Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Кабанова К.В. — Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений // Психология и Психотехника. - 2021. - № 4. - С. 99 - 110. DOI: 10.7256/24540722.2021.4.34834 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=34834
Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений
Кабанова Ксения Владимировна
аспирант, кафедра Социальной и этнической психологии, Московский гуманитарный университет
111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5
И i_kseniya@mail.ru
Статья из рубрики "Понять человека"
DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.34834
Дата направления статьи в редакцию:
11-01-2021
Дата публикации:
31-12-2021
Аннотация: На актуальность предпринятого исследования указывает тот факт, что абсолютно все современные исследователи в области семьи и брачно-семейных отношений единогласно заявляют о кризисе семейных ценностей и института брака в целом. Предметом данного исследования явились современные социально-психологические исследования семьи и брачных отношений. Целью исследования было выявить основные направления, в которых проводятся исследования, а значит, являющиеся наиболее актуальными и требующими внимания психологов. Основным методом исследования выступил теоретический анализ, который был осуществлен на основе диссертаций по данной проблематике за последние 10 лет и научных статей, вышедших в XXI веке. Научная новизна данного исследования заключается в том, что были определены основные направления современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений, выполненных в XXI веке, а также, выделены новые социально-психологические феномены в предметном поле семьи и брачно-семейных отношений. В заключении делается вывод, что интерес ученых на современном этапе охватывает весь жизненный цикл семьи, каждый этап которого отличается своей спецификой, но в основе социально-психологических характеристик этого явления всегда лежат и детерминируют успешность каждого этапа, в первую очередь, взаимоотношения между супругами и взаимоотношения между всеми членами
семьи. Автор приходит к выводу, что выход из кризисной ситуации, в которой сейчас находится институт семьи, во многом зависит от ее участников, немаловажную роль в этом процессе играет профессиональная работа психологов с их исследовательской деятельностью, разработкой программ и тренингов, профессиональным консультированием и т. д.
Ключевые слова: семья, брак, брачные современные социально-психологические анализ, современные тенденции, социальная
отношения, брачно-семейные отношения, исследования, социально-психологический психология, дети, родители
Введение
Абсолютно все современные исследователи в области семьи и брачно-семейных отношений единогласно заявляют о кризисе семейных ценностей и института брака в
целом [1-7]. Мы провели анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений с целью выявления основных направлений, в которых проводятся исследования, а значит, являющихся наиболее актуальными и требующими внимания психологов. Анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений, осуществленный на основе диссертаций по данной проблематике за последние 10 лет и научных статей, вышедших в XXI веке, позволяет определить основные направления исследований в названном проблемном поле.
Результаты анализа современных исследований
Анализ проблемного поля семьи и брачных отношений показывает, что значительная часть социально-психологических исследований в области семьи посвящена детской
проблематике [8-14], в том числе, вопросам неполных и приемных (замещающих) семей —И это не удивительно, т. к. репродуктивная функция и функция социализации признаются основными функциями семьи. Тем ни менее, в этой области семьи и брачных отношений также наблюдается кризис. Детско-родительское
взаимодействие является областью научного интереса А. В. У сачевой в результате ее исследования установлено, что пониманию внутреннего мира ребенка препятствует тот факт, что ребенок воспринимает происходящее не так, как взрослые. Проведя анализ процесса воспитания в семье в XXI в., А. В. Усачева обозначила проблемы, обострившиеся в эпоху глобализации, среди которых были названы снижение воспитательного потенциала семьи, ослабление связей между поколениями, снижение родительского авторитета и т. д. Вопрос социального взаимодействия рассматривается и
в исследованиях И. С. Мякотинаа именно - фактор формирования и развития у детей и подростков социальной фобии, которым могут выступать особенности отношения родителей к ребенку. В диссертационном исследовании 2020-го года рассматриваются социально-психологические свойства личности при ранней социализации, выраженной
наличием в семье наемного работника (няни) По его результатам было выявлено, что социально-психологические свойства детей, воспитывающихся с няней, отличаются от аналогичных свойств детей, воспитывающихся без таковой, низким уровнем выраженности признаков эмпатии, самостоятельности, направленности и активности во взаимодействии со сверстниками. Предметом изучения современных ученых становится и специфика процесса социализации подростков, воспитывающихся в неполных семьях [16-18]. Как показывают результаты исследований В. А. Иванченко-^151, у подростков из неполных семей наблюдаются определенные особенности процесса социализации: более
выраженный общий негативный эмоциональный фон в общении с взрослыми в школе (в младшем подростковом возрасте), что снижает успешность обучения ребенка (на средней ступени обучения) и ведет к более низкой авторитетности матери (по сравнению с подростками из полных семей), к трудностям в общении и в установлении контактов. Возможности успешной социализации подростков из неполных семей автор видит в характере межличностных отношений в системах «подросток-родитель» и «подросток-сверстники», а также, в социально-психологическом тренинге по развитию коммуникативных навыков.
