Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ГОСТЕПРИИМСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куницына В.Н., Юмкина Е.А.

В статье представлен комплексный социально-психологический анализ ситуации гостеприимства. На основе обзора литературы предложено определение рассматриваемого феномена как особой ситуации межличностного общения, стабилизирующей семью за счет удовлетворения базовых потребностей всех членов семьи в любви, принятии и самовыражении. Эмпирическое исследование на выборке молодежи и семейных пар позволило более детально рассмотреть вклад гостеприимства в просоциальную направленность личности и построение уклада молодой семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONTENT OF FAMILY HOSPITALITY

The article presents a comprehensive socio-psychological analysis of the hospitality. Based on a review of the literature, a definition of the phenomenon under considerationis proposed as a special situation of interpersonal communication that stabilizes the family by satisfying the basic needs of all family members in love, acceptance and self-expression. An empirical study on a sample of young people and married couples made it possible to examine in more detail the contribution of hospitality to the prosocial orientation of the individual and to the construction of the lifestyle of a young family

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ГОСТЕПРИИМСТВА»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.922.27

DOI: 10.35854/2541-8106-2022-4-318-332

Социально-психологическое содержание семейного гостеприимства

Валентина Николаевна Куницына1, Екатерина Анатольевна Юмкина1' 2Н

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,

Санкт-Петербург, Россия

1 vkuni@mail.ru

2 katerinayum@mail.ruH

Аннотация. В статье представлен комплексный социально-психологический анализ ситуации гостеприимства. На основе обзора литературы предложено определение рассматриваемого феномена как особой ситуации межличностного общения, стабилизирующей семью за счет удовлетворения базовых потребностей всех членов семьи в любви, принятии и самовыражении. Эмпирическое исследование на выборке молодежи и семейных пар позволило более детально рассмотреть вклад гостеприимства в просоциальную направленность личности и построение уклада молодой семьи.

Ключевые слова: психология гостеприимства, семейный уклад, семейная идентичность, психологическое благополучие личности, просоциальное поведение

Для цитирования: Куницына В. Н., Юмкина Е. A. Социально-психологическое содержание семейного гостеприимства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. Т. 23. № 4. С. 318-332. https:// doi.org/10.35854/2541-8106-2022-4-318-332

Original article

Socio-psychological content of family hospitality

Valentina N. Kunitsyna1, Ekaterina A. Yumkina1' 2H

1 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

2 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics,

St. Petersburg, Russia

1 vkuni@mail.ru

2 katerinayum@mail.ruH

Abstract. The article presents a comprehensive socio-psychological analysis of the hospitality. Based on a review of the literature, a definition of the phenomenon under consideration

© Куницына В. Н., Юмкина Е. A., 2022

is proposed as a special situation of interpersonal communication that stabilizes the family by satisfying the basic needs of all family members in love, acceptance and self-expression. An empirical study on a sample of young people and married couples made it possible to examine in more detail the contribution of hospitality to the prosocial orientation of the individual and to the construction of the lifestyle of a young family.

Keywords: psychology of hospitality, family lifestyle, family identity, personal psychological well-being, prosocial behavior

For citation: Kunitsyna V. N., Yumkina E. A. Socio-psychological content of family hospitality // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. 2022;23(4):318-332. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-4-318-332

Введение

Гостеприимство — феномен, который до недавнего времени не становился предметом специального анализа как в социальной психологии, так и в психологии семейных отношений. В то же время, очевидно, что успешный прием гостей в существенной степени зависит от того, в какой мере члены семьи владеют навыками установления контакта, расположения к себе, умениями распознавать состояния и эмоции другого человека, конструктивно разрешать спорные вопросы, действовать согласованно.

Среди отечественных социально-психологических работ о гостеприимстве важное место занимает исследование О. В. Марковской [1]. Опираясь на методологию изучения социальных представлений С. Московичи и кросс-культурную психологию, автор предложила способ определения того, каким образом психологические особенности культуры преломляются в представлениях русских и немцев о гостеприимстве. Ключевыми понятиями анализа представлений о гостеприимстве стали цели, нормы и правила поведения, роли и ролевые ожидания.

На воспитательный потенциал гостеприимства обратила внимание О. Ф. Век-лова. Автор предположила, что традиция приема гостей в башкирской семье, основанная на комплексе ритуализированных, регулярно повторяющихся действий, закладывает такие качества личности, как эмпатия, сочувствие и сострадание, принятие другого [2, с. 38]. Помимо личностных эффектов, гостеприимство формирует навыки сотрудничества, оказания помощи благодаря социальной перцепции и включению разнообразных групповых процессов.

Совокупность норм, задающих характер отношения к гостю, у башкир включена в систему религиозных воззрений. Как и у многих народов, гость представляется посланником Бога. Вследствие этого ситуация гостеприимства несет смысл непосредственного общения со сверхъестественной силой [2, с. 38].

