УДК 37.011.31:159.952.13
моральный интерес учителя к духовному обновлению общества в контексте классификации интересов по основанию направленности
teacher's moral interest in society spiritual renovation in the context of classification of the interest on the basis of interest orientation
© И.М. Шадрина
Мурманский государственный гуманитарный университет (Россия, Мурманск) Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© I.M. Shadrina Murmansk State Humanities University (Russia, Murmansk) Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В данной статье в контексте классификации интересов по основанию направленности и научных представлений о морали, о содержании уровней морально-этической педагогической рефлексии учителя раскрывается сущность морального интереса учителя к духовному обновлению общества.
In the context of classification of the interest on the basis of interest orientation and scientific notions about morality, and levels of teacher's moral and ethic pedagogical reflection the author reveals the essence of teacher's moral interest in society spiritual renovation.
Ключевые слова: учитель; мораль; духовное обновление общества; интерес.
Keywords: teacher; moral; society spiritual renovation; interest.
воспитывающий такого учащегося,
Претворять в жизнь национальные интересы современной России, нашедшие свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, призван каждый человек, в том числе и учитель. Воплощение учителем в жизнь данных интересов заключает в себе возможность приобщения учащихся к ценностям, которые «порождают деятельность, лежат в основе ее разворачивания, соотносят итог с началом, определяют оценку, то есть масштаб и характер интервалов, неизбежно оказывающихся между идеалами и артефактами» [12, с 77].
Интерес учителя к духовному обновлению общества, направленный на предмет его деятельности (потребности, мотивы, цели, ценности ученика), порождает цель (воспитание нравственного, добродетельного учащегося), регулирует деятельность учителя при достижении прогнозируемого результата (нравственный, добродетельный учащийся). Воплощая в жизнь интерес к духовному обновлению общества, учи-
тель,
предуготовляет его не к механистическому
копированию заставшего его при рождении опыта предшествующих поколений, но к очеловечиванию социально-нравственного контекста жизни общества и человека, ведущему к изменению социально-нравственного контекста жизни через сохранение и созидание нравственных ценностей общества, через утверждение в нем идеалов нравственности.
В интересе учителя к духовному обновлению общества зафиксировано его отношение к сохранению и к созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению в обществе идеалов нравственности. Мы полагаем, что такое отношение не есть просто система вытекающих из социально-нравственного контекста общества индивидуальных, избирательных и сознательных связей учителя с процессом духовного обновления общества как ценностью, но персонифицированное отношение, в котором во всей своей полноте представлен «личностный модус (потреб-
ности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления)» [19, с. 54] учителя. Мы полагаем, что, когда речь идет о духовном обновлении общества как о ценности, то следует говорить не просто о личностном модусе учителя, но о ценностном модусе, то есть о потребностях, интересах, ценностях, оценках, оценочных критериях.
Заявив об отношении учителя к сохранению и к созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению в обществе идеалов нравственности, в котором (отношении) во всей своей полноте проявляется ценностный модус, мы вступили в область этической науки, которая в рамках своего объекта (мораль) и предмета («человек, но не человек, каков он есть здесь и теперь, но каким он должен быть в свете морального закона» [23, с. 6]) исследования объясняет сущность и содержание моральных и нравственных явлений, таких как моральный и нравственный интерес учителя к духовному обновлению общества, суть различий между которыми, как будет показано ниже, заключается в том, какую систему отношений фиксирует каждый из этих интересов учителя.
Персонифицированные феномены, как подчеркивает В. Момов, представляют собой качественно новый синтетический результат, который получается при взаимодействии влияния социальной среды и микросреды личности [19, с. 54].
Одним из таких персонифицированных феноменов является персонифицированное отношение учителя к духовному обновлению общества.
Смысл персонифицированного отношения учителя к духовному обновлению общества становится понятным в рамках интериндивидуального подхода, который, как подчеркивает В. Момов, исследует межличностные связи, закономерности социальных взаимодействий личности [19, с. 54].
Исходя из такого понимания интериндивидуального подхода, персонифицированное отношение учителя к духовному обновлению общества есть такой результат, в котором выражена связь учителя с обществом, испытывающем потребность в нравственном, добродетельном человеке. Воспитывая такого учащегося, учитель
тем самым реально претворяет в жизнь и национальные интересы современной России. Реальное воплощение национальных интересов в деятельности воспитания способствует преодолению негативных явлений в социально-нравственной жизни общества и отдельного человека.
