Научная статья на тему '«Мудрость силы» подростков'

«Мудрость силы» подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КРИМИНАЛИТЕТ / ОШИБКИ / ПіДЛіТКИ / ЗЛОЧИННіСТЬ / ПОМИЛКИ / ADOLESCENTS / CRIMINAL / ERROR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белик В. А., Павлов А. С., Лавренчук А. А., Годлевский П. В., Кущ И. В.

В работе рассмотрен социально-психологический механизм становления несовершеннолетних на преступный путь, личностные особенности правонарушителей, специфика взаимодействия их с социальной средой. Намечены пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения подростков. Использованы различные методики: тест школьной тревожности Филипса; тест опросник Шмишека; определение направленности личности; методика «Изучение ведущих мотивов учения»; тест К. Томаса «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Wisdom of force" of the adolescents

In the article is reviewed the social-psychological gear of a becoming of minors on a criminal route, personal features of the offenders, specificity of interplay them with social medium. The route of further perfecting of the theory and practice of warning of antisocial behavior of the adolescents are intended. In the article have been used different methods: Philips tests on school anxiety, Schmischek questioning, defenition of persons orientation, method Learning of fundamental motives of studies, test K. Thomas Diagnostic of tactics of behaviour in a conflict situation.

Текст научной работы на тему ««Мудрость силы» подростков»

«МУДРОСТЬ СИЛЫ» ПОДРОСТКОВ

Белик В.А., Павлов А.С., Лавренчук А.А., Годлевский П.В., Кущ И.В.

Тверской госуниверситет (Россия) Донецкий юридический институт

Аннотация. В работе рассмотрен социально-психологический механизм становления несовершеннолетних на преступный путь, личностные особенности правонарушителей, специфика взаимодействия их с социальной средой. Намечены пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения подростков. Использованы различные методики: тест школьной тревожности Филипса; тест - опросник Шмишека; определение направленности личности; методика «Изучение ведущих мотивов учения»; тест К. Томаса «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации». Ключевые слова: подростки, криминалитет, ошибки.

Анотація. Белік В.А., Павлов А.С., Лавренчук О.О., Год-левський П.В., Кущ І.В. «Мудрість сили» підлітків. У роботі розглянутий соціально-психологічний механізм становлення неповнолітніх на злочинний шлях, особистісні особливості правопорушників, специфіка взаємодії їх із соціальним середовищем. Намічено шляхи подальшого удосконалювання теорії і практики попередження антигромадського поводження підлітків. Використані різні методики: тест шкільної тривожності Філіпса; тест-опитувальник Шмішека; визначення спрямованості особистості; методика «Вивчення ведучих мотивів навчання»; тест К. Томаса «Діагностика тактики поводження в конфліктній ситуації».

Ключові слова: підлітки, злочинність, помилки.

Annotation. Belik V.A., Pavlov A.S., Lavrenchuk A.A. Godlevs-kiy P.V., Kusch I.V. “Wisdom of force” of the adolescents. In the

article is reviewed the social-psychological gear of a becoming of minors on a criminal route, personal features of the offenders, specificity of interplay them with social medium. The route of further perfecting of the theory and practice of warning of antisocial behavior of the adolescents are intended. In the article have been used different methods: Philips’ tests on school anxiety, Schmischek questioning, defenition of person’s orientation, method “Learning of fundamental motives of studies”, test K. Thomas “Diagnostic of tactics of behaviour in a conflict situation”.

Keywords: adolescents, criminal, error.

Введение.

Неумолимая статистика свидетельствует, что сегодня несовершеннолетние преступники составляют несколько больший процент, чем преступники старших возрастов [1], что, безусловно, вызывает вполне обоснованную тревогу и озабоченность, как опасная тенденция развития общества. Однако любая опасность уменьшается, если становятся известны ее причины и условия, ее порождающие, определены формы и методы борьбы с ней [2].

В данной работе мы рассмотрим типичный социально-психологический механизм становления несовершеннолетних на преступный путь, личностные особенности правонарушителей, специфику взаимодействия их с социальной средой; исходя из исследования, наметим пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения подростков.

