Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧАЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ИНЫЕ ОПАСНЫЕ ГРУППЫ'

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧАЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ИНЫЕ ОПАСНЫЕ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
459
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РИСКИ / УГРОЗЫ / ИНТЕРНЕТ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна, Калинина Наталья Валентиновна

Нарастающие темпы цифровизации современного общества и проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, с одной стороны предоставляют многочисленные возможности, с другой стороны приводят к возникновению и развитию новых рисков и угроз, связанных с деструктивным влиянием сети интернет. Острота проблемы распространения интернет-рисков и угроз на современном этапе, относительная новизна и недостаточная разработанность научно-методического обеспечения для ее решения, задачи по обеспечению эффективности профилактической деятельности в данной сфере определили актуальность нашей исследовательской работы. В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа состояния проблемы интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы в образовательных организациях; выявлены эффективные отечественные и зарубежные практики осуществления профилактической деятельности; определены принципы организации работы в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообщества и группы. На основании полученных результатов разработана модель деятельности педагога-психолога образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы. Модель предназначена для реализации педагогами-психологами образовательных организаций в пропедевтико-профилактической работе с несовершеннолетними в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOR BASED SAFETY OF MINORS IN THE FIELD OF PREVENTING INTERNET RISKS AND THREATS OF LIFE AND INVOLVEMENT IN EXTREMIST AND OTHER VIOLENT GROUPS

The mounting pace of digitalization of contemporary society and penetration of information technology in all areas of social life, along with numerous opportunities, lead to the emergence and development of new risks and threats associated with the destructive influence of the Internet. The severity of the problem of the spread of Internet risks and threats at the present stage, the relative novelty and insufficient development of scientific and methodological support for its solution, the objectives of ensuring the preventive activity effectiveness in this area have determined the topicality of our research work. The paper contains the results of a theoretical and methodological analysis of the state of the problem concerning Internet risks and life threats, including involvement in extremist and other violent groups in educational institutions. Effective domestic and foreign practices for the implementation of preventive activities have been identified. The principles of work in the field of preventing Internet risks among minors, including life threats, Internet addictions, involvement in extremist and other violent communities and groups have been outlined. Based on the results obtained, the activity model of an educational psychologist of educational institutions has been developed in the field of preventing Internet risks of and life threats, involvement in extremist and other violent groups. The model is intended for psychologists working in educational institutions for the purpose of implementing measures in propaedeutic and preventive activity with minors to prevent Internet risks and life threats, including their involvement in extremist and other violent groups and communities.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧАЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ИНЫЕ ОПАСНЫЕ ГРУППЫ»

В.Б. Салахова, Н.В. Калинина

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧАЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ИНЫЕ ОПАСНЫЕ ГРУППЫ *

Аннотация

Нарастающие темпы цифровизации современного общества и проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, с одной стороны предоставляют многочисленные возможности, с другой стороны приводят к возникновению и развитию новых рисков и угроз, связанных с деструктивным влиянием сети интернет. Острота проблемы распространения интернет-рисков и угроз на современном этапе, относительная новизна и недостаточная разработанность научно-методического обеспечения для ее решения, задачи по обеспечению эффективности профилактической деятельности в данной сфере определили актуальность нашей исследовательской работы. В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа состояния проблемы интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы в образовательных организациях; выявлены эффективные отечественные и зарубежные практики осуществления профилактической деятельности; определены принципы организации работы в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообще-

V. Salakhova, N. Kalinina

BEHAVIOR BASED SAFETY OF MINORS IN THE FIELD OF PREVENTING INTERNET RISKS AND THREATS OF LIFE AND INVOLVEMENT IN EXTREMIST AND OTHER VIOLENT GROUPS

Abstract

The mounting pace of digitalization of contemporary society and penetration of information technology in all areas of social life, along with numerous opportunities, lead to the emergence and development of new risks and threats associated with the destructive influence of the Internet. The severity of the problem of the spread of Internet risks and threats at the present stage, the relative novelty and insufficient development of scientific and methodological support for its solution, the objectives of ensuring the preventive activity effectiveness in this area have determined the topicality of our research work. The paper contains the results of a theoretical and methodological analysis of the state of the problem concerning Internet risks and life threats, including involvement in extremist and other violent groups in educational institutions. Effective domestic and foreign practices for the implementation of preventive activities have been identified. The principles of work in the field of preventing Internet risks among minors, including life threats, Internet addictions, involvement in extremist and other violent communities and groups have been outlined. Based on the results obtained, the activity model of an educational psychologist of

ства и группы. На основании полученных результатов разработана модель деятельности педагога-психолога образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы. Модель предназначена для реализации педагогами-психологами образовательных организаций в пропе-девтико-профилактической работе с несовершеннолетними в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.

Ключевые слова:

безопасное поведение, риски, угрозы, интернет, профилактика, девиантное поведение, несовершеннолетние, образовательные организации.

educational institutions has been developed in the field of preventing Internet risks of and life threats, involvement in extremist and other violent groups. The model is intended for psychologists working in educational institutions for the purpose of implementing measures in propaedeutic and preventive activity with minors to prevent Internet risks and life threats, including their involvement in extremist and other violent groups and communities.

Key words:

safe behavior, risks, threats, the Internet, prevention, deviant behavior, minors, educational institutions.

* Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы (НИР 0006-2020-0001)

Проблемы подростковой девиантности и асоциального поведения являются ключевыми вопросами, на решение которых направлены усилия политического, научного и общественного сообщества Российской Федерации. В настоящее время наиболее злободневными признаются проблемы, так или иначе связанные с риском вовлечения подростков в правонарушающую деятельность, как в качестве правонарушителей, так и жертв.

Помимо этого, вопросы благополучия различных сред существования подростка - семейной и школьной, в частности, признаются экспертным сообществом, требующими пристального внимания к своим проблемам. К проблемам неблагополучия школьной среды относятся явления школьной травли (буллинга) и школьной жестокости, принимающей формы одиночных актов агрессии. Термин «одиночные акты агрессии» не предполагает, что они не могут повторяться и, уж тем более он не означает их меньшей социальной опасности. Просто, в отличии от буллинга, например, одиночные акты агрессии могут повторяться одним и тем же агрессором, но будут направлены на различные объекты агрессии. К одиночным актам агрессии относятся также и экстремальные случаи вооруженного нападения, с трагическими последствиями со значительных числом убитых и раненных.

Не менее остро стоит на повестке дня и проблема детских и подростковых суицидов. По сути, суициды есть особый вид деструктивного поведения, в основе которого лежит аутоагрессия, саморазрушающее поведение.

Проблема употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь) детьми и подростками, увы, не теряет своей актуальности многие годы.

Социальная ситуация развития современного подростка в России предполагает активное присутствие представителей молодого поколения в сети интернет. В связи с этим многие риски, существовавшие и ранее, приобретают новые формы, становясь в гораздо большей степени скрытыми и зачастую неидентифицируемыми со стороны взрослых, осуществляющих воспитательную и образовательную деятельность. В первую очередь здесь, конечно, следует назвать такие социальные институты как школа (педагоги) и семья (родители).