На такого учителя учащийся «глубиной своего субъективного вхождения» [8, с. 68] реагирует или «в целом или лишь на являющиеся для него (учащегося. -И.Ш.) особенно значимые отдельные стороны» [8, с. 68-69]. Такое реагирование создает отношения-предпосылки для того, чтобы ученик стал предуготовленным для постановки целей собственного нравственного развития «из себя» [10, с. 131], для черпания «из себя материала своих действий» [10, с. 131], которыми руководит и представление о будущем, заключенном в национальных интересах современной России.
Сделаем в этой связи необходимые пояснения относительно интереса учителя к духовному обновлению общества как морального и как нравственного интереса. Такие пояснения дадут нам новое представление о соотношении между личным и общественным интересами. Заметим, что проблема интереса учителя как морального интереса и нравственного интереса не получила своего обоснования в педагогической науке.
В классификации интересов по основанию их направленности [13, с. 212] интерес учителя к духовному обновлению общества причисляется к духовным интересам.
Говоря об интересе учителя к духовному обновлению общества как групповом и индивидуальном (в терминологии А.Г. Здравомыслова) или личном (в терминологии А.К. Уледова), мы имеем в виду, что интерес учителя к духовному обновлению общества как групповой интерес является моральным интересом, а как личный - нравственным интересом. Такое уточнение, на наш взгляд, весьма существенно, ибо указывает на интерес общности педагогов или отдельного учителя, а следовательно, и на общественный и индивидуальный (личный) интерес.
Сделаем в этой связи необходимые пояснения. Мы используем теоретический прием, суть которого заключается в сравнении таких словосочетаний, в которых наряду с общим для них термином «интерес» есть термины «нравственный» и «моральный». Такой прием, заметим, был использован А.В. Касимцевой при раскрытии различий между моральной и нравственной ответственностью учителя [16], А.В. Бездуховым - при раскрытии различий между понятиями «моральный ориентир педагогической деятельности» и «нравственный ориентир педагогический деятельности» [6, c. 1822], ИИ. Калиной, сделавшем пояснения относительно того, почему в словосочетании «социально-нравственный ориентир» следует употреблять термин «нравственный», а не «моральный» [15, c. 142-144].
Так, А.В. Бездухов, обратившись к идеям А.С. Арсеньева [4, c. 253-254],
B.П. Бездухова [7, c. 166], Н.Н. Лебедевой [18], О.К. Поздняковой [20, c. 12-14],
C.В. Пупкова [21, c. 18-19], в работах которых выявлены различия между понятиями «мораль» и «нравственность», опираясь на положение А.А. Гусейнова о том, что «мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе. Пространство морали - отношения между людьми» [11, c. 20], обосновал, что «нравственные ориентиры связаны с целями, мотивами, установками самого учителя, а деятельность его сознания исследует эти цели, мотивы, установки по отношению к себе ... моральные ориентиры связаны с пространством отношений, в которых заключены, проживают учитель, ученик, а деятельность сознания педагога исследует его взаимодействия, отношения с учащимися, пространство которых (отношения) и есть мораль. Нравственные ориентиры педагогической деятельности заключены в нравственности учителя, а моральные ориентиры - в морали» [6, c. 122].
Опираясь на идеи А.В. Бездухова о различиях между моральным и нравственным ориентиром педагогической деятельности, обоснуем, почему групповой интерес учителей является моральным интересом, а личный интерес учителя - нравственным интересом.
Методологической основой для различения морального интереса и нравственного интереса учителя являются, во-первых, положение А.А. Гусейнова о том, что мораль, придавая человеческому общежитию изначально самоценный смысл, ответственна за сам факт существования человеческого в человеке. Мораль есть такая нацеленность людей друг на друга, которая мыслится существующей до каких-либо конкретных, многообразно расчлененных отношений между ними и делает возможными сами эти отношения [11, c. 23]. Во-вторых, идеи ученых о различиях между моралью и нравственностью, которые мы не раскрываем, поскольку они выявлены в обозначенных выше работах, где исследователи пришли к осознанию того, что мораль задается человеку извне, а нравственность есть характеристика его личностного «Я», что мораль, задавая человеку требования, нормы, предписания, является особым способом его ориентации в меняющемся мире, а нравственность человека есть укорененность в его сознании требований, норм, предписаний морали, придающей (нравственность) ему и другим людям изначально самоценный смысл [21, c. 19-20]. В-третьих, идеи О.К. Поздняковой о том, что нравственно-педагогический уровень рефлексии - это осмысление учителем личностного, профессионального «Я» среди своих целей, мотивов, установок, деятельность сознания по исследованию своих целей, мотивов, установок по отношению к себе; морально-педагогический уровень рефлексии - это осмысление учителем «Я» среди учащихся и людей (пространство отношений), деятельность его сознания по исследованию своих взаимодействий, отношений с учащимися, когда учитель мысленно спорит с собой и с другими, обосновывает свою нравственную позицию и/или нравственную позицию другого, оправдывает себя и/или другого [20, c. 67].
