СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Павлов А.С., Грищенко Н.Н., Чумак А.Г., Петров В А., Макарец В.В.
Донецкий юридический институт
Аннотация. Описан социально-психологический механизм становления несовершеннолетних на преступный путь, личностные особенности правонарушителей, исследованы пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения подростков Первоначальный акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе учитывающем личностные особенности воспитанника Предупреждение девиантного поведения молодого поколения лежит в основе ранней профилактики. Воспитательно-профилактической работой должны заниматься люди всесторонне подготовленные Ключевые слова: подростки, преступность.
Анотація. Павлов А. С., Г рищенко М.М., Чумак О.Г., Петров В.О., Макарець В.В. Соціально-психологічні причини підліткової злочинності. Описано соціально-психологічний механізм становлення неповнолітніх на злочинний шлях, особистісні особливості правопорушників, досліджені шляхи подальшого удосконалювання теорії і практики попередження антигромадського поводження підлітків. Первісний акцент при роботі з неповнолітніми необхідно робити на індивідуальному підході, що враховує особистісні особливості вихованця Попередження девіантного поводження молодого покоління лежить в основі ранньої профілактики Виховно-профілактичною роботою повинні займатися люди всебічно підготовлені Ключові слова: підлітки, злочинність.
Annotation. Pavlov A.S., Grishenko N.N., Chumak А^., Petrov VA, Маkаrеts V.V. The social - psychological causes of teenage criminality. The social - psychologic mechanism of becoming of minors on a criminal path, personal habits of offenders is circumscribed, pathesof the further perfecting of the theory and practice of the warning of antisocial behaviour of teenagers are investigated. At work with minors it is necessary to doprimal accenton an individual approach which is taking into account personal habits of the pupil. The warning of inadequate behaviour of young generation underlies early preventive measures. In educational preventive work people comprehensively prepared should be engaged.
Keywords: teenagers, criminality.
Введение.
Сегодня в ряду множества острейших экономических и социальных проблем заметно выделяется преступность, которая по некоторым данным статистов вышла на самый высокий уровень за всю историю Украины.
Однако любая опасность уменьшается, если становятся известны ее причины и условия, ее порождающие, определены формы и методы борьбы с ней.
В 30-е годы XIX века известный бельгийский ученый, астроном и математик Адольф Жак Кетле считал, что к преступности, надо относиться как к социальному злу: «Общество заключает в себе зародыш всех имеющих совершиться преступлений). Тюремному врачу, итальянцу Ч.Ломброзо принадлежит создание теории прирожденной преступности и типов преступников Выводы Ломброзо были далеки от науки, призывали к крайне реакционным мерам: «измерить, взвесить и повесить», так как против «прирожденных» преступников нет никакой терапии.
Большое распространение получила психоаналитическая школа австрийского врача - психиатра
З.Фрейда, рассматривавшая преступность как результат дефективного развития личности. Суть теории в том, что человек с рождения биологически обречен на постоянную борьбу антисоциальных инстинктов - агрессивных, половых, страха - с моральными установками личности, то есть индивид с детства учиться управлять своими инстинктами. Тот, кому это не удается достичь вследствие каких-то конкретных причин (плохие отношения в семье), развивается не правильно и формируется в неполноценную личность.
В последующем академик Н.П. Дубинин отмечает, что «для современного человека социальная программа - это не внешнее воздействие среды, а внутреннее условие становления личности. Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем общественной практикой в ходе его индивидуального развития». Его же замечание: «Никаких генов духовного содержания человека не существует; черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей» [В].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого юридического института.
Формулирование целей работы.
Целью нашей работы является вскрытие конкретных причин подростковой преступности с целью ее уменьшения Исходя из этого, выдвигаем гипотезу, которая заключается в том, что причиной проявления преступности несовершеннолетних обусловлены взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностью самого несовершеннолетнего.
Задачами нашего исследования являются: изучение по данной теме материала, уточнение его решений другими исследованиями разработка теоретической и рабочей гипотез о связях изучаемого объекта и предмета исследования, проведение исследований по выяснению причин подростковой преступности
Организация исследований.
Исследованием охвачено 60 человек, из которых 30 совершили противоправные действия. В работе с ними использовали следующие методики: тест школьной тревожности Филипса, тест - опросник Шмишека, оп-
ределение направленности личности; методика «Диагностика личностных характеристик: ригидность, тревожность, фрустрация, агрессивность»; методика «Изучение ведущих мотивов учения»; тест К. Томаса «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации).
Результаты исследо ваний.
