Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ETHICS / MORALITY / MORAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваапова Э.Р.

В статье приводится подходы различных исследователей к пониманию нравственности. Представлена периодизация нравственных качеств личности. Обосновано влияние биологических, социальных и физических параметров на формирование нравственных представлений личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF MORAL PERSONAL SELF-SELF-IDENTITY

Аnnotation: the article presents the approaches of various researchers to understanding morality. The periodization of the moral qualities of the individual is presented. The influence of biological, social and physical parameters on the formation of moral representations of the individual is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 740

Ваапова Э.Р. студент магистратуры факультета психологии и педагогического образования Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье приводится подходы различных исследователей к пониманию нравственности. Представлена периодизация нравственных качеств личности. Обосновано влияние биологических, социальных и физических параметров на формирование нравственных представлений личности.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, нравственное самоопределение личности.

Vaapova E.R.

master student of the faculty of psychology

and teacher education Crimean Engineering and Pedagogical University

named after Fevzi Yakubov

SOCIO-PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF MORAL PERSONAL

SELF-SELF-IDENTITY

Аnnotation: the article presents the approaches of various researchers to understanding morality. The periodization of the moral qualities of the individual is presented. The influence of biological, social and physical parameters on the formation of moral representations of the individual is substantiated.

Key words: ethics, morality, morality, moral self-determination of personality.

Совесть рассматривалась А.Г. Ковалевым как эмоционально-оценочное явление по отношению к своему поведению. Данное явление проявляется в случае усвоения и принятия принципов нравственности и в последствии становится личной потребностью человека. Он же выделил несколько этапов становления совести. На первом этапе становления совести переживание связано с определённой ситуацией и наказанием за

нарушение правил. На данном совесть проявляется в форме чувства страха и стыда перед взрослыми. Второй этап - более зрелое переживание совести, которая уже побуждает к соблюдению норм и правил, принятых в обществе. В ситуации несоответствия собственного поведения норм морали возникает чувство стыда, направленное не на общество, а на самого себя, которое корректирует поведение и ведёт к самоисправлению [23].

К.К. Платонов считает, что совесть - это осознание человеком наличия добра и зла, и осознание человеком ответственности за собственные поступки. Т.е. совесть - это основа формирования у личности переживания чувства вины или гордости за собственные действия [36].

Отечественный психолог П.А. Рудик утверждает, что есть группа нравственных чувств, которые личность переживает в случае осознания им конгруэнтности или не конгруэнтности собственного поведения с нормами общества в котором проживает. По мнению учёных формирование нравственного сознания невозможно без эмоционального компонента: «Необходимо осмысление и эмоциональное принятие личностью нравственных знаний и норм» [14]. Считается, что наивысшим уровнем нравственных чувств есть эмоционально-нравственная установка, которая проявляется в том, что личность не только принимает собственную нравственную позицию, но и эмоционально переживает и реагирует на сложившуюся ситуацию [19].

Проблемой ценностей и ценностных ориентаций в составе нравственного сознания занимались Д.А. Леонтьев, С. Т. Якобсон, Л.И. Божович, С.Л. Рубенштейн. Система ценностных ориентаций личности оказывает влияние на нравственную регуляцию поведения. В иерархии личностных ценностей Б.С. Братусь выделяет нравственные идеалы и нормы, которые регулируют и направляют деятельность личности, так как вобрали в себя систему личностных смыслов. По мнению Б.Г. Ананьева ценностная ориентация является фундаментальным свойством личности, которое не только регулирует деятельность, но и определяет её мотивы, является критерием выбора целей и основой оценочных суждений. Содержанием ценностно-ориентированного компонента нравственного сознания является установки и убеждённость в том, насколько необходимы данные нравственные нормы, целесообразность определённых правил, представления о идеале поведения и мотивы личности [27].

Существует несколько моделей нравственного сознания. Традиционно выделяют две ступени становления нравственного сознания: 1) нравственные нормы соблюдаются в результате страха наказания или в том случае, если есть вторичная выгода; 2) нравственные нормы стали личной потребностью индивида и есть результат его личной убеждённости.

Для систематизации нравственных качеств личности В.А. Блюмкин предложил структурную типологию нравственных качеств. В данной типологии существуют несколько групп нравственных качеств:

1) коллективистские (солидарность, товарищество, долг, ответственность, альтруизм, коллективизм);

2) гуманистические (деликатность, доброжелательность, чуткость, скромность, достоинство);

3) комплексные (героизм, бескорыстие, справедливость, благодарность, моральная активность);

4) нравственные качества, выполняющие регулятивную роль в поведении (стыд, честность, честь, порядочность)

Помимо собственно-моральных качеств автор также выделил качества, сформировавшиеся на стыке нравственного сознания с другими образованиями личности:

1) идейно-моральные и морально-политические (патриотические, сознательность, гражданственность)

2) морально-деловые и морально-экономические (добросовестность, трудолюбие, бережливость)

3) морально-прагматические (вежливость, обязательность, мудрость)

4) морально-характерологические и морально-волевые (выдержка, целеустремлённость, настойчивость).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что нравственные принципы, правила, нормы оказывают воздействие, направляют и корректируют поведение личности в том случае, если они имеют для личности субъективную ценность и являются ориентиром при разрешении моральной проблемы.

Такие учёные как А.В. Засимовский, Ж. Пиаже, Л. Колберг эмпирически обосновали влияние биологических, социальных и физических параметров на формирование нравственных представлений. Биологический параметр нравственного представления включает в себя генетические предпосылки и психическое развитие индивида. Генетический фактор включает в себя возраст индивида, индивидуальные интеллектуальные и физические особенности, унаследованные от предыдущих поколений.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для формирования и развития нравственного сознания, так как данный период характеризуется интенсивным развитием человека, накоплением социально важного опыта. На данном этапе развития одним из компонентов формирования понятий о нравственности является нравственный идеал.

На усвоение личностью нравственных принципов и принятие их в качестве общечеловеческих ценностей влияет сформированность личности, её зрелость и устойчивость.

Использованные источники:

1. Абульханова, К. А. Психология сознания и личности: Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. - М.: Московский психологосоциальный институт, 1999.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: 2007.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - СПб.: 1992.

4. Блум, Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон. - М.: Мир, 1988.

5. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. -СПб.: Прайм еврознак, 2003. - 320 с.

6. Гамезо, М. В., Атлас по психологии: Информ. - метод материалы / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 2002.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х томах: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992.

9. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991.

10. Дружинина, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинина. - СПб.: 1999.

11. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. / М. И. Еникеев. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1999. - 624 с.

12. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. / Б. В. Зейгарник. - М.: 1982.

13. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

14. Климов, Е. А. Основы психологии. Учебник для вузов. / Е. А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 295 с.

15. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.

16. Константинов, В. В. История психологии. / В. В. Константинов. -Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. - 144 с.

17. Леонтьев, А. А. Психология общения. / А. А. Леонтьев. - М.: 1997.

18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: «Академия», 2005. - 368 с.

19. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 582 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.