Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1508
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РИСКИ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Ирина Юрьевна

Введение. Профилактика рисков, в том числе преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий, представляет собой важную научную и социальную проблему. Цель исследования - изучение содержания рисков для подростков в сети Интернет и выявление механизмов, способствующих профилактике деструктивного влияния интернета на молодежь. Материалы и методы. Исследование проведено в школе г. Рязани. Подросткам предлагались вопросы о видах используемых социальных сетей, целях выхода в интернет, времени нахождения в нем, родительском контроле. Использованы личностный опросник «МСИА» Ю. Н. Долгова, А. С. Копового, Г. Н. Малюченко и В. М. Смирнова, методика Кимберли - Янга «Интернет-зависимость». Опрошено 238 подростков. Результаты и обсуждение. Увеличение числа пользователей интернета, совершенствование психологических механизмов удерживания человека во всемирной паутине, наличие множества психологических механизмов и феноменов - все эти факторы заставляют исследователей все более активно включаться в изучение особенностей вовлечения, удержания несовершеннолетних детей, манипулирования ими. Нельзя игнорировать индивидуально-личностные особенности преступников и жертв, основные приемы и уловки, к которым прибегают угрозоносители, условия, в которых происходит общение онлайн, а также способы реагирования окружающих людей (родственников, друзей и случайных свидетелей). Выводы. Профилактика негативных проявлений в интернет, с одной стороны, должна быть направлена на выявление и минимизацию рисков различного характера, с другой - на обучение, формирование навыков и умений, психологической компетентности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лазарева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DESTRUCTIVE INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON YOUTH ON THE INTERNET

Introduction. Prevention of risks including crimes committed against minors via informational and communication technologies is an important scientific and social problem. The purpose of the study is to examine the content of risks for juveniles on the Internet and identify mechanisms that contribute to the prevention of the destructive influence of the Internet on young people. Materials and Methods. The study was conducted at a Ryazan school. The teenagers were asked questions about the types of social networks used, the goals of accessing the Internet, the time spent there and parental control. The personal questionnaire “Motivational structure of informational activity” by Yu. N. Dolgov, A. S. Kopovoy, G. N. Malyuchenko and V. M. Smirnov, the Kimberly - Young method of “Internet addiction” were used. The survey covered 238 juveniles. Results and Discussion. The increasing number of Internet users, the improved psychological mechanisms of keeping a person on the world Wide Web, the presence of many psychological mechanisms and phenomena - all these factors make researchers more and more actively study the features of juvenile involvement, enthrallment and manipulating them. It is impossible to ignore the individual and personal characteristics of criminals and victims, the main techniques and tricks used by threat carriers, the conditions in which online communication takes place, as well as the ways of responding of people around them (relatives, friends and bystanders). Conclusions. Prevention of negative manifestations on the Internet, on the one hand, should be aimed at identifying and minimizing risks of various types, on the other - at training, formation of skills and abilities, psychological competence of juveniles.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Научно-практическая статья

УДК 37.658 © И. Ю. Лазарева, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-416-422

5.8.7 Методология и технология профессионального образования

Профилактика деструктивного информационно-психологического воздействия на молодежь в сети Интернет

Ирина ЮрьевнаЛазарева 1

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12, Россия Реферат

Введение. Профилактика рисков, в том числе преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий, представляет собой важную научную и социальную проблему. Цель исследования — изучение содержания рисков для подростков в сети Интернет и выявление механизмов, способствующих профилактике деструктивного влияния интернета на молодежь. Материалы и методы. Исследование проведено в школе г. Рязани. Подросткам предлагались вопросы о видах используемых социальных сетей, целях выхода в интернет, времени нахождения в нем, родительском контроле. Использованы личностный опросник «МСИА» Ю. Н. Долгова, А. С. Копового, Г. Н. Малюченко и В. М. Смирнова, методика Кимберли — Янга «Интернет-зависимость». Опрошено 238 подростков. Результаты и обсуждение. Увеличение числа пользователей интернета, совершенствование психологических механизмов удерживания человека во всемирной паутине, наличие множества психологических механизмов и феноменов — все эти факторы заставляют исследователей все более активно включаться в изучение особенностей вовлечения, удержания несовершеннолетних детей, манипулирования ими. Нельзя игнорировать индивидуально-личностные особенности преступников и жертв, основные приемы и уловки, к которым прибегают угрозоносители, условия, в которых происходит общение онлайн, а также способы реагирования окружающих людей (родственников, друзей и случайных свидетелей). Выводы. Профилактика негативных проявлений в интернет, с одной стороны, должна быть направлена на выявление и минимизацию рисков различного характера, с другой — на обучение, формирование навыков и умений, психологической компетентности подростков.

