Научная статья на тему 'Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте'

Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
561
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИСЕМЕЙНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЙ СЦЕНАРИЙ / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ / FAMILY COMMUNICATION / SPATIOTEMPORAL CHARACTERISTIC OF COMMUNICATION FAMILY SCENERY / FAMILY CONFLICT / INTERGENERATION RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юмкина Екатерина Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования пространственно-временных особенностей внутрисемейного общения, проведенного на выборке студенческой молодежи Санкт-Петербурга (116 человек, средний возраст 20 лет). В качестве метода исследования использовался опросник «Семейные отношения и дом», направленный на выявление сторон семейного уклада. Для анализа были выбраны характеристики общения (разрешения конфликтов, взаимопонимание, семейное согласие; пространства дома (организация интерьера, принадлежность пространства); временного аспекта (семейный сценарий, связь времен и поколений, праздники). В статье рассматриваются характеристики конструктивного и деструктивного внутрисемейного общения, проявляемые в восприятии дома, пространственных границах, преемственности поколений, соблюдении семейных традиций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family communication in spatiotemporal aspect

The article presents a number of spatiotemporal characteristic of family communication. St-Petersburg students (n = 116, from 19 to 21 years old) were examined by special questionnaire "Family relationship and home” which measures different aspects of family lifestyle. We used for analysis several features: of communication -conflict solving strategy, understanding, family agreement; of space organization of interior, territoriality; of time aspects family scenery, connection of generations, celebrations. There were shown the characteristics of constructive and destructive family communication which are analyzed through organization of interior, spatial boundaries, intergeneration connection, family traditions etc.

Текст научной работы на тему «Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте»

УДК 159.923.2 : 316.356.2

Е. А. Юмкина

Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте1

В статье представлены результаты эмпирического исследования пространственно-временных особенностей внутрисемейного общения, проведенного на выборке студенческой молодежи Санкт-Петербурга (116 человек, средний возраст 20 лет). В качестве метода исследования использовался опросник «Семейные отношения и дом», направленный на выявление сторон семейного уклада. Для анализа были выбраны характеристики общения (разрешения конфликтов, взаимопонимание, семейное согласие; пространства дома (организация интерьера, принадлежность пространства); временного аспекта (семейный сценарий, связь времен и поколений, праздники). В статье рассматриваются характеристики конструктивного и деструктивного внутрисемейного общения, проявляемые в восприятии дома, пространственных границах, преемственности поколений, соблюдении семейных традиций и др.

The article presents a number of spatiotemporal characteristic of family communication. St-Petersburg students (n = 116, from 19 to 21 years old) were examined by special questionnaire "Family relationship and home" which measures different aspects of family lifestyle. We used for analysis several features: of communication -conflict solving strategy, understanding, family agreement; of space - organization of interior, territoriality; of time aspects - family scenery, connection of generations, celebrations. There were shown the characteristics of constructive and destructive family communication which are analyzed through organization of interior, spatial boundaries, intergeneration connection, family traditions etc.

Ключевые слова: внутрисемейное общение, пространственно-временные характеристики общения, семейный сценарий, семейные конфликты, связь времен и поколений.

Key words: family communication, spatiotemporal characteristic of communication, family scenery, family conflict, intergeneration relationships.

Отмечаемые исследователями в различных областях социально-гуманитарного знания кризисные явления современной семьи, обусловливают актуальность и важность изучения устойчивых особенностей внутрисемейного общения. Под устойчивыми особенностями понимаются регулярно повторяемые, ритуализированные условия и способы общения членов семьи друг с другом. Долгое время эти характеристики внутрисемейного общения не входили в область исследования социальной психологии. Актуальность постановки этой проблемы обусловлена тем, что раскрытие механизмов

© Юмкина Е. А., 2014

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06-00661.

формирования и передачи семейных традиций может способствовать повышению жизнестойкости и длительности существования семьи, коррекции деструктивных типов сложившихся взаимоотношений.

Семья как малая группа существует в пространственно-временном континууме. Локализация семьи, длительность и последовательность событий жизни ее членов образуют фундамент семейного уклада. Облик дома, его наполненность вещами, составляющими условие и содержание человеческого общения, зависит как от эпохи (уровня развития экономических, политических и социокультурных отношений), так и от конкретных личностей, проживающих в нем.

