УДК 159.99
СКРИНИНГОВЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
О. Н. Мазеина1' @
1 Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России @ [email protected]
Статья посвящена проведению скрининговых обследований в образовательных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний России. Проведение специальных психофизиологических исследований в ведомственных учебных заведениях является наиболее эффективным методом защиты уголовно-исполнительной системы от приема на учебу лиц с корыстной мотивацией, склонных к аддиктивным формам поведения, еще на этапе профессионального отбора. В работе рассмотрены «факторы риска», препятствующие или могущие препятствовать кандидату на обучение, курсанту института - будущему сотруднику уголовно-исполнительной системы успешно выполнять свои служебные обязанности или порочащие его честь и достоинство.
В статье представлен анализ результатов скрининговых исследований кандидатов на обучение в Кузбасский институт ФСИН России, которые позволяют реализовать организационно-кадровые вопросы. Показана стойкая реакция у 15 % абитуриентов на такие значимые стимулы, как: употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях; расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя; совершение противоправных проступков, за которые тестируемый не привлекался к ответственности; устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях; игровая зависимость.
Полученные в статье данные позволяют специалистам-полиграфологам более качественно осуществлять подход к процедуре психофизиологического обследования при помощи полиграфа, благодаря самой процедуре тестирования и учета возрастных особенностей респондентов, так как возраст обучающихся (кандидатов на обучение) приходится на юношеский период, который кроме положительных новообразований может отличаться различными формами отклоняющегося поведения.
Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье материала направлено на повышение качества учебной и служебной деятельности обучающихся, профилактику совершения ими противоправных проступков, обеспечение кадровой безопасности уголовно-исполнительной системы в целом.
Ключевые слова: скрининг, скрининговая проверка, скрининговые обследования, специальные психофизиологические исследования, полиграфные технологии, «факторы риска».
Для цитирования: Мазеина О. Н. Скрининговые обследования в образовательных организациях федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 109 - 114.
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации актуализировано внимание вопросам кадрового обеспечения, психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
В положениях Концепции развития УИС России до 2020 г. предусматривается «...разработка и осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы; ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы и др.» [5]. Это связано с тем, что на современном этапе подбор надежных и профессионально-компетентных работников для службы в правоохранительных органах различных ведомств является весьма актуальным направлением. Некачественное комплектование силовых структур приводит порой к серьезным последствиям. Зачастую рядом с глубоко порядочными сотрудниками, добросовестно выполняющими свои должностные обязанности, в соответствии с интересами службы и граждан, имеют место случаи поступления на работу лиц, имеющих низкие морально-нравственные качества, корыстные мотивы. Кроме того, сама специфика правоохранительной деятельности подвергает действующих сотрудников рискам воздействия криминаль-
ного мира и профессиональной деформации. Любое отклонение в поведении сотрудников силовых структур от нормы - явление негативное, сильно дискредитирующее авторитет ведомства.
Существенный отпечаток на характер профессиональной деятельности откладывают индивидуально -психологические особенности и, как уже было отмечено, состояние морально-нравственной сферы сотрудника [11]. Это позволяет рассматривать профессиональную готовность в составе физического, профессионального, психологического и духовного компонентов [4, с. 316]. Если состояние здоровья сотрудника является предметом комплексной медицинской оценки, а уровень его профессиональной подготовленности может быть определен квалификационными испытаниями, то выявление индивидуально-психологических особенностей личности требует использования методов психодиагностики [2, с. 531]. Вместе с тем не всегда классические методы психодиагностики позволяют дать оценку состоянию морально-нравственной сферы личности, наличию дефектов мировоззрения, фактам совершения порочащих поступков в прошлом [3, с. 42]. Использование классического тестового материала и метода беседы не исключают возможности сотрудника представить себя в более
выгодном свете, давая социально желательные и приемлемые ответы.
Вопросы подбора и расстановки кадров могут быть успешно решены кадровой, психологической подразделениями и службой безопасности. Однако этого недостаточно, так как для успешной борьбы с правонарушениями и преступлениями на службе требуется внедрение новых достижений науки и техники. В этой связи комплексная проверка надежности и компетентности персонала правоохранительных органов, диагностика признаков лжи является одним из необходимых условий успешного решения служебных задач, которую можно решить с привлечением полиграфных технологий [7].
В настоящее время при приеме на обучение в высшие образовательные заведения федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России осуществляется профессиональный отбор кандидатов, который включает в себя следующее: социально-правовое изучение, военно-врачебную экспертизу, экспертизу профессионально-психологической пригодности, индивидуальное поручительство сотрудников пенитенциарных учреждений и др. [1, с. 199]. Несмотря на комплексный, длительный по времени подход при проведении мероприятий профессионального отбора на обучение, проблема повышения его эффективности остается очень острой.
