чают мотивы предназначения профессии, мотивы профессиональной служебно-боевой деятельности, мотивы профессионального общения и мотивы проявления личности в профессии. С ростом опыта деятельности и срока нахождения в должности наблюдается динамика доминирования данных мотивов офицера, что отражает процесс становления и развития всей структуры его мотивации к профессиональной служебно-боевой деятельности.
Выдвинутая в исследовании гипотеза о возможности совершенствования служебно-боевой деятельности на основе воспитания и актуализации у командиров подразделений ВВ мотивов достижения успеха нашла экспериментальное подтверждение. Полученный образец динамики мотивационной установки на достижение успеха в деятельности может служить в качестве убедительного примера взаимосвязи эффективности деятельности офицера и сфор-мированности мотивационной сферы его личности.
Выводы
Ситуации служебно-боевой деятельности оказывают прямое влияние на эффективность деятельности офицера. Трудности в первую очередь вызывает отрицательное воздействие на психику командира подразделения факторов ситуаций, которые группируются по двум основаниям: на оказывающие прямое и опосредованное эмоциональное воздействие.
Причины неэффективной или малоэффективной деятельности командира подразделения обусловлены наличием трудностей объективного и субъективного характера, комплекса ошибок (процессуальных, индивидуально-психологических) и недостатками в профессиональной и психологической подготовке. Существенное повышение эффективности деятельности командира подразделения ВВ представляется возможным в рамках введения в предварительную подготовку специалистов элементов моделирования трудных ситуаций СБД, а также действия отрицательных психогенных факторов. Пси-холого-педагогические усилия должностных лиц, ответственных за их профессиональную подготовку, также должны быть сориентированы на формирование у командиров подразделений социально направленной структуры мотивов.
Формирование мотивации офицеров, решающих задачи повышенной сложности и ответственности, является одним из приоритетных направлений их подготовки. Мотивационная установка командира подразделения на достижение успеха в служебнобоевой деятельности оказывает положительное влияние на эффективность не только подготовки, но и последующей деятельности. Важным элементом успешности и эффективности деятельности является готовность командира подразделения к служебнобоевой деятельности в любых условиях обстановки, стремление к безусловному и надежному решению поставленных задач, и функциональная устойчивость психики к негативным воздействиям среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Ав-тореф. канд. дис... — М.: ГАВС, 1994.
2. Анцупов А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора: Автореф. канд. дис... — М.: ВПА, 1986.
3. Волковицкий Г.А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук. — М., 1994.
4. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. — М., 1995.
5. Дьяченко М.И. Морально-политическая и психологическая подготовка курсантов // Основы психологии и педагогики высшей военной школы. — М.: ВПА, 1975.
6. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее формы и развитие: Автореф. докт. дис...— М.: ВПА, 1982.
7. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности личного состава частей Сухопутных войск в локальных конфликтах: Автореф. докт. дис... — М.: ВУ, 1998.
8. Маркова А.К Психология профессионализма. — М., 1996.
9. Мощенко А. В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ввузах ВС: Дис...канд. психол. наук. — М.: ГАВС, 1993.
10. Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения. Автореф. канд. дис... — М.: ВУ, 1997.
11. Феденко Н.Ф., Ельчанинов П.Е. Некоторые проблемы военной психологии. В 2 ч. — М., 1974.
12. Хеккаузен X Мотивация и деятельность. В 2 т. — М., 1986.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПЕРИОД
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ
Доцент Г.И.Левин
Омский государственный университет путей сообщения
Канд. педаг. наук, доцент А.Ф.Караваев
Омская академия МВД России
Физическая культура и спорт — средство гармонично развитой личности. Именно физические и умственные способности молодого человека в сочетании дают наиболее высокий уровень его образованности.
Физические качества, которые с помощью физической культуры и спорта помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, позволяют рационально распределить свое рабочее время, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни.
Поэтому занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека.
Процесс с обучения в вузе будет совершенствоваться и развиваться только в том случае, если обучающиеся будут в полной мере обладать высокой дисциплиной учебного труда, добросовестностью, активностью, способностью к инициативе и творчеству, психологической устойчивостью и другими качествами, проявление которых находится в прямой зависимости от состояния здоровья человека, его физического состояния. Не случайно в настоящее время ставится вопрос о повышении роли физической культуры в укреплении здоровья молодежи. Специалисты, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к трудовой деятельности, глубоко понимать положительное влияние физической культуры на различную деятельность человека.
