2. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность / Э.А. Голубева. Дубна: «Феникс», 2005. 512с.
3. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языкам (на материале интенсивного обучения): Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1983. 21 с.
4. Климов Е. А. Психология индивидуальных различий / Е.А. Климов. М.: МГУ, 1982. С. 7477.
5. Устинова О. А. Я - образ ребенка и его формирование средствами духовно-нравственного диалога // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2014. № 1. URL. http://psyedu.ru/ (дата обращения 7.07.2016).
6. Устинов Н. А Проблема взаимосвязи индивидуально-типологических свойств человека с успешностью учебной деятельности подростков // Развитие человека в современном мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. С. 170 - 173.
7 Устинова О. А. «Образ - Я» и его развитие средствами диалога // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск. 4.II. №6. С. 138 - 140.
8 Устинова О. А. Психическая саморегуляция на разных возрастных этапах // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Кисловодск, Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. С.231-232.
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ С «ЭНЕРГИЧНЫМ» ТИПОМ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Фомина Н. А., Рязань (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, pslfom@mail.ru
Аипова М. М., Рязань (Россия), старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, enigmarina_1 @hotmail. com
DOI:
В статье представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования нравственного сознания современных студентов. Описаны отличительные особенности ценностных ориентаций, социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере, отношения к моральным нормам, психологического отношения к соблюдению нравственных норм, уровня развития морального сознания, нравственного самоопределения у студентов с «энергичным» типом реализации ответственности как важнейшего морально-нравственного свойства личности.
Ключевые слова: личность, нравственное сознание, нравственное самоопределение, моральное сознание, моральные нормы, ценностные ориентации, социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере, ответственность.
FEATURES OF THE MORAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS WITH AN "ENERGETIC" TYPE OF IMPLEMENTATION OF RESPONSIBILITY
Fomina N. A., Ryazan (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Personality Psychology, Special Psychology and Correctional Pedagogy, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, pslfom@mail.ru
Aipova M. M., Ryazan (Russia), senior teacher, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, enigmarina 1@hotmail.com
DOI:
The article presents some of the results of the research conducted by the authors of the moral consciousness of modern students. The distinctive features of value orientations, socio-psychological attitudes in the motivational-need sphere, attitudes towards moral norms, psychological attitudes towards observance of moral norms, the level of development of moral consciousness, moral self-determination among students with an "energetic" type of implementation of responsibility as the most important moral and moral property are described personality.
Keywords: personality, moral consciousness, moral self-determination, moral consciousness, moral norms, value orientations, socio-psychological attitudes in the motivational-need-sphere, responsibility.
Как известно, одним из основополагающих принципов развивающего обучения, в том числе в ВУЗе, является принцип индивидуализации, предполагающий знание и учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Это тем более важно, что в соответствии с современным компетентностным подходом в процессе профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях они не только получают профессиональные знания, на основе которых формируют практические навыки и умения, но и развиваются как будущие специалисты, обладающие необходимыми компетенциями и профессионально важными личностными качествами и свойствами.
Стержневой основой личности как социального существа является ее нравственное сознание, которое представляет собой интегративное личностное образование, включающее в себя ценности, нравственные знания, мотивы, нравственные качества, обладает свойствами целеполагания, направленности и рефлексивности и предопределяет характер нравственных отношений человека, его нравственную позицию, поступки и поведение в целом. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни истинное развитие личности.
Нравственное сознание, будучи частью общественного сознания, обладает всеми его общими признаками и особенностями и формируется под влиянием внешних (социокультурных) факторов. Вместе с тем оно непосредственным образом выявляет сущность человека, выступает как наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания личности и формируется под действием внутренних (психических) факторов, т.е. свойств и черт самой личности.
Исследования нравственного сознания и ценностно-смысловой сферы личности, от которой во многом зависят ее развитие, самоопределение, самоактуализация и самореализация, успешность различных видов деятельности, особенно актуальны в настоящее время, т.к., к сожалению, современная социально-психологическая ситуация характеризуется кризисом нравственности личности, который связан с отсутствием в обществе официальной идеологии, утратой ценностей базовой культуры, обесцениванием традиционных нравственных понятий, норм и принципов, проблемой поиска новых нравственных ориентиров и возникновением новой морали, основу которой составляют прагматизм, приоритет материальных ценностей и отсутствие духовности.
