Научная статья на тему 'Социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет'

Социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / асоциальные поступки / личностное развитие / духовно-нравственные ценности / стратегия профилактики / деструктивные игры в сети / цифровые коммуникации / кибербуллинг / психологическое воздействие / социальная активность / minors / antisocial behavior / personal development / spiritual and moral values / prevention strategy / destructive online games / digital communications / cyberbullying / psychological impact / social activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Мария Николаевна Рязанцева, Ирина Александровна Ржаницына

Рассматриваются как положительные, так и крайне отрицательные аспекты воздействия сети Интернет на социально-психологическое воспитание несовершеннолетних. Исходя из анализа ряда позиций вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет авторы рассматривают такие угрозы нормальному личностному развитию, как кибербуллинг, зависимость от гаджетов и доступ к неподходящим контентам, которые ведут к разрушению традиционных устоев и российских духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних, а как следствие к травмирующим последствиям. Определяются социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет, определяется необходимый системный подход в развитии нормативно-правовой основы, а также в деятельности субъектов, участвующих в данной профилактической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Мария Николаевна Рязанцева, Ирина Александровна Ржаницына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological conditions and strategies for preventing the involvement of minors in destructive games on the Internet

In the article, the authors consider both positive and extremely negative aspects of the impact of the Internet on the socio-psychological education of minors. Based on the analysis of a number of positions involving minors in destructive games on the Internet, the authors consider such threats to normal personal development as cyberbullying, dependence on gadgets and access to inappropriate content, which lead to the destruction of traditional foundations and Russian spiritual and moral values of minors, and as a consequence to traumatic consequences. The authors determine the socio-psychological conditions and strategies for preventing minors from engaging in destructive games on the Internet, determine the necessary systematic approach in the development of the regulatory framework, as well as in the activities of subjects involved in this preventive field.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет»

Научная статья УДК 37.015.31

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-176-180 EDN: https://elibrary.ru/YQZPHO NIION: 2018-0077-4/23-412 MOSURED: 77/27-024-2023-04-611

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры

в сети Интернет

Юлия Николаевна Сосиовская1, Мария Николаевна Рязанцева2, Ирина Александровна Ржаницына3

12'3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 lisenokl214@yandex.ru

2 ryazantseva.mashulya@bk.ru

3irina-makharinova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются как положительные, так и крайне отрицательные аспекты воздействия сети Интернет на социально-психологическое воспитание несовершеннолетних. Исходя из анализа ряда позиций вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет авторы рассматривают такие угрозы нормальному личностному развитию, как кибербуллинг, зависимость от гаджетов и доступ к неподходящим контентам, которые ведут к разрушению традиционных устоев и российских духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних, а как следствие к травмирующим последствиям.

Определяются социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет, определяется необходимый системный подход в развитии нормативно-правовой основы, а также в деятельности субъектов, участвующих в данной профилактической сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, асоциальные поступки, личностное развитие, духовно-нравственные ценности, стратегия профилактики, деструктивные игры в сети, цифровые коммуникации, кибербуллинг, психологическое воздействие, социальная активность

Для цитирования: Сосновская Ю. Н., Рязанцева М. Н., Ржаницына И. А. Социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 176-180. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-176-180. EDN: YQZPHO.

Original article

Socio-psychological conditions and strategies for preventing the involvement ofminors in destructive games onihe Internet

Yulia N. Sosnovskaya1, Maria N. Ryazantseva2, Irina A. Rzhanitsyna3

12 3 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 lisenokl214@yandex.ru

2 ryazantseva.mashulya@bk.ru

3 irina-makharinova@mail.ru

Abstract. In the article, the authors consider both positive and extremely negative aspects of the impact of the Internet on the socio-psychological education of minors. Based on the analysis of a number of positions involving minors in destructive games on the Internet, the authors consider such threats to normal personal development as cyberbullying, dependence on gadgets and access to inappropriate content, which lead to the destruction of traditional foundations and Russian spiritual and moral values of minors, and as a consequence to traumatic consequences.