Указанная проблема ставит задачу профилактики и вмешательства в онлайн-пространстве как самостоятельную проблему, но касающуюся всех факторов риска подростковой девиантности и делинквентности.

Отмеченные выше виды и формы девиантности и делинквентности представляют собой острые общественные проблемы и являются актуальными вызовами для системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в Российской Федерации.

Однако в связи с нарастающими темпами цифровизации во всех областях социальной жизни, проблема безопасности несовершеннолетних от интернет-рисков и угроз приобрела особую актуальность и значимость.

На сегодняшний день каждый человек, в том числе и ребенок, использует сеть интернет. Интернет плотно вошел во все сферы социальной жизни человека. Однако риски и угрозы, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние в сети интернет многогранны и разнообразны. Помимо развития интернет-зависимостей, риска стать жертвой экономических мошенников в Сети, сегодня набирают обороты новые угрозы. Характер новых рисков и угроз, связан с различными коммуникациями в сети интернет. Они оказывают целенаправленное разрушающее воздействие на психику несовершеннолетнего и приводят к возникновению проблем, связанных с вовлечением детей и подростков в закрытые сообщества, включая экстремистские и террористические; массовыми суицидальными актами обучающихся; проблемами буллинга, мо-бинга, груминга в сети интернет и др. Высочайшие темпы распространения

перечисленных проблем, требуют особого внимания и незамедлительного принятия мер противодействия данным угрозам и рискам [9, с. 134-138].

Государственные институты активно развивают и внедряют систему мероприятий юридического характера, с целью усиления контроля за распространяемой информацией, ограничения и запрещения распространения опасных контентов в сети интернет. Однако как показывает практика распространения суицид идеологии среди детей и подростков, проявлений экстремистской и террористической направленности, только запретительные способы воздействия не смогут обеспечить гарантию полной защиты несовершеннолетних от деструктивного влияния сети интернет. Очевидно, что крайне важна и необходима организация комплексной и целенаправленной психолого-педагогической профилактики отрицательного влияния интернет-активности, обеспечивающей гармоничное и безопасное психическое и психологическое развитие детей и подростков, гармоничное развитие их личности, а также полноценную социализацию. Такого рода психолого-педагогическая профилактика должна объединять усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, а также в своей основе содержать совместную деятельность образовательных организаций и семьи [23, с. 199-216].

Значимая роль в профилактической работе принадлежит педагогу-психологу образовательной организации. Достижение главной цели его деятельности - создания условий для сохранения и укрепления психологического здоровья и обеспечения благополучия детей и подростков, предполагает профилактику негативных и опасных тенденций в качестве одного из основных направлений работы.

Принимая во внимание тот факт, что факторы риска интернет-пространства являются сравнительно новым видом угроз для социальной адаптации и социализации детей и подростков, научно-методического обеспечения для организации профилактической деятельности пока представлено недостаточно.

Теоретико-методологический анализ проблемы показал, что в основной своей части в психологической науке и практике представлены результаты исследований особенностей интернет-аддикций, а также факторов и причин их возникновения и развития [5; 12, с. 970-973; 16, с. 19-33]. Небольшое количество исследований посвящены изучению вопросов представлений детей и родителей об интернете и интернет-технологиях, о способах и механизмах защиты в интернет-пространстве [20, с. 26-33; 18, с. 60-66).

Однако необходимо отметить, что степень внимания науки к данной проблеме, степень ее разработанности в психологической науке и практике не соответствуют скорости распространения рисков и угроз, их многообразию и уровню их деструктивного влияния.

Таким образом, на сегодняшний день остро стоит проблема необходимости подготовки научно-методической обоснования для организации профилактической деятельности, направленной на предупреждение распространения интернет-рисков и угроз среди детей и подростков. В частности, необходимы теоретические и эмпирические исследования проблемы отношения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к интернет-рискам, характера столкновения с рисками, анализ опыта образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков. Результаты данных исследований позволят конкретизировать существующие проблемы в сфере профилактики интернет-рисков и угроз, определить векторы развития профилактической деятельности, обобщить и изучить эффективный опыт и продуктивные практики.

За последнее десятилетие набирающие темпы развития интернет-технологий привели к тому, что угрозы и риски из повседневной социальной жизни переместились в онлайн среду, превратившись в интернет-риски. Основываясь на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (1983, 1984) можно утверждать, что интернет-пространство представляет собой «орудие» усвоение опыта ребенком в социальной среде развития [6; 7]. Интернет-пространство, таким образом, представляет собой зону ближайшего развития для ребенка, в котором создаются трудные онлайн ситуации, требующие преодоления в процессе развития [21, с. 39-51]. Для определения направлений профилактической работы с несовершеннолетними требуется определение категорий групп риска данного интернет-пространства.

Проведенный теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме интернет-рисков и угроз позволил выделить наиболее распространенные:

- угрозы, связанные с психологическим, психофизиологическим и физическим здоровьем из-за длительного пребывания в сети интернет;

- угрозы, связанные с деструктивным влиянием «опасных» сайтов (сайты, пропагандирующие суицид-идеологию, сайты экстремистской и террористической направленности);

- угрозы, связанные с влиянием онлайн-игр, в результате которого развивается интернет зависимость (интернет-аддикция);

- угрозы, связанные с онлайн мошенничеством (потребительские риски) или кибер-вымогательством.

Длительное пребывание в сети интернет оказывает влияние на физическое здоровье несовершеннолетних и провоцирует нарушение таких систем как:

- зрительная: появление «компьютерного зрительного синдрома» - состояния, при котором снижается острота зрения, появляются болевые зрительные ощущения и покраснения;

- опорно-двигательного аппарата: появление «туннельного синдрома» - нарушение, проявляющегося болью в запястье [29] нарушение осанки и возможность искривления позвоночника;

- нервной системы: объем и качество информации истощают и утомляют нервную систему подростка.

Свободный доступ к интернету приводит к возникновению рисков получения несовершеннолетними запрещенной информации с различных интернет-ресурсов. Опасные интернет-ресурсы, содержащие деструктивную информацию, относятся к контентным рискам.

Контентные риски представляют собой различный материал (картинки, видеофайлы, аудиофайлы, тексты и др.), включающий насилие, агрессию, порнографию, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду суицид-идеологии и много другое [19, с. 105-114; 21, с. 39-51; 18, с. 60-66].

Кроме того, следует отметить категорию коммуникационных рисков. Данные риски включают в себя общение с незнакомыми людьми, преследующими собственные цели и совершающими противоправные действия в сети интернет. Виртуальные риски предполагают установление незаконного контакта с несовершеннолетним, следствием которого могут быть опасные виртуальные преступления: кибердомогательство и кибергруминг.

Кибердомогательство - это действия и поступки человека в сети интернет, наносящие вред другому лицу и нарушающие неприкосновенность частной жизни.

