ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Е. Бочарова
Саратовский педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических детерминантов мотивации достижения в учебной деятельности. Выявлены взаимосвязи между мотивацией достижения и показателями социально-психологических свойств личности с высоким/низким уровнем мотивации достижения. Показано, что в качестве социальнопсихологических детерминантов мотивации достижения успеха в учебной деятельности выступают достаточно высокий уровень сформированности стандартов поведения, деловой направленности, способность к саморегуляции, интеллектуальная активность, умение мобилизоваться; неудовлетворенность своими результатами усиливает мотивацию достижения.
Ключевые слова: социальная мотивация, мотивация достижения, мотивация избегания неудачи, социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности.
Social-Psychological Determinants of Motivation of Achievement in Educational Activity Е.Е. Bocharova
In this article was a produced results of empirical research social-psychological a determinant of motivation of achievement in educational activity are submitted. Interrelations between motivation of achievement and parameters of social - psychological properties of the person with a high / low level of motivation of achievement are revealed. It is shown, that as social - psychological a determinant of motivation of achievement of success in educational activity ability to self-control, intellectual activity, skill to be mobilized act high enough level development standards of behaviour, a business orientation; the dissatisfaction with the results strengthens motivation of achievement.
Key words: social motivation, motivation of achievement, social-psychological a determinant of motivation of achievement in educational activity.
Одним из фундаментальных вопросов социальной психологии является проблема мотивации. В качестве главных социальных мотиваций личности признана мотивация достижения. От уровня ее развития зависит эффективность человека практически во всех областях жизнедеятельности. Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Как отмечается большинством исследователей, идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции - собственно достижения и избегания -«надежда на успех» и «боязнь неудачи».
© Е.Е. Бочарова, 2009
Актуализация мотивов успеха и избегания происходит под влиянием определённых ситуаций достижения, к которым относится учебная, профессиональная деятельность. Следует отметить, что в процессе обучения происходит формирование социально-профессиональной направленности личности учащегося. Основными предикторами успешности обучения являются уровень мотивации, интеллектуальные способности, потребность в достижении, волевые качества. Изучение социально-психологических детерминантов мотивации достижения студентов колледжа в учебной деятельности и определило цель нашего исследования.
Для достижения поставленной цели нами применялся комплекс психодиагностических методик: шкала оценки потребности в достижении; тест-опросник А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения; личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF); опросник Дж. Роттера «Уровень субъективного контроля», анкетирование. В качестве индекса успешности в учебной деятельности (УУД) мы рассматривали учебную успеваемость респондентов. Для обработки данных применялись методы математической статистики (нахождение среднего арифметического, сравнительный анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена и Пирсона). Статистическая обработка данных проводилась с помощью приложения Microsoft Excel for Microsoft Office XP.
Эмпирической базой исследования являлась выборка студентов (1 курс) социальнопедагогического колледжа г. Саратова (n=70); возраст респондентов - 17 лет.
Обратимся к рассмотрению общих характеристик потребности в достижении у студентов колледжа. У 18% наблюдается низкий уровень мотивации достижения, для них характерны проявление неуверенности в себе, игнорирование возможности добиться успеха, стремление избегать задач, которые они не могут решить с первой попытки. Средней уровень мотивации достижения отмечается у 52% испытуемых, высокий уровень мотивации продемонстрировали 30% респондентов. Индекс успешности в учебной деятельности (УУД) соответствует 4,42 (средний балл успеваемости).
Таким образом, в исследуемой выборке наблюдается преобладание студентов со средним и высоким уровнем мотивации достижения. Вероятно, возможность получения бесплатного профессионального обучения в колледже обусловливает значительное количество студентов с доминирующим мотивом успеха. Следует отметить, что среди испытуемых (как показали результаты анкетирования) большинство - студенты, не поступившие в вузы.
Анализ социально-психологических характеристик личности студентов колледжа свидетельствует о том, что показатели таких свойств, как: готовность к сотрудничеству (А), уровень интеллектуального развития фактор (В), аналитичность мышления фактор (00, обязательность (О), высокая нормативность поведения (О) имеют наибольшую выраженность. Наименьшую выраженность имеют свойства независимость ^2) и эмоциональная стабильность (I). Сравнительный анализ по 1-критерию Стьюдента показал достоверность различий (р < 0,05). Иначе говоря, на фоне эмоциональной неустойчивости молодые люди демонстрируют конформное поведение, сомнения и неуверенность. В то же время наблюдаются достаточно высокий уровень академического интеллекта и обучаемости, отсутствие трудностей в усвоении нового, стремление к установлению новых контактов, сдержанность в проявлении собственного мнения. Одним из необходимых условий достижения поставленных целей является способность личности к принятию ответственности.