Все перечисленные условия не обеспечивают должной защиты УИС от приема на учебу лиц с корыстной мотивацией, склонных к аддиктивным формам поведения, поэтому на этапе профессионального отбора кандидатов (в будущем дипломированных специалистов УИС) наиболее эффективным сегодня является проведение специальных психофизиологических исследований (далее - СПФИ).
Внедрение в практику работы практических психологов образовательных учреждений СПФИ существенно повышает качество психологического обеспечения деятельности учебных заведений в выявлении признаков и профилактики отклоняющегося поведения курсантов: употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ в немедицинских целях; влечение к азартным играм; множественным финансовым обязательствам (займы, кредиты); совершение противоправных действий в отношении обучающихся в образовательном учреждении и гражданских лиц; разрешение конфликтных взаимоотношений силовыми методами как способами решения межличностных проблем и др.
Скрининг (от англ. screen - просеивать) представляет собой наиболее распространенный вариант исследования при помощи полиграфа с целью профессионального отбора [9, с. 122]. Этот метод реализуется путем задавания испытуемому определенного перечня вопросов по самым разным темам, и выявляется достоверность ответов по намеченным факторам риска. Одной из основных функций данного метода в образовательных организациях ФСИН России - обеспечение кадровой безопасности УИС. При скринингах проверяется ряд наиболее важных для пенитенциарной системы свойств кандидатов на обучение - будущих сотрудников УИС, что позволяет оперативно
принимать наиболее эффективные решения, касающиеся подбора и управления персоналом.
Целью проведения скрининговых исследований в учебном заведении ФСИН России, как при поступлении в институт, так и дальнейшем сопровождении служебной, образовательной деятельности, является выявление некоторых деяний (свойств), которые могли или могут быть присущи абитуриенту (курсанту) и являются неприемлемыми в условиях данного исследования. Другими словами, выявляются «факторы риска», препятствующие или могущие препятствовать обучающемуся курсанту и в его лице будущему сотруднику успешно выполнять свои служебные обязанности или порочащие его честь и достоинство:
- искажение анкетных данных;
- выявление отрицательных мотивов поступления на службу или перемещения по службе;
- выявление расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя;
- устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях;
- участие в деятельности запрещенных общественных организаций;
- наличие недекларированных доходов, имущества и обязательств имущественного характера;
- наличие несвязанных с выполнением оперативно-служебных задач отношений с людьми, имеющими криминальное прошлое;
- наличие заболеваний (травм, препятствующих службе);
- факты употребления психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях;
- совершение правонарушений и дисциплинарных поступков, за которые обследуемый не привлекался к ответственности;
- игровая зависимость;
- хранение и использование огнестрельного оружия;
- наличие выраженного установочного поведения при психологическом обследовании (недостоверность результатов);
- иные «факторы риска», изучаемые по решению руководителя учреждения или органа УИС [10].
Задачи скрининга определяются в вопросах, подлежащих разрешению, исходя из предмета исследования и конкретной кадровой ситуации (обстоятельств). Поскольку задачи перед специалистом-полиграфологом формулируются в виде вопросов, то и предмет скрининга опосредованно выражается через комплекс вопросов.
Объектом скрининга (источниками информации) в образовательном учреждении может выступать лицо, которое либо поступает в учебное заведение ФСИН России; либо назначается на руководящую должность (заместитель командира взвода); либо курсант, в отношении которого осуществляется плановая или внеплановая скрининговая проверка с использованием полиграфа (при необходимости служебное разбирательство). Источниками информации при скрининге также могут быть любые сведения (в том числе материалы, представленные в устной или письменной форме, личные (учебные) дела, сведения, характеризующие личность, рапорты, докладные, объ-
яснительные записки и др.), с учётом которых определяются возможность и конкретная методика исследования, характер и последовательность использования тестов полиграфного исследования.
Одним из достоинств метода скрининговых исследований является возможность получения интересующей работодателя информации с минимальными временными, материальными и людскими затратами [8]. Кроме того, в образовательных организациях СПФИ выступают определенным методом психологического воздействия в отношении обучающихся. Подобные процедуры являются сдерживающим фактором при совершении антисоциальных, криминальных поступков обучающимися, то есть служат своеобразным стимулом к соблюдению ими служебной дисциплины, тем самым выполняют профилактические функции.
Несмотря на все достоинства многотемного скрининга, он не может использоваться как изолированная самодостаточная диагностическая процедура. В системе обеспечения кадровой безопасности УИС этот метод выполняет функцию первого этапа в комплексной системе диагностики. Выявление с помощью многотемного скрининга значимости для исследуемого лица той или иной проблемы, с точки зрения безопасности образовательного учреждения и УИС в целом, позволяет включить это лицо в «группу внимания» и провести в отношении него дополнительные мероприятия по изучению и выявлению причин, по которым выделенные темы являются значимыми.