И. А. Таскина, анализируя национальные традиции алтайцев, обратила внимание на социализирующую функцию гостеприимства, которая вносит вклад в формирование послушания, самообладания, терпимости, уважения к старшим [3, с. 202]. Автором предложено и определение гостеприимства как символической модели общения, отражающей принятую в обществе модель взаимодействия.

В работе А. Байбурина и А. Топоркова [4] дан анализ исторической сущности гостеприимства, очерчены различные смыслы, связанные с гостеприимством в наиболее развитом виде по отношению к чужому человеку и в более древних формах взаимодействия с близкими людьми. Так, гостеприимство в первом смысле заключает в себе прежде всего функцию побратимства, то есть перевода незнакомца из категории «чужой» в категорию «свой». Такие формы отношений имеют более жесткую рамку ритуалов, которые дают обеим сторонам четкие ориентиры в поведении и преодоление первоначальных барьеров в общении.

Гостеприимство с ближним кругом выполняет две важных функции: укрепляет существующие родственные связи и дает члену семьи или рода возможность для самовыражения, самоутверждения в качестве хозяина/хозяйки (то есть зрелого, состоявшегося члена общества). Дарообмен, неотъемлемая часть как архаического, так и современного гостеприимства, служит основой для поддержания стабильных общественных отношений.

В зарубежной литературе проблеме гостеприимства посвящено большее число как теоретических, так и эмпирических исследований. По мнению ряда авторов, разработка этого связана с интенсивными миграциями, когда эффективное взаимодействие с представителями иных культур стало острой жизненной потребностью [5].

В философских работах отмечается, что сущность гостеприимства сводится к континууму отношений «свой — чужой». Концептуальным основанием большей части исследований стала работа Жака Дерриды «Гостеприимство» ("Hospitality" [6]). С помощью методологического приема деконструкции смысла слова hospitality Деррида выделяет две формы гостеприимства: «условное» (повседневные регулируемые законом жизненные практики людей) и «абсолютное» (относящееся к первоначальному смыслу гостеприимства). Последнее, согласно Ж. Дерриде, является феноменом патриархального общества, выражая отношения «хозяин — чужак» и иерархию статусов «отец, брат, сын» [7].

Н. Онуф критикует позицию Ж. Дерриды, акцентируя внимание на том, что в этическом смысле гостеприимство не только демонстрирует статусы, но является формой выражения человеколюбия (philanthropy) [8]. Такое утверждение основано на идеализации гостеприимства, которую осуществил еще И. Кант, выделив в нем следующий предельный смысл: «... абсолютное гостеприимство предполагает, что Я открываю мой дом абсолютно неизвестному, безымянному другому, что Я даю им [в переводе акцент на множественном числе] место, что Я позволяю им войти без расспросов не только о том, откуда они, но даже кто они.» [8, с. 12].

Эта формулировка представляет интерес и для социальной психологии ввиду того, что в ней показано такое важное условие приема гостей, как априорное доверие к входящему в дом человеку и уважение его личных границ. В этом и есть одно из высших проявлений равенства и человеколюбия.

Методология изучения гостеприимства за рубежом в достаточной степени разнообразна. Так, С. К. Джордж на основе контент-анализа священных текстов (памятников Индийской культуры) установил важную роль гостеприимства в формировании толерантности и принятия отличий [9, с. 30]. Благодаря универсальности нормы гостеприимства открывается богатая почва для сравнения религиозной и светской литературы различных культур.

По распространенности лидируют описательные исследования на основе опросов, в которых авторов интересует прежде всего взаимосвязь гостеприимства и психологического благополучия личности. Так, К. Д. Пол установил взаимосвязь между семейным гостеприимством и психическим здоровьем детей, а также семьи в целом [10]. Объяснение такой закономерности автор дает на основе того, что гостеприимство, будучи в большой степени ритуализированной общественной практикой, несет в себе терапевтический эффект, стабилизируя состояние личности и семьи, повышая удовлетворенность жизнью за счет укрепления межличностных связей и препятствуя тенденциям враждебности между людьми.

Р. Бисвас-Динер и ряд других авторов в масштабном эмпирическом исследовании установили взаимосвязь гостеприимства (как личностной установки) с психологическим благополучием, удовлетворенностью жизнью и дружелюбностью

личности. Мотивационный компонент гостеприимства, по исходным предпосылкам исследователей, включает в себя потребность в принадлежности к определенной группе. В эмоциональном плане гостеприимство выражено в позитивных чувствах и привязанности к тому, кто приходит в гости. Когнитивный уровень связан с оптимистичным образом гостя как значимой предпосылкой доверительного общения [11].

Более детальный анализ ритуалов гостеприимства, проведенный Г. Е. Чапман и Б. Л. Беган, показал особую роль пищевых практик. С одной стороны, именно совместный прием пищи является условием для ослабления психологических барьеров в общении хозяев с гостями и установления доверительного контакта между ними. С другой стороны, ритуал приема пищи относится к наиболее надежным признакам культурной идентичности индивида. Тем самым становится очевидным, что в гостеприимстве сталкиваются установки сходства и отличия участников отношений [12].

