Научная статья на тему '«Интернет» как источник повышенного риска формирования деструктивного поведения несовершеннолетних'

«Интернет» как источник повышенного риска формирования деструктивного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сеть Интернет / цифровая реальность / деструктивное поведение / несовершеннолетний / профилактика / Internet / digital reality / destructive behavior / minors / prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дарья Андреевна Харламова

Проводится исследование деструктивных влияний сети Интернет на несовершеннолетних. Рассмотрены следующие феномены, оказывающие негативное влияние на несовершеннолетних на платформе сети Интернет: «группы смерти», кибербуллинг, интернет-груминг, фишинг, аутинг, хейтинг, которым дана краткая характеристика. Рассмотрена необходимая профилактическая деятельность со стороны родителей, социальных педагогов и правоохранительных органов в вопросе предотвращения негативного влияния сети Интернет на несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дарья Андреевна Харламова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Internet» as a source of increased risk of formation of destructive behavior of minors

The article conducts a study of the destructive effects of the Internet on minors. The following phenomena that have a negative impact on minors on the Internet platform are considered: «groups of death», cyberbullying, Internet – grooming, phishing, outing, hating, which are given a brief description. The necessary preventive activities on the part of parents, social educators and law enforcement agencies in the matter of preventing the negative impact of the Internet on minors are considered.

Текст научной работы на тему ««Интернет» как источник повышенного риска формирования деструктивного поведения несовершеннолетних»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-309-312 NIION: 2015-0066-5/22-517 MOSURED: 77/27-011-2022-05-716

«Интернет» как источник повышенного риска формирования деструктивного поведения несовершеннолетних

Дарья Андреевна Харламова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

kharlamova.dashulya@yandex.ru

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор М. А. Ерофеева

Аннотация. Проводится исследование деструктивных влияний сети Интернет на несовершеннолетних. Рассмотрены следующие феномены, оказывающие негативное влияние на несовершеннолетних на платформе сети Интернет: «группы смерти», кибербуллинг, интернет-груминг, фишинг, аутинг, хейтинг, которым дана краткая характеристика. Рассмотрена необходимая профилактическая деятельность со стороны родителей, социальных педагогов и правоохранительных органов в вопросе предотвращения негативного влияния сети Интернет на несовершеннолетних.

Ключевые слова: сеть Интернет, цифровая реальность, деструктивное поведение, несовершеннолетний, профилактика

Для цитирования: Харламова Д. А. «Интернет» как источник повышенного риска формирования деструктивного поведения несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 309-312. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-5-309-312.

Original article

«Internet» as a source of increased risk of formation of destructive behavior of minors

Dariа A. Kharlamova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

kharlamova.dashulya@yandex.ru

Scientific adviser: Doctor of Pedagogical Sciences, Professor M. A. Erofeeva

Abstract. The article conducts a study of the destructive effects of the Internet on minors. The following phenomena that have a negative impact on minors on the Internet platform are considered: «groups of death», cyberbullying, Internet -grooming, phishing, outing, hating, which are given a brief description. The necessary preventive activities on the part of parents, social educators and law enforcement agencies in the matter of preventing the negative impact of the Internet on minors are considered.

Keywords: Internet, digital reality, destructive behavior, minors, prevention

For citation: Kharlamova D. A. «Internet» as a source of increased risk of formation of destructive behavior of minors. Bulletin of economic security. 2022;(5):309-12. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-309-312.

Сегодня формируется совершенно новый тип реальности - «цифровая реальность», которая влечет за собой новые вызовы как для отдельного человека, так и для общества. Глубокое погружение в цифровую реальность и активное применение ее технических средств создают нагрузку на психологическое состояние несовершеннолетних, которая, особенно на стадии быстрого роста, не только искажает поведенческие реакции, но и может оказывать влияние на изменение мировоззрения несовершеннолетних.

© Харламова Д. А., 2022

Изначально общество помогало индивиду формировать свою идентичность, но в настоящее время данный аспект теряет прежнюю определенность в цифровом измерении. В последние годы значительное внимание уделяется росту глобальных показателей патологического использования Интернета, связанных с этим психологических нарушений и формирования деструктивного поведения несовершеннолетних.