The authors determine the socio-psychological conditions and strategies for preventing minors from engaging in destructive games on the Internet, determine the necessary systematic approach in the development of the regulatory framework, as well as in the activities of subjects involved in this preventive field.

© Сосновская Ю. H., Рязанцева M. H., Ржаницына И. A., 2023 176 PEDAGOGICAL SCIENCES

Keywords: minors, antisocial behavior, personal development, spiritual and moral values, prevention strategy, destructive online games, digital communications, cyberbullying, psychological impact, social activity

For citation: Sosnovskaya Yu. N., Ryazantseva M. N., Rzhanitsyna I. A. Socio-psychological conditions and strategies for preventing the involvement of minors in destructive games on the Internet // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):176-180. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-176-180. EDN: YQZPHO.

Охрана детства и юношества является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации как социального, демократического государства. Асоциальное поведение несовершеннолетних не только препятствует их личностному нормальному развитию и функционированию, но и приводит к разрушению ценностных устоев общества, так как на смену старшему поколению приходит младшее, не способное уважать интересы общества, а также российские традиции и духовно-нравственные ценности. Развитие и нормальное функционирование несовершеннолетних в социуме является проблемой, к которой приковано внимание каждого развитого государства.

Отметим, что сеть Интернет стала неотъемлемой частью современного общества, а, следовательно, ее влияние на развитие несовершеннолетних становится все более значительным. Для детей и подростков, родившихся и выросших в эпоху цифровых технологий, Интернет является мощным источником информации, развлечений, общения и образования. Однако вместе с положительными аспектами Интернета существуют и негативные стороны, которые могут оказать серьезное воздействие на молодое поколение. Развитие современных технологий и доступ к Интернету ставят перед обществом, родителями, а в целом и государством новые вызовы и обязанности в обеспечении безопасного и полезного использования онлайн-ресурсов детьми и подростками.

Актуальность по решению вопроса о безопасности молодого поколения возникла еще в конце прошлого века, когда процесс внедрения «Всемирной паутины» в жизни людей только начинался, что было обусловлено рядом социально-психологических условий, способствующих необходимости урегулирования их на уровне государства. Наиболее актуальными стали следующие аспекты. Во-первых, это прежде всего социальное давление на несовершеннолетнего, так как подростки могут чувствовать влияние сверстников, в том числе и в онлайн-сообществах, которые навязывают определенные действия для того, чтобы доказать свою смелость и принадлежность к какой-либо определенной группе. Во-вторых, недостаток внимания и поддержки со стороны родных и близких несовершеннолетнего, тяжелый переходный возраст, способствующий исследованию собственной личности, наделенный формирующейся психикой и мировоззрением - является одной из самых значимых и часто распространенных социально-психологических причин. Чаще всего несовершеннолетние чувствуют себя незамеченными и недооцененными в том окружении, в котором находятся, ищут определенную сферу деятельности, которая принесет им признание, даже при условии, что это связано с риском. Следовательно, неосведомленность о потен-

циальных опасностях и последствиях участия в деструктивных действиях, недостаток навыков решения проблем и нестабильность стрессоустойчивости приводят к травмирующим последствиям. Таким образом, несовершеннолетние чаще всего вовлекаются как самостоятельно, так и с помощью взрослых - агитаторов в опасные формы «самоутверждения» и разрушительные для неустойчивой подростковой психики способы привлечения внимания, что связано с проблемами в семейных отношениях, излишней опекой или недостатком внимания со стороны родителей несовершеннолетних, а также их законных представителей.

