Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование программы поэтапного формирования умений дидактической деятельности у будущих преподавателей физической культуры'

Теоретическое обоснование программы поэтапного формирования умений дидактической деятельности у будущих преподавателей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIDACTIC ACTIVITY / УМЕНИЯ / SKILLS / КОМПЛЕКСНАЯ КООРДИНАЦИЯ / COMPLEX COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афтимичук Ольга Евгеньевна

В статье представлена система занятий с целью направленного педагогического воздействия на воспитание у студентов умений целостной дидактической деятельности, согласно разработанной программе поэтапного формирования комплексной координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афтимичук Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF STEP-BY-STEP’S PROGRAM FORMATION OF THE DIDACTIC ACTIVITY SKILLS OF THE FUTURE PHYSICAL CULTURE’S TEACHERS

In this work is presented the system of lessons with the aim of directed pedagogical influence on the upbringing of the students’ skills of integral didactic activity, in accordance with the developed program of step-by-step formation of complex coordination.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование программы поэтапного формирования умений дидактической деятельности у будущих преподавателей физической культуры»

ется, согласно исследованиям психологов (Д.Б.Богоявленская, И.А. Кибальченко, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова и др.), в постоянном усложнении структур познавательного опыта школьников при одновременном формировании их готовности к оперированию этими структурами. Представленный выше уровневый подход к пониманию динамики совершенствования познавательного опыта школьников в обучении создает основу для перспективной разработки содержательных и процессуальных аспектов технологий обучения, обладающих выраженным развивающим эффектом. Следует подчеркнуть, что ряд успешных результатов в этом отношении уже получен в рамках исследований, посвященных изучению педагогических возможностей различных дидактических средств в формировании познавательного опыта школьников и его отдельных составляющих (Артюшина Л.А., Кузнецова Н.В., Лебедева М.Н., Лопаткина Е.В., Минина Н.Н., Шабалина Е.А.).

Таким образом, рассмотрение познавательного опыта в контексте развития российской дидактики второй половины ХХ - начал XXI века дает все основания утверждать, что из периферийного объекта исследования он превращается в одно из базовых понятий, которое обогащает понятийно-терминологическую систему дидактики и создает продуктивные теоретические предпосылки для дальнейшего развития научного дидактического знания.

Список литературы

1. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. - 279 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

3. Иванова Е.О. Вариативность как свойство личностно ориентированного содержания образования // Модернизация современного образования: теория и практика / под ред. И.М. Осмоловской. М., 2004. - С. 189-199.

4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

5. Кибальченко И.А. Психологические основы организации учебно-познавательного опыта обучающихся: монография / под ред. А.В. Непомнящего. М.: Изд-во «КРЕДО», 2010. - 414 с.

6. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам // Народное образование. 1966. № 3. - С. 41-42.

7. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. Вып. 12. М., 1983. - С. 228-234.

8. Селиверстова Е.Н. Развивающая функция обучения: современный дидактический взгляд // Педагогика. 2006. № 4. - С. 45-52.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У _БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_

Афтимичук Ольга Евгеньевна,

доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова, Кишинев

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF STEP-BY-STEP'S PROGRAM FORMATION OF THE DIDACTIC ACTIVITY SKILLS OF THE FUTURE PHYSICAL CULTURE'S TEACHERS

Aftimichuk Olga,

Doctor of pedagogical sciences, professor, State University of Physical Education and Sports of the Republic of Moldova, Kishinev

АННОТАЦИЯ

В статье представлена система занятий с целью направленного педагогического воздействия на воспитание у студентов умений целостной дидактической деятельности, согласно разработанной программе поэтапного формирования комплексной координации.

ABSTRACT

In this work is presented the system of lessons with the aim of directed pedagogical influence on the upbringing of the students' skills of integral didactic activity, in accordance with the developed program of step-by-step formation of complex coordination.

Ключевые слова: дидактическая деятельность, умения, комплексная координация.

Keywords: didactic activity, skills, complex coordination.

Введение и актуальность исследования.

Профессиональная педагогическая подготовка студентов университетов физической культуры осуществляется в рамках комплекса учебных дисциплин, направленных на формирование педагога-

профессионала высокой квалификации. Следует признать, что уровень адекватности каждой дисциплины профессиональной характеристике преподавателя является относительным, и величина его за-

32

висит, в первую очередь, от степени разработанности педагогической теории, ориентированной на формирование личности педагога, в целом, и специфику его деятельности, в частности.