Что касается приемных семей, исследования, проведенные в начале XXI века, определили специфику идентификации приемного ребенка в новой семье, этапы адаптации ребенка к семье, а семьи к ребенку, выявили проблемные точки этого
процесса [19, 20]. Целью исследовательской работы О. Г. Япаровой-Ш стало выявление социально-психологических детерминант успешного приемного родительства, ведущего к принятию ребенка и идентификации его с членами приемной семьи. В современных работах по социальной психологии вводится новый термин «жизнеспособность замещающей семьи», этому феномену посвящено обширное исследование А. В. Махнача
Целью данного исследования стало обоснование нового научного направления в социальной психологии.
Не остается в стороне социально-психологических исследований и такое явление, как совладающее поведение в семье, позволяющее личности преодолеть стрессовую ситуацию через осознанные стратегии адекватными способами, которое в значительной
степени зависит от восприятия детско-родительского взаимодействия Как и
следовало ожидать, при восприятии матерями детско-родительского взаимодействия с позиции последовательности, удовлетворения, адекватного уровня строгости и контроля у детей младшего школьного возраста прослеживается эффективная стратегия решения проблем, при условии, что ребенок воспринимает отношения с матерью как удовлетворительные. Радость от общения с матерью, как показывают результаты исследований, повышает уверенность в собственных силах ребенка, его самооценку.
Проанализировав результаты современных социально-психологических исследований в области детско-родительских отношений и детской проблематики, можно сделать вывод, что семья не может полноценно выполнять свои функции по социализации и воспитанию детей, если нет взаимопонимания и гармонии в отношениях в семье в целом и между родителями, т. е. в брачных отношениях, в частности. Взаимоотношения между членами семьи, а в первую очередь, между родителями, лежат в основе благополучия брачно-семейных отношений, кризис в межличностных отношениях партнеров ведет к кризису семьи как малой группы и как социального института, поэтому этот спектр вопросов также лежит в научном поле социальной психологии и требует внимания ученых.
В проблемном поле брака и семьи в современных исследованиях предлагается новый социально-психологический феномен - семейный уклад Его суть заключается в единстве материально-предметной среды дома, семейной деятельности и межличностных отношений. По мнению Е. А. Юмкиной, семейный уклад может выполнять функции по сохранению семьи и обеспечивать оптимальные формы ее жизнедеятельности. Психологическую, смысловую и содержательную стороны семейного уклада составляют ценностные ориентации членов семьи. От сходства в ценностных ориентациях, личностной зрелости и психологической совместимости супругов будет зависеть стабилизация семейного уклада. Его связывают с исторической памятью семьи в вопросе передачи из поколения в поколение значимых смыслов ценностей, идеалов, культуры.