Кибергруминг представляет собой действия и поступки человека в сети интернет, направленные на установление дружеских отношений с несовершеннолетним. Целью установления данных отношений является совершение развратных действий в отношении лиц несовершеннолетнего возраста в сети

интернет путем шантажа, угрозы, использования материальной или иной зависимости несовершеннолетнего.

Также распространенным риском для детей и подростков в сети интернет является киберпреследование (или кибербуллинг). Кибербуллинг или интернет-травля включает в себя совершения различных действий и поступков с помощью интернет-сервисов, направленных на преследование пользователя сообщениями, содержащими сексуальные домогательства, сообщениями оскорбительного и агрессивного содержания.

К категории наиболее опасной группы рисков, способной массово воздействовать на психику и сознание несовершеннолетних, относится риск вовлечения несовершеннолетних в опасные социальные группы и сообщества. Высокая степень серьезности и тяжести последствий от вовлечения несовершеннолетних в подобные социальные группы и общества обусловлена тем, что экстремизм наиболее распространен именно в среде детей и подростков. Подростковый возраст - это особый этап развития личности, в ходе которого формируются качественно новые психические новообразования, являющиеся определяющим условием для становления личности в период ее социализации. Таким образом, психика подростка, находящегося на этапе формирования, развития и становления претерпевает качественные изменения и наиболее подвержена влиянию из вне. Кроме того, подростковый возраст характеризуется тем, что референтной личностью для несовершеннолетнего перестает быть родитель или педагог, а появляется новый значимый взрослый. Ведущим видом деятельности, в ходе которой происходит развитие в подростковом возрасте, на смену учебной приходит общение со сверстниками. Зачастую референтной личностью для подростка становится представитель социально-опасного интернет-сообщества, а общение со сверстниками заменяется общением в Сети с членами данной группы. Исходя из сказанного, именно подростки являются наиболее подверженной группой риска для вовлечения в опасные социальные группы и сообщества.

Проблема экстремизма и радикализации является сложным явлением. Для профилактики данных угроз необходимо, чтобы система образования предоставляла условия и возможности для развития критического суждения у несовершеннолетних с целью развития способности к ранжированию информации в сети интернет. Для достижения данных целей необходимо, чтобы школы являлись безопасной поликультурной средой обучения, предос-

тавляющей возможность учащимся открыто обсуждать политические и религиозные проблемы.

Следующей категорией интернет-рисков являются онлайн-игры, которые также, как и представленные выше, ведут к деструктивным последствиям психологического и психофизиологического развития личности несовершеннолетнего. Игровые онлайн миры, погружая пользователя в виртуальную реальность заменяют огромный спектр эмоций, который по той или иной причине в реальной жизни подросток не переживает. Также огромное влияние на формирование интернет-зависимости оказывает тот факт, что пользователь в любой момент может остановить игру и начать новую. Возможность начать действие заново после неудачи, дает ложное чувство успеха в любой трудной ситуации. Таким образом, невозможность пережить необходимые эмоции в реальном мире и ложное чувство успеха при совладании с жизненными трудностями побуждает аддикта вновь и вновь возвращаться к играм.

В 2004 году в науке впервые появился термин «киберсуицид» (Suicide pacts and the internet). Данный термин был использован для обозначения самоубийств, произошедших в результате общения с незнакомцами в сети интернет. Так, в качестве показательного примера можно привести исследование ученых университета Оксфорд, посвященное использованию молодыми людьми интернета. Его результаты были представлены в глобальном обзоре, опубликованном в журнале PLOS ONE в октябре 2013 года. В ходе данного исследования было обнаружено, что интернет-форумы являются некоторым подспорьем и обеспечивают поддержку для социально изолированных молодых людей. Однако, они также отмечают, что интернет связан с повышенным риском суицида и членовредительства среди уязвимых подростков.

С целью профилактики киберсуицидов в некоторых зарубежных странах были предприняты эффективные попытки, заключающиеся в сотрудничестве с руководством подобных сайтов, форум, социальных сетей, а также интернет-провайдеров. Примером подобной совместной успешной работы является опыт израильской программы, которая была разработана в 2005 году при поддержке фонда SAHAR. Волонтеры данного фонда через общение с потенциальными самоубийцами - людьми, оставляющими на своих страницах в социальных сетях, форумах или сайтах тревожные записи, общаясь с ними, пытались помочь на ранних этапах. Только за один год действия дан-

ной программы (2005-2006) было предотвращено более сотни самоубийств. Данный метод успешно применяют также в Германии, Швеции и Франции. Опыт других стран, свидетельствует о том, что оказание превентивной помощи потенциальным самоубийцам через сеть интернет, является наиболее эффективным, чем методы, направленные на прекращения действия опасных сайтов [13, с. 87-92].

На просторах мировой Сети детей и подростков подстерегает еще одна опасность: риски, связанные с потерей денег. Такие угрозы относятся к потребительским рискам, то есть злоупотреблению правами потребителя в интернете: это онлайн покупки низкого качества, передача данных персонифицированных платежных карт третьим лицам, онлайн казино, кибермошен-ничество и др. (линия помощи «Дети онлайн»). Кроме того, имея возможность или доступ расплачиваться картой, принадлежащей одному из родителей, дети могут стать жертвами киберхищения денежных средств с карт родителей в крупных размерах.

Помимо вышеперечисленных угроз, существуют и так называемые косвенные, например, электронные риски, такие как скрытые установки вредоносного программного обеспечения. К таким вредоносным программам относятся вирусы, «черви» и «троянские кони», целью которых является заражение компьютера с дальнейшей возможностью манипулирования данными и действиями зараженного компьютера, получения денежных средств незаконным способом и другие противоправные действия.

Модели и практика профилактики интернет-рисков и угроз среди несовершеннолетних

В сфере профилактики на сегодняшний день наиболее разработанными являются следующие модели: медицинская, образовательная, психосоциальная и каузальная модели аддиктивного поведения.

Суть медицинской модели состоит в накоплении знаний о деструктивном влиянии веществ и действий на психологические и психофизиологическое здоровье человека.

Образовательная модель сконцентрирована на развитии и накоплении знаний о социально-психологических последствиях аддиктивного поведения для формирования устойчивого паттерна поведения, включающего отказ от объекта зависимости.

Психосоциальная модель предполагает формирование и развитие комплекса личностных ресурсов, а также развитие психологических знаний,

умений и навыков, опосредующих решение трудных жизненных ситуаций в контексте совладающего поведения.

На выявление и устранение причин аддиктивного поведения в рамках индивидуальной работы направлена каузальная модель.

Данные профилактические модели, в рамках которых разрабатываются программы по профилактике в образовательных организациях, можно назвать универсальными, т.к. они могут реализовываться не только в отношении профилактики употребления психоактивных веществ, но и в отношении профилактики любого вида аддиктивного поведения, включая интернет-аддикции и риски.