В психологических исследованиях существуют три теоретико-методологических подхода к проблеме дома. Согласно первому из них дом есть выражение, прежде всего уникального, неповторимого «Я» обитающих в нем людей. Отсюда основная цель - выяснить механизм и динамику овеществления «Я» в пространстве жилища человека в течение его жизненного пути (Дж. Крон [8]; М. Чиксен-тмихай, Ю. Рохберг-Гальтон [6] и др.).

Для другого подхода характерно рассмотрение дома как социально-обусловленного явления, отражающего этапы интериориза-ции и экстериоризации субъектом общественных отношений. Различные аспекты этого процесса затрагивались в работах отечественных исследователей (И.Н. Канаева, К.М. Амбарцумян; Н.В. Овсянникова; К.В. Кияненко [1]; В.И. Смотриковский и др.)

Третий подход преодолевает противоположности двух предыдущих и исходит из диалектического принципа единства социального и индивидуального в пространстве дома. В рамках этого направления получены интересные данные о том, каким образом происходит присвоение домашнего пространства, о механизме выражения в вещественном наполнении дома индивидуальных и общезначимых ценностей (М. Хальбвакс [7], И. Циераад [3]; Р. Озаки [9]; А. Блант [4], Р. Даулинг, К. Брикелл [5], Г. Сеттен [10] и др.). Нам представляется наиболее перспективным отталкиваться именно от диалектического понимания дома, в котором выражается индивидуальность человека, но это выражение происходит в тесном взаимодействии и общении другими членами семьи.

Методы исследования

Целью исследования было выяснение характера устойчивых характеристик общения членов семьи в их связях с пространственными и временными аспектами семейной жизни. Для реализации этой цели было проведено исследование на выборке в 116 человек (студентов вузов Санкт-Петербурга, средний возраст 20 лет, 79 девушек и

37 юношей). В качестве основного метода использовался опросник «Семейные отношения и дом» (В.Н. Куницына, Е.А. Юмкина).

Были выбраны три характеристики внутрисемейного общения: (1) способ разрешения конфликтов, (2) взаимопонимание, (3) семейное согласие.

Пространственную сторону отношений представляют: а) организация интерьера; б) принадлежность пространства (размеченная территория квартирного проживания семьи).

Временной аспект раскрывают: а) семейный сценарий (регулярно воспроизводимые установки и смыслы, касающиеся нравственного облика и профессионального будущего ребенка), б) связь времен и поколений; б) семейный календарь (праздниками).

В качестве дополнительных методов применялись методы, разработанные В.Н. Куницыной: Ценностные ориентации-36, Родитель-ско-детские отношения в семье, Самооценка-12. Для обработки данных применялся корреляционный анализ и t-критерий Стьюден-та для независимых выборок (SPSS 20.0).

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

В результате корреляционного анализа оказалось, что каждая из переменных, которые были выбраны для анализа внутрисемейного общения, связаны с каждой из пространственных и временных составляющих семейного уклада.

Рис. 1. Взаимосвязь способов преодоления конфликтов в семье с пространственно-временными характеристиками семейного уклада

Так, владение навыками преодоления конфликтов имеет взаимозависимости (рис. 1) со связью поколений в семье (г=0.34, р<0.01), семейным сценарием (г=0.34, р<0.01), организацией интерьера (г=0.29, р<0.01), принадлежностью пространства (г=0.20, р<0.05).

Взаимопонимание между членами семьи коррелирует (рис. 2) со связью поколений в семье (г=0.33, р<0.01), организацией интерьера (г=0.32, р<0.01), семейным сценарием (г=0.23, р<0.05).

Рис. 2. Взаимосвязь взаимопонимания в семье

с пространственно-временными характеристиками семейного уклада

Наибольшее количество связей дала переменная «семейное согласие» (рис. 3): организация интерьера (г=0.35, р<0.01), семейный сценарий (г=0.34, р<0.01), связь времен и поколений (г=0.32, р<0.01), принадлежность пространства (г=0.23, р<0.05), праздники (г=0.23, р<0.05). Рассмотрим психологическую сущность полученных связей.

