Научная статья на тему 'Несовершеннолетние в исправительном учреждении закрытого типа (социально-психологическая характеристика)'

Несовершеннолетние в исправительном учреждении закрытого типа (социально-психологическая характеристика) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2130
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / DEVIATIONAL BEHAVIOR / DELINQUENT BEHAVIOR / PSYCHOLOGY OF CRIMINAL BEHAVIOR OF UNDERAGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горноньевич, Сидоров Павел Иванович

Выявлены особенности личности правонарушителей, находящихся в спецшколе закрытого типа для несовершеннолетних; представлен социальный портрет современных подростков, совершивших уголовно и административно наказуемое преступление. Показано, что «неадаптированные» подростки (со сроком пребывания до 6 месяцев) в период приспособления к новым условиям жизнедеятельности проявляют высокую тревожность, затрудненность деятельности, необщительность, социальную пассивность, склонность к повышенному самоанализу, сложности в социальной адаптации, тогда как для «адаптированных» (более 6 месяцев) характерны стрессоустойчивость, активность, работоспособность и спонтанность поведения. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 08-06-48634 а/С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горноньевич, Сидоров Павел Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juveniles in Closed Corrective Institutions (Social and Psychological Characteristics)

There have been discovered personality features of the offenders who are placed in a special school of a closed type for underage children; the article presents "the social portrait" of the contemporary teenagers who have committed crimes or administrative offences. It is shown, that the teenagers who have not adapted (after less than 6 months of imprisonment time) to the new conditions of everyday life activities show high anxiety, difficulties in activities, unsociability, social passivity, propensity to increased introspection, complexity in social adaptation, whereas the "adapted" children (having been in prison for more than 22 months) are characterized by stress resistance, activity, working capacity and spontaneity of behavior.

Текст научной работы на тему «Несовершеннолетние в исправительном учреждении закрытого типа (социально-психологическая характеристика)»

правовыми ценностями общества, дезинтеграция социальной, нравственной и психологической структуры личности, которые характерны для процесса криминализации как взрослых, так и несовершеннолетних. Другое дело, что издержки воспитания, точнее, социализации, дают более болезненную реакцию у несовершеннолетних в силу их социальной и психобиологической незрелости. Единство же причинного комплекса доказывается и тем фактом, что структура преступности несовершеннолетних, с учетом естественных различий, мало чем отличается от структуры преступности взрослых.

Таким образом, в процессе эффективной разработки любой научной проблемы важную роль играет изучение сути вопроса. Индивидуальный подход позволяет лучше понять современные проблемы, дает возможность вычленить закономерности развития теории и практики, трудноуловимые без ретроспективного анализа. Это относится и к исследованию преступлений среди несовершеннолетних. Подчеркнем, что данная тема всегда привлекала внимание специалистов в области права, психологии, педагогики и других отраслей научного знания. Необходимость же особого внимания к любому виду преступлений несовершеннолетних обусловлена и тем, что для них характерны распространенность, а также тенденции к росту и организованности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верин В. В., Карманов М. А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. - М., 1999.

2. Иващенко Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. -

2006. - № 3.

3. Криминология / под общей ред. А. И. Долговой. - М., 1997.

4. Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - М., 1997.

5. РивманД. В. Виктимологический аспект аналитической работы в ОВД. - Л., 1977.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - №> 26. - Ст. 3177.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА*

Э. В. Леус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров

Выявлены особенности личности правонарушителей, находящихся в спецшколе закрытого типа для несовершеннолетних; представлен социальный портрет современных подростков, совершивших уголовно и административно наказуемое преступление. Показано, что «неадаптированные» подростки (со сроком пребывания до 6 месяцев) в период приспособления к новым условиям жизнедеятельности проявляют высокую тревожность, затрудненность деятельности, необщительность, социальную пассивность,

склонность к повышенному самоанализу, сложности в социальной адаптации, тогда как для «адаптированных» (более 6 месяцев) характерны стрессоустойчивость, активность, работоспособность и спонтанность поведения.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, делинквентное поведение, психология преступного поведения несовершеннолетних.

