Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки Методология и методика организации образовательной среды
УДК 378
ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
Л.В. Хасанова, Р.Р. Хайрутдинов, О.Л. Панченко, Ф.Г. Мухаметзянова*
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В статье представлены вопросы о критериях и индикаторах выявления и изучения субъектности будущих магистров. Авторы считают, что обучение студентов магистерского уровня подготовки предполагает использованиесубъектно-ориентированного подхода. Субъектность магистранта проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности.
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектно-ориентированный подход, магистратура, магистрант, критерии, индикаторы.
На современном этапе развития высшего образования в России можно говорить о новом феномене - магистратуре. Магистратура представляет собой новый феномен в российском образовательном пространстве [3]. Ее основное отличие от уровня бакалавриата состоит в науко-ориентированном подходе к обучению. Мы основываемся на том, что обучение студентов магистерского уровня подготовки предполагает использованиесубъектно-ориентированного подхода. Это обосновано тем, что подготовка магистрантов есть ступень к новым видам профессиональной деятельности - преподавательской и научно-исследовательской. Магистратура - это не просто продолжение бакалавриата. Магистратура - это надвузовский уровень подготовки, с включенными в образовательный процесс элементами науко-ориентированной практики и развития сутудетов как субъектов учебно -профессиональной деятельности.
С позиции формирования конкурентоспособного специалиста и всесторонне развитой личности одним из наиболее важных аспектов изучения проблем качества высшего образования является оценка обучаемых магистерского уровня по критерию «Субъектность». Магистрант выступает одновременно и объектом, и субъектом образовательного процесса. Как объект образовательного процесса он формируется при помощи воздействия комплекса внешних факторов, составляющих внутреннюю среду вуза. Как субъект он выступает активным участником, актором или авторомобразовательного процесса, самостоятельно формирующим внутреннюю среду вуза, способствующим продуктивному протеканию образовательного процесса.
Итак, при характеристике магистранта как субъекта образовательного процесса здесь и далее будем пользоваться категорией «субъектность», основы которой заложены в социальные науки отечественными учеными Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинским, С.Л. Рубинштейном [1; 2; 9; 10], и далее развита в работах других авторов [5-8]. Известно, что под «субъектом» понимается индивид или группа в качестве носителя осознанной активности в познании и преобразовании действительности. Мы полагаем, что субъектность магистранта проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности. Среди множества свойств магистранта как субъекта деятельности и общения можно выделить такие, как автономность, деятельность, свобода выбора, системность, целостность, спонтанность, самодеятельность, гармоничность, ду-
Л.В. Хасанова, Р.Р. Хайрутдинов, О.Л. Панченко, Ф.Г. Мухаметзянова ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
ховность, осознанность, креативность, гибкость и др. Субъектность, по мнению ученых, выступает интегратором всех этих качеств студента вуза [4; 5].
Мы поддерживаем мнение ученых о том, что магистрант может стать субъектом профессионального общения в том случае, когда у него проявляется и развивается субъектность как степень его преобразовательной активности и рефлексии отношений и взаимоотношений с окружающим миром, людьми, самим собой [5; 6].
Если у магистранта не происходит зарождения смысла учения и профессиональной деятельности как ценности, тогда он не формируется как субъект профессионально-образовательной деятельности [6]. Поэтому для него как субъекта характерными признаками становятся конструктивная степень самостоятельности, преобладание инициативы в распределении коллективной субъектной деятельности, авторство жизнедеятельности, становление себя как субъекта профессионального пути. Становление магистранта как субъекта профессиональной и образовательной деятельности сопряжено с формированием профессиональной направленности [5; 6].
Учитывая все эти характеристики, данные учеными -педагогами и психологами, на наш взгляд, можно выделить следующие основные критерии субъектно-сти магистранта:
1. Активность в учебном процессе;
1.1. активность работы на учебных занятиях;
1.2. стремление получения дополнительных знаний и информации о своей будущей специальности;
1.3. учебная самоподготовка.
2. Активность в научно-исследовательской деятельности:
2.1. участие в научно-исследовательской деятельности в период обучения;
2.2. участие в конкурсах научных и проектных работ для молодых ученых.
3. Активность в общественной деятельности.
4. Активность в повышении качества образования в вузе:
4.1. участие в выработке решений по оптимизации образовательной деятельности вуза.