Массовая физическая культура — сложное и разноплановое явление, она отличается многообразием форм и содержания, поэтому трудно дать единые рекомендации для всех и по всем вопросам. Каждый может саморегулировать процесс самостоятельных занятий физкультурой и спортом, используя научно-методическую литеру туру и консультации специалистов.
Особенности и основные характеристики условий и организации учебного труда курсантов
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема званий, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков. Это трудности явные. Однако существуют еще и скрытые трудности, которые весьма существенно сказываются на учебе и психоэмоциональном состоянии курсантов. К ним относится целый ряд обстоятельств учебно-служебной деятельности, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающих отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью курсантов к обучении в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительны следующие: резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом; отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а значит, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива; ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве, жизненного стереотипа и формирование нового — “вузовского”; сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые часто возникает у проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др). Особенно в затруднительном положении оказываются курсанты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой — само по себе преодоление новизны условий учебного работы требует значительной затраты сил организма.
Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями про-
цесса адаптации. Этот процесс следует рассматривать как активное, творческое приспособление курсантов к условиям высшей школы, в процессе которого складывается коллектив, формируются навыки и умения по продуктивной организации умственной деятельности, налаживается рациональный коллективный и личный режим учебного труда, быта и отдыха, вырабатывается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В настоящее время нехватка свободного времени отрицательно сказывается на отношении курсантов к занятиям физической культурой и спортом, включении их в желаемую модель времяпрепровождения. На первых курсах ведущее место отводят причине, связанной с усталостью от напряженного учебного труда, что обусловлено перестройкой их жизненного стереотипа. Поэтому многие курсанты не могут сразу войти в ритм служебной деятельности.
Для становления личности специалиста особое значение имеет профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация.
Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Поэтому первостепенное значение в этом виде адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. В итоге профессиональной адаптации курсант должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится.
Социально-психологическая адаптация означает интеграция личности со служебной средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.д., что определяет изменение направленности потребностей личности. На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус обучающегося, формируется уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений курсант активно включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности курсантов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д. Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса курсантов-первокур-сников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди этих причин можно отметить: организацию самостоятельной работы — 31% опрошенных курсантов; изменение контроля за успеваемостью — 28,03%, изменение опросной системы — 16,4%; переход на лекционные формы обучения — 15,9%; необходимость конспектировать лекции — 12,5%.
Среди средств адаптации видное место принадлежит физической культуре, влияние которой многофункционально. Она оказывает как не-
посредственное воздействие (повышение работоспособности, например), так и опосредованное (оптимальная физическая активность благотворно влияет на повышение умственной работоспособности, ее устойчивости, рациональную организацию учебного труда, что в конечном итоге улучшает академическую успеваемость).
Успешность дидактической адаптации обеспечивается такой организацией жизнедеятельности курсантов, которая способствует установлению здорового образа жизни, сохранению социального здоровья и психической экологии. Это относится и к формированию профессиональной работоспособности курсантов, оздоровлению условий учебного труда, регулированию психоэмоционального состояния, управлению им. Познавательная активность курсантов развивается средствами физической культуры через совершенствование ощущений, восприятий, памяти, внимания и др.
Процесс образования предусматривает активизацию и увеличение объема самостоятельного учебного труда курсантов, также всестороннее развитие творческих начал. В связи с этим фактор здоровья объективно играет возрастающую роль в успешном выполнении курсантами всех требований обучения в вузе.
Следует учитывать и то обстоятельство, что два месяца в учебном году у обучающихся связаны с экзаменами (зимняя и весенняя сессия). Экзамены для курсантов являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. В этот период, при средней продолжительности учебного труда восемь-девять часов в день, интенсивность труда повышается на 85-100%.
Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности курсантов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, чувство страха и др. Сам процесс экзамена также характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами, а более высокий уровень физической подготовленности помогает организму курсантов лучше справиться с требованиями экзаменационного периода.
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержания достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности курсантов.
Исследования, проведенные И.Г.Бердниковым, А.В.Молевановым, В.Н.Максимовой во время работы со студентами московских вузов, подтвердили целесообразность занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (последняя пара занятий), в конце недели (пятница, суббота) — на протяжении всего учебного года.
