Научная статья на тему 'Социально-психологическая модель мотивации достижения людей с разным происхождением инвалидности'

Социально-психологическая модель мотивации достижения людей с разным происхождением инвалидности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / СОВЛАДАЮЩЕЕ (КОПИНГ) ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / BASIC BELIEFS / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / INTERPERSONAL QUALITIES / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Александра Юрьевна

Статья посвящена анализу описательной модели социально-психологических детерминант мотивации достижения людей с ограниченными возможностями здоровья, различающихся временем возникновения инвалидности (этап социализации) и происхождением инвалидности (присущая с детства или как следствие травмы). Полученные результаты обосновывают разный подход к технологиям формирования, развития и коррекции мотивации достижения как личностного ресурса людей с разным происхождением инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODEL OF ACHIEVEMENT MOTIVATION OF PEOPLE WITH DIFFERENT DISABILITY ORIGIN

This abstract is devoted to the analysis of the descriptive model of social-psychological determinants of achievement motivation of people with disabilities, differing in time of disability occurrence (stage of socialization) and the disability origin (inherent in childhood or as a result of injury). The results obtained justify a different approach to technology of formation, development and correction of the achievement motivation of people with different disability origin as a person's personal resource being in difficult life situation.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая модель мотивации достижения людей с разным происхождением инвалидности»

УДК 316.614.034

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ИНВАЛИДНОСТИ

Александра Юрьевна Давыдова, аспирантка кафедры психологии Сер-гиево-Посадского гуманитарного института (НОУ ВПО СПГИ); ул. Лодочная, д. 15, корп. 2, Москва, Россия, 125362; е-шаП: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу описательной модели социально-психологических детерминант мотивации достижения людей с ограниченными возможностями здоровья, различающихся временем возникновения инвалидности (этап социализации) и происхождением инвалидности (присущая с детства или как следствие травмы). Полученные результаты обосновывают разный подход к технологиям формирования, развития и коррекции мотивации достижения как личностного ресурса людей с разным происхождением инвалидности.

Ключевые слова: мотивация достижения, инвалидность, совладающее (копинг) поведение, базовые убеждения, интерперсональные свойства, ценностно-мотивационная сфера.

ВВЕДЕНИЕ

Инвалидность представляет собой не только медицинский, но и социальный феномен. Исключение из активного участия в социальной жизни людей с инвалидностью деприви-руют одну из главных человеческих потребностей - в аффилиации, т.е. не быть изолированным от общества [13]; остро ставит проблему их выживания в глобализующемся мире и человеческого способа существования, отношения человека к человеку и к себе [1].

Сообщество людей с ограниченными возможностями здоровья представляет серьезный демографический ресурс государства (10% всего населения России [14]) при условии обеспечения социальной интеграции, в т.ч. за счет инклюзивного образования [13] и вовлечения в профессиональную деятельность. Многие современные профессии основаны на применении интернет-технологий и могут осуществляться дистанционно, что расширяет профессиональный выбор и позволяет повысить уровень эффективности труда людей с инвалидностью до общепринятых стандартов для других граждан [15].

Возможность диалога осложняется действием разноуровневых социально-психологических факторов. На макроуровне главным фактором признается культурный контекст в России (отношения, ценности, стереотипы и предрассудки людей) [6, 12, 13], на микроуровне - специфика семейной социализации ребенка-инвалида [3, 5].

При рассмотрении акмеологичекого развития личности вопрос неизбежно касается проблемы формирования и развития мотивации достижения, имеющей социальную природу (К. Левин, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен, Х.Д. Шмальт и др.) [4].

В отечественной психологии мотивация достижения рассматривается как когнитивный процесс выбора целей и средств их достижения (Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов и др.), как личностный ресурс преодолевающего поведения в сложных жизненных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Н.Е. Водопьянова, Е.В. Либина, Е.С. Старченкова, К. Муздыбаев, А. Руковишников) [2, 4, 7, 11]; как целенаправленная деятельность, которая осуществляется в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми [8].

Проблема социально-психологической детерминации мотивации достижения людей с ОВЗ неизбежно связана со спецификой ее формирования в подростковом возрасте [9, 10]. В случае инвалидности с детства семейная социализация ребенка-инвалида отличается рядом специфических социально-психологических характеристик, искажающих мотивацию до-

стижения. В случае позже приобретенной инвалидности у человека уже была сформирована адекватная мотивация достижения, но полученный вследствие травмы негативный опыт отражается на специфике мотивации достижения людей с приобретенным ОВЗ.

Таким образом, недостаточная разработанность в науке проблемы социально-психологической детерминации мотивации достижения, с одной стороны, а также специфика формирования и развития мотивации достижения как личностного ресурса людей с разным происхождением ОВЗ, с другой стороны, определили цель, объект, предмет и гипотезу нашего исследования. Мы предположили, что особенности мотивации достижения людей с разным происхождением ОВЗ проявляются в системе ее взаимосвязей с ценностно-мотивационной, интерперсональной и поведенческой сферами личности.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методики исследования были выбраны на основе разработанной автором теоретической модели мотивации достижения людей с ОВЗ. Были применены методики: «Диагностика личности на мотивацию к успеху и мотивацию к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири и др.); «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман), «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «LOT» (Ч. Шейер и М. Карвер, адаптация О.А.Сычева); «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптация Н.Водопьяновой и др).

Факторные модели мотивации достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с разным характером ОВЗ были построены при помощи программы «IBM SPSS Statistics 20.0».

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основании статистического анализа были определены две 4-факторные модели, отражающие латентные взаимосвязи мотивации достижения с показателями выделенных сфер личности (прямые связи отмечены «+», обратные - « - »).

В модели №1 (в случае «ОВЗ с детства», табл. 1) социально-адаптивное поведение (фактор 1), неадаптивные (фактор 2) и конструктивные стратегии совладания (фактор 4) не связаны с мотивацией достижения. При этом социально-адаптивное поведение людей с «ОВЗ с детства» связано с психологическим благополучием во всех анализируемых сферах личности.

Таблица 1

Модель №1 «Мотивация достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с ОВЗ с детства» (n = 27)

Фактор 1: социально-адаптивное поведение Фактор 2: неадаптивное поведение (неконструктивный копинг) ФакторЗ: поведение достижения Фактор 4: Конструктивное преодоление (просоциальный копинг)

Ценностно-мотивационная сфера

+ убеждения - в контролируемости и справедливости мира; в самоконтроле и самоценности Я; в благосклонности мира и доброте людей; + ожидания - благоприятный исход (оптимизм) + конфликт ценности-цели и возможности ее достижения: + мотив успеха; - мотив избегания

Сфера отношений (совпадение образов «Я» реал. и «Я» соц.)

+ «доминирующая личность» + «лидер» + «Дружелюбие»; + мотив избегания - мотив успеха - «Агрессивность»

Поведенческая сфера

+ Ассертивность (уверенное поведение); + импульсивность (свободное самовыражение) + Асоциальность; + Непрямые действия (манипуляция); + Избегание; + Осторожность; + Агрессия + «Избегание неудачи, защита»; - «Стремление к успеху, надежда на успех» + Социальный контакт; + Социальная поддержка

При рассмотрении фактора 3 выявлено, что высокое расхождение «ценности» и «доступности» вызывает стремление к успеху, низкое - избегание, отказ от активности в данной сфере деятельности. В сфере межличностных отношений «агрессивность» прямо связана со стремлением к успеху, а «дружелюбие» проявляется как избегание неудачи. Мотивация достижения характеризуется крайностью вектора направленности - только к успеху или только к избеганию (обратная корреляция мотивов успеха и избегания). Таким образом, мотивация достижения людей «ОВЗ с детства» характеризуется неадекватным соотношением сложности цели и возможности ее достижения; демонстрацией либо силы, либо заискивания в отношениях как проявление боязни неуспеха; отсутствием гибкости выбора стратегии поведения; не актуализируется в ситуациях преодоления и психологического благополучия; т.е. имеет несформированный характер.

Рассмотрим содержание модели 2 («ОВЗ приобретенное, табл. 2). Компонент «ценность-доступность» был исключен из модели на основании «вылетания» в отдельный фактор, не имеющий корреляций. Таким образом, конфликт «ценность-доступность» не связан с мотивацией достижения.

Таблица 2

Модель №2 «Мотивация достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с приобретенным ОВЗ (п = 45)

Фактор1: мотивация избегания неудачи Фактор 2: мотивация достижения успеха Фактор 3: социальная уверенность (ассертивное поведение) Фактор 4: социальное доминирование (ответственное поведение)

Мотивационно-ценностная сфера

- Отношение к миру - Мотив избегания неудачи + Осмысленность мира + Мотив успеха - + Оптимизм + Ценность «Я»

Сфера отношений - совпадение образов «Я-реальное» и «Я-социальное»

- «Дружелюбие» + «Агрессивность» + «Доминирование» - «Подчинение»

Поведенческая сфера

+ Асоциальность + Агрессия + Избегание + Импульсивность + Непрямые действия + Социальная поддержка + Социальный контакт + Осторожность + Ассертивность

Из таблицы 2 видно, что мотивы успеха и избегания относительно независимы друг от друга, что обеспечивает гибкость поведения. Актуализация мотива избегания неудачи (фактор 1) прямо связана с отношением к миру, т.е. чем лучше мир, тем сильнее страх неудачи, который сдерживает деструктивные (как активные, так и пассивные) модели со-владающего поведения, т.е. социально-неадаптивное поведение.

Мотив успеха (фактор 2) детерминирован убеждением в контролируемости событий и осмысленности жизни, его актуализация поддерживает как социально-ориентированный копинг, так и адекватность осторожности поведения как следствие травматического опыта.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мотивация достижения людей с «приобретенным ОВЗ» сформирована и обеспечивает социально-адаптивное поведение как в случае избегания, так и в случае стремления к успеху за счет разной детерминации.

