Научная статья на тему 'Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания'

Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
281
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ / АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / JOURNALISM / SUBJECTIVITY / OBJECTIVITY / MASS CONSCIOUSNESS / MANIPULATION / INFORMATION AND COMMUNICATIVE ROLE / AUTHOR'S COMMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Галина Викторовна

Предпринимается попытка рассмотрения значения манипулятивных действий СМИ в формировании общественного мнения с целью проанализировать ее информационно-коммуникативную роль в этом процессе. Отмечается, что субъектов, организующих информационный поток в СМИ, много и каждый из них имеет свои интересы и, самое главное, право на отстаивание своих позиции, давать оценку событиям, в чем и видится актуальность исследования. В процессе анализа установлено, что, как известно, информация не только передается от коммуникатора к реципиенту, она еще формируется, уточняется, развивается, поэтому необходимо учитывать специфику процесса обмена информацией, в частности, возрастание в современной ситуации роли так называемого субъективного фактора, так как журналистики в чистом виде как объективного информирования о фактах действительности не существует, что связано с психологическими особенностями человека. Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что оно вносит определенный вклад в теорию журналистского творчества. Журналистика с момента зарождения была призвана влиять на умы, что продолжает делать и сейчас, активно формируя общественное мнение, и для достижения коммуникативного успеха использовались и используются самые различные способы, поэтому журналисту важно овладеть приемами и методами построения текста в публицистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social regulatory aspect of a role of mass media in formation of mass consciousness

An attempt is undertaken to examine the importance of manipulative actions of mass media in formation of public opinion in order to analyze its information and communicative role in this process. There are a lot of subjects organizing information stream in mass media and each of them has its own interests and, which is the most important, the right to uphold its position to give an assessment to events. We see relevance of research in this. In the course of the analysis, as we know, information is not only transferred from a communicator to the recipient, it is still shaped, specified and develops, therefore it is necessary to consider specifics of information exchange process, in particular, increasing role of the so-called subjective factor in a modern situation. There is no journalism in pure form as the objective informing on the facts of reality that is connected with psychological features of the person. The theoretical and practical importance of research is that it makes a certain contribution to the theory of journalistic creativity. The journalism from its origin was urged to influence minds and it continues to do this now, actively forming public opinion. To achieve communicative success, various techniques are used, therefore it is important for the journalist to master the techniques and methods of creation of the text in journalism.

Текст научной работы на тему «Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания»

УДК 070 :316.77

ББК 76.000.0

С 59

Соколова Г.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: sessvetla@mail.ru

Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания

(Рецензирована)

Аннотация:

Предпринимается попытка рассмотрения значения манипулятивных действий СМИ в формировании общественного мнения с целью проанализировать ее информационно-коммуникативную роль в этом процессе. Отмечается, что субъектов, организующих информационный поток в СМИ, много и каждый из них имеет свои интересы и, самое главное, право на отстаивание своих позиции, давать оценку событиям, в чем и видится актуальность исследования. В процессе анализа установлено, что, как известно, информация не только передается от коммуникатора к реципиенту, она еще формируется, уточняется, развивается, поэтому необходимо учитывать специфику процесса обмена информацией, в частности, возрастание в современной ситуации роли так называемого субъективного фактора, так как журналистики в чистом виде как объективного информирования о фактах действительности не существует, что связано с психологическими особенностями человека. Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что оно вносит определенный вклад в теорию журналистского творчества. Журналистика с момента зарождения была призвана влиять на умы, что продолжает делать и сейчас, активно формируя общественное мнение, и для достижения коммуникативного успеха использовались и используются самые различные способы, поэтому журналисту важно овладеть приемами и методами построения текста в публицистике.

Ключевые слова:

Журналистика, субъективность, объективность, массовое сознание, манипуляция, информационно-коммуникативная роль, авторский комментарий.

Sokolova G.V.

Candidate ofPhilology, Associate Professor ofLiterature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: sessvetla@mail.ru

Social regulatory aspect of a role of mass media in formation of mass consciousness

Abstract:

An attempt is undertaken to examine the importance of manipulative actions of mass media in formation of public opinion in order to analyze its information and communicative role in this process. There are a lot of subjects organizing information stream in mass media and each of them has its own interests and, which is the most important, the right to uphold

its position to give an assessment to events. We see relevance of research in this. In the course of the analysis, as we know, information is not only transferred from a communicator to the recipient, it is still shaped, specified and develops, therefore it is necessary to consider specifics of information exchange process, in particular, increasing role of the so-called subjective factor in a modern situation. There is no journalism in pure form as the objective informing on the facts of reality that is connected with psychological features of the person. The theoretical and practical importance of research is that it makes a certain contribution to the theory of journalistic creativity. The journalism from its origin was urged to influence minds and it continues to do this now, actively forming public opinion. To achieve communicative success, various techniques are used, therefore it is important for the journalist to master the techniques and methods of creation of the text in journalism.