Ключевые слова: профилактика; информационно-психологическое воздействие; риски; киберпреступления; психологическая устойчивость; цифровая компетентность

Для цитирования: Лазарева И. Ю. Профилактика деструктивного информационно-психологического воздействия на молодежь в сети Интернет // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 416-422. ^://(1огогдЛ0. 24412/1999-6241-2021-4-87-416-422

Scientific and Practical Article

UDC 37.658 © I. Yu. Lazareva, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-416-422

5.8.7 Methodology and Technology of Professional Education

Prevention of Destructive Informational and Psychological Impact

on Youth on the Internet

Irina Yu. Lazareva 1

1 V. Ya. Kikot Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 12 Academician Volgin st., Moscow, 117997, Russia Abstract

Introduction. Prevention of risks including crimes committed against minors via informational and communication technologies is an important scientific and social problem. The purpose of the study is to examine the content of risks for juveniles on the Internet and identify mechanisms that contribute to the prevention of the destructive influence of the Internet on young people. Materials and Methods. The study was conducted at a Ryazan school. The teenagers were asked questions about the types of social networks used, the goals of accessing the Internet, the time spent there and parental control. The personal questionnaire "Motivational structure of informational activity" by Yu. N. Dolgov, A. S. Kopovoy, G. N. Malyuchenko and V. M. Smirnov, the Kimberly — Young method of "Internet addiction" were used. The survey covered 238 juveniles. Results and Discussion. The increasing number of Internet users, the improved psychological mechanisms of keeping a person on the world Wide Web, the presence of many psychological mechanisms and phenomena - all these factors make researchers more and more actively study the features of juvenile involvement, enthrallment and manipulating them. It is impossible to ignore the individual and personal characteristics of criminals and victims, the main techniques and tricks used by threat carriers, the conditions in which online communication takes place, as well as the ways of responding of people around them (relatives, friends and bystanders). Conclusions. Prevention of negative manifestations on the Internet, on the one hand, should be aimed at identifying and minimizing risks of various types, on the other — at training, formation of skills and abilities, psychological competence of juveniles.

Keywords: prevention; informational and psychological impact; risks; cybercrime; psychological stability; digital competence

Citation: Lazareva I. Yu. Prevention of destructive informational and psychological impact on youth on the Internet. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 4(87). Pp. 416-422 (In Russ.). htpps://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-416-422

Основные положения

1. Анализируя методы профилактики информационно-психологического воздействия на молодежь в интернет, необходимо рассматривать факторы внешние (родители, близкие, степень информированности), а также внутренние (индивидуально-личностные особенности подростка, влияющие на его подверженность деструктивному контенту, а также формирование психологической устойчивости).

2. Формирование цифровой компетентности и психологической устойчивости подростка способствует повышению уровня информационно-психологической безопасности и минимизации рисков в онлайн-среде.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Интернет сегодня становится основным каналом коммуникации между людьми, а также местом удовлетворения широкого спектра человеческих потребностей, в том числе получения новых навыков и умений, общения, развлечения, совершения покупок, обмена опытом и знаниями. Вместе с тем, как и любой другой социальной среде, ей присущи явления негативного характера. В последнее время все чаще специалисты указывают на наличие деструктивных аспектов, связанных с информационно-психологическим воздействием (далее — ИПВ), распространением различных мани-пуляционных технологий и рисков, с одной стороны, и формированием у подростков серьезных форм зависимости от интернета — с другой.

Наиболее уязвимым объектом для ИПВ является молодежь. Официальные данные Следственного комитета Российской Федерации за 2020 г. также подтверждают то, что в нашей стране идет рост совершения киберпресту-плений в отношении несовершеннолетних. В связи с этим актуализируется задача по изучению информационно-психологического воздействия, его объектов, субъектов, каналов распространения, форм и технологий, а также последствий его воздействия на личность. На наш взгляд, это будет способствовать поиску путей противодействия ИПВ. Особое внимание необходимо обратить на профилактические мероприятия.