Групповой интерес учителя является моральным интересом, так как, во-первых, реализуется в совместной деятельности как определенном типе отношений учителя к социальной и педагогической действительности. Содержательные и процессу-
альные аспекты такой деятельности обусловлены моралью, пространство которой, согласно А.А. Гусейнову, есть «отношения между людьми» [11, с. 20]. При этом мораль: а) регулирует отношения и поведение людей через одобрение и порицание как поступающие извне, от общественного мнения, так и изнутри самой развитой личности [14, с. 27]; б) устанавливает правила поведения, обязательные для всех людей или только для определенных групп и ситуаций [22, с. 140]; в) содержит программу поведения социального субъекта в тех аспектах поведения, в которых содержится духовное отношение субъекта к обществу, группе, отдельным людям [17, с. 76].
Во-вторых, учитель при воплощении интереса к духовному обновлению общества выражает адекватное его содержанию духовное отношение. В структуре такого отношения находится и моральное отношение учителя к сохранению и созиданию нравственных ценностей общества, к утверждению в нем идеалов нравственности. Учитель, осмысливая такое отношение, осмысливает и личностное «"Я" среди учащихся и людей (пространство отношений), исследует свои взаимодействия, отношения с учащимися» [20, с. 67] при производстве блага в процессе создания ценности духовно обновленного общества через воспитание нравственного, добродетельного учащегося. Производство учителем блага есть не что иное, как делание блага, вокруг которого объединяются учителя и учащиеся на пути сохранения и созидания нравственных ценностей общества, утверждения в нем идеалов нравственности.
Личный интерес учителя является нравственным интересом, потому что его источником является нравственность учителя как мир его ценностей. Нравственность учителя, раскрывающаяся через укорененные в его сознании требования, нормы, предписания морали, придает смысл его деятельности по духовному обновлению общества. «Эти требования, -пишет Л.М. Архангельский, - включают не только указания о том, какие обязанности предписываются человеку, но и как он их должен исполнять (добровольно, сознательно), а также то, что эти требования
апеллируют к моральному сознанию человека» [5, с. 201].
Производя благо, учитель, говоря словами Н. Гартмана, «в этом производстве является благим» [9, с. 376], или нравственным. Производство блага есть ценностный акт, благодаря которому учитель «взрастает» в нравственность. Нравственный учитель осмысливает свое личностное, профессиональное «Я» среди целей деятельности, мотивов, побуждающих его к их достижению, а его сознание исследует цели и мотивы, раскрывающие субъективную сторону интереса учителя к духовному обновлению общества, входящие в структуру морального отношения учителя к духовному обновлению общества.
В контексте морального отношения учителя к духовному обновлению общества возможно, с нашей точки зрения, выявить соотношение между личным интересом и общественным интересом, которое отражается в нравственном сознании учителя. В рамках соотношения личного интереса и общественного интереса прослеживается движение учителя к обществу и общества к учителю. Двигаясь к обществу, учитель осуществляет такую тиранию «в отношении себя самого» [11, с. 277], которая выводит его на осознание значения воспитания нравственного, добродетельного человека. Общество движется к учителю через общественную мораль, которая «на деле стремится к соединению и гармонизации общего порядка, с одной стороны, и выраженного в характере человека индивидуального своеобразия - с другой» [3, с. 6].
Мораль выдвигает образцы поведения и нравственных отношений, участвует в нравственной ориентации учителя на сохранение и созидание ценностей общества, на утверждение в нем нравственных идеалов. В нравственных отношениях находят свое выражение потребности, цели и мотивы учителя (субъективная сторона интереса), побуждающие его к воспитанию нравственного, добродетельного учащегося. Нормы и требования морали моделируют поступки и действия педагога таким образом, чтобы они отвечали общественному интересу к духовному обновлению общества. При этом предписания к действиям
и поступкам учителя задаются как обществом, так и общностью учителей.
Итак, сущность морального интереса учителя к духовному обновлению общества как группового интереса заключается в том, что он воплощается в совместной деятельности учителей, которая регулируется моралью, предписывающей общности учителей производство блага - ценность духовного обновления общества - в процессе создания ценности ситуации духовно обновленного общества, объединяющей педагогов на пути воспитания нравственного, добродетельного учащегося; реализуется в отношениях между учителем и учащимися, пространство которых (отношений) и есть мораль, ценности и нормы которой гармонизируют представления каждого педагога и учащегося о благе общего - ценность духовного обновления общества. Моральный интерес учителя к духовному обновлению общества реализуется в пространстве моральных отношений, а деятельность его сознания исследует эти отношения.