Работа выполнена по плану НИР Тверского государственного университета (Россия) и Донецкого юридического института.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашей работы является вскрытие причин подростковой преступности с целью ее уменьшения.____________

© Белик В. А., Павлов А.С., Лавренчук А. А., Годлевский П.В., Кущ И.В., 2009

Организация и методы исследований. Исследованием было охвачено 60 человек (контрольная группа: 30 человек с условно «нормальным» поведением, а опытная группа: 30 человек, состоящие на учёте в органах милиции). Использованы следующие методики: тест школьной тревожности Филипса; тест - опросник Шмишека; определение направленности личности; методика «Диагностика личностных характеристик: ригидность, тревожность, фрустрация, агрессивность»; методика «Изучение ведущих мотивов учения»; тест К. Томаса «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации».

Результаты исследований.

Установлено, что наиболее распространенными видами преступности среди подростков является кражи и хулиганство, самое большое число правонарушений приходится на 15-16 лет (юношеский возраст), хулиганство, таблица 1.

Как показали исследования, одной из особенностей морального обнищания (или неразвитости) является несформирование нравственного идеала, который может выступать как образ конкретного лица и как обобщение идеального качества [3]. На вопросы: «Кто ваш идеал? Почему?», испытуемые назвали киногероев, сыгранных Жан-Клод ван Да-амом, Чаком Норрисом, Джеки Чаном, Арнольдом Щварценеггером. Почему? - Потому что «они умеют красиво драться, выходят из любых ситуаций».

Таким образом, опрошенных характеризует узость нравственных воззрений, ограниченность числа нравственных принципов и черт, искаженное содержание некоторых понятий. Немалую роль в таком «обнищании» нравов сыграли «средства массовой дезинформации».

На вопрос об их отношении у труду несовершеннолетние ответили:

С любовью, увлечением Как к обязанности Нравятся отдельные виды Л т с о 5 к уя рт Н м Не любят Пытаются избежать 2 а н з е Не

- 5 4 6 3 10 2

Изучение мотивов совершения преступлений показало, что несовершеннолетними в определенных случаях движет безрассудство, рисовка, необходимость выделиться в совершении опасного деяния:

я с ь т а з 3 о с S лы ел те о X І По глупости Стремление приобрести материальное благополучие Подражание Пьянство Без-делье Влияние старших а д и б О Приключение

3 1 4 3 2 10 1 1 5

Виды правонарушений среди подростков

Таблица 1

Возраст Виды преступлений Семья

кражи хулиганство грабежи бродяжниче- ство благополуч- ная неблагопо- лучная

10-12 2 чел. - - 4 1 5

13-14 5 чел. 2 - 1 3 5

15-16 5 чел. 7 - - 5 7

При совершении правонарушений, как правило, отсутствует правовой момент. Такие подростки, не имея четких правовых понятий, не в состоянии правильно соотносить свои действия с велением права. На вопросы: «Что такое закон? Для чего он служит? Для чего необходимо его выполнять? Кто для вас источник правовой информации?», были даны очень расплывчатые ответы. И на вопрос: «Сознавал, что за содеянное понесешь наказание?» - ответили:

Да Нет Думал избежать

2 5 23

Обращаясь к оценке своих поступков несовершеннолетними, мы получили ответы:

Сожалею Не считаю правомерным Осуж- даю Считаю, иногда можно нарушить

5 10 4 11

Изучая личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, мы пришли к нижеследующим выводам.

• Для учащихся, склонных к правонарушениям, преобладающими являются социальные мотивы: они приходят в школу с целью общения со сверстниками;

• познавательные мотивы у данной группы не развиты, интерес к содержанию учебной деятельности на низком уровне;

• на втором по значимости находится мотив избежание неприятностей: 20% учащихся готово учиться только потому, не хочет иметь осложнения со стороны взрослых в случаях неудач;

• в контрольной группе является мотив познавательный: учащимся интересно само содержание учения;

• достаточно значимы для контрольной группы также социальные и деловые мотивы.

Учебная деятельность всегда полимотивиро-вана. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы [4]. Нами было отмечено, что в экспериментальной группе преобладают внешние мотивы, а в контрольной - внутренние. В экспериментальной ведущими являются мотивы социальные, избегание неприятностей и мотивы благополучия, а в контрольной - познавательные, социальные и деловые.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх [5]. Но гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практи-

ке родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обуславливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.

Сопоставляя результаты теста «Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность», мы наблюдаем значительную разницу в оценке состояний обеих групп. Показания по всем состояниям в экспериментальной группе намного выше. Особенно высоки показатели по агрессивности. Понятие «агрессия» в данном контексте имеет широкое значение. Это такое состояние, которое не всегда сводится к прямому нападению. Но и включает в себя угрозу, желание напасть, враждебность. Это может быть агрессия против других и агрессия против себя. Она может быть у школьников ярко выражена внешне в драчливости, грубости, задиристости, а бывает и внутренне затаенной в виде скрытого недоброжелательства и «тихой» озлобленности.