Цель — проанализировать основные риски и технологии воздействия на молодежь в интернете, выявить факторы, способствующие профилактике деструктивного информационно-психологического воздействия.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Информационно-психологическое воздействие рассматривается как особая форма проявления социальной активности индивидуального или группового субъекта в рамках коммуникативного пространства, состоящая в целенаправленном переносе специально подобранной информации в виде знаков (символов), образов или сигналов, ориентирующих воспринимаемую систему объекта воздействия относительно смысла и значения данной информации, в результате чего со стороны объекта воз-

действия формируется психоэмоциональный отклик, приводящий к изменению характера воспринимаемой данным объектом предыдущей и последующей информации, что приводит к корректировке его индивидуальной картины мира в нужном субъекту воздействия ключе [1].

Под понятием «профилактика» часто подразумевают медицинскую совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение и устранение причин заболеваний, а также совокупность мероприятий по предупреждению нежелательных явлений. Применительно к интернету речь идет о предупреждении деструктивных последствий, которые связаны с использованием молодежью новых видов информационно-коммуникационных технологий. Изучением этих проблем занимаются специалисты в области педагогики, психологии, медицины и др.

Как показывают исследования психологов, влияние стрессовых факторов на времяпрепровождение в интернете связано с удовлетворением потребностей Я-концепции [2]. Я-концепция — это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой, а также относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя [3]. У. Джемс выделял в личностном Я две структуры — Я сознающее и Я как объект [4]. К. Роджерс рассматривал в структуре Я-кон-цепции Я-реальное, представление человека о самом себе, а также Я-идеальное, отражающее атрибуты, которые человек хотел бы иметь [5]. В отечественной психологии понятием «Я» определяется как особый продукт самосознания, возникающий в процессе его включения в систему социальных взаимодействий. Исследования Я-концепции преимущественно связаны с изучением ее когнитивного, эмоционального, волевого и поведенческого компонентов [3].

Отдельного внимания требует рассмотрение Я-кон-цепции в рамках теории самоутверждения личности. В соответствии с ней каждый человек испытывает потребность в ощущении собственной ценности. Эта потребность присуща «Я» и актуализируется в ситуациях угрозы потери или изменения идентичности. Потребность в постоянном самоутверждении связывается с изменениями в идентичности в процессе взросления. По мнению ряда зарубежных исследователей, теория самоутверждения может быть одним из важных ключей к пониманию привлекательности социальных сетей для человека [6].

В 2006 г. Д. Шерман и Дж. Кохен высказали предположение, что именно интернет может являться одним из мест самоутверждения человека. В частности, они указали на то, что при поиске человеком информации в интернете, например о предстоящих выборах, происходит подтверждение политической идентичности, а при ознакомлении с результатами спортивного матча — социальной идентичности [7].

В 2011 г. К. Тома и Дж. Хэнкок эмпирическим путем проверили высказанные ранее предположения Д. Шермана и Дж. Кохена. На примере социальной сети Facebook они доказали, что профиль пользователя служит местом удовлетворения человеком своей потребности в подтверждении собственной ценности и целостности, а также установили, что увеличение времени нахождения в интернете напрямую связано с ударом по Я-концепции [2, с. 322-323]. Таким образом, на времяпрепровождение подростка влияние оказывает фактор внешней угрозы его Я-концепции. В качестве данной угрозы могут выступать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями.

В соответствии с теорией самоутверждения человек стремится к конечному результату самоутверждения: получению признания, формированию чувства собственного достоинства и самооценки. Интернет может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Например, установлено, что время нахождения пользователей в сети напрямую связано с негативными эмоциональными состояниями и депрессией. Это объясняется тем, что человек нередко пытается сравнивать себя с более успешными, как ему кажется, пользователями социальной сети [8].

Зарубежными исследованиями установлено, что интернет оказывает влияние на внутренние и внешние сферы деятельности детей. К внутренней сфере относится воздействие на психологическое и эмоциональное благополучие личности, к внешней — возникающие в результате воздействия проблемы, связанные со снижением уровня активности подростка. Известно, что увеличение времяпрепровождения в интернете влияет на характеристики взаимоотношений с близким кругом людей (родственниками, друзьями), на спад интереса к повседневной жизни [9].

Социальные сети могут служить причинами ряда психологических проблем [10]. Систематический обзор 11 исследований, направленных на изучение влияния социальных сетей на депрессивные симптомы у детей и подростков, показал небольшую, но статистически значимую взаимосвязь [11]. Метаанализ 23 исследовательских работ выявил связь использования социальной сети БасеЬоок со стрессом у молодых людей [12]. Другие систематические обзоры также указывают на наличие значимых взаимосвязей между использованием социальных сетей с депрессией [13].

