Научная статья на тему 'Социально-психологический климат ученической группы и проблема образовательной депривации'

Социально-психологический климат ученической группы и проблема образовательной депривации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / УЧЕНИЧЕСКАЯ ГРУППА / STUDENT GROUP / ДЕПРИВАЦИЯ / DEPRIVATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / AXIOLOGICAL RELATIONS OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабурова Ирина Васильевна

В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологического климата в ученической группе и проявлений образовательной депривации учащихся; приводятся результаты изучения характера психологического климата в школах с использованием методик А.Н.Лутошкина, Ф.Фидлера, Ю.Ханина; обозначаются пути совершенствования социально-психологического климата в группе детей, связанные с формированием системы ценностных отношений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабурова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problem of the interaction of psychological climate in a student group and the manifestations of educational deprivation of schoolchildren. One can find the results of the study of the nature of psychological climate in schools based on the techniques of A. Lutoshkin, F. Fidler, J. Hanin. The research points out the ways of improving psychological climate in a student group that are connected with the formation of the system of axiological relations of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический климат ученической группы и проблема образовательной депривации»

95-102.

3. Афтимичук, О.Е. Ритм общения в структуре коммуникативной дидактической деятельности учителя физической культуры и методика его формирования. В кн.: Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры. Монография / Под обш. ред. Т. Т. Ротерс. - Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ им. Т. Шевченко», 2013. - С. 317-365. (404 с.)

4. Данаил, С.Н. Современные проблемы физкультурного образования в контексте разработок теории деятельности и личности // §tiinta culturii fizice. Chisinäu: USEFS, 2006. - Nr. 4. - Р. 79-89.

5. Евженко, Н. Значимость ритмичности в системе обучения двигательным действиям юных ватерполюток // Молода спортивна наука Украши: зб. наук. праць з галузi фiзичного виховання, спорту i здоров'я людини. Вип. 17: у 4-х т. - Львов: ЛДУФК, 2013. - Т. 1. - С. 62-66.

6. Крайждан, О.М., Афтимичук О.Е. Воспитание координационных способностей в художественной гимнастике: Монография. - Кишинев: Valinex, 2015. - 195 с.

7. Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Проблема ритма в структурной организации двигательного действия борцов // Система профессиональной подготовки в спортивных единоборствах: Матер. VIII междунар. науч.-практ.

конф. - М.: РГУФКСиТ, 2008. - С. 88-94.

8. Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Интенсификация учебно-тренировочного процесса дзюдоистов средствами ритмического воспитания и музыки: Монография. - Кишинев: Б.и., 2015 (Tipogr. «Valinex SRL»). - 170 p.

9. Aftimichuk O.E., Kuznetova Z.M. Rhythm importance in the system of professional pedagogical and sports training // Russian electronic scientific journal: Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2015. - № 2(35). - Р. 6-14.

10. Faur, M.-L., Aftimiciuc O. Ritmul ca baza in activitatea motricä a profesorului de educatie fizicä // Probleme actuale privind perfectionarea sistemului de invätämant in domeniul culturii fizice: Mater. conf. §tiint. jubiliare internat. - Chi§irnu: INEFS, 2001. - Р. 38-41.

11. Faur, M.-L., Aftimiciuc O., Danail S. Ritmul activitätii motrice in sistemul pregätirii profesionale pedagogice a profesorului de educatie fizicä: Monografia. - Chi§inäu: Valinex, 2014. - 151 р.

12. Gönczi-Raicu, M., Aftimiciuc, O., Danail, S. Competente de coordonare complexä in cadrul activitätii didactice integrative a profesorilor de educatie fizicä: Monografia. - Chi§inäu: Valinex, 2014. - 160 p.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Бабурова Ирина Васильевна

докт.пед.наук, доцент, профессор кафедры педагогики Смоленского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологического климата в ученической группе и проявлений образовательной депривации учащихся; приводятся результаты изучения характера психологического климата в школах с использованием методик А.Н.Лутошкина, Ф.Фидлера, Ю.Ханина; обозначаются пути совершенствования социально-психологического климата в группе детей, связанные с формированием системы ценностных отношений школьников.

ABSTRACT

The article focuses on the problem of the interaction of psychological climate in a student group and the manifestations of educational deprivation of schoolchildren. One can find the results of the study of the nature of psychological climate in schools based on the techniques of A. Lutoshkin, F. Fidler, J. Hanin. The research points out the ways of improving psychological climate in a student group that are connected with the formation of the system of axiological relations of schoolchildren.

Ключевые слова: социально-психологический климат, ученическая группа, депривация, ценностные отношения школьников.

Keywords: psychological climate, student group, deprivation, axiological relations of schoolchildren.

Социальные процессы последних десятилетий в нашей стране способствуют расширению полиэтничности образовательной среды, что существенно усложняет процесс организации благоприятных для всех учащихся условий, поскольку участники образовательного процесса являются носителями различных культур и систем ценностей. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение вопроса о путях создания таких социально-психологических условий, которые бы сводили к минимуму проявления образовательной депривации учащихся. В данной статье автором ставятся задачи: рассмотреть характер взаимосвязи таких феноменов, как социально-психологический климат группы и образовательная депривация учащихся, а также обозначить пути совершенствования социально-психологического

климата в полиэтнической ученической группе.

Одной из интегральных характеристик образовательной среды является, как известно, ее социально-психологический климат. Данный феномен представляет собой динамическое поле проявляемых членами группы отношений к человеку, группе, себе, делу и другим социальным ценностям, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие каждого члена этой группы, меру проявления личностного «Я», а следовательно, и весь ход личностного развития членов группы [1, с. 9 - 10]. Климат группы определяется, в первую очередь, характером проявляемых отношений к Человеку, но этим, разумеется, не исчерпывается. В структуру социально-психологического климата входит также отношение членов группы к вы-

полняемому делу, к самим себе, отношение к группе как целостному образованию, отношение членов группы к руководителю, а также отношение к важнейшим социальным ценностям.

В зависимости от характера складывающихся в группе школьников отношений можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате, либо неблагоприятном (тормозящем, препятствующем совместной деятельности и развитию личности) социально-психологическом климате. Неблагоприятный социально-психологический климат является одним из факторов образовательной депривации школьников, которая, в свою очередь, определяется специалистами как явление, возникающее в обстоятельствах жизнедеятельности обучающегося, когда он ограничивается или лишается возможности в удовлетворении ведущих потребностей в течение достаточно длительного времени, что существенным образом влияет на его образование [2, 60].

Влияние климата на возникновение явления образовательной депривации объясняется тем особым воздействием, которое оказывает климат группы на личность. Роль климата в развитии личности раскрывается в трудах видных отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Б.Д.Парыгина, А.Н.Лутошкина, рассматривавших роль эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка; В.Н.Мясищева, исследовавшего неврозы как болезненные изменения, вызванные непосредственно влиянием индивидуальных отношений и взаимоотношений людей; К.К.Платонова, изучавшего явление дидактогении и др. Исследования психологов позволили точнее очертить сферу влияния климата на развитие личности.

Так, например, установлено, что психическое состояние субъекта в группе непосредственно зависит от психологической атмосферы в ней, хотя влияния ее субъект может не осознавать. Применительно к школьной практике было зафиксировано такое явление, как дидактогения (впервые описано К.К.Платоновым в 1937 году). Данное состояние сопровождается «ухудшением настроения, иногда приводящим даже к заболеваниям, но всегда связанным со снижением дееспособности, вызванным резким или грубым словом педагога или руководителя» [6, 45]. В педагогике было выделено несколько форм дидактогений: состояние взвинченности, мания несправедливых обид и преследований, озлобленность, напускная, деланная беззаботность, безучастность и равнодушие, страх перед учителем, родителями, школой, кривлянье и паясничанье, ожесточенность.

Как отмечают медики и психологи, дидактогения может явиться причиной неврозов, социопатий. В основе невроза лежит так называемый невротический конфликт - нарушение значимых жизненных отношений личности. Исследуя причину неврозов личности, В. Н. Мясищев пришел к выводу, что область борьбы с ними - пограничная между педагогикой и медициной. Он отмечал также, что невроз представляет болезнь личности, причины которой кроются в той психологической атмосфере, в которую погружен человек: «Нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступают уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств» [4, 204].