Рассмотренные данные показывают, что гостеприимство в полной мере является социально-психологическим явлением. Его основу составляет доверие, которое может быть как предустановленным, так и следствием систематического общения. В предустановленном доверии ключевую роль играет сугубо пространственный фактор — пересечение физической границы дома.

Обзор литературы дал возможность выделить функции, которые несет гостеприимство:

— на уровне личности — поддержка, обмен опытом, укрепление социальных связей, социализация индивида;

— на уровне группы (семьи) — поддержка, создание положительного социального образа в глазах значимых людей (который может затем влиять на реальное поведение), укрепление семейной идентичности;

— на уровне общества — социальный контроль, стабильность и устойчивость социальной структуры.

Как нам представляется, основной фокус исследователей направлен на понимание гостеприимства как феномена межгруппового взаимодействия. В незначительном количестве работ уделено внимание социально-психологическому содержанию повседневных практик гостеприимства в семье (в круг которых включены не незнакомые люди, а близкие родственники и друзья), что, на наш взгляд, является актуальным для раскрытия механизмов трансляции культурного опыта между поколениями и стабилизации семейной системы (которая в России продолжает оставаться очень неустойчивым социальным институтом). Стабилизирующая роль гостеприимства дает основания включить его в состав компонентов семейного уклада и вскрыть его роль в формировании личности и развитии семейной системы.

Можно сформулировать следующее определение гостеприимства, исходя из социально-психологического понимания его сущности: это — специально организованная ситуация межличностного общения членов семьи со значимым кругом родных и близких людей, направленного на укрепление родственных связей, семейной идентичности, трансляцию социокультурного опыта, связанного с безусловной ценностью другого человека.

При социально-психологическом анализе семейного гостеприимства, на наш взгляд, целесообразно учитывать следующие параметры, характеризующие любую ситуацию межличностного общения. Во-первых, условия гостеприимства, то есть специфический контекст, в котором происходит пересечение членов семьи с близкими людьми. При этом возможными становятся несколько уровней рассмотрения. Так, гостеприимство нельзя представить вне дома — конкретной отгороженной

территории, границы которой разделяют и маркируют позиции хозяина и гостя. Размер территории, ее организация, декорирование — это принципиальные основания для реализации рассматриваемой ситуации.

Помимо пространственного контекста, гостеприимство реализуется в определенном времени. В частности, время суток, день недели, совпадение с праздником, продолжительность гостеприимства (несколько часов или длительное пребывание — до нескольких месяцев) существенным образом сказывается на характере протекания приема гостей.

Наконец, ритуализированность гостеприимства предполагает учет культурно-исторического контекста. Обстановка в стране, доминирующие цели и ценности в обществе, циркулирующая информация по каналам массовой коммуникации — все это проявляется и определенным образом детерминирует ход гостеприимства.

Следующая сторона анализа — это участники процесса гостеприимства. Центральное место занимает социальный статус участников общения: относятся ли они к одному социальному слою или между хозяевами и гостями существует позиционное неравенство (по экономическому, образовательному, иному аспекту). Это в значительной мере будет определять характер взаимодействия между хозяевами и гостями, их восприятие друг друга, спектр обсуждаемых вопросов и совместных занятий.

Участники гостеприимства вступают друг с другом в совместную деятельность. На этом уровне учитываются цель деятельности, принятые ценности, имеющиеся навыки, умения, результат, эффективность и удовлетворенность процессом. Существенными понятиями, характеризующими результат совместной деятельности, будут кооперация и конкуренция, сплоченность и отчужденность.

На основе совместной деятельности между группами складываются определенные взаимоотношения. Мотивационный их ракурс высвечивает потребности, которые удовлетворяются в гостеприимстве. На наш взгляд, это не только потребность в принадлежности к социальной группе, но и не менее значимая потребность в самоутверждении личности (как принимающей стороны, так и входящей в дом), представлении ее лучших свойств в глазах других людей. В когнитивном аспекте характеризуются социальные представления, установки, стереотипы, предрассудки; формирующие их механизмы категоризации, сравнения, идентификации. В эмоциональном аспекте значим анализ разнообразных эмоций в отношениях гостеприимства. Речь идет о принятии/отвержении, дружелюбности/ враждебности и др.

Совместная деятельность и отношения регулируются нормами межгруппового взаимодействия. В этом поле психологии гостеприимства прослеживаются правила поведения, порядки, ритуалы, что можно обобщить как этикет гостеприимства. Наконец, высшим уровнем анализа выступает формирование и развитие отношений гостеприимства, как в рамках тех или иных людей (членов семьи и близких), так и в историческом контексте.

Все перечисленные критерии учтены нами при разработке опросника для анализа семейного уклада. Далее предлагаем результаты эмпирического исследования, в котором нами поставлена цель охарактеризовать место, которое занимает семейное гостеприимство среди других аспектов взаимоотношения семьи, оценив прежде всего его стабилизирующую функцию в современной семье. При этом мы решили сравнить, каков социальный потенциал (то есть мера позитивного воздействия на личность и отношения) гостеприимства в жизни молодежи, которая еще только отделяется от родительской семьи, и для молодежи, которая уже начинает создавать собственную семью.

