Научная статья на тему 'Индивидуальный подход как психолого-педагогический принцип в социально ориентированном образовании современных школьников'

Индивидуальный подход как психолого-педагогический принцип в социально ориентированном образовании современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1847
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / ИНДИВИДУАЛЬНО РИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALLY ORIENTIROVANNOE TRAINING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Галина Филипповна

Постоянно меняющиеся социально-экономические условия ставят перед образованием соответствующие задачи. Современному обществу нужны люди, умеющие адекватно адаптироваться в обществе, способные к развитию и саморазвитию, пониманию необходимости учиться в течение всей своей жизни. Школа является одним из социальных трамплинов, который должен работать на социализацию будущих участников рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ever-changing socio-economic conditions put before the formation of the corresponding tasks. Modern society needs people who are able to adequately adapt to society, capable of development and self-development, understanding the need to learn throughout their lives. The school is one of the social kickers, which should work on the socialization of future participants of the labour market.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход как психолого-педагогический принцип в социально ориентированном образовании современных школьников»

учебно-практической и теоретической деятельности студентов специализированных вузов. Реализация же теоретико-методической и учебно-практической подготовки на этапе "Педагогическая практика" должна осуществляться по типовым заданиям с повышением их поэтапной (в подготовительном, основном и заключительном периодах) сложности в таком же порядке, но при выполнении целостной деятельности, как проектирования, так и моделирования, что предусматривает выполнение заданий частично творческого уровня.

Список литературы

1. Афтимичук О.Е. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... д-ра пед. наук. Кишинёв, 1998. - 300 с.

2. Афтимичук О.Е. Музыкально-ритмическое воспитание. В: Оздоровительная аэробика. Теория и методика: [учебное пособие] /О.Е.Афти-мичук; Гос. ун-т физ. воспитания и спорта. Кишинёв: „Valinex" SRL, 2011. - С. 86-114. (310 c.)

3. Афтимичук О.Е. Технология поэтапного формирования у студентов умений комплексной

координации в рамках интеграшвной дидактической деятельности учителя физической культуры // Взаeмодiя духовного i фiзичного виховання у фор-муванш гармоншно розвинено! особистосп: збiр-ник статей за матерiалами II науково-практично! online-конференцй з мiжнародною участю / за ред. В.М. Пристинського, О.1. Федорова. Слов'янськ: ДВНЗ "Донбаський державний педагопчний ушверситет", 2015. - С. 512-519.

4. Aftimiciuc O. Mijloacele expresivitatii muzicale in formarea vorbirii la profesoral de cultura fizica // Tendinte §i orientari in evolutia §tiintei sportului §i a educatiei fizice: Sesiune de comun. ¡jtiint. Craiova, 1997. - Р. 40-43.

5. Aftimiciuc O. Analiza pregatirii profesorului de educatie fizica pentru intonatia verbala a activitatii didactice // Studii §i cercetari in domeniul Educatiei Fizice, Sportului §i Kinetoterapiei. Ia§i: Univ. Tehnica „Gh. Asachi", 2003. - Р. 5-10.

6. Aftimiciuc O. Bazale pedagogice ale activitatii profesionale a profesorului de educatie fizica. Programa (Pentru Magistrat). Chi§inau: INEFS, 2003. - 30 p.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ _СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ._

Трубина Галина Филипповна,

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет,620144,г. Екатеринбург, ул. 8-еМарта/Народной воли, 62/45

АННОТАЦИЯ:

Постоянно меняющиеся социально-экономические условия ставят перед образованием соответствующие задачи. Современному обществу нужны люди, умеющие адекватно адаптироваться в обществе, способные к развитию и саморазвитию, пониманию необходимости учиться в течение всей своей жизни. Школа является одним из социальных трамплинов , который должен работать на социализацию будущих участников рынка труда.

ABSTRACT:

The ever-changing socio-economic conditions put before the formation of the corresponding tasks. Modern society needs people who are able to adequately adapt to society, capable of development and self-development, understanding the need to learn throughout their lives. The school is one of the social kickers , which should work on the socialization of future participants of the labour market.

Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуально риентированное обучение, социализация.

Keywords: individual approach, individually orientirovannoe training, socialization.

С введением новых стандартов в школе образование на каждом уровне должно измениться: начальная школа будет не только учить детей, но и готовить их к реальной жизни в обществе. Основная общая школа будет создавать социальные ситуации развития обучающихся, обеспечивающие их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой для них деятельности, соответствующей их возрастным особенностям.В старших классах акцент будет сделан на подготовку учащегося к будущей профессиональной деятельности. Предлагаемые изменения должны быть действенными, ведь сегодняшнему школьнику нужны не только знания, но и умение распоряжаться этими знаниями, информацией с целью использования их для решения определенной функциональной

задачи. Представим общую характеристику индивидуально ориентированного подхода в рамках социально ориентированного образования. Индивидуально ориентированное образование является составной частью социально ориентированного образования, основано на индивидуальном подходе к каждому участнику образовательного процесса. В разных источниках дается свое определение индивидуального подхода. Приведем некоторые из них.

1 Индивидуальный подход (англ. individual approach) - принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей. Учет личностных особенностей поднимает индивидуальный подход до уровня лич-ностно деятельностного подхода [Ошибка! Источник ссылки не найден. ].

2 Индивидуальный подход - психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка [11 ].

3 Индивидуальный подход - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности [2].

4 Индивидуальный подход - в воспитании, осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значит, степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях [12 ].

5 Индивидуальный подход (в обучении) -принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности [6. ].

6 Индивидуальный подход - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности [10].

Российские ученые высказывают свою точку зрения относительно индивидуально ориентированного образования. По мнению А. А. Яруллова, индивидуально ориентированная работа - это система, которая рассматривается как способ психолого-педагогического содействия личности, посредством ведущей возрастной учебной деятельности» [13]. Е. И. Тарасова сущность индивидуально-ориентированной системы обучения видит в том, что такая система призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого обучающегося, она направлена на разрешение основного противоречия практики школьного обучения, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся [12]. К числу основных характеристик индивидуально ориентированного обучения некоторые зарубежные авторы (Дж. Джонсон) относят: определение мотивации и первичную диагностику (тестирование первичных знаний), отсутствие жестких регламентаций в отношении пространства (использование разнообразной среды учебы),подвижные временные рамки (отсутствие временных регламентаций), выбор содержания, чередование форм индивидуальной работы, оценка -разнообразие ее форм (от тестирования до самостоятельного оценивания) [15]. Реализация индивидуально-ориентированного образования, по мнению Г. М.Паниной, дает возможность гармонизировать «изнутри» со стороны непосредственно заинтересованных лиц процесс индивидуального движения к целостности в условиях дисгармонии реальной социокультурной образовательной ситуации [3]. Т.

37

Г. Макусевой была предложена модель индивидуально-ориентированной работы. Системообразующим фактором процесса обучения, реализуемого на основе модели, является его цель. Целями индивидуально-ориентированного обучения являются: гарантированное достижение образовательных стандартов, активизация самостоятельной, самообразовательной, познавательной деятельности ученика, развитие умений учиться, умений учебно-познавательной деятельности; формирование умения переноса знаний в практическую деятельность[7]. Данные характеристики определяют индивидуально-ориентированный способ обучения, при котором учитываются склонности учащихся, интересы и способности. Индивидуально-ориентированная система обучения должна адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Осуществление индивидуально-ориентированного обучения возможно при определенных методических условиях: знание и учет учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся, сочетание индивидуальной, парной, групповой организации учебной деятельности учащихся, использование индивидуальной образовательной траектории, дифференцированных заданий по уровню сложности, темпа выполнения [4]. В основе индивидуально ориентированного образования лежит индивидуализация образовательного процесса на основе педагогики понимания. «Педагогику понимания» следует понимать как педагогическую систему обучения, в основе которой лежит процесс понимания, а значит, в образовательном процессе используются техники, способы, методы, основанные на принципах понимающей деятельности [8]. «В рамках этого подхода перед педагогами ставится задача обеспечить понимание не всех, а конкретно каждого, обеспечить каждому ученику по учителю, организовать занятия, на которых каждый ученик на некоторое время становится учителем для другого, включить каждого ученика в деятельность» [5]. Целью индивидуально ориентированного образования является повышение качества образования школьника на основе построение индивидуально-ориентированных учебных занятий, развитие личности ученика, с учетом склонностей, способностей ученика, его умение ставить цели -учебные, жизненные, планировать, реализовывать, определять пути достижения целей, рефлексировать свои достижения, формировать коммуникативную активность. «Ценностью для учителя становится не выявление уровня незнания учащегося, а формирование у них многообразного социального опыта управления собой в ходе учебной деятельности» [15]. Важно акцентировать, что индивидуально ориентированное образование ориентировано на сохранение здоровья школьников, благодаря тому, что учащиеся могут выполнять задания по своим способностям и возможностям, в соответствии со своим темпом и объемом. Одним из главных направлений в рамках индивидуально ориентированного образования является развитие воображения, творческого мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,

38

проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время, развивать коммуникативные умения, что соотносится с задачами социализации личности школьника. В учебном процессе при обучении в индивидуально ориентированном ключе эффективным приемом будет использование парной и групповой работы, где учащиеся должны научиться договариваться о партнерстве, слушать и слышать друг друга. Целесообразным является проведение учебного занятия в форме учебного проекта или прохождения индивидуальных учебных маршрутов, где предоставляется возможность корректно отследить результаты каждого ученика и определить маршрут его дальнейшего развития. Групповая работа на уроке в рамках индивидуально ориентированного обучения применяется для того, как пишет И. В. Носова, «чтобы опыт, приобретаемый в специально созданной среде, человек смог перенести во внешний мир и успешно его использовать» [10]., т.е. социализироваться. Разнообразные формы организации учебной деятельности на уроке будут способствовать формированию такого важного умения как самостоятельная работа, добывание знания, умение его структурировать, анализировать, делать выводы. Эффективному формированию универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков будет способствовать интеграция урочной и внеурочной деятельности, работа в кружках, объединениях по интересам. Считаем важным представить алгоритм содержания индивидуально-ориентированных учебных занятий. Он представлен следующими этапами: целеполагание, рефлексия, применение индивидуальных методик, приемов, направленных на организацию понимания школьников, развитие коммуникативных умений. Все это в целом должно способствовать формированию у школьников универсальных учебных действий, что сегодня прописано в новых Федеральных государственных стандартах. Считаем необходимым остановиться и на роли учителя в индивидуально ориентированном обучении учащихся. Учитель берет на себя роль объясняющего того, что становится предметом непонимания. Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы не являться источником информации и передачи ее учащимся, а научить их осваивать различные способы ее добывания, обработки, понимания, работы с информацией и использования в реальных жизненных ситуа-циях.Учитель сегодня это учитель-фасилитатор Важна личность учителя и его риторические способности. Речь учителя при объяснении должна быть научна, структурирована, логична, доступна для понимания учащимися, обладать примерами.

Вывод: Индивидуально ориентированное образование характеризуется тем, что педагог, зная индивидуальные возможности личности ученика и его познавательные интересы, выстраивая для него образовательную траекторию, всегда может скорректировать его учебные достижения, исправить ошибки, поддержать и отметить успехи. Каждый ребенок индивидуален, поэтому педагог должен создавать условия успеха , в которых наиболее полно

может осуществиться развитие индивидуальности учащегося, что будет способствовать воспитанию творческой личности, обладающей критическим мышлением, умением высказывать свою точку зрения и слушать своего собеседника толерантно воспринимая каждого оппонента, адекватно воспринимать картину мира в целом.

Литература :

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]. - М. : Изд-во ИКАР, 2009. -448 с.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Текст]. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. - 937 с.

3. Белова, С. Н. Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса как гарантия качества высшего профессионального образования [Текст] / С. Н. Белова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 2(26). - С. 215-221

4. Горовая, В. И. Индивидуально ориентированное обучение как современнаяобразовательная-технология [Текст] / В. И. Горовая, Н. Ф. Петрова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 75-76. - ИКЬ : http://www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_ar 11с1е&ай1с1е_1а=493.

5.

6. Индивидуально-ориентированная система обучения : пути развития [Текст] / под общ. ред. Л. И. Иволгиной. - Красноярск : НОКРООПСИОСО, 2013. - 106 с.

7. Коррекционная педагогика и специальная психология [Текст] : слов.-справ. / [сост. Н. В. Но-вотворцева]. - М. : Академия развития, 1999.

8. Макусева, Т. Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения [Текст] / Т. Г. Маку-сева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15, № 12.

9. Минова, М. В. Методические основы понимания [Текст] / М. В. Минова // Вестник гуманитарных наук. - 2003. - № 6.

10. Носова, И. В Особенности работы в малых группах [Текст] / И. В. Носова // Начальная школа плюс ДО и После. - 2004. - № 6.

11. Олешков, М. Ю.Современный образовательный процесс : основные понятия и термины [Электронный ресурс] / М. Ю.Олешков, В. М.Уваров. - иЯЬ : http://www.studmed.ru/view/o1eshkov-myu-uvarov-vm-sovremennyy-obrazovate1nyy-pro-cess-osnovnye-ponyatiya-i-terminy_986a33dc063.html.

12. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Поитиздат, 1990. - 494 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия / ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая рос. энцикл, 1993. - 1160 с.

14. Тарасова, Е. И. Индивидуально-ориентированная система подготовки будущего учителя технологии к обучению младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Тарасова. Брянск, 2004.

15. Яруллов, А. А. Индивидуально ориентированная система обучения Тарасова, Е. И. Индивидуально-ориентированная система подготовки будущего учителя технологии к обучению младших

школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Тарасова. Брянск, 2004.

16. Ярулов, А. А. Технология индивидуально ориентированной системы обучения [Текст] : метод. пособие / А. А. Ярулов. - Красноярск : РИО КГПУ, 2001. - 124 с.

17. Johnson, D. W. Learning together and alone : Cooperation, competition and individualization. Eng-lewood Cliffs / D. W. Johnson, R. T. Johnson. - N. Y., 1975. - 214 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.