Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЯ АДАПТАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЯ АДАПТАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротких М.С.

Данная статья посвящена рассмотрению понятия cоциально-психологической адаптации. Представлены точки зрения авторов разных направлений и школ в психологии. Установлено, что адаптация взрослого человека имеет отличительные особенности. На некоторые из них обращено внимание в нашей работе.This article is devoted to consideration of the concept of socio-psychological adaptation. Presented the point of view of authors of different trends and schools in psychology. It is established that the adaptation of an adult has distinctive features. Some of them highlighted in our work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЯ АДАПТАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ»

УДК 159.972

Коротких М. С. студент

4 курс, факультет «Педагогики и психологии» Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского

федерального университета Россия, г. Лесосибирск СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЯ АДАПТАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Данная статья посвящена рассмотрению понятия тциально-психологической адаптации. Представлены точки зрения авторов разных направлений и школ в психологии. Установлено, что адаптация взрослого человека имеет отличительные особенности. На некоторые из них обращено внимание в нашей работе.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, взрослость.

This article is devoted to consideration of the concept of socio-psychological adaptation. Presented the point of view of authors of different trends and schools in psychology. It is established that the adaptation of an adult has distinctive features. Some of them highlighted in our work.

Key words: adaptation, socio-psychological adaptation, maturity.

Понятие «адаптация» традиционно относят к общенаучным понятиям. Например, М.В. Ромм, указывая на «выраженный терминологический и методологический разнобой», представляет такие варианты понятия: как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства); состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой; результат оптимального взаимодействия организма и среды или гедонистическая цель, заключающаяся в поиске наслаждения, способа избежать страданий, болевых ощущений и т. д. [7].

В психологии разные направления и школы традиционно делали различные акценты в трактовке явления психической и социально-психологической адаптации.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном. В данном направлении существуют различия между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. Согласно интеракционистской концепции, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Адаптивное поведение характерезуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Представители этого направления проводят

различие между адаптацией и приспособлением. В отличие от понятия «приспособление», адаптация относится к стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений [5].

Социальную адаптацию бихевиористы понимают, как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида. Бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление» [5].

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума [2].

Но рассмотренные точки зрения не отражают в полной мере отличия социально-психологической адаптации как вида адаптации. В связи с этим необходимо обозначить следующие положения:

• социально-психологическая адаптация происходит, преимущественно, по типу адаптации к постоянно изменяющейся среде;

• процесс социально-психологической адаптации не имеет четких границ и разворачивается на протяжении всей линии онтогенетического развития человека;

• для социально-психологической адаптации характерны чрезвычайная индивидуализированность и уникальность способов адаптации;

• существенной особенностью социально-психологической адаптации является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды;

• процесс социально-психологической адаптации в большей мере представляет собой взаимодействие равноправных сторон, чем приспособление личности к среде;

• основной целью социально-психологической адаптации является не приспособление, а самореализация личности [4].

Говоря о периоде взрослости мы будем опираться на периодизацию Э. Эриксона. В которой ценным для нас является то, что она охватывает весь жизненный путь личности, а развитие, по мнению ученного, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматическое развитие, развитие сознательного «Я» и социальное развития [8].

Обратимся к рассмотрению периода молодости, который является шестой психосоциальной стадией данной периодизации и продолжается от

поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). Он обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Зрелость - это седьмая стадия, приходящаяся на средние годы жизни (от 26 до 64 лет). Основной ее проблемой становится выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление [9].

Появление сложностей в различных сферах жизни по мере взросления: в профессиональной деятельности, в учебном процессе, в межличностных отношениях способны вызывать напряжение, ведущее к дезадаптации, у большинства представителей среднего и старшего поколения. Люди часто сталкиваются с трудностями, оказываясь в ситуациях взаимодействия через новые социальные роли, при изменении собственного социального статуса в связи с возрастом [1].

М.А. Лебедевым на основе исследования особенностей психологической адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости был выделен портрет адаптивной личности. Особенностью когнитивного аспекта которой было отмечено отсутствие ложных сознательных установок (реалистичное восприятие окружающей действительности, адекватные требования в отношении себя и других, отсутствие оценочной установки в отношении себя и других и высокая степень рациональности мышления). А также отсутствие ложных бессознательных установок, т.е. адекватная самооценка, наличие конкретной жизненной цели, соответствующей реальному психологическому возрасту, позитивное отношение к противоположному полу, адекватное понимание людей и их мотивации, конструктивное межличностное общение, позитивный контакт личности с окружающим миром. Эмоциональный аспект при этом характеризуется отсутствием тревожности, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью. В поведенческом аспекте присутствовало четкое понимание выбранного профессионального направления, удовлетворение текущим статусом (непосредственная работа или профессиональное образование) и видении перспектив развития в рамках выбранного направления [3].

В работах Е.В. Пичугиной мы можем встретить схему поэтапного процесса работы по выработке стратегии жизни человека зрелого и старшего возраста, которая будет способствовать его адаптации. Она включает в себя специальную внутреннюю работу по осмыслению новых особенностей бытия, коррекцию и/или перестройку сущностных отношений к социуму, осмысление своего назначения в обществе (в реформируемом обществе), определение ценностей - устойчивых личностных образований (организация выборов поведения и формулирование альтернативного поведения), способность утвердить ценность особенностей своего «Я», определение

способов достижения цели (целей). При этом особое внимание уделяется присутствию у взрослых людей понимания, что реформация жизненного пространства неизбежна, и что измениться нужно будет им самим [6].

Итак, социально-психологическая адаптация представлена как интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. Изучение различных теоретических источников позволило установить, что данный процесс сопровождает человека на протяжении всех возрастных периодов. Адаптация взрослого человека имеет отличительные особенности в силу изменений, происходящих в профессиональной (трудовой, учебной) деятельности, сфере межличностных отношений, а так же связанных с возможной потерей привычных ориентиров поведения, необходимостью пересмотра личных ценностей и норм, а также выбора новых целей жизнедеятельности, поэтому всегда индивидуальна и относительна.

Использованные источники:

1.Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла / Л. Б. Волынская. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 168 с.

2.Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе / М.А. Гулина. -СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

3.Лебедев М.А. Психологические особенности адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / М. А. Лебедев // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 5. - С. 26-29.

4.Мельникова Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности / Н.Н. Мельникова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2002. - 34 с.

5.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 69 с.

6.Пичугина Е.В. Адаптация человека зрелого и старшего возраста к изменяющимся условиям современного общества / Е.В. Пичугина // Теория и практика современной науки. - 2015. - С. 113-115.

7.Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. - 2002. - 275 с.

8.Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. - 2004. - 608с.

9.Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.