Методы

Выборка. В исследовании приняли участие 198 человек, из которых 122 — представители студенческой молодежи Санкт-Петербурга гуманитарных специальностей (психологи, экономисты). Их средний возраст — 19 лет (25 % — юноши и 75 % — девушки). Другие 76 человек представляли собой супружеские пары (38 пар). Средний возраст для мужчин — 27, для женщин — 26; стаж совместного проживания — от полутора до пяти лет. Данные группы, находясь в границах одного поколения, позволяют сравнить, какое место занимает гостеприимство как в сложившейся системе отношений молодежи (по ретроспективным оценкам их родительских семей), так и в семейной системе (по взаимным оценкам супругов) на этапе становления.

Процедура. Каждый участник получил пакет диагностических методик, описание которых приводим далее в статье. В отношении группы супружеских пар соблюдено такое условие, чтобы каждый в паре не мог увидеть ответы партнера. Время на заполнение методик не было ограничено.

Методы исследования подобраны в соответствии с основными задачами, как видно из таблицы 1.

Таблица 1

Задачи и методы исследования

Задача Методический инструментарий для выборки молодежи Методический инструментарий для выборки супружеских пар

Оценка места гостеприимства среди других аспектов внутрисемейных отношений «Семейные отношения и дом» (В. Н. Куницына, Е. А. Юмкина) в варианте для ретроспективного оценивания опыта жизни в родительской семье «Семейные отношения и дом» (В. Н. Куницына, Е. А. Юмкина) в варианте для текущей ситуации

Оценка взаимосвязей гостеприимства с семейными ценностями и самооценкой «Ценностные ориентации — 36» (В. Н. Куницына) «Самооценка — 12» (В. Н. Куницына)

Методика «Семейные отношения и дом» (СОД) разработана для изучения семейного уклада как совокупности устойчивых форм семейных отношений, быта, правил и установок, наследования специфических (этнических, духовных, религиозных, поколенческих) ценностей и традиций. В основе опросника лежит теоретическая модель, образованная взаимосвязанными сторонами семейного уклада: а) взаимосвязи с внешней по отношению к семье социальной средой; б) внутрисемейные отношения; в) семейная деятельность [13]. Для целей настоящего исследования была важна шкала «гостеприимство». Эта сфера семейного уклада позволяет составить представление о социально-психологических умениях и активности членов семьи в установлении контактов с близкой и дальней средой, степени развития в семье культуры и навыков гостеприимства, а также умений удовлетворить взаимные потребности в общении. Дополнительно в гостеприимстве выделены две подшкалы.

Бланковая методика «Ценностные ориентации — 36» (далее ЦО-36) для изучения ценностей и ценностных ориентаций современной семьи, разработанная В. Н. Куницыной, использует принцип построения перечня ценностей, предло-

женный С. Шварцем. Однако методика имеет существенные отличия, которые делают ее менее пригодной для кросс-культурных исследований вследствие сокращения списка ценностей до 36, введения пяти новых ценностей и изменения способа обработки данных [14].

Методика «Самооценка — 12» позволяет проанализировать то, как человек воспринимает себя по двенадцати качествам, которые выделены на основе анализа адаптивных и дезадаптивных свойств личности.

Методы обработки данных. Для оценки места гостеприимства среди других сторон отношений в семье, а также взаимосвязи с семейными ценностями использовано программное обеспечение IBM SPSS-Statistics 20.0. Данные проверены на нормальность, в результате чего для анализа взаимосвязей между исследуемыми признаками использован корреляционный анализ с применением коэффициента r-Пирсона, сравнение контрастных групп (t-критерий Стьюдента). Для построения прогностической модели гостеприимства применен регрессионный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ средних значений сторон семейного уклада

В таблице 2 представлены средние значения выраженности каждого из компонентов семейного уклада для молодежи и супружеских пар.

Таблица 2

Выраженность сфер семейного уклада у опрошенных

Описательные статистики для выборки молодежи Описательные статистики для выборки семейных пар

Сфера семейного уклада Среднее значение Станд. отклонение Сфера семейного уклада Среднее значение Станд. отклонение

1 Принадлежность пространства 9,40 2,26 Принадлежность пространства 9,87 2,08

2 Удовлетворенность общением с гостями 9,02 2,94 Удовлетворенность общением с гостями 9,35 2,49

3 Нравственные качества 8,83 2,34 Нравственные качества 9,11 2,20

4 Семейное согласие 8,53 3,05 Разрешение конфликтов 8,74 1,96

5 Взаимопонимание 8,00 2,36 Связь времен и поколений 8,51 2,58

6 Разрешение конфликтов 7,92 2,58 Семейное согласие 8,47 2,69

7 Привязанности 7,83 2,84 Иерархия семейных связей 8,47 2,18

8 Иерархия семейных связей 7,74 2,79 Взаимопонимание 8,32 2,17

9 Подготовка к гостям 7,66 2,44 Подготовка к гостям 8,17 2,52

Описательные статистики для выборки молодежи Описательные статистики для выборки семейных пар