На сегодняшний день самым распространенным способом воздействия на психику несовершеннолетнего является сеть Интернет. Как уже отмечалось ранее, в эру цифровых коммуникаций дети имеют возможность общаться, учиться и развиваться в онлайн-сре-де, в которой порой их подстерегают угрозы, ведущие к распространению деструктивного поведения среди не совершенно летних:

- кибербуллинг, включающий в себя комплекс злонамеренных действий: угрозы, оскорбления и домогательства в сети Интернет, которые могут серьезно повлиять на психическое здоровье подростков;

- зависимость от гаджетов, которая чаще всего приводит к полной изоляции от реальной жизни и, как следствие, способствует возникновению коммуникационных проблем несовершеннолетнего в семье и с близким кругом общения;

- доступ к неподходящему контенту, который наделен элементами насилия, экстремизма, порнографии, а также иными материалами, приводящими к травмирующим последствиям нарушения детской психики;

- недостаток конфиденциальности и безопасности в сети Интернет. Безусловно, в период роста противоправных деяний в коммуникационной сети именно несовершеннолетние, в результате своей интернет-активности, могут стать жертвами сбора личной информации, которая в последствии используется для совершения противоправных деяний в отношении них;

- влияние социальных сетей на несовершеннолетних, являющееся отдельной угрозой в сети Интернет. За последние несколько десятилетий использование онлайн-платформ, направленных на коммуникацию с миром, создают давление на подростков в поиске одобрения и виртуальной известности, что приводит к деструктивным действиям.

В соответствии с вышеизложенным отметим, что на сегодняшний день наиболее уязвимым объектом для информационно-психологического воздействия являются несовершеннолетние [3]. Об этом свидетельствуют не только исследования психологов, но и статистические данные, предоставленные официальным

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

177

сайтом МВД России и Следственным Комитетом Российской Федерации. В 2016 году происходит резкий рост противоправных деяний с использованием сети Интернет в отношении несовершеннолетних, а самым распространенным последствием таких правонарушений становится совершение (попытки совершения) суицидов подростками, киберпреступность в отношении которых возросла [4]. Все это способствует закреплению на законодательном уровне приоритетных задач и основных направлений деятельности, которые государством необходимо реализовывать с целью недопущения распространения психологического воздействия на порастающее поколение. Наиболее ярким примером, подтверждающим данный аспект является издание и утверждение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации», в соответствии с которым, в связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде в отношении несовершеннолетних увеличивается [2]. Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность [2].

На сегодняшний день деструктивное информационное воздействие на детей оказывается с помощью социальных сетей, в которых функционируют несколько тысяч сообществ, игр с несовершеннолетними участниками, а также подготовленными манипуляторами, которые пропагандируют деструктивные формы поведения, а в частности: агрессию, употребление запрещенных веществ и препаратов, террористические и экстремистские идеи и иные аспекты, склоняющие подростков к депрессивному состоянию и как следствие к суицидальным мыслям.

Деструктивные игры в сети Интернет - это вид компьютерных и онлайн-игр, которые могут оказывать негативное воздействие на психическое и физическое Здоровье участников, а также на их социальное взаимодействие. Эти игры часто характеризуются зависимостью, чрезмерным насилием и агрессией, а также отрывом от реальной жизни.

Необходимо понимать опасность таких игр. Деструктивные игры, которые включают в себя насилие и жестокость, чаще всего приводят к агрессивному поведению и дегуманизации. Не менее важным является зависимость от этих игр. Многие деструктивные игры разработаны так, чтобы удерживать игроков внутри игры, создавая зависимость и затрудняя выход. Игровые чаты, которые могут стимулировать и агрессивное общение, в результате которого игроки подвергаются риску столкновения с кибербуллингом, способствуют отрыву их от реальности [5]. Практически всегда де-

структивные игры приводят к снижению физической активности и уровня здоровья, а также определенным социальным последствиям, например, отношения в семье, с близкими людьми и сверстниками.