Иллюстрациями данного положения могут служить

результаты целого ряда исследований, проведенных в последние десятилетия. Одно из них было реализовано Институтом системных исследований и социологии Международного университета [5, 27-35]. Базой исследования служили школы России из различных регионов, опросом было охвачено более 2,5 тысяч школьников и учителей. Исследователи пытались найти ответ на основной вопрос: «Насколько комфортна школьная микросреда для учителей и учеников?». Выводы, полученные в ходе исследования, были неутешительными: 65% школьников, участвовавших в опросе, отметили, что относятся к своей школе либо равно-душно-отстраненно, либо испытывают в школе постоянный дискомфорт; каждый второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации; между классами царит дух разобщенности, равнодушия и даже неприязни. Вывод исследователей был следующим: характер отношений в школе между главными субъектами учебно-воспитательного процесса скорее создает дискомфортные, чем комфортные условия.

Исследования локального характера, выполненные в данном направлении, обнаруживают аналогичные результаты. Л.Н.Бережнова (Санкт-Петербург) установила, что 19,4% опрошенных школьников чувствуют себя в школе некомфортно; 26,5% учащихся переживают конфликтные отношения с учителями; 31,1% опрошенных школьников боятся стать объектом насмешек. Исследователем было выдвинуто предположение, что одной из причин некомфортного состояния учащихся является угроза разрушения самоуважения. Самоуважение, по мнению школьников, разрушают «неуважение учителей» (77,6%), «низкая успеваемость» (28,8%), «оскорбления одноклассников» (52%) [2, 83].

Исследование, проведенное автором статьи в 2000-х годах в школах города Смоленска, обнаружило созвучие полученных результатов с данными, приведенными выше. Характер социально-психологического климата определялся в 43 классах различных школах города (всего в исследовании приняли участие 835 учащихся с 5 по 11 класс) с использованием биполярной шкалы оценки психологического климата, разработанной А.Н.Лутошкиным [7] и шкалы Ф.Фидлера, модифицированной Ю.Л.Ханиным [8]. Было выделено 5 уровней состояния психологического климата в ученических группах: благоприятный климат; умеренно благоприятный; противоречивый, неустойчивый климат; неблагоприятный климат. В результате исследования благоприятный психологический климат был зафиксирован лишь в 4% обследованных классов, умеренно благоприятный - в 22% ученических групп, неблагоприятный - в 16% школьных классов и в 58% детских объединений климат был определен как противоречивый, неустойчивый.

Аналогичные результаты получены в последние годы при обследовании школ в других городах России. Вывод коротко можно сформулировать следующим образом: состояние социально-психологического климата оказывает депри-вирующее воздействие на развитие личности школьников более чем в половине ученических групп.

Один из возможных путей предупреждения образовательной депривации автор статьи видит в целенаправленной работе педагогов по формированию ценностных отношений школьников. Данный вывод основывается на результатах экспериментального исследования, показавшего взаимосвязь и взаимовлияние таких явлений, как состояние климата ученической группы и характера господствующих в ней

ценностных отношений, образующих аксиосферу группы [1].

Учитывая полиэтничность современной образовательной среды, усилия педагогов необходимо направить, прежде всего, на формирование общечеловеческих ценностей, каковыми являются нравственные и экзистенциальные ценности. Если политические, религиозные, художественные ценности в определенном смысле разобщают людей, то нравственные и экзистенциальные служат их объединению [3], что особенно важно в ситуации совместной жизнедеятельности людей, принадлежащих к различным культурам, вероисповеданиям, приверженным различным традициям. Объединяющим началом могут и должны служить такие межличностные нравственные ценности, как добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие и др., а также личностно-коллективные нравственные ценности - патриотизм, единство, общность, сплоченность, взаимовыручка и др. Усилия педагогов по совершенствованию аксиосферы ученической группы неизбежно приведут к изменению в благоприятном направлении состояния ее психологического климата и, тем самым, будут способствовать предупреждению образовательной депривации.

Список литературы:

1. Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

2. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. СПб.: РГПУ, 2000. - 350 с.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. -357 с.

5. Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. Аналитическая записка по результатам республиканского социологического исследования // Народное образование. 1993. № 7 - 8. - С. 27-35.

6. Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе // Среднее специальное образование. 1977. № 2. - С. 45-47.

7. Социально-психологический климат коллектива. М., 1979. - С.171-173.

8. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.