Проблема отклоняющегося поведения вызывает большой интерес исследователей в различных научных областях. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело со сложной формой социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов, а девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов - юридических, моральных или социальных. Девиантность устанавливается соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям, которые могут быть спорными (6). Поведение несовершеннолетних отличается рядом особенностей, обусловленных недостаточностью жизненного опыта, связанным с этим низким уровнем самокритичности, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. При оптимальных условиях воспитания указанные особенности личности и поведения подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью, тогда как при неблагоприятных они «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность (9; 10).

Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами; при этом многие правонарушения совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма. Одной из мер наказания подростков за неоднократное совершение уголовных и административных правонарушений (хищения, грабежи, вымогательства, бродяжничество) является ограничение свободы действий и помещение в учреждения закрытого типа - колонии, спецшколы, специализированные профессионально-технические училища.

В целях выявления криминального и семейного анамнеза и составления социально-психологического портрета несовершеннолетних правонарушителей было обследовано 65 мальчиков-подростков в возрасте от 11 до 16 лет (средний возраст 13,55 ± 0,12 лет), находящихся по решению суда в спецшколе - закрытом исправительном учреждении на территории Архангельской области.

Для изучения особенностей личности подростков использованы многофакторный личностный опросник Кеттела, индивидуально-типологический тест Собчик,

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 08-06-48634 а/С.

восьмицветовой тест Люшера (11; 12), тест определения школьной тревожности Филлипса (8) и методика выявления предрасположенности к разным видам отклоняющегося поведения на основании способа скрининга несовершеннолетних для выявления девиантного поведения (СДП) (7).

Средний возраст постановки на учет в инспекции по делам несовершеннолетних составлял 10,70 ± 0,18 лет. На одного подростка, находящегося в исправительном учреждении, приходилось в среднем по 4,76 ± 0,32 уголовно наказуемых преступления (от одного до одиннадцати). Среди преступлений больше половины составили кражи имущества, в том числе из квартир, домов, сараев -26,2%, из магазинов - 19,5%; кражи государственного имущества составили 16,5% от общего числа краж (рис.).

£ %

Рис. Состав преступлений несовершеннолетних, находящихся в спецшколе закрытого типа, %

Предметом краж в основном были деньги, продукты питания, ценные вещи, бытовая техника, изделия из металла, так как главной причиной являлось удовлетворение базовых потребностей. Обращал на себя внимание тот факт, что в 9,8% случаев пострадавшими стали педагогические работники - учителя, воспитатели, библиотекари, обслуживающий персонал.

На втором месте по частоте совершения отмечен угон транспортного средства, от велосипедов до автомобилей, чаще - «просто покататься», реже - для последующей продажи; на третьем находятся преступления против несовершеннолетних - вымогательство, нападения, избиения, мелкие хищения чужого имущества. Этот контингент являлся наиболее уязвимым в силу своей незащищенности, жертва выбиралась более слабая физически и моложе по возрасту, либо подвергалась давлению со стороны преступной группы.

Среди несовершеннолетних встречался и такой вид правонарушений, как кражи цветного металла для последующей сдачи, при этом наносимый ущерб исчислялся суммами в 10-100 раз больше, чем выручали похитители. Иные виды деяний встречались реже, но отличались большим разнообразием, это были открытые хищения или умышленное повреждение чужого имущества, поджоги или неосторожное обращение с огнем, разбойные нападения, преступления против личности с причинением вреда здоровью и даже сообщения о заложенном взрывном устройстве.

Среди административных нарушений преобладали употребление одурманивающих веществ в обществен-

ных местах - на остановках, в подъездах и нахождение на улице без сопровождения взрослых в вечернее и ночное время. Отдельно необходимо выделить хулиганство и нецензурную брань, и жертвами этих правонарушений зачастую являлись люди, работающие с детьми. Были отмечены единичные случаи рукоприкладства по отношению к учителям как ответная реакция на замечания и наказания.

Почти половина всех преступлений совершены в группе, что подтверждает наличие реакции группирования в этом возрасте, когда подростки собираются для совершения конкретного дела либо для выживания и конкурентоспособной борьбы с аналогичными объединениями (1).

В ряду причин преступного поведения несовершеннолетних чаще всего на первое место ставят проблемную семью (5; 13). Предположительно, трудные семьи -криминальные, неполные, с алкогольной зависимостью в анамнезе - пронизаны негативной энергией, и отношения в них складываются сложно, так как семья не выполняет свою основную функцию - поддержки ее членов, обеспечения защиты и спокойствия, создания необходимых для развития условий (2). Отмечено, что преступники часто происходят из распавшихся или неполных семей. В нашем исследовании выявлено, что 81,5% несовершеннолетних проживали в семьях с одним или двумя родителями, 10,8% - в семьях с опекунами (в основном, с бабушкой) и всего 7,7% - в детских домах. Отягчающим фактором являлась смерть одного или обоих родителей, которую пережили 26,2% подростков. Считается, что отсутствие по крайней мере одного биологического родителя связано с некоторыми формами делинквентности, особенно со статусными правонарушениями несовершеннолетних, такими, как прогулы или побеги, а мальчики из семей без отца более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития (3; 5).

В подтверждение гипотезы о влиянии состава семьи на дальнейшую социализацию ребенка можно привести следующие данные настоящего исследования: у обследованных нами респондентов в 18,5% случаев отец никогда не проживал с семьей, и данных о нем не было; 27,7% правонарушителей проживали в неполных семьях с одним из родителей, чаще с матерью; 13,3% подростков происходили из полных семей с родными родителями; 14,0% их - из полных семей с отчимом или мачехой, где супружеские отношения официально оформлены, 28,1% - из условно полных семей, с сожителем, часто без постоянных отношений. У 13,8% подростков умерла мать, у 18,5% их - отец. В полных семьях с мачехой воспитывались 1,9% подростков, с отчимом - 12,3% их, тогда как неоформленных браков было гораздо больше: 7,7% - с сожительницей отца и 24,6% - с сожителем матери. Кроме того, у 1,5% респондентов отец был на излечении (проживал) в психиатрической больнице, у 4,6% находился в местах лишения свободы.

Наши данные показали, что 44,6% несовершеннолетних, пребывающих в исправительном учреждении, происходили из многодетных семей с тремя и более детьми, а в 60,8% случаев были младшим или единственным ребенком в семье. Связь делинквентности с большой семьей может, таким образом, отражать стремление

70

60

50

40

30

20

растущих в ней детей больше полагаться на своих близких, выступающих для них в качестве моделей и источников социального обучения.

Несмотря на рецидивы преступного поведения у детей и неоднократные нарушения общественного порядка, только 10,2% матерей были лишены родительских прав, а в одной семье - оба родителя, зато административной ответственности и штрафу за уклонение от воспитания ребенка подвергались 54,2% родителей.

Преступники достаточно часто происходят из криминальных семей (3). В исследуемой выборке 30,8% подростков имели судимых родственников, в основном, старшего брата или отца (отчима), в одной семье это была мать и в двух - старшая сестра. Считается, что связь между проявлениями социально опасного поведения обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, либо же родители служат примером для подражания (4).

Хотя в настоящее время принято считать, что противоправность поведения слабо связана с принадлежностью к социальному классу, в нашем исследовании делинквенты чаще были из «обездоленных» семей, которые вследствие материальных затруднений жили в нищете, в плохо приспособленном для постоянного обитания жилье и зависели от социальных пособий. По нашим сведениям ,50,0% матерей и 35,2% отцов не работали, источником доходов являлись пенсии по утрате кормильца в случае смерти одного из родителей, детские пособия, пенсии родителей или скудные заработки на неквалифицированной низкооплачиваемой работе. 79,7% детей происходили из малообеспеченных семей или с доходом ниже прожиточного минимума и лишь 19,5% - из семей со средним достатком.

