Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности субъектно-деятельностного подхода в формировании науко-творческой субъектности магистрантов'

Социально-психологические особенности субъектно-деятельностного подхода в формировании науко-творческой субъектности магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / МАГИСТРАНТ / МАГИСТР / УНИВЕРСИТЕТ / НАУКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SUBJECT / SUBJECTNESS / SUBJECT-ORIENTED / APPROACH / PERSONALITY / PERSONALITY-ORIENTED / UNDERGRADUATE / MASTER / UNIVERSITY / SCIENCE AND CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинов Р. Р.

В статье представлены вопросы социально-психологические особенности субъектно-деятельностного подхода в подготовке будущих магистров в контексте формирования их науко-творческого потенциала. Исследование проведено на основе анализа теоретического анализа проблематики личностно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов в педагогике и психологии высшей школы. Выявлены особенности указанных подходов в процессе профессиональной подготовки будущих магистров как субъектов науко-творческой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE SUBJECT-PERFORMANCE APPROACH IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND CREATIVE SUBJECTIVITY OF PERSONS

The article presents questions about the role of personality-oriented and subject-activity approaches in the preparation of future masters in the context of the formation of their scientific and creative potential. The study was conducted on the basis of the analysis of the theoretical analysis of the problems of the person-oriented and subject-oriented approaches in pedagogy and psychology of higher education. The features of these approaches in the process of professional training of future masters as subjects of science and creativity are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности субъектно-деятельностного подхода в формировании науко-творческой субъектности магистрантов»

УДК 316

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ

НАУКО-ТВОРЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ

Р.Р. Хайрутдинов

Аннотация. В статье представлены вопросы социально-психологические особенности субъектно-деятельностного подхода в подготовке будущих магистров в контексте формирования их науко-творческого потенциала. Исследование проведено на основе анализа теоретического анализа проблематики личностно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов в педагогике и психологии высшей школы. Выявлены особенности указанных подходов в процессе профессиональной подготовки будущих магистров как субъектов науко-творческой.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектно-ориентированный, подход, личность, личностно-ориентированный, магистрант, магистр, университет, науко-творческий потенциал.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE

SUBJECT-PERFORMANCE APPROACH IN THE FORMATION

OF SCIENTIFIC AND CREATIVE SUBJECTIVITY OF PERSONS

R. Khairutdinov

Abstract. The article presents questions about the role of personality-oriented and subject-activity approaches in the preparation of future masters in the context of the formation of their scientific and creative potential. The study was conducted on the basis of the analysis of the theoretical analysis of the problems of the person-oriented and subject-oriented approaches in pedagogy and psychology of higher education. The features of these approaches in the process of professional training of future masters as subjects of science and creativity are revealed.

Keywords: subject, subjectness, subject-oriented, approach, personality, personality-oriented, undergraduate, master, university, science and creative potential.

Сегодня в многоуровневой системе высшего образования России успешно функционируют три ступени: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Переход системы высшего образования на второй и третий уровни сопровождался поиском методологических и методических особенностей данного процесса. Мы рассматривали методологический феномен магистратуры в контекстах вызова современного высшего образования [6;7]. Однако к современной магистратуре университета еще остается много вопросов, как методологического, так и процессуального содержания. Например, работа Е.Г. Никуллиной посвящена исследованию изменений в подготовке магистров образования в России с 1992 года по настоящее время и в ней показан историогенез данного процесса [8]. А.А. Торгашевой, А.А. Снежко выявлены особенности системы высшего образования в России и за рубежом [12].

Магистратура является моделью обучения взрослого человека и магистранту должны предъявляться другие требования, чем студенту бакалавриата [4]. В вузе приоритетными подходами становятся личностно-

ориентированный и субъектно-ориентированный подходы. Понимание современного

магистерского образования как образования взрослых, как считает Л.И. Лебедева, требует опоры на новые принципы, инновационные технологии на основе субъектно-ориентированного и личностно-

ориентированного подходов. [4]. Мы не считаем эти подходы тождественными. Л.Г. Пак категорию субъектности рассматривает в контексте социализации личности [10]. О.А. Милинис разработана модель проектирования педагогической системы субъектно-

ориентированного подхода в развитии культуры творческой самореализации студентов-педагогов

[5].

В современном магистерском образовании наряду с традиционными принципами отбора содержания (фундаментальность, научность, системность) используются новые принципы: субъектности, антропологичности,

синергичности, контекстности, модульности. Представим данные принципы с социально-психологических основ субъектно-

ориентированного и личностно-

ориентированного подхода к процессу подготовки будущего магистра. Принцип субъектности заключается в отношении к каждому магистранту как субъекту различных видов деятельности (познания, общения, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, научно-образовательной, творческой, учебно-профессиональной, профессиональной). Свойство личности магистранта проявлять себя как субъект деятельности является субъектностью.

