Научная статья на тему 'Интерес учителя как явление и понятие'

Интерес учителя как явление и понятие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА / УЧИТЕЛЬ / ИНТЕРЕС / ОБЪЕКТИВНОЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ / SPIRITUAL RENOVATION OF SOCIETY / TEACHER / INTEREST / THE OBJECTIVE / THE SUBJECTIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадрина Ирина Михайловна

Обосновывается, что интерес учителя как явление есть единство объективного, к которому как к значимому приковано его внимание, и субъективного, раскрывающего его побуждения к деятельности образования и воспитания. Интерес учителя как понятие фиксирует его отношение к важному как к объективному; при этом отношение порождает индивидуальные, избирательные и сознательные связи учителя с объективным и резюмируется в его мотивах и целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher’s interest as a phenomenon and concept

This article stresses that the teacher’s interest as a phenomenon is a unity of both the objective, which being the meaningful component – serves as the focus of attention, and the subjective, which reveals the teacher’s motives for education and training activities. As a concept, the teacher’s interest registers their attitude to the important as the objective; at the same time, attitude generates individual, selective, and conscious connections between the teacher and the objective and is generalized in their motives and aims.

Текст научной работы на тему «Интерес учителя как явление и понятие»

УДК 37.011.31:159.952.13

И. М. Шадрина ИНТЕРЕС УЧИТЕЛЯ КАК ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ

Обосновывается, что интерес учителя как явление есть единство объективного, к которому как к значимому приковано его внимание, и субъективного, раскрывающего его побуждения к деятельности образования и воспитания. Интерес учителя как понятие фиксирует его отношение к важному как к объективному; при этом отношение порождает индивидуальные, избирательные и сознательные связи учителя с объективным и резюмируется в его мотивах и целях.

This article stresses that the teacher's interest as a phenomenon is a unity of both the objective, which - being the meaningful component - serves as the focus of attention, and the subjective, which reveals the teacher's motives for education and training activities. As a concept, the teacher's interest registers their attitude to the important as the objective; at the same time, attitude generates individual, selective, and conscious connections between the teacher and the objective and is generalized in their motives and aims.

Ключевые слова: духовное обновление общества, учитель, интерес, объективное, субъективное.

Key words: spiritual renovation of society, teacher, interest, the objective, the subjective.

Кризисное состояние современного российского общества проявляется в разрыве между материальной и духовной его сферами, во взглядах и устремлениях людей, их ценностных установках и ориентациях.

© Шадрина И. М., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11. С. 33-39.

34

Преодоление кризисных ситуаций в социальной жизни предполагает не только соответствующие изменения в системе общественных отношений, но и формирование их субъекта — человека, «осознающего себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире, готового к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений... осознающего свою сопричастность к судьбам человечества» [13, с. 80].

Становление такого человека способствует и претворению в жизнь национальных интересов современной России, заключающихся в духовном обновлении общества, в сохранении и созидании его нравственных ценностей, в утверждении идеалов.

В данном контексте образование и воспитание играют едва ли не решающую роль, поскольку они обладают возможностью формирования ценностей, мир которых как мир нравственности человека определяет гуманитарность его личности: «Гуманитарность — высшая ценность бытия, фиксирующая благородство в устремлениях, существенное и смысложизненное... не привычка, а убеждение, образ жизни и действия» [5, с. 37—38].

Как образ жизни и действия гуманитарность побуждает человека быть человеком в человеческом обществе. «Быть человеком в человеческом обществе, — подчеркивает А. И. Герцен, — вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек, дошедший до осознания своего достоинства, поступает по-человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее; я его не похвалю даже за это — он делает свое дело, он не может иначе поступать» (цит. по: [5, с. 38]).

Претворение в жизнь национальных интересов современной России объединяет общество и личность тогда, когда все люди осуществляют действия по воплощению интересов, а их усилия в этом направлении «находятся не в памяти одного человека, но в памяти всей духовной общности» [10, с. 42]. И помочь этому призван учитель.

Прежде чем говорить о формировании интереса учителя к духовному обновлению общества, необходимо раскрыть содержание явления «интерес учителя».

В первую очередь мы исходим из того, что любое социальное, моральное явление, в том числе и интерес учителя, может быть понято только в рамках социально-нравственного контекста общества, который отражается и в образовании. В таком контексте живет и учитель, осуществляющий деятельность по образованию, воспитанию и обучению, воплощающий интересы общества в жизнь. В то же время он работает в условиях социально-экономических преобразований, которые, естественно, не могут не влиять на содержание нравственных ценностей и моральных норм. Однако деятельность учителя, которая даже в условиях социально-экономических перемен, имеющих далеко не всегда однозначный характер, несмотря на появление различных трудностей, оказывающих на нее дестабилизирующее влияние, должна быть направлена на воспитание нравственного, добродетельного учащегося. Раскрывая содержание понятия «интерес учителя», мы посту-

лируем, что оно фиксирует в первую очередь отношения, а не свойства. Отношение порождает свойство и проявляется, резюмируется в нем.