В действительности, на сегодняшний день сеть Интернет является неотъемлемой частью современно-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

го общества и функционирует как важнейшее средство коммуникации, социализации и образования. Как отмечалось выше, использование сети Интернет значительно возросло за последнее время. Хотя эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, наиболее выражена она среди молодежи. Расширение интерактивных он-лайн-мероприятий, по-видимому, побуждает молодежь оставаться в Сети дольше, чем ожидалось. Однако именно эта сфера все больше превращается в канал негативного воздействия на несовершеннолетних, воспитывая в них чувство вседозволенности и порочности, искажая их моральное сознание, способствуя виктимизации, маргинализации и криминализации. Молодые люди, в силу своих психологических и возрастных особенностей, чувствительны к разрушительному виртуальному влиянию. Проявления деструктивного поведения могут быть источником повышенной опасности как для самого человека, так и для его близких, окружающих и общества в целом.

Известно, что чрезмерное использование Интернета увеличивает склонность к развитию деструктивного поведения в Интернете. Такое поведение с высоким риском может оказать пагубное влияние как на психологическое развитие подростков, так и на формирование их дальнейшего поведения.

Анализ научной литературы показал, что в последнее время все более актуальной становится проблема влияния интернет - среды на несовершеннолетних, и особенно проблема ее деструктивного воздействия. Так, в статье Е. А. Скобиной и Е. С. Бурдинской [3] отмечается, что сеть Интернет является угрозой для современного общества, в связи с тем, что содержит негативную информацию, которая наносит вред не только психологическому здоровью, но и развитию несовершеннолетних, так как данная возрастная группа является особенно уязвимой. Доцент Боцоева А. В. в своей статье про деструктивное влияние сети Интернет на несовершеннолетних отмечает, что в настоящее время только комплексная система превентивных мер может приблизиться к конструктивной работе на опережение в поле киберрискованной виртуальной среде, так как скорость и динамические процессы цифрового вихря, охватившего мир, неуловимы и представляют на сегодняшний день глобальную проблему для всего человечества [1, с. 276].

По нашему мнению, деструктивное воздействие сети Интернет можно интерпретировать как скрытое психологическое воздействие, которое приводит к деструктивному и (или) делинквентному поведению несовершеннолетних. В свою очередь, реализация этого воздействия происходит именно через манипуляцию. При этом понятие «манипуляция» можно рассмотреть, как феномен социального воздействия на несовершеннолетних, с целью изменения их последующего восприятия, а также изменения их поведения, с помощью скрытой, обманной тактики в интересах манипулятора.

Как же в большинстве случаях происходит деструктивное воздействие на несовершеннолетних в сети Интернет?

Отвечая на данный вопрос, можно отметить несколько деструктивных влияний на несовершеннолетних:

1. «Группы смерти», создаваемые на платформах в сети Интернет. Цель данных групп - заставить несовершеннолетнего совершить суицид, разрушив предварительно психику и, «уничтожив», его как личность. На начальном этапе несовершеннолетние осуществляют подписку на новости данного сообщества. После чего их сознание подвергается ежедневной обработке, в ходе которой несовершеннолетние участвуют в предложенных играх, выполняют задания и тесты, тем самым повышая своей «рейтинг». В результате для несовершеннолетних открываются новые «возможности», а именно доступ к информации и следующим заданиям. При этом они связаны именно с тематикой смерти, причинения себе физической боли.

2. Кибербуллинг. В интернет-пространстве данный феномен имеет актуальную распространенность, и связан с тем, что несовершеннолетних преследуют негативными сообщениями (оскорбления, унижение, агрессию, запугивание). В следствие чего несовершеннолетние становятся злыми, агрессивными и пытаются выместить свою злость на сверстниках.

3. Интернет - Груминг. Злоумышленник устанавливает дружеский контакт с несовершеннолетними с помощью сети Интернет, тем самым «внедряется» в доверие. После чего использует несовершеннолетних в целях сексуальных контактов. Отметим, что ранее преступникам необходимо было потратить больше времени, чтобы «втереться» в доверие к своим жертвам. Но с глобальным развитием Интернета цепочка сократилась, а все процессы, связанные с данной преступной деятельностью против личности несовершеннолетнего, упростились.

