Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ НА СУДАХ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА'

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ НА СУДАХ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ НА СУДАХ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА»

режим погоды в переходной зоне. При существующей системе проектирования и строительства жилых, общественных зданий, систем отопления и вентиляции, формирования жилых территорий и зон отдыха подобные явления практически не учитываются.

На последующих уровнях расселения — районном, внутрирайонном и особенно поселковом — значимость физиоло-го-гигиенических критериев снижается и на первый план вы-■ ступают показатели климатического микрозоннрования территории. Проведенные нами исследования [4] позволили выявить микроклиматические особенности, зависящие от места района в черте города, плотности и характера застройки, наличия открытых водоемов. Наиболее резкие изменения наблюдались непосредственно в жилой застройке. Они определялись характером расположения зданий, степенью озеленения, площадью искусственных покрытий.

Определение потенциальных возможностей самоочищения природных сред имеет важное гигиеническое значение не только при освоении новых территорий, но и в процессе совершенствования систем расселения на разном иерархическом уровне. Значимость количественных характеристик самоочищения атмосферного воздуха, водоемов, почвы для крупных территорий (области, республики, страны) одинаково высока. Так, в пределах Омской области, несмотря на спокойный рельеф территории, нам удалось выделить районы с высоким и средним потенциалом самоочищения атмосферного воздуха. Основными критериями, характеризующими этот процесс, являются скорость движения воздуха, количество штилей, туманов, осадков, повторяемость и качественная характеристика инверсий.

По значению потенциала самоочищения водоемов удалось выделить три градации: умеренную, пониженную, низкую. Умеренная и пониженная характерны для Иртыша, низкие — для малых рек и замкнутых водоемов.

В границах административных районов, а тем более сельскохозяйственных предприятий и населенных мест подобное районирование трудно осуществить, так как используемые критерии недостаточно чувствительны. На этом территориальном уровне вопрос взаимного размещения производства и селитебных территорий, собственно зонирование промышленных площадок и жилых образований, может быть решен путем использования основанных на условиях рассеивания поступающих в окружающую среду загрязнений известных методов прогнозирования концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе или воде водоемов.

Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости строго дифференцированного подхода к выбору критериев природно-климатического районирования территорий с целью совершенствования систем расселения разного иерархического уровня.

Литература

1. Кандрор И. С., Раткер Е. М„ Демина Д. М. Физиологические принципы санитарно-климатического районирования территории СССР. М„ 1974.

2. Кореневская Е. И., Черепов Е. М., Иванова Г. -В. и др. Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию размещения и развития производительных сил на территориях нового освоения и в промышленно развитых регионах. М., 1983.

3. Сидоренко Г. И., Кореневская Е. И. Научные основы гигиены населенных мест. М., 1976.

4. Сохошко И. А, — В кн.: Актуальные вопросы гигиены и эпидемиологии в Омской области. Омск, 1980.

Поступила 08.07.85

УДК 613.68-07:616.7| (|47 + 57|-17|

К. А. Шаповалов

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ НА СУДАХ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА

Архангельский медицинский институт

Более высокие показатели травматизма на судах транспортного флота Северного морского пароходства в общей структуре заболеваемости плавсостава по сравнению с другими пароходствами страны явились основанием для поиска объяснения этой закономерности. Изучение литературы по данному вопросу позволило выделить ряд факторов, повышающих риск несчастных случаев и травм у моряков Се-# верного бассейна.

На промышленных рабочих Севера выявлен высокий уровень корреляции травматизма с изменениями геомагнитного ноля Земли и погоды (температуры, силы ветра, барометрического давления и влажности воздуха) [11].

Значительное влияние условий труда моряков в период полярной ночи, плохой видимости, в арктических плаваниях на судах и при работах на ледовых причалах определяет характер производственного травматизма [17, 19]. При изучении травматизма полярников установлена длительность периода адаптации организма к полярным широтам, которая наиболее опасна в отношении несчастных случаев [12]. На течение раневого процесса определенное влияние оказывает изменение иммунологической активности организма, происходящее в разные сроки его адаптации в условиях Заполярья.