Соответственно, субъектность обучаемых магистерского уровня подготовки (субъектность магистратуры) характеризуют, на наш взгляд, следующие основные показатели, как индикаторы:
- доля магистрантов, активно участвующих в подготовке к учебным занятиям и активно работающих на занятиях;
- доля магистрантов, проявляющих творческость в подготовке к учебным занятиям;
- доля магистрантов, принимающих участие в научно -исследовательской деятельности вуза;
- доля магистрантов, принимающих участие в конкурсах научных и проектных работ для молодых ученых;
- доля магистрантов, принимающих участие в межвузовских студенческих культурно-развлекательных, самодеятельных и спортивных мероприятиях;
- доля магистрантов, принимающих участие в общественной и добровольческой деятельности;
- доля магистрантов, участвующих в студенческом самоуправлении;
- доля магистрантов, принимающих участие в выработке решений по повышению качества образовательной деятельности вуза.
В результате агрегирования всех вышеуказанных критериев получим некий интегральный показатель субъектности магистранта, характеризующий состояние
2018, том 2, Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки
№ 2 (5) Методология и методика организации образовательной среды
и динамику изменений качества образовательного процесса в вузе с позиций субъективных факторов. Над конкретизацией и методической основой исчисления данного интегрального показателя в настоящее время работает наш коллектив ИМОИВ КФУ
Несмотря на множественность, интегральность характера субъектности, мы исходим из того, что субъектность магистранта определяется, прежде всего, степенью его участия в научно-исследовательской деятельности, поскольку в ней и состоит главное отличие уровня магистратуры от уровней бакалавриата и специа-литета. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, составить некую условную матрицу субъектности магистранта (рис. 1), которая является пока лишь ориентировочным макетом научных разработок коллектива в исследуемом аспекте.
Группа А. Магистрант, активный в учебной и научно-исследовательской деятельности - полноценный субъект образования_
Группа В. Магистрант, активный в обучении, но не достаточно активный в научно-исследовательской деятельности
Группа Б. Магистрант, дисциплинированный в обучении, но не достаточно активный в обучении и
научно-исследовательской деятельности_
Группа Г. Магистрант, пассивный в обучении и научно-исследовательской деятельности
Рис. Матрица субъектности магистранта
В противоположных плоскостях находятся группы магистрантов «А» и «Г». Полноценный субъект образовательного процесса - магистрант группы А, активно включенный в учебную и научно-исследовательскую деятельность, активно участвующий в подготовке к занятиям и использующий при этом творческий потенциал, проявляющий интерес к научной деятельности и принимающий участие в конференциях, форумах, конкурсах, проектах и публикациях. Доля таковых в вузе в идеале должна постоянно увеличиваться.
Магистрант групп «Б» и «В» не является полноценным субъектом образовательного процесса, поскольку не достаточно ориентирован на научно-исследовательскую деятельность. Обе вышеназванные группы магистрантов «Б» и «В» не являются неполноценными субъектами образования и нуждаются в активной работе с ними по изменению их поведенческой активности. В идеале две указанные группы магистрантов должны постепенно трансформироваться в группу «А», либо максимально к ней приблизиться.
Магистрант группы «Г» - наиболее слабая категория обучаемых, уровень субъектности его очень низок. Данную группу составляют магистранты, числящиеся среди обучаемых в вузе, но фактически не являющиеся субъектами учебного процесса. С данной группой магистрантов необходима более серьезная работа соответствующей структурной единицы вуза, отвечающей за кураторство и социально-психологическую работу со обучаемыми с тем, чтобы по своим характеристикам вошла сначала в группы «Б» и «В», а далее - в идеале - в группу «А».
Необходимо отметить, что приведенные гипотетические группы - это наиболее характерные, «чистые» типы субъектности; все магистранты вуза так или иначе приближаются к определенной группе, то есть, к определенному типу субъектности. Наша задача здесь - выработать критерии качества образования вуза по параметру «субъектность магистрантов» и общеприемлемый показатель, свидетельствующий о достаточно высокой степени их субъектности. С целью фиксации выделенных признаков необходимо произвести операционализацию выделенных критериев и разработать соответствующий инструментарий.
Итак, можно резюмировать, что в условиях современного общества актуальным становится вопрос формирования инвариантной модели субъектности магистрантов как важного критерия качества подготовки специалистов интеллектуального
Л.В. Хасанова, Р.Р. Хайрутдинов, О.Л. Панченко, Ф.Г. Мухаметзянова ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
звена. Субъектность обучаемых в вузе является, таким образом, одной из предпосылок и компонент формирования конкурентоспособного специалиста, становления гражданственности личности, ее успешного позиционирования в социуме.
