Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности становления личности курсанта в период обучения в образовательных учреждениях ФСИН России'

Социально-психологические особенности становления личности курсанта в период обучения в образовательных учреждениях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / STUDENT PERSONALITY / TRAINING / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

В статье обсуждаются актуальные вопросы профессионального становления курсантов в период обучения в образовательных организациях ФСИН России. Рассмотрены и проанализированы общие и специальные требования к предполагаемой профессиональной деятельности, личностные качества обучающихся юношеского возраста и их изменения, в процессе обучения, в соответствии с требованиями современной пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological peculiarities of the formation of the student 's personality during the period of study in educational institutions of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation

The article discusses topical issues of professional development of cadets during training in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia. General and special requirements for the expected professional activity, personal qualities of young students and their changes, in the course of training, in accordance with the requirements of the modern prison system were considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности становления личности курсанта в период обучения в образовательных учреждениях ФСИН России»

ПСИХОЛОГИЯ

Psychology

УДК 343.85

© Мазеина О. Н., 2019

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

В статье обсуждаются актуальные вопросы профессионального становления курсантов в период обучения в образовательных организациях ФСИН России. Рассмотрены и проанализированы общие и специальные требования к предполагаемой профессиональной деятельности, личностные качества обучающихся юношеского возраста и их изменения, в процессе обучения, в соответствии с требованиями современной пенитенциарной системы.

Ключевые слова: личность курсанта; обучение; профессиональное становление.

© Mazeina O. N., 2019

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE FORMATION OF THE STUDENT 'S PERSONALITY DURING THE PERIOD OF STUDY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL CORRECTION SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses topical issues of professional development of cadets during training in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia. General and special requirements for the expected professional activity, personal qualities of young students and their changes, in the course of training, in accordance with the requirements of the modern prison system were considered and analyzed.

Keywords: student personality; training; professional formation.

Ученые: пенитенциаристы, психо- ем следующих вопросов: логи, педагоги, социологи в последнее 1. Каковы особенности пенитен-

десятилетие занимаются исследовани- циарной системы будущего?

2. Какие качества личности сотрудников будут востребованы в изменяющейся пенитенциарной системе?

3. Какие особенности пенитенциарной системы будут определять содержание исправления, развития и воспитания?

4. Какие универсальные компетенции и компетентности для изменяющейся пенитенциарной должны быть сформированы у курсантов уже сегодня?

Проанализируем особенности становления личности курсанта в период обучения в образовательных учреждениях ФСИН России.

Целью высшего образования является подготовка всесторонне развитой личности обучающегося, способной ориентироваться в системе ценностей современного общества, легко адаптирующейся к изменяющимся условиям окружающейся действительности, самостоятельно определяющей свой жизненный путь, стремящейся к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

В свою очередь, подготовка профессиональных кадров для уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) осуществляет поиск новых под-

ходов к обучению и воспитанию курсантов высших учебных заведений, основанных на специфических требованиях будущей профессиональной деятельности и уровнем сформиро-ванности профессионально значимых качеств.

Обучение в специализированных учебных заведениях высшего образования федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) является важным этапом развития личности обучающихся, а также профессионального становления специалистов для УИС. Поэтому в процессе обучения будущих сотрудников особое внимание уделяется воспитанию курсантов на принципах гуманизма, уважения к личности; развитию творческого потенциала личности, способной нестандартно мыслить; воспитанию таких качеств, как деловитость, готовность нести ответственность за свои действия и действия своих подчиненных; умению проявлять инициативу; способности мобилизоваться в любых условиях несения службы.

Личность курсанта высшего учебного заведения ФСИН России представляет собой сложное социально-психологическое образование, основанное на специфических интеллекту-

альных, коммуникативных, волевых, эмоциональных, физических и морально-нравственных качествах, стремящихся к удовлетворению своих потребностей в служебной деятельности и межличностном общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия со стороны администрации образовательного учреждения и сверстников. Такая личность должна отвечать определенному ряду требований будущей профессиональной деятельности:

1. Личность курсанта должна отражать социальный заказ общества и государства в виде сотрудника УИС.

2. Курсант должен обладать специфическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональных задач.

3. У курсанта должны быть хорошо развитыми познавательные процессы, мышление, высокий и выше среднего уровень интеллекта, память, внимание, воображение.