Еще одним провоцирующим фактором являлась алкоголизация родителей; в нашем исследовании 41,2% матерей и 44,5% отцов страдали синдромом зависимости от алкоголя. Разрушение личности родителей, отсутствие заботы и агрессия по отношению к детям провоцировали последних на необходимость защищаться и адаптироваться к существующим обстоятельствам. Так, 100% обследуемых делинквентов уклонялись от учебы, 51,3% были в разном возрасте оставлены на повторное обучение, а 14,5% обучались в классах коррекции, выравнивания или на дому, 65,3% их уходили из дома и бродяжничали, 8,9% подростков являлись членами преступных группировок, по 4,7% их попрошайничали или крали деньги из дома. Кроме того, проявлялись такие виды асоциального поведения, как хулиганство, поджоги, вандализм, использование ненормативной лексики, ложь. Агрессивное поведение было отмечено у 38,1% подростков и проявлялось в применении насилия к несовершеннолетним, в основном с целью вымогательства или завладения чужим имуществом.

Результаты проведенного исследования позволили составить своеобразный социальный портрет современных подростков, совершивших уголовно или административно наказуемое преступление: они проживали в городе, происходили из неполной или многодетной семьи; родители их либо не работали и вели аморальный образ жизни, либо выполняли низкооплачиваемую ра-

боту в силу низкого уровня образования. Подростки часто имели отягощенную алкогольную наследственность, с детства испытывали нужду, так как семья находилась за чертой бедности. Обращала на себя внимание распространенность аддиктивных форм поведения в исследуемой группе еще в период пребывания в семье: 72,6% подростков курили более или менее регулярно, пробовали курить все; 58,6% употребляли алкоголь и 11,3% их - другие токсические вещества.

Отличительной чертой исследуемой группы являлся травматизм: 25,8% респондентов в анамнезе имели повреждения разной степени тяжести; 22,6% контингента тубинфицированы, так как имели контакт с больными людьми в семье или в период бродяжничества, инфицировались на фоне ослабленного иммунитета, недостаточного и несбалансированного питания, несоблюдения личной гигиены. Признаками семейного неблагополучия можно считать также распространенность кожных заболеваний, наличие кишечных паразитов, инфекционные заболевания.

Оценка физического развития показала, что 65,1% подростков имели мезосоматический тип, их антропометрические показатели соответствовали средневозрастным нормам, всего 7,9% их - макросомы, опережавшие сверстников в развитии, и 27,0% из них - микросомы, с дефицитом массы тела и недостаточным ростом, что могло быть связано со сложной семейной ситуацией, т. е. низкие доходы родителей не позволяли обеспечить детям достаточное и разнообразное питание.

Среди распространенных в исправительном учреждении совокупностей групп соматических заболеваний несовершеннолетних превалировали нарушение осанки - 24,2%, заболевания дыхательной системы - 17,7%, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы -14,2%, проблемы со зрением - 8,1% и хронический гастрит - 4,8%. Среди респондентов отмечено большое число лиц с заболеванием нервной системы. Так, у 8,1% подростков была зафиксирована перинатальная энцефалопатия и задержка психомоторного и речевого развития, 3,2% их имели минимальную мозговую дисфункцию или эписиндром. Кроме того, по 8,1% несовершеннолетних страдали от энуреза и неврозов.