Достаточно часто в современных социально-психологических исследованиях поднимается вопрос межэтнических браков [21-23]. Изучаются социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака, формирование толерантности в условиях межэтнической семьи, влияние межэтнического брака на
этнокультурную идентичность подростков и т. д. Р. А. Багарян^211 в своем исследовании отмечает, что устойчивость межэтнического брака зависит как от некоторых общих признаков любого удачного брачного союза, так и от специфических обстоятельств, связанных с межэтническими отношениями. Одним из признаков устойчивого межэтнического брака называется идентификация личности, автором выделяются ее типы. Высказывается мнение, что устойчивости межэтнического брака может способствовать как сохранение, так и стирание межэтнических различий между
супругами. С. М. Каракотова, Л. М. Койчуева, Д. Х. Шаугенова^231 главным звеном сохранения целостности молодой межэтнической семьи называют толерантную культуру. По результатам исследования этнокультурной идентичности подростков из межэтнических семей было установлено, что на нее влияют такие социально-психологические условия семейной среды, как формирование мотивации выбора этнической культуры в результате совпадения ценностных ориентаций родителей и ребенка, положительное подкрепление практической вовлеченности ребенка в культуру этноса, этнокультурная идентичность самих родителей со своими этническими культурами
и т. д. Наличие большого количества исследований, посвященных устойчивости
межэтнических браков, в первую очередь, говорит об актуальности этого феномена. Во-вторых, повышенный интерес к изучению межэтнических браков указывает на специфику таких брачных отношений, на тот факт, что помимо общих характеристик, в ракурсе которых изучаются все брачно-семейные отношения, у межэтнических браков и семей есть свои особенности и нюансы, позволяющие выделить их в отдельный класс. Например, по мнению А. И Тащёвой, С. В. Гридневой, Т. Г. Стефаненко и О. А.
Тихома ндрицкой от национального состава супружеской пары зависит
удовлетворенность браком каждого партнера в отдельности и супружеской пары в целом.
Феномен удовлетворенности супружеством признается важнейшим психологическим критерием качества брачно-семейных отношений, ему посвящены и современные исследования. По мнению И. Парвана, для удовлетворенности браком позиции супругов должны быть близки по определяющим признакам, на основании которых строится психологическая проекция брака. Такими признаками являются: внешняя физическая привлекательность партнера; материальное обеспечение; социальные навыки и хозяйственно-бытовая роль; социальный статус партнера; характер, внутренний мир, личные качества и характерологические черты, включающие эмоционально-терапевтическую роль партнера; знания, эрудиция, компетентность в различных сферах
Обращает на себя внимание ряд социально-психологических исследований, посвященных конфликтным ситуациям в семье [6, 26]. Б. М. Гасанова, А. М. Муталимова и Д. М. Даудова в своем исследовании разводят такие понятия, как «семейный конфликт» и «брачный конфликт». Семейный конфликт они трактуют как поэтапный социально-психологический кризис межличностных отношений, а брачный конфликт - как поэтапный социально-психологический кризис интимно-личностных отношений. Одной из причин конфликта в семье авторы называют отсутствие четких границ понимания домашних обязанностей мужа и жены Одним из факторов, являющихся причиной
конфликтов в семье, называется отсутствие реализации мотивов вступления в брак у
партнеров, что приводит к деструкции и кризису семейно-брачных отношений ■6]. Изучаются и другие факторы, связанные с конфликтными ситуациями в семье, такие как
измена и развод [27, 28]. Ученые пытаются выявить детерминанты супружеской измены (внешние и внутренние), ими выделяются подходы к пониманию этого явления, проводится параллель между супружеской изменой и мотивами вступления в брак. Одним из вариантов выхода из кризисных ситуаций в области взаимоотношений внутри семьи называется коммуникативный аспект данного взаимодействия. Подчеркивается, что «без анализа семейных отношений в современном обществе и речевого общения, в том числе и в конфликте, знания о личности и ее свойствах, а также о закономерностях установления и регулирования межличностных отношений будут неполными и
односторонними» Также указывается на взаимосвязь между тендерными и ролевыми характеристиками и конструктивным разрешением семейных конфликтов поднимается проблема психологической безопасности при организации
жизнедеятельности человека [30-33"", решение которой способствует выходу из конфликтных и кризисных ситуаций.