Структура скрининговой проверки включает в себя 4 основных этапа или стадии [6]. В образовательном учреждении ФСИН России первым этапом является изучение материалов личного дела абитуриента (курсанта), материалов служебной карточки и психологической карты обучающегося; второй этап - это проведение предтестовой беседы, в завершение которой осуществляется корректировка вопросов тестов с учетом индивидуальных особенностей опрашиваемого; третьим этапом выступает анализ полиграмм и четвертым - интерпретация результатов тестов, подготовка заключения. Все указанные этапы строго обязательны для любого скринингового СПФИ, за исключением послетестовой беседы, которая при отсутствии факторов риска может специалистом полиграфологом не проводиться.
С целью реализации организационно-кадровых вопросов, в частности для изучения кандидатов, поступающих в Кузбасский институт ФСИН России, был проведен анализ 138 результатов скрининговых исследований. Перечень вопросов по «факторам риска», которые подлежали выяснению у абитуриентов в первую очередь, это: устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях; употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях; игровая зависимость; расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя; наличие заболеваний (травм, препятствующих службе); совершение противоправных проступков, за которые тестируемый не привлекался к ответственности; искажение анкетных данных; выявление отрицательных мотивов поступления на учебу; участие в
деятельности запрещенных общественных организаций.
Проведенные исследования показали следующие результаты: у 20 из 138 обследуемых были выявлены значимые реакции на вопросы специалиста-полиграфолога.
У 85 % обследуемых заявленных в запросе на СПФИ «факторов риска» не выявлено. И 15 % обнаружена стойкая реакция на значимые стимулы.
Из обозначенных 9 «факторов риска» зафиксировано 5 вопросов, на которые у обследуемых имеются выраженные реакции.
Для 20 респондентов значимыми оказались следующие «факторы риска»:
- употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях - 12 человек;
- расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя, - 4 человека;
- совершение противоправных проступков, за которые тестируемый не привлекался к ответственности, - 2 человека;
- устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях - 1 человек;
- игровая зависимость - 1 человек.
Не выявлено ни одного факта по следующим «факторам риска»:
- наличие заболеваний (травм), препятствующих службе;
- искажение анкетных данных;
- выявление отрицательных мотивов поступления на учебу;
- участие в деятельности запрещенных общественных организаций.
У абитуриентов чаще всего находит отражение такой «фактор риска», как употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях (60 %). У 20 % обследуемых имело место расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя (20 %). Для 10 % респондентов весьма значимым было совершение противоправных проступков, за которые тестируемые не привлекались к ответственности. 5 % имели случаи устойчивых форм агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях и игровой зависимости.
Отсутствие выявленных фактов по таким «факторам риска», как: наличие заболеваний (травм), препятствующих службе; искажение анкетных данных; выявление отрицательных мотивов поступления на учебу; участие в деятельности запрещенных общественных организаций, не являются априорными для всех потенциальных обследуемых.
Полученные данные показывают, что в процессе проведения СПФИ специалисту-полиграфологу необходимо принимать во внимание не только заявленные «факторы риска», но и то, что возраст кандидатов, претендующих на обучение в высших образовательных учреждениях, приходится на юношеский период. Для данного возраста кроме положительных новообразований характерны: стремление к самоутверждению путем отрицательных форм поведения; любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания; коммуникативные проблемы в виде застенчивости, которая в тесной взаимосвязи лимитирует
социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения - алкоголизма. Все это требуют пристального внимания к таким «факторам риска», как употребление наркотических и психоактивных веществ в немедицинских целях (выявлены значимые реакции обследуемых), алкогольной продукции, различным формам девиантного поведения, играм на деньги.
Активную работу и расширение знаний полиграфолога нужно проводить с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС, а также по всем возможным «факторам риска», которые могут быть присущи индивидуальным качествам личности, как кандидатов на обучение, так и самих обучающихся, а также их возрастным особенностям. Учет всех вышеперечисленных нюансов позволит специалисту в области исследова-
ния на полиграфе качественно интерпретировать полученные результаты, составить более точную информационную картину в отношении тестируемого лица.
Таким образом, скрининговые тестирования в образовательных учреждениях ФСИН России направлены на повышение качества учебной и служебной деятельности обучающихся, профилактику совершения ими противоправных проступков, обеспечение кадровой безопасности УИС в целом. Интерграция скри-нинговой полиграфной проверки в процессе психологического профессионального отбора позволяет в более высокой степени учитывать индивидуально -психологические свойства абитуриента (курсанта), что, несомненно, позволяет повысить точность полиграфного исследования.