Проведение психодиагностической работы позволило дополнительно условно разделить воспитанников школы на несколько групп в зависимости от способности переносить состояние длительной изоляции и ограничения свободы действий на основе определения источника стресса. Так, 22,5% испытуемых проявляли активную защиту от указанных факторов, стараясь противостоять установленному порядку, при этом наблюдалось истощение от длительной активности, стремление скрыть свою уязвимость, сопротивляться существующему положению вещей, что повышало раздражительность, нетерпение и порождало беспокойство. 12,5% лиц демонстрировали активное приспособление и стремление к признанию, потребность в самоутверждении как незаурядной личности, использование имеющихся сил для максимальных достижений. Это сопровождалось нервно-соматическим напряжением и тенденцией к стрессу. 17,5% подростков проявляли деятельное пове-

дение, но приспособлению предпочитали борьбу с обстоятельствами, обусловленную чувством, что «жизнь может еще много дать, что еще предстоит многого достичь, что жизнь нужно испытать в полной мере». Поэтому они старались контролировать все происходящие события и чувствовали, что «обретение покоя возможно только по достижении своей цели», что сопровождалось опасностью сильного возбуждения и нервного истощения. В 15,0% случаев наблюдался стресс несбыв-шихся надежд, при котором нервное напряжение (стресс), порожденное разочарованием, приводило к сильному возбуждению, подросток сомневался, что в будущем произойдут перемены к лучшему, и эта негативная установка вела к повышению своих требований, отказу от разумных компромиссов, проявлению упрямства и «глухоте» к разумным доводам взрослых, как неопределенное состояние выбора дальнейшего поведенческого сценария в зависимости от активной или пассивной жизненной позиции. 10,0% испытуемых для преодоления чувства пустоты и отчужденности стремились сами определять свои цели и действия, отрицательно относились ко всяким ограничениям и запретам, добивались свободных и беспрепятственных действий.

Таким образом, ситуация ограничения свободы, являющаяся чрезвычайной для подростка, принуждала его к изменению устоявшихся моделей поведения, при этом 52,5% контингента демонстрировали активную жизненную позицию и способность адаптивного существования в экстремальных условиях, они же являлись потенциальными нарушителями дисциплины; 15,0% находились «на распутье» - в состоянии неопределенности и поиска наиболее подходящей модели поведения либо же действовали ситуативно, подчиняясь лидеру; более 30,0% подростков пребывали в растерянности или в состоянии нервного истощения и невозможности борьбы.

Подобные поведенческие сценарии зависели не только от индивидуально-личностных особенностей подростка, но и от продолжительности пребывания в закрытом учреждении, учет которых позволяет осуществлять

дифференцированный подход в коррекционно-воспитательной работе и предотвращать возможные нарушения дисциплины.

Так, кластерный анализ позволил выделить два кластера на основании анализа нескольких показателей, ведущим из которых оказалось время пребывания в условиях временной изоляции. В I группу вошли несовершеннолетние, находящиеся в процессе адаптации (0-6 месяцев, среднее время пребывания 3,59 ± 0,09 месяца) (40,0%). Анализ семейной ситуации показал, что у подростков этой группы матери чаще злоупотребляли алкоголем, имелось больше судимых родственников, они чаще подвергались физическому и психическому насилию, проживали в неблагоустроенных условиях. II и III группы - «адаптированные» подростки: II группа -со сроком пребывания в закрытом учреждении 7-21 месяцев, среднее время пребывания 14,87 ± 0,85 месяцев (32,40%); III группа - 22-36 месяцев, среднее время пребывания 25,80 ± 2,08 месяцев (27,60%) (табл.); для них характерны больший срок помещения в воспитательное учреждение, большее число уголовно наказуемых правонарушений, они чаще происходили из неполных семей, чаще курили и употребляли алкоголь.