Большое внимание в современных социально-психологических исследованиях уделяется формам брака, причиной для этого является рост количества незарегистрированных (гражданских) браков. З. В. Спивачук полагает, что выбор формы брака партнерами зависит от их социально-психологических особенностей. В результате своих исследований она установила, что большинство семейных пар неосознанно ведут поиск собственной уникальной модели межличностных отношений. Автор приходит к заключению о появлении новой модели отношений - псевдопатриархального типа семейно-супружеских отношений. При таком типе семейно-супружеских отношений преобладает потребность в общении, интерес к личности и переживаниям другого, при
этом отсутствует потребность в совместной деятельности
В современной социальной психологии значительное внимание уделяется изучению феноменов «представления» (о брачном партнере, об отцовстве, семейной жизни и т. д.) и «отношение» (к семье и браку, к детям и т. п.) [5, 8——13, 34, 35-37"|. в своих
исследованиях Е. А. Чикалова [34] ставит своей целью выявление представлений молодых мужчин об отцовстве и определение соотнесенности их с нормами маскулинности. Одними из результатов проведенного исследования стало выявление двух ключевых тенденций молодых отцов. Одни ориентированы на активную вовлеченность в повседневную заботу о ребенке так же, как и в финансовое обеспечение семьи, другие считают профессиональную занятость более важной сферой. К первой категории были отнесены респонденты, ориентированные на модернизированную модель маскулинности, которая предполагает меньшую по сравнению с традиционалистской моделью маскулинности нормативность, отсутствие жёстких стандартов и требований поведения, гибкость и больше соотносится с индивидуальными особенностями личности. Л. В. Шукшина и О. В. Мизонова, изучая отношение современной молодежи к браку, получили следующие результаты: 50% их испытуемых на момент исследования находились в гражданском браке, притом что, большинство респондентов (67%) отрицательно относились к так называемому
«гражданскому браку» Х38". Приведенные выше результаты исследований еще раз подтверждают тот факт, что область семьи и брачно-семейных отношений подвергается постоянной трансформации, новые веяния и тенденции отражаются на представлениях и отношении молодежи, которые они реализуют, в первую очередь, при построении своей
семьи, иногда, вопреки своим личностным семейным ценностям.
Исследования «представлений» и «отношения» проводятся на стыке проблемных полей нескольких наук, вопросы данной проблематики поднимаются и в области педагогики, и в области социологии, их можно назвать междисциплинарными, и этот факт способствует дальнейшему развитию исследований этих феноменов, в том числе, в области социальной психологии.
В большинстве современных работ делается акцент на необходимости сохранения традиционной формы семьи как гаранта качества брачных отношений [39, 40], важнейшей задачей социальной психологии в области семьи и брака называется физическое и психологическое «оздоровление» брачно-семейных отношений, а решение ее может заключаться в поиске как факторов возникновения «дисфункции» этих отношений, так и путей их гармонизации [25, 41, 42].
Поднимая вопрос сохранения целостности семьи, нельзя обойти стороной тему семейных ценностей и ценностных ориентаций. Данная тематика интересует ученых в качестве фактора социально-психологической готовности к созданию семьи, рассматриваются психологические особенности семейных ценностей в супружеских отношениях, проводится анализ ценностной структуры супружеской системы [43-47]. Лебедева Л. А. и
Рычкова О. Н.^431 на основе теоретического анализа проблем брачно-семейных отношений делают вывод, что ценностные ориентации на брак являются одной из важнейших характеристик современной семьи. Под ценностными ориентациями на брак они понимают иерархию отношений личности к ценностям, обеспечивающим стабильность брака. Степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, по их утверждению,
во многом влияет на характер супружеских отношений. Гурбанова Л. М. [46] раскрывает психологическую суть формирования семейных ценностей и анализирует связь между
семейными и национально-нравственными ценностями. Евдокимова Е. В. [44] в своем исследовании рассматривает семью как супружескую систему и выделяет те ценности, которые являются специфическими исключительно для этой системы и не могут быть реализованы вне нее. Также, она проводит анализ ценностной структуры супружеской
семьи. Целью исследования Н. В. Нозиковой^451 является определение доминирующих ценностей семейной направленности в зависимости от психологических качеств
индивида, пола и возраста, К. Н Скобельцина^ уделяет внимание формированию и развитию ценностных ориентаций дошкольников через семейный досуг. Иванова В. Е. и
Прокопьева М. М.^47 определяют современные проблемы, влияющие на формирование ценностного отношения к семье, уделяя особое влияние одному из компонентов ценностного отношения, готовности к вступлению в брак.