Стоит отметить, что в сравнении с молодежью в Европе российские подростки значительно больше озабочены интернет-зависимостью. При этом риски столкновения с агрессией и насилием в сети оцениваются приблизительно так же, как и за рубежом [14].

Таким образом, интернет оказывает значительное влияние на молодежь в социальной сети. Изменения происходят как во внешних (характеристики взаимодействия с близким кругом людей), так и во внутренних сферах (интересы, привычки, депрессивные эмоцио-

нальные состояния) деятельности человека. Воздействие осуществляется через информационно-психологическое влияние. Зависимость подростков от интернета многие исследователи связывают с ростом числа стрессовых факторов и стремлением личности к защите своей Я-концепции. Несмотря на рост числа исследований по данной проблеме, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется изучению связи времяпрепровождения в интернете и активности подростков, факторов, источников информации, влияющих на привлекательность виртуальной среды для молодежи.

Материалы и методы

Исследование проведено в одной из общеобразовательных школ г. Рязани. Несовершеннолетним гражданам было предложено ответить на ряд вопросов о видах используемых социальных сетей, целях выхода в интернет, времени нахождения в нем, родительском контроле. Были использованы личностный опросник «МСИА» Ю. Н. Долгова, А. С. Копового, Г. Н. Малюченко и В. М. Смирнова [15], методика Кимберли — Янга «Интернет-зависимость» [16]. Опрошены 238 подростков.

Результаты и обсуждение

Формы информационно-психологического воздействия. Основными формами, представляющими

опасность для молодежи в сети Интернет, являются элементы информационно-психологического воздействия (далее — ИПВ) и связанные с ним риски различного характера.

ИПВ делится на ситуативные (набор моделей поведения) и вербально-образные (вербально-образная кодировка) типы, имеет открытую и скрытую формы. Каналами ИПВ выступают отдельные лица, некоммерческие организации и средства массовой коммуникации (далее — СМК). Такие виды СМК, как блоги, социальные сети, приобретают все большее влияние на поведение и образ жизни людей. Социальные сети выступают нередко не только каналом одностороннего воздействия, но и глобальной базой данных о социально-психологических характеристиках людей [17].

Эффекты и последствия информационно-психологического воздействия. В качестве возможных эффектов (последствий) может быть нанесение урона информационно-психологической безопасности личности, т. е. состоянию защищенности психики личности от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно ориентированной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.

Риски информационно-психологического воздействия. Среди рисков, с которыми подростки чаще всего сталкиваются в интернете, выделяют риски контентного,

технического, коммуникативного и потребительского характера.

К коммуникативным рискам, возникающим в ходе общения, относятся: кибербуллинг, киберсталкинг, угрозы репутации в сети, общение с незнакомыми, потенциально опасные социальные группы.

Кибербуллинг (cyberbullying) представляет собой отдельное направление травли или вид киберагрессии, определяемый как преднамеренные агрессивные действия, систематически, на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм воздействия и направленные против жертвы, которая не может себя защитить [18]. Выделяется прямой (непосредственная атака на ребенка) и косвенный (вовлечение в травлю других подростков) кибербуллинг. К проявлениям кибербуллин-га также относят флеминг (вовлечение в бурное словесно-эмоциональное противостояние большого количества участников), харассмент (действия в отношении одного человека, вызывающие тревогу, стресс, раздражение).

Киберсталкинг (cyberstalking; от англ. to stalk — преследовать, выслеживать) заключается в преследовании жертвы путем постоянного отправления ей материалов, вызывающих негативные эмоциональные реакции и состояния. Сюда же можно отнести секстинг — рассылку и размещение материалов интимного содержания.

По исследованиям, лица, которые становятся свидетелями проявлений, связанных с коммуникативными рисками, чаще предпочитают принять сторону агрессора, пользуясь анонимностью, или воздерживаться, будучи молчаливыми созерцателями происходящего, и таким образом поддерживать субъекта угрозы. Отчасти это объясняется известным в психологии «эффектом свидетеля». Он заключается в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим. Психологи связывают это с факторами неоднозначности, диффузии ответственности и групповой сплоченности.

Под техническими рисками подразумеваются повреждение устройств, информации, программного обеспечения, взлом аккаунтов, кража персональных данных, вымогательство денег, вредоносные программы, а также освоение новых устройств, приложений, онлайн-сервисов.

Контентные риски включают в себя потенциально опасную информацию в сети, негативный контент, материалы, носящие сексуальный характер, содержащие порнографию, жестокость, насилие и агрессию, пропаганду наркотиков, алкоголя, сигарет, самоубийств, опасных способов похудания.

