Научная статья на тему 'Роль психологического климата в коллективе старшеклассников'

Роль психологического климата в коллективе старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2054
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / CLIMATE ZONES / СОВМЕСТИМОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ЕДИНСТВО / THE COMPATIBILITY OF MEMBERS OF COLLECTIVE VALUES AND APPROXIMATE UNITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шульц Альбина, Фалей Марина Владимировна

Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Критерием благоприятного психологического климата в коллективе является командная сплоченность, совместимость, контактность, открытость, ответственность, уважение друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An important condition for successful development of the individual school is the presence at school and classroom favorable psychological climate. The criterion for a favorable psychological climate in the team is team cohesion, compatibility, contact, openness, responsibility, respect for each other.

Текст научной работы на тему «Роль психологического климата в коллективе старшеклассников»

лись. Показатели теста челночный бег значительно ухудши- попадают в зону значимых значений р<0,05. лись: в 2004 г. 18,9±1,4, а в 2015 г. 20,2±1,8, где различия

Таблица 3.

Сравнительна оценка результатов тестирования физической подготовленности девушек 2004 г. и 2015 г.

Тесты t Р

Прыжок в длину 2004 168,5±16,8 1,53 р>0,05

2015 161,8±55,1

Челночный бег 2004 18,9±1,4 7,49 р<0,05

2015 20,2±1,8

Вис (девушки) 2004 8,2±5,4 7,78 р<0,05

2013 15,9±10,1

Подъем туловища 2004 20,6±4,6 8,72 р<0,05

2015 24,8±4,3

Наклон вперед сидя 2004 12,9±6,5 5,15 р<0,05

2015 16,7±6,9

Из представленных данных видно, что по результатам медицинского осмотра ежегодно увеличивается количество студентов с небольшими функциональными нарушениями или просто слабо подготовленные. А уровень физической подготовленности студенток первых курсов в динамике за 11 лет показывает достоверные изменения как в положительную - вис, подъем туловища, наклон вперед сидя, так и в отрицательную сторону - челночный бег и прыжок в длину с места. Однако в показателе теста «Вис» сократилось количество человек способных провисеть на перекладине больше 1 сек, т.е. сократилось количество человек способных выполнить этот норматив. Изменения по всем показателям происходят волнообразно с подъемом и спадом в определенных годах, что видно по таб.2.

В целом, уровень физической подготовки студенток первых курсов, находится в удовлетворительном состоянии. Существующая система оценок является адекватной для оценки уровня физической подготовленности студентов. Тест «Вис на перекладине» с 2014 г. решением кафедры был заменен на «Подтягивания из виса лежа», т.к. большая часть студенток не справляются с данным нормативом.

Список литературы:

1. Богданов О.А. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ им. А.И. Герцена в 1983, 2005, и 2010 годах// Теория и практика физической культуры. - 2011. - №8.

- С. 24-25.

2. В.Г. Шилько, Л.В. Капилевич Организация физического воспитания студентов в вузах Сибирского федерального округа// Теория и практика физической культуры. -2012. - №6. - С. 30-33.

3. Г.А. Панов, В.М. Шулятьев, Ю.Л. Кислицинын, Ю.В. Гаврилова Оценка физической подготовленности студентов РУДН// Матер. Всероссийс. Научн.-метод. Конф. «Актуальные проблемы здоровьесберегающих технологий в области физической культуры и спорта среди молодежи».

- Иркутск: Изд-во ИГУ 2009. - С. 72-73.

4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. - М.: Гардарики, 2007.- С. 300-310.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Шульц Альбина

Студентка 3 курса направления подготовки Психолого-педагогическое образование, Профиль «Психология образования г. Южно - Сахалинск

Фалей Марина Владимировна

Кан. Пед. Наук, доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания г. Южно - Сахалинск

АННОТАЦИЯ

Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Критерием благоприятного психологического климата в коллективе является командная сплоченность, совместимость, контактность, открытость, ответственность, уважение друг к другу.

ABSTRACT

An important condition for successful development of the individual school is the presence at school and classroom favorable psychological climate. The criterion for a favorable psychological climate in the team is team cohesion, compatibility, contact, openness, responsibility, respect for each other.

Ключевые слова: психологический климат, межличностные отношения, психологическая атмосфера, климатические зоны, совместимости членов коллектива, ценностно-ориентировочное единство.

Keywords: psychological climate, interpersonal relationships, psychological atmosphere, climate zones, the compatibility of members of collective values and approximate unity.

Школа занимает основную долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.

Школьник не может жить и развиваться вне учебной группы, к которой он принадлежит. Влияние группы на ученика является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к школьнику целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки. Психологический климат в учебной группе значительно сказывается на отношении школьника к выполняемой им работе, на силу его мотива. Установлено, что ученики намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый психологический климат в учебной группе. Поэтому закономерно, что Федеральным государственным образовательным и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся.

В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влияние социально- психологического климата в коллективе на личность уделено больное внимание в работах А. Л. Свенцицкого, Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, А. Н. Лутошкина, В. В. Бойко, В. Н. Панферова, А.Г. Ковалева, Б. Д. Парыгина, Е. А. Климова и др. Проблемы формирования социально-психологического климата в детских коллективах рассматриваются в исследованиях А.

A. Реана, Я.Л. Коломенского, А.С. Макаренко, В. С. Мухиной, Т. Е. Конниковой, Г. А. Цукерман, А.М. Прихожан, В.

B. Зацепиной, И. В. Дубровиной, А. В. Петровского, Н. П. Аникиевой, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова.

Учеными выявлено, что психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности человека и оказывает разностороннее влияние на личность, на интеллектуальную, эмоциональную и волевую ее стороны.

