УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
О.Ю. Солдатова
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей адаптации к экстремальным видам профессиональной деятельности (на примере военнослужащих по призыву), определено значение личного адаптационного потенциала и разработан вариант модели психологического сопровождения адаптационного периода.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, индивидуально-психологические качества, модель психологического сопровождения, военнослужащие по призыву.
SPECIAL ASPECTS OF CONSCRIPTS' ADAPTATION. ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT DURING THE ONBOARDING
O.Y. Soldatova
Abstract. This article contains an analysis of the special aspects of adaptation to the extreme types of professional activities (based on the example of conscripts). This article also determines the value of personal adaptive capacity as well as develops a variant of the model of psychological support during such onboarding.
Keywords: socio-psychological adaptation, individual psychological qualities, psychological support model, conscripts.
На сегодняшний день в обществе достаточно четко определяется тенденция повышенного внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в сфере профессиональной деятельности.
Изучение особенностей протекания процесса адаптации к военной службе представляется важным для организации качественной психологической подготовки личного состава к экстремальным видам профессиональной деятельности в целях достижения военнослужащими способности выдерживать значительные физические и нервно-психические нагрузки. При этом необходимо учитывать, что формирование и развитие мотивов успешной профессиональной деятельности, достаточного уровня эмоционально-волевой устойчивости, единство профессиональных знаний, навыков и умений, а так же навыков группового взаимодействия должно быть достигнуто в максимально короткие сроки [2; 10; 13].
Итак, актуальность темы определяется необходимостью поиска путей и средств оптимизации адаптационного процесса личности. Решение этого вопроса не может быть успешным без учёта индивидуально-психологических свойств личности и организации эффективного психологического сопровождения [17; 24].
Особый интерес военных психологов к данной проблеме определяется спецификой и социальной значимостью деятельности военнослужащих, связанной с вооруженной защитой интересов государства и выполнением специальных задач.
Непременным условием личностного развития, эффективности служебной деятельности является укрепление и охрана здоровья военнослужащих. Сохранность психического здоровья
многие авторы (Ю.А. Александровский, Ф.З. Меерсон, Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман) связывают с психической адаптацией человека. Более того, объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации [3; 6; 7; 18].
Исторически проблема адаптации рассматривается в психологической науке с различных научных позиций. Большинство авторов рассматривают психическую адаптацию, как гомеостаз, баланс, равновесие, взаимодействие, развитие и как процесс установления соответствия между актуальными потребностями и их удовлетворением [4; 6; 8; 14; 20; 22].
Встречаются различные определения термина «адаптация». Так в зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптация определяется двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Бихевиористы используют термин «приспособление», что является выражением биологического подхода к психической активности человека [1].
Психоаналитическая концепция адаптации разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, который указывает на различие между адаптацией как процессом и адапти-рованностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения равновесия [1; 25].
В отечественных исследованиях концептуальной разработкой проблемы адаптации занимались такие ученые, как Ф.Б. Березин, В.М. Воробьёв, Ц.П. Короленко, К.К. Платонов, А.А. Налчаджян [6; 8; 14; 20; 22].
Так, А.А. Налчаджян считает, что «адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптиро-ванности», при этом «социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [20].
В.Г. Асеев определяет, что «адаптация - это процесс «вживания» человека в коллектив, «включения» его в систему отношений, сложившихся в данном коллективе; предполагает усвоение новичком норм, ценностей, традиций и отношений, функционирующих в коллективе, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива» [5].
Ж.Г. Сенокосов исследует адаптацию как «процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющих согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или несоответствующих ценностям личности и группы» [23].
К.К. Платонов выделяет следующие взаимосвязанные виды или компоненты психической адаптации человека: психо-физиологическая - перестройка физиологических функции в соответствии с требованиями среды, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - психологической дезадаптации; собственно психологическая (или психическая) адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом и психосоциальная или адаптация личности к общению с новым коллективом [22].
Итак, понятие адаптации отражает приспособление организма и личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Благодаря адаптации
создаются возможности ускорения оптимального функционального организма и личности в новой обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, знание, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря привыканию к новым условиям и их освоению новых социальных ролей. Поэтому исследование показателей психической адаптации предполагает комплексный подход и одновременную оценку соответствия актуального психического состояния и особенностей микросоциального взаимодействия [6; 8; 14; 20; 22].