Как мы видим, семейные ценности нередко становятся предметом современных социально-психологических исследований, выступая одним из факторов, определяющих поведение и деятельность людей, включенных в такую социальную группу, как семья. При этом, большинство современных исследований молодых ученых в области семейных ценностей и ролевых ожиданий и притязаний проводится при помощи методики «Ролевые
ожидания и притязания в браке» (РОП), предложенной А. Н. Волковой[43, 35, 48, 49, 381 и
методики Ш. Шварца ■461.
В последние годы стало уделяться внимание роли и личностным качествам психолога в контексте брака и семейных отношений [50, 511. Эту тенденцию можно объяснить тем фактом, что россияне стали чаще обращаться за помощью к психологам, что, в свою
очередь, ведет к повышению требований к личности психолога, но и дает право надеяться на улучшение ситуации в сфере брачно-семейных отношений.
Заключение
В заключение, основываясь на анализе современных социально-психологических исследований, можно сделать вывод, что интерес ученых на современном этапе охватывает весь жизненный цикл семьи, начиная от заключения брака, появления детей, до сепарации повзрослевших детей и появления внуков. Интерес для социальных психологов представляют такие феномены, как кризис семьи, который может проявляться в отсутствии желания регистрировать отношения, в появлении желания разойтись, рассматриваются ценностные ориентиры супругов, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, их роли и функции семьи, а также, родовые связи и межпоколенная трансляция ценностей. Каждый этап жизненного цикла семьи отличается своей спецификой, но в основе социально-психологических характеристик этого явления всегда лежат и детерминируют успешность каждого этапа, в первую очередь, взаимоотношения между супругами, и взаимоотношения между всеми членами семьи. При преобладании во всех видах отношений гармонии и понимания многие проблемы можно избежать, а другие - решить. Выход из кризисной ситуации, в которой сейчас находится институт семьи, во многом зависит от ее участников, немаловажную роль в этом процессе играет профессиональная работа психологов с их исследовательской деятельностью, разработкой программ и тренингов, профессиональным консультированием и т. д. Определение представлений молодежи о браке и их отношения к формам брака, брачно-семейным отношениям и т. п. еще на добрачном этапе может помочь скорректировать политику специалистов по предпринимаемым действиям в этой области.
Библиография
1. Япарова О.Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: Дис....канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2009. 189с.
2. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье: Дис....д-ра психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2013. 613с.
3. Орлова, И.Н. Социально-психологическая готовность студенческой молодежи к созданию семьи: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2013. 192с.
4. Юмкина Е.А. Семейный уклад как социально-психологический феномен: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2015. 182с.
5. Спивачук З.В. Социально-психологические особенности супругов с различными типами отношений в семье: Дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2017. 169с.
6. Камнева Н.А. Наука психология сегодня: трансформация семейных отношений // Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра. 2019. С. 5-16
7. Махнач А.В. Жизнеспособность замещающей семьи как малой социальной группы: Дис....д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2019. 434с.
8. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2014. 213с.
9. Скобельцина К.Н. Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника: Дис____ канд. психол. наук:
19.00.05. М., 2014. 166c.
10. Усачева А.В. Восприятие межличностных отношений в семье детьми младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2014. 232c.
11. Матафонова С.И. Восприятие детско-родительского взаимодействия как условие интернализации совладающего поведения матери: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2016. 204c.
12. Русанова Л.С. Влияние социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2017. 254c.
13. Мякотин И.С. Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2018. 194c.
14. Романовская М.А. Социально-психологические свойства личности в условиях ранней социализации в семье с наемным работником (няней): Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2020. 182c.