Обратимся к результатам исследования уровня субъективного контроля (локализации ответственности - интернальный / экс-тернальный) у студентов колледжа. Наи-больщую выраженность в исследуемой выборке имеют показатели интернальности в сфере достижения (6,82), интернальности в сфере межличностных взаимодействий (6,8) и в сфере производственных отношений (6). Наименьшую представленность имеют такие показатели, как интернальность в сфере неудач (2,46), интернальность в сфере здоровья (4,2). Сравнительный анализ по 1-критерию Стьюдента подтвердил достоверность различий (р < 0,05). Общий показатель интерналь-ности соответствует 25,88. Иначе говоря, по
мнению студентов, успехи в учебной деятельности, в сфере межличностных отношений являются результатом собственных усилий. Однако в своих неудачах молодые люди склонны винить окружающих или считать их результатом невезения.
В целях более глубокого изучения факторов, влияющих на мотивацию достижения, мы выделили группы испытуемых, отличающихся крайними типами мотивации -
стремлением к успеху и избеганием неудачи. Основанием для выделения групп послужили средние данные, полученные по тест-опроснику А. Мехрабиана. Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента подтвердил достоверность различий.
Обратимся к средним показателям социально-психологических свойств личности в зависимости от типа мотивации (табл.!).
Таблица 1
Соотношение показателей социально-психологических свойств личности в зависимости от типа мотивации
Наименование признака / Тип мотивации Стремление к успеху Избегание неудачи t-St
М 8 M 8
Адекватность самооценки (МЭ) 4,16 i,85 4,9 2,28 G,8i
Готовность к сотрудничеству (А) б,33 2,3 6,9 1,44 G,69
Хороший уровень интеллектуального развития (В) 7,4 i 1,37 7 1,49 G,67
Эмоциональная устойчивость (С) 5,58 2,G6 5,4 i,83 G,2i
Доминантность (Е) 7,25 2,22 6,3 2,4 G,95
Серьёзность (Б) 5,41 2,71 6,6 1,26 i,33
Высокая нормативность поведения (О) 7,41 2,G6 5,3 2,31 2,63*
Уверенность в себе (Н) 3,33 1,61 5,3 1,33 i,63*
Эмоциональная стабильность (I) 4,66 1,82 3,7 2 i,i6
Откровенность и доверчивость в общении (Ь) 4,91 1,83 7,3 1,88 2,94*
Уравновешенность (М) 4,G8 i,92 б,2 i,13 3,12*
Проницательность (Ы) 6,33 2,Gi 7,3 2,54 G,96
Обязательность (О) 8 2,42 6,33 1,76 i,85*
Аналитичность мышления 5 2,25 3,6 i,57 i ,69*
Независимость ^2) 3,9 i 2,19 4,7 1,25 i,G4
Организованность ^3) 6,G8 і,зі б,i 1,79 G,G2
Напряжённость ^4) 5 2,G8 б G,8i i,49
* р < 0,05.
Как видно из табл. 1, в выборке студентов с выраженной мотивацией успеха обнаружена большая представленность таких показателей как высокая нормативность поведения, обязательность, аналитичность мышления и меньшая представленность следующих - откровенность и доверчивость в общении, уверенность в себе, уравновешенность на достоверно значимом уровне. Иначе говоря, данная категория студентов демонстрирует достаточно высокий уровень сформи-рованности стандартов поведения, деловой направленности, интеллектуальной активности на фоне проявления тревоги, беспокойства и неуверенности. Полагаем, что проявление этих черт свидетельствует о значимости достижения поставленных целей. Отмечается
62
также некоторая сдержанность в общении. Для лиц, мотивированных избеганием неудачи, свойственна некоторая ригидность мышления. Кроме того, наблюдаются проявление неуверенности, необходимость в поддержке окружающих.
Следует отметить, что в выборке студентов с выраженной мотивацией достижения индекс учебной успешности соответствует 4,75, в то время как у студентов с выраженной мотивацией избегания неудачи - 4,15.
Результаты корреляционного анализа (по Пирсону), проведенного между индексом мотивации достижения и показателями социально-психологических свойств, позволили выявить достоверно значимые связи (табл. 2).