Конфликтность в семейных отношениях - сложное и динамичное явление, которое разворачивается в пространственно-временных условиях существования семьи. Оно может длиться в течение нескольких поколений, сохраняя благодаря выработанному семейному сценарию устойчивые черты внутрисемейного взаимодействия и способов решения острых вопросов.

Конфликтные отношения, тесно связаны с пространственно-временными характеристиками, в которых существует конкретная

семья. Способ разрешения конфликтов указывает на устойчиво используемую стратегию преодоления возникающих в семье противоречий. Конструктивным является такое поведение, которое предполагает достижение компромисса или сотрудничества как более высокой стадии компетентности в конфликтном взаимодействии, а также умение отделять существенные вопросы (в которых конфликт оправдан) от несущественных поводов. Временной аспект семейных отношений играет здесь одну из ключевых ролей.

с пространственно-временными характеристиками семейного уклада

Существуют семьи, в которых высока степень преемственности между поколениями. Она выражается в том, что прародители не исключаются из общесемейных дел, а являются носителями ценного опыта. Такие семьи характеризуются менее конфликтным общением. Как показал анализ средних значений (табл. 1.), испытуемые, в семьях которых было принято поддерживать связь со старшими членами, в целом в большей степени ориентированы на семейные ценности (защита семьи, понимание и доверие в семье, зрелая любовь). Условия жизни в их семьях отличались открытостью к людям, умением договориться. Те опрошенные, у которых отсутствовала традиция сохранения связи поколений, росли в атмосфере отвержения, унижения либо чрезмерной опеки.

В русле проблемы преемственности семейного опыта необходимо рассмотреть роль семейного сценария в регуляции межличностных отношений. Под семейным сценарием понимается

Рис. 3. Взаимосвязь семейного согласия

воспроизводимая старшим поколением трансляция значимых смыслов, которые ориентируют подрастающее поколение на то, каким оно должно быть в будущем. В этих смыслах проявляются ожидания родителей в отношении поведения ребенка, способствуя его большей определенности.

Таблица 1

Сравнение групп по критерию «связь времен и поколений в семье»

Критерий Гр 1 Гр 2 Уровень значимости

Ценностные ориентации

Понимание и доверие в семье 7,48 8,96 р<0.01

Зрелая любовь 6,54 8,59 р<0.01

Защита семьи 8,61 9,79 р<0.05

Настоящая дружба 7,84 8,80 р<0.05

Родительско-детские отношения

Угрожающе-уничижительный 3,73 2,14 р<0.01

Равнодушно-дистанцированный 5,00 3,12 р<0.01

Либерально-поддерживающий 8,14 9,29 р<0.05

Авторитарно-принудительный 4,70 3,21 р<0.05

Гиперопека 4,46 3,19 р<0.05

Опасливо-враждебный 5,68 4,40 р<0.05

Семейный уклад

Подготовка к гостям 6,41 8,11 р<0.01

Удовлетворение потребности в общении с гостями 7,57 9,76 р<0.01

Нравственные качества 7,50 9,37 р<0.01

Принадлежность пространства дома 8,56 9,58 р<0.05

Конфликты 7,17 8,30 р<0.05

Понимание 6,80 7,91 р<0.05

Семейное согласие 7,30 8,54 р<0.05

Самооценка

Умение ладить с людьми 7,54 8,54 р<0.05

Группа 1 - 46 человек (с низкими баллами по критерию «связь времен и поколений») Группа 2 - 70 человек (с высокими баллами по критерию «связь времен и поколений»)

Как видно из анализа средних значений (табл. 2) в позитивном семейном сценарии отражаются такие важные для бесконфликтного общения ценности, как вежливость, терпимость, ответственность. Формированию этих ориентаций способствует атмосфера доверия и личностного развития. Напротив, в ситуации явных угроз или скрытой враждебности, т. е. отсутствия стабильной позитивной поддержки родителями действий, мыслей, чувств ребенка повышается общая конфликтность общения, возникает острая потребность в обретении чувства внутренней гармонии.

