УДК 378
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
В МАГИСТЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко, Р.Р. Хайрутдинов1
'Статья подготовлена в рамках темы ВНИК 2018-2019 гг. УТ 2.0
Аннотация. В высшем образовании России появился новый образовательный феномен как магистратура. На уровне подготовки в магистрате актуализируется вопрос развития потенциала субъектности магистрантов. Это обусловлено как спецификой магистратуры, так и субьктностью студента, как образовательных феноменов. Развитие субъектного потенциала магистрантов сопряжено с феноменом фасилитации. Фасилитация как механизм субъектно-ориентированного подхода рассматривается как фактор наукотворческой деятельности магистрантов. Авторами обозначена модель активизации наукотворческого потенциала магистрантов как механизма развития их субъектности.
Ключевые слова: субъектность, магистратура, фасилитация, субъектно-ориентированный подход, субъектно-ориентированная среда, критерии, индикаторы субъектности, потенциал.
DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE POTENTIAL
OF STUDENTS IN MASTER EDUCATION
F. Mukhametzyanova, O. Panchenko, R. Khayrutdinov
Abstract. A new educational phenomenon as a master's degree emerged in the higher education of Russia. At the level of preparation in the magistrate, the question of developing the subjective potential of undergraduates is actualized. This is due, both to the specificity of the magistracy, and to the student's subjectivity, as educational phenomena. The development of subject potential of undergraduates is associated with the phenomenon of facilitation. Facilitation as a mechanism of the subject-oriented approach is considered as a factor of the scientific-creative activity of undergraduates. The authors outlined a model for activating the scientific-creative potential of undergraduates as a mechanism for the development of their subjectivity.
Keywords: subjectivity, master's degree, facilitation, subject-oriented approach, subject-oriented environment, criteria, indicators of subjectivity, potential.
Обращение к проблематике развития субъектного потенциала студентов в магистерском образовании связано с тем, что сегодня в высшем образовании появился новый образовательный феномен - магистратура [2]. Проблемный аспект ее функционирования состоит в недостаточной проработанности методологической основы феномена
магистратуры [4]. Несмотря на растущую популярность данного уровня высшего образования среди современного студенчества, следует отметить не вполне адекватное восприятие магистратуры не только обучаемыми, но и преподавателями, а также менеджерами образовательного процесса и работодателями [11]. Институт магистратуры связан с реформированием образования как в Европе, так и в России. А.В. Фахрутдинова рассматривает реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения конкурентоспособности [10].
Следует понимать, что основное отличие магистерского образования от бакалавриата
состоит, прежде всего, в науко-ориентированности первого [10]. Магистрант в процессе обучения ставит перед собой иные задачи, нежели бакалавр; равно как и практико-ориентированность магистерского образования имеет иной акцент. Это обусловлено тем, что подготовка магистрантов есть ступень к новым видам профессиональной деятельности -преподавательской и научно-исследовательской. Следовательно, иным должен быть и выбор методов обучения магистрантов [6]. Обучение в магистратуре связано и со сменой парадигм высшего образования в сторону гуманитарного образования как системообразующего фактора высшего образования [9].
Мы считаем, что обучение студентов магистерского уровня подготовки предполагает использование исключительно субъектно-ориентированного подхода [4]. Субъектно-ориентированный подход на уровне магистерского образования мы рассматриваем, прежде всего, как учет субъектных особенностей и образовательных потребностей личности
магистра [1]. При этом в вузе должна быть создана фасилитирующая среда (облегчающая процесс обучения) или как психолого-педагогического сопровождение процесса становления субъектности магистранта [4-6].
При этом меняются и критерии изучения и развития субъектности магистрантов. Студент вуза рассматривается нами как субъект учебно-профессиональной деятельности [3-5]. Перед магистром ставятся задачи как научно-исследовательской деятельности, так и педагогической деятельности поискового характера. Магистрант в этом смысле является в большей степени субъектом образования, чем бакалавром. Мы склонны считать, что магистранта можно рассматривать как субъекта научно-образовательной или научно-
педагогической деятельности.