4. Фишинг - одна из форм буллинга в Интернете. Киберхулиган создает ложный профиль жертвы и похищает его персональные сведения, фотографии и пытается от его имени оставлять какие-то злобные комментарии, ругаться с его близкими людьми, допустим.

5. Аутинг - это опубликование личных сведений несовершеннолетних, каких-либо его интимных деталей, с целью оскорбления и унижения ребенка. Важно отметить, что родители несовершеннолетнего сами иногда осуществляют аутинг в отношении несовершеннолетнего. К данном аспекту можно отнести тот факт, когда родители злоупотребляют чтением личных сообщений несовершеннолетних.

6. Хейтинг - умышленная траля несовершеннолетнего с целью их унижения, оскорбления. Осуществляет это кибербулли с помощью оставления негативных комментариев на личной страничке жертвы, угроз. И в дальнейшем для несовершеннолетнего это может быть очень опасно. Несовершеннолетний становится неуве-

PEDAGOGICAL SCIENCE

ренным в себе, агрессивным, и пытается теми же средства, что и хулиган обороняться в той же агрессивной форме.

Данные феномены оказывают значительное влияние на психологическое состояние несовершеннолетних, и в дальнейшем могут послужить триггерами для проявления деструктивного поведения со стороны детей и подростков. В связи с чем, считаем актуальным на сегодняшний день проведение комплекса мероприятий, организованного педагогами образовательных учреждений, психологами, сотрудниками органов внутренних дел, направленного на профилактику негативного воздействия информации на несовершеннолетних из сети Интернет.

В свою очередь, со стороны родителей должны осуществляться меры, которые будут способствовать предотвращению негативного влияния сети Интернет на их детей. Родители (законные представители) во -первых, обязаны должным образом осуществлять воспитание несовершеннолетних, знать своих детей, их проблемы, поддерживать в сложных ситуациях. Так же одним из актуальных средств будет, чтобы родители несовершеннолетних имели свои социальные странички в социальных сетях, чтобы быть «в тренде» для своего ребенка, тем самым осуществляя просмотр социальных сетей своих детей, и предоставляя себе возможность, получше узнать своего ребенка, какие у него в друзья в социальных сетях, на какие сообщества он подписан и т. д. Но в данном аспекте важно, чтобы родители не нарушал личные границы своего ребенка, а также не «ком-проментировали» его на своей страничке, выкладывая те или иные фотографии несовершеннолетнего, которые по его мнению не должны быть на всеобщем обозрении. В случае, когда родители будут интересоваться у своего ребенка, можно ли выложить ту или иную его фотографию - это как минимум проявление уважения к ребенку и ему будет приятно.

Важно, чтобы родители контролировали время нахождения несовершеннолетнего в Интернете (при этом не злоупотребляли своим статусом), проводили профилактические беседы на тему безопасного использования сети Интернет. Также со стороны родителей необходимо своевременно реагировать на изменения поведения, внешности, манеры общения своих детей. И если появились какие-либо изменения, своевременно обращаться за помощью к соответствующим специалистам (психологам, социальным педагогам, инспекторам по делам несовершеннолетних).

Профилактическая деятельность со стороны социальных педагогов в образовательных учреждениях будет эффективной в следующих случаях:

• если на постоянной основе будут проводиться интерактивные игры, тренинги в классах на тематики, связанные с безопасностью использования Интернет-ресурсов;

• проведение занятий, с разъяснением несовершеннолетним нежелательных последствий использования негативного контента сети Интернет;

• взаимодействие с психологом в школе, для проведения тестирований в классах (для выявления уровня психологического состояния несовершеннолетних, уровня их тревожности, эмоционального состояния и др.);

• проведение родительских собраний с тематикой «Как обезопасить своего ребенка от негативного контента в сети Интернет;

• проведение кинолекториев с документальными фильмами, связанными с тем, чтобы научить несовершеннолетнего не поддаваться влиянию негативной информации в сети Интернет.