Таблица 2

Сравнение групп по критерию «связь времен и поколений в семье»

Критерий Гр 1 Гр 2 Уровень значимости

Ценностные ориентации

Вежливость 5,84 7,07 р<0.01

Внутренняя гармония 8,90 7,84 р<0.05

Ответственность 7,34 8,27 р<0.05

Терпимость 6,57 7,51 р<0.05

Родительско-детские отношения

Угрожающе-уничижительный 3,44 1,95 р<0.01

Личностно-развивающий 5,70 7,33 р<0.01

Доверительный 6,19 7,27 р<0.05

Опасливо-враждебный 5,53 4,17 р<0.05

Семейный уклад

Принадлежность пространства дома 8,59 9,83 р<0.01

Общение с гостями 7,93 9,94 р<0.01

Привязанности в семье 6,88 8,31 р<0.01

Семейное согласие 7,34 8,84 р<0.01

Организация интерьера 6,70 7,80 р<0.05

Праздники 6,29 7,31 р<0.05

Способ разрешения конфликтов 7,27 8,49 р<0.05

Самооценка

Религиозность 2,89 4,95 р<0.01

Сноровка 6,02 7,17 р<0.05

Самообладание 6,25 7,27 р<0.05

Знание себя 6,95 8,04 р<0.05

Группа 1 - 53 человека (с низкими баллами по критерию «семейный сценарий») Группа 2 - 63 человека (с высокими баллами по критерию «семейный сценарий»)

Конфликтность внутрисемейного общения имеет проявления и в восприятии пространства дома. В семьях, где умеют достигать компромисса, не существует табуированных зон или предметов, обстановка в меру динамична и трансформируется с учетом потребностей членов семьи. В условиях конфликтной коммуникации появляется множество ее пространственных маркеров - захламленность, беспорядок, четкое обозначение территориальных границ, излишняя привязанность к вещам или их расположению в ущерб объективной необходимости изменения.

Взаимопонимание - важное условие успешности общения и получения удовольствия от этого процесса. Семьи, в которых существуют преемственность поколений и заданы четкие ориентиры будущего, отличаются высоким уровнем познания сущностных потребностей каждого члена. Взаимопонимание проявляется в совместной заботе о доме, стремлении сделать его комфортным в функциональном и эстетическом планах.

Таблица 3

Сравнение групп по критерию «организация интерьера»

Критерий Гр 1 Гр 2 Уровень значимости

Ценностные ориентации

Внутренняя гармония 9,23 7,79 Р<0.01

Забота о себе 7,60 6,71 Р<0.05

Разнообразие жизни 7,32 6,41 Р<0.05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семейный уклад

Принадлежность пространства 8,50 9,71 Р<0.01

Удовлетворение от общения с гостями 7,72 9,80 Р<0.01

Взаимопонимание 6,69 8,09 Р<0.01

Подготовка к гостям 6,76 7,96 Р<0.05

Связи с ближайшим социальным окружением 5,39 6,41 Р<0.05

Связи с дальним социальным окружением 5,74 6,72 Р<0.05

Семейный сценарий 6,37 7,27 Р<0.05

Привязанности в семье 6,49 8,40 Р<0.01

Семейное согласие 7,31 8,63 Р<0.05

Группа 1 - 51 человек (с низкими баллами по критерию «организация интерьера») Группа 2 - 65 человек (с высокими баллами по критерию «организация интерьера»)

Анализ средних значений в группах с различной степенью структурированности пространства дома и его принадлежности (табл. 3 и 4) позволяет выявить дополнительные характеристики, обуславливающие больший или меньший уровень взаимопонимания в общении членов семьи.

Таблица 4

Сравнение групп по критерию «(принадлежность пространства»

Критерий Гр 1 Гр 2 Уровень значимости

Ценностные ориентации

Защита семьи 8,84 9,69 р<0.05

Родительско-детские отношения

Либерально-поддерживающий 8,20 9,41 р<0.05

Семейный уклад

Организация интерьера 6,50 7,78 р<0.05

Удовлетворение от общения с гостями 8,17 9,44 р<0.05

Иерархия связей 7,00 8,2 р<0.05

Нравственные качества 8,05 9,07 р<0.05

Способ разрешения конфликтов 7,22 8,35 р<0.05

Привязанности в семье 6,78 8,17 р<0.05

Семейное согласие 7,37 8,58 р<0.05

Группа 1 - 51 человек (с низкими баллами по критерию «принадлежность пространства») Группа 2 - 65 человек (с высокими баллами по критерию «принадлежность пространства»)

Забота о комфорте собственного жилища, его функциональности и красоте, судя по обнаруженным различиям, является такой стороной, в которой проявляется заботливость членов семьи друг о друге, как их особое качество и ценностная ориентация. Она выражается в умении договариваться, учитывать нужды друг друга, желании создать приятную атмосферу как для себя, так и приходящих в дом близких людей.