Обобщая труды известных ученых, мы рассматриваем субъектность как качественную функциональную характеристику личности как субъекта деятельности. В субъектности личности проявляется его осознанная индивидуализированная активность в процессе познания и преобразования действительности [7;8].
В целом, субъектность будущего магистра выступает как функциональная характеристика личности. Для бакалавра и магистра функциональная характеристика отражается в компетенциях [7;8]. Причем не только в профессиональных компетенциях, но и, прежде всего, в общекультурных и универсальных (по ФГОС ВО 3+). Субъектность магистранта мы рассматриваем как ключевую компетентность или как интегратор компетенций. В этой связи, следует говорить об уровне субъектности личности магистранта. Данное определение предполагает некий континуум. На одном полюсе его расположена высокая субъектность, на другом полюсе - беспомощность. Данные концепты достаточно проработаны в отечественной науке, чтобы ими можно было оперировать, чего нельзя, однако, сказать о критериях и индикаторах субъектности. Среди критериев, чаще всего, выделяют, такие как: активность, автономность, самодеятельность, ответственность, инициативность, системность, осознанность, креативность и пр. Субъектность выступает интегратором всех этих качеств будущего магистра в образовательном процессе [4-7].
Студент вуза на уровне магистратуры готовится к двум основным видам деятельности. Прежде всего, к профессиональной деятельности в избранном направлении. Не менее важна
подготовка будущего магистра к научно-исследовательской и к будущей педагогической деятельности в вузе. Мы поддерживаем мнение ученых о том, что магистрант может стать субъектом профессиональной деятельности в том случае, когда у него проявляется и развивается субъектность как степень его преобразовательной активности и рефлексии отношений и взаимоотношений с окружающим миром, людьми, самим собой [5;6]. Магистрант как субъект научно-педагогической деятельности должен осознавать смысл своего учения как фактора успешности его профессиональной деятельности. Именно в этом состоит важный критерий субъектности. В противном случае магистрант не формируется как субъект профессионально-образовательной деятельности [4-6]. Наконец, еще одним важным критерием субъектности магистранта выступает авторство его жизнедеятельности и формируемые на его основе индивидуальная траектория образования и индивидуальный образовательный маршрут. В свете изложенного, мы полагаем, меняется роль преподавателя в процессе обучения студентов уровня магистратуры: он выступает фасилитатором процесса становления и развития субъектности магистранта [5-8].
В чем же состоит фасилитирующий эффект преподавателя? Его, по-видимому, можно усмотреть в содействии формированию индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута магистранта. Это возможно лишь в контексте субъектно-ориентированной обучающей среды. Выделенные понятия, по сути, и конституируют собой поле субъектно-ориентированного обучения студентов уровня магистратуры.
Индивидуальный образовательный маршрут магистранта представляет собой науко-ориентированный цикл мероприятий с его участием. Среди индикаторов его субъектности основное внимание следует уделить именно активности участия студента магистерского уровня обучения в науко-ориентированных мероприятиях. В целях постепенного вовлечения студента в наукотворческую деятельность данные мероприятия могут быть выстроены по определенной схеме.
В практике научного руководства магистрантами в Институте международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета нам удалось выстроить определенную модель активизации
наукотворческого потенциала обучаемых. Она состоит в последовательной реализации системы
мероприятий, направленных на достижение целей субъектно-ориентированного обучения
магистрантов. Начальным этапом является диагностика исходного уровня субъектности магистрантов и формирование на этой основе групп активности. Магистранты с наиболее высоким уровнем субъектности становятся первичным звеном для последующей наукотворческой деятельности и фасилитаторами для других групп магистрантов. Цикл мероприятий представляет собой
взаимосвязанную систему, на различных этапах которой происходит дальнейшее развитие субъектности магистрантов.
