Научная статья на тему 'Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке'

Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1857
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова А. Ю.

В статье рассматриваются основные научные достижения в области исследования мотивации достижения отечественных и зарубежных авторов. Представлены современные подходы к изучению структурных и динамических компонентов мотивации, основные результаты которых ограничены рамками когнитивного подхода и психологией деятельности. Обсуждается социально-психологическая детерминация мотивации достижения, представленная немногочисленными эмпирическими исследованиями. Особое внимание уделяется обобщению эмпирических данных социально-психологических исследований, теоретическое осмысление которых обосновывает необходимость построения концепции мотивации достижения в социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке»

УДК 316.628 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье рассматриваются основные научные достижения в области исследования мотивации достижения отечественных и зарубежных авторов. Представлены современные подходы к изучению структурных и динамических компонентов мотивации, основные результаты которых ограничены рамками когнитивного подхода и психологией деятельности. Обсуждается социально-психологическая детерминация мотивации достижения, представленная немногочисленными эмпирическими исследованиями. Особое внимание уделяется обобщению эмпирических данных социально-психологических исследований, теоретическое осмысление которых обосновывает необходимость построения концепции мотивации достижения в социальной психологии.

Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация избегания, когнитивные предикторы, социально-психологическая детерминация, деятельность, социально-экономический статус семьи.

В зарубежной психологии мотивация достижения рассматривается в основном с позиций когнитивного подхода, где были достигнуты значительные успехи при выявлении различных когнитивных предикторов процесса выбора цели и способов ее достижения (локуса контроля, Дж. Роттер; схема атрибуций, Б. Вайнер и др.; стиль объяснения успехов и неудач, М.Селигман; имплицитные теории способностей, К. Двек; самоэффективность, А. Бандура; воспринимаемый контроль, Э. Скиннер и др.) [4, с. 50]. Была описана структура мотивации достижения, включающая, в основном, личностные диспозиции - модель выбора риска (Дж. Аткинсона, 1966), которая в дальнейшем была уточнена Х. Хекхаузеном (1970 - 8о-е гг.). В качестве основного условия актуализации мотивации достижения была названа специфическая деятельность достижения (Х. Хекхаузен, Х. Д. Шмальт), в сферу которой были включены и межличностные отношения [13].

При рассмотрении условий формирования мотивации достижения многие исследователи подчеркивают ее социальное происхождение. Мотивация достижения признана одной из трех социальных мотиваций, наряду с аффилиацией и стремлением к власти (К. Левин, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.). Однако в зарубежной психологии практически нет работ, посвященных социально-психологическим детерминантам мотивации достижения личности. Человек является частью социума, и его мотивация достижения также является частью социальной системы. В зарубежных теориях мотивации достижения опускаются проблемы функций и роли мотивации достижения в жизнедеятельности человека. В то же время зарубежная когнитивная психология стала основным полем накопления экспериментальных данных о мотивации достижения индивида.

В отечественной психологии проблема мотивации достижения рассматривается, в основном, в рамках двух направлений - общетеоретического деятельностного подхода и конкретных предметных деятельностей [4, с. 48]. Мотивации достижения понимается не просто как когнитивный процесс выбора целей и средств их достижения, а как целенаправленная деятельность, которая осуществляется в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми [6].

Исследования мотивации достижения в рамках общетеоретического подхода направлены на разработку структурных и динамических характеристик, взаимосвязей мотивации достижения со структурой личности и особенностями моделей поведения,

А. Ю. Давыдова

«Центр

медико-социальной реабилитации инвалидов» Департамента социальной защиты населения, г. Москва

e-mail:

david1973@mail.ru

а также - на механизмы ее формирования (Н. А. Батурин, А. С. Белкин, Т. О. Гордеева

(2002), Е. Б. Горчакова, В. Грабал (1980), М. В. Кондратьева (2005), Т. В. Корнилова (1997), М. Л. Кубышкина(1997), М. В. Куприна(2004), А. В. Либин, Г. В. Литвинова

(2003), М. Ш. Магомед-Эминов (1987), А. К. Маркова (1983), Л. Г. Матвеева, А. Б. Орлов (1990), Ю. М. Орлов (1976), И. М. Палей, В. И. Степанский (1980), Г. В. Турецкая (1998), С. А. Шапкин (1997), Н. Н. Шенцева (2006) и др.). Наиболее полно система структурных и динамических характеристик мотивации достижения, объединяющая достижения отечественной и зарубежной психологии, представлена в интегративной модели, предложенной Т. О. Гордеевой [4, а 246 - 285]. Также накоплено большое количество эмпирических фактов в вопросах изучения связи мотивации достижения личности с эффективностью конкретных предметных деятельностей - учебной, учебно-профессиональной и профессиональной: спортивной (Л. П. Дмитриенко-ва, 1980; М. Н. Фирсов, 2006); предпринимательской (О. С. Дейнека, 1999; Е. В. Дьяч-кова, 2003), научной (Ильин Е. П., 2000), социальной работы (Кондратьева М. В., 2005) и др.