Литература
1. Архипенкова Е. В. Актуальные проблемы организации и проведения исследований с использованием полиграфных устройств в органах внутренних дел при решении кадровых задач // Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути их решения: сборник научных статей научно-практической конференции МВД России 18 - 19 сентября 2013 г. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 197 - 201.
2. Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология. 2001. № 2. С. 531 - 533.
3. Буданов А. В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: сборник статей / под ред. А. В. Пи-лещко. Домодедово, 2006. № 2. С. 42 - 43.
4. Дебольский М. Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 312 - 324.
5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
6. Оглоблин С. Т., Молчанов А. Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. Ярославль: Нюанс, 2004. 464 с.
7. Приказ Минюста России от 25.05.2011 № 165 «Об организации психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе». Документ опубликован не был.
8. Савельева Т. И. Применение психофизиологических исследований с использованием полиграфа при организации психологической работы с личным составом уголовно-исполнительной системы. Методические рекомендации. Рязань, 2012. 72 с.
9. Свободный Ф. К. Полиграф в деятельности правоохранительных органов: проблемы и перспективы применения // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2(314). С. 119 - 124.
10. Указания ФСИН России от 18.07.2011 № 7-13191-01 с учетом требований методических рекомендаций «О порядке проведения психологического и психофизиологического исследований в уголовно-исполнительной системе». Документ опубликован не был.
11. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учебное пособие. Рязань, 1999. 198 с.
Информация об авторе:
Мазеина Ольга Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк), [email protected].
Статья поступила в редколлегию 14.03.2016 г., принята к печати 17.04.2016 г.
SCREENING INSPECTIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE Olga N. Mazeina1 @
1 Kuzbass Institute of the Russian Federal Penitentiary Service (Novokuznetsk) @ [email protected]
The paper is devoted conducting the screening inspections in educational establishments of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conducting special psychophysiological researches in such educational institutions is the most effective method of preventing the criminal-executive system from admitting the students with mercenary motivation, promt to addictive forms of behavior as early as at the stage of professional selection. The paper considers the «risk factors» that could hinder future penitentiary system staff's successful execution of their official duties defame their honour and dignity.
The paper analyzes the results of the screening researches of the applicants of Kuzbass Institute of the FPS of Russia, which allowed implementing organizational and competence questions. 15 % of the entrants manifested the proof reaction to such meaningful stimuli, as: the use of psychoactive and narcotic substances is with non-medical aims; disorder of conduct, related to the use of alcohol; misconducts petty offences for which the applicant was not charged; steady forms of the aggressive reacting in conflict situations; addiction to games and gambling.
The results may allow the polygraph specialists to conduct the procedure of psychophysiological examination with a plygraph at a higher level both due to the procedure of testing and taking in the account the age-dependent features of the respondents.
The further study of the material examined in the paper should be directed on upgrading students' educational and official activity, preventing their commitment of offences, providing competent security of the penitentiary system in general.
Keywords: screening, screening verification, screening inspections, special psychophysiological researches, polygraph technologies, "risk factors".
For citation: Mazeina O. N. Skriningovye obsledovaniia v obrazovatel'nykh organizatsiiakh federal'noi sluzhby ispolneniia nakazanii Rossii [Screening inspections in educational organizations of the Russian Federal Penitentiary Service]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 109 - 114.
References
1. Arkhipenkova E. V. Aktual'nye problemy organizatsii i provedeniia issledovanii s ispol'zovaniem po-ligrafnykh ustroistv v organakh vnutrennikh del pri reshenii kadrovykh zadach [Actual problems of the organization and carrying out researches with use on-ligrafnykh devices in law-enforcement bodies at the solution of personnel tasks]. Sovershenstvovanie psikhologicheskoi raboty s lichnym sostavom v sisteme moral'no-psikhologicheskogo obespecheniia operativno-sluzhebnoi deiatel'nosti: aktual'nye voprosy i puti ikh resheniia: sbornik nauchnykh statei nauchno-prakticheskoi konferentsii MVD Rossii 18 - 19 sentiabria 2013 g. [Improvement of psychological work with staff in system of moral and psychological ensuring operational and service activity: topical issues and ways of their decision: collection of scientific articles of Sc.-Prac. Conf. of the Ministry of Internal Affairs of Russia (September 18 - 19 2013)]. Moscow: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014 б: 197 - 201.
2. Beliaeva L. I. Psikhologicheskie osobennosti ekstremal'nykh situatsii pravookhranitel'noi deiatel'nosti [Psychological features of extreme situations of law-enforcement activity]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia -Applied legal psychology, no. 2 (2001): 531 - 533.
3. Budanov A. V. Profilaktika professional'noi deformatsii rabotnikov ITU kak faktor, sposobstvu-iushchii sobliudeniiu i ukrepleniiu zakonnosti v deiatel'nosti ispravitel'no-trudovykh uchrezhdenii [Prevention of professