Научная статья на тему 'Социально-психологический уровень анализа понятия «Интерес учителя»'

Социально-психологический уровень анализа понятия «Интерес учителя» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА / ЦЕННОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / TEACHER / SPIRITUAL RENOVATION OF SOCIETY / VALUE / NEED / MOTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадрина Ирина Михайловна

В данной статье обосновывается, что своим возникновением интерес учителя к духовному обновлению общества обязан потребности людей в жизни сообща, в жизни, достойной человека; потребности общества в нравственном, добродетельном человеке; потребности человека в других людях; потребности в объединяющих людей ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL LEVEL OF ANALYSIS OF NOTION «TEACHER’S INTEREST»1

This article reflects an overview on the teacher’s interest to spiritual renovation of society is due to people’s need to live together, to live in a personally proper manner. It is due to the need of society in a moral, virtuous person, to the need of a person in other people, to the need in values that unite people.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический уровень анализа понятия «Интерес учителя»»

УДК 37:159.316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ

«ИНТЕРЕС УЧИТЕЛЯ»

© 2013 И.М.Шадрина

Мурманский государственный гуманитарный университет

Статья поступила в редакцию 14.01.2013

В данной статье обосновывается, что своим возникновением интерес учителя к духовному обновлению общества обязан потребности людей в жизни сообща, в жизни, достойной человека; потребности общества в нравственном, добродетельном человеке; потребности человека в других людях; потребности в объединяющих людей ценностях.

Ключевые слова: учитель, духовное обновление общества, ценность, потребность, мотив.

Национальные интересы современной России заключаются в духовном обновлении общества, в утверждении идеалов нравственности и гуманизма. Данные идеи, нашедшие свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, при их реализации учителем содержат в себе возможность преодоления многообразных противоречий в материальной и духовной сферах общества, которые порождают отчуждение человека от общества, от культуры, от труда, ценностный нигилизм, нравственную изолированность людей друг от друга, их моральную разобщенность, непонимание и равнодушие.

Эти негативные тенденции могут быть устранены в процессе педагогической деятельности, способствующей приобщению учащихся к ценностям, освящающим моральный и ценностный выбор, обеспечивающим моральное взаимопонимание между людьми. Решать данную задачу может учитель, освоивший систему ценностей, которые, как осознанные смыслы жизни, определяют его ценностную направленность. От того, какая система ценностей направляет деятельность учителя, его взаимодействие с миром и с другими людьми, а главное, от того, будут ли эти ценности способствовать переводу универсального золотого правила нравственности на уровень индивидуальной максимы, зависит не только достижение учителем успеха, но и возможность созидания жизни, достойной человека.

Претворение в жизнь национальных интересов современной России объединяет общество и личность тогда, когда все люди осуществляют действия по воплощению интересов, а их усилия в этом направлении «находятся не в

о

Шадрина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновациям и перспективному развитию. E-mail: pednauka@mail. ru

памяти одного человека, но в памяти всей духовной общности»1.

Решать задачу организации усилий всех людей или, по крайней мере, большинства людей по претворению национальных интересов России в жизнь призван учитель. Воплощение учителем в жизнь данных интересов заключает в себе возможность приобщения учащихся к ценностям, которые «порождают деятельность, лежат в основе ее разворачивания, соотносят итог с началом, определяют оценку, то есть масштаб и характер интервалов, неизбежно оказывающихся между идеалами и артефактами»2.

В аспекте претворения в жизнь национальных интересов России образование и воспитание играют едва ли не решающую роль, поскольку они обладают возможностью формирования ценностей, мир которых, как мир нравственности человека, определяет гумани-тарность его личности: «Гуманитарность -высшая ценность бытия, фиксирующая благородство в устремлениях, существенное и смыс-ложизненное <...> не привычка, а убеждение, образ жизни и действия»3.

Как образ жизни и действия, гуманитар-ность побуждает человека быть человеком в человеческом обществе. «Быть человеком в человеческом обществе, - подчеркивает А.И.Герцен, - вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности <...> Человек, дошедший до осознания своего достоинства, поступает по-человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее; я его не по-

1 Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. - М.: 1998. - С. 42.

2 Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб.: 2009. - С. 77.

3 Ильин В.В. Аксиология. - М.: 2005. - С. 37 - 38.

хвалю даже за это - он делает свое дело, он не может иначе поступать»4.

Решение проблемы воплощения в жизнь национальных интересов современной России в деятельности учителя предполагает раскрытие содержания понятия «интерес учителя».