Распространены, например, так называемые группы смерти [19]. Исследователи часто рассматривают их в связи с детерминантами и условиями суицидальной активности, которые характерны в целом для подростков-суицидентов. Например, на индивидуально-личностном уровне выделяют определен-

ные акцентуации характера (истероидная, эмотивная и т. д.), сниженный фон настроения. К социально-психологическим факторам относятся урбанизация населения, влияние СМИ, заразительность и коллективность феномена суицида [20; 21].

Структура групп смерти обычно включает администратора, а также множество кураторов, которые им управляются и непосредственно воздействуют на подростков. К причинам уязвимости детей перед такими группами специалисты относят внушаемость, а также привлекательность процесса. Очень многие группы предлагают подросткам принять участие в игре, квесте, тем самым заманивая жертву в опасную деятельность, провоцируя на совершение опасных для здоровья поступков, вплоть до суицида. В группах смерти меняются технология и способы вовлечения, но неизменными остаются деструктивные цели, направленные на доведение до смерти.

Потребительские риски представлены некачественной, контрафактной продукцией, потерей денежных средств, хищением персональных данных во время интернет-шопинга, фишингом (получением персональных данных), мобильным мошенничеством.

На наш взгляд, необходимо выделить и риски, связанные с вовлечением подростков в противоправную деятельность. Такие риски частично соотносятся с кон-тентными рисками, но при этом их основная цель заключается в провоцировании у подростков антисоциального поведения как в онлайн-, так и в оффлайн-среде.

Отметим, что заманивают подростков в интернет часто онлайн-играми, которые направлены на вымогательство денежных средств. В частности, наиболее распространенным способом является мошенничество с продажей по высокой стоимости онлайн-героев лжепродавцами.

Высокий уровень манипулируемости подростками в онлайн-среде вызван особыми характеристиками поведения, которые в оффлайн-среде встречаются намного реже. К таковым относятся распространение чрезмерной информации о себе, друзьях, родственниках при общении с незнакомыми людьми, халатное отношение к хранению персональных данных, а также учетных записей и паролей. Отмечаются также в целом более высокая по сравнению со старшим поколением активность молодежи в социальных сетях, склонность родителей недооценивать онлайн-угрозы и частоту столкновения с ними детей, расширение сфер и условий, способствующих дистанционному общению онлайн (рост популярности дистанционного обучения, а также влияние внешних факторов, связанных, например, с пандемией COVID-19).

Этапы формирования интернет-зависимости. Экспертами выделяются этапы формирования интернет-зависимости у молодежи.

Первый этап условно можно назвать ознакомительным. На нем ребенок знакомится со средством вир-

туальной реальности (социальные сети, онлайн-игры, блоги и т. д.), его функциональными возможностями, выбирает способ удовлетворения потребности в общении или развлечении.

На втором этапе происходит увеличение частоты нахождения подростка в сети Интернет, повышается уровень активности. Интернет перестает быть для ребенка способом достижения целей в реальной жизни, а становится местом формирования новых целей уже в онлайн-среде.

На третьем этапе зависимость становится хронической. Нахождение в интернете у ребенка не вызывает эмоционального подъема, но при этом он всегда стремится выходить в сеть при появлении новых интересных тем в онлайн-пространстве, а также актуализации в реальности стрессовых факторов [22].

Результаты опроса о потреблении подростками медиаинформации. В целях установления характеристик сформированности культуры потребления подростками медиаинформации проведено эмпирическое исследование. Подросткам было предложено ответить на ряд вопросов о видах используемых социальных сетей, целях выхода в интернет, времени нахождения в нем, родительском контроле. В ходе исследования было установлено, что основным источником информации для несовершеннолетних выступает социальная сеть «ВКонтакте» (86% респондентов). 79% опрашиваемых указали на то, что регулярно пользуются Instagram, 40% — YouTube и 33% — Telegram.

В качестве основной мотивации, причин, побуждающих использовать интернет, 92% назвали общение, 73% — поиск информации, необходимой в образовании, 86% — развлекательные цели.

Что касается времени нахождения несовершеннолетних в социальных сетях, то 79% указали, что проводят там каждый день более 5 часов. При этом контроль за детьми в сети осуществляют только 7% родителей.

Таким образом, подростки выходят в интернет, как правило, в связи с потребностью в отдыхе, проведении досуга. По данным опроса по методике «МСИА» Ю. Н. Долгова, А. С. Копового, Г. Н. Малюченко и В. М. Смирнова, релаксационную мотивацию отметили 79%. Второй по значимости стала коммуникативная мотивация (73%). На основании этого можно говорить о том, что, с одной стороны, категория несовершеннолетних граждан нуждается в большем внимании, в частности в вопросах организации досуга, с другой — необходимо дополнительно проводить работу по вовлечению детей к межличностному взаимодействию в реальных условиях, а не онлайн.

Тревожные результаты удалось получить по методике Кимберли — Янга «Интернет-зависимость». Выяснилось, что 86% респондентов имеют признаки интернет-зависимости, в том числе слабый самоконтроль, высокий уровень доверия к массмедиа, апатическое состояние

при невозможности выхода в интернет, расстройство сна, конфликтность. Еще у 66% опрашиваемых был обнаружен высокий уровень увлеченности медийным пространством. И только 13% являются обычными пользователями, способными контролировать количество потребляемой информации и свое время нахождения в глобальной сети.

Меры профилактики деструктивного информационно-психологического воздействия. К профилактическим методам, направленным на снижение такой проблемы, как интернет-зависимость, относят: информирование молодых людей по вопросам безопасного поведения в интернет; организацию постоянного мониторинга активности подростков в сети; создание условий для повышения интереса и вовлеченности подростка в живое общение в реальном мире (офлайн-среде); применение технических средств информационно-психологической безопасности личности. Ряд специалистов указывает на необходимость при практической групповой работе обращать внимание на изменение внутригрупповых ценностей, например ценностей власти, взаимного уважения и сотрудничества, а также паттернов доминирования-подчинения. При работе в виртуальной среде важно сосредоточиться на личных границах жертвы и формировании у нее психологической устойчивости [15].

Существует еще один способ минимизации онлайн-рисков для подростков — формирование у них цифровой компетентности, т. е. развитие способностей и навыков эффективного использования цифровых технологий в повседневной жизни, способностей и навыков критического оценивания технологий, мотивации к участию в цифровой культуре, а также технических навыков, связанных с компьютерной грамотностью [23]. Здесь уместно вспомнить высказывание психотерапевта Карла Роджерса о том, что необходимо «научить учиться». Стоит также обратиться к концепции непрерывного образования ЮНЕСКО. Именно через образование, на наш взгляд, можно научить подростков избегать потенциальные риски.

Профилактическим направлением, реализуемым педагогами и сотрудниками по делам несовершеннолетних, является и работа по формированию культуры потребления медиаинформации подростками, под которой понимается совокупность способов и правил по использованию (поиск, отбор, анализ, создание информационных продуктов) в процессе общественной и исторической деятельности информационной среды (сообщений, данных), а также информационных технологий для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, эффективность формирования культуры потребления медиаинформации, осуществляемой в рамках медиаобразования, в значительной степени обусловлена несколькими факторами, связанными, с одной стороны, с подростками, потребляющими информацию

и по-разному реагирующими на нее, с другой — с характеристиками педагогов, передающих несовершеннолетним новые знания и умения. Среди факторов, связанных с подростками, выделяются виды источников СМК (социальные сети, блоги), которыми они пользуются, частота выхода в интернет, время нахождения в сети онлайн, мотивация (цель) нахождения в интернете, стиль медиапотребления, склонность к интернет-аддикции. Для педагогов выделяются факторы, связанные с уровнями образования и необходимыми медиакомпетенциями.

Выводы

1. Основными угрозами для подростка в сети Интернет являются различные элементы информационно-психологического воздействия и связанных с ним рисков (коммуникативных, технических, контентных, потребительских).

2. Подростки в интернете могут как сами выступать в роли жертв, подвергаясь различным деструктивным воздействиям, так и использоваться посредством ма-нипулятивных технологий в корыстных интересах отдельных лиц и злоумышленников.

3. Особенностью информационно-психологического воздействия в онлайн является наличие факторов и условий, которые могут подталкивать подростков к совершению противоправной деятельности.

4. Профилактика деструктивного ИПВ на подростков может включать как психолого-педагогическую работу отдельно с каждым подростком и с группами молодежи, так и превентивные меры во внешней среде, направленные на выявление и минимизацию потенциальных рисков.

5. Ряд факторов, обусловливающих подверженность деструктивному ИПВ, связаны с невысоким уровнем сформированности культуры потребления подростками медиаинформации и недостаточным уровнем овладения компетенциями в области медиакультуры преподавательского состава в отдельных общеобразовательных учебных заведениях.