Сочетанное влияние двух ведущих факторов Заполярья — холода и влаги — на опорно-двигательиый аппарат моряков рассматривается в ряде работ [1, 2, 14, 15, 18]. Причиной замедления регенерации костной ткани при мест-Й ном действии холода является стойкое нарушение кровообращения в связи со спазмом сосудов [21]. У моряков, рыбаков и представителей других открытых производств Севера, подвергающихся воздействию охлаждения во влажной

среде, в 98 % случаев рентгенологически выявлены изменения костной тка-нн дегенеративно-дистрофического характера [3, 16]. Они имелись преимущественно в тех костях конечностей, которые охлаждаются во время работы: в фалангах пальцев, головках и метафизах первых плюсневых костей, пястных костях [4, 5]. Это выражалось в образовании остеофитов, островков эностального склероза, разлитом остеопорозе, утолщении костных балок губчатого вещества, расширении костно-мозговых пространств между балками.

Рентгенологически выявленные костные изменения находятся в прямой зависимости от срока охлаждения и глубины сосудисто-нервных расстройств [6]. Дегенеративно-дистрофические изменения костной ткани, обусловленные воздействием холода и влаги, возникают не только в месте приложения холода, но и в костной ткани альвеолярных отростков.

Среди причин, которые в настоящее время могут вызвать профессиональную патологию на флоте, значительное место принадлежит шуму и зибрации, оказывающим постоянное круглосуточное воздействие на судовой экипаж в течение всего плавания [13].

Существующие на морских судах уровни шума предопределяют высокую степень мобилизации адаптационных механизмов у членов судовых экипажей, что может призодить к их ускоренному истощению и развитию патологических изменений в организме [20].

В результате воздействия вибрационного фактора может развиться ряд патологических состояний мягкотканных элементов или основы скелета, проявляющихся в виде перестройки костной структуры и усиления костной ткани по силовым линиям максимального давления и тяги [8].

Установлена достоверная корреляция между частотой травматизма и длительностью рейса. В условиях последних важным фактором, определяющим здоровье моряка, является гиподинамия [7, 9, 101.

Особенно актуальна для моряков проблема алкоголизма. По нашим данным, алкогольное опьянение имелось в 9 % несчастных случаев на судах Северного бассейна. При госпитализации по поводу различных травм в хирургическое отделение Северной центральной бассейновой больницы им. Н. А. Семашко алкогольное опьянение установлено у 28,8 % моряков речного флота, 29 % моряков транспортного и 39,2 % моряков тралового флота.

Экспериментально установлено, что под действием хронической интоксикации количество остеоидной ткани у больных алкоголизмом достоверно выше, резко снижено содержание 25-оксивитамина. Алкоголь нарушает нормальную реакцию инсулина на травматическую гипергликемию, значительно уменьшает в кишечнике всасывание Са2+, нарушает в мышечной ткани транспорт Са2+, Ыа+ и К+, а также взаимодействие актина и миозина. Влияние этанола на костную ткань связано с нарушением всасывания в кишечнике и прямым токсическим действием на рост костей.

Для моряков Северного бассейна характерны политравмы в алкогольном опьянении. При этом преобладают закрытые черепно-мозговые травмы, среди повреждений верхней конечности — травмы предплечья и раны. Повреждения туловища сопровождаются преимущественно переломами ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, травмы грудной и брюшной полостей в 49,1 и 75,8% случаев — ранами с повреждением внутренних органов и без них. Переломы значимо преобладают в различных анатомо-функциональ-ных сегментах нижней конечности. Алкогольное опьянение увеличивает вероятность получения моряками открытых переломов, чаще приводит к инвалидности и летальным исходам (Р<0,01).

Создание оптимальных условий труда и быта плавсостава на судах Северного бассейна с учетом трудностей арктического плавания, сведение к минимуму воздействия на организм моряков шума и вибрации, борьба с гиподинамиче-ской болезнью, комплекс медико-социальных мер, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом, позволят исключить ряд вредных факторов, влияющих на опорно-двигательный аппарат плавсостава, уменьшить число травм на судах и сохранить трудовые ресурсы Северного водного бассейна.

Литература

1. Бычихин Н. П., Орлов Г. Л., Попов В. А. и др.— Здравоохр. Российск. Федерации, 1983, № 7, с. 7—10.

2. Бычихин Н. П., Попов В. А. — В кн.: Современные вопросы гигиены водного транспорта. М., 1975, с. 127— 129.

