УДК - 159.9 ЯРЦЕВА М.Н.,
ББК - 88.6 магистрант кафедры социальной педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), e-mail: [email protected]
19.00.07 — педагогическая психология
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ 14-17 ЛЕТ
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «профессиональное самоопределение молодежи», рассматривается сущностная характеристика факторов профессионального самоопределения молодежи. Приводятся результаты эмпирического исследования социально-психологических условий, необходимых для сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи в возрасте 14-17 лет. В исследовании приняли участие школьники, родители и педагоги из г. Москвы и регионов. Основой исследования стали такие социально-психологические условия, как знание тенденций рынка труда, внутренняя готовность адаптироваться к изменениям рынка труда, ценностные ориентации, определяющие выбор профессии.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профори-ентационные мероприятия, рынок труда, тенденции.
YARTSEVA M.N.,
master student of the department of social pedagogy and psychology FGBOU VO «Moscow State Pedagogical University»
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF YOUTH IN AGE OF 14-17 YEARS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
PROCESS SUPPORT
Annotation. The author of the article profoundly investigates such subject as «professional self-determination of youth» and reviews essential characteristic of its factors. The article contains results of the empirical research of the socio-psychological conditions, which are required for the process of professional self-determination of youth at the age between 14 and 17. Investigation involved schoolchildren, parents and teachers from Moscow and other regions of Russia. The basis of the research included particular socio-psychological conditions, such as knowing about labor market trends, internal capability to adapt to changes in the labor market, value orientations that determine the choice of profession.
Key words: vocational guidance, professional self-determination, career-oriented activities, labor market, trends.
Процесс профессионального самоопределения является одним из важнейших процессов социализации.
Анализ научной литературы позволил выделить следующие определения понятия профессионального самоопределения.
С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной дея-
тельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).
М.В. Ретивых рассматривает «профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений» [4, с. 17].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
Н.С. Пряжников говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [2, с. 65; 3].
В.А. Поляков утверждает, что «профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [1, с. 33].
Обобщая данные определения, можем констатировать, что профессиональное самоопределение - это в первую очередь осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. Кроме того, профессиональное самоопределение - важное событие на жизненном пути человека. Оно не только связано с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Сегодня на него активно влияют социокультурные изменения, обусловленные развитием рыночного типа социального порядка, тотальным переходом в эпоху цифро-визации, автоматизации, диджитализации, развитием международных экономических и культурных связей.
По проблеме профессионального самоопределения учащейся молодежи накоплен большой материал. Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения психологов и педагогов Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Ю.П. Поварен-кова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. Социальным стереотипам и их особенностям посвящены социально-психологические исследования А.А. Блохиной, А.В. Микляевой, А.Ю. Питеровой, Н.П. Суходольской и др.
Успешность профессионального самоопределения обусловлена психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен хорошо знать свои интересы, свои когнитивные способ-
ности и личностные особенности, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями [5].
Существенный вклад в развитие теории профессиональной направленности внесли исследования, в которых обосновывается значимость роли субъекта деятельности в профессиональном становлении. Среди них работы психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.А. Кру-тецкого.
Все теории профессионального развития направлены на предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.
Проблема профессионального самоопределения и профессионального самосознания актуальна для молодежи, живущей в современном обществе, особенно в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынужденно меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Прежде всего, это обесценивание в нашем обществе честного, квалифицированного труда, что является следствием глобальной проблемы - отсутствия на данном этапе развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека.
Однако существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему широкие возможности профессиональной адаптации.
Необходимо отметить разницу в подходе молодых людей к профессиональному самоопределению в крупных городах и в малых населенных пунктах. Отличительной чертой города является наличие у его жителей возможностей для выбора во всех сферах жизни, а население малых городов и поселений характеризуется, как правило, большей консервативностью и менее подвержено активным изменениям. Суще-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
ственное влияние на развитие упомянутой дифференциации оказывает сеть «Интернет», доступ к которой молодые люди имеют не в равной степени.
Абитуриенты ориентируются на ту картину взрослого мира, которую обрисовывают им родители и другие взрослые. Но сами взрослые, имеющие детей - подростков, абитуриентов, ограничены в знании современных профессий и требований рынка труда к современному специалисту.