Социально-психологические и психофизические особенности курсантов
Эффективное управление учебно-воспитательным процессом немыслимо без достаточно полного представления об объекте и субъекте учебно-служебной деятельности курсанта, о тех социальных и психофизиологических чертах его личности, единство которых характеризует то типичное, что присуще студенчеству.
Курсант как человек определенного возраста и как личность может быть охарактеризован с трех сторон:
1) с социальной, в которой отражаются общественные отношения. Социальная сторона проявляется в личности курсанта благодаря включенности его в учебную и служебную среду, выполнение им функций, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания;
2) с психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности. Главное в ней — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов;
3) с биологической, которая включает в себя туп высшей нервной деятельности, состояние вестибулярного и зрительного анализаторов, физическое состояние и т.д. Эта сторона в основном предопределена генетически, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания и самовоспитания.
Вузовский период становления курсантов характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля, поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Формирование личности, своего “я” идет от внешнего облика к тому, что определяет ядро, стержень личности, — ее характеру и мировоззрению,
Это период активного овладения комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. С ним связано начало трудовой биографии, создание семьи. В это время молодежь проявляет себя в творческой деятельности — художественной, технической, научной, физкультурноспортивной. Поиск своего признания своеобразно сочетается с неопытностью, эмоциональной ранимостью, импульсивностью, переоценкой своих сил и в связи с этим — разочарованностью при встречах с неожиданными трудностями.
Студенческому возрасту свойственно некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. В таких условиях они не всегда способны подавить некоторые чрезмерные устремления и желания. Им не хватает социальной зрелости.
Наиболее важными чертами курсантов вузовского периода являются следующие.
Самопознание — первая предпосылка активности развивающейся личности. Не познав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив своего “я”,
человек не способен к самооценке. Самопознание выражается в стремлении определить “кто есть я” на фоне “кто есть кто”. Курсант познает в самом себе различные качества личности (волю, характер, способности), анализирует свое поведение и действия, соотносит их с поведением других людей, соизмеряет свои успехи и неудачи, больше внимания уделяет своему внешнему виду. Оценка себя происходит в основном тремя способами: курсант сравнивает себя с мысленным или реальным идеалом; дает самооценку на основе достигнутого; сопоставляет мнение о самом себе с мнением старших товарищей или друзей.
Самоутверждение проявляется в яркой потребности занять определенную позицию в группе, в дружеской компании. Оно может проявляться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью поведения, и через негативизм, “смелость” прямолинейных утверждений. Самоутверждение может быть причиной положительного или отрицательного поведения курсанта.
Самостоятельность выражается в стремлении испытать свои силы, характер. Это ставит курсанта перед необходимостью выполнять самостоятельные действия в сложных ситуациях. Он может болезненно реагировать на действия тех, кто “посягает” на его самостоятельность. Вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления.
Самоопределение связано с поиском своего нравственного идеала, определением для себя социальных ценностей, жизненного признания, выбором профессии, наконец, созданием семьи. В этот период быстрыми темпами развиваются и дифференцируются склонности, специальные способности.
Максимализм свойствен значительной части курсантов младших курсов. Он обычно проявляется в стремлении сделать больше, чем реально возможно; действовать по принципу “все или ничего”, а горячность зачастую мешает правильно оценить свои возможности. Устремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы.
Коллективизм, потребность в дружеском общении, в опоре на мнение товарищей, также является отличительной их чертой. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективизма: ложное товарищество, круговая порука, групповой эгоизм.
Характеризуя вузовский период профессионального становления, следует особо сказать о самовоспитании. К этому курсантов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, требования учебного процесса и др. Только в этом случае станет возможным эффективное формирование личности, которое позволит соединить внешние и внутренние воспитательные воздействия. Через самовоспитание, поскольку оно связано с самостоятельным активным продумыванием правил, норм, законов, система человеческих отношений и т.п., лежит путь к превращению взглядов в убеждения. Продуманная и целенаправленная воспитательная работа обязательно порождает встречный процесс — самовоспитание.
В вузовский период профессионального становления завершается физическое созревание организ-
ма. Этот период характеризуется “пиками” развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщение крови кислородом и др.). К 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательных функций близок к завершению. Энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22-24 ккал/кг в сутки, т.е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений и других показателей свидетельствует о том, что развивающийся двигательный аппарат становится все более активным в различных функциональных параметрах. Формирование показателей скорости и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Если формирование силы различных мышечных групп происходит к 17 годам, то скорость мышечных сокращений достигает максимальной величины значительно раньше.