Задачей современного образование является выстраивание психосоциальной или каузальной модели профилактической работы, повышая тем самым, эффективность профилактики аддиктивного поведения в области интернет-рисков.

По отношению к интернет-рискам наиболее разработанными и широко представленными в зарубежной литературе являются вопросы о профилактике интернет-аддикций и вопросы насильственного экстремизма. В связи с этим, модели именно этих двух групп рисков представлены в большей степени.

Описывая феномен интернет - аддикции, необходимо обратиться к официальным источникам, которые дают возможность понимания критериев для обозначения данного феномена. Международная статистическая классификация болезней (МКБ-10) описывает лишь патологическое влечение к азартным играм (англ. Pathological Gambling, ICB-10); в DSM - V (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам V издания) в разделе «Нехимические зависимости» описывается «Игровое расстройство» (англ. Gambling Disorder) и в Секции III «интернет игровое расстройство» (англ. Internet Gaming Disorder, DSM-V, 2013, приложение). Однако ключевым фактором является то, что в Приложении к DSM - V феномен интернет-аддикции вынесен в качестве важного вопроса, которые требует дополнительных дискуссий. Это говорит о том, что хоть феномен интернет-аддикции на сегодняшний день не является официальным термином, но присутствует в жизнедеятельности людей в качестве социального явления.

Анализ зарубежных моделей по профилактике интернет-аддикций позволил выделить несколько видов моделей, таких как: медицинская модель,

социальная модель, модель Джона Грохола, Когнитивно-бихевиоральная модель Р.А. Дэвиса.

В современном мире люди пользуются интернетом довольно активно. Главное отличие зависимого и не зависимого пользователя интернета в том, что зависимый пользователь (аддикт) проводит большое количество времени онлайн, пренебрегая своими профессиональными, социальными, домашними и другими обязанностями. То есть зависимый человек использует ресурсы интернет-сети в ущерб реальным потребностям и возможностям их удовлетворения (Introduction to Internet Addiction, 2004). Термин «аддик-ция» применяется только тогда, когда поиски стимуляции пользователя достигают того уровня, когда он начинает мешать их способности нормально функционировать и небрежно относиться к работе и к взаимоотношениям.

Те пользователи, которые продолжают демонстрировать навязчивое использование интернета, по большей части становятся аддиктивными только в отношении конкретных типов информации, которая должна быть доступна в интернете, чаще всего азартных игр, порнографии, чатов или торговых сайтов. Это не пристрастие к самому интернету, а скорее к риску, сексу, общению или покупкам.

Вопрос диагностики интернет-аддикции, остается сложным, так как иногда интернет-аддикция может быть представлена «в чистом виде», в качестве самостоятельной зависимости, но в некоторых случаях может мимикрировать, являясь на самом деле другим видом аддикции, либо замаскированным психическим отклонением [22].

Так, М. Гриффитс обобщил схожие характеристики интернет-зависимости с другими особенностями химических зависимостей, опираясь в своих определениях на критерии международных классификаций МКБ-10, DSM-4 [25; 26, c. 191-197]:

- объект зависимости становятся сверхзначимым в жизни аддикта;

- эмоционально-волевая сфера находится под влиянием от удовлетворения зависимости;

- по мере развития зависимости у аддикта возрастает или количество употребляемого вещества или количество времени, необходимого для удовлетворения зависимости;

- изменение социальных отношений в сторону разрушения, высокая степень конфликтности;

- формирование устойчивых моделей поведения, связанных с объектом зависимости.

Выделенные им установки характеризуются высокой степенью устойчивости как к фармакологическим, так и к психотерапевтическим видам помощи, а также они быстро активизируются несмотря на длительный перерыв (например, в азартных играх) [2].

В связи с этим, профилактика интернет-аддикции в рамках данной модели осуществляется в логике медицинского подхода: сочетанием психотерапии и медикаментозных средств для устранения проблемы чрезмерного использования интернета и уменьшения количества времени, проводимого в сети.

С начала 1990-х гг. в результате реформ и перехода к открытой политике произошли определенные изменения социального порядка [2]. Приспособление к мировой модернизации - это следствие усвоения новых информационных технологий, которое приводит к появлению феномена интернет-зависимого поведения. Именно высокий темп перемен приводит к дестабилизации социальной структуры, распаду общественного порядка и ослаблению социальной интеграции общества [28, с. 58-66].

Р. Дэвис предложил когнитивно-поведенческую модель патологического пользования интернета [24, с. 187-195]. Он выделил две формы интер-нет-аддикции: специфическое патологическое использование интернета (Specific Pathological Internet Use) и генерализованное патологическое использование интернета (Generalized Pathological Internet Use). Первая форма представляет собой зависимость от какой-либо специфической функции сети интернет. Вторая форма представляет собой неспециализированное пользование интернетом и включает проведение большого количества времени в Сети без ясной цели [13, c. 87-92].

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что наиболее распространённым является зарубежный подход по профилактике интернет-аддикции, осуществляемый в рамках социальной модели. Это утверждение соотносится с профилактическими моделями, которые существуют в рамках социального подхода на территории РФ. Однако, данные модели не решают всего спектра задач по профилактике интернет-аддикции несовершеннолетних в образовательных учреждениях РФ. В связи с чем, возникла необходимость создания новой модели профилактики интернет-аддикции, которая бы осуществлялась в рамках каузального подхода.

Ко второй группе, наиболее представленной в зарубежной литературе, относятся модели по профилактике насильственного экстремизма и вовлечения несовершеннолетних в опасные группы. Сложность данного явления заключается в том, что ни одна община или ни оно государство не защищены от влияния радикализма и насильственного экстремизма, так как не зависит от гендерных, возрастных или национальных признаков. Кроме того, согласно зарубежным источникам, уровень образования, по-видимому, не может служить надежным показателем уязвимости к радикализации, что еще боле усложняют задачи, поставленные в настоящее время перед различными образовательными структурами.

Серфить (от англ. surfing) - букв. бесцельно бороздить просторы интернета.

Некоторые из существующих моделей по предотвращению радикализации и насильственного экстремизма, а также вовлечения в опасные группы, успешно зарекомендовали себя за рубежом. Это такие модели, как эффективная программа обучения в одном из городов Дании; британская модель превенции; а также город в Бельгии, который отличается от остальной части страны.

Согласно этой модели, основной упор делается на привлечение и взаимный диалог с религиозными деятелями. Основными компонентами этой модели являются три шага в процессе предотвращения радикализации: информационно-пропагандистская деятельность, наращивание потенциала и выход.

Первым шагом, т.е. информационно-пропагандистской деятельностью, является обязанность датского Министерства социальных дел, которое работает в сотрудничестве с национальными и местными НКО и общественными лидерами-учителями, тренерами, наставниками, родителями и религиозными деятелями. Такие лидеры являются ключевыми фигурами по разъяснительной работе ведомства, так как зачастую они могут оказывать большее влияние, чем официальные власти на несформировавшиеся умы молодых людей, наиболее подверженных риску радикализации, в том числе, посредством интернет. Другим ключевым компонентом датской информационно-пропагандистской работы является постоянный диалог с общинами, которые чаще всего подвержены радикализации. Диалог является абсолютно необходимым в отношении этого первого шага, и действительно, непрерывный диалог является краеугольным камнем для датской модели.