Выраженная территориальность (табл. 4) в пространстве дома выступает коммуникативным барьером, свидетельствующем о наличии серьезных противоречий в семейной системе, которые при затяжном характере могут угрожать целостности семьи. Разобщенность членов семьи друг с другом, нарушение доверительности их общения, в целом нарушает контакты и с ближайшим для данной семьи окружением.

В завершение остановимся на таком важном результате внутрисемейного общения как семейное согласие, которое интересным образом преломляется в семейных праздниках. В любом семейном календаре есть общезначимые даты, через которые семья как малая группа ощущает свою сопричастность к истории того государства, к которому принадлежит. Кроме того в календаре семьи присутствуют уникальные для ее членов события - дни рождения, годовщины свадеб, похорон и т. д. Совокупность значимых дат членов семьи образует годовой цикл, знаменующий периоды особых всплесков и спадов внутрисемейной активности.

Сама по себе ситуация праздника предполагает создание специальных условий внутрисемейного общения. Нередко в ходе празднования актуализируются факты прошлого семейного опыта, которые подвергаются переоценке и интерпретации.

Итак, пространственно-временные характеристики семейного уклада самым тесным образом сплетаются с внутрисемейным общением. Каждая семья в пространстве дома создает микросоциум. В нем отражается связь семьи с широким социальным целым. В результате проведенного исследования были выявлены пространственно-временные маркеры конструктивного, доверительного и деструктивного, отчужденного внутрисемейного общения.

Конструктивное общение характеризуется гибкими пространственными границами, восприятием дома как единого, общего пространства, заботой об его уюте, комфорте и соответствии ключевым потребностям членов семьи, преемственностью поколений, установлении родителями ребенку позитивных ориентиров будущего, насыщенным семейным календарем.

Деструктивное общение характеризуется жесткими пространственными границами, табуированностью зон, длительной неизменностью обстановки, ее запущенностью, разрывом между поколениями, бедным семейным календарем.

Список литературы

1. Кияненко К.В. Типология жилища: от проектной регламентации к стимулированию многообразия // Жилищное строительство. - 2005. - №7. - С. 2-6.

2. Социально-психологические основы средообразования: тез. конф. / под ред. Т. Нийта, М. Хейдмется, Ю. Круусвалла. - Таллин. 1985.

3. At Home: An Anthropology of Domestic Space / ed. by I. Cieraad. NY: Syracuse University Press, 1999.

4. Blunt A., Varley A. Introduction: Geographies of home // Cultural Geographies. - 2004. - Vol. 11 (1). - P. 3-6.

5. Brickell K. "Mapping" and "Doing" Critical Geographies of Home // Progress in Human Geography. - 2012. - Vol. 36(2). - P. 225-244.

6. Csikszentmihalyi M., Rochberg-Halton E. The Meaning of Things: Domestic Symbols of the Self. NY: Cambridge University Press. 1981.

7. Halbwachs M. On Collective Memory / ed., trans. and intro. L.A. Cose. - Chicago: University of Chicago Press. 1992.

8. Kron J. Home-psych: the Social Psychology of Home and Decoration. NY: Clarkson Potter, 1983.

9. Ozaki R. Home Design as Representation of Values and Lifestyle: the Meaning of Use of Domestic Space // Housing, Space and Quality of Life / ed. by GarciaMira R., Uzzell D.L., Real J.E., Romey J. Burlington. 2005. - P. 97-113.

10. Setten G (2008) Blunt and Dowling, Home: Review // Social and Cultural Geography. - 2008. - Vol. 9(5). - P. 558-559.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.