В процессе психологической адаптации участвуют познавательный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты Психологическая адаптация зависит не только от особенностей адаптирующейся личности, но и от качеств коллектива. При этом специфика психологической адаптации будет определяться совпадением или несовпадением ценностных ориентаций личности и коллектива.
Адаптация усложняется в связи с довольно резким отрывом юношей из привычной социальной среды. Так, попав в новые условия военной среды, у человека возникают различные психо-эмоциональные состояния, связанные с резкой сменой образа «Я». Меняется внешность - новая стрижка, одежда; имя заменяется званием и наименованием подразделения; изменяется быт, распорядок дня и т.д. Но самые сильные переживания - от осознания, того что индивид не может распоряжаться собой в полной мере, вдруг перестает быть личностью, принимающей решения, а главное - у него нет возможности восстановить свою индивидуальность, даже на уровне совершения элементарных поступков (время регламентировано от приема пищи до просмотра телепередач). Все подчинено заведенному распорядку, которому необходимо следовать. Потребность самоуважения также не реализована: нет успеха, признания, одобрения, либо эти потребности в связи с их специфическим пониманием в данной среде не воспринимаются индивидом как адекватные. Конечно, такая ситуация своей радикальной новизной вызывает стресс. В это время происходит перестройка ранее сложившихся воззрений, привычек, системы потребностей и мотивов. В процессе внутренней перестройки видоизменяются имеющиеся или вырабатываются новые тактики и стратегии поведения [2; 10; 13; 17; 24].
Однако, стоит отметить, что существует и позитивный аспект влияния экстремальной, стрессовой ситуации на человека, о чем свидетельствуют «потрясающая психотерапия» В.А. Ананьева, «катарсис» у Л.А. Гримака, метафеномен «активной гуманизации» у Л.А. Ки-таева-Смыка, «адекватная мобилизация» Л.В. Куликова. Концепции всех авторов объединяет представление о том, что в минуты необычных переживаний с человеком происходит нечто, позволяющее ему осознать новые грани реальности, продвинуться в личностном росте, увидеть жизнь в ее истинном свете: Люди, прошедшие испытание потрясением, как правило, создают новую форму своего существования, начиная с осмысления своих обычных ролей, через осознание своих устойчивых связей, формируя новые стратегии и вырабатывая актуальные связи, реализуя скрытый резерв. Таким образом, экстремальная ситуация адаптации к армейским условиям может быть рассмотрена как своеобразный катализатор личностного роста [4; 9; 12; 15].
Личность, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности, должна обладать определённой совокупностью индивидуальных психологических свойств, которые выступают в качестве факторов адаптации. Индивидуальные особенности являются весомыми факторами, так как они как бы моделируют (строят) адаптационные процессы Решающим
адаптационным фактором является установление отношений между личностью и воинским коллективом с целью формирования устойчивой групповой идентичности: адекватная оценка соей роли во взаимоотношениях в системе «начальник-подчиненный» и в системе служебного и межличностного общения. Поэтому учёт и измерение индивидуально-психологических особенностей человека имеют наиважнейшее значение для прогноза эффективной адаптации [6; 7; 8; 17; 20; 23].
Перестройка мотивационного комплекса ведет к усилению или формированию у военнослужащих срочной службы профессиональных интересов, склонностей, идеалов, убеждений, появлению новых перспектив и жизненных целей. Значительным изменением подвергаются их навыки, умения и привычки. Те из них, которые отвечают требованиям поведения в части развиваются, не отвечающие - ослабевают и исчезают. Активно формируются и отсутствующие, но необходимые для деятельности способы и приемы ее осуществления. Расширяются и углубляются представления юношей о поведении в новых условиях, что позволяет все с большей оптимальностью осуществлять служебную и общественную деятельность. А это в свою очередь свидетельствует о росте их адаптированности [2; 10; 13; 17; 24].
