Научная статья на тему 'К вопросу формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода'

К вопросу формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петкин Алексей Владимирович Петкин, Пузиков Олег Петрович

В статье представлена информация о педагогических условиях, способствующих формированию мотива военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали, что формирование мотива военно-профессиональной деятельности закладываются при личном участии командира подразделения (курсанта) в различных аспектах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петкин Алексей Владимирович Петкин, Пузиков Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of formation of motive of military professional activity on the basis of the personal focused approach

Information covering the pedagogical conditions, promoting formation of the motive of military professional activity is provided in article. The conducted researches have shown that formations of motive of military professional activities are put with personal participation of the commander of division (cadet) in various aspects of activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода»

2. Дорохов, Р.И. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 276 с.

3. Кошкин, Е.В. Рекомендации по формированию техники приемов самозащиты курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 15-19.

4. Лысов, П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) / П.К. Лысов, Б. Д. Никитюк, М.Р. Сапин. - М. : Медицина, 2003. - 760 с.

5. Тристан, В.Г. Спортивная антропология и морфология : учеб. пособие / В.Г. Тристан ; Сиб. гос. акад. физ. культуры. - Омск, 2000. - 111 с.

REFERENCES

1. Butova, O.A. and Lisova, I.M. (2001), "Correlation of some parameters of the Constitution of the person", Morphology, Vol. 119, No. 2, pp. 63-67.

2. Dorokhov, R.I. and Guba, V.P. (2000), Sports morphology, SportAkademPress, Moscow.

3. Koshkin, E.V. (2016), "Recommendations on the formation of technology-defense cadets of different somatotypes", News of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 2, pp.15-19.

4. Lysov, P.K., Nikityuk, B.D. and Sapin, M.R. (2003), Anatomy (the basics of sports morphology), Medicine, Moscow.

5. Tristan, V.G. (2000), Sports anthropology and morphology, Omsk.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2017

УДК 378

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА

Алексей Владимирович Петкин, адъюнкт, Олег Петрович Пузиков, кандидат педагогических наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, Пермь

Аннотация

В статье представлена информация о педагогических условиях, способствующих формированию мотива военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали, что формирование мотива военно-профессиональной деятельности закладываются при личном участии командира подразделения (курсанта) в различных аспектах жизнедеятельности.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, курсанты, формирование мотива, педагогические условия, военно-профессиональная мотивация.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF MOTIVE OF MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF THE PERSONAL FOCUSED

APPROACH

Alexey Vladimirovich Petkin, the graduated in a military academy, Oleg Petrovich Puzikov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation, Perm

Annotation

Information covering the pedagogical conditions, promoting formation of the motive of military professional activity is provided in article. The conducted researches have shown that formations of motive of military professional activities are put with personal participation of the commander of division (cadet) in various aspects of activity.

Keywords: personal focused approach, formation of motive, pedagogical conditions, military and professional motivation.

Проблема формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов вузов войск национальной гвардии РФ - обусловлена с одной стороны потребностями государства и общества в формировании личности нового типа, свободной, самоценной в своей жизнедеятельности, а с другой созданием Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и воспитанием офицеров новой формации, в интересах вновь созданной службы. Однако современные кризисные явления в стране и в мире, нравственное неблагополучие граждан, массовое чувство социальной неудовлетворенности приводят к отчуждению от общества, чувству тревоги у населения, эти настроения в свою очередь проникают и в воинские коллективы.

Среди современных, наиболее значимых работ по тематике личностно-ориентированного подхода, можно выделить научные труды А.П. Андруника, Е.В. Бондаревской, В.В., Серикова, Ф.В Мальчинского, Л.И. Новиковой, Л.Н. Куликовой, О.Н. Крутовой, Р.А. Рогожниковой, А.Л. Соловьевой, К.А. Шварцман, Юговой., А.Н. Янюк, В.В. Ярцева и др.

Основными проблемами мотивации курсантов на основе личностно-ориентированного подхода является отсутствие освещенности этого подхода в системе подготовки курсантов во вновь созданном федеральном органе исполнительной власти, а также отсутствие взаимодействия в этом вопросе между военными вузами различных ведомств.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью системы военного образования и требованием общества и науки к высокому уровню военно-профессионального мировоззрения офицеров - выпускников военных институтов Войск национальной гвардии РФ и отсутствием теоретически-обоснованных организационно-педагогических условий выявления этих проблем, педагогической коррекции в процессе освоения профессии офицера.

Наблюдается тенденция к сокращению количества, уволенных выпускников военных институтов. С 1 января 2012 года Правительство РФ резко увеличило денежное довольствие военнослужащих. Этот фактор в совокупности с обеспечением военнослужащих служебным жильем послужил основой того, что офицеры перестали увольняться из ВС РФ после первого контракта.

Однако, до сих пор существует большое количество проблем у офицеров, в том числе и по военной ипотеке, связанных с ошибочным кредитным прогнозом Росвоенипо-теки. Из-за этого накапливаются большие денежные остатки у военнослужащих на конец срока кредита, но еще большее внимание вызывают преступления коррупционной направленности. По нашему мнению, коррупция - это недоработка в нравственном и морально-психологическом воспитании военнослужащих.