Ценностно-смысловая сфера личности отражается в сознании как ее значимые жизнеполагающие цели, смыслы, предпочтительные средства и способы их достижения, принципы, взаимоотношения с окружающими и отношение к себе [3], образ жизни, оценку реальной действительности и самореализации, общественные установки, мировоззрение, ценностно-стилевые характеристики активности и определяет отношение человека к себе и миру, его поведение во всех сферах, влияет на направление и регуляцию жизнедеятельности [9], формируясь и развиваясь под воздействием внутренней регуляции эмоций и выявления «объективных» социальных ценностей, которые находят одобрение у большинства окружающих людей, а также особых индивидуальных ценностей [5].
Психологическое содержание ценностной сферы, выступающей в качестве основного смыслового образования направленности личности, проявляется в таких морально-нравственных качествах и чувствах, как лояльность, эмпатия, стремление к партнерству и взаимопомощи, сохранение традиций и семейных ценностей (Я. Летнер, Е. Ямбор, Н.Т. Лапин, Н.М. Лебедева, Н.В. Латова), ответственность, честь, совесть, достоинство и др. и определяется своеобразием социальных, психологических и культурных условий ее развития
Самосознание личности, в том числе ее нравственное сознание и ценностно-смысловая сфера, в основном складываются, как правило, в юношеском возрасте, когда формируются основные жизненные цели и планы, осознанное стремление к самореализации и самоопределению, происходит структурирование ценностных ориентаций, завершается формирование Я-концепции, осуществляется становление личной идентичности, развитие саморефлексии. Основными отличиями студенчества от других социальных групп выступают профессиональное и личностное самоопределение, повышенная социальная активность, самостоятельность, стремление к осознанию нравственно-философских понятий, формирование мировоззренческой структуры.
В связи с этим особенности жизненных ценностей студенчества вызывают большой исследовательский интерес.
Так, А.М. Лесиным (2018) была определена иерархия ценностей современных студентов, во многом отражающая эгоистическую направленность современного общества в целом и общий кризис духовности.
Среди терминальных ценностей-целей большую значимость для них имели ощутимые внешние и конкретные ценности, направленные на достижение собственного благополучия (здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь и обеспеченная материальная жизнь), чем внутренние и абстрактные (продуктивная жизнь и познание), и оказались не важными ценности, связанные с высшими человеческими морально-нравственными и эстетическими
чувствами (счастье других людей, творчество, красота природы и искусства), что могло быть связано с недостаточным развитием у многих современных молодых людей высших человеческих интеллектуальных, морально-нравственных и эстетических чувств. Среди инструментальных ценностей наиболее популярны у студентов были воспитанность, ответственность и образованность (при неважности познания как ценности-цели), которые декларируются обществом в качестве важнейших, но зачастую не всеми реализуются в жизни. В меньшей степени были важны терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, чуткость и заботливость, являющиеся залогом успешного межличностного взаимодействия и указывающие на эгоистичность студентов. Вовсе не значимы оказались высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других, говорящие о неверии в себя, свои силы и потенциал, склонности к пассивности и отсутствии должного внимания к собственному личностному росту и самосовершенствованию.
Кроме того, был выявлен конфликт между значимостью и осуществлением некоторых из ценностей, указывавший на наличие у студентов, наряду с личностно-значимыми ценностными ориентациями, связанными с мотивами, внешних, лишь декларируемых, общественно одобряемых ценностных представлений и отражающий недостаточный уровень развития их самосознания, мышления и рефлексии. Наибольший уровень конфликта, который мог указывать на высокую личностную значимость ценностей как источников мотивации, был обнаружен между значимостью и осуществлением хорошего материального благополучия, роскошной жизни и высокого социального положения, а наименьший, свидетельствовавший об отсутствии глубоко личностной значимости ценностей, - между значимостью и осуществлением любви к природе и бережного отношения к ней, отзывчивости, теплых, заботливых отношений с людьми, уважения и помощи им.
На основании выявленных связей и соотношений ценностно-смысловой сферы с особенностями инициативности были выделены группы «инициативно-творческих» студентов, которые отличались энергичностью, социоцентрической мотивацией, продуктивностью в предметной сфере и интернальной саморегуляцией инициативности; множеством значимых ценностей при большей значимости творчества, а также одинаковой важностью внутренних и внешних, конкретных и абстрактных, терминальных и инструментальных ценностей при умеренном конфликте между реализацией и значимостью всех ценностей, представляющем собой рациональный двигатель их активности; и «безынициативно-меркантильных» студентов, которых характеризовали более выраженное отсутствие стремления проявлять инициативность, большое количество эмоционально-личностных проблем при необходимости проявлять инициативу из-за стеснения, опасения, неуверенности в себе, тревожности, а также высокий уровень конфликта между значимостью и реализацией всех ценностей, препятствующий проявлению их активности [4].
Т.В. Рогожкиной и Н.А. Фоминой (2013) были определены индивидуально-типологические особенности содержательно-смысловой сферы студентов и выделены группы студентов, «нацеленных на будущее», целеустремленных, принимавших собственные решения и реализовавших их в жизни, имевших свободу выбора для осуществления деятельности согласно собственным представлениям о ее смысле; студентов, «плывущих по течению», которые затруднялись контролировать свою жизнь, полагая, что не следует думать о будущем; студентов - «неудовлетворенных искателей будущего», уверенных в том, что они
в состоянии контролировать свою жизнь, вносить в нее изменения согласно своим представлениям о смысле и желавших осуществить изменения в жизни с целью поиска лучшего, а также студентов - «эмоциональных прожектеров», которые радовались жизни и позиционировали себя «хозяевами жизни» при отсутствии значимых жизненных планов и ответственности за их осуществление [6, 8].
Нами были определены особенности нравственного сознания и ценностно-смысловой сферы личности студентов с различными типами реализации ответственности, под которой понимается «осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил» [7, с. 257]; обязанность выполнения требований общества, соответствие поведения социально-нормативным требованиям, подчиненность поведения человека социальному контролю (внутреннему и внешнему) [2, с. 289]. Ответственность как важнейшее морально-нравственное свойство личности предполагает соблюдение порядка, управление собственным поведением, выступает основным нравственным регулятором жизнедеятельности, предопределяя ее успешность, достижение результатов и ее моральный аспект [1, с. 14] и реализуется на психологическом уровне посредством чувств долга, совести, стыда и др., а на социальном уровне - посредством социальных норм.
В данной статье представлены особенности нравственного сознания и ценностно-смысловой сферы личности студентов с «энергичным» типом реализации ответственности.
В процессе исследования ответственности как системы содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих было установлено, что студенты с данным типом, четко осознавая высокую важность ее для различных сфер жизни, демонстрировали устойчивое стремление к ее проявлению, ориентировались на свои внутренние ресурсы и силы, не полагаясь на помощь окружающих и волю случайных обстоятельств; ощущали большую результативность ответственного поведения в личностно-значимой сфере, несмотря на то, что в основе их стремления к проявлению и развитию ответственности лежали как эгоистические, так и социоцентрические цели и мотивы, переживали в различных ситуациях и позитивные, и негативные эмоции и чувства в зависимости от степени новизны и сложности предстоящей задачи, а также оценки достаточности собственной компетентности для ее выполнения.
Для этих студентов среди терминальных ценностей наиболее высокую значимость имели духовное удовлетворение (Мх = 38,14), предполагающее стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни, выраженное желание делать то, что было интересно и приносило внутреннее удовлетворение, а также сохранение собственной индивидуальности (Мх = 35,87), уникальности своей личности, взглядов и убеждений, жизненного стиля.
Данные ценности они стремились реализовать прежде всего в сферах обучения и образования (Мх = 56,79), профессиональной жизни (Мх = 55,86), увлечений (Мх = 55,56) и в сфере общественной жизни (Мх = 50,50). Они желали получить интересную, содержательную профессию и работу, глубоко познать их, испытывали удовольствие и радость от самого процесса обучения и работы. При этом для них было важно, чтобы работа подчеркивала их индивидуальность, позволяла «не затеряться в толпе» и не противоречила их жизненным принципам. Также большое значение имели для них свободное время, досуг и общественная
жизнь, в которые они стремились полностью погрузиться с целью выражения и развития своей уникальности и индивидуальности.
