология человека на Севере. Архангельск, 1970, с. 52—54.
4. Гаврилова К. М., Журавлева Л. М. — В кн.: Медико биологические проблемы акклиматизации и гигиены че ловека на Европейском Севере. Архангельск, 1976 с. 15-16.
5. Гаврилова К. М., Журавлева Л. М. — В кн.: Между народный симпозиум по приполярной медицине. 4-й. Те зисы докладов. Новосибирск, 1978, т. 2, с. 113—114.
6. Гаврилова К. М., Суслонов Ю. П. — Труды Научно исслед. ин-та гигиены водного транспорта, 1972, вып. 2 с. 86—91.
7. Глянцев С. П. — В кн.: Медико-биологические проблемы развития Европейского Севера. Архангельск, 1981, с. 86—87.
8. Гринберг А. В. — В кн.: Всесоюзная конф. по борьбе с вибрацией. 1-я. Тезисы докладов. Л., 1958, с. 3.
9. Грибанов А. В., Бортник И. Л., Лапицкий Ф. Г. — В кн.: Всесоюзный съезд по лечебной физкультуре и спортивной медицине. 2-й. Тезисы докладов. М., 1981, с. 155.
10. Лапицкий Ф. Г., Грибанов А. В., Щепихин А. М„ Пи-саренко Е. Ф.— В кн.: Научно-методическая конф. но пробл. физического воспитания и спортивной медицины на Севере. 5-я, посвящ. 0лимпиаде-80. Тезисы докладов. Архангельск, 1980, с. 33.
11. Макаров И. И., Гринберг Б. А., Орехов В. С., Кара-сев М. И. — В кн.: Научно-технический прогресс и приполярная медицина. Новосибирск, 1978, т. 1, с. 41.
12. Матусов А. Л. — В кн.: Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. Новосибирск, 1981, т. 2, с. 93—94.
13. Мацевич Л. М., Нейштадт Э. Я-, Иерусалимский А. П. и др. — В кн.: Всесоюзная науч. конф. по гигиене водного транспорта. 4-я. Материалы / Под ред. М. И. Михайлова. М„ 1970, с. 17—18.
14. Орлов Г. А. — В кн.: Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте. Баку, 1973, с. 250— 252.
15. Орлов Г. А., Бычихин Н. П. — В кн.: Всероссийское об-во хир-гов. Правление. Пленум. 2-й. Материалы. Архангельск, 1962, с. 53—59.
16. Орлов Г. А., Гаврилова К. М. — Клин, мед., 1965, № 11, с. 15-19.
17. Писаренко Е. Ф- — В кн.: Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. Новосибирск, 1981, т. 2, с. 92—93.
18. Писаренко Е. Ф„ Глянцев С. П., Крыжановский С. Г.— В кн.: Проблемы акклиматизации и адаптации человека на Европейском Севере / Под ред. Н. П. Бычихина. Л., 1981, с. 71—75.
19. Писаренко Е. Ф., Глянцев С. П. — В кн.: Адаптация организмов к природным условиям. Сыктывкар, 1983, т. 3, с. 43.
20 Радзиевский С. А., Волков А. А., Игревский А. В. и др. — Гиг. труда, 1983, № 3, с. 48—50.
21. Сидоренков О.'К., Лебединцев Е. Л. — Воен.-мед. журн., 1981, № 5, с. 71—72.
Поступила 28.06.85
УДК 613.956:612.766.11-0?
Н. М. Харковенко, Б. N. Задорожный, Е. В. Борисова, А. П. Подгайская
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний
Исходное функциональное состояние организма определяет характер и выраженность его реакций на комплексное воздействие производственных факторов [51.
Наиболее распространенными в подземных условиях угольных шахт производственными факторами, отрицательно воздействующими на организм работающих, являются высокая запыленность и загазованность воздушной среды, неблагоприятные микроклиматические условия, интенсивный
шум, вибрация. Работа выполняется в вынужденной позе, требует нервно-эмоционального и физического напряжения. В связи с этим особое значение приобретает изучение потенциала физической активности или индивидуального уровня физической работоспособности у подростков, желающих • освоить горную профессию в среднем ПТУ.
Изучено влияние процесса обучения в среднем ПТУ горного профиля па развитие физической работоспособности и
вегетативных функций организма учащихся в динамике обучения. Наблюдения проведены за 96 практически здоровыми подростками 15—18 лет.
Для исследования физической работоспособности использовали метод ступенчатого возрастания нагрузки (первая нагрузка 50 Вт, вторая 100 Вт) на велоэргометре ВЭ-02, чередующейся с 3-минутным отдыхом [6|. До, во время и после физической нагрузки регистрировали показатели вегетативных функций организма учащихся: артериальное давление (АД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС). Физическую работоспособность рассчитывали по формуле Л. В. Карпмана и соавт. [3].