Keywords:

Journalism, subjectivity, objectivity, mass consciousness, manipulation, information and communicative role, author's comment.

В отечественной теории журналистики на передний план выдвигалась идеологическая и социально-регулятивная роль печати. Исследуя общество как целостную систему. К. Маркс одним из первых указал на коммуникативную, интегрирующую и преобразовывающую роль печати и отмечал, что она говорящие узы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром.

Организация общения между людьми является одной из важнейших сторон социальной работы журналиста, «Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое, в свою очередь, составляет содержание массовой коммуникации. Соответственно информационно-коммуникативная роль прессы способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы, их взаимодействие», - пишет С.Г. Корконосенко [1: 135].

В.И. Кузин в исследовании «Психологическая культура журналиста» отмечает, что общение соединяет общественные отношения (связи) и межличностные отношения, обеспечивает единство речи и мышления, мысли и слова, общение - это содержание всего коммуникативного процесса в обществе и одно из средств реализации социальных функций СМИ [2].

В подтверждение данной концептуальной идеи выступает также В.Г. Косто-

маров, отмечая, что «выбор того или иного слова в публицистике - отнюдь не простое формальное решение; от того, какое слово выберет журналист для обозначения определенной вещи, очень часто зависит его решение в пользу того или иного нюанса высказывания эмоционального характера» [3: 95]. То есть публицистика вкладывает различные оценки в одни и те же факты.

В процессе коммуникации информация не только передается от коммуникатора к реципиенту, она еще формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо учитывать специфику процесса обмена информацией. В частности, возрастание в современной ситуации роли так называемого субъективного фактора.

Действительно, при скрупулезном рассмотрении проблемы, обнаруживается, что журналистики в чистом виде, как объективного информирования о фактах действительности, не существует. Это, прежде всего, связано с психологическими особенностями человека, - воспринимая любую информацию, он пропускает ее через призму своего мировоззрения. Отсюда и субъективизм журналиста при описании какого-либо события. В принципе, при написании любого журналистского материала происходит своего рода манипулирование сознанием читателя. Коммуникатор в элементарном в качестве связующего звена между событием и аудиторией

отсутствует. Стараясь, в лучшем случае, как можно объективней и разносторонней отобразить факт, журналист все-таки снабжает его какой-то оценкой, которая выражается как с помощью лексических, так и морфологических средств языка. И мимолетный авторский комментарий способен сформировать у аудитории определенное отношение к происходящему.

Однако это не всегда приветствуется в теории журналистского творчества. Так Дэвид Рэндалл говорит о традиции «голого факта» в западной журналистике. Никаких комментариев, и оценок - это табу-ировано. Реципиент получает своего рода «полуфабрикат», «голую» новость, и сам строит свои умозаключения, делает выводы, основываясь только на этих фактах [4: 37]. Школа же российской журналистики, в отличие от западной, не регламентирует подачу коммуникатором некомментиро-ванного факта. Корни этой проблемы уходят глубоко в психологию, в ментальные особенности русского человека. Возможно, в какой-то степени это связано с тем, что большинство россиян сегодня не способно самостоятельно проанализировать текущий момент и нуждается в своеобразной помощи со стороны. Добровольными помощниками в большинстве случаев становятся СМИ, иинтерпретируя происходящее, выполняя какой-то конкретный социальный (политический) заказ.

Интенсивное развитие средств массовой информации, которое происходило на протяжении всего двадцатого столетия и за последние пятнадцать лет, не могло не привести к изменениям в области общественной психологии. Под влиянием масс- медиа постепенно меняется способ мышления людей. По мнению ведущих социологов, СМИ активно участвуют в глобальном процессе создания качественно нового типа личности - с особой психологией. То есть меняется не только сознание человека, а также его психологические характеристики и психические состояния.

Тесная связь между журналистикой

и общественной психологией говорит о необходимости глубокого изучения особенностей взаимодействия между коммуникатором и реципиентом.

Исследования манипулятивных механизмов деятельности СМИ психологами, социологами и журналистами-теоретиками стали проводиться достаточно давно. И сегодня можно сказать, что технологии психовоздействия вышли на совершенно новый уровень развития и частоты применения. Похожие методы применяют в своей работе спецслужбы. Однако ныне нередки примеры использования журналистами таких механизмов с целью манипулирования сознанием массовой аудитории.

Герберт Шиллер, американский социолог, категоричен: «Заправилы СМИ создают, обрабатывают, ловко оперируют и полностью контролируют распространение информации, определяющей наши устремления, установки, и, наконец, наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они манипулируют нашим сознанием» [5: 102].