Сфера семейного уклада Среднее значение Станд. отклонение Сфера семейного уклада Среднее значение Станд. отклонение

10 Связь времен и поколений 7,60 2,72 Привязанности 8,07 2,73

11 Организация пространства дома 7,37 2,64 Организация пространства дома 7,44 2,14

12 Семейный сценарий 7,16 2,44 Семейный сценарий 7,25 2,04

13 Семейные правила 6,81 2,54 Семейные правила 6,78 2,43

14 Семейные праздники 6,77 2,58 Семейные порядки 6,62 2,42

15 Связи с дальним окружением 6,45 2,53 Семейные праздники 6,24 2,85

16 Семейные порядки 6,13 2,63 Связи с дальним окружением 6,18 2,54

17 Связи с ближним окружением 6,10 2,82 Связи с ближним окружением 5,57 2,64

18 Внутрисемейные занятия 5,58 2,46 Внутрисемейные занятия 5,37 2,20

Уклад семьи в родительских семьях молодежи отличается в целом демократическими тенденциями, о чем говорят высокие баллы по шкалам «иерархия семейных связей», «принадлежность пространства» и сравнительно низкие по шкалам «семейные порядки», «семейные правила». Эмоциональная атмосфера в семьях в среднем благополучна, характеризуется взаимопониманием, умением разрешать конфликты, эмоционально наполненными отношениями. Обратим внимание на то, что одно из ведущих мест по выраженности средних значений занимает удовлетворенность общением с гостями. Это, наряду со средними значениями по шкале «подготовка к гостям» и низкими баллами по «семейным занятиям», говорит о преобладании гостеприимства среди интегрирующей членов семьи деятельности, что важно для последующего обсуждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сходную картину имеет и выраженность компонентов уклада в группе семейных пар. Типичный семейный уклад исследованных пар характеризуется индивидуализацией хобби, обособленностью от близкого и дальнего социального окружения, но при этом тесной связью с родителями. Превалирует эмоциональная составляющая отношений (взаимопонимание, семейное согласие, привязанности). Эмоционально позитивное общение с гостями также находится в числе наиболее выраженных аспектов жизни молодой семьи.

Регрессионный анализ

Для более детальной оценки роли гостеприимства в системе семейного уклада проведен регрессионный анализ данных выборки молодежи. В результате построена схема, отражающая взаимовлияние компонентов семейного уклада друг на друга, как показано на рисунке 1.

Наиболее насыщены связями оказались три компонента: гостеприимство, внутрисемейное общение и семейная атмосфера. Можно предположить, что они

Рис. 1. Гостеприимство как модератор различных сторон восприятия семейного уклада у молодежи

отражают аспекты жизни семьи, являющиеся структурообразующими в системе отношений «родители — дети» (опрашивались взрослые дети о том, как они воспринимают уклад семьи своих родителей). В целом эти аспекты согласуются и с выраженностью компонентов по средним значениям. Гостеприимство оказывается основным видом семейной деятельности, как бы вбирающей в себя, интегрирующей остальные (на это указывает взаимосвязь с компонентом «внутрисемейная деятельность»), а взаимопонимание, владение конструктивными способами общения в комплексе с семейной атмосферой — значимые аспекты, обеспечивающие стабильность внутрисемейных связей.

Регрессионный анализ позволил составить формулу для осуществления прогноза, объясняющую более 50 % дисперсии (Я2 = 0.541). Ниже приводим уравнение регрессии.

Гостеприимство = -0.856 + 0.266 Внутрисемейная деятельность + + 0.233 Материально-предметная среда дома + 0.226 Внутрисемейные связи + + 0.190 Семейная атмосфера + 0.189 Семейные установки + + 0.154 Социальные связи

При анализе уравнения гостеприимства следует учитывать, что в нем преломляются практически все компоненты семейного уклада. Наибольший вклад (исходя из значений коэффициентов) вносит внутрисемейная деятельность, далее следуют материально-предметная среда дома и внутрисемейные связи (отражают характер главенства в семье). В предельном случае в ходе организации приема гостей концентрируются все аспекты семейных отношений: совместные увлечения, значимые даты, организация пространства, доминирование и связь поколений, общий эмоциональный настрой, значимые смыслы и открытость к более широкому социальному целому. Все перечисленное делает гостеприимство важным показателем психологического благополучия и стабильности семейной системы, подтверждая, что социальные умения и интенсивное общение с близким кругом людей укрепляют семью.

Корреляционный анализ данных семейных пар

Несколько иная ситуация относительно взаимосвязей гостеприимства наблюдается у семейных пар (рассчитаны корреляции по разностям средних значений каждого параметра между мужьями и женами, что отражено в таблице 3).

