4. F.Sadigov, Pedagogy. Baku, Baku Business University 5. V.A.Sukhomlinsky, "Birth of the citizen". Baku, publication house, 2006, p.556. Maarif, 1975, p.364
ВОСПИТАНИЕ РИТМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
к»
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Афтимичук Ольга Евгеньевна,
доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова, Кишинев
THE EDUCATION OF RHYTHM OF THE PROFESSIONAL MOTOR ACTIVITY AS A BASIS FOR THE FORMATION PSYCHOMOTOR COMPETENCE OF THE
TEACHER OF PHYSICAL CULTURE
Aftimichuk Olga,
Doctor of pedagogical sciences, professor, State University of Physical Education and Sports of the Republic of Moldova, Kishinev
АННОТАЦИЯ
Анализ изысканий проблемы профессиональной деятельности учителя показывает, что двигательная дидактическая деятельность является базовой. Данному вопросу посвящен широчайший круг исследований, но, наряду с этим, проблеме ритмического компонента в структуре исследуемой деятельности учителя (как системно-образующего любого вида человеческой деятельности), не уделено достаточного внимания. Особенно это актуально для преподавателя по физической культуре, деятельность которого предполагает широкий арсенал двигательных компетенций по видам спорта, входящих в учебные программы по физической культуре, где ритм является основополагающим фактором.
В работе обосновано внедрение курса методических разработок по формированию знаний и умений ритма двигательной дидактической деятельности в учебный план подготовки будущих учителей физической культуры.
ABSTRACT
Analysis of the research problems of professional activity of the teacher shows that motor didactic activity is leading. This issue is dedicated to the broadest range of research, but, along with it, the problem of rhythmic component in the study activity of the teacher (as a system-forming any kind of human activity), not given sufficient attention. Especially it is actual for teachers of physical culture, whose activities suggests a wide arsenal of motor competence on kinds of sport, included in the educational program at physical culture, where the rhythm is a fundamental factor.
In this paper was substantiated the introduction of the course methodical developments at formation knowledge and rhythm skills of motor didactic activity in syllabus for training future teachers of physical culture.
Ключевые слова: дидактическое общение; будущие учителя физической культуры; ритм.
Keywords: didactic communion; future teachers of physical culture; rhythm.
В структуре деятельности учителя физической культуры на уроке, как и в профессиональной деятельности спортивного тренера, выделяют гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и двигательный компоненты. Последний компонент акцентирует наше внимание, поскольку именно он демонстрирует специфику деятельности специалиста физической культуры. И здесь имеет место говорить о двигательных компетенциях будущих учителей/тренеров, заключающихся в технике выполнения упражнений преподавателем по физической культуре или двигательных элементов соревновательных упражнений тренером. Правильный показ упражнений определяет эффективность учебно-воспитательного процесса. И поскольку демонстрация упражнений занимающимся требует большой физической силы, гибкости, быстроты реакции, специалисту по физической культуре необходимо в особой степени обладать психомоторными компетенциями.
На сегодняшний день категория психомоторики представлена почти во всех образовательных областях. Особое место она занимает в системе профессиональной подготовки физического воспитания и спорта. Все предъявленные классы психомоторики согласуются с деятельностью преподавателя/тренера. И с этих позиций все психомоторные компетенции можно продифференцировать в следующие группы:
1 - специально-двигательные способности [8, 10]: силовые способности, гибкость, быстрота, выносливость;
2 - специализированные восприятия [2, 5, 6, 8, 11]: чувства ритма, темпа, времени, равновесия, пространства, предмета/объекта, партнера, соперника;
3 - реакции [6, 7]: на движущийся предмет/объект, звук, свет;
4 - координационные способности [3, 8, 11, 12]: двигательная координация, слухо-двигательная, зрительно-двига-
тельная, рече-двигательная, интегративная (слухо-рече-зри-тельно-двигательная).
На сегодняшний день анализ научной и учебно-методической литературы, а также документальных материалов учебных дисциплин, позволил выделить базовый курс, способствующий формированию психомоторных компетенций у студентов институтов физической культуры, коим является «Музыкально-ритмическое воспитание». Данная дисциплина для этого обладает широким потенциалом возможностей.
Основными задачами курса являются воспитание чувства ритма с последующим формированием, на его основе, ритма двигательной деятельности, имеющего свое выражение в психомоторных компетенциях комплексного (интегра-тивного) плана. Для этого дисциплина «Музыкально-ритмическое воспитание» использует средства из различных областей физической! культуры и искусства: базоваягимна-стика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика, танец, музыка.
Все представленные средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретанного в процессе уроаа навыва [1]. Программа дисциплины «Музыкально-ритмическое воспитание» построена так, чтобы осуществлялся положительный перенос навыков: каждый предыдущий приобретенный навык должен иметь своу отражение в каждом последующем с тем, чтобы, в конечном итоге, сформировать психо-моторнуекомпетенции дидактической деятельности специалиста по физической культуре.
Данное положение явилось отоованием для исследования проблемы формирования ритма двигательной дидактической деятелуности в целяи воспитания психомоторных компетенций у будущих преподавателей физической культуры. Исс ледование оьуществлялось на базах Госадар-ственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова и Факультета Иизическо го воспитания и спорта (ФФВС) Западного университета г. Тимишоара в Румынии.
В рамках предварительного, констатирующего, этапа исследования проводилось установление теоретико-эмпирических задач формирования профессиональных компетенций (гностических и операциональных: по С.Н. Данаилу [4]) ритма двигательной деятельности, необходимых будущим учителям физической культуры для проведения урока.
Результаты социологического опроса и педагогических наблюдений, позволили внедрить в учебный план первого курса (I и II семестры) ФФВС (Румыния) дисциплину Му-зыкально-ритмичеспок аоспитание, содержание которой направлено на углубленное формирование ритма двигательной аеятельности, являющегося основой для воспитания психомоторных способностей [9]. Были пересмотрены учебные программы таких дисциплин, как Гимнастика, Легкая атлетика, Гандбол, Волейбол, Плавание, на предмет включения специализированных заукний, способствующих улучшению формирования ритма двигательной деятельности - студентов первогокурса.
В этот же период была разработана программа специа-лазированного курса «Методику формирования ритму двигательной деятельности у студентов ФФВС» и методология ее применения; определены критерии педагогического ко н-троля; зарегистрированы показатели ритма двигательной деятельности.
В последующем периоде данного этапа был осуществлен констатирующий тксперимент, в рамках которого была выявлены положительные эффекты применения программы дисцинлины «Музыкально-ритмичесное воспитанив» путем проведения тестирования психомоторных способностей.
На формирующем этипе эосперимента осуществлялась реализация разработанной программы специализирован-ново курса со студентами первого года обученая: энспери-ментальная группа (ф = 49) и контрольная группа (ф = 42), которые были проаестированы по лледующим аараметрам: музыкальный слух, чувство ритма, слуховая, зрительная и двигательная память, двигательная координация (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели параметров двигательной деятельности студентов первого курса контрольной и экспериментальной групп
Пауамеуры (балл) Группа Хи ± т д ¿и Р„ Хк ± т д ¿к Рк
Пнмята крителкная К 9,4±0,32 2,06 1,31 > 0,05 11,5±0,25 1,60 5,33 < 0,001
Э 9,9±0,23 1,56 13,1±0,16 1,11
млухжвая К 14,7±0,43 2,75 0,18 > 0,05 15,4±0,4 2,52 4,4 < 0,001
Э 14,8±0,38 2,67 17,6±0,32 2,23
двигателкная К 5,8±0,14 0,94 1,36 > 0,05 6,4±0,11 0,69 9,16 < 0,001
Э 5,5±0,16 1,11 7,5±0,06 0,45
Двигнтялааня коордианчия К 13,4±0,46 2,98 0,32 > 0,05 13,6±0,39 2,52 8,0 < 0,001
Э 13,2±0,46 3,34 17,6±0,32 2,23
Чувство ритмн К 7,07±0,18 1,14 1,5 > 0,05 7,6±0,18 1,14 7,27 < 0,001
Э 7,4±0,16 1,11 9,2±0,13 0,89
ф = 91= = 89) при р < 0,05, 3 = 1.987; р < 0,01, I = 2.632; р < 0,001, I = 3.400
Обозначения: К - контрольная группа; Э - экспериментаяьная группа; и - исходное тестирование; к - коньчное тестирование.
Студенты экспериментальной группы обучались в рамках разработанных методических рекомендаций по формированию двигательного ритма, что должно было прослеживаться по всем учебным дисциплинам. Контрольная группа студентов обучалась согласно традиционному учебному плану.
По окончаиию экслеримента быоо проведено повторное тестирование выше названных параметров (табл. 1).
Как видим, у обеих исследуемых групп по истечению эксперимента произошли позитивные изменения по всем
Параметры двигательной
параметрам. Однако, уровень сформированных умений у студентов контрольной группы значительно ниже относительно показателей студентов экспериментальной группы, что подтверждает уровень статистической достоверности (р < 0,001) конечныхданныт.
Для верификации полученных результатов было осуществлено тестирование данных параметров у исследуемых студентов через два года обучения, на 3 курсе, после прохождения ими педагогической практики (табл.2).
Таблица 2.
ятельности студентов 3 курса
Параметры (балл) Группа X ± т 5 t Р
Память аритольная К 12,1 =Я 0,25 1,60 е,0 <0,0Я1
Э 13,5 ± 0,15 1,11
слуховая К 16,0 ± 0,35 2,29 5,23 < 0,001
Э 18,2 ± 0,25 1,78
двигательная К 6,7+0,07 0,45 12,5 < 0,001
Э 7,7 + 0,03 0,22
Двигательная координация К 14,9 + 0,35 2,29 9,73 а 0,001
р 18,6+0,16 1,11
Чувство ритма К 7,2 + 0,19 1,34 6,66 < 0,001
Э 8,8 +0,13 0,89
п = 9Щ = 89) прир< 0,0 5,1 = 1.987; р < 0,01Д = 2.632;р < 0,001, <= 3.400 Обозначения: 1С - контрольная группа; Э - экспериментальная группа
Сравнивая показатели студентов исследуемых групп на первом и третьем курсах (табл. 1, 2), констатируем, что из всех параметров только результаты чувства ритма демонстрирует некоторое понижение в обеих группах. Хотя отно-сителкно друг друга, энспериментальная группа по своим показателям превосходит студентов контрольной группы на уровне статистической достоверности р < 0,001.
Полученные данные можно прокомментировать таким образом, что вероятно тему ритма необиодимо прослеживать на протяжении всего периода обучения в вузе. При этом консталфуем, что суормированное чувство ритма на начальном этапе исследование позволило превосходить студентам экспериментааьной группы контрольную группу и после окончания эксперимента.
Анализ результатов исследования подаверждаео тот факн, что специализированный курс, а также программа методи-
И
Экспериментиальная группа
Контрольная группа
15
0 5 10 15 20
ческих разработок по формированию двигательного ритма, способствовали совершенствованию учебно-воспитатель-няго процесса студентов первого годв обучекия с точки зрения двигательной деятельности, проявляемой в двигательной координации и ее сущностной катеаории ритм.
Для этого была разработана двигательная комбинация на 32 счета, аотораа позволяла оценить как компеексную координацию, так и ритм ее выполнения. Комбинация включала имитацию стилей в плавании, метаний в легкой атлетике, подач в спортивных играх, прыжков с разбега, т.е. движе-ним хараитерных для изучаемых спортивных дисциплин, и исполнялась в неизменном темпе - 120 уд/мин, что поддерживалось метрономом Менцеля. Оценивание выполнения данной комбинации представлено на рисунке 1.
Оценка □ 10
□ 9,7
□ 9,4
□ 9
□ 8,8
□ 8,4
□ 8,1
□ 7,8
□ 7,5
□ 7,2
10
25
30
35
40
45
50
К-во субъектов
Рисунок 1. Динамика полученных оценок за выполнениетеста комплексной координации
б
6
4
5
3
В целях выявления уровня сформированных двигательных компетенций студентам, участвующим в исследовании, было предложено спроектировать похожую комбинацию на 32 счета с включением в ее структуру элементов междисциплинарного характера с последующим ее моделировани-
ем Разработанные студентами комбинации были оценены группой экспертов, состоящей из ведущего преподавателя и четырех ассистеатов. Резулстаты проведенного оценивания представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика полученных оценок за проектирование и моделированиекомбинации комплексной координации
Анализируя средние групповые оценки студентов за выполнение этих двух заданий, констатируем существенную разницу между коннрольной группой (= 8,57; = 8,20) и эаср периментально группой ( = 9,20; = 9,00). Средняя величина групповых оеенок указывает нл хорошее усвоение умений комплексной координации.
Для подтверждения эффективности реализованной программы была осуществлена корреляция между оценками по спортивным дисциплинам по оавершении эасперхмента и параметрами психомоторных способностей, что отражено в таблице 3.
Таблица 3.
Корреляционные значения специализированных дисциплин и параметров профессиональных способностей студентов экспериментальной группы (конечное тестирование: п = 49)
ПАРАМЕТРЫ Гимнастика Легкая атлетика Гандбол Волейбол МРВ
r p r p r p r p е p
Зрительная память 0,72 < 0,01 0,62 < 0,01 0,61 < 0,01 0,68 < 0,01 0,58 < 0,01
Слуховая память 0,61 <0,01 0,73 <0,01 0,65 <а 0,0Н 0,68 < 0,0Г 0,66 ,0,01
Двигательная память 0,83 <0,01 0,76 < 0,0И -,72 <0,0е 0,74 <0,01 0,71 < 0,01
Двигательная координация 0,77 < 0,01 0,65 < 0,01 0,82 < 0,01 0,85 < 0,01 0,84 < 0,01
Чурство ритма 0,72 < 0,01 0,64 < 0,01 0,73 < 0,01 0,69 < 0,01 0,68 < 0,01
Здесь мы наблюдаем 13 тесных связей (г = 0,71-0,85), а также 12 средних связей (г = 0,58-0,69). В сравнении с исходными корр еляционными значениями количество тесных связей возросло в 2,17 раза. Особо можно отметить такие дисциплины, как Гимнастика, где к одной тесной связи (г = 0,77 - двигательная координация) добавилось еще три (г = 0,72 - зрительная память; г = 0,83 - двигательная память; г = 0,72 - чувство ритма), а также Легкая атлетика, не имевшая ни одной тесной связи на исходном тестировании, но которая приобрела после окончания педагогического эксперимента две тесные связи (г = 0,76 - двигательная память; г = 0,73 - слуховая память), где последняя связь первоначально была на уровне умеренной.
Данные результаты позволяют утверждать эффективность разработанной программы по целенаправленному формированию ритма двигательной деятельности у студентов. Наличие тесных и средних корреляционных связей
между исследуемыми категориями говорит о возможности процесса переноса навыка в рамках специализированного курса и спортивных дисциплин, где ритм является основой для построения любой двигательной деятельности.
Список литературы:
1. Афтимичук, О. Проблема формирования интегра-тивных координационных качеснв в рамках дисциплины „Музыкально-ритмическое воспитание" // Buletin §tiintific. Seria: Educatia fizicä çi sport. Vol. I: Simpoz. Internat.: Educatia prie Sj>ort. - Piteçti: Univ. din Piteçti, 2005. - Nr.9/1. - Р. 217220.
2. Афтимичук, O.E. Координационная подготовка тренера по оздоровительной аэробике // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Науч. тр. XVI-ой Междунар. науч.-практ. конгресс-конф., пос. Навомихайловкий. - Ростов-на-Дону, 2013. - Т. II. - С.
95-102.
3. Афтимичук, О.Е. Ритм общения в структуре коммуникативной дидактической деятельности учителя физической культуры и методика его формирования. В кн.: Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры. Монография / Под обш. ред. Т. Т. Ротерс. - Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ им. Т. Шевченко», 2013. - С. 317-365. (404 с.)
4. Данаил, С.Н. Современные проблемы физкультурного образования в контексте разработок теории деятельности и личности // §tiinta culturii fizice. Chisinäu: USEFS, 2006. - Nr. 4. - Р. 79-89.