В процессе совместной деятельности членам учебной группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации зависит психологический климат группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие психологический климат: «социально-психологический климат», «морально- психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка», «эмоциональный климат». Впервые в отечественной науке термин «психологический климат» был введен Н.С. Мансуровым.

В научных источниках существует несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов [4, с. 105].

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического» климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей.

Г. М. Андреева психологический климат определяет как «совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе».

А. А. Бодалев определяет психологический климат следующим образом: «Это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе».

П. И. Пидкасистый рассматривает социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) как «систему отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности» [2, с. 447].

А. Л. Свенцицкий считает, что «социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата» [5, с. 227].

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

Представители первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) рассматривают климат как общественно- психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиям» труда, методами его стимулирования. К. К. Платонов определяет социально-психологический климат как «настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей» [3, с.85].

Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) понимают климат как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы. В.Д. Парыгин определяет психологический климат следующим образом: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [1, с.11].

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

- социальный климат определяется осознанными целями и задачами, которые ставит перед собой коллектив;

- моральный климат определяется моральными ценностями принятыми в данном коллективе;

- психологический климат рассматривает неофициальные отношения, складывающиеся между учениками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [4, с. 104].

Социально-психологический климат динамичное образование, проявляющееся в процессе коллективообразования и в условиях.

Процесс коллективообразования состоит из двух этапов. На первом этапе идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. Главную роль на данном этапе играет эмоциональный фактор. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.

В структуре психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Данные отношения рассматриваются «через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности» [7, с. 316].

Психологический климат в коллективе может быть благоприятный или неблагоприятный, здоровый или нездоровый.

В условиях учебной группы благоприятный психологический климат проявляется в доверии и высокой требовательности членов группы друг к другу; взаимное расположение, понимание, сотрудничество; в отсутствии давления педагога на учеников и признании за ними права принимать отдельные значимые для группы решения; в высокой степени эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из

членов коллектива; в принятии на себя ответственности за состояния дел в группе каждым из ее членов; в преобладание бодрого, жизнерадостного тона во взаимоотношениях между школьниками, оптимизм в настроении; при взаимоотношениях на основе сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; удовлетворенности принадлежности к коллективу; в свободном выражении собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива.

В классах с неблагоприятным социально-психологическим климатом присутствует невысокий уровень экспрессивности, негативная коммуникативная эмоциональность группы, общительности, ответственности, самоконтроля; конфликтность, агрессивность, антипатия ребят друг к другу, присутствует соперничество. В группах с неблагоприятным психологическим климатом система неофициальных взаимоотношений недостаточно интегрирована в общую структуру психологического климата, межличностное общение учеников группы связано с повышенным уровнем тревожности; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. В нездоровом коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, наблюдается разделение школьников на «привилегированных» и «пренебрегаемых»; презрительное отношение к слабым, высмеивание и враждебное отношение новичков в группе; успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. В группе наблюдается инертность, пассивность, некоторые ребята стремятся обособиться от остальных, учебную группу невозможно поднять на общее дело. Группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; группа закрыты и не стремится сотрудничать с другими учебными группами; возникновение конфликтующих между собой группировок, отказывающихся от участия в совместной деятельности.

На формирование психологического климата в учебной группе оказывает влияние ряд факторов общественные отношения - макросреда и межличностные отношения - микросреда; личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Микросреду составляют два компонента: система официальных взаимоотношений и система неофициальных взаимоотношений. Общественные и межличностные отношения, преломляясь через личностные особенности ребенка, предстают в специфических для данного коллектива формах проявления социально-психологического климата. Характер межличностных отношений в составе системы официальных взаимоотношений и системе неофициальных взаимоотношений определяется условиями и формами совместной деятельности.

Благоприятный психологический климат зависит от хороших, доброжелательных отношений учеников друг к другу, положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством группой педагогом, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. «Достижение высокого уровня психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно» [7, с. 315].

Благоприятный климат вырабатывается самими членами группы и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития личностной сформированное™. Психологический климат в группе «рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается» [2, с. 447].

Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Психологическая атмосфера определяется, прежде всего, отношением учеников к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый обучающийся добросовестно, честно относится к своим обязанностям, отдавая все силы для достижения положительного результата в учении, труде, общественной работе. Только тогда отношения школьников в группе будут на равных.

Благоприятная атмосфера в учебной группе обусловлена также индивидуальными психологическими особенностями ее членов. На общий климат группы большое влияние оказывает степень уверенности ребенка в себе. Присутствие как самоуверенных, так и неуверенных в себе учащихся, постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела может создать в классе нервозную обстановку. Еще одним важным фактором в формировании благоприятного климата в учебной группе является умение детей уважать друг друга.

Психологический климат, как отмечают ученые, зависит от совместимости членов коллектива. Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и мышления. Но чаще всего - от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости. Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат» [3, с.87].

На интеграцию и сплоченность учебной группы, как отмечает А.В. Петровский, «оказывает ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам, имеющий наибольшее значение для группы. Ценностно-ориентированное единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравственному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоот-

ношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстетических потребностей» [6, с. 283].

Важной составляющей психологического климата в ученической группе является доверие. Доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это - порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как « социальный капитал», достигнутый в организации.

Таким образом, психологический климат в учебной группе - это качественная сторона межличностных отношений школьников, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию учеников в учебной группе. Каждый член группы влияет на психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам психологический климат коллектива через определенные связующие компоненты: отношение к учебе и труду, отношение к другим школьникам, отношение к жизни, оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям. Критерием благоприятного психологического климата в коллективе является командная сплоченность, совместимость, контактность, открытость, ответственность, уважение друг к другу.

Список литературы:

1. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971. - 186 с.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Юрайт, 2012. - 512 с.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973. - 247 с.

4. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. - 302 с.

5. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 336 с.

6. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ 2005 - 312 с.

7. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.