В процессе исследований выявлено, что наиболее распространенными видами преступности является кражи и хулиганстве, самое большое число правонарушений приходится на 15-16 лет (юношеский возраст), таблица 1.
Таблица 1
Виды преступности детей и подростков__________________________________
Возраст Виды преступлений Семья
кражи хулиганство грабежи бродяжниче- ство благополуч- ная Неблаго- получная
10-12 2 чел. - - 4 1 5
13-14 5 чел. 2 - 1 3 5
15-16 5 чел. 7 - - 5 7
17-18 1 чел. 2 1 - 2 2
Ознакомившись с личными делами, проведя беседу с самими несовершеннолетними обратившись к уголовной статистике, мы смогли охарактеризовать типичные черты личности несовершеннолетних преступников и некоторые условия, способствующие их формированию.
Как показали исследования, одной из особенностей морального обнищания (или неразвитости) является несформирование нравственного идеала, который может выступать как образ конкретного лица и как обобщение идеального качества. Поэтому на вопросы: «Кто ваш идеал? Почему?», испытуемые назвали киногероев, сыгранных Жан-Клод ван Дамом, Чаком Норрисом, Джеки Чаном, Арнольдом Щварценеггером - Потому что «они умеют красиво драться, выходят из любых ситуаций).
Таким образом, опрошенных характеризует узость нравственных воззрений, ограниченность числа нравственных принципов и черт, искаженное содержание некоторых понятий Ответы на вопрос об их отношении к труду несовершеннолетних показаны в таблице 2.
Таблица2
Ответы на вопрос: «Отношение к труду»
С любовью, увлечением Как к обязанности Нравятся отдельные виды Труд в тягость Не любят Пытаются избежать Не знаю
- 5 4 6 3 10 2
Изучение мотивов совершения преступлений показало, что несовершеннолетними в определенных случаях движет безрассудство рисовка, необходимость выделиться в совершении опасного деяния, таблица 3.
Таблица 3
Мотивы совершения преступлений
Хотел показаться смелым По глу- пости Стремление приобрести материальное благополучие Подра- жание Пьян- ство Безделье Влияние старших Обида Прикл ю- чение
3 1 4 3 2 10 1 1 5
При совершении правонарушений, как правило, отсутствует правовой момент. Подростки, не имея четких правовых понятий, не в состоянии правильно соотносить свои действия с велением права. На вопросы: «Что такое закон? Для чего он служит? Для чего необходимо его выполнять? Кто для вас источник правовой информации?», были даны очень расплывчатые ответы. И на вопрос: «Сознавал, что за содеянное понесешь наказание?» - ответили: (таблица 4).
Таблица4
Ответ на вопрос: «Сознавал, что за содеянное понесешь наказание?»
Да Нет Думал избежать
2 5 23
Обращаясь к оценке своих поступков несовершеннолетними мы получили ответы: (таблица 5).
Таблица 5
Оценка своих поступков
Сожалею Не считаю правомерным Осуждаю Считаю, иногда можно нарушить
5 10 4 11
Изучая интересы подростков, выявили такие особенности: как их неустойчивость и разбросанность, лучшее времяпровождение - безделье. Нами задан вопрос: «Чем ты любишь заниматься? Каковы твои интересы?»,
получен ответ: таблица 6.
Таблица 6
Ответ на вопрос: Чем ты любишь заниматься?
Несколько интересов Один Нет ярко выраженных Не знаю
8 2 17 3
Изучая личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, мы провели исследования по нескольким методикам: изучение ведущих мотивов учения, тест «Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность», методика «Опросник направленности личности», изучение акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека, тест школьной тревожности Филипса, тест К. Томаса: «Поведение в конфликтных ситуациях».
Результаты исследования по экспериментальной группе мы сопоставили с результатами по контрольной группе. В качестве контрольной группы нами взят обычный 9-й класс, в котором отсутствуют правонарушители. Сопоставление дало нам возможность сравнить испытуемых сделать выводы о причинах трудновоспитуе мости, тенденции к правонарушениям, а на основе наблюдений выработать рекомендации по работе с данной группой учащихся
Изучение ведущих мотивов учащихся экспериментальной и контрольной группы позволяет сделать следующие выводы: 1.Для учащихся, склонных к правонарушениям, преобладающими являются социальные мотивы: они приходят в школу с целью общения со сверстниками; 2. Познавательные мотивы у данной группы не развиты, интерес к содержанию учебной деятельности на низком уровне; 3. На втором по значимости находится мотив избегания неприятностей: 20% учащихся готово учиться только потому, не хочет иметь осложнения со стороны взрослых в случаях неудач 4. В контрольной группе является мотив познавательный: учащимся интересно само содержание учения; 5. Достаточно значимы для контрольной группы также социальные и деловые мотивы.
Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Г ораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обуславливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта
Сопоставляя результаты теста «Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность» мы наблюдаем значительную разницу в оценке состояний обеих групп Показания по всем состояниям в экспериментальной группе намного выше. Особенно высоки показатели по агрессивности. Понятие «агрессия» в данном контексте имеет широкое значение. Это такое состояние, которое не сводится к прямому нападению. Но и включает в себя угрозу, желание напасть, враждебность. Это может быть агрессия против других и агрессия против себя. Она может быть у школьников ярко выражена внешне в драчливости, грубости, задиристости, а бывает и внутренне затаенной в виде скрытого недоброжелательстваи «тихой» озлобленности.
Завышены по сравнению с контрольной группой результаты по фрустрации. Фрустрация - это психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Фрустрация проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, гневе и др. фрустрация может привести к характерологическим изменениям, проявлению неуверенности в себе, фиксации ригидных форм поведения. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности личности и фрустрации.
Стиль взаимоотношений с учениками у большинства учителей авторитарный, что не способствует оптимизации отношений с учащимися. Учителями мало используются или вообще не берутся во внимание психологические особенности каждого школьника, учение для многих - это задача дать как можно больше знаний, с которыми учащиеся не знают, что делать дальше, а потому и не востребуют их с должной активностью. Эти и другие причины, очевидно, служат основой для подобных взаимоотношений между учителями и учащимися. Отсюда вытекает проблема перестройки взаимоотношений на этом уровне.
Если сравнивать общие показатели по шкалам, то получаем следующие результаты экспериментальная группа - 58%, контрольная группа - 52%, из чего следует; что тревожность школьников склонных к правонарушениям, в целом несколько выше, чем у обычных учащихся Значит, не всегда такой подросток всем своим видом демонстрирует свою независимость, «смелость», действительно спокоен, чаще всего это «спокойствие) напускное, рассчитанное на зрителя.
В результатах исследования экспериментальной группы мы видим, что на первом месте стоит ориентация на себя: это ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворениесвоих потребностей, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, тревожность. Следовательно, чаще всего эти школьники несут в себе эгоистическое качество. Они себялюбивы, предпочитают во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегают последними. Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (причем, нередко, за счет других).
Исходя из практического исследования, мы можем сказать: для подростков совершивших преступления, характерен низкий уровень познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов таких под-
ростков оказывают влияние сверстники и особенно старшие с антисоциальным опытом поведения В структуре личности у большинства из них доминируют такие качества: лень, безволие, нечуткость агрессивность. Важным условием формирования личности данной категории подростков являются отрицательные семейные условия, отсутствие норм нравственности. Для несовершеннолетних нарушителей, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе, что в конечном итоге противопоставляет их коллективу класса. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства учащихся в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для подростков с отрицательным поведением преобладает мотив принуждения. Это усугубляетконфликтные отношения неуспевающего с коллективом, порождая в его поведении явления бравады, негативизма.
Исходя из наших исследований, мы делаем заключение: антисоциальное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности - микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которое обуславливает его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи).
Таким образом, подтверждается гипотеза, выдвинутая в данной работе.
Выводы
1. Молодежная тема, в частности, подростковая преступность, требует всестороннего и глубокогоизучения;
2. Первоначальный (и основной) акцент при работе с несовершеннолетниминеобходимо делать на индивидуальном подходе учитывающем личностные особенности воспитанника;
3. Предупреждение девиантного поведения, молодого поколения лежит в основе ранней профилактики (в работе с семьями и детьми);
4. Воспитательно-профилактической работой должны заниматься люди всесторонне подготовленные
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социальнопсихологических причин подростковой преступности
Литература
1. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних М.: Юридическая литература, 1981.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучнойсемьи. М.: Просвещение, 1992.
3. Коваленко О.И. Филонов В.Г., Курс лекций по криминологии и профилактике преступности Д.: Дон-басс,1995.
4. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи К.: Вища школа, 1985.
5. Ратинов А.В. Правовая психология и преступное поведение, Краснодар, 1998.
6. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
7. Ломброзо Чезаре. Новейшие успехи науки о преступнике СПб.1892. - С 28-29.
8. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное. Коммунист, 1980, №11. - С. 64,68.
Поступила в редакцию 03.10.2008г.