15. Иванченко В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Новосибирск, 2012. 212c.
16. Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи: тезисы второй всероссийской науч. конф. (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях.-2 часть/Под общей редакцией д. псх. н. В.К. Шабельникова и к. псх. н. А.Г. Лидерса. М.: 2005. 360 с.
17. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия).-автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук: 22.00.04. М.: 2007. 26 с.
18. Трофимова, С.А. Психологические проблемы современной семьи // Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей/ Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. Мурманск: МГПУ, 2011. C. 11-15.
19. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья, монография. М.: Генезис. 2006. 368 с.
20. Лупекина Е.А. Сравнительный анализ полоролевой идентификации детей в приемных и биологических семьях // Психологический журнал. 2007. №1(13). С. 6873.
21. Багарян Р.А. Социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака // Вестник ТГУ. 2009. № 2 (70). С. 276-280
22. Акоста А., Казакова Т.В. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка // Вестник Тамбовского университета. 2012. №2. С. 166-170
23. Каракотова С.М., Койчуева Л.М., Шаугенова Д.Х. Формирование толерантности в условиях межэтнической семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. С. 284-288
24. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Этнически смешанные браки сквозь призму феномена удовлетворенности супружеством // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 39-52.
25. Парван И. Взаимосвязь ролевых функций и психологических проекций развития отношений супругов в контексте их влияния на формирование «сценариев» брака // Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta sociala. 2019. №4(57). С. 98.
26. Гасанова Б.М., Муталимова А.М., Даудова Д.М. Влияние гендера на брачно-семейный конфликт. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2. № 4. С. 207-212
27. Таболина А.В. Исследование представлений о супружеской измене среди брачных партнеров: кросс-культурный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 83-86
28. Маленова А.Ю., Стойко Д.Н. Лояльность молодежи к разводу как угроза будущему семейному благополучию // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 451-458
29. Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 110 с.
30. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 30. №4. С.210-216.
31. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. №2. С.31-36.
32. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018
33. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Маплёускага дзяржаунага ушвератэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навукк педагопка, пахалопя, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
34. Чикалова Е.А. Социальные представления об отцовстве и нормы маскулинности у молодых мужчин: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2014. 208c.
35. Бережная А.М., Лукьяненко Е.С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. №1. С. 29-39
36. Таланов С.Л. Причины семейных конфликтов в представлении студенческой молодежи // Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Изд-во: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2016. С. 168-171
37. Витковский Е.О., Кузнецова О.З. Современное отношение молодежи к семье и браку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. Спецвыпуск № 6. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661.pdf
38. Шукшина Л.В., Мизонова О.В. Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С. 486-488
39. Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 150-155
40. Горобец Т.Н. Современные тенденции развития семьи // Мир психологии. 2018. №1. С. 69-75
41. Арутюнян М.Н., Ланцова Т.И. Адаптация супругов к брачно-семейным отношениям как социальная проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 4-2. С. 17-23.
42. Кострова Ю.А. Адаптация молодой семьи в официальном дискурсе социальной
политики современного российского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 143-149.
43. Лебедева Л.А., Рычкова О.Н. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношениях // Вестник Мордовского университета. 2011. №2. С. 121-123
44. Евдокимова Е.В. Исследование семейных ценностей и анализ ценностной структуры супружеской системы // Ученые записки. 2014. Т. 2. № 4. С. 143-150
45. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности // российский психологический журнал. 2015 Т. 12. №. 3. С. 89-103
46. Гурбанова Л.М. Роль ценностей в сохранении целостности семьи // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3176
47. Иванова В.Е., Прокопьева М.М. Ценностные ориентации как фактор социально-психологической готовности к созданию семьи // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 3. С. 203-206
48. Гнусина А.В. Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) // International Scientific Review. 2016. № 1 (11). С. 132136
49. Аношкин И.В., Сычев О.А. Апробация опросника семейных ценностей // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 2018. С. 4-6.