Центральный момент рассуждений об универсалии «интерес учителя» — уяснение значения лексемы «интерес». Эта необходимость обусловлена тем, что в педагогической науке отсутствует научное обоснование этого понятия. Другими словами, выражения «интерес» и «интерес учителя» не входят в понятийно-терминологический аппарат пе-дагоки. Восполнения указанного пробела и определяет потребность осмысления понятия «интерес».

Согласно словарю В. И. Даля, интерес — занимательность или значение, важность дела [3, с. 297].

В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова утверждается, что интерес есть «внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-н[ибудь] значительному, важному, полезному или кажущемуся таким» [14, с. 1216].

По словарю С. И. Ожегова интерес есть внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным; занимательность, значительность; нужда, потребность [12, с. 204].

Сравнение значений слова «интерес» показывает, что общим в его трактовке для словарей Д. Н. Ушакова и С. И. Ожегова является понимание интереса как внимания. Однако если в первом случае речь идет о внимании, возбуждаемом по отношению к кому-, чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким, то во втором говориться о внимании, возбуждаемом чем-нибудь значительным. Как видим, имеются различия.

Мы полагаем, что внимание, возбуждаемое по отношению к значительному, есть внимание к чему-то объективному. С нашей точки зрения, интерес как внимание, возбуждаемое по отношению к чему-либо значительному, есть такой интерес, который может и не стать мотивом действий по его воплощению в реальности. Такой интерес еще не властвует над мыслями человека и, как следствие, не «проникая» во внутренний план сознания, не насыщает его нравственный мир. Главное же заключается в том, что внимание, возбуждаемое по отношению к чему-либо значительному или объективному, однозначно не приводит к появлению цели деятельности.

Подобное внимание также является вниманием, возбуждаемым чем-то объективным. Однако интерес как внимание, если оно возбуждается чем-либо значительным, объективным, есть такой интерес, который становится мотивом действий по его воплощению в реальности. Такой интерес, как мы полагаем, уже начинает властвовать над мыслями человека, «проникать» во внутренний план его сознания, насыщать его нравственный мир значительным. Когда внимание возбуждается чем-либо значительным, объективным, тогда неизбежно появляется цель, вслед за постановкой которой следует целеполагание, где «происходит рефлексивный отбор способов достижения цели» [15, с. 191].

Главное различие между интересом как вниманием, возбуждаемым по отношению к чему-нибудь значительному, важному, и интересом

как вниманием, возбуждаемым чем-нибудь значительным, заключается в том, что в первом случае интерес не обеспечивает сохранения направленности деятельности, поскольку он не принимает форму мотива. Такой интерес еще в полной мере не фиксирует отношение человека к важному.

Во втором же случае интерес обеспечивает сохранение направленности деятельности человека, поскольку он принимает форму мотива и фиксирует отношение человека к значимому, осознание которого связывает его с тем, что является для него значимым, а через значимое — с различными сторонами объективной действительности. Интерес приводит к появлению цели деятельности учителя.

Если исходить из того, что интерес как внимание, возбуждаемое чем-нибудь важным, принимая форму мотива, приводит к появлению цели деятельности, рассчитанной на идеальный результат, постановка которой, обусловленная интересом, связана с предвосхищением «потребного будущего», то интерес, мотив и цель оказываются однопорядковыми понятиями. Никакого противоречия, несмотря на то что это совершенно различные понятия, здесь нет. Подтверждение этому мы находим у В. Вичева, отмечающего, что в мотивации понятия «цель» и «интерес» однопорядковые, а через интерес осуществляется своеобразный переход от объективного к субъективному [1, с. 171 — 172].

Главное же заключается в том, что интерес, цель и мотив наряду, например, со взглядами и оценками обусловливают отношение человека к значимому, то есть систему его «индивидуальных, избирательных и сознательных связей, с различными сторонами объективной действительности, с обществом, с людьми» [11, с. 16]. Отношения личности, как подчеркивает В. Н. Мясищев, есть «ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» [11, с. 174].

Итак, осмысление представленных в словарях русского языка значений слова «интерес» дает основание утверждать, что в нем отчетливо выявляются объективная и субъективная стороны. Такое понимание интереса становится отправным моментом для раскрытия содержания понятий «интерес учителя» и «интерес учителя к духовному обновлению общества».

Возникает вопрос, что же является тем объективным, к которому приковано внимание учителя. Исследователи отмечают, что объективное есть то, что не зависит от субъекта, «существует вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой» [6, с. 392].