Таблица 3

Функциональная сторона гостеприимства в укладе семейных пар

Компоненты гостеприимства Взаимосвязанные параметры семейного уклада г-Пирсона

Подготовка к гостям Праздники ,361*

Связь с ближним социальным окружением ,424**

Связь времени поколений ,368*

Удовлетворение потребности в общении с гостями Принадлежность пространства ,411*

Понимание ,409*

Семейное согласие ,415**

Выделяемые нами стороны гостеприимства оказались не настолько насыщены связями, как в выборке молодежи, но они раскрывают ее функциональную сторону. Корреляционные связи означают, что единство пары в подготовке к гостям характеризует и ее единство в том, по какому поводу (праздники) и в отношении кого (родственники, близкие друзья, соседи) эта подготовка осуществляется. В удовлетворенности обоих супругов от общения с гостями в значительной степени проявляются согласованность между ними по вопросам быта, умение договариваться и определенность в пространственных границах (например, определенность обоих в отношении того, что считать публичными зонами, а что приватными, ориентируя гостей соответствующим образом).

Вклад гостеприимства в личностные особенности молодежи

Воспитательный потенциал гостеприимства проанализирован в контексте того вклада, который оно вносит в повышение значимости семейных и общечеловеческих ценностей, а также в самооценку адаптивных свойств личности.

Гостеприимство оказалось взаимосвязанным с полной палитрой ценностей, входящих в блок «семейные» методики «Ценностные ориентации — 36», как видно из таблицы 4.

Таблица 4

Взаимосвязь гостеприимства родительской семьи и ценностей молодежи

Компонент семейного уклада Ценностные ориентации г-Пирсона

Понимание и доверие в семье ,303**

Уважение старших ,233*

Гостеприимство Ценности традиций ,221*

Защита семьи ,218*

Религиозность ,203*

Итак, чем чаще молодой человек наблюдал и участвовал с родителями в приеме гостей, тем более высокую значимость имеют для него семейные отно-

шения, традиции и авторитет старших. Ценности «защита семьи» (М = 9,55), «понимание и доверие в семье» (М = 8,63) занимают ведущие позиции среди опрошенных нами молодых людей, тогда как «уважение старших» (М = 6,09), «уважение традиций» (М = 4,36), «религиозность» (М = 3,47) не входят в лидеры ориентиров. Указанные факты могут быть интерпретированы следующим образом. Так, ценность «уважение старших» у молодых людей, вероятнее всего, относится не к актуальным, а к базовым смыслам, которые регулируют деятельность, но не являются предметом специальной заботы. В контексте обсуждаемой проблемы значимую роль играет то, что совместное гостеприимство способствует повышению авторитета старшего поколения в глазах молодежи. Это важно для поддержания преемственности социокультурного опыта.

В отношении ценности «уважение традиций» с сожалением приходится констатировать, что сила традиций в современной семье ослабевает. Это связано с общей нестабильностью института семьи (Россия продолжает быть одним из мировых лидеров по числу разводов). Тем более существенным, на наш взгляд, является тот результат, что гостеприимство оказалось одной из главных традиций современной семьи, способствуя ее сплочению.

В продолжение темы кризиса современной семьи отметим, что он связан с разложением патриархальной семьи, в которой сильной скрепляющей основой были религиозные каноны. Это, с одной стороны, объясняет низкую значимость религии для современной молодежи и одновременно отсылает к событиям, по поводу которых могут собираться гости (к примеру, религиозные праздники). Последнее является наиболее логичным, на наш взгляд, объяснением обнаруженной взаимосвязи с гостеприимством.

Интересные взаимосвязи получены нами и в отношении связей гостеприимства с самоотношением молодых людей. Более детальный анализ субшкал гостеприимства показал, что участие в совместной с родителями подготовке к гостям взаимосвязано с более низкими показателями обидчивости (г = -0.355, р < 0.01), более высокими показателями альтруизма (г = 0.331, р < 0.01).

Для еще большего уточнения значения гостеприимства в ценностно-смысловой сфере личности выделены контрастные группы. Из совокупной выборки отобраны молодые люди, набравшие наименьшие и наибольшие баллы по данной шкале методик СОД. Обработка данных по ¿-критерию Стьюдента для независимых выборок показала следующие результаты, представленные в таблице 5. В анализ включены переменные, для которых значимость ¿-критерия составляет р < 0.05 (при учете критерия равенства дисперсий Ливиня).

Таблица 5

Сравнение ценностно-смысловой сферы у молодежи из гостеприимных и негостеприимных семей

Анализируемые параметры Группа 1 (низкие значения гостеприимства, п = 15) Группа 2 (высокие значения гостеприимства, п = 23)

Ценностные ориентации Защита семьи 7.9 10.2

Настоящая дружба 6.8 9.0

Честолюбие 6.9 5.3

Самооценка личностных качества Обидчивость 7.2 4.6

Альтруизм 5.7 7.8

Как следует из таблицы 5, молодежь из негостеприимных семей (количество которых оказалось не настолько велико) гораздо ниже ставит значимость безопасности родных людей. Особенно интересен тот факт, что ниже оценивается ею и значимость настоящей дружбы (как близких, основанных на взаимной поддержке и откровенности отношений уже не с родным человеком, а с ровесником). Обобщая, можно утверждать, что закрытость семьи от общения с гостями снижает ценность устойчивых эмоциональных привязанностей, как в родственном, так и в более широком социальном кругу.