3. Гаврилова К■ М. — В кн.: Акклиматизация и краевая патология человека на Севере. Архангельск, 1970, с. 52—54.

4. Гаврилова К. М., Журавлева Л. М. — В кн.: Медико биологические проблемы акклиматизации и гигиены че ловека на Европейском Севере. Архангельск, 1976 с. 15-16.

5. Гаврилова К. М., Журавлева Л. М. — В кн.: Между народный симпозиум по приполярной медицине. 4-й. Те зисы докладов. Новосибирск, 1978, т. 2, с. 113—114.

6. Гаврилова К. М., Суслонов Ю. П. — Труды Научно исслед. ин-та гигиены водного транспорта, 1972, вып. 2 с. 86—91.

7. Глянцев С. П. — В кн.: Медико-биологические проблемы развития Европейского Севера. Архангельск, 1981, с. 86—87.

8. Гринберг А. В. — В кн.: Всесоюзная конф. по борьбе с вибрацией. 1-я. Тезисы докладов. Л., 1958, с. 3.

9. Грибанов А. В., Бортник И. Л., Лапицкий Ф. Г. — В кн.: Всесоюзный съезд по лечебной физкультуре и спортивной медицине. 2-й. Тезисы докладов. М., 1981, с. 155.

10. Лапицкий Ф. Г., Грибанов А. В., Щепихин А. М„ Пи-саренко Е. Ф.— В кн.: Научно-методическая конф. но пробл. физического воспитания и спортивной медицины на Севере. 5-я, посвящ. 0лимпиаде-80. Тезисы докладов. Архангельск, 1980, с. 33.

11. Макаров И. И., Гринберг Б. А., Орехов В. С., Кара-сев М. И. — В кн.: Научно-технический прогресс и приполярная медицина. Новосибирск, 1978, т. 1, с. 41.

12. Матусов А. Л. — В кн.: Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. Новосибирск, 1981, т. 2, с. 93—94.

13. Мацевич Л. М., Нейштадт Э. Я-, Иерусалимский А. П. и др. — В кн.: Всесоюзная науч. конф. по гигиене водного транспорта. 4-я. Материалы / Под ред. М. И. Михайлова. М„ 1970, с. 17—18.

14. Орлов Г. А. — В кн.: Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте. Баку, 1973, с. 250— 252.

15. Орлов Г. А., Бычихин Н. П. — В кн.: Всероссийское об-во хир-гов. Правление. Пленум. 2-й. Материалы. Архангельск, 1962, с. 53—59.

16. Орлов Г. А., Гаврилова К. М. — Клин, мед., 1965, № 11, с. 15-19.

17. Писаренко Е. Ф- — В кн.: Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. Новосибирск, 1981, т. 2, с. 92—93.

18. Писаренко Е. Ф„ Глянцев С. П., Крыжановский С. Г.— В кн.: Проблемы акклиматизации и адаптации человека на Европейском Севере / Под ред. Н. П. Бычихина. Л., 1981, с. 71—75.

19. Писаренко Е. Ф., Глянцев С. П. — В кн.: Адаптация организмов к природным условиям. Сыктывкар, 1983, т. 3, с. 43.

20 Радзиевский С. А., Волков А. А., Игревский А. В. и др. — Гиг. труда, 1983, № 3, с. 48—50.

21. Сидоренков О.'К., Лебединцев Е. Л. — Воен.-мед. журн., 1981, № 5, с. 71—72.

Поступила 28.06.85

УДК 613.956:612.766.11-0?

Н. М. Харковенко, Б. N. Задорожный, Е. В. Борисова, А. П. Подгайская

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ

Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Исходное функциональное состояние организма определяет характер и выраженность его реакций на комплексное воздействие производственных факторов [51.

Наиболее распространенными в подземных условиях угольных шахт производственными факторами, отрицательно воздействующими на организм работающих, являются высокая запыленность и загазованность воздушной среды, неблагоприятные микроклиматические условия, интенсивный

шум, вибрация. Работа выполняется в вынужденной позе, требует нервно-эмоционального и физического напряжения. В связи с этим особое значение приобретает изучение потенциала физической активности или индивидуального уровня физической работоспособности у подростков, желающих • освоить горную профессию в среднем ПТУ.

Изучено влияние процесса обучения в среднем ПТУ горного профиля па развитие физической работоспособности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.