Как правило, такое манипулирование массовым сознанием происходит с целью отстаивания определенных интересов власти. Исходя из элементарного инстинкта самосохранения, власть стремится получить контроль над всеми уровнями информационного пространства. Именно тот, в чьих руках сосредоточена власть (капитал), больше всего заинтересован в управлении СМИ.

Манипулятивные технологии существуют, и в принципе можно заставить человека сделать что-то противоречащее его интересам. Тем более важно знать, как это делается, чтобы самому не попасть в ловушку. Как известно, чтобы понимать мир, мы вынуждены его упрощать. Человек сам создает для себя мир, в который он верит, он воспринимает только то, что готов воспринимать, живет в соответствии со своими схемами (картами), он с

их помощью ориентируется в ситуациях.

Один из пограничных столбов между миром и нашим представлением, которое оно описывает. И если забыть, что язык -всего лишь описание мира и весьма неполное, если перепутать карту с территорией, - возникают стереотипы - плоские образы мира. Стереотип однозначен, он делит мир пополам. Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а незнакомое воспринимается как остро враждебное.

Манипулятивные действия СМИ сегодня являются наиболее актуальными для исследования. Но, к сожалению, рассматриваются только в негативном свете, в отрыве от всего процесса манипуляции, в котором участвуют социально-политические институты, государственные структуры, собственники СМИ и т. д. Журналистика сегодня - это посредник в распространении информации, идей, концепций. «Именно в информационной насыщенности изложения проявляется общественный смысл журналистики», - пишет исследователь журналистского текста С.И. Сметани-на [6: 15]. Безусловно, информация - один из важнейших компонентов журналистики. СМИ играют большую роль в познании мира, формируют и развивают наши представления об окружающей среде. Но также журналистика выполняет функцию ценностного осмысления, соотношение реального объекта с ценностями различных сфер (эстетической, художественной, нравственной, религиозной).

Субъектов, организующих информа-

ционный поток в обществе, много. Каждый из них имеет свои интересы, и никто не имеет права ограничивать их деятельность в обработке и распространении информации. Все социальные группы и политические партии имеют право на отстаивание своей позиции, давать оценку тем или иным событиям, формировать мировоззрение аудитории. Это подтверждает понимание того, что объективной информации не существует.

Ограничить или запретить эту деятельность в демократическом обществе нельзя, а значит манипулятивных действий становится все больше, так как это определенное явление, присущее коммуникативным отношениям в обществе и один из обязательных инструментов обработки и распространения информации. И журналистика здесь выполняет функции посредника. Поэтому нужно рассматривать манипуляцию как характерную и обязательную черту журналистики, являющуюся частью всего этого процесса.

С момента рождения журналистика была призвана влиять на умы, что продолжает делать и сейчас, активно формируя общественное мнение. «Жесткая конкуренция на рынке массовой информации в России не позволяет журналисту стоять на месте, а постоянно двигает искать все новые приемы речевого воздействия на аудиторию» [7: 38]. Для достижения коммуникативного успеха используются самые различные способы, поэтому журналисту важно овладеть приемами и методами построения текста в публицистике.

Примечания:

1. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов СПб.: Знание, 2000. 272 с.

2. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 205 с.

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999. 246 с.

4. Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист / пер.с англ. А. Порьяза; под ред. В. Харитонова. 3-е изд., испр. и доп. Великий Новгород; СПб., 1999. 368 с.

5. Герберт Шиллер. Манипуляторы сознанием: пер. с англ. / науч. ред. Я.Н. Засур-ский. М.: Мысль, 1980.

6. Сметанина С.И. Медиатектст в системе культуры. СПб., 2002. 383 с.

7. Соколова Г.В. Онтологический аспект значимости оценочной лексики в СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. Вып. 4 (107). С. 34-38.

References:

1. Korkonosenko S.G. Fundamentals of journalist's creative activity: a textbook for students of higher schools. SPb.: Znanie, 2000. 272 pp.

2. Kuzin V.I. Psychological culture of a journalist: a manual. SPb.: SPbSU publishing house, 2004. 205 pp.

3. Kostomarov V.G. Language taste of the era: observation of the speech practice of massmedia. SPb.: Zlatoust, 1999. 246 pp.

4. David Randall. The universal journalist / transl. from English by A. Poryaz; ed. by V. Kharitonov. 3rd ed., rev. and enl. Veliky Novgorod; SPb., 1999. 368 pp.

5. Herbert Schiller. Mind managers: transl. from English / Scientific ed. of Ya.N. Zassursky. M.: Mysl, 1980.

6. Smetanina S.I. Mediatext in the system of culture. SPb., 2002. 383 pp.

7. Sokolova G.V. Ontological aspect of the importance of assessment lexicon in mass media //Bulletin of Adyghe State University. 2012. Issue 4 (107). P. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.