С этих позиций методический аспект подготовки студентов к педагогической деятельности предусматривает формирование [6]:

- знаний дидактических принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школьного и университетского образования, а также сущности межпредменых связей в преподавании физической культуры;

- операциональных компетенций лингводи-дактического уровня общения и слухо-рече-зри-тельно-двигательной координации.

В формировании этих компетенций значительную роль играет обязательное использование на занятиях адекватного музыкального аккомпанемента. Поскольку музыка и речь обладают одинаковыми средствами смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровая окраска, ритм, темп, интонация и т.д.), этот факт можно использовать для формирования правильной дидактической речи к отдельно проводимым упражнениям или целым дидактическим ситуациям на уроке [4, 5]. При этом, чтобы верно сочетать произнесенную дидактическую речь с показом и проведением двигательного материала, необходимо обладать хорошим слухом, чувствами ритма и темпа, являющимися основой для развития координационных способностей. И здесь музыка является важнейшим средством для воспитания вышеперечисленных качеств. Организованность, цикличность и периодичность, наблюдаемая в построении музыкальной речи, является основой в структурировании отдельных актов (элементов) дидактической деятельности студентов, включающих как двигательный, так и речевой материал [2].

Результаты исследования. Анализ и обобщение материалов научно-методической литературы,

посвященных проблеме формирования у студентов педагогических умений дидактической деятельности, воспитательно-формирующего потенциала дисциплин учебного плана университетов физической культуры, результатов социологического опроса студентов, учителей физического воспитания, преподавателей специализированных дисциплин вуза представили возможным определить оптимальный вариант структуры программы общетеоретической, направленно-теоретической и практической подготовки студентов к усвоению ими педагогических умений целостной дидактической деятельности со структурным уровнем комплексной координации (рис. 1).

В представленной схеме показано, что общетеоретическая подготовка к профессионально-педагогической, а, следовательно, и дидактической, деятельности преподавателя физической культуры (ПФК) должна прослеживаться во всех предметных дисциплинах специализированных вузов и факультетов.

К сожалению, аспект дидактической деятельности, как показали результаты социологического опроса (23%), представлен в отдельных теоретических дисциплинах в очень общих чертах, в других - вообще отсутствует, а в специализированных дисциплинах раскрыт недостаточно глубоко, особенно для студентов первого курса (38%), тогда как данная деятельность в ряду компонентов профессионально-педагогической деятельности ПФК является ведущей, и на нее, по нашему мнению, необходимо направлять особо пристальное внимание студентов, начиная с самого появления их в университете. Поэтому в разработанной нами программе подготовки студентов, учитывая вышеизложенный фактор, предложена система занятий теоретико-методической подготовки междисциплинарного характера в разделе методических занятий [3].

1. Этап теоретической подго-

Формирование теоретических знаний

Дисци-

Гуманитарные

питы

Медико-биологиче-

Специализирован-

Специализированный курс методических разработок

Интегративно-педагогическая система занятий

Лекции О

-Теоретические знания

Самостоя-

—Дополнительная _информация

Семи-

Научные знания

Кон-

Оценивание

2. Этап практической подго-

Формирование умений комплексной коорди-

Практические занятия

-Моделирование уровней

-комплексной координации

Самостоятельные заня-

-Проектирование заданий комплексной координа-

3. Этап учебно-педагогической —практики в аудитории

Формирование умений дидактической деятель-

Методические занятия

Изучение дидактических стереотипных деятельно-стей

-Лабораторные занятия

Проектирование и моделирование дидактических ситуаций и текстов

-Практические занятия

Моделирование дидактических ситуаций и воспроизведение текстов

Самостоятельная работа

Проектирование и моделирование дидактических операций и актов

Рис. 1. Структура программы поэтапной подготовки студентов в рамках специализированного курса «Подготовка студентов университета физкультуры к дидактической деятельности» [3]

Программа поэтапной подготовки предусматривает три ее аспекта:

- теоретико-методический - формирование гностических компетенций содержания дидактической деятельности и ее компонентов, педагогических ситуаций;

- собственно практический - формирование операциональных компетенций комплексной координации (слухо-рече-зрительно-двигательной), проектирования компонентов двигательной координации;

- учебно-аудиторной практики - формирование педагогических операциональных компетенций проектирования и моделирования дидактических ситуаций на всех уровнях интегративной дидактической деятельности (совершенствование сформированных умений) в системе «Подготовительная часть урока» (ПЧУЛ

Содержание программы включает четыре основные темы, составляющие теоретико-практическую основу профессионально-педагогической подготовки студентов к дидактической деятельности в системе подготовительной части урока.