Проблема ошибочного профессионального выбора негативно сказывается на экономике страны. Ошибки в выборе профессии приводят к раннему профессиональному выгоранию, снижению качества жизни индивида. Общество сталкивается с некомпетентностью кадров, общий технологический и инновационный уровень страны отстает от мирового, наблюдается отставание в количестве и качестве предпринимательских инициатив, не возникают прорывные технологии и инновационные проекты.
Резюмируя вышеизложенное, можем сказать, что становление нового типа трудовых отношений, необходимость непрерывно осваивать технологии, смена тенденций на рынке труда, разрыв институциональных связей между рынком труда и системами профориентации и профессиональной подготовки кадров обусловливают проблематику профессионального самоопределения современной российской молодежи.
Проблема заключается в ответе на вопрос: какие социально-психологические условия необходимо учитывать при организации сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи в возрасте 14-17 лет?
Для ответа на данный вопрос было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения молодежи в возрасте 14-17 лет.
Объектом исследования выступила учащаяся молодежь в возрасте 14-17 лет как социально-демографическая группа и как будущий субъект рынка труда.
Предмет исследования - условия профессионального самоопределения молодежи в искомой возрастной группе.
Целью исследования явилось определение психологических условий самоопределения современной молодежи, таких, как знание тенденций рынка труда, внутренняя готовность адаптироваться к изменениям рынка труда, ценностные ориентации, определяющие профессиональное самоопределение.
Мы предположили, что географический фактор, а именно проживание в крупном или
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
малом населенном пункте, является детерминирующим в профессиональном самоопределении молодежи 14-17 лет. Он определяет такие аспекты профессионального самоопределения, как агенты влияния на выбор профессии, ценностные ориентации в отношении карьеры, приоритеты в выборе профессии, источники информации о профессиях, понимание актуальных тенденций современного рынка труда.
В исследовании приняли участие 12 педагогов из г. Москвы и семь педагогов из других регионов, 41 родитель из г. Москвы и 24 родителя из других регионов, 68 школьников из г. Москвы и 40 школьников из регионов.
Методами эмпирического исследования стали: анкетирование школьников, их родителей и экспертный опрос педагогов.
Исследование проводилось в три этапа: 1-й этап - анкетирование школьников, которое проводилось в школе во время урока; 2-й этап -анкетирование родителей; 3-й этап - экспертный опрос преподавателей, который проводился в школах.
Исследование показало, что школьники из Москвы, активно пользуясь глобальной сетью «Интернет», более осведомлены о тенденциях развития рынка труда, о факте изменений сути и содержания профессий. Однако, столкнувшись с большим количеством информации, московская молодежь испытывает информационную перегрузку. Это, помимо прочего, выражается в том, что молодые люди чаще называют сферу деятельности, в которой хотели бы реализоваться, а не конкретные специальности и профессии. Молодежь, проживающая в регионах, значительно реже пользуется Интернетом и в аспекте профессионального самоопределения в большей степени ориентируется на семейный опыт планирования карьеры, а также советы взрослых из своего ближайшего окружения - родителей, родственников и педагогов. Они называют именно профессии в качестве своего выбора, однако среди выбранных ими профессий не встречаются специальности-драйверы будущего.
Можно готовить о высокой степени актуа-лизированности молодежи из Москвы. Молодые люди демонстрируют те ценности и установки, которые соответствуют логике и ожиданиям рынка труда будущего: речь идет о готовности к предпринимательской деятельности, к непрерывному образованию, к смене профессии несколько раз в течение жизни, к нестандартным формам занятости. Именно эти ценности и установки мало выражены у респондентов из регионов.
Школьники и родители обеих категорий респондентов обратили внимание на то, что им остро не хватает информации о востребованности профессий для принятия решений. При этом психологическая напряженность в контексте востребованности у москвичей связана с большим количеством неупорядоченной информации о возможностях реализации, а у жителей регионов - с текущим состоянием рынка труда, который характеризуется недостаточным количеством рабочих мест. Обе категории респондентов выражают потребность в помощи взрослых в вопросах профессионального самоопределения. Родители, в свою очередь, тоже высказали потребность в умении прогнозировать востребованность той или иной профессии.
Молодые люди из Москвы ценят интересную работу, не рутинное занятие, которое дает возможность реализовать себя. Их сверстники из регионов говорят о ценности стабильного работодателя, который позволит им обрести должный материальный уровень.
