УДК 316
Надворная Ю.Н.
бакалавриат
направление «Государственное и муниципальное управление» Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация: в статье рассматривается подростковая безнадзорность с точки зрения девиантного поведения. На протяжении ХХ и XXI века наблюдалось несколько всплесков подростковой безнадзорности и беспризорности, что было связано с политическими и экономическими событиями в России. Основными причинами сегодняшней безнадзорности являются последствия социально-экономического кризиса, утрата позиций института семьи, а также потеря воспитательных функций в образовательных учреждениях. Для искоренения безнадзорности и сопутствующей ей подростковой преступности необходимо сосредоточение усилий ведомств, в соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятом в 1999 г., являющимися ответственными за профилактику и контроль в этой области.
Ключевые слова: социальная реабилитация несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр, социальная профилактика.
Актуальной проблемой 21 века становится профилактика девиантного поведения среди детей и подростков. С каждым годом все больше подростков оказываются на попечении Центров социальной реабилитации, где им предстоит пройти курс реабилитации над самими собой, в том числе в освоении норм, правил общества и улучшению своего поведения. Изучение направлений
социальной профилактики девиаций несовершеннолетних в данной среде является одним из существенных вопросов предотвращения отклоняющегося поведения подростков. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития.
В результате сложившейся ситуации актуальным стало развитие специализированной системы учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации и дальнейшей адаптации в социуме.
В основу всей системы профилактической и социально-реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция закреплена в 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где государственные меры направлены на предотвращение неправомерных действий несовершеннолетних и созданию комфортных условий жизни. Невзирая на предпринятые государственные меры, которым следуют организации ведущие работу с детьми, проблема социальной профилактики несовершеннолетних в реабилитационных центрах должна совершенствоваться в соответствии с изменениями в обществе и изменением направленности преступности среди детей и подростков.
Оперативное выявление детей, находящихся в группе риска, и оказание им помощи позволяет предотвратить дальнейшее совершение противоправных поступков и развитие девиантного поведения.
Это охватывает раннюю диагностику проблем, психолого-педагогическую помощь, обучение навыкам социального взаимодействия.
Социальные Центры используют разные методы коррекционной направленности на изменение негативных поведенческих установок и привычек, которые могут содержать индивидуальную и групповую психотерапию, трудовую терапию, а также использование различных методик поведенческой коррекции. Обеспечение доступа к обучению и профессиональной подготовке играет важнейшую роль в процессе реабилитации. Реабилитационные центры сотрудничают с субъектами профессиональных и образовательных заведений, помогая детям получить необходимые способности для успешной жизни, активно работают с семьями несовершеннолетних, оказывая им методическую и психологическую поддержку, помогая им решать семейные проблемы и создавать благоприятную среду для возвращения ребенка домой.
Несмотря на свою важность, социально-реабилитационные центры сталкиваются с рядом проблем. Обеспечение качественного функционирования Центров требует значительных финансовых вложений, что не всегда возможно в условиях ограниченного бюджета. Нехватка опытных психологов, педагогов и социальных работников является серьезной проблемой, так как работа в реабилитации требует высокой квалификации и профессионализма. Не все методы коррекции девиантного поведения оказываются эффективными, что требует постоянного поиска и внедрения новых, более эффективных подходов. Эффективная работа Центров зависит от взаимодействия с другими субъектами социального обслуживания, что не всегда осуществляется на высоком уровне. Конечно, Центры социальной реабилитации играют значимую роль в реализации социальной политики государства в отношении детей с девиантным поведением. Однако для повышения их эффективности необходимо решать существующие проблемы, увеличивать финансирование, повышать квалификацию специалистов, внедрять новые эффективные методики работы и укреплять межведомственное взаимодействие. Только комплексный подход, ориентированный на индивидуальные потребности каждого ребенка, позволит
достичь настоящих успехов в предотвращении девиантного поведения и социальной реабилитации несовершеннолетних.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023);
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022);
3. Социальная политика: учебник для вузов / Е. И. Холостова [и др.], под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 395 с
Nadvornaya Yu.N.
Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
SOCIAL REHABILITATION CENTERS FOR MINORS AS A MEANS OF IMPLEMENTING SOCIAL POLICY IN RELATION TO CHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR
Abstract: the article examines adolescent neglect from the point of view of deviant behavior. During the 20th and 21st centuries, there were several surges in adolescent neglect and homelessness, which was associated with political and economic events in Russia. The main reasons for today's neglect are the consequences of the socio-economic crisis, the loss of the position of the family institution, as well as the loss of educational functions in educational institutions. To eradicate neglect and the accompanying juvenile delinquency, it is necessary to concentrate the efforts of the departments responsible for prevention and control in this area, in accordance with the federal law "On the Fundamentals of the System of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency", adopted in 1999.
Keywords: social rehabilitation of minors, social rehabilitation center, social prevention.