Интегративная система занятий по всем темам предусматривает направленное освещение учебного материала с параллельным функционированием его во всех видах занятий: лекционных, практических, семинарских, лабораторных, контрольных и самостоятельных.

Тематическая реализация осуществляется посредством типовых учебных заданий с постоянно повышающимися от этапа к этапу подготовки сложностью и уровнем освоения компонентов комплексной координации, а, следовательно, и компонентов дидактической деятельности, и деятельности в целом.

Всего предусматривается два основных уровня выполнения заданий (рис. 2) и три уровня их воспроизведения в учебно-практической деятельности студентов (рис. 3).

Как в первом случае, так и во втором, воспроизведение студентами вышеизложенных заданий предполагало постепенное, уровневое, их усложнение.

Материал и используемые средства учебных заданий приближены к практике дидактической деятельности ПФК и имеют свою внутреннюю интеграцию, ориентированную на закрепление приобретенного в процессе урока навыка. Этому должно

способствовать равномерное распределение занятий в семестре и в учебном году в целом с тем, чтобы, в конечном итоге, сформировать комплексные компетенции интегративной дидактической деятельности ПФК в рамках всех специализированных дисциплин.

1-й уровень

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ЗАДАНИИ

2-й уровень

Двигательный

Рече-двигательный

Умения

-слухо-зрительно-двигательной координации

I

слухо-рече-зрительно-двигательной координации

- проектирование элементов упражнений и их моделирование в различных двигательных комбинациях и композициях;

- воспроизведение упражнений перед зеркалом и под музыкальное сопровождение с заданным музыкальным размером и темпом исполнения.

I

- проектирование элементов (действий речевой деятельности на элементы (упражнения) двигательной деятельно сти;

- воспроизведение их под музыкальный аккомпанемент с заданным музыкальным размером и темпом исполнения;

- моделирование дидактических ситуаций «элемент», «упражнение»;

- поточное проведение различных видо1 упражнений с лингводидактическим обеспечением под музыкальное сопро вождение;

- проектирование фрагментов подготовительной части урока как дидактической ситуации;

- моделирование макро-педагогической ситуации целостной дидактической деятельности «ПЧУ» в форме комплекса упражнений ритмической гимнастики

Рис. 2. Уровни учебных заданий формирования педагогических операциональных компетенций проектирования и моделирования дидактических ситуаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УРОВНИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Репродуктивный Репродуктивно-креативный Творческий

1 1 1

воспроизведение знаний, навыков, информаций: - проектирование элементов, действий (упражнений) к различным дидактическим ситуациям; - воспроизведение данных упражнений в различных двигательных актах и дидактических ситуациях. готовность применять знания в стандартных дидактических ситуациях, воспроизведение дидактических актов (действий) согласно заданному их составу: - проектирование фрагментов подготовительной части урока, дидактических ситуаций по представленной модели; - самостоятельное изучение специально-методической литературы; анализ и практическая реализация усвоенного материала. готовность к творческой реализации знаний и умений дидактической деятельности при моделировании макро-дидактической ситуации «ПЧУ»: - проектирование фрагментов подготовительной части урока с подбором соответствующего музыкального материала к каждому из них; - воспроизведение данных фрагментов в соответствии с их комплексно-координационным обеспечением;

- моделирование целостной дидактической деятельности преподавателя физической культуры в

системе «ПЧУ»

Рис. 3. Уровни воспроизведения студентами заданий в рамках их учебно-практической деятельности

Анализ учебного планирования университета позволял определить оптимальный календарный вариант внедрения программы в учебно-воспитательный процесс: 1 и 2 семестры, период обучения студентов на 1 курсе, являющийся отправным для общей профессионально-педагогической подготовки. Здесь закладываются основы для формирования дидактических умений ПФК.

Практические занятия курса базировались на использовании музыкального сопровождения. Музыкальные произведения подбирались с учетом адекватности их формы, структуры и содержания параметрам разработанных компонентов дидактической деятельности. На первом этапе подготовки музыка участвовала в процессе воспитания чувства ритма и темпа, на завершающем этапе - являлась основой проектирования дидактической ситуации «ПЧУ физической культуры», предполагающей музыкальное сопровождение выполнения упражнений ритмической гимнастики.

Система занятий с целью направленного педагогического воздействия на формирование у студентов умений/компетенций целостной дидактической деятельности придерживалась следующего поэтапного формирования комплексной координации:

чувство ритма ^ двигательная координация ^ зрительно-двигательная координация ^ слухо-зрительно-двигательная координация ^ слухо-зри-тельно-двигательная координация + рече-двига-тельная координация ^ комплексная координация.

Данные аспекты программировались с постепенным увеличением сложности от одного двигательного элемента, выполняемого под музыкальное сопровождение, к сочетанию нескольких двигательных элементов с различной ритмической структурой, представляющих координационную композицию с учетом стиля/жанра музыкального произведения; от сочетания минимальных двигательных структур и адекватных им подструктур речевой деятельности (движения и слова как микродидактические ситуации) до выполнения целостной деятельности «комплекс упражнений», обеспеченный дидактическим текстом (как макро-дидактическая ситуация) с включением зрительной и слуховой координации, где участие музыки определяло одну из обязательных составляющих данной деятельности. Здесь действовал принцип соответствия ритмовых подструктур музыкального, речевого и двигательного состава дидактической деятельности [1], что само по себе представляет проявление одной из форм комплексной координации в рамках целостной дидактической деятельности ПФК ПЧУ.

Поскольку компетенция целостной дидактической деятельности представляет собой сложно-координационную структуру (слухо-рече-зрительно-двигательную), основой которой является ритм, ее успешное проектирование и последующие моделирование будет зависеть от уровня развития чувства ритма и близко к нему стоящего чувства темпа. Для разрешения этой проблемы весь дидактический процесс практических занятий первого семестра

35

был направлен на воспитание у студентов данных чувств. Система занятий предполагала использование двигательного и музыкального материала. На лабораторных занятиях происходило закрепление формирующихся умений при проектировании и последующим моделировании ритмо-координацион-ной организации подструктур двигательной деятельности.

Формированию конструктивных компетенций дидактической деятельности посвящены занятия, основой которых являлось составление комплекса упражнений ритмической гимнастики (РГ), причем были обсуждены три варианта таких комплексов с учетом школьных возрастных периодов, где присутствует различный уровень сложности упражнений в соответствии с объемом допустимой физической нагрузки по каждому возрастному периоду.

Параллельно с формированием техники проектирования и моделирование подструктур двигательной деятельности к комплексу РГ осуществлялось и совершенствование слухо-зрительно-двига-тельной координации в форме упражнений на совершенствование оперативной памяти, а также танцевальных элементов и композиций.

Для формирования компетенций дидактического общения был подобран материал, основанный на подструктурах двигательной и речевой деятельности при непосредственном участии определенной формы музыкальных произведений. Все структуры (двигательные, музыкальные, речевые) должны были иметь адекватный синтаксис с целью осуществления полноценного учебно-воспитательного процесса.

Навык проектирования и моделирования дидактического общения закрепляется в рамках дидактических ролевых игр, а также в условиях лабораторной работы, являющейся итоговым практическим занятиям по оформлению комплекса упражнений в целостную дидактическую деятельность ПЧУ. Параллельно осуществлялось воспитание терминологически правильной и выразительной речи, отрабатывалась четкая дикция.

Данный этап практических занятий по формированию педагогических компетенций дидактической деятельности был ориентирован на репродук-тивно-творческий и творческий уровень представления дидактических компетенций целостной педагогической деятельности.

Выводы и рекомендации. Таким образом, программа специализированного курса методических разработок построена так, чтобы каждый предыдущий приобретенный навык имел свое отражение в каждом последующем с тем, чтобы, в конечном итоге, сформировать комплексные умения-компетенции дидактической деятельности ПФК, распространяющиеся на все специализированные предметы, которые имеют место в школе, как в рамках урока, так и во внеклассной, и внешкольной работе с детьми.

Содержание учебных заданий представляет собой конкретную практику дидактической деятельности преподавателя, адаптированную к условиям

учебно-практической и теоретической деятельности студентов специализированных вузов. Реализация же теоретико-методической и учебно-практической подготовки на этапе "Педагогическая практика" должна осуществляться по типовым заданиям с повышением их поэтапной (в подготовительном, основном и заключительном периодах) сложности в таком же порядке, но при выполнении целостной деятельности, как проектирования, так и моделирования, что предусматривает выполнение заданий частично творческого уровня.

Список литературы

1. Афтимичук О.Е. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... д-ра пед. наук. Кишинёв, 1998. - 300 с.

2. Афтимичук О.Е. Музыкально-ритмическое воспитание. В: Оздоровительная аэробика. Теория и методика: [учебное пособие] /О.Е.Афти-мичук; Гос. ун-т физ. воспитания и спорта. Кишинёв: ,^а1шех" SRL, 2011. - С. 86-114. (310 с.)

3. Афтимичук О.Е. Технология поэтапного формирования у студентов умений комплексной

координации в рамках интеграшвной дидактической деятельности учителя физической культуры // Взаeмодiя духовного i фiзичного виховання у фор-муванш гармоншно розвинено! особистосп: збiр-ник статей за матерiалами II науково-практично! online-конференци' з мiжнародною участю / за ред. В.М. Пристинського, О.1. Федорова. Слов'янськ: ДВНЗ "Донбаський державний педагогiчний ушверситет", 2015. - С. 512-519.

4. Aftimiciuc O. Mijloacele expresivitatii muzicale in formarea vorbirii la profesorul de cultura fizica // Tendinte §i orientari in evolutia §tiintei sportului §i a educatiei fizice: Sesiune de comun. §tiint. Craiova, 1997. - Р. 40-43.

5. Aftimiciuc O. Analiza pregatirii profesorului de educatie fizica pentru intonatia verbala a activitatii didactice // Studii §i cercetari in domeniul Educatiei Fizice, Sportului §i Kinetoterapiei. Ia§i: Univ. Tehnica „Gh. Asachi", 2003. - Р. 5-10.

6. Aftimiciuc O. Bazale pedagogice ale activitatii profesionale a profesorului de educatie fizica. Programa (Pentru Magistrat). Chi§inau: INEFS, 2003. - 30 p.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ _СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ._

Трубина Галина Филипповна,

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет,620144,г. Екатеринбург, ул. 8-еМарта/Народной воли, 62/45

АННОТАЦИЯ:

Постоянно меняющиеся социально-экономические условия ставят перед образованием соответствующие задачи. Современному обществу нужны люди, умеющие адекватно адаптироваться в обществе, способные к развитию и саморазвитию, пониманию необходимости учиться в течение всей своей жизни. Школа является одним из социальных трамплинов , который должен работать на социализацию будущих участников рынка труда.

ABSTRACT:

The ever-changing socio-economic conditions put before the formation of the corresponding tasks. Modern society needs people who are able to adequately adapt to society, capable of development and self-development, understanding the need to learn throughout their lives. The school is one of the social kickers , which should work on the socialization of future participants of the labour market.

Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуально риентированное обучение, социализация.

Keywords: individual approach, individually orientirovannoe training, socialization.

С введением новых стандартов в школе образование на каждом уровне должно измениться: начальная школа будет не только учить детей, но и готовить их к реальной жизни в обществе. Основная общая школа будет создавать социальные ситуации развития обучающихся, обеспечивающие их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой для них деятельности, соответствующей их возрастным особенностям.В старших классах акцент будет сделан на подготовку учащегося к будущей профессиональной деятельности. Предлагаемые изменения должны быть действенными, ведь сегодняшнему школьнику нужны не только знания, но и умение распоряжаться этими знаниями, информацией с целью использования их для решения определенной функциональной

задачи. Представим общую характеристику индивидуально ориентированного подхода в рамках социально ориентированного образования. Индивидуально ориентированное образование является составной частью социально ориентированного образования, основано на индивидуальном подходе к каждому участнику образовательного процесса. В разных источниках дается свое определение индивидуального подхода. Приведем некоторые из них.

1 Индивидуальный подход (англ. individual approach) - принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей. Учет личностных особенностей поднимает индивидуальный подход до уровня лич-ностно деятельностного подхода [Ошибка! Источник ссылки не найден. ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.