50. Камнева Н.А. Актуальность исследования личностных качеств психолога в институте семьи и брака // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019а. С. 321325
51. Камнева Н.А., Насири А. Ответственность развития личностных качеств психолога в гендерных конфликтах в контексте психологии семейных отношений в современном мире // Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях: сборник статей. М.: 2019. С. 272-285
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. Рецензия на статью
«Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений»
Предмет исследования - анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений.
В рамках исследования автор изучает заявленный предмет с точки зрения выявления разных направлений, в которых проводятся современные исследования. Методология исследования в целом соответствует заявленной теме.
Так, в ней применены методы обобщения литературных данных (материалы и исследования отечественных ученых), методы анализа наработанных в науке подходов к
заявленной теме. Существенное значение уделено методу ретроспективного анализа, так как автор описывает исследования семьи и брака с начала нулевых годов 21 века. Эмпирическая часть исследования отсутствует, но это вполне вписывается в заявленный предмет исследования.
Таким образом, с методологической точки зрения статья достаточно соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с повышенным вниманием к изучению семейных и супружеских отношений. Автор, к сожалению, говоря об актуальности данной темы, не подтверждает это статистическими данными, материалами нормативно-правовых актов. Голословное утверждение о том, что случился «кризис семейных ценностей и института брака» взывает сомнение, так как не подкреплено аргументами.
Актуальность работы была бы более убедительной, если бы автор подкрепил свою позицию статистическими данными исследования семей в России и за рубежом, а также данными о благополучии семей и наличия кризиса этого социального института. Новизна представленной статьи прослеживается в решении узкоспециализированной проблемы супружеского выделение основных направлений в исследованиях семьи и брака. Но в самом исследовании с точки зрения новизны решение не найдено. Было бы отлично, если бы авторы представили сравнительный анализ современных исследований по заявленной теме в российской науке и за рубежом. Тогда новизна исследования была бы неоспариваемой. Стиль, структура, содержание.
Статья структурирована. В ней представлены введение, основная и заключительная части.
Во введении коротко обоснована актуальность заявленной темы. Но требуется объяснение терминологической канвы исследования. Например, что автор понимает под терминами «семья» и «брачные отношения». По этому поводу существуют разные походы отечественных и зарубежных авторов. Важно расшить этот вопрос.
В основной части автор перечисляет основные направления исследований и приводит примеры по ним. Это, например, исследования о формах брака, о феномене «отношения в браке», об отношении молодёжи к браку, об удовлетворённости браком и т.д. В основном проанализированы работы отечественных авторов - О.Тихомандрицкая, А.Махнач, О.Япарова и др.
Результаты исследования представлены описательно. Это не позволяет понять научную картину исследования и путает читателей в интерпретацией полученных в исследовании данных. Рекомендуется представить полученные результаты наглядно - например, в схеме или в таблице. Это позволит визуализировать полученные автором ценные результаты.
Оформление работы также в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на заявленную библиографию, нет подкрепления данных ссылками на конкретные исследования, авторов. В заключении автор делает выводы, которые частично подкреплены материалами исследования.
Библиография очень достойная. В ней представлен 51 источник, в основном -диссертационные исследования, датированные вполне современными периодами - от 2003 до 2020 года. Рекомендуется добавить в список литературы статистические сборники, с помощью данных которых можно аргументировать во введении важность изучаемой темы.
Также рекомендуется включить в список литературы работы зарубежных авторов. Представление современных исследований также позволило бы при обзоре литературы продемонстрировать тренды в исследовании семьи и супружеских отношений.
Тем не менее, список литературы заслуживает высокой оценки. По сути, он отражает перечень диссертационных исследования по заявленной тематике за последние 10 лет. Апелляция к оппонентам:
Название статьи в целом отражает ее содержание. Методология статьи соответствует научному исследованию. Но требуется расшить терминологический аппарат статьи и представить в системе полученные результаты (желательно наглядно). Статья может быть рекомендована к публикации после доработки.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории к статье может быть высоким после ее доработки. Интерес будет у социальных и семейных психологов, у преподавателей психологии и др.