К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия К этому времени выносливость — одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств — составляет 85% величины этого показателя от уровня взрослых лиц. В 20-29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. Поэтому в этот период следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости.
В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность и функциональную активность.
Таким образом, вузовский период профессионального становления можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессиональными навыками.
Критерии нервно-эмоционального утомления курсантов и профилактика его средствами физической культуры
Специальными исследованиями установлено, что распорядок жизни курсантов, в частности, такие его элементы, как организованность, систематичность, дисциплинированность, является важным условием успешной учебной деятельности.
Необходимо формировать у курсантов сознательное отношение к сохранению здоровья с молодых лет. Однако в реальной жизни молодые люди нередко нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др. Так, 27% курсантов, уходят на занятия без завтрака и в результате их работоспособность снижается на 9-12%. 38% курсантов принимают горячую пищу два раза в день. 59% курсантов продолжают самоподготовку в период от
20 до 24 часов и продолжительность ее составляет 2,5-3,5 часа. Таким образом, значительная часть курсантов выполняет ее за полночь, что влияет на качество сна. 62% курсантов бывают на свежем воздухе менее 30 минут в день, 29% — до 1 часа. При гигиенической норме 2 часа в день. К разнообразным закаливающим процедурам прибегают менее 2% курсантов, следствием этого являются вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и весенне-зимний периоды (до 80% курсантов).
Занятия физической культурой и спортом в различных формах еще недостаточно внедряются в повседневный быт курсантов. Средние затраты времени на физическую культуру и спорт в структуре свободного времени у большинства курсантов не превышают 5-7%. Более высокие показатели наблюдаются, как правило, на 1-11 курсах, а на старших снижаются: I курс — 6,2%, II — 6,4%, III — 2,6%, IV — 1,8%. У женщин затраты времени на 18-33% ниже, чем у мужчин.
Следует обратить внимание на то, что курсанты состояние здоровья которых требует больших затрат времени на его коррекцию, прилагают для этого меньше усилий, так как у них не сформирована потребность к этой сфере деятельности. У кур-сантов-спортсменов эта потребность развита лучше, о чем свидетельствуют затраты времени на ее реализацию.
Существенным компонентом здорового образа жизни курсантов является организация двигательной активности. В течение года у курсантов наблюдается следующее соотношение динамического и статического компонентов деятельности: в учебное время — 1:3, во внеучебное — 1:8, что указывает на ограничение двигательной активности.
Использование физической активности в объеме 1,5-2,0 часа в день можно рассматривать как гигиеническую форму.
Положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями оказывают стимулирующие влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики. Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть, тревога и др., вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность.
Ликвидация психологического напряжения важна и по той причине, что человек, выведенный из психоэмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.
Режим двигательной активности при самостоятельных занятиях физкультурой и спортом
Проблема двигательной активности курсантов, на наш взгляд, напрямую связана с их физической подготовкой и активностью в повседневной жизни.
Проблема физической подготовки курснтов с годами не только не утрачивает своей актуальности, но и выдвигает новые вопросы.
Формы организации спортивно-оздоровительной работы предполагают и различную направленность учебно-тренировочных занятий. Обычно вы-
деляют следующие формы организации и проведения занятий: оздоровительные, спортивно-тренировочные и соревновательные.
Оздоровительные формы занятий, групповые и индивидуальные, рекомендуются курсантам и сотрудникам, мужчинам и женщинам любого возраста независимо от уровня физической подготовленности. Они решают следующие задачи: оптимизации состояния здоровья, лечение и профилактика заболеваний, восстановление функциональных приспособительных возможностей организма, устранение различных заболеваний, восполнение недостатка, двигательной активности, разностороннее физическое развитие и физическая подготовка.
Спортивно-тренировочные формы занятий распространены преимущественно среди лиц молодого и зрелого возраста. Эти формы предусматривают регулярную учебно-тренировочную работу, достижение спортивных результатов с учетом спортивных интересов занимающихся; предъявляют определенные требования к уровню физической и спортивной подготовленности. Для курсантов спортивно-тренировочные формы занятий во внеучебное время на первых этапах играют преимущественно вспомогательную роль; они дополняют обязательные учетные занятия по физическому воспитанию, придают им непрерывный характер и обеспечивают более высокую эффективность.