На основании изучения работ теоретиков личностно-ориентированного подхода нами выделены педагогические условия необходимые для положительного влияния на процесс формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов вузов войск национальной гвардии РФ. Совокупность вышеописанных условий является необходимым фактором при формировании мотива военно-профессиональной деятельности

Рисунок 1 - Педагогические условия формирования мотивации курсанта

• Целью государственно-патриотического воспитания является существенное повышение уровня сознательности, нравственности, патриотизма и готовности посвятить себя служению своему Отечеству.

- информационно-мировоззренческая подготовка курсантов, необходима для помощи в определении смыслообразующих ориентаций в условиях осуществляемых изменений, формирование самосознания личности, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям;

- организация определенных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения воинского долга призывниками;

- воспитание уважительного отношения к конституции и законам, становление гражданской и активной жизненных позиций;

- воспитание потребности в духовности, нравственности, способности создавать гуманную обстановку в воинском (учебном) коллективе.

• Для самоактуализации личности, командир подразделения (преподаватель) профессионально взаимодействует с воспитанником, получает возможность для духовного обогащения, это указывает на значение педагогического взаимодействия для самого воспитателя и его личностного и профессионального роста. Этот вывод является принципиально важным. Он позволяет не заслонять взаимодействия самостоятельных действий каждого из партнеров общения, не принижая их «самость», не растворяя индивидуальность в пространстве совместного бытия.

Принципиально важным в этом контексте является разработанная А. С. Макаренко теория воспитательного коллектива, которая привлекает большое внимание современных исследователей и практиков в области воинского воспитания: «Формы бытия свободного человеческого коллектива - движение вперёд, форма смерти - остановка». Чтобы не «стоять на месте», жить в постоянном развитии и движении вперёд, коллектив должен постоянно иметь цели, перспективы, выстроенные таким образом, чтобы на «линию близких перспектив» с их реализацией выдвигались «средние перспективы», «далекие перспективы» становились для коллектива «средними», а их место занимали новые перспективы. Методика «работы по перспективным линиям» А. С. Макаренко, опирается на представления о человеческой личности, силу и красоту которой определяют избираемые его жизненные перспективы, необходимым условием нормального развития, которого является состояние ожидания «завтрашней радости». Воспитание такой по системе направляет развитие воспитанников сообразно цели. И находит опору для «перевода» воспитания в самовоспитание.

• Информационно-воспитательная работа является видом морально-психологического обеспечения воинской службы и основывается на деятельности, ответственных должностных лиц по формированию нравственности и личности курсантов, развитию у них высоких морально-волевых качеств, защите курсантов от негативного информационного влияния. Основные формы информационно-воспитательной работы:

- общественно-государственная подготовка;

- индивидуальная воспитательная работа;

- информирование личного состава;

- работа организаций войсковой общественности.

Формирование личностно-значимых качеств курсантов служит одной из основных задач образовательного процесса вузов войск национальной гвардии РФ. Анализ работ современных исследователей, позволил выявить ряд педагогических условий эффективного формирования личностно-ориентированного подхода в формировании мотива военно-профессиональной деятельности. Реализация, выявленных нами условий, связана с формированием гуманистических межличностных отношений, то есть реализацией от-ношенческо-коммуникативного ее компонента. Демонстрация творческой открытости, различные виды психолого-педагогической поддержки означают и эмоциональную под-

держку курсанта, проявление интереса к его личности. Проведенные исследования показали, что формирование мотива военно-профессиональной деятельности закладываются при личном участии командира подразделения (курсанта) в различных аспектах жизнедеятельности.

Контактная информация: alew124@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2017

УДК 37.037

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ЗОЖ И ФИТНЕС КЛУБОВ НА СИСТЕМУ ОЗДОРОВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ

Татьяна Валентиновна Платонова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается влияние программ ЗОЖ и занятий в фитнес-клубах, как способ возможного оздоровления различных групп населения, указываются направления совершенствования возможностей занимающихся, оцениваются влияния процессов реализации этих программ на физическое и психоэмоциональное здоровье, а также на мотивацию в интересах достижения жизненных успехов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, фитнес клуб, фитнес, образ жизни, физическое и эмоциональное здоровье, влияние стресс факторов, корреляционные зависимости.

IMPACT OF HEALTHY LIFESTYLE PROGRAMS AND FITNESS CLUBS ON THE

SYSTEM OF HEALTH-IMPROVING OF POPULATION OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Tatiana Valentinovna Platonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article examines the impact of healthy lifestyle program and classes in Fitness clubs as a possible way of health-improvement for the different population groups, it identifies the areas of improvement of the opportunities of the involved in doing sport, estimating the impact of the implementation process of these programs on the physical and emotional health, as well as the motivation to achieve success in life.

Keywords: healthy lifestyle, fitness clubs, fitness, lifestyle, physical and emotional health, influence of stress factors, correlations.

Проблема формирования здорового образа жизни и мотивированного отношения населения к двигательной активности является одной из важнейших проблем в физкультурно-оздоровительной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В системе здорового образа жизни, мы рассматривали ряд направлений в деятельности физкультурно-оздоровительных групп. С учетом формирования определенной значимости этого вида деятельности для населения страны было спланировано и проведено изучение влияния программ ЗОЖ и фитнес-клубов на людей активного возраста (20-40 лет). Ориентируясь на накопленные в литературе материалы, мы понимаем, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это регулярное выполнение ряда правил, определяющих сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение и устранение различных вредных привычек, повышение долголетия, поддержание высокой работоспособности, оптимизации физического, психоэмоционального и функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.