Усиление мотивации деятельности молодых военнослужащих вызывает у них потребность в развитии представлений, навыков, умений и привычек ее осуществления, что непосредственно связано с самоутверждением и другими способами самовоспитания, являющимися психологическими механизмами его осуществления. Все эти механизмы взаимосвязаны и взаимодействуют, определяя психологическое содержание, формы деятельности поведения человека в новых условиях, непосредственно влияя на его психическое здоровье [6; 7; 18; 20; 23].
Но не всегда экстремальность оборачивается для личности своей позитивной стороной: зачастую переживший жестокий стресс человек как бы отступает в своем личностном развитии, становится более дезадаптированым, ущемленным и страдающим, чем был до этого события. Возникновение синдрома посттравматического стрессового расстройства - самая яркая иллюстрация такого «регресса» [2; 3; 15].
Предупреждение и раннее выявление признаков дезадаптации военнослужащих являются главными звеньями практической психопрофилактической работы военного психолога. Для разрешения этих проблем, а также спектра других задач должна существовать эффективная модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации воинов [2; 10; 13; 16].
Для оперативного решения задач, связанных с успешным осуществлением профессиональной деятельности и развития личности вооруженного защитника, предполагается создание максимально эффективных условий для успешной адаптации. Потому психологической работе необходимо придать глубоко содержательный характер: постоянная, целенаправленная работа по выполнению хорошо продуманных и спланированных мероприятий сопровождения адаптационного процесса [24].
Целью психологического сопровождения является оптимизация социально-психологической адаптации, результатом которой станет эффективное взаимодействие членов воинского коллектива и успешное осуществление служебно-боевой деятельности. Цель определяет и задачи сопровождения: побуждение позитивной активности военнослужащих, направленной на преодоление психологических барьеров, воображаемого образа непреодолимости препятствия; создание благоприятных условий для личностного роста военнослужащих; формирование устойчивой групповой идентичности; формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению специальных задач.
Модель работы психолога в рамках сопровождения предполагает такие направления деятельности: организационно-методическое, диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее и консультативное [10, 23].
Основной целью организационно-методического направления является планирование своей деятельности и информационная подготовка по аспектам психологического сопровождения процесса адаптации. Основные задачи: информирование должностных лиц об индивидуально-психологических особенностях призывного контингента и специфике работы с ним; психологическое просвещение должностных лиц, нацеленное на формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности. Формы и приемы могут быть разнообразные, к примеру: лекции о сущности психологической адаптации человека, особенностях ее развития в условиях армии, показателях и критериях адаптированности и т.д.; показы видеофильмов с обсуждением психологических характеристик героев, с проведением психологического анализа поведения; семинары по актуальным для конкретного подразделения проблемам (разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов, психологии малых групп и т.д.,). Результатом работы этого направления должны стать: повышение психологической компетентности должностных лиц, задействованных в осуществлении психологического сопровождения адаптационного процесса; проведение круглого стола с задачей обмена опытом по результатам реализации модели сопровождения.
Вариант мероприятий:
- инструкторско-методические занятия с должностными лицами, привлекаемыми к работе с новобранцами по темам: «Особенности социально-психологической адаптации нового пополнения», «Выявление внешних признаков нервно-психической неустойчивости у военнослужащих», «Правила заполнения психолого-педагогического дневника наблюдения», «Особенности изучения документов и личных дел военнослужащих» и т.д.;
- организационное собрание с группой морально-психологической поддержки из числа наиболее адаптированных членов коллектива (лидеров, лиц с высоким социометрическим статусом в группе) с повесткой дня: «Организация наставничества в подразделениях»;
- подготовка памяток и рекомендаций для новых членов воинского коллектива: «Пути адаптации к военной службе», «Профилактика конфликтных ситуаций», «Стресс. Экстренная психологическая самопомощь», «Секреты душевного здоровья», «Точки скорой эмоциональной помощи» и др.
Основная цель диагностико-аналитического направления - изучение адаптационных возможностей нового пополнения; анализ полученных результатов; составление прогноза их дальнейшей службы. Задачи, которые решаются в рамках указанного направления: психодиагностическое обследование, составление и реализация программы наблюдения на период психологического сопровождения: мониторинг динамики психологического состояния; анализ получаемой информации о динамики развития адаптационного процесса, обобщение полученных данных.
Результатом работы должны стать: банк данных по интересующим психолога характеристикам, состояниям и ситуациям; коррекция модели сопровождения или создание возможно более оптимальных моделей.