Рекомендации. Профилактические мероприятия должны быть направлены на минимизацию факторов риска, связанных с деструктивным воздействием на подростков сети Интернет, формированием у них устойчивой интернет-зависимости, использования несовершеннолетних в противоправных действиях. Необходимо совершенствовать работу по повышению компетентности в области медиакультуры сотрудников по делам несовершеннолетних, а также педагогов образовательных учреждений, непосредственно участвующих в формировании культуры потребления подростками медиаинформации.

Перспективы. В качестве перспективных представляются исследования психологических механизмов влияния новых видов рисков в интернете на подростков, разработка методов противодействия негативному ИПВ, минимизация последствий интернет-зависимости. В связи с этим необходимо продолжить совершенствование существующих механизмов противодействия ИПВ в интернете, а также исследовательскую работу по выявлению психологических факторов, способствующих манипуляции несовершеннолетними, а также факторов, влияющих на кибераддикцию.

Список источников

1. Долгов М. И. Классификация информационно-психологических воздействий и оценка степени их угроз для общественного сознания // Общество: политика, экономика, право. М., 2016. С. 47-52.

2. Toma С. L., Hancock J. T. Self-Affirmation Underlies Facebook Use. Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 39(3). Pp. 321-331. doi: 10.1177/0146167212474694.

3. Зуева Е. Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности // Вопросы науки и образования. 2018. № 1. С. 176-179.

4. Джемс У. Психология / под ред. Л. А. Петровской. М., 1991. 367 с.

5. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 1994. 479 с.

6. Steele C. M. The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology. 1988. V 21. Pp. 261-302.

7. Sherman D. K. & Cohen G. L. The psychology of selfdefense: Self-affirmation theory. In M. P. Zanna (Ed.). Advances in experimental social psychology. 2006. V 38. Pp. 183-242.

8. Steers M.-L. N., Wickham R. E., Acitelli L. K. Seeing Everyone Else's Highlight Reels: How Facebook Usage is Linked to Depressive Symptoms. Journal of Social and Clinical Psychology. 2014. V 33, No 8. Pp. 701-731. doi: 10.1521/jscp.2014.33.8.701.

9. Alsehaima A., Alanazi A. Psychological and Social Risks to Children of Using the Internet: Literature Review. Journals Child Adolesc Behav. 2018. V 6(5). 380 p. doi: 10.4172/2375-4494.1000380.

10. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth. 2020. V 25(1). Pp. 79-93. doi: 10.1080/02673843.2019.1590851.

11. McCrae N., Gettings S., Purssell E. Social media and depressive symptoms in childhood and adolescence: A systematic review. Adolescent Research Review. 2017. Pp. 23-42. doi:10.1007/s40894-017-0053-4.

12. Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M. The associations between problematic Facebook use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: A systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders. 2018. V 226. Pp. 274-281.

13. Best P., Manktelow, R., Taylor B. Online communication, social media and adolescent wellbeing: A systematic narrative review. Children and Youth Services Review. 2014. V. 41. Pp. 27-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Livingstone S., Kirwil L., Ponte C., Staksrud E. In their own words: what bothers children online? with the EU Kids On line Network / EU Kids Online, London School of Eco no mics & Political Science. L., 2013. LSE Re search Online. URL: http://eprints.lse.ac.uk/48357/.

15. Долгов Ю. Н., Коповой А. С., Малюченко Г. Н., Смирнов В. М. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход. Саратов, 2009. С. 47-52.

16. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М., 2010. 136 с.

17. Youyou W., Kosinski M., Stillwell D. Computer-based personality judgments are more accurate than those made by humans. PNAS. 2015. January 27. Pp. 76-92. URL: http://www.pnas.org/content/112/4/1036.full.

18. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 3. С. 177-191.

19. Жихарева Л. В. Виртуальные группы смерти // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. Т. 37, № 1. C. 141-146. doi: 10.18413/2075-4574-2018-37-1-161-168.

20. Агаджанян Г., Медведева Н. И. Суициды в подростковом возрасте! Можно ли их предотвратить? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 1. С. 129-130. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=2452.

21. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Медицинская помощь. 1994. № 3. С. 15-19.

22. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S30. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm.

23. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is digital competence?. Linked portal. Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. Pp. 1-12.

Поступила 31.03.2021; одобрена после рецензирования 14.07.2021; принята к публикации 30.08.2021. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

И. Ю. Лазарева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, [email protected], htpps://orcid.org/0000-0003-0052-4165.