Научный отдеп
Таблица 2
Корреляционные связи (г) между индексом мотивации достижения и показателями социально-психологических свойств личности с высоким/низким уровнем мотивации достижения
Тип мотивации Факторы личности по Р. Кеттеллу
МЭ А В С Е Б О Н I Ь М N О Ql Q2 Qз Q4
Стремление к успеху -0,107 0,139 -0,180 -0,118 0,382* 0,085 0,378* -0,408* -0,358* 0,129 0,180 0,156 0,109 0,371* -0,034 -0,053 0,140
Избегание неудачи -0,116 -0,134 -0,382* 0,251 0,105 -0,383* -0,359* 0,121 -0,141 -0,477* -0,117 -0,028 -0,392* -0,174 -0,173 -0,142 0,103
* р < 0,05.
Из табл. 2 видно, что в выборке с высоким уровнем мотивации достижения обнаружены достоверно значимые связи между мотивом успеха и факторами А (готовность к сотрудничеству), Е (доминантность), О (высокая нормативность поведения), Н (уверенность в себе) (отрицательно), I эмоциональная стабильность (отрицательно), Q4 (напряжённость), Q1 (аналитичность мышления). Иными словами, восокомотивированные студенты демонстрируют интеллектуальную активность, высокий уровень обучаемости, способность мобилизоваться, умение расставлять приоритеты, при этом наблюдаются готовность к коллективной деятельности и независимость в суждениях.
В выборке с низким уровнем мотивации достижения обнаружены достоверно значимые связи между мотивом избегания неудач и фактором Ь (подозрительность), В (хоро-
ший уровень интеллектуального развития) (отрицательно), Б (серьёзность) (отрицательно), О (высокая нормативность поведения) (отрицательно), О (обязательность) (отрицательно). Это означает, что представители с низким уровнем мотивации достижения ко всем подходят с предубеждениями, настороженно. Кроме того, проявление поверхностного отношения, отсутствие деловой направленности, способности к анализу и прогнозированию свойственны лицам, мотивированным избеганием неудачи.
Обратимся к результатам корреляционного анализа (по Пирсону), проведенного между индексом успешности в учебной деятельности и показателями социально-психологических свойств студентов, мотивированных стремлением к успеху (табл. 3). Индекс успешности в учебной деятельности соответствует 4,75.
Таблица 3
Корреляционные связи (г) между индексом успешности в учебной деятельности (УУД) и показателями социально-психологических свойств лиц, мотивированных стремлением к успеху
Факторы личности по Р. Кеттеллу
УУД МЭ А В С Е Б О Н I Ь М N О Ql Q2 Qз Q4
-0,107 0,349* -0,100 0,358* 0,142 0,035 0,378* -0,368* 0,348* 0,129 0,180 0,206 0,109 0,371* -0,034 -0,353* 0,353*
* р < 0,05.
Как видно из табл. 3, в выборке студентов с мотивацией стремления к успеху обнаружены достоверно значимые связи между индексом успешности в учебной деятельности и такими свойствами, как готовность к сотрудничеству (А), эмоциональная неустойчивость (С), высокая нормативность поведения (О), эмоциональная стабильность (I) (отрицательно), уверенность в себе (Н) (отрицательно), аналитичность мышления ^0, организованность ^3). Иначе говоря, успеш-
ность в учебной деятельности достигается за счет проявления дисциплинированности, умения мобилизоваться, стремления к совместной деятельности, а также способности к обучаемости. Кроме того, неудовлетворенность своими результатами сопровождается переживаниями на эмоциональном уровне.
Обратимся к результатам корреляционного анализа (по Пирсону), проведенного между индексом успешности в учебной деятельности и показателями социально-психо-
логических свойств студентов, мотивированных к избеганию неудачи. Индекс успешности в учебной деятельности соответствует 4,17 (табл. 4), её данные свидетельствуют, что в выборке с мотивацией избегания неудачи обнаружены достоверно значимые связи между индексом успешности в учебной
деятельности и такими свойствами, как адекватность самооценки (МБ) (отрицательно), откровенность и готовность к сотрудничеству (А), нормативность поведения (О) (отрицательно), обязательность (О), доверчивость в общении (Ь) (отрицательно).
Таблица 4
Корреляционные связи (г) между индексом успешности в учебной деятельности (УУД) и показателями социально-психологических свойств лиц, мотивированных стремлением к избеганию неудач
Факторы личности по Р. Кеттеллу
УУД МБ А В С Е Б О Н I Ь М N О д2 дз д4
-0,456* 0,364* -0,182 0,251 0,105 -0,283 -0,459* 0,131 -0,131 -0,467* -0,217 -0,128 -0,392* -0,171 -0,173 -0,142 0,103
* р < 0,05.
Другими словами, недостаточный уровень самооценки, неуверенность в себе, низкий уровень сформированности социальных стандартов поведения, деловой направленности, предвзятость, настороженность, небрежное отношение к своим обязанностям препятствуют достижению более высоких ре-
зультатов в учебной деятельности у студентов, мотивированных стремлением к избеганию неудачи.
Обратимся к рассмотрению средних показателей субъективного контроля в зависимости от типа мотивации (табл. 5).
Таблица5
Соотношение показателей субъективного контроля в зависимости от типа мотивации
Интернальность Стремление к успеху Избегание неудачи 1-81
М 8 М 8
Общая 28,25 5,27 21,4 5,54 3,79*
В сфере достижения 8,66 1,49 5,9 2,42 2,26*
В сфере неудач 6,8 2,73 7,4 1,07 0,46
В сфере семейных отношений 6 2 5,9 1,44 0,13
В сфере производственных отношений 7,91 0,9 5,2 1,39 2,54*
В сфере межличностных взаимодействий 2,86 1,19 2,1 0,63 1,57**
В сфере здоровья 2,41 0,79 2,7 1,15 0,65
* р < 0,05.
Как явствует из табл. 5, в выборке высокомотивированных студентов обнаружена большая выраженность таких показателей, как общая интернальность, интернальность достижений, интернальность производственных отношений, интернальность межличностных взаимодействий, нежели в выборке низкомотивированных студентов. В отличие от респондентов с выраженной мотивацией избегания неудачи, в выборке студентов с выраженной мотивацией достижения успеха наблюдается способность самостоятельно, без ожидания поддержки окружающих дос-
64
тигать поставленных целей в учебной деятельности. Кроме того, наблюдается проявление способности активно формировать свой круг общения. Следует отметить, что в выборке низкомотивированных студентов переживание неудачи сопровождается самообвинением.
Результаты корреляционного анализа (по Пирсону), проведенного между индексом успешности в учебной деятельности (УУД) и показателями субъективного контроля, позволили выявить достоверно значимые связи в исследуемых выборках (табл. 6).
Научный отдел
Таблица 6
Корреляционные связи (г) между индексом успешности в учебной деятельности (УУД) и показателями субъективного контроля в зависимости от типа мотивации
Интернальность Стремление к успеху Избегание неудачи
УУД УУД
Общая 0,392* -0,352*
В сфере достижения 0,351* 0,122
В сфере неудач -0,355* 0,292*
В сфере семейных отношений 0,122 0,222
В сфере производственных отношений 0,292* 0,122
В сфере межличностных взаимодействий 0,349* 0,367*
В сфере здоровья 0,132 0,122
* р < 0,05.
Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что в выборке испытуемых с выраженным мотивом успеха достоверно значимые связи обнаружены между индексом успешности в учебной деятельности и показателями - общая интернальность (0,392), интернальность достижений (0,351), интернальность в сфере производственных отношений (0,292), ин-тернальность в сфере межличностных взаимодействий (0,349). Данный факт свидетельствует о том, что чувство долга перед близкими, способность к самоконтролю являются условиями достижения успехов в учебной деятельности. В целом респонденты более склонны нести ответственность за достижения и менее - за неудачи.
В выборке респондентов с выраженным мотивом избегания неудачи достоверно значимые связи обнаружены между индексом успешности в учебной деятельности и показателями - общая интернальность (-0,352), интернальность в сфере неудач (0,292), ин-тернальность в сфере межличностных взаимодействий (0,367). Это свидетельствует о том, что достижение успехов в учебной деятельности сопровождается осознанием неприятностей, неодобрения со стороны сокурсников, преподавателей, родителей, которые могут возникнуть в случае отсутствия
высокого результата. Иначе говоря, студенты с выраженным мотивом избегания неудачи нуждаются в поддержке, одобрении, контроле со стороны окружающих.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
социально-психологическими детерминантами мотивации достижения успеха в учебной деятельности являются достаточно высокий уровень сформированности стандартов поведения, деловой направленности, способность к саморегуляции, интеллектуальная активность, умение мобилизоваться; неудовлетворенность своими результатами усиливает мотивацию достижения; кроме того, интернальность в сфере достижений является фактором, детерминирующим мотивацию достижения;
социально-психологическими детерминантами мотивации избегания неудачи в учебной деятельности являются ригидность мышления, низкий уровень самоконтроля, проявление поверхностного отношения, предвзятость, настороженность; экстерналь-ность межличностных взаимодействий является фактором, детерминирующим мотивацию избегания неудачи.