Также мотивация достижения личности рассматривается в отечественной психологии как личностный ресурс преодолевающего поведения в сложных жизненных ситуациях (Л. И. Анцыферова, Н. Е. Водопьянова; Е. В. Либина, 2002; Е. С. Старченкова; К. Муздыбаев, 1998; А. Руковишников) [10]. Можно предположить, что основным мотивационным симптомом стресса является актуализация мотива достижения личности, который определяет проактивные, конструктивные (в случае доминирования мотива успеха) либо пассивные, неконструктивные (в случае актуализации мотива избегания неудачи) способы его преодоления.

Социальные мотивации формируются на основе биологических мотиваций. В последнее время появились отдельные психогенетические работы, посвященные изучению роли наследственных и средовых факторов в фенотипической вариативности мотивации достижения [Готтшальдт К., 2003; Егорова М. С. и др., 2004; Воробьева Е. В., 2007].

По мнению З.Фрейда, психология личности есть всегда социальная психология [2, с. 15]. Рассмотрение социального в детерминации мотивации деятельности достижения человека требует обратиться к анализу как внешнего (влияние социальной среды), так и внутреннего (базовых потребностей; структур индивидуального самосознания; например, понимания человеком целей своего социального поведения [2]. Личность развивается в социальных условиях (в т.ч. мотивация) и социальная среда активизирует когнитивные и аффективные процессы.

Тем не менее, при изучении мотивации достижения личности как социальнопсихологического феномена на сегодняшний момент в зарубежной и отечественной науке накоплены лишь некоторые эмпирические данные, затрагивающие ее социальную природу.

Рассмотрим эмпирические факты, накопленные в области социальнопсихологического знания в зарубежной и отечественной психологии.

Формирование и развития мотивации достижения многие авторы связывают со стилем семейного воспитания (Д. Мак-Клелланд и др.); с социальным сравнением ребенком своих достижений с уровнем достижений других детей ^сап1ап, 1988; Veroff, 1969). С точки зрения теории самодетерминации личности Э. Деси и Р. Райан рассматривали в качестве одного из условий развития внутренней мотивации стили межличностного взаимодействия, в т.ч. характер обратной связи; чувство принадлежности и привязанности; гендерную социализацию; родительские установки; реакцию окружения [16]. С позиции взаимного детерминизма А.Бандура называет в качестве факторов мотивации наблюдение за опытом чужих достижений, обусловленное социальными параметрами (статус, авторитет, доверие, уважение) и др. В когнитивном подходе установлено влияние Других (учителей, родителей, друзей) на мотивацию достижения в учебной деятельности (Э. Скиннер).

Тем не менее, вопрос о влиянии сферы межличностных отношений на мотивацию достижения остается дискуссионным. По мнению М. Селигмана, отношения оказывают влияние на стиль объяснения удачи и неудачи [13]. Согласно другим авторам область достижений независима от взаимоотношений субъекта (Э. Скиннер, 1995; К. Двек, 1999; Гордеева Т. О., 2002), в частности в сфере интеллектуальных достижений [4, а 296].

Также установлено, что мотивация избегания неудачи, в отличие от стремления к успеху, в большей степени имеет социальную детерминацию и контролируется боязнью социальных последствий (Х. Д. Шмальт), а не только внутренними когнитивными образованиями - неуверенностью, неспособностью, неэффективностью [1, а 6]. В работе Корниловой Т.В. с коллегами прямо указывается, что «избегание неуспеха имеет не достиженческую природу, а связано со стремлением к социальному одобрению в группе» [7, а 143].

В качестве социально-психологических факторов успешного и неуспешного поведения личности А.В.Либин рассмотрел: восприятие справедливости в оценке собственного достижения со стороны других; родительский стиль воспитания, формирующий поведение избегания или достижения; специфику внутрисемейного взаимодействия, обусловленную социально-экономическим статусом семьи [9].

Мотив достижения может быть рассмотрен как мотив социального успеха, в содержание которого помимо стремления к достижениям в значимой деятельности, входит стремление к престижу и признанию, а также - к соперничеству [8].

Результаты гендерных исследований мотивации достижения имеют неоднозначный характер, что требует дальнейшего их осмысления.

H. В. Ходырева (1997) представляет три взгляда на проблему гендерных особенностей мотива достижения личности: женщины иначе мотивированы на достижения; мужчины и женщины мотивированы разными потребностями; мужчины и женщины обладают мотивом достижения в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [15, с. 73].

Так, исследование влияния гендерной роли на мотивацию достижения российских женщин-политиков и предпринимателей, проведенное Г. В. Турецкой (1998), выявило феномен «боязни успеха» в случае несоответствия профессии гендерной роли [14, с. 45], что подтверждает данные зарубежных авторов (М. Хорнер, 1968). В то же время, как показали позже исследования О. М. Разумниковой (2004), стремление к достижению является универсальной жизненной ценностью на современном этапе среди представителей разных профессий и не зависит от гендерных стереотипов (ценность «достижение успеха» является новым приоритетом у женщин относительно традиционных ценностей) [12, с. 83]. В исследовании А. И. Винокурова (1996) выявлено, что женщины по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и в избегании неуспеха в деятельности [3, с. 173]. В то же время, данные исследования мотивации достижения студентов, проведенного Е. И. Пащенко (2003), показали, что студенты-женщины чаще руководствуются в деятельности мотивом избегания неудачи, чем мотивом достижения успеха [11, с. 17].

Таким образом, наиболее стройная концепция мотивации достижения личности предложена в социально-когнитивном подходе. Научных данных в области социально-психологических исследований мотивации достижения личности, как в российской, так и в зарубежной психологии недостаточно, многие эмпирические факты не нашли своего объяснения, что указывает на необходимость дальнейшего развития теории мотивации достижения в области социальной психологии.

Список литературы

I. Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей. МД-решетка Шмальта. - М.: Когито-Центр, 1998 - 36 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учеб.пособие для вузов. - М., 2009.

3. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 1996. - 30 с.

4. Гордеева Т. О. Психология мотивация достижения. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

5. Дьячкова Е. В. Психолого-акмеологические особенности раскрытия предпринимательского потенциала: Автореф. дис. .канд.психол.наук. - М., 2003. - 23 с.

6. Кондратьева М. В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов-будущих специалистов социальной работы: Автореферат дис. ...

канд.психол.наук 07. - Ставрополь, 2005.

7. Корнилова Т. В., Парамей Г. В., Ениколопов С. Н. Апробация методики А. Эдвардса «Список личностных предпочтений» на Российских выборках. //Психологический журнал, 1995. - № 2. - 143 с.

8. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. -Дис.канд.психол.наук. - СпбГУ, 1997.

9. Либин А. В. «Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения», 2007 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www elitarium.ru

10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998 год, том I, выпуск 2.

11. Пащенко Е. И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости: Автореф. дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 2003. - 20 с.

12. Разумникова О. М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии.// Вопросы психологии. 2004. - № 4. - С. 76 - 83.

13. Селигман М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: София, 2006. - 368 с.

14. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. // Психологический журнал. 1998. - № 1. - С. 37 - 46.

15. Ходырева Н. В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы. // Вестник С-Петерб. университета. 1998. Серия 6, вып.2. - С. 73 - 84.

16. Deci E. L., Ryan R. M. Handbook of self-determination research. Rochester, New York: University of Rochester Press, 2002.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF INDIVIDUAL ACHIEVEMENT MOTIVATION IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

«Centrefor Medical and Social Rehabilitation of disabled persons» of Moscow Social Security Department

A. Yu. Davidova

e-mail:

david1973@mail.ru

This article considers the major scientific advances in the study of achievement motivation of domestic and foreign authors. It shows modern approaches to the study of motivation structural and dynamic components, the main results of which are limited by the cognitive approach and the psychology of activity. Here is also discussed social and psychological determination of achievement motivation demonstrated by a few empirical study. Special attention is given to the integration of empirical data from the social-psychological research, theoretical understanding of which validates the need of building the concept of achievement motivation in social psychology.

Keywords: achievement motivation, avoidance motivation, cognitive predictors, social - psychological determination, activity, socioeconomic family status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.