References

1. Dolgov M. I. Classification of information and psychological impacts and assessment of the degree of their threats to public consciousness. Society: Politics, Economics, Law. Moscow, 2016. Pp. 47-52. (In Russ.)

2. Toma S. L., Hancock J. T. Self-Affirmation Underlies Facebook Use. Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 39(3). Pp. 321-331. doi: 10.1177/0146167212474694.

3. Zueva E. Yu. Psychological aspects of the Self-concept of personality. Science and Education Issues. 2018. No. 1. Pp. 176-179. (In Russ.)

4. James W Psychology. Ed. by L. A. Petrovskaya. Moscow, 1991. 367 p. (In Russ.)

5. Rogers C. On Becoming a Person: A View of Psychotherapy. Moscow, 1994. 479 p. (In Russ.)

6. Steele C. M. The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology. 1988. Vol. 21. Pp. 261-302.

7. Sherman D. K. & Cohen G. L. The psychology of self-defense: Self-affirmation theory. In M. P. Zanna (Ed.). Advances in experimental social psychology. 2006. Vol. 38. Pp. 183-242.

8. Steers M.-L. N., Wickham R. E., Acitelli L. K. Seeing Everyone Else's Highlight Reels: How Facebook Usage is Linked to Depressive Symptoms. Journal of Social and Clinical Psychology. 2014. Vol. 33, No 8. Pp. 701-731. doi: 10.1521/jscp.2014.33.8.701.

9. Alsehaima A., Alanazi A. Psychological and Social Risks to Children of Using the Internet: Literature Review. Journal of Child and Adolescent Behaviour. 2018. Vol. 6(5). 380 p. doi: 10.4172/2375-4494.1000380.

10. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25(1). Pp. 79-93. doi: 10.1080/02673843.2019.1590851.

11. McCrae N., Gettings S., Purssell E. Social media and depressive symptoms in childhood and adolescence: A systematic review. Adolescent Research Review. 2017. Pp. 23-42. doi:10.1007/s40894-017-0053-4.

12. Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M. The associations between problematic Facebook use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: A systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders. 2018. Vol. 226. Pp. 274-281.

13. Best P., Manktelow, R., Taylor B. Online communication, social media and adolescent wellbeing: A systematic narrative review. Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 41. Pp. 27-36.

14. Livingstone S., Kirwil L., Ponte C., Staksrud E. In their own words: what bothers children online? with the EU Kids On line Network / EU Kids Online, London School of Eco no mics & Political Science. L., 2013 // LSE Re search Online. URL: http://eprints.lse.ac.uk/48357/.

15. Dolgov Yu. N., Kopovoy A. S., Malyuchenko G. N., Smirnov V M. Development of media consumption culture: a socio-psychological approach. Saratov, 2009. Pp. 47-52. (In Russ.)

16. Malygin V L., Iskandirova A. B., Khomeriki N. S. Juvenile Internet-addicted behavior. Clinics, diagnostics, prevention. Moscow, 2010. 136 p.

17. Youyou W, Kosinski M., Stillwell D. Computer-based personality judgments are more accurate than those made by humans. PNAS. On January 27. 2015. Pp. 76-92. URL: http://www.pnas.org/content/112/4/1036.fu]l.

18. Bochaver A. A., Khlomov K. D. Cyberbullying: bullying in the space of modern technology. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11, No. 3. Pp. 177-191. (In Russ.)

19. Zhikhareva L. V. Virtual groups of death. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities. 2018. Vol. 37, No. 1. Pp. 141-146. doi: 10.18413/2075-4574-2018-37-1-161-168. (In Russ.)

20. Agajanyan G., Medvedeva N. I. Suicides in adolescence! Can they be prevented? International Journal of Applied and Fundamental Research. 2012. No. 1. Pp. 129-130. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=2452. (In Russ.)

21. Ambrumova A. G. Psychology of suicide. Medical Aid. 1994. No. 3. Pp. 15-19. (In Russ.)

22. Pyankova N. G., Matviyuk V M. The influence of the global Internet on the psyche of adolescents. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2014. No. S30. Pp. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. (In Russ.)

23. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is digital competence? Linked portal. Brussels: European Schoolnet (EUN). 2011. Pp. 1-12.

Submitted: 31.03.2021; approved after reviewing: 14.07.2020; accepted for publication: 30.08.2021.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR I. Yu. Lazareva — Candidate of Sciences (in Pedagogy), Associate-Professor at the chair of Pedagogy, [email protected], htpps://orcid.org/0000-0003-0052-4165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.