Нами были установлены достоверные различия лишь между I и III группами, как по показателям, характеризующим социогенез (состав семьи, наличие родителей, количество детей, условия проживания), так и по личностным характеристикам (работоспособность, активность, тревожность, способность к самостоятельному выбору), поэтому далее рассматриваются только эти группы. Так, несовершеннолетние I группы, находившиеся в процессе адаптации к новым для себя условиям длительного ограничения свободы, соблюдения четких правил, постоянного контакта с одними и теми же лицами, в течение длительного времени проявляли тревожность и нестабильность поведения, старались выработать наиболее подходящие и универсальные модели поведения, были замкнуты и погружены в собственные переживания. В этой группе отмечены многочисленные

Таблица

Характеристики личности несовершеннолетних, находящихся в спецшколе закрытого типа, с учетом времени пребывания в условиях изоляции (М ± т), балл

Показатели I группа (0-6 месяцев) II группа (7-21 месяцев) III группа (22-36 месяцев)

Мотивация 12,25 ± 0,88 12,63 ± 0,96 12,73 ± 0,84

Социально желаемое поведение 17,08 ± 1,12** 14,42 ± 1,00 13,75 ± 0,96

Делинквентное поведение 17,23 ± 1,43 14,83 ± 1,17 15,88 ± 1,13

Аддиктивное поведение 16,62 ± 1,19 15,18 ± 1,56 16,08 ± 1,60

Агрессивное поведение 15,69 ± 1,50 15,27 ± 2,05 14,77 ± 1,75

Аутоагрессивное поведение 18,85 ± 1,24** 14,27 ± 1,73 14,69 ± 1,50

Ложь 2,29 ± 0,37* 3,31 ± 0,55 3,41 ± 0,43

Аггровация 2,36 ± 0,39 2,23 ± 0,36 2,41 ± 0,35

Экстраверсия 3,57 ± 0,40 3,62 ± 0,49 3,35 ± 0,40

Спонтанность 3,00 ± 0,31 3,54 ± 0,22 3,47 ± 0,17

Агрессивность 3,36 ± 0,46 3,00 ± 0,28 3,12 ± 0,24

Ригидность 3,43 ± 0,29 3,00 ± 0,34 3,12 ± 0,30

Интроверсия 3,71 ± 0,19 3,15 ± 0,34 3,35 ± 0,28

Сензитивность 3,50 ± 0,42 3,46 ± 0,39 3,41 ± 0,30

Тревожность 3,36 ± 0,20 3,54 ± 0,40 3,12 ± 0,36

Лабильность 3,71 ± 0,30 3,54 ± 0,27 3,76 ± 0,24

Примечание. Различия между I и III группами достоверны при * - р < 0,05, ** - р < 0,01. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, № 1(36)

корреляционные связи времени пребывания в закрытом учреждении с другими показателями: прямые - с мотивацией, искренностью, общительностью, лабильностью, чувствительностью, отрицательные - с агрессивностью, стрессоустойчивостью и инертностью установок. В III группе - «адаптированных» подростков - обнаружены положительные связи с показателями отклоняющихся форм поведения и агрессивности, отрицательные - с мотивацией и направленностью на общение.

Изучение школьной мотивации показало одинаковое распределение подростков обеих групп по мотивационным полюсам: одна треть респондентов была ориентирована на достижение успеха и две трети - на избегание неудач. Вместе с тем в III группе отмечены слабо сформированные познавательные мотивы при высокой потребности в общении.

Установлены достоверные различия социально-психологических характеристик между группами неадаптированных и адаптированных подростков: несовершеннолетние I группы в период приспособления к новым условиям жизнедеятельности проявляли более высокую тревожность, затрудненность деятельности, застенчивость и необщительность, социальную пассивность, склонность к повышенному самоанализу, затруднения в социальной адаптации, ориентацию на социально желаемое поведение, тогда как в III группе выше оказались стрессоустойчивость, активность, работоспособность и спонтанность поведения.