Заключение. Представленные модели мотивации достижения людей с разным происхождением ОВЗ выявили специфику ее социально-психологической детерминации, обусловленную условиями формирования. Полученные результаты позволяют дифференцировать стратегии социально-психологической реабилитации людей с ОВЗ для повышения эффективности помощи.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133.

[2]. Белан Е.А. Акмеологический аспект совладающей активности личности // Акмеология. 2007. Т. 1. Спецвып. С. 53.

[3]. Галасюк И.Н. Диагностическое обследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида // Акмеология. 2012. № 3. С. 87.

[4]. Гордеева Т.О. Психология мотивация достижения. М.: Смысл, 2006.

[5]. Дворянчикова И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества. Дисс. ... канд. со-циол. наук. Самара, 2003. Научн. библиотека диссертаций disser Cat.

[6]. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aupam.narod.ru/ inva/page.

[7]. Дубинко Н.А. Базисные стратегии копинг-поведения руководителей // Акмеология. 2008. № 1. С. 76.

[8]. Кондратьева М.В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов-будущих специалистов социальной работы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005.

[9]. Либин А.В. «Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения», 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www elitarium.ru.

[10]. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. СПб.: Питер, 2007.

[11]. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 2.

[12]. Новиков М.Л Обзорно-аналитический материал по итогам исследования о потребностях инвалидов в специальных условиях труда и существующих для них барьерах на рабочем месте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aupam.narod.ru/ inva/page.

[13]. Соловьева Н.В., Панферова О.С. Интегративные процессы в инклюзивной образовательной среде // Акмеология. 2011. № 1.

[14]. Суханов В. Не делайте их изгоями! [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http:// www.disability.ru/story/show.php?id=5497.

[15]. Шенцева Н.Н., Давыдова А.Ю. Описательная модель социально-психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 85-97.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODEL OF ACHIEVEMENT MOTIVATION OF PEOPLE WITH DIFFERENT DISABILITY ORIGIN

Alexandra Yu. Davydova, postgraduate of Sergiev Posad Humanitarian Institute, Department of Psychology; 15, Bl.2, Lodochnaya St., Moscow, 125362, Russia.

ABSTRACT

This abstract is devoted to the analysis of the descriptive model of social-psychological determinants of achievement motivation of people with disabilities, differing in time of disability occurrence (stage of socialization) and the disability origin (inherent in childhood or as a result of injury). The results obtained justify a different approach to technology of formation, development and correction of the achievement motivation of people with different disability origin as a person's personal resource being in difficult life situation. Key words: achievement motivation, disability, coping behavior, the basic beliefs, interpersonal qualities, value-motivational sphere.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Modern studies of self-consciousness and self-concept of the subject in the context of S.L. Rubinstein's ideas // Akmeology. 2012. № 1. P. 133.

[2]. Belan E.A. Acmeological aspect of person's coping activity // Akmeology. 2007. Book 1, special edition. P. 53.

[3]. GalasyukI.N. Diagnostic examination of families raising a disabled child // Akmeology. 2012. № 3. P. 87.

[4]. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation. M.: Smysl, 2006.

[5]. Dvoryanchikova I.A. Family of the disabled in social structure of society. Candidate of sociologic science's thesis. Samara, 2003. Scientific library of theses and abstracts «disserCat».

[6]. Dobrovolskaya T.A., ShabalinaN.B. Social-psychological peculiarities of relationships between disabled and healthy [online resource]. Access mode: http://aupam.narod.ru/ inva/page.

[7]. Dubinko N.A. Basic strategy of leader's coping behavior // Akmeology. 2008. № 1. P. 76.

[8]. KondratyevaM.V. Psychological and pedagogical conditions of the development of achievement motivation of students-future social work specialists: Astract of a thesis ... candidate of Psychological Sciences. Stavropol, 2005.

[9]. Libin A.V. The Strategy of life success and achievement motivation. 2007 [online resource] / Access mode: http://www elitarium.ru.

[10]. Mak-KlellandD. Person's motivation / D. Mak-Klelland. SPb.: Piter, 2007.

[11]. Muzdybaev K. Strategy of coping with life obstacles // Journal of sociology and social anthropology. 1998. Book I, issue 2.

[12]. Novikov M.L. Review and analytical material on the results of the needs of persons with disabilities in special working conditions and existing barriers for them in the workplace research. [Online resource]. Access mode: http://aupam.narod.ru/ inva/page.

[13]. Solovyova N.V., Panferova O.S. Integrative processes in the inclusive educational environment // Akmeology. 2011. № 1.

[14]. Suhanov V. Don't make them outcasts! [Online resource]. 2012. Access mode: http://www. disability.ru/story/show.php?id=5497.

[15]. Shentseva N.N., Davydova A.Yu. Descriptive model of social-psychological rehabilitation of the group «young invalids» // Science dialogue. 2013. № 4 (16). P. 85-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.