Среди звеньев алгоритмированного процесса развития субъектности можно выделить:
— школу молодых ученых-исследователей, в работе которой будущие магистры учатся проектировать научно-исследовательскую деятельность;
— научно-практическую конференцию для молодых ученых, в процессе участия в которой идет обмен мнениями о научно-исследовательской деятельности магистранта;
— конкурс научных работ молодых ученых;
— Форум молодых ученых;
— публикации в журнале молодых ученых (в нашем случае это - «Казанский вестник молодых ученых») и сборниках трудов.
Каждое из выделенных мероприятий имеет свою целевую направленность и является подготовительной площадкой для последующего мероприятия.
Среди прочих индикаторов субъектности магистранта, на наш взгляд, особую важность имеет самостоятельная поисковая деятельность. Если магистрант стремится к поиску новых форм самореализации в научной и околонаучной, а также пред-профессиональной деятельности, следует говорить о высоком уровне его субъектности. Поиск возможностей участия в конференциях, выходов на публикации в различных изданиях предполагает самодеятельность магистранта, где преподаватель выполняет роль фасилитатора, консультанта, помогая формировать
образовательный маршрут и реализовывать образовательную траекторию магистранта.
Агрегирование вышеуказанных индикаторов выводит нас на некий интегральный показатель субъектности магистранта, над конкретизацией и методической основой исчисления которого в настоящее время работает наш коллектив. Данный качественно-количественный
интегральный показатель конструируется на основании совокупности нескольких базовых критериев субъектности и индикаторов, их отражающих. Для оценки состояния субъектности в таком случае применяется совокупность методов, позволяющих
фиксировать субъектность в статике и динамике. В этом случае используется система коэффициентов и численных показателей. Реализация данной методики является важным звеном в оценке качества образования в вузе по критерию субъектности обучаемътх и может быть использована во внутривузовском мониторинге качества образования.
Литература:
1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова // Мир психологии. - 2011. - № 1. - С. 22-32.
2. Бражник Е.И., Лаврентьева О.В., Лебедева Л.И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России: коллективная монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 127 с.
3. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Субъектность в междисциплинарном дискурсивном поле / Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 12-15.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности / Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко, Р.Р. Хайрутдинов // Человек и образование. - 2017. - № 3(52). - С. 9-14.
5. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве / Ф.Г.
Мухаметзянова, О.Л. Панченко // Мир психологии. -
2017. - № 4(92). - С. 137-148.
6. Мухаметзянова Ф.Ш., Жураковская В.М. Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности / Ф.Ш. Мухаметзянова, В.М. Жураковская // Казанский педагогический журнал. -
2018. - № 2. - С. 162-24.
7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.
8. Субъект, личность в психологии человеческого бытия; под. ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». -2005. - 384 с.
9. Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р. Методология современного гуманитарного знания как специфика и основные принципы / О.В. Стукалова, А.Р. Масалимова, А.Р.
Шайдуллина // Казанский педагогический журнал. -2018. - № 2. - С. 7-11.
10. Фахрутдинова А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения конкурентоспособности / А.В. Фахрутдинова // Ученые записки Казанской
государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2012. - Т. 210. - С. 247-251.
11. Fisher J.B., Schumaker J.B., Culbertson J., Deshler D.D. (2010). Effects of a computerized professional development program on teacher and student outcomes // Journal of Teacher Education. - 2010. - № 61. -С. 301-312.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Флера Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник археографической лаборатории института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета, e-mail: [email protected]
Панченко Ольга Львовна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета, e-mail: [email protected]
Хайрутдинов Рамиль Равилович (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, директор института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of the archeographic laboratory of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of the Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
O. Panchenko (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of World Cultural Heritage of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
R. Khayrutdinov (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, Associate Professor, Director of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of the Kazan Federal University, e-mail: [email protected]