4. Курсант должен овладеть развитыми коммуникативными, эмоционально-волевыми качествами (отличаться эмоциональной чувствительностью, умением контактировать

с окружающими, способностью откликаться на их проблемы, обладать устойчивой нравственно воспитанной волей, упорством в достижении целей, дисциплинированностью и др.).

5. Курсант должен обладать отменным здоровьем: физическим и психическим.

Обучение курсантов высших учебных заведений ФСИН России, как правило, приходится на возрастной период 18-23 года — период перехода от юности к взрослости. Этому периоду свойственен оптимизм, вера в собственные силы, искренность, непосредственность, чуткое отношение к окружающим, чувство товарищества. Данные качества позволяют формировать у будущих офицеров высокие морально-нравственные качества, необходимые для постижения профессии.

Данный этап личностного развития отличается тем, что желания и стремления вырабатываются раньше, чем сила воля и стойкость характера. Поэтому не каждый курсант способен подавить в себе противоречивые устремления и желания.

Возрастному периоду курсантов характерна прямота и откровенность в

высказываниях. Их реплики бывают порой категоричными, суждения — поспешными и безапелляционными. Им свойственны повышенная чувствительность, впечатлительность и эмоциональность. Они остро реагируют на несправедливое отношение к себе и критичны к собственным недостаткам.

В данном возрастном периоде идет активный процесс формирования мировоззрения, своего отношения к жизни. Курсанты стараются вникать в происходящие вокруг события, с удовольствием оценивают социально-политические явления, высказывают свое мнение и отношение.

В зависимости от мотивации обучения в образовательном учреждении курсантам присущи разнообразные потребности: внешние (чаще — материальные) или внутренние (духовные, выражающиеся в дисциплинированности, добросовестном отношении к учебе, службе, стремлении к овладению будущей профессией).

Психологическую базу для профессионального самоопределения в юности составляет прежде всего социальная потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в

качестве члена общества, оценить свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Соответственно, ведущей деятельностью данного возраста является стремление приобрести социально значимую профессию.

Обучение в высших учебных заведениях ФСИН России — это не только получение теоретических знаний и практических умений, это вид трудовой деятельности. Поскольку в период учебы курсанты, как сотрудники УИС, находятся на службе, осуществляют профессиональную деятельность — несут службу.

Нередко курсанты сомневаются в правильности выбора образовательного учреждения или профессии вообще. Некоторые оставляют учебу, увольняются из УИС, тем самым стараются решить проблему профессионального самоопределения. Можно объяснить уход (отчисление) из института на этапе профессионального отбора, в период первоначальной подготовки, когда обучающиеся сталкиваются с непривычными для них условиями, предполагающими физическую выносливость, социально-психологическую готовность к жизнедеятельности в новом коллективе

(социальной среде) и выполнению специфических задач, определяемых несением службы в нарядах. Здесь можно увидеть не только недостаточно развитые физические и волевые качества личности курсанта, слабую информированность об условиях жизнедеятельности в специальных учебных заведениях, но некоем романтизме по отношению к профессии. Однако служба в УИС — это не только строевая выправка, красивая форма, но и тяжелый труд, сочетающийся с высокими физическими и психологическими нагрузками.

В процессе обучения в личности курсанта происходят существенные изменения. Они затрагивают основные формы и направления его психического развития. Вхождение в самостоятельную жизнь не всегда проходит гладко и бесконфликтно.

Процесс адаптации к условиям учебы и службы в высшем учебном заведении ФСИН России у курсантов младшего курса обычно сопровождается отрицательными переживаниями, связанными с уходом из семьи; изменением окружения; неумением контролировать свое поведение; неподготовленностью к самостоятельным

действиям; отсутствием навыков самообслуживания и налаживания быта; ограничением в свободе передвижения; беспрекословным подчинением командирам; противоречием между известными формами поведения и уставными требованиями и т. п. Тем самым происходит ломка привычных стереотипов и формирование новых привычек, образа поведения. Данные процессы способствуют накоплению усталости, вялости; появлению переживаний за состояние собственного здоровья; снижению интереса к происходящим событиям, появлению таких черт как: тревожность, неуверенность в себе, нередко сопровождающиеся внешней агрессивностью, развязностью, ощущением непонятности со стороны окружающих, появлением сомнений в правильности выбора профессии. В итоге накопленные негативные психические состояния приводят к различным вариантам поведения: непреодолимого желания уединиться, неадекватного реагирования на поведение и поступки окружающих и происходящие события, межличностным конфликтам, нарушениям дисциплины и т. д.

Социализация личности курсанта 2-го курса обучения характеризуется следующими изменениями: познанием специфической действительности (с учетом особенностей обучения и несения службы); осознанием своей социальной роли; освоением необходимыми нормативно-правовыми предписаниями, правами и обязанностями, правилами поведения; приобретением практических навыков социального взаимодействия с учетом морально-этических норм и правил поведения в условиях обучения в ведомственном образовательном учреждении; исполнением социальных ролей в соответствии с возлагаемыми обязанностями. В результате обучающиеся успешно завершают адаптационный период, в ходе которого приобретают основные профессионально значимые качества, позволяющие им самостоятельно выполнять несложные служебные задачи, устанавливать межличностные связи и налаживать взаимоотношения.

К 3-му курсу обучения у курсанта сформировано личностное и профессиональное «ядро», что может создать иллюзию личностного благополучия. Но на данном временном отрезке некоторые обучающиеся могут испыты-

вать сомнения в правильности выбора будущей профессии. Причинами возникновения такого социально-психологического явления могут служить «ситуативное изменение профессиональной направленности» как следствие каких-либо происходящих накануне событий. Чаще всего это проявляется в снижении интереса к освоению учебных дисциплин (как следствие — неуспеваемость по отдельным дисциплинам (модулям)); пассивном поведении на занятиях; безразличном отношении к окружающим людям и происходящим событиям; совершением дисциплинарных проступков; неконтролируемым высказываниям негативного плана и др.

Однако большинство курсантов 3-го года обучения достаточно успешно справляются с поставленными перед ними учебными и служебными задачами, четко понимают необходимость продолжать обучение. В духовном, морально-нравственном облике, во взглядах, установках, мировоззрении, а также поведении личность курсантов происходят значительные положительные изменения.

На 4-м курсе социально-психологического и профессионального становления личности курсанта

происходит не только осознание своего социального статуса, но и появляется уверенность в правильности выбора профессии. Обучающиеся стремятся к самоутверждению себя как личности и как молодых специалистов. На данном этапе у курсантов твердые мировоззренческие взгляды, убеждения и личностные позиции, устойчивые особенности характера.

Личность курсанта 5 года обучения находит отражение в сформированных профессионально-значимых качествах, умственной, коммуника-

тивной, эмоциональной, волевой и физической зрелости, т. е. в качествах, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, социально-психологические особенности становления личности курсанта в период обучения в высшем образовательном учреждении ФСИН России заключаются в формировании и развитии взаимодополняемых личностных, физических и профессиональных качествах, позволяющих выпускнику осваивать выбранную профессию.

Литература

1. Марков, А. С. Особенности организации и работы службы психолого-педагогического сопровождения в военном вузе // Известия Российского научного журнала. — 2009. — № 102.

2. Шулепников, Д. В. Особенности формирования субъектности курсантов вузов ФСИН России // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — Т. 21. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика — № 4.

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk,

Russia), assistant professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 37:159.9

© Мишин А. А., 2019

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья посвящена вопросу изучения особенностей личности осужденного за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе анализа статистических данных приведен типичный портрет осужденного за преступления экстремистской и террористической направленности. Представлены психологические особенности личности осужденного за преступления экстремистской и террористической.

Ключевые слова: осужденный; терроризм; экстремизм; портрет; портрет осужденного; психологический портрет.

© Mishin A. A., 2019

FEATURES OF THE PERSON OF THE EXTREMIST FOR CRIMES EXTREMIST AND TERRORIST ORIENTATION

The article is devoted to the study of personality traits of a person convicted of extremist and terrorist crimes. Based on the analysis of statistical data, a typical portrait of a convict for crimes of an extremist and terrorist orientation is given. The psychological characteristics of the personality of a convicted person for extremist and terrorist crimes are presented.

Keywords: convict; terrorism; extremism; portrait; portrait of the convict; psychological portrait.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.