Вариант мероприятий:
1. На первоначальном этапе социально-психологического изучения (1-3 дня по прибытии в часть) методом социально-психологического анкетирования, индивидуальной беседы и включенного наблюдения выявляются сведения о социальном статусе, психологическом анамнезе, военно-профессиональной направленности, наличии жалоб соматического характера, внешних признаках психической неустойчивости, спортивных, художественных и других достижениях военнослужащего. Сведения о лицах с признаками дезадаптации и другими факторами риска оперативно доводятся до командира подразделения для при-
нятия управленческих решений; по итогам изучения составляется социально-психологическая характеристика с рекомендациями по индивидуальной работе с военнослужащими.
2. Первичное психодиагностическое обследование (на 3-ий день прибытия), ориентированное на выявление адаптационных затруднений, личностного адаптационного потенциала, коммуникативных способностей, нравственного потенциала, уровня нервно-психической устойчивости и эмоционально-волевой выносливости, суицидального риска, информирование должностных лиц об индивидуально-психологических особенностях нового пополнения; в ходе которого были применены следующие методики: анкета «Прогноз», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Маклаков, С. Чермянин), методика «ИТО+» (Л. Собчик в модификации К. Сугоняева), опросник «Мини-Мульт» (краткая форма ММР1 в адаптации В. Зайцева и В. Козюли) анкета ССР и др.
3. Углубленное психодиагностическое обследование (на 14-ый день) по выявлению акцентуаций черт характера - опросник Леонгарда-Шмишека «ОЧХ» (В. Русалов, О. Маноло-ва), девиантного поведения - опросники «СОП», «ДАП»; особенности межличностного общения, оценка личной агрессивности и уровня конфликтности опросник К. Томаса, опросник ЛА и др.
4. Определение групп «Норма», «Повышенное психолого-педагогическое внимание», «Динамическое наблюдение», составление заключения об индивидуально-психологических особенностях военнослужащих, разработка рекомендаций по организации индивидуальной работы и дальнейшему психологическому сопровождению.
Коррекционно-развивающее направление имеет следующую цель - изменение, формирование и укрепление психологических свойств и качеств личности воина, способствующих успешному прохождению военной службы и овладению воинской специальностью в полном объеме. Основные задачи данного направления реализуются следующим образом:
1. Психопрофилактика, представляющая собой комплекс мероприятий по сохранению психического здоровья, направленных на предотвращение нервно-психических срывов; недопущение неадекватного реагирования на психотравмирующие факторы среды; развитие коммуникативных навыков; создание благоприятного морально-психологического климата и здоровых взаимоотношений. Рекомендуется: эстетическое оформление помещений, комнат досуга и уголков отдыха; социально-психологические тренинги, нацеленные на формирование эмпатийных отношений между сослуживцами; овладение ими навыками саморегуляции, самоанализа; профилактические беседы, оформление стендов и наглядой агитации, ориентированных на профилактику девиантного поведения и популяризации здорового образа жизни.
2. Проведение психокоррекции, представляющей комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие мотивов успешной профессиональной и повседневной деятельности, эмоционально-волевой устойчивости, достаточный уровень развития знаний, навыков и умений по регуляции и противодействию негативным психоэмоциональным состояниям.
Индивидуальной, направленной на развитие эмоционального самоконтроля; укрепление самообладания и уверенности в себе; формирование нормативно-ценностных и поведенческих эталонов и т.д. Основной формой здесь выступает индивидуальная беседа с обратной связью (побуждение самостоятельного осмысления поступков, поведения).
Групповой, ориентированной на развитие: навыков группового взаимодействия, коммуникативных способностей; рефлексивных навыков; умений адекватного восприятия себя и окружающих; способности гибкого реагирования на различные ситуации и быстрой перестройки своей стратегии и тактики поведения. Основные формы: социально-психологиче-
ские тренинги, ролевые психологические игры, групповые дискуссии. Результатами работы данного направления должны стать: развитие психологической толерантности к психотрав-мирующим факторам в различных ситуациях; оказание помощи в процессе повседневной включенности в жизнедеятельность подразделения (ориентирование в реальных условиях); личностный рост военнослужащего; способность нести ответственность за свои поступки. Вариант мероприятий.