Студенческий возраст рассматривается Ф.Г. Мухаметзяновой как сензитивный возраст для проявления и саморазвития субъектности личности [6;7]. Студент, прежде всего, субъект учебно-профессиональной деятельности [6;7]. Однако, по отношению к магистранту, уточняется как субъект научно-образовательной

деятельности [6;7]. Для магистранта быть субъектом научно-образовательной деятельности означает быть «разработчиком» изменений, «сдвигов», инноваций в поведении, мышлении, сознании, научно-образовательной деятельности, им самим же вызванными [6;7]. Это процесс саморазвития, самовоспитания, самообучения, самоактуализации потребностей, возможностей, в том числе и реальных учебных возможностей, максимального и оптимального использования своих ресурсов и резервов для личностного и профессионального саморазвития как субъекта научно-образовательной деятельности. В целом, это всё процессы «само...» (самовоспитания, саморазвития, самоакутуализации).

Реализация принципа субъектности в подготовке будущего магистра тесно сопряжена с принципом антропологичности. Принцип антропологичности в процессе профессиональной подготовки будущего магистра заключается в отношении к студенту как человеку и субъекту жизнедеятельности, реализующем комплекс потребностей (по А. Маслоу от базовых до самоактуализирующихся). Как показывают исследования, процесс становления и развития субъектности будущего магистра может быть интегрирован в процесс профессиональной подготовки будущего магистра как антропоцентрированная педагогическая

технология, ориентированная на проявление и развитие личностной индивидуальности и профессиональной идентичности каждого студента. Это требует от профессиональной подготовки будущих магистров в университете открытости, вариативности, динамичности, адаптивности в содержании, составе, структуре, формах и методах подготовки. Как считает Т.Д. Скуднова, важны полисубъектность,

полипарадигмальность педагогического процесса

на основе диалогизации и гуманизации высшего образования [13].

Принцип антропологичности, в свою очередь, сопряжен с принципом синергичности к процессу подготовки будущего магистра. Синергичность мы рассматриваем как объединение формирующих сил субъектности всех субъектов научно-образовательной деятельности

(университет, преподаватели, студенты, сообщества, интернет-ресурсы, работодатели и пр.) на входе в систему профессиональной магистерской подготовки для повышения или усиления результата на выходе [6;7]. Это процесс интгерации формирующих сил субъектности для их усиления, которые происходят в определенных контекстах. В связи с чем, принцип субъектности сопряжен с принципом контекстности.

Принцип контекстности рассматривается как один из доминирующих в обучении взрослых [3]. А.А. Вербицкий видит принцип контекстности обучения в учете социокультурных условий жизни и деятельности взрослых) [1]. Сегодня у этого принципа расширенное понимание как технологии решения кейс-ситуаций в процессе подготовки будущих магистров. Мы считаем, что это адаптация этого принципа в технологии подготовки будущих магистров.

Принцип контекстности является яром компетентностного подхода в высшем образовании, который реализуется в процессе профессиональной подготовки на основе принципа модульности. Принцип модульности вошел в педагогику из техники и означает принцип построения технических систем. Согласно Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/) это означает, что функционально связанные части системы группируются в законченные узлы -модули (блоки) [15]. Переход высшего образования на компетентностную модель подготовки магистров актуализировал этот принцип через включение в программы профессиональной подготовки относительно законченных элементов (модулей) как механизмов формирования компетенций.

Как следует из краткого дискурс-анализа, обращение к субъектно-ориентированному подходу к студентам магистрантам сопряжено, в основном, с процессами развития, саморазвития и самореализации магистрантов как субъектов научно-образовательной деятельности в контекстах реализации их науко-творческого потенциала. Для успешной реализации субъектно-ориентированного подхода необходим процесс поддержки самореализции студента-магистранта. Одной из адаптивных технологий в осуществлении субъектно-ориентированного

подхода как создания условий для взращивания субъектности магистранта, мы считаем технологии педагогической фасилитации [6;7].

Обратимся к основам использования личностно-ориентированного подхода как механизма социализации и адаптации студентов-магистрантов к обучению. В работе О.В. Поймановой показаны возможности

использования идей личностно-

ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы [11]. Это относится не только к обучению учащихся, но и студентов -магистрантов, т.к. они, как и младшие школьники, являются субъектами учебной деятельности. Магистранты рассматриваются нами как субъекты научно-образовательной деятельности. Процессы саморазвития, самообучения и самовоспитания для магистрантов, так же как и школьников, для них являются доминирующими. В этом сравнении мы подразумеваем закон педагогической рекапитуляции для студентов - магистрантов.