Анализ научной литературы позволяет выделить философский, социально-психологический и этический уровни анализа данного понятия. На философском уровне анализа обосновывается, что интерес той или иной общности обуславливается ее положением в обществе, что, в свою очередь, зависит от экономических отношений; предлагаются различные классификации интереса по таким основаниям, как степень общности (индивидуальные, групповые, общественные), направленность (экономические, политические, духовные), осознанность (действующие стихийно и на основе разработанной программы), возможности их осуществления (реальные и мнимые) (А.Г.Здравомыслов5); раскрывается структура интереса, обосновывается единство объективного и субъективного в интересе (С.Ангелов6;

A.Г.Здравомыслов7); раскрываются противоречия положения (объективная сторона интереса) и противоречия сознания (субъективная сторона интереса) (С.Ан-гелов8). На социально-психологическом уровне анализа обосновывается, что интерес возникает на основе определенных потребностей (С.Л.Рубинштейн9;

B.Вичев10 На этическом уровне анализа раскрывается соотношение между личным и общественным интересом (С.Ангелов11); обосновывается, что интерес направлен не столько на предмет потребности, сколько на нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей (А.Г.Здравомыслов12).

В данной статье мы, опираясь на идеи

C.Л.Рубинштейна и В.Вичева, осмысливаем понятие «интерес учителя» только на социально-психологическом уровне.

Не анализируя в полном объеме понятие «потребность», равно, как и понятие «мотив»,

4 Цит. по: Ильин В.В. Аксиология. - М.: 2005. - С. 38.

5 Здравомыслов А.Г. Интерес // Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: 2001. - С. 212.

6 Ангелов С. Марксистская этика как наука / Пер. с болгар. - М.: 1973. - С. 142 - 143.

7 Здравомыслов А.Г. Интерес .... - С. 212.

8 Ангелов С. Марксистская этика .... - С. 143.

9 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: 1998. - С. 525 - 531.

10 Вичев В. Мораль и социальная психика / Пер. с болгар. - М.: 1978. - С. 166 - 173.

11 Ангелов С. Марксистская этика.. - С. 144 - 146.

12 Здравомыслов А.Г. Интерес .. - С. 212.

отметим, что проблема потребностей и мотивов в психологии получила свое развитие в трудах и работах А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, В.Вичева, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна и других ученых. Важными для нас являются, во-первых, мысли А.Н.Леонтьева о том, что «потребности побуждают деятельность и управляют ею со стороны субъекта, но они способны выполнять эти функции при условии, что они являются предметными»13, и С.Л.Рубинштейна о том, что потребности человека «выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке»14. Во-вторых, идеи С.Л.Рубинштейна о том, что мотив есть «осознанное побуждение для определенного действия. <...> Это источник действия, его порождающий»15, и В.Вичева о том, что «мотивы непосредственно регулируют поведение, конкретизируют цель и ожидаемый результат, которого человек стремится достигнуть в процессе удовлетворения возникших потребностей»16.

Мы акцентируем внимание на мотиве, во-первых, потому, что интерес - это «мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательно-сти»17. Интерес учителя к духовному обновлению общества имеет значение, значимость для него, а потому он принимает форму мотива по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося.

Мы осмысливаем поставленные вопросы под углом зрения того, что духовное обновление общества есть ценность. «В ценности, -пишет В.Н.Сагатовский, - в итоговой концентрированной форме выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части»18.

Своим возникновением любая ценность, в том числе и ценность духовного обновления общества, обязана потребностям человека, лю-

13 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. -Т. 2. - М.: 1983. - С. 94 - 231. - С. 145. 14Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.. -С. 522.

15 Там же. - С. 467.

16 Вичев В. Мораль и социальная психика .... - С. 167.

17 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.. - С. 526.

18 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. -Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. -С. 15.

дей. Ценность духовного обновления общества своим возникновением обязана, во-первых, потребности людей в жизни сообща, в жизни, достойной человека, жизни, во главу угла которой ставится человеческое достоинство; во-вторых, потребности общества в нравственном, добродетельном человеке; в-третьих, потребности человека в других людях; в-четвертых, потребности в объединяющих людей ценностях. Не раскрывая содержания данных потребностей людей, являющихся и потребностями учителя, учащегося, заметим, что все эти потребности выражают практическую связь людей с миром и зависимость «от объективного содержания условий жизни и деятельности»19.

Ценность духовного обновления общества порождается потребностями людей и служит данным потребностям. На основе этих потребностей у людей, в том числе и у учителя, возникает интерес к духовному обновлению общества, который «направлен на тот или иной предмет»20. Таким предметом, на который направлен интерес учителя к духовному обновлению общества, являются потребности, мотивы, цели, ценности ученика.

Осуществление духовного обновления общества имеет целью изменение объективных условий жизни и деятельности. Говоря об объективных условиях жизни и деятельности, мы имеем в виду сложившийся социально-нравственный контекст жизни людей и его противоречия, которые отражаются в положении учителя и в его сознании. Учитель своей деятельностью прямо не изменяет социально-нравственный контекст общества. Он способствует такому изменению опосредованно через воспитание нравственного, добродетельного учащегося. Интерес учителя к духовному обновлению общества является «специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов»21. Одним из таких общественных интересов и является интерес в нравственном, добродетельном человеке, которого воспитывает учитель.

Данный интерес становится мотивом деятельности учителя, которая начинает осуществляться, когда произошел «сдвиг» мотива на цель» (А.Н.Леонтьев), о чем речь шла выше. Данный интерес регулирует деятельность учителя по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося со стороны прогнозируемого результата - нравственный, добродетельный учащийся.

19 Вичев В. Мораль и социальная ... - С. 169.

20 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.. - С. 525.

21 Там же.

Итак, на социально-психологическом уровне анализа интерес учителя к духовному обновлению общества как ценность, которая свои возникновением обязана потребностям людей в жизни, достойной человека, выражает связь учителя с социально-нравственным контекстом жизни общества и зависимость от этого контекста, «от объективного содержания условий жизни и деятельности»22. Интерес учителя к духовному обновлению общества, направленный на предмет его деятельности (потребности, мотивы, цели, ценности ученика), порождает цель (воспитание нравственного, добродетельного учащегося), регулирует деятельности учителя при достижении прогнозируемого результата (нравственный, добродетельный учащийся). Воплощая в жизнь интерес к духовному обновлению общества, учитель, воспитывающий такого учащегося, готовит его не к механистическому копированию заставшего его при рождении опыта предшествующих поколений, но к очеловечиванию социально-нравственного контекста жизни общества и человека, ведущего (очеловечивание) к изменению социально-нравственного контекста жизни через сохранение и созидание нравственных ценностей общества, через утверждение в нем идеалов нравственности.

В интересе учителя к духовному обновлению общества зафиксировано его отношение к сохранению и к созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению в обществе идеалов нравственности. Мы полагаем, что такое отношение не есть просто система вытекающих из социально-нравственного контекста общества индивидуальных, избирательных и сознательных связей учителя с процессом духовного обновления общества как ценностью, но персонифицированное отношение, в котором во всей своей полноте представлен «личностный модус (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления)»23 учителя. Мы полагаем, что, когда речь идет о духовном обновлении общества как о ценности, то следует говорить не просто о личностном модусе учителя, но о ценностном модусе, то есть о его потребностях, интересах, ценностях, оценках, оценочных критериях.

Заявив об отношении учителя к сохранению и к созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению в обществе идеалов нравственности, в котором (отношении) во всей своей полноте проявляется его ценностный модус, мы вступили в область этической науки, которая в рамках своего объекта (мораль) и

22 Вичев В. Мораль и социальная психика ... - С. 169.

23 Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. - М.: 1975. - С. 54.

предмета («человек, но не человек, каким он есть здесь и теперь, но каким он должен быть в свете морального закона»24) исследования объясняет сущность и содержание моральных и нравственных явлений. Одним из таких явлений является моральный интерес и нравственный интерес учителя к духовному обновлению общества, между которыми имеются различия, заключающиеся в том, какую систему отношений фиксирует каждый из этих интересов учителя.

Такое обоснование различий между моральным интересом и нравственным интересом учителя должно осуществляться на этическом уровне анализа понятия «интерес учителя к духовному обновлению общества». Одним из результатов такого анализа станет выявление морального феномена, который предстает перед учащимися в качестве нравственного образа-образца, являющего собой начало становления и развития учащегося как нравственно-

го, добродетельного человека. На этот образ-образец учащийся «глубиной своего субъективного вхождения»25 реагирует «в целом или лишь на являющиеся для него (учащегося. -И.Ш.) особенно значимые отдельные сторо-ны»26. Такое реагирование создает отношения-предпосылки для того, чтобы ученик стал предуготовленным для постановки целей собственного нравственного развития «из себя»27, для черпания «из себя материала своих дейст-вий»28, которыми руководит и представление о будущем, заключенном в национальных интересах современной России.

24 Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: 1998. - С. 6.

25 Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: 1983. - С. 68.

26 Там же. - С. 68-69.

27 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 4 т. -Т. 1. - Наука логики. - М.: 1975.- С. 131.

28 Там же.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL LEVEL OF ANALYSIS OF NOTION

«TEACHER'S INTEREST»

© 2013 I.M.Shadrina

Murmansk State Humanities University

This article reflects an overview on the teacher's interest to spiritual renovation of society is due to people's need to live together, to live in a personally proper manner. It is due to the need of society in a moral, virtuous person, to the need of a person in other people, to the need in values that unite people. Keywords: teacher, spiritual renovation of society, value, need, motive.

Shadrina Irina Mihailovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Innovation and Long-Term Development. E-mail: pednauka&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.