Несколько выше оценивают респонденты из негостеприимных семей значимость честолюбия (желания быть первым в коллективе, прилагать усердие в работе). Вероятно, сказывается, с одной стороны, противоречие между потребностью личности в самоутверждении в глазах окружающих (это обеспечивает гостеприимство), с другой — вынесение этой потребности из сферы семьи в рабочие отношения.

Обидчивость и альтруизм охарактеризованы нами ранее в статье, при анализе корреляционных связей. Сравнение контрастных групп показало, насколько сильно различаются средние значения по данным параметрам. Эти два свойства являются противоположными друг другу (г-Пирсона между ними = -0.310, р < 0.01), маркируя полюс «эгоизм — альтруизм». Таким образом, гостеприимство — важный семейный ресурс в формировании просоциальной направленности личности.

Смысл гостеприимства на этапе построения семьи

В восприятии процесса подготовки к встрече гостей, как показано в таблице 6, сложным образом переплетаются сходство супругов во взглядах на значимые даты, необходимость их празднования, поддержания отношений с родственниками и друзьями.

Таблица 6

Связи сходства супругов в оценке подготовки к гостям и ценностных ориентаций

Компонент семейного уклада Взаимосвязанные параметры г-Пирсона

Особенности семейного уклада

Праздники ,361*

Связь с ближним социальным окружением ,424**

Связь времени поколений ,368*

Ценностные ориентации

Подготовка к гостям Защита семьи -,428**

Независимость ,346*

Удовольствие ,360*

Терпимость -,362*

Особенности совместимости

Понимание ,381*

Если супруги считают гостеприимство важной составляющей их совместной жизни, то они в равной степени будут открыты регулярному общению с родными, собирая близких людей в праздничные дни в стенах дома.

Успешности супругов в организации приема гостей будет способствовать их сходство по таким критериям, как умение ценить право друг друга на независимость, желание получать положительные эмоции, взаимопонимание. Немаловажную роль будет играть их взаимная дополняемость, например, большая эмоциональность одного и рациональность другого. Это позволяет, вероятно, эффективнее разделить обязанности между мужем и женой и сделать прием гостей интересным и приятным событием (отрицательные связи с ЦО «терпимость»).

Одинаковая мера удовлетворенности супругов от общения с гостями зависит от общего уровня взаимопонимания между ними, умения договариваться, отпускать обиды, что отражено в таблице 7. В ситуации гостеприимства встает проблема ориентации гостей в пространстве дома, где может возникнуть риск нарушения личной территории. В связи с этим представление обоих супругов о жизненном пространстве друг друга является существенным условием получения удовольствия от взаимодействия с гостями, исключения нежелательных обид.

Таблица7

Связи сходства супругов в оценке общения с гостями и ценностных ориентаций

Компонент семейного уклада Взаимосвязанные параметры г-Пирсона

Особенности семейного уклада

Принадлежность пространства ,411*

Удовлетворение потребности в общении с гостями Понимание ,409*

Семейное согласие ,415**

Ценностные ориентации

Интересная жизнь ,396*

В число ценностных ориентиров успешно организованного общения с близкими людьми входит схожесть в стремлениях супругов к интересной жизни, то есть получению разнообразных впечатлений.

При анализе особенностей семейной деятельности можно выделить ряд ценностных ориентаций, общих для нескольких компонентов. Так, по частоте встречаемости преобладают терпимость и интересная жизнь. В ситуации взаимодействия в паре важно, если оба партнера ориентированы на принятие отличий друг друга, тогда как при организации гостеприимства достаточно, если кто-либо один уделяет этому внимание (отрицательные связи). Ориентация на поиск новизны в совместных занятиях и досуге делает семейную деятельность более разнообразной и насыщенной.

Выводы

В настоящей статье нами поставлена цель проанализировать социально-психологическое содержание семейного гостеприимства. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

Во-первых, нами обнаружено, что гостеприимство является для современной семьи одной из важных скрепляющих видов деятельности, в которой преломляются основополагающие функции семейной системы (педагогическая, психотерапевтическая, досуговая и др.). На основании анализа литературы нами предложено определение гостеприимства, отражающего его социально-психологическую сущность. Гостеприимство как особый вид межличностного общения направлен,

с одной стороны, на интеграцию усилий группы по созданию психологически комфортной среды для другого человека, с другой — на самовыражение и семьи, и каждой личности в глазах значимого другого (который не знает досконально всех деталей жизни домочадцев). Таким образом, в гостеприимстве и семья, и каждая личность, входящая в нее, предстают в идеальном, более лучшем качестве, чем это бывает в повседневном общении внутри семьи. Это обстоятельство заряжает членов семьи положительными эмоциями, обновляет отношения между ними.