Незначительны расхождения по шкалам «фрустрации потребностей в достижении успеха», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Проблемы и страхи в отношениях с учителями -это общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий уровень успешности обучения школьника. Интересно, что показатели совпадают, следовательно, это проблема всех учащихся. Очевидно, это связано с тем, что, хотя и провозглашена гуманизация школы во многом методы и формы работы остались во многих школах прежними.

Какова же направленность личности несовершеннолетних экспериментальной группы? Результаты исследования говорят о том, что в контрольной группе преобладающей является направленность на «дело», на II месте стоит направленность на общение, на III - на себя. Значит, учащиеся заинтересованы в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Значительной для многих является направленность на общение

(32%): стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

В противоположность этим данным в результатах исследования экспериментальной группы мы видим, что на первом месте стоит ориентация на себя: это ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, тревожность. Следовательно, чаще всего эти школьники несут в себе эгоистическое качество. Они себялюбивы, предпочитают во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегают последними. Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (причем, нередко, за счет других).

Учитывая тот факт, что не всегда личные интересы субъектов совпадают с интересами окружающих, нас заинтересовал вопрос: как же выходят из этой конфликтной ситуации подростки-правонарушители. Поэтому мы провели диагностику тактики поведения субъекта в конфликтной ситуации (тест Томаса). Проведем наблюдение. Если для учащихся обычного класса характерны такие тактики поведения как сотрудничество и соглашение (соответственно I и II место), то для экспериментальной группы эти показатели находятся на двух последних местах. На I месте находится соперничество, на II - приспособление, III избегание. Соперничество (соревнование) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такое поведение характерно для субъектов, уверенных в себе, сильных, эгоистичных.

Приспособление, в противоположность соперничеству, означает принесение в жертву собственных интересов ради другого [6]. Это чаще всего внушаемые, заискивающие перед более сильными товарищами подростки, слабовольные и неустойчивые перед дурным влиянием. Следовательно, к разным типам подростков нужно найти свой индивидуальный подход, основанный на психологопедагогической характеристике каждого типа.

Исходя из практического исследования, мы можем сказать: для подростков, совершивших преступления, характерен низкий уровень познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов таких подростков оказывают влияние сверстники и особенно старшие с антисоциальным опытом поведения. В структуре личности у большинства из них доминируют такие качества: лень, безволие, нечуткость, агрессивность. Важным условием формирования личности данной категории подростков являются отрицательные семейные условия, отсутствие норм нравственности.

Для несовершеннолетних нарушителей, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе,

что, в конечном итоге, противопоставляет их коллективу класса. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства учащихся в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для подростков с отрицательным поведением преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего с коллективом, порождая в его поведении явления бравады, негативизма.

Известно [7], что в подавляющем большинстве случаев в число правонарушителей попадает индивид, не нашедший себя в коллективе в связи с отрицательными отношениями со сверстниками.

Исходя из наших исследований, мы делаем заключение: антисоциальное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности - микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которое обуславливает его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Выводы.

Необходима коренная переоценка нынешних представлений о молодежи, кардинальный пересмотр ценностей, иначе неминуем упадок личностной и государственной морали, проявляющийся в общем приросте уголовных тенденций, в разрушительном распространении алкоголя и наркомании. Первичная причина этого - во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются. Проблемы молодежи требуют своевременного, тщательного изучения и эффективного управления: изучение общества как социальной среды с одной стороны, и личности молодежи как субъекта социальных преобразований с другой.

Необходимы радикальные изменения в экономике, быте, образовании, ибо нежелательные деформации социальной среды личности всегда обусловлены средой более высоких уровней.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем, касающихся подростков, личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, специфики их взаимодействия с социальной средой.

Литература:

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. - 200 с.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1992. - 240 с.

3. Зубец О.П. Возраст: особенности нравственной жизни. М.: Знание,1987. - 280 с.

4. Коваленко О.И. Филонов В.Г Курс лекций по криминологии и профилактике преступности. Д.: Донбасс,1995. - 160 с.

5. Ратинов А.В. Правовая психология и преступное поведение, Краснодар, 1998. - 200 с.

6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высшая школа, 1991. - 212 с.

7. Федорова ГГ. Трудный подросток: становление личности. СПб.: Знание, 1992. - 204 с.

Поступила в редакцию 09.04.2009г.

dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.