В концепции личностно-ориентированного образования роль обучения заключается в выявлении особенностей субъектного опыта и в создании условий для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей обучаемых. Мы согласны, что учение для субъекта проявляется в его бесконечном

стремлении к познанию. Учение, обучение следует рассматривать как субъектно-значимое постижение мира, формирование Образа-мира, которое наполняется для обучающегося личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его «субъектном опыте» [14].

В контексте этих размышлений личностно-ориентированный подход в процессе обучения магистрантов должен выстраиваться при опоре на субъектно-ориентированный подход. Субъектно-ориентированный подход рассматривается как механизм организации среды инновационного развития [5;9]. Сегодня в подготовке будущих магистров для бизнес - структур актуальны и востребованы подходы к построению модели инновационного процесса на платформе субъектно-ориентированной методологии [2].

Итак, субъектно-ориентированный подход в процессе профессиональной подготовки будущего магистра является основой личностно-ориентированного подхода. Мы считаем, что соотношение данных подходов строится не на исключительности одного, а как их интеграция и синергия этих подходов для фасилитации (облегчения, поддержки) процессов

самоактуализации, саморазвития, самовоспитания будущего магистра.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода / А.А. Вербицкий // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. - № 2(2). - С. 6-12.

2. Громов А.И. Подход к построению модели инновационного процесса на платформе субъектно-ориентированной методологии [Электронный ресурс] / А.И. Громов, Ю.А. Билинкис, А. Фляйшман, Т.В. Новикова, Е.И. Худобин, Д.В. Торшин // Бизнес-информатика. - 2015. - № 1(31). - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/mpodhod-k-postroeniyu-modeИ-innovatsionnogo-protsessa-m-platforme-subektno-orientirovannoy-metodologii

3. Гордина О.В. Принципы образования взрослых и пути их реализации в деятельности Высшей народной школы [Электронный ресурс] / О.В. Гордина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n /printsipy-obrazovamya-vzroslyh-i-puti-ih-reahzatsи-v-deyatelюsti-vysshгy-narodюy-shkoly

4. Лебедева Л.И. Магистерское образование как обучение взрослого человека [Электронный ресурс] / Л.И. Лебедева // Человек и образование. - 2008. - № 3. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/

magisterskoe-obrazovanie-kak-obucheme-vzroslogo-cheloveka

5. Милинис О.А. Проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов [Электронный ресурс] / О.А. Милинис // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/proektirovanie-pedagogicheskoy-sistemy-subektno-orientirovannogo-podhoda-k-razvitiyu-kultury-tvorcheskoy-samorealizatsii-studentov

6. Мухаметзянова Ф.Г. О феномене фасилитации в высшем образовании / Ф.Г. Мухаметзянова, Р.Р. Хайрутдинов // Казанский педагогичсекий журнал. - 2017. - № 1(120). - С. 45-51.

7. Мухаметзянова Ф.Г. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности / Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко, Р.Р. Хайрутдинов // Человек и образование. - 2017. - № 3(52). - С. 9-14.

8. Никулина Е.Г. Исследование изменений в подготовке магистров образования в России с 1992 года по настоящее время [Электронный ресурс] / Е.Г. Никулина // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. -№ 3(22). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /n/issledovanie-izmeneniy-v-podgotovke-magistrov-

obrazovaniya-v-rossii-s-1992-goda-po-mstoyaschee-vremya

9. Палагин В.С. Субъектно-ориентированный подход к организации сред инновационного развития [Электронный ресурс] / В.С. Палагин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2011. - № 3. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/subektю-orientirovannyy-podhod-k-organizatsii-sred-innovatsionnogo-razvitiya

10. Пак Л.Г. Категория субъектности в контексте социализации личности [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/kategoriya-subektnosti-v-kontekste-sotsializatsii-lichnosti

11. Пойманова О.В. Использование идей личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы [Электронный ресурс] / О.В. Пойманова // Вестник ТГУ. - 2010. - № 3. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/ispolzovame-idey-

lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obrazovatelnom-protsesse-nachalnoy-shkoly

12. Торгашева А.А. Система высшего образования в России и за рубежом [Электронный ресурс] / А.А. Торгашева, А.А. Снежко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2011. - № 7. -Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/sistema-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom

13. Скуднова Т.Д. Антропологический подход к профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс] / Т.Д. Скуднова // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2006. - № 2. - Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskiy-podhod-k-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov

14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование / И.С. Якиманская // Новые ценности образования. - М., 1995. - С. 155.

15. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Сведения об авторах:

Хайрутдинов Рамиль Равилович (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, е-mail: [email protected]

Data about the author:

R. Khairutdinov (Kazan, Russia), Candidate of History Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.