На сегодняшний день вовлечение несовершеннолетних в деструктивные сообщества - аналог вовлечения детей в наркотическую зависимость (психологическую, физическую) и другие виды зависимости. Деструктивные игры в зависимости от характера воздействия на психику человека классифицируются на следующие виды: экстремистские - игры провоцируют беспорядки, террористические акции; сектантские - имеющие свое учение и свою практику; ауто-агрессивные - то есть осознанное причинение вреда собственному телу - самым распространенным случаем такой игры следует считать общество «Синий кит», получившее свое распространение в 2016-2017 годах, в результате деятельности которого под психологическим влиянием оказались более тысячи представителей подрастающего поколения [6]; псевдокриминальные - распространяющие криминальную романтику [7]. Отметим, что в данных деструктивных играх еще слабо сформировавшаяся личность подростка разрушается через воздействие на его психику, в связи с этим вербовщики и обращают внимание на комплекс социально-психологических особенностей данной возрастной категории, таких, как: несформированная и неустойчивая психика, повышенная восприимчивость, затруднения во взаимодействии с окружающими, сложные жизненные ситуации, отсутствие должного воспитания и ограниченное для своего возраста образование, а также низкая самооценка [5].

На основании вышеизложенного необходимо совершенствовать и четко выстраивать систему профилактики асоциального и неправомерного поведения среди несовершеннолетних и в отношении их. Такая система должна быть сосредоточена на формировании социально-психологических и педагогических условий, способствующих предотвращению противоправных деяний в сети Интернет, совершаемых как самими подростками, так и в отношении их, что снизит уровень негативных последствий в результате вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры, которые чаще всего приводят к суицидальному поведению. Особо важно рассмотреть и регламентировать вопросы, касающиеся профилактики вовлечения несовершеннолетних в разрушительные для физического и психологического состояния игры в рамках обеспечения информационной безопасности детей как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Об этих аспектах свидетельствует и ранее упомянутая Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, основные положения которой регламентируют следующее:

- стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия» [2];

- силами, в рамках которой будет реализована задача по развитию безопасного информационного пространства, защите российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, признается сочетание государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи [2].

Следовательно, государство и общество ставят перед собой следующие важные задачи в области обеспечения информационной безопасности детей:

- повышение осведомленности детей в вопросах информационной безопасности и формирование у них навыков ответственного поведения в цифровом мире;

- совершенствование мер обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с государственной политикой по сохранению традиционных ценностей;

- защита детей от вредного информационно-психологического воздействия извне и борьба с деятельностью, нарушающей традиционные ценности;

- улучшение методов обнаружения и предотвращения распространения вредной информации;

- усовершенствование мер первичной профилактики противоправного поведения подростков и укрепление воспитательных программ в образовательных организациях;

- гарантирование безопасности персональных данных детей в интернете;

- воспитание уважения к традиционным ценностям и нравственному развитию

- укрепление семейных ценностей и понимания семейных отношений и т. д.

Таким образом, обозначенные задачи способствуют к выработке концепций и стратегий, направленных на недопущение неправомерного воздействия на детей, одним из которых является профилактика. Профилактика вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет подразумевает под собой комплекс мер и действий государства и общества, направленных на предотвращение распространения среди подросткового поколения недопустимого асоциального поведения, возникшего в результате психологического влияния со стороны вербовщиков на просторах Интернета, оказывающего негативное воздействие на психологическое и физическое здоровье, социальную адаптацию и общественное поведение подростка. На сегодняшний день во всех образовательных организациях нашей страны в тесном взаимодействии с органами государственной власти в лице территориальных органов МВД России (подразделений по делам несовершеннолетних) сформированы основные направления проведения профилактических мероприятий, куда входят и проведение профилактических и воспитательных часов для информирования подросткового поколения о потенциальных опасностях онлайн-игр, и обучение навыкам критического мышления, и обязательное предоставление родителям сведений о том, как обеспечить безопасное и психически здоровое онлайн-про-странство для своих детей, и иные направления. Следовательно, профилактические мероприятия наделены

комплексным характером, объединяющим усилия образовательных учреждений, родителей, профессионалов и органов государственной власти, что способствует эффективности достижения поставленных перед государством и обществом задач в области обеспечения информационной безопасности детей.