На втором этапе, на этапе наращивания потенциала, к работе Министерства подключается датская Служба безопасности и разведки (СБР), которая создает отношения с влиятельными членами общины в деле предотвращении радикализации. Эти члены общины получают обширную подготовку по профилактической работе, а также выступают в качестве важнейшего посредников в диалоге между гражданским обществом и потенциальными экстремистами. Есть несколько тревожных знаков, (например, отказ от учебы или дистанцирование от семьи), которые могут предшествовать решению стать джихадистом, поэтому работники Службы и члены общины на местах профессионально обучены обнаруживать эти сигналы и поощрять подростков выбирать другой путь.

Третья стадия, стадия выхода, представляет собой ситуацию, когда лицо, подвергшееся радикализации, находится уже вне контроля семейных или социальных общин. Поэтому основные силы датское правительство и СБР все-таки сосредотачивает на профилактической работе, которая может защитить общество от подобных личностей. Работать с лицами, находящимися в третьей стадии, безусловно, гораздо сложнее, чем на первой стадии: вводить профилактические меры гораздо легче, чем рерадикализировать молодых людей, которые уже поддались этому процессу. Угроза безопасности, исходящие от человека, вернувшегося домой, на Запад, и который уже принимал участие в экстремистских группах религиозно-мотивированного толка за рубежом, представляет серьезную опасность и большой риск для окружающих. В связи с этим, в Дании, СБР направляет свои усилия на установление прямого контакта, желательно через диалог и встречи с семьёй, друзьями, и знакомыми, возвращающихся иностранных боевиков для того, чтобы нейтрализовать потенциал для внутренних атак в результате повышенной радикализации за рубежом.

Представители государственной власти бельгийского города Мехелен много лет успешно воплощают в жизнь «интегральную» модель профилактики по предотвращению насильственного экстремизма путем постоянного общественного диалога. Под этим подразумевается очень плотное межведомственное, частное и государственное взаимодействие на всех уровнях власти. Все структуры города работают сообща, что максимально упрощает возможность получения информации и работы с ней. Власти города наладили очень тесный контакт с мечетями: религиозными представителями, посетителями и последователями.

По утверждению представителей Мехелена, самым опасным признаком проявлением зарождающейся радикализации является изоляция. Если попытаться изолировать человека от друзей, семьи, общественного института, то легче воздействовать на психику подростка, в особенности, в возрасте 16-17 лет. Поэтому, в качестве одного из наиболее сильных методов в работе с радикализацией они используют раннюю профилактику: начиная с младшего школьного возраста, дети вовлекаются в активную социальную деятельность, к этой работе привлекаются специалисты правоохранительных органов, которые вносят свою лепту путем проведения тренингов, семинаров и лекций; муниципальные власти находятся в тесном контакте с образовательными учреждениями города, которые осуществляют контроль и воспитание подрастающего поколения. Ведутся обучающие беседы для родителей и детей, а также происходит обучение педагогических кадров и представителей правоохранительных органов, которые проходят обучение по «распознаванию» признаков зарождающейся радикализации у подростка, а также мерам, которые в этом случае необходимо предпринять. На образовательных площадках детям рассказывается о том, что место, где ты живешь, родился и вырос нуждается в тебе больше и готово дать тебе больше, чем те несуществующие блага, которые сулят за военные действия где-то за пределами своей Родины. Обозначается несостоятельность и неконструктивность идеи жить и воевать во блага неясных идей, в то время, когда у себя дома подросток может служить во благо отечества и продуктивных целей.

В Великобритании стратегия «Превенция» является частью более широкой системы по противодействию насильственному экстремизму, известной как Контртеррористическая Стратегия Соединенного Королевства (CONTEST). Данная Стратегия базируется на четырех направлениях: добиваться (Pursue), чтобы остановить террористические атаки, предохранять (Prevent), чтобы люди не становились террористами, или поддерживали терроризм; защищать (Protect) и укреплять нашу оборону от террористических атак; и, подготовиться (Prepare), чтобы смягчить последствия теракта.

«Превенция» (Prevent) направлена на решение идеологических проблем, связанных с терроризмом и экстремизмом и пропагандой экстремистских убеждений. Через взаимодействие с различными секторами, она призвана оказать практическую помощь тем, кто наиболее уязвим к экстремистским идеологиям и оказывать им консультативную помощь и поддержку, т.е. через процесс, моделирующий канал связи (Channel) (The Institute for

Strategic Dialogue). Это может включать поддержку общественных кампаний, программы наставничества, наращивание потенциала, оказания поддержки местным властям, и многое другое.

Концептуальные основы деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообщества и группы

Осуществленный выше теоретико-методологический анализ видов и характеристики интернет-рисков, а также существующих моделей и практик профилактики интернет-рисков и угроз среди несовершеннолетних за рубежом позволяет определить концептуальные основы деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообщества и группы.

Деятельность психолого-педагогического состава по профилактике интернет-рисков и угроз среди несовершеннолетних, реализуемая в образовательной организации является неотъемлемым компонентом системы профилактической работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве концептуальной основы построения профилактической работы с несовершеннолетними выступает развивающее образование. Развивающее образование предполагает создание образовательной среды, которая включает в себя систему условий и возможностей для формирования у несовершеннолетних способности быть субъектом своего развития. Развитие в данном случае представляет собой созидательный процесс, реализуемый учащимся в сотрудничестве со взрослым. В основе образовательного процесса лежит логика взаимодействия обучающихся со взрослым. В зависимости от качества условий для развития несовершеннолетних существуют разные типы взаимодействия: субъект-объектный, субъект-субъектный, субъ-ект-порождающий.

Профилактическая работа предполагает реализацию всех типов взаимодействия участников образовательной среды на основе использования следующих подходов.

Информационно-просветительский подход предполагает просветитель-ско-информационную подготовку педагогов, родителей, обучающихся к работе в сети интернет [1; 4, c. 9-12; 8; 12, c. 970-973].

Здоровье-ориентированный подход предполагает создание здоровьес-берегающей среды в образовательной организации и формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни [5; 14, с. 153-158; 18, с 60-66]. Данный подход реализуется с помощью проведения профилактических мероприятий по формированию и укреплению нравственно-психического здоровья учащихся, установок на здоровый образ жизни, включая установки на свободу от любых зависимостей [10, с. 195-210].

Однако оба предлагаемых подхода позволяют реализовать только субъект-объектный тип взаимодействия. Субъект-субъектное взаимодействие в профилактической работе может быть реализовано в личностно-ориентированном и рефлексивно-ориентированном подходах [11, с. 82-92].