Высокое материальное положение, креативность, социальные контакты, достижения, развитие себя были для них менее важны (Мх = 34,33; 32,47; 32,72; 34,24; 33,55 соответственно), а наименее ценным студентам представлялось достижение уважения и признания со стороны значимых других (Мх = 29,6).
В реальных условиях жизнедеятельности наиболее реализуемыми студентами с «энергичным» типом реализации ответственности являлись признание и уважение других и влияние на окружающих (Мх = 4,60), помощь и милосердие к другим людям (Мх = 4,55) и приятное времяпрепровождение (Мх = 4,42). В своей повседневной жизни они демонстрировали яркую социальную направленность, стремясь иметь хорошие отношения с окружающими, вызывать их уважение за свои достоинства и профессиональные умения, быть полезными своим друзьям и близким и приятно проводить время.
Меньшую значимость имели поиск и наслаждение прекрасным (Мх = 4,06), здоровье (Мх = 3,51), любовь (Мх = 3,50), познание нового (Мх = 3,47) и совсем небольшую -социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (Мх = 2,96), материальное благосостояние (Мх = 2,73), высокий социальный статус и управление людьми (Мх = 2,65), общение (Мх = 2,55).
К наиболее выраженным социально-психологическим установкам студентов с «энергичным» типом в мотивационно-потребностной сфере относились ориентация на процесс (Мх = 7,01) и свободу (Мх = 6,86). Они были более ориентированы на интерес к делу и сам процесс и меньше задумывались над достижением результата. Основным недостатком подобной ориентации была низкая устойчивость к монотонной, рутинной работе, препятствующая результативности деятельности.
В меньшей степени у них были выражены социально-психологические установки на результат (Мх = 5,42), альтруизм (Мх = 5,17), эгоизм (Мх = 4,36), труд (Мх = 4,64).
Данные результаты подтверждают, что ценностная структура у студентов была обусловлена возрастно-психологическими особенностями, отражая процесс решения ключевой задачи юности - поиск и обретение идентичности, стремление к результативности своей деятельности.
Наименее характерными для студентов данной группы являлись установки на деньги (Мх = 3,09) и власть (Мх = 2,06): потребность в увеличении своего благосостояния, а также вопросы достижения контроля над окружающими, влияния на них не были для них актуальными и не обладали высоким мотивационным потенциалом.
В процессе обучения и психологического сопровождения студентов в период их профессиональной подготовки в ВУЗе педагогам, кураторам, психологам необходимо учитывать раскрытые в данной статье особенности, в том числе индивидуально-типологические, их нравственного сознания и ценностно-смысловой сферы личности, которые предопределяют их основные жизненные цели и планы, идеалы, мировоззрение, осознанное стремление к самореализации и самоопределению, Я-концепцию, профессиональное и личностное самоопределение, характер нравственных отношений, нравственную позицию, поступки, поведение, общение и деятельность, а также
способствовать их развитию и гармонизации, особенно в современных условиях развития общества.
Литература
1. Беспалова Т. М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол.наук. 19.00.01. Рязань, 2008. 25 с.
2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 560 с.
3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
4. Лесин А. М. Соотношение инициативности и ценностной сферы личности студентов гуманитарных специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2018. 24 с.
5. Маслова О. В., Буй Дык Т. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 49-54.
6. Рогожкина Т. В., Фомина Н. А. Жизненные смыслы и ценности студентов, «плывущих по течению» // Психолого-педагогический поиск. 2013. №2. С. 162-169.
7. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
8. Фомина Н. А., Рогожкина Т. В. Смысложизненные ориентации и речевая деятельность студентов, нацеленных на будущее // Российский научный журнал. Серия «История. Педагогика. Психология. Философия. Право». 2013. №2 (33). С.104-110.
9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Шишова Е. О., Казань (Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ORCID: http://orcid. о^0000-0003 -4903-9021, Еуаетуа. Shishova@kpfu.ru
Б01:
Статья посвящена разработке структурно-функциональной модели внутренней детерминации эффективности овладения иностранным языком на основе психологических факторов успешности личности в изучении иностранного языка. Успешность овладения иностранным языком детерминирована мотивационными, когнитивными, эмоционально-волевыми и индивидуально-психологическими, личностными особенностями субъекта учебной деятельности. В рамках представленного исследования модель носит системный характер, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и имеет практическую значимость для повышения качества высшего образования.
407