Стоит отметить, что социально-психологические условия и стратегии профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет являются критически важными и актуальными в обеспечении безопасности и их здорового развития. Информационная среда как предоставляет огромные возможности, так и несет определенные риски, которые в частности касаются деструктивных контентов и игр, оказывающих негативное физическое и психологическое воздействие на определенные уязвимые категории граждан. Стратегии по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации должны включать в себя: образовательные программы, направленные на повышение осведомленности и критического мышления среди детей, а также обеспечение поддержки и информирования родителей; программы по защите детей от вредного воздействия онлайн-мира; мониторинг вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет, своевременное обнаружение данных актов; программы по предотвращению потенциальных проблем в данной сфере. Совершенствование и разработка системы профилактики вовлечения несовершеннолетних в деструктивные игры в сети Интернет - это сложная, многогранная задача, требующая усилий общества и всего государства в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р» // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).

3. Лазарева, И. Ю. Профилактика деструктивного информационно-психологического воздействия на молодежь в сети Интернет / И. Ю. Лазарева II Педагогика в правоохранительных органах. 2021. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-destruktivnogo-informatsionno-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-molodezh-v-seti-internet/viewer (дата обращения: 15.10.2023).

4. Количество расследований по киберпреступле-ниям в Российской Федерации II Российская газета. 2023. № 9116.

5. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные группы через сеть Интернет II URL: Ьйр://МВД. РФ (дата обращения: 15.10.2023).

!СКИЕ НАУКИ 179

6. Клейберг, Ю. А «Деструктивная интернет-игра «Синий кит» как девиантологический феномен: постановка проблемы» / Ю. А. Клейберг // Пензенский психологический вестник. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/destruktivnaya-internet-igra-smniy-kit-kak-deviantologicheskiy-fenomen-postanovka-problemy (дата обращения: 15.10.2023).

7. Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет // URL: https://55tal. uralschool.ru/site/pub?id=610 (дата обращения: 15.10.2023).

Bibliographic list

1. Federal Law № 120-FZ of 24.06.1999 «On the basics of the system for the prevention of neglect andjuvenile delinquency» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. № 26. Art. 3177.

2. Order of the Government of the Russian Federation № 1105-r of 28.04.2023 «On the approval of the Concept of information security of children in the Russian Federation and recognition as invalid by virtue of the Decree of the Government of the Russian Federation № 2471-r dated

02.12.2015» // URL: http://pravo.gov.ru (date of request: 10/15/2023).

3. Lazareva I. Y. Prevention of destructive informational and psychological impact on young people on the Internet / I. Y. Lazareva II Pedagogy in law enforcement agencies. 2021. URL https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-destruk-tivnogo-informatsionno-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-molodezh-v-seti-internet/viewer (accessed: 10/15/2023).

4. Number of cybercrime investigations in the Russian Federation II Rossiyskaya Gazeta. 2023. № 9116.

5. Prevention of youth involvement in destructive groups via the Internet II URL: http://MB^ .RF (date of application: 10/15/2023).

6. Kleiberg. Yu. A. «Destructive Internet game «Blue Whale» as a deviantological phenomenon: problem statement» / Yu. A. Kleiberg II Penza Psychological Bulletin. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnaya-in-ternet-igra-smniy-kit-kak-deviantologicheskiy-fenomen-postanovka-problemy (date of application: 10/15/2023).

7. Prevention of students' involvement in destructive groups via the Internet II URL: https://55tal.uralschool.ru/ site/pub?id=610 (accessed: 10/15/2023).

Информация об авторах

Ю. H. Сосновская - доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент;

M. Н. Рязанцева - курсант международно-правового факультета;

И. А. Ржаницына - научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы.

Information about the authors

Yu. N. Sosnovskaya - Associate Professor of the Department of Administrative Law, Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLaw, Associate Professor;

M. N. Ryazantseva - Associate Professor of the Department of Administrative Law, Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLaw, Associate Professor.

I. A. Rzhanitsyna - Researcher of the Educational and Scientific Complex ofForensic Examination.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.12.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 04.12.2023; approved after reviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.