Отмечены взаимосвязи между изучаемыми проявлениями деструктивного поведения и особенностями личности несовершеннолетних в каждой группе. Проявления социально опасного поведения подростков I группы тесно связаны с устойчивостью к давлению внешней среды; подростки, ориентированные на активное взаимодействие с окружающими их людьми, были меньше сосредоточены на собственных переживаниях, но более склонны к любым проявлениям агрессии. Чем больше было стремление к самоутверждению и лидированию, тем лучше способность к саморегуляции и самоконтролю; неумение принять самостоятельное решение в сложной ситуации, зависимость от чужого мнения определялась чаще всего подозрительностью, инертностью установок и стремлением избежать порицания при несоответствии моделей поведения подростка и принятых в группе. Кроме того, чем больше была эта подчиненность, тем меньшую активность он проявлял.

Для подростков III группы в большей степени была характерна зависимость саморазрушающего поведения от степени сформированности мотивации и возможности проявления активности в деятельности, которая может подменяться вербальной активностью; стремление к социально одобряемому поведению сопровождалось снижением уровня тревожности, агрессивных тенденций и сосредоточенности на собственных переживаниях, повышением критичности в выборе моделей поведения и формировании жизненных установок, тягой к глубоким внутренним переживаниям.

Дальнейший анализ результатов позволил выявить тенденцию, характерную для выборки, в целом: чем выше был уровень развития подростка, тем ниже уровень тревожности, тем меньше он проявлял отклонений от об-

щепринятых норм поведения, тем выше оказывались его работоспособность и устойчивость к негативным воздействиям социума.

Учитывая кризис подросткового возраста, более обостренное восприятие окружающей среды, процессы социализации и адаптации приобретают большое значение в формировании личности подростка и его поведения. Постоянная неудовлетворенность потребностей в социальном признании, даже через асоциальные виды поведения, усиливает враждебное, негативное отношение к окружающему миру и порождает недоверие к людям. Все это провоцирует внутренний конфликт, который приводит к увеличению уровня тревожности и влияет на возможность проявления таких форм девиантного поведения, как воровство, курение, вербальная и физическая агрессия, в том числе в период адаптации в исправительном учреждении.

Если у подростков-правонарушителей до заключения под стражу еще сохранялись социальные установки, ощущение конформности в среде сверстников, то в условиях временной изоляции компенсаторно усваивались нормы поведения, принятые в криминальной субкультуре, и способность к социализации утрачивалась. Расстройства поведения коррелировали с нарушениями адаптации в условиях судебно-следственной ситуации, что указывало на возможность повышения адаптационного порога несовершеннолетних правонарушителей путем коррекции расстройств поведения.

Таким образом, выделенные психологические сим-птомокомплексы несовершеннолетних в процессе адаптации в исправительном учреждении и уже «адаптированных» подростков позволяют установить большее количество признаков отклоняющегося поведения в первой группе. Тем не менее, необходимо учитывать, что на формирующуюся личность, помимо социальных и биологических факторов, определяющих отклоняющееся и(или) криминальное поведение подростков, в условиях временной изоляции зачастую необратимо воздействуют психогенно-травмирующие факторы (судебноследственная ситуация, отбывание наказания). Ряд норм и правил, бытовой уклад криминального сообщества становится неотъемлемой частью жизни несовершеннолетнего, что препятствует его социализации, дезадаптирует и влечет за собой повторное совершение правонарушений. Это необходимо учитывать специалистам, работающим с подростками при составлении программ адаптации несовершеннолетних воспитанников закрытых исправительных учреждений и их последующего сопровождения в течение всего срока пребывания в условиях временной изоляции, а также постинтернатной социализации после освобождения. Кроме того, знание динамики происходящих с воспитанниками личностных и социально-психологических изменений позволяет оказывать более эффективное воздействие в плане вовлечения в конструктивные виды деятельности, способствующие адекватному вхождению в новую социальную общность закрытого учреждения, формированию осознания неправомерности своих действий, приведших подростка в подобное учреждение, самооценке и самоанализу, выработке социально необходимых умений и навыков, а также умению осознавать ценность свободы и дорожить ею.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М., 2002.

2. Беличева С. А. Превентивная психология. - М., 1994.

3. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. -СПб., 2004.

4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - М., 2001.

5. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб., 2005.

6. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2003.

7. Леус Э. В. Методика определения склонности несовершеннолетних к девиантному поведению // Дни науки - 2007: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. - Днепропетровск,

2007. - Т. 6: Педагогические науки. Психология и социология. Филологические науки.

8. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.

9. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб., 2006.

10. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М., 2001.

11. Собчик Л. Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практическое руководство. - СПб., 2001.

12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - СПб., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. -М., 2001.

ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИХ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Н. Л. Пономарев

В системе профессиональной подготовки школьников с ориентацией на юридические специальности необходим учет возрастных противоречий, иногда проявляющихся в отклоняющемся от норм поведении. В статье рассмотрены свойства личности, выступающие как негативные признаки, препятствующие самоопределению подростков в выборе профессии служителя закона.

Ключевые слова: ориентация на юридические специальности, учет возрастных противоречий, негативные признаки.

В условиях современного развития общества система допрофессиональной подготовки подрастающего поколения призвана решать задачи не только профессиональной ориентации, но и возможной коррекции отклоняющегося поведения. Гедонизм, инфантилизм, иг-романия, стремление к новому, неизведанному и запретному при неустроенности в свободное время, желание испытать новые ощущения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения - все это ослабляет волю ребенка и ведет к девиациям в поведении. Однако молодые люди, решившие избрать профессиональной деятельностью защиту прав и свобод граждан, должны обладать эмоционально-волевой и нравственной устойчивостью. В этой связи актуально решение проблемы

всесторонней педагогической помощи детям, способствующей их нормальному социально-нравственному развитию, с целью ориентировать их на выбор юридической специальности.

Характерные возрастные противоречия у подростков иногда сопровождаются поведением с отклонениями от социальных норм. В литературе нет однозначного понятия, определяющего характер проявления у подростков такого поведения и развития. Известно немало классификаций, но каждый автор использует критерии, которые более всего соответствуют сущности изучаемой им проблемы. При всей гамме разнообразия видов отклонений в поведении и развитии у подростков, учеными подчеркиваются такие общие и весьма важные свойства личности, как эмоциональная возбудимость, тревожность, импульсивность, неразвитость волевых процессов, а также малый социальный опыт и изолированное положение подростков в детских объединениях (М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, А. С. Белкин, И. А. Невский, А. С. Новоселова, В. Э. Чудновский). Все это, по мнению психологов, ведет к эмоциональноволевой нестабильности. Более внимательное изучение этих свойств обусловливает распознавание их возникновения на ранних стадиях в целях психолого-педагоги-ческой коррекции характера их проявления, роли влияния на развитие личности подростка в системе допрофессиональной подготовки.

Проблема эмоций и эмоциональных состояний отражена в литературе в разных аспектах. Не раскрывая глубоко сущность этих сложных психологических вопросов, отметим лишь те стороны, которые имеют отношение к теме нашего исследования.

Так, П. В. Симонов отмечает, что эмоциям принадлежит исключительно важная роль в конкуренции мотивов, в определении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Между тем, утверждает ученый, конкуренция мотиваций происходит лишь после их трансформации в эмоции, и, следовательно, зависит не только от силы потребностей, но и от вероятности их удовлетворения. Разница между вероятностью удовлетворения первой и второй потребности может превысить разницу между исходной силой этих потребностей в такой мере, что поведение окажется переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель (14, 112). Это положение раскрывает для нас роль эмоциональных процессов как регуляторов поведения подростков в ситуации преодоления трудностей, что особенно важно учитывать в допрофессиональной подготовке будущих служителей закона.

Другой исследователь проблемы, К. Е. Изард, при рассмотрении роли эмоций в развитии личности определяет два рода факторов. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Когда у ребенка низкий порог по отношению к какой-либо определенной эмоции, отмечает К. Е. Изард, когда он часто ее испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.