Личностно-ориентированный подход направлена на развитие личностных ресурсов устойчивости к интернет-рискам и угрозам [20, с. 26-33]. Он предполагает использование педагогических и психологических средств для развития информационной культуры, медиаграмотности и «саногенного» мышления и поведения обучающихся, а также для развития личностных качеств, способствующих противостоянию аддиктивному поведению и вовлечению в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.

Рефлексивно-ориентированный подход предполагает содействие осмыслению несовершеннолетними своего места в жизни, осознанию своих целей в конкретный момент времени, рефлексию способов достижения целей и сопоставление этих способов с реальным поведением, а также анализ собственной позиции по отношению к факторам, способствующим и препятствующим достижению целей [24].

Субъект-порождающий тип взаимодействия участников образовательной среды в профилактической работе позволяет реализовать предлагаемый нами субъект-порождающий подход, направленный на формирование субъектной позиции обучающихся по отношению к выделенным интернет-рискам [11, с 82-92]. Реализация субъект-порождающего типа взаимодействия предполагает создание условий для проявления скрытых и развития проявленных интересов детей, формирование способности быть субъектом образовательной среды, смещение акцента на совместно-распределенную деятельность участников среды, формирование детско-взрослых общностей как совокупных субъектов среды, создание условий для формирования рефлексивной позиции, когда индивид обретает способность смотреть и анализировать себя со стороны [15; 17, с. 70-78; 27, с 82-92].

Предлагаемые подходы реализуются на основе использования различных психологических механизмов, оказывающих существенное влияние на эффективность профилактики.

Наименее эффективным является механизм устрашения (запугивания), нередко используемый при информировании несовершеннолетних и их родителей об интернет-рисках и угрозах. Их предупреждают о негативных последствиях использования интернета для здоровья, эмоционального благополучия, достижения социального успеха и в целом, для жизни человека. Широко представлены информационные ресурсы, на которых последствия девиантного поведения показаны без прикрас. Это и мучения зависимого человека, и страдания близких при совершении подростком суицида, и сломанные судьбы тех, кто был завербован в запрещенные организации и был вынужден выполнять страшные приказы и т.п. Эта информация, по мнению организаторов, должна вызывать страх и стойкое нежелание присоединяться к группам и сообществам, вызывающим подозрения, использовать запрещенные ресурсы и т.п.

Сходным по действию, но противоположным по знаку является механизм эмоционального заражения. Механизм эмоционального заражения действует благодаря вызову позитивных эмоций у участников при организации различных мероприятий, когда участники чувствуют свою сопричастность к интересному и значимому делу.

Еще одним механизмом профилактики выступает механизм внушения, который предполагает вербальное и невербальное воздействие на несовершеннолетних. Это механизм может быть использован в просветительской или консультационной работе.

Большое значение играет и механизм подражания. Его действие основано на стремлении подростка к популярности, к высокому социальному статусу, к принадлежности к «особой касте», престижной группе. В качестве такой группы может выступать, например, кибер-дружина. Кроме того, подростки стремятся подражать «звездам» и, если «звезды» призывают к поступкам, способствующим саморазвитию и социализации, то это подражание может обеспечивать профилактику интернет-рисков. Однако нередко поступки «звезд» эпатажные и девиантные по своей сути обсуждаются и героизируются подростками и средствами массовой информации, что создает серьезные препятствия для профилактической работы.

Представленные механизмы опираются на создание оптимальных внешних условий среды вокруг подростка и обеспечивают действенность профилактики как бы извне по отношению к самому подростку. Поэтому такая профилактика зависит от изменений условий жизни подростка и может не иметь долгосрочного и устойчивого эффекта. Более эффективными представляются механизмы, связанные с внутренними условиями. К таким механизмам можно отнести активизацию личностных ресурсов, способствующих противостоянию интернет-рискам: адаптационного потенциала, конструктивных стратегий поведения в трудных ситуациях, жизнестойкости, адаптационных ресурсов. Эти механизмы задействуются при проведении целенаправленного социально-психологического обучения с использованием активных форм и технологий. В этом ряду, наиболее значимым механизмом, на наш взгляд, является механизм «субъектной ответственности» [10, с. 195210; 30, с 683-694). Он предполагает взращивание субъектной позиции подростка по отношению к интернет-рискам и угрозам, выработку устойчивости к ним, принятие подростком ответственности за свое поведение и его последствия. Этот механизм в отличие от внешних механизмов, не может действовать как артефакт каких-либо мероприятий или подсознательно, он требует целенаправленного включения подростка в активную профилактическую работу, позволяющую занимать активную позицию. Именно этот механизм в большей степени способствует эффективности и долгосрочности результата профилактической работы.

Вышеизложенные концептуальные положения дают основания для формулирования принципов профилактики интернет-рисков и угроз в образовательной организации.

Принципы организации работы в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообщества и группы

Принципы являются исходными положениями построения и организации деятельности по профилактике интернет-рисков и угроз. Они устанавливают исходные позиции, руководствуясь которыми можно достигать поставленных целей. Они составляют идейную основу процесса и используются как фундаментальные аксиомы. В профилактике интернет-рисков и угроз необходимо опираться на следующие принципы.

Принцип системности.

Работа по профилактике интернет-рисков и угроз представляет собой важнейший компонент целостного педагогического процесса в образовательной организации и не может быть организована как разовые профилактические мероприятия, но требует систематической реализации, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Система профилактической работы предполагает, как создание условий для снижения рисков и угроз негативного воздействия интернет-среды на обучающихся, так и обогащение ресурсов противостояния рискам и угрозам, включая развитие личностных качеств, обеспечивающих психологическую устойчивость несовершеннолетних к воздействию интернет-угроз.

Сущностной характеристикой развивающего образования является оказание помощи и поддержки несовершеннолетнему в развитии личностных ресурсов устойчивости к интернет-рискам через обогащение возможностей образовательной среды.

Противостоянию интернет-угрозам нельзя научить в строгом смысле этого слова: через передачу знаний-умений-навыков, через воздействие. Оно предполагает структурирование личностно-ценностной сферы, а значит развитие установок, мотиваций, целей, ценностей, личностных качеств, способствующих устойчивости к воздействию интернет-рисков. Полученные знания далеко не всегда становятся структурным компонентом ценностей школьника, а воспитательные воздействия не всегда способствуют превращению ценностей структуры в личностные установки ребенка. Ребенок -субъект активный, он преломляет все воздействия через внутренний мир. Поэтому, оказывая воздействие, обучая, необходимо постоянно делать поправку на индивидуально-личностные особенности учащихся. Для того, чтобы достичь успеха в профилактической деятельности необходимо стимулировать личностное переживание ее значимости у обучающихся, вовлеченности в процесс.

Принцип активности.

Профилактика интернет-рисков и угроз не может быть ограничена только влиянием извне. Она должна учитывать внутреннюю позицию личности, формирующуюся только при активности самого субъекта. Ресурсы противостояния интернет-угрозам, навыки безопасного поведения школьник может освоить только через личный опыт, «проживая» его, поэтому профилактика интернет-рисков может эффективно осуществляться только за счет активных технологий «проживания» событий, технологии «погружения».