Сущность нравственного интереса учителя к духовному обновлению общества как личного интереса заключается в том, что воплощение учителем такого интереса в деятельности, осуществляемое под знаком предъявления учащимся своих ценностей, мир которых и есть нравственность учителя, связано с производством блага, в котором (производстве) учитель является «благим», нравственным; с «взрастанием» нравственности учителя, находящей свое внешнее выражение в образе нравственного учителя, в нравственной культуре учителя, которая как нравственный образец благотворна для реализации и учителем, и учащимися золотого правила нравственности, благодаря которому становится возможной обращаемость отношений: «Я поступаю по отношению к другому каким-то образом, полагая, что другой должен руководствоваться в отношении меня теми же принципами» [2, с. 28].
Учитель в процессе воплощения личного интереса к духовному обновлению общества, задавая учащимся стандарт отношений к миру, к людям и к себе, полагает, что и ученик будет относиться к нему
аналогичным образом. Это есть не что иное, как «универсализуемость "золотого" правила в форме обращаемости» [2, с. 27], благодаря которой (универсализуемости) становится возможным движение учителя к учащимся и учащихся к учителю в процессе совместного созидания ими ценности ситуации духовно обновленного общества. Одним из опосредующих звеньев такого движения при воплощении в жизнь интереса к духовному обновлению общества как личного интереса и как общественного интереса является нравственный образ учителя, находящий своей внешнее выражение в нравственной культуре учителя.
Объективная потребность общества в учителе, реально осуществляющем духовное обновление общества через воспитание нравственного, добродетельного учащегося, поддерживается предписывающей силой морали как регулятивного механизма деятельности и поведения педагога. Ценность ситуации духовно обновленного общества есть нравственная правда жизни, нравственная правда отношений между учителем и учащимися, а ценность духовного обновления общества есть духовная основа жизни, достойной человека.
«Позиция правды, - подчеркивает К.А. Абульханова-Славская, - предполагает доверие и веру в другого, что является исходным условием человеческого общения» [1, с. 168] и человеческого общежития, освящаемого моралью.
Такое понимание позиции правды вписывается в обоснованную нами сущность морального интереса учителя к духовному обновлению общества, воплощение которого предполагает взаимную открытость педагогов. Идея о том, что правда не может быть без взаимности, созвучна идее обращаемости отношений в контексте золотого правила нравственности. Правдивый учитель желает, чтобы другой узнал правду (истину). «В этой соотнесенности с объективной истиной, - пишет Н. Гартман, - заключается высокая практическая ценность правдивости как в частной, так и в общественной жизни» [9, с. 433].
Развивая данную мысль Н. Гартмана, скажем, что в соотнесенности личного ин-
тереса учителя к духовному обновлению общества и аналогичного общественного интереса выявляется правда жизни людей,
стремящихся к созиданию ценности духовно обновленного общества.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980.
2. Апресян Р.Г. Золотое правило // Этика: старые новые проблемы. М. : Гардарики, 1999.
3. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 3-17.
4. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2001.
5. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1974.
6. Бездухов А.В. Содержание и методы формирования гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара : ПГСГА, 2010.
7. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СГПУ, 2002. С. 67-173.
8. Бодалев А.А. Личность и общение : избр. тр. М. : Педагогика, 1983.
9. Гартман Н. Этика. СПб. : Владимир Даль, 2002.
10. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 4 т. Т. 1. Наука логики. М. : Мысль, 1975.
11. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика : учеб. М. : Гардарики, 1998.
12. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб. : Наука, 2009.
13. Здравомыслов А.Г. Интерес // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М. : Республика, 2001.
14. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика : учеб. пособие для студ. вузов. Москва ; Ростов н/Д : МарТ, 2005.
15. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М. : Дрофа, 2011.
16. Касимцева А.В. Содержание понятия «моральная ответственность учителя» // Современное образование: проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. Самара : СГПУ, 2006. С. 7-9.
17. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М. : Наука, 1974. С. 50-105.
18. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников. М. : Наука : Флинта, 2005.
19. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М. : Прогресс, 1975.
20. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М. : МПСИ, 2006.
21. Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога. М. : МПСИ, 2009.
22. Скрипник А.П. Этика : учеб. М. : Проект, 2004.
23. Шрейдер Ю.А. Этика. М. : Текст, 1998.
Сведения об авторе
Шадрина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновациям и перспективному развитию Мурманского государственного гуманитарного университета; докторант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: pednauka@mail.ru.
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.