Анализ места гостеприимства в структуре отношений «взрослый ребенок — родитель» показывает, что оно является значимой социальной ситуацией развития личности и вносит вклад в ее общую просоциальную направленность, нацеливает на построение долгосрочных близких отношений. Кроме того, гостеприимство придает большую ясность сущности разумного авторитета старших и роли традиций в укреплении отношений между людьми. Личность, выросшая в семье, ориентированной на радушную встречу и общение с гостями, легче отпускает обиды, готова поступиться своими интересами, если другому человеку нужны ее участие и помощь.

Значимым результатом исследования стало то, что в современной семье гостеприимство оказалось одной из ведущих деятельностей, которая мобилизует членов семьи (регулируя настроение и тонус), ориентирует их на создание позитивного образа семьи в глазах значимых людей.

Данные опроса в супружеских парах отражают уже функционирующее гостеприимство на этапе выработки молодыми людьми основ собственного семейного уклада. Показано, что гостеприимство функционирует в системе семейного календаря, привязываясь к значимым точкам в жизни семьи. Успешный прием гостей сопряжен с эффективностью в разделении обязанностей между мужем и женой, несмотря на то, что четкое разделение обязанностей, которое присуще патриархальной семье, подвергается критике. Наше исследование говорит о том, что разумное распределение функций между мужчиной и женщиной в семье очень значимо для удовлетворенности ими, в частности, общением с близкими людьми. Оказалось, что этико-эстетическая сторона гостеприимства и обеспечение коммуникативного комфорта остается большей прерогативой женщины. При этом организационная и развлекательная составляющая предполагают равное участие супругов.

Нами получен также социально-психологический портрет негостеприимной семьи. Многообразие связей с другими сторонами семейных отношений, замыкающихся на гостеприимстве, может быть сигналом разнообразных противоречий в семейной системе: к ним относятся отчужденность членов семьи, низкая степень открытости и доверительности общения между ними, формализованный характер отношений. Это обстоятельство может представлять интерес для практических психологов, работающих как индивидуально, так и с семьями.

Список источников

1. Марковская О. В. Влияние психологических характеристик культур на социальные представления русских и немцев о гостеприимстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.

2. Веклова О. Ф. Гостеприимство башкирской семьи // Среднее профессиональное образование. 2010. № 12. С. 38-40.

3. Таскина И. А. Национальные традиции как фактор социализации молодежи в условиях Республики Алтай // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № (4). С. 202-205.

4. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: этнографические очерки. АН СССР. Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1990. 165 с.

5. Koenig J. New Testament hospitality: Partnership with strangers as promise and mission. Philadelphia, PA: Fortress, 1985. 158 p.

6. Derrida J. Of hospitality // Anne Dufourmantelle invites Jacques Derrida to respond; translated by Rachel Bowlby. Stanford, 2000. 162 p.

7. Ватолина Ю. В. Гостеприимство в предельной интерпретации: Жак Деррида // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2013. Вып. 1. С. 3-7.

8. Onuf N. Friendship and Hospitality: Some Conceptual Preliminaries // Journal of International Political Theory. 2009. Vol. 5. No. 1. P. 1-17.

9. George S. K. Hospitality as Openness to the Other: Levinas, Derrida and the Indian Hospitality Ethos // Journal of Human Values. 2009.Vol. 15. No. 29. P. 29-47.

10. Pohl C. D. Hospitality and the Mental Health of Children and Families // American Journal of Orthopsychiatry. 2011. Vol. 81. No. 4. P. 482-488.

11. Biswas-Diener R., Kushlev K., Su R., Goodman F., Kashdan T., Diener E. Assessing and understanding hospitality: The Brief Hospitality Scale // International Journal of Wellbeing. 2019. Vol. 9. No. 2. P. 14-26. DOI: 10.5502/ijw.v9i2.839

12. Chapman G. E., Beagan B. L. Food practices and transnational identities: Case studies of two Punjabi-Canadian families // Food, Culture and Society. 2013. Vol. 16. No. 3. P. 367-386.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Куницына В. Н., Юмкина Е. А. Семейные отношения и дом: метод изучения внутрисемейных отношений. СПб.: ЛЕМА, 2015. 84 с.

14. Куницына В. Н. Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи // Семья в современном мире / сост., науч. ред. В. Н. Куницына. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2010. С. 42-54.

Информация об авторах

В. Н. Куницына — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ;

Е. А. Юмкина — старший преподаватель кафедры социальной психологии СПбГУ; доцент кафедры психологии и педагогики СПбУТУиЭ.

Information about the authors

V. N. Kunitsina — Doctor of Psychology, Professor at the Department of Social Psychology of SPbU;

E. A. Yumkina— senior lecturer at the Department of Social Psychology of SPbU; Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogy of UMTE.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 16.11.2022; одобрена после рецензирования 14.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 16.11.2022; approved after reviewing 14.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.