Принцип учета возрастных закономерностей личностного развития.

Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для профилактической деятельности. Все возможности для противостояния интернет-рискам и угрозам отражают «идеальные» достижения того или иного возрастного периода, а их проявления связаны с возрастными возможностями школьника. Развитие ресурсов противостояния угрозам предполагает реализацию возрастных потребностей школьников, решение главных задач каждого возрастного этапа и формирование ведущих возрастных новообразований личности. Поэтому, возрастной подход - главное условие реализации задач по профилактике интернет-рисков и угроз. Педагогическое влияние должно быть оказано в нужное время на нужные личностные особенности, тогда оно обеспечит необходимый эффект развития.

Принцип формирования социально-психологической умелости.

Безопасное поведение в интернет предполагает навыки управления рисками, которые требуют специального формирования. Несовершеннолетние должны быть ознакомлены с правилами безопасного поведения и общения в интернете, с элементарными средствами защиты от угроз. Кроме того, поскольку виртуальная жизнь часто выполняет для несовершеннолетних компенсаторную функцию, дает возможность компенсировать реальные неудачи или уйти от неразрешенных в реальной жизни трудностей, и интернет-рискам подвержены, в первую очередь, дети и подростки, с низким уровнем удовлетворенности реальной жизнью, переживающие трудности, постольку в профилактике значимую роль играет формирование умений конструктивного разрешения трудных жизненных ситуаций. Чтобы ребенок научился справляться с трудностями, ему необходим набор умений, дающих возможность компетентного выбора личностью стратегии поведения, самостоятельного анализа проблемы, выбора вариантов решения, не ущемляющего свободы и достоинства другого. Эти навыки не могут возникнуть стихийно, они требуют специального формирования.

Принцип профессионального взаимодействия психолога со всеми субъектами профилактики (организации межпрофессионального взаимодействия).

Профилактика интернет-рисков и угроз требует интеграции усилий всех субъектов образовательной среды, включая не только педагогов, родителей обучающихся, но и специалистов всех заинтересованных служб и ведомств. Комплексный подход предполагает реализацию профессионального взаимодействия психолога и педагогов с медицинскими и социальными ра-

ботниками, сотрудниками полиции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, надзорными органами и др., обеспечивающего единство факторов социальной среды, влияющих на защиту несовершеннолетних от распространения интернет-рисков.

Сформулированные концептуальные положения и принципы позволяют представить разработанную модель деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков среди несовершеннолетних, включая угрозы жизни, интернет-аддикции, вовлечение в экстремистские и иные опасные сообщества и группы.

Деятельность педагога-психолога в данной модели является центральным звеном в системе профилактической работы образовательной организации в целом. Пусковым механизмом данной модели выступает межпрофессиональное взаимодействие, позволяющее объединить усилия всех заинтересованных лиц и организаций. Ключевой структурой в организации межпрофессионального взаимодействия выступает Совет профилактики, созданный и функционирующий в образовательной организации. Педагог-психолог является постоянным членом Совета профилактики и выполняет координирующую роль в организации профилактической работы, максимально привлекая ресурсы всех заинтересованных лиц и ведомств, включая как внутриведомственное (администрации, классных руководителей, социальных педагогов, воспитателей, тьюторов, родительского актива и т.п.), так и межведомственное (сотрудников силовых структур, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ППМС-центров, медицинских работников и т.п.) взаимодействие. Профилактическая работа носит системный характер и предполагает не профилактику отдельных девиаций, рисков или угроз, а создание условий в образовательной среде для формирования у несовершеннолетних устойчивости к различным рискам и угрозам.

Деятельность педагога-психолога строится в рамках психологического сопровождения. Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение ситуаций жизненного выбора [3]. Основной сущностной характеристикой сопровождения выступает опора на внутренний потенциал развития субъекта, на его возможность самостоятельно действовать и отвечать за свои действия, его свободный выбор альтернатив своего пути. Применительно к профилактике интернет-рисков и угроз сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих раз-

витию у несовершеннолетних личностных ресурсов противостояния рискам и угрозам, умений оценивать и проверять информацию, формированию субъектной позиции по отношению к виртуальной реальности.

Предметом деятельности психолога являются условия образовательной среды, способствующие развитию ресурсов устойчивости несовершеннолетних к интернет-рискам и угрозам.

Целью психологического сопровождения является обогащение ресурсов образовательной среды, обеспечивающих развитие устойчивости обучающихся к интернет-рискам и угрозам.

Задачи психологического сопровождения:

1. Психолого-педагогическое обеспечения процесса взаимодействия субъектов образовательного пространства в рамках управления интернет-рисками и угрозами;

2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса по проблеме устойчивости к интернет-рискам и угрозам;

3. Формирование и развитие личностных компетенций несовершеннолетних, ответственных за устойчивость к интернет-рискам и угрозам;

4. Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним в овладении эффективными способами совладания в интернет-рисками и угрозами.

Реализация первых двух задач призвана обеспечить условия для развития устойчивости школьников к интернет-угрозам, а использование двух следующих направлено на её непосредственное формирование.

Модель деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы предназначена для использования в образовательных организациях.

Модель предназначена для реализации педагогами-психологами образовательных организаций в пропедевтико-профилактической работе с несовершеннолетними в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.

Кроме того, Модель деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы может быть использована в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; в дея-

тельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в образовательных организациях, материалы статьи также могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образования.

Литература

1. Артамонова Е.Г. Психологический портрет цифрового поколения России в системе образовательных отношений // Электронный журнал «Профилактика зависимостей». 2017. №1. URL: 1тйр://профилактика-зависимостей.рф (дата обращения 01.04.2020)

2. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. №1.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Москва: Совершенство, 1996.

4. Брынин Г.Э. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-аддиктов как комплексный подход к изменению аддиктивного поведения // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2(2).

5. Войскунский А.Е. Психология и интернет. Москва: Акрополь, 2010.

6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3. Москва: Педагогика, 1983.

7. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984.

8. Завалишина О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости // Научный журнал КубГАУ. 2011. №70(06). URL: http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf (дата обращения 01.04.2020).

9. Идрисов Р.Ф., Пещеров Г.И. Особенности стратегии воспитания в человеческом обществе в условиях глобализации в мире // Власть. 2020. Т. 28. №1.

10. Калинина Н.В. Программа повышения квалификации для подписчиков журнала: (дистанционная форма обучения). Тема - 12. «Риски и угрозы современной интернет-среды и их профилактика среди несовершеннолетних» // Профилактика зависимостей. 2017. №4(12).

11. Калинина Н.В. Развитие устойчивости к интернет-рискам у детей и подростков (методические рекомендации для педагогов) // Профилактика зависимостей. 2018. №3(15).

12. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2015. №24.

13. Крюкова Е.Н. Интернет-зависимость как один из показателей нарушения межличностных отношений // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. №1(17).

14. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. 2003. №2(1).

15. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.

16. Пережогин Л.О. Интернет-зависимость в фокусе клинической психиатрии. Итоги 20 лет клинических исследований // Образование личности. 2017. №3.

17. Салахова В.Б., Артамонова Е.Г. Совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних // Образование личности. 2018. №3.

18. Соболева А.Н. Риски интернет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ // Образование личности. 2016. №1.

19. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т.34. №4.

20. Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. №10.

21. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. №3(15).

22. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости: ав-тореф. ... дис. канд. соц. наук. Владивосток, 2012.

23. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Управление региональной безопасностью: анализ эффективности мониторинга социальной стабильности // Тренды и управление. 2015. №3.

24. Davis S.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. №17(2).

25. Griffiths M. Does internet and computer addiction exist?: some case study evidence, APA Annual Convention, 1997.

26. Griffiths M. «Components» model of addiction within biopsychosocial framework // Journ. of Substance Use. 2005. 10(4).

27. Kalinina N.V. Fashion as factor of social adaptation of youth // Psychological science and practice: State of the Art. Collected papers / Ed. Kostrigin A.A. Chicago. 2017.

28. Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some Features of the Subjective Priorities of Students" Safety with Different Levels of Internet Addiction // European Journal of Psychological Studies. 2015. №6(2).

29. Orzack M.H. Computer addiction: What Is It? // Psychiatric Times. 1998. №15(8).

30. Salakhova V.B., Sokolovskaya I.E., Ulyanova I.V., Karina O.V., Terekhova A.I. Deviant behavior formation factors among students: aggressive behavior and internet risks // Práxis Educacional. 2019. №15(34).

References

1. Artamonova E.G. Psikhologicheskii portret tsifrovogo pokoleniya Rossii v sisteme obrazovatel'nykh otnoshenii. Elektronnyi zhurnal «Profilaktika zavisimostei». 2017. №1. URL: http://profilaktika-zavisimostei.rf (data obrashcheniya 01.04.2020)

2. Asmolov A.G., Tsvetkova N.A., Tsvetkov A.V. Psikhologicheskaya model' internet-zavisimosti lichnosti. Mir psikhologii. 2004. №1.

3. Bityanova M.R. Organizatsiya psikhologicheskoi raboty v shkole. Moskva: Sovershenstvo, 1996.

4. Brynin G.E. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie internet-addiktov kak kompleksnyi podkhod k izmeneniyu addiktivnogo povedeniya. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №2(2).

5. Voiskunskii A.E. Psikhologiya i Internet. Moskva: Akropol', 2010.

6. Vygotskii L.S. Problemy razvitiya psikhiki. Sobr. soch. v 6-ti t. T. 3. Moskva: Pedagogika, 1983.

7. Vygotskii L.S. Problema vozrasta. Sobr. soch. v 6-ti t. T. 4. Moskva: Pedagogika, 1984.

8. Zavalishina O.V. Modelirovanie protsessa pedagogicheskoi pod-derzhki podrostkov, sklonnykh k proyavleniyu internet-zavisimosti. Nauchnyi zhurnal KubGAU. 2011. №70(06). URL: http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf (data obrashcheniya 01.04.2020).

9. Idrisov R.F., Peshcherov G.I. Osobennosti strategii vospitaniya v chelovecheskom obshchestve v usloviyakh globalizatsii v mire. Vlast'. 2020. T. 28. №1.

10. Kalinina N.V. Programma povysheniya kvalifikatsii dlya podpischikov zhurnala: (distantsionnaya forma obucheniya). Tema - 12. «Riski i ugrozy sovremennoi internet-sredy i ikh profilaktika sredi nesovershennoletnikh». Profilaktika zavisimostei. 2017. №4(12).

11. Kalinina N.V. Razvitie ustoichivosti k internet-riskam u detei i podrostkov (metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov). Profilaktika zavisimostei. 2018. №3(15).

12. Koptelova N.I., Popov V.A. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika komp'yuternoi zavisimosti u podrostkov v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Molodoi uchenyi. 2015. №24.

13. Kryukova E.N. Internet-zavisimost' kak odin iz pokazatelei narusheniya mezhlichnostnykh otnoshenii. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2015. №1(17).

14. Mendelevich V.D., Sadykova R.G. Zavisimost' kak psikhologicheskii i psikhopatologicheskii fenomen (problemy diagnostiki i differentsiatsii). Vestnik klinicheskoi psikhologii. 2003. №2(1).

15. Panov V.I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika. SPb.: Piter, 2007.

16. Perezhogin L.O. Internet-zavisimost' v fokuse klinicheskoi psikhiatrii. Itogi 20 let klinicheskikh issledovanii. Obrazovanie lichnosti. 2017. №3.

17. Salakhova V.B., Artamonova E.G. Sovershenstvovanie deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii po formirovaniyu zakonoposlushnogo pove-deniya nesovershennoletnikh. Obrazovanie lichnosti. 2018. №3.

18. Soboleva A.N. Riski internet-prostranstva dlya zdorov'ya pod-rostkov: vozrastnoi i gendernyi analiz. Obrazovanie lichnosti. 2016. №1.

19. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Chrezmernoe ispol'zovanie interneta: faktory i priznaki. Psikhologicheskii zhurnal. 2013. T.34. №4.

20. Soldatova G.V., Rasskazova E.I. Kak im pomoch'. Rebenok v internete: zapreshchat', nablyudat' ili ob"yasnyat'? Deti v informatsionnom obshchestve. 2012. №10.

21. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost' podrostkov v Internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediatsiya. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2014. №3(15).

22. Tsoi N.A. Sotsial'nye faktory fenomena internet-zavisimosti: avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Vladivostok, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Shul'ts V.L., Kul'ba V.V., Shelkov A.B., Chernov I.V. Upravlenie regional'noi bezopasnost'yu: analiz effektivnosti monitoringa sotsial'noi stabil'nosti. Trendy i upravlenie. 2015. №3.

24. Davis S.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 2001. №17(2).

25. Griffiths M. Does internet and computer addiction exist?: some case study evidence, APA Annual Convention, 1997.

26. Griffiths M. «Components» model of addiction within biopsychosocial framework. Journ. of Substance Use. 2005. 10(4).

27. Kalinina N.V. Fashion as factor of social adaptation of youth. Psychological science and practice: State of the Art. Collected papers / Ed. Kostrigin A.A. Chicago. 2017.

28. Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some Features of the Subjective Priorities of Students" Safety with Different Levels of Internet Addiction. European Journal of Psychological Studies. 2015. №6(2).

29. Orzack M.H. Computer addiction: What Is It? Psychiatric Times. 1998. №15(8).

30. Salakhova V.B., Sokolovskaya I.E., Ulyanova I.V., Karina O.V., Terekhova A.I. Deviant behavior formation factors among students: aggressive behavior and internet risks. Práxis Educacional. 2019. №15(34).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.