На основании анализа полученных результатов установлено следующее. На первом году обучения физическая работоспособность учащихся составила 186,3 Вт, на втором — 206,9 Вт, на третьем — 236 Вт, т. е. достоверно увеличивалась на протяжении обучения в ПТУ. В то же время на четвертом году обучения (производственная практика на угольных шахтах) физическая работоспособность подростков несколько отличалась от таковой в предыдущие годы: в начале практики 273 Вт, к концу снижение на 36 Вт (Я<0,01). Это, по-видимому, было связано с неблагоприятным воздействием на организм учащихся шахтной среды, резким увеличением профессиональной нагрузки, а также с ломкой динамического стереотипа, сложившегося в течение 3 лет обучения в ПТУ.
Изучение состояния сердечно-сосудистой системы организма подростков показало, что ЧСС учащихся ПТУ первого года обучения в состоянии покоя составила 81 в минуту, а к концу обучении снизилась до 75 в минуту (Р<0,05). При этом на протяжении всего периода обучения она несколько превышала данные других авторов [1, 2]. Очевидно, незначительное учащение пульса у подростков в состоянии покоя носило «предстартовый» характер, так как регистрация проводилась непосредственно перед дозированной нагрузкой [4]. Более благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы предростков отмечена на нагрузку малой мощности (50 Вт). На 3-й минуте отдыха пульс и АД восстанавливались до исходных. Увеличение мощности физической нагрузки до 100 Вт сопровождалось отчетливым напряжением вегетативных функций организма учащихся. Так, после второй нагрузки на 5-й минуте отдыха АД восстанавливалось до исходного уровня, а ЧСС превышала его. На первом году обучения после нагрузки 100 Вт на 5-й минуте отдыха ЧСС была 93 в минуту, на втором — 89 в минуту, на третьем — 90 в минуту, на четвертом, в конце производственной прокатики, — 86 в минуту. На 5-й минуте первсй и второй дозированный нагрузок наблюдалось достоверное увеличение систолического АД: на первом году обучения во время первой нагрузки 141 мм рт. ст., на четвертом году 150 мм рт. ст., при второй нагрузке 157 и 164 мм рт. ст. соответственно (Р<0,01). Установлено также повышение диастолического АД от первого к последнему году обучения (74,3 и 81,6 мм рт. ст. соответственно; Р<0,01). Однако на 5-й минуте второй дози-
рованной нагрузки диастолическое АД в динамике обучения снижалось на 22,3 мм рт. ст. (Р<0,02). Закономерное уменьшение его в ответ на вторую дозированную нагрузку свидетельствовало о напряжении вегетативных функций организма подростков [3, 6|.
Сравнительный анализ профессионально важных функций организма учащихся ПТУ горного профиля на заключительном этапе обучения, т. е. в период производственной практики на шахтах, позволил установить значимое уменьшение показателей физической работоспособности, увеличение АД и ЧСС, снижение диастолического давления на 5-й минуте второй дозированной нагрузки. Это свидетельствовало о неблагоприятном воздействии шахтной среды на организм подростков, вызывающем напряжение вегетативных функций в этот период обучения.
Наиболее выраженное ухудшение физической работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы наблюдалось у тех учащихся, которые при психофизиологическом обследовании при поступлении в ПТУ были квалифицированы как непригодные к обучению горным специальностям ввиду несоответствия развития профессионально важных функций их организма требованиям профессии. К концу обучения у этих лиц в отличие от пригодных к данной профессии отмечался низкий уровень освоения профессии и высокий производственный травматизм в период практики в шахте.
Таким образом, как показали результаты исследований, характер адаптации учащихся к неблагоприятным факторам среды угольных шахт, а также индивидуальная безопасность трудовой деятельности в существенной мере зависят от исходного (при поступлении в училище) функционального состояния организма. Это свидетельствует о необходимости проведения психофизиологического профессионального отбора подростков для обучения горным профессиям в средних ПТУ.
Литература
1. Антонова Л. Т. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1979, с. 19— 44.
2. Варварина Г. Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков в возрастном и половом аспектах. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1973.
3. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Любина В. Г.— Теор. и практ. физ. культуры, 1969, № 10, с. 37.
4. Кару Т. Э. — В кн.: Спортивная медицина / Под ред. А. В. Чоговадзе, Л. А. Бутченко. М., 1984, с. 74—101.
5. Сухарева Л. М. — В кн.: Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. М„ М., 1981, с. 7—16.
6. Сухарев А. Г. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1979, с. 401— 450.
Поступила 10.12.85