5. Евженко, Н. Значимость ритмичности в системе обучения двигательным действиям юных ватерполюток // Молода спортивна наука Украши: зб. наук. праць з галузi фiзичного виховання, спорту i здоров'я людини. Вип. 17: у 4-х т. - Львов: ЛДУФК, 2013. - Т. 1. - С. 62-66.
6. Крайждан, О.М., Афтимичук О.Е. Воспитание координационных способностей в художественной гимнастике: Монография. - Кишинев: Valinex, 2015. - 195 с.
7. Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Проблема ритма в структурной организации двигательного действия борцов // Система профессиональной подготовки в спортивных единоборствах: Матер. VIII междунар. науч.-практ.
конф. - М.: РГУФКСиТ, 2008. - С. 88-94.
8. Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Интенсификация учебно-тренировочного процесса дзюдоистов средствами ритмического воспитания и музыки: Монография. - Кишинев: Б.и., 2015 (Tipogr. «Valinex SRL»). - 170 p.
9. Aftimichuk O.E., Kuznetova Z.M. Rhythm importance in the system of professional pedagogical and sports training // Russian electronic scientific journal: Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2015. - № 2(35). - Р. 6-14.
10. Faur, M.-L., Aftimiciuc O. Ritmul ca baza in activitatea motricä a profesorului de educatie fizicä // Probleme actuale privind perfectionarea sistemului de invätämant in domeniul culturii fizice: Mater. conf. §tiint. jubiliare internat. - Chi§inau: INEFS, 2001. - Р. 38-41.
11. Faur, M.-L., Aftimiciuc O., Danail S. Ritmul activitätii motrice in sistemul pregätirii profesionale pedagogice a profesorului de educatie fizicä: Monografia. - Chi§inäu: Valinex, 2014. - 151 р.
12. Gönczi-Raicu, M., Aftimiciuc, O., Danail, S. Competente de coordonare complexä in cadrul activitätii didactice integrative a profesorilor de educatie fizicä: Monografia. - Chi§inäu: Valinex, 2014. - 160 p.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
Бабурова Ирина Васильевна
докт.пед.наук, доцент, профессор кафедры педагогики Смоленского государственного университета
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологического климата в ученической группе и проявлений образовательной депривации учащихся; приводятся результаты изучения характера психологического климата в школах с использованием методик А.Н.Лутошкина, Ф.Фидлера, Ю.Ханина; обозначаются пути совершенствования социально-психологического климата в группе детей, связанные с формированием системы ценностных отношений школьников.
ABSTRACT
The article focuses on the problem of the interaction of psychological climate in a student group and the manifestations of educational deprivation of schoolchildren. One can find the results of the study of the nature of psychological climate in schools based on the techniques of A. Lutoshkin, F. Fidler, J. Hanin. The research points out the ways of improving psychological climate in a student group that are connected with the formation of the system of axiological relations of schoolchildren.
Ключевые слова: социально-психологический климат, ученическая группа, депривация, ценностные отношения школьников.
Keywords: psychological climate, student group, deprivation, axiological relations of schoolchildren.
Социальные процессы последних десятилетий в нашей стране способствуют расширению полиэтничности образовательной среды, что существенно усложняет процесс организации благоприятных для всех учащихся условий, поскольку участники образовательного процесса являются носителями различных культур и систем ценностей. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение вопроса о путях создания таких социально-психологических условий, которые бы сводили к минимуму проявления образовательной депривации учащихся. В данной статье автором ставятся задачи: рассмотреть характер взаимосвязи таких феноменов, как социально-психологический климат группы и образовательная депривация учащихся, а также обозначить пути совершенствования социально-психологического
климата в полиэтнической ученической группе.
Одной из интегральных характеристик образовательной среды является, как известно, ее социально-психологический климат. Данный феномен представляет собой динамическое поле проявляемых членами группы отношений к человеку, группе, себе, делу и другим социальным ценностям, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие каждого члена этой группы, меру проявления личностного «Я», а следовательно, и весь ход личностного развития членов группы [1, с. 9 - 10]. Климат группы определяется, в первую очередь, характером проявляемых отношений к Человеку, но этим, разумеется, не исчерпывается. В структуру социально-психологического климата входит также отношение членов группы к вы-