Анкетирование родителей показало, что родители молодых людей из Москвы довольно хорошо ориентируются в современных тенденциях рынка труда. Однако они испытывают затруднения в прогнозировании успешного выбора профессии своего ребенка. Родители молодых людей, проживающих в регионах, не осведомлены о современных тенденциях на рынке труда и в наименьшей степени отмечают важность ИТ-сферы как двигателя всех социально-экономических процессов мира в будущем. Исходя из этого для них императивными становятся сферы, в ретроспективе считающиеся стабильными, например профессии, связанные с государственным и муниципальным управлением. В обоих случаях были замечены расхождения в ответах родителей, детей и преподавателей относительно психологических аспектов выбора профессии, что говорит о несогласованности процесса профессионального самоопределения среди важнейших акторов этого процесса.
В ходе исследования выяснилось, что преподаватели из Москвы реализуют различные форматы профориентационных мероприятий, при этом они не объединены в систему методов и технологий, что негативно сказывается на их эффективности. Характеристики, которые дают преподаватели молодым людям, совпадают с выводами по итогам анкетирования школьников. Мы можем констатировать, что преподаватели хорошо понимают психологические условия профессионального самоопределения школьников, но одновременно с этим они при-
дают данным характеристикам негативную коннотацию, что снижает эффективность профори-ентационной работы в школе.
В ходе опроса преподавателей удалось выяснить, что в регионах отсутствуют полноценные структуры по проведению профориентаци-онных мероприятий, а если где-то они и есть, то в связи с отсутствием коммуникации по модели «педагог - родитель» происходит окончательное разрушение их ключевого функционала.
Таким образом, предположение, что географический фактор (проживание в крупном или малом городе) является детерминирующим в процессе выбора профессии молодежью 14-17 лет, полностью подтверждается. Выявленная дифференциация между крупными и малыми городами в контексте рассматриваемой темы действительно существует и оказывает значительное влияние на принятие молодыми людьми в возрасте 14-17 лет тех или иных решений в отношении своего карьерного будущего.
Исследование показало, что в обществе существует запрос на новую методологию принятия решения относительно профессионального будущего молодого человека, вовлекающую в процесс школьников и значимых для них агентов влияния. Таким образом, следует актуализировать взаимодействие ребенка, родителей и педагогов с целью рассмотрения и определения всех возможностей развития системы профори-ентационных мероприятий и уточнения механизмов профессионального самоопределения молодежи и как процесса, и как результата.
По итогам проведенного исследования разработан и предложен ряд практических рекомендаций, адресатами которых являются в первую очередь родители подростков, которым предстоит сделать выбор в пользу освоения той или иной профессии, что определило новизну и практическую значимость исследования. Например, сформулирована позиция автора о том, что родителям необходимо сформировать актуальное понимание «востребованности» индивида в современном мире для того, чтобы эффективно транслировать его своим детям. Мы предлагаем применить проектный подход к процессу профессионального самоопределения. В ходе исследования была разработана проектная документация «Преобразование увлечения в профессию», включающая в себя такие пункты, как «Цели проекта», «Задачи проекта», «Стратегия», «Тактические шаги и методы проекта», «Бюджет проекта» и «Календарные план проекта».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
Список литературы:
[1] Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1999. № 5.
[2] Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2003. - 480 с.
[3] Пряжников Н.С. Активизирующая про-фконсультация: теория, методы, программы. М.: Академия, 2014. - 210 с.
[4] Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых: Учебное пособие для студентов. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн. 1. - 174 с.
[5] Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03. Ярославль, 2015. - 196 с.
Spisok literatury:
[1] Polyakov V.A. Professional'noe samoo-predelenie molodezhi // Pedagogika. 1999. № 5.
[2] Pryazhnikov N.S. Psixologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: Ucheb. posobie / N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikova. M.: Aka-demiya, 2003. - 480 s.
[3] Pryazhnikov N.S. Aktiviziruyushhaya profkonsul'taciya: teoriya, metody', programmy'. M.: Akademiya, 2014. - 210 s.
[4] Simonenko V.D. Obshhaya i profession-al'naya pedagogika / V.D. Simonenko, M.V. Retivy'x: Uchebnoe posobie dlya studentov. Bryansk: Izd-vo Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. Kn. 1. - 174 s.
[5] Cvetkova N.A. Professional'noe samoo-predelenie lichnosti na razny'x e'tapax stanov-leniya professionala: Diss. ... kand. psixol. nauk: 19.00.03. Yaroslavl', 2015. - 196 s.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ www. publish. law-books, ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; У первая корректура рукописи;
•Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; ■Sверстка рукописи;
S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018