Роль физической культуры и спорта в организации учебного труда курсантов
Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни курсантов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гар-моничой личности — ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени.
Физическая подготовленность выступает не только как личностная, но и как социальная ценность. Физическое совершенство отражает такую степень физического развития курсанта, его двигательных навыков и умений, которая позволяет ему наиболее полно реализовать свои творческие возможности. Поэтому физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются курсанты в процессе физического воспитания, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей.
Таким образом, установлено, что у курсантов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдаются развитие престижных устано-
вок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдаются более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе курсантов присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, у них развит самоконтроль.
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Преподаватель А. Г. Перлин
Брянский филиал Юридического института МВД России
Общество может быть по-настоящему цивилизованным, свободным, демократичным в той мере, в какой оно утверждает в своей среде ответственность каждого человека перед собой и другими людьми. Это определяет принципиально новый уровень требований к тем личностным качествам человека, которые обеспечивают реализацию его созидательного потенциала. Выработка личностной жизненной позиции — есть выработка прежде всего добровольного отношения к необходимым требованиям, которые предъявляются личностью, жизнью, обществом, другими людьми, способностью соотносить желаемое и необходимое.
С этой точки зрения ответственность определяется не только как одно из свойств личности, которые приложимы в какой-либо конкретной деятельности, она служит внутренним условием организации жизнедеятельности человека, регулятором занятий, дел и целей.
Научные данные К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И.Анцыферовой, А.А.Бодалева, К.К.Муздыбаева, Ж.Е.Завадской, А.И.Крупнова и др. позволяют констатировать, что ответственность является профессионально значимым свойством юристов и, в конечном счете, залогом успешности их деятельности.
Проблема ответственности широко рассматривается как в социально-правовом, так и в психологическом аспектах. В социально-правовом аспекте ответственность личности определяется как форма связи индивидуального и общего в жизни и деятельности человека, как форма взаимодействия личности и общества. Различные виды ответственности объединяют специфические формы контроля за деятельностью субъекта на разных ее этапах. При этом
социально-правовая ответственность характеризуется либо с позиций общества, либо с позиций личности.
В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований социальной ответственности (или его институтов), с последующим применением санкций в зависимости от степени его вины или заслуг. Ответственность здесь выступает как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности, которая выполняет должное вопреки своему желанию.
Во втором — выражает отношение самого субъекта, его предрасположенность, готовность осуществлять должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно.
По мнению ряда социологов (Л.И.Грядуновой, А.П.Дьякова, Ж.Е.Завадской, А.Т.Панова, Н.П.Соколовой, В.А.Шабалина, Л.В.Шевченко и др.), сущность ответственности раскрывается: в сознании общественных норм поведения, предвидении возможных санкций со стороны общества в зависимости от результатов деятельности личности; в выборе и осуществлении определенной линии поведения в соответствии с господствующими общественными нормами поведения; в переживаниях субъекта в связи со взятыми им обязательствами.
С психологической стороны (К.К.Муздыбаев, Ж.Е.Завадская, Л.В.Шевченко, К.А.Климова, М.А.Осташева и др.) выделяют следующие признаки ответственности личности:
— осознанное отношение к своей деятельности и оценка ее с точки зрения соответствия требованиям долга;
— способность к самоанализу, самоконтролю;
— проявление инициативности, самостоятельности в процессе выполнения порученных обязанностей;
— умение дать оценку собственному поведению и поступкам товарищей;
— умение и готовность нести ответственность за коллектив и других людей;
— точность и пунктуальность, верность личности в выполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий;
— способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости;
— настойчивость, усердие, смелость, стойкость, выдержку.
Таким образом, с точки зрения социально-правового подхода ответственность личности рассматривается, прежде всего, в системе “субъект-объект-инстанция”. Где субъект ответственности показывает, “кто отвечает”, объект ответственности раскрывает “за что отвечает”; инстанция ответственности указывает “перед кем отвечает”.
При выделении же элементов психологической структуры ответственности личности авторы опираются преимущественно на поведенческие, мотивационные, когнитивные, регуляторно-волевые и эмоциональные характеристики субъекта.