Литература
1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. № 1. С. 22-32.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество / Под. ред. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Вып. 2: сС. 235-250.
3. Бражник Е.И., Лаврентьева О.В., Лебедева Л.И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России: коллективная монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 127 c.
4. Личность и бытие: субъектный подход: материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 года / Отв. ред. А.В. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 608 с.
5. Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осьмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.
6. Панченко О.Л. Социальная ценность субъектных практик как фактор статусного позиционирования индивидов в контекстах современного российского общества / Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: отечественная социология: обретение будущего через прошлое». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Т. 2. С. 239-242.
7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: АО «Цв. печать», 1993. 509 с.
8. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: ПЭР СЭ, 2002. 368 с.
9. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. N° 4. С. 101-108.
10. Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. On the trend of modern psychology of thinking (an unpublished article from the scientific archive of О.К. Tikhomirov) // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 10-16.
Авторы публикации
Хасанова Л.В., студент Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Хайрутдинов Рамиль Равилович, кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия.
Панченко Ольга Львовна, кандидат социологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, доктор педагогических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
INDICATORS AND CRITERIA OF SUBJECTS OF STUDENTS OF THE MAINSTREAMING
LEVEL OF TRAINING L. Khasanova, R. Khayrutdinov, O. Panchenko, F. Mukhametzyanova* [email protected]* Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The article presents questions about the criteria and indicators for identifying and studying the subjectivity of future masters. The authors believe that the training of students at the master's level ofpreparation assumes the use of a subject-oriented approach. The subject of the undergraduate student is manifested in a variety ofparameters and is realized through various forms of activity.
Keywords: subject, subjectivity, subject-oriented approach, master's degree, master student, criteria, indicators.
References
1. Abul'khanova K.A. Sootnoshenie individual'nosti i lichnosti v svete sub"ektnogo podkhoda // Mir psikh o-logii. 2011. № 1. S. 22-32.
2. Anan'ev B.G. Psikhologicheskaya struktura cheloveka kak sub"ekta // Chelovek i obshchestvo / Pod. red. B.G. Anan'eva. L.: Izd-vo LGU, 1967. Vyp. 2: Pp. 235-250.
3. Brazhnik E.I., Lavrent'eva O.V., Lebedeva L.I. Magisterskoe obrazovanie v sisteme universitetskogo ob-razovaniya Frantsii i Rossii: kollektivnaya monografiya. SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2010. 127 c.
Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки Методология и методика организации образовательной среды
4. Lichnost' i bytie: sub"ektnyi podkhod: materialy nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 75-letiyu so dnya rozhdeniya chl.-korr. RAN A.V. Brushlinskogo, 15-16 oktyabrya 2008 goda / Otv. red. A.V. Zhurav-lev, V.V. Znakov, Z.I. Ryabikina. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2008. 608 s.
5. Mukhametzyanova F.G., Shabel'nikov V.K., Os'mina E.V., Korzhova E.Yu., Rudykhina O.V. Razmyshle-niya i predstavleniya o fenomene sub"ektnosti v razlichnykh obrazovatel'nykh prostranstvakh. Kazan': Izda-tel'skii tsentr Universiteta upravleniya «TISBI», 2016. 252 s.
6. Panchenko O.L. Sotsial'naya tsennost' sub"ektnykh praktik kak faktor statusnogo pozitsionirovaniya in-dividov v kontekstakh sovremennogo rossiiskogo obshchestva / Tezisy dokladov IV Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Sorokinskie chteniya: otechestvennaya sotsiologiya: obretenie budushchego cherez proshloe». Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2008. T. 2. S. 239-242.
7. Petrovskii V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti. Rostov n/D.: AO «Tsv. pechat'», 1993. 509 s.
8. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub"ekta / Pod red. A.V. Brushlinskogo. M.: PER SE, 2002. 368 s.
9. Rubinshtein S.L. Printsip tvorcheskoi samodeyatel'nosti (k filosofskim osnovam sovremennoi pedagogi-ki) // Voprosy psikhologii. 1986. № 4. S. 101-108.
10. Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. On the trend of modern psychology of thinking (an unpublished article from the scientific archive of O.K. Tikhomirov) // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2013. N° 2 (10). S. 10-16.
Authors of the publication
L. Khasanova, student of the Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Ramil Khayrutdinov, Cand. Sci.(Hist.), Associate Professor, Director of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Olga Panchenko, Cand. Sci.(social.), Associate Professor, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Flora Mukhametzyanova, doctor of pedagogical sciences, professor of Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Email: [email protected]
Дата поступления 15.01.2018.