В свою очередь, профилактическая деятельность вышеуказанного негативного аспекта должна осуществляться и со стороны правоохранительных органов. В связи с тем, что защита прав несовершеннолетних находится в компетенции соответствующего подразделения, то в первую очередь данная профилактическая деятельность должна осуществляться инспекторами по делам несовершеннолетних (далее - инспектор ПДН). На постоянной основе инспектор ПДН должен проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с безопасностью в сети Интернет, просвещать несовершеннолетних в ситуации, которые были на практике у инспектора ПДН, в которых негативный контент сети Интернет навредил несовершеннолетним.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию по составам трех статей КоАП РФ - 6.21, 13.15, 13.21. При этом осуществление основных функций по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий находится в компетенции Роскомнадзора. Данный федеральный орган исполнительной власти наделен полномочиями по производству дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

В целях повышения эффективности деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в литературе [2] справедливо предлагается расширить полномочия ОВД по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.17 КоАП РФ.

Целесообразно, по нашему мнению, внести дополнения в ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] и включить Роспотребнадзор в систему органов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, либо же расширить полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Кроме того, отметим, что инспектора ПДН обязаны незамедлительно информировать Роскомнадзор о выявлении сайтов, распространенных на платформе сети Ин-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тернет, пропагандирующих суицид, либо иные противоправные действия, которые могут нанести вред жизни и здоровью несовершеннолетних.

В связи с развитием информационного пространства, на наш взгляд, было бы эффективным ввести должность инспектора по делам несовершеннолетних по профилактике безопасности несовершеннолетних, который будет заниматься именно защитой прав несовершеннолетних в сети Интернет, в обязанностях которого будет:

1. Изучение и анализирование материалов, размещенных в СМИ;

2. Взаимодействие со службами по вопросам профилактики правонарушений в информационной среде;

3. Проведение профилактических мероприятия, целью которых является профилактика противоправных действия в сети Интернет;

4. Пропагандирующая деятельность по разъяснению нормативных правовых актов, регулирующих безопасность в информационном пространстве;

5. Распространение правовых, технических знаний по вопросам защиты детей от киберугроз, повышения уровня ответственности несовершеннолетних и законных представителей несовершеннолетних за свои действия в процессе участия в цифровом пространстве.

Решение проблемы информационной безопасности несовершеннолетних для нашего государства является новой и требует комплексного подхода к ее изучению и поиску решений.

Список источников

1. Боцоева А. В. О деструктивном влиянии сети интернет на несовершеннолетних : контекст превенции / А. В. Боцоева, С. К. Гучетль, Л. А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 275-278.

2. Занина Т. М. Основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

органов внутренних дел Российской Федерации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних / Т. М. Занина, Е. И. Лукина // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4. С. 215-218.

3. Скобина Е. А. Проблемы защиты детей в интернет-пространстве / Е. А. Скобина, Е. С. Бурдинская. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. С. 58-62. URL: https://moluch.ru/conf/law/ archive/284/14093/ (дата обращения: 11.02.2022).

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30 июня 1999 г. № 121.

References

1. Botsoeva A. V O destructive influence of the Internet on minors: context of prevention / A. V. Botsoeva, S. K. Guchetl, L. A. Lazarenko // Problems of modern pedagogical education. 2021. № 71-1. P. 275-278.

2. Zanina T. M. Basic directions of activity of subdivisions on juvenile affairs of the internal affairs of the Russian Federation in the sphere of information security of minors / T. M. Zanina, E. I. Lukina // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4. P. 215-218.

3. Skobina E. A. Problems of protecting children in the Internet space / E. A. Skobina, E. S. Burdinskaya. Text: direct // Actual issues of legal sciences : materials IV Mezhdunar. Scientific. Conf. (Chita, April 2018). Chita : Izdatelstvo Molodoi nauchey, 2018. P. 58-62. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14093/ (accessed: 11.02.2022).

4. Federal law from June 24, 1999 No 120-FZ «On the basics of the system of prevention of neglect and delinquency of minors» // Rossiyskaya gazeta ot 30 iyunya 1999 g. № 121.

Информация об авторе

Д. А. Харламова - адъюнкт 1-го года обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author D. A. Kharlamova - Adjunct of the 1st year of study of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.