Однако объективное также не существует вне и безотносительно к учителю. Значительное на социальном уровне вытекает из национальных интересов современной России, а на педагогическом же придает направленность педагогической деятельности по духовному обновлению общества, по сохранению и созиданию его нравственных ценностей. Объективное вписывается в социальный «заказ» нравственного, добродетельного человека как главное действующее лицо всех

изменений в обществе. Образование и педагогическая наука обладают возможностью воспитания такого человека. Последняя при этом «вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни» [2, с. 22].

Таким объективным является духовное обновление общества, сохранение и созидание его нравственных ценностей, утверждение идеалов нравственности, обеспечивающих жизнь человека среди себе подобных, соединение социума и личности: «Тот, кто, живя среди людей, страдает за них и, оставаясь с ними, уединяется в своей любящей мысли, тот соединил личность и общество» [10, с. 42].

Объективное в интересе учителя заключено во внимании, возбуждаемом чем-то значительным, которое не зависит от преподавателя. Говоря о том что значимое (необходимость в духовном обновлении общества) есть такое объективное, которое не зависит от учителя, мы имеем в виду, что оно — следствие тех социально-экономических изменений, которые привели к дестабилизации нравственного контекста человеческого бытия, к смещению ценностных координат, к разрыву связей между людьми, отсутствию консенсуса в ценностях, мировоззрении, к отчуждению людей от культуры, морали, труда, образования, а не то, что объективное существует вне и безотносительно к учителю.

Потребность в духовном обновлении общества есть объективное, которое, однако, не существует, да и не может существовать вне и безотносительно к учителю, ибо стабилизировать нравственный контекст человеческого бытия, ликвидировать разрыв связей между людьми, обеспечить консенсус в ценностях и мировоззрении могут только воспитанные и образованные люди. Естественно, учитель прямо не может устранять причины, обусловившие необходимость духовного обновления общества. Однако сделать это, может воспитанный и образованный человек, а на формирование таких людей и направлена деятельность учителя. Воспитанные и образованные люди осознают, что «кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную основу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия» [7, с. 402]. Одним из возможных способов духовного обновления общества является образование, «обеспечивающее культурное равенство людей и консолидацию общества; образование, приобщающее человека к ценностям морали и культуры, которые освящают выбор человечеством и человеком в пользу жизни прекрасной, хорошей, жизни, достойной человека» [8, с. 148].

Следует отметить, что если духовно обновленное общество станет реальностью, то есть станет объективным, то проявлять внимание к нему уже нет необходимости, ибо люди уже не будут испытывать нужды в таком обновлении общества.

Для того чтобы оно стало реальным, необходимо, чтобы объективное субстантивировалось не просто в деятельности учителя, а в целесообразной и целедостигающей деятельности, в которой реализуются его

субъективные отношения, в которые, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, личность включена объективно. Они выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира индивида и находят свое выражение в поступках, являющихся «единицами» ее поведения [9, с. 249].

А. Г. Здравомыслов пишет, что субъективное в интересе «раскрывается во всей полноте идеальных побуждений деятельности» [4, с. 212], то есть в мотивах, целях, которые, как и интерес, входят в структуру отношения учителя к духовному обновлению общества. В этой связи важно отметить, что термин «отношение», как подчеркивает Б. Ф. Ломов, «подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении» [9, с. 245].

Итак, интерес учителя как явление есть единство объективного, к которому как к значимому приковано его внимание, и субъективного, раскрывающего его побуждения к деятельности образования и воспитания. Интерес учителя как понятие фиксирует его отношение к важному как к объективному; при этом отношение порождает индивидуальные, избирательные и сознательные связи учителя с объективным и резюмируется в его мотивах и целях. Такая трактовка интереса учителя становится основой для раскрытия содержания термина «интерес учителя к духовному обновлению общества», который фиксирует его отношение к сохранению и созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению идеалов нравственности как к объективно значимому для современного социума. Подобное отношение порождает индивидуальные, избирательные и сознательные связи учителя с непреходящей значимостью духовного обновления общества и проявляется в идеальных побуждениях учителя по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося.

Список литературы

1. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2004.

4. Здравомыслов А. Г. Интерес // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.

5. Ильин В. В. Аксиология. М., 2005.

6. Ильин В. В. Объективный // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.

7. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

8. Калина И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М., 2011.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

10. Муравьев В. Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998.

11. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. ; Воронеж, 1995.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

13. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса гражданской идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65 — 86.

14. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935.

15. Туровский М. Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

Об авторе

Ирина Михайловна Шадрина — канд. пед. наук, доц., Мурманский государственный гуманитарный университет.

E-mail: [email protected]

About the author

39

Dr Irina Shadrina, Ass. Prof., Murmansk State University for the Humanities.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.