Формирование, развитие и коррекция поведенческих и личностных особенностей осуществляется с учетом особенностей группы «Норма», группы «Сопровождение» и «Динамическое наблюдение» по следующим направлениям: преодоление психологических барьеров, мешающих нормальному протеканию социально-психологической адаптации; осмысление и осознание изменений в социальной среде (переход из гражданской жизни в военную); оказание помощи в самораскрытии; формирование толерантности к психогенным факторам армейской среды. С этой целью применяются:
- индивидуальная беседа корректирующей направленности;
- социально-психологический тренинг сплочения воинского коллектива, включающий ряд упражнений («Представление», «Знакомство», «Комплимент», «Доверяющее падение» и т.д.);
- обучение основным методам и способам саморегуляции психического состояния (техники дыхания, самовнушения, мышечной регуляции, само и взаимопомощи, экстренной допсихологической помощи);
- групповая дискуссия, брифинг, дебрифинг после выполнения групповых задач учебно-боевой и повседневной деятельности, просмотра художественных фильмов исторической направленности, фильмов патриотической направленности и документальных фильмов о воинской части.
Консультативное направление предусматривает в качестве основной цели оказание адресной психологической помощи в каждой конкретной ситуации. Выделяется в рамках этого направления два вида консультаций:
- управленческое, нацеленное на ознакомление командиров с психологическими особенностями личного состава, внутриколлективными отношениями, информацией о социально-психологическом климате в подразделениях и т.д.;
- индивидуальное: очное (по запросу должностных лиц, личная необходимость); анонимное (по телефону доверия).
Результат этой работы: выработка рекомендаций по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих процесс адаптации; обучение самостоятельному использованию методов саморегуляции психоэмоционального состояния; совместная проработка стратегий поведения и оказание помощи в овладении ими.
Такая целостная система мероприятий, которые применяются в рамках модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации, способствует достижению оптимальных показателей жизнедеятельности военнослужащих, эффективности взаимодействия с социальным окружением и успешности служебно-боевой деятельности.
Таким образом, социально-психологическая адаптация человека к условиям военной деятельности определяется индивидуальными особенностями, а также организуемыми и проводимыми мероприятиями психологического сопровождения военнослужащих в период адаптации. Насколько будет успешной профессиональная деятельность воина, зависит в большей мере от сроков и качества адаптации к армейским условиям. А успешность самой адаптации во многом определяется деятельностью психолога и других должностных лиц
в рамках модели психологического сопровождения, что позволяет в максимально сжатые сроки готовить военнослужащих к эффективному усвоению новых профессиональных знаний, навыков и умений, освоению социальных норм жизнедеятельности и готовности к экстремальным видам профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю., Купцов И.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4.
2. АлександровичП.И., Малютин А.Г., СенокосовЖ.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига, 1991.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
4. Ананьев В.А. Концептуальная основа потрясающей психотерапии. СПб., 1995.
5. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации// Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности (межвузовский сборник научных трудов). Иркутск, 1986.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
7. ВассерманЛ.И. Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 3.
8. Воробьев В.М., Дюк В.А. Адаптивные свойства личности. М., 1983.
9. Гримак Л.А. Резервы человеческой психики. М.,1989.
10. Караяни А.Г. Настольная книга военного психолога. М., 2017.
11. КачимскаяА.Ю. Психологическое сопровождение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004.
12. Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса // Академический проект. М., 2009.
13. Коннов В.В. Особенности психологической адаптации личности к служебнобоевой деятельности: автореф дис....канд. психол. наук. Иркутск, 1999.
14. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.
15. Куликов Л.В. Психология стресса. М., 2014.
16. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
17. Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы // Ориентир. 2002. № 2.
18. Меерсон Ф.З., ПшенниковаМ.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988.
19. Медведев В.И. и др. Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984.
20. НалчаджянА.А. Социально-психическая адаптация (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
21. Никифоров Г.С., ДмитриеваМ.А., Корнеева Л.А. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.
22. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
23. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
24. Сыромятников И.В. и др. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. М., 2004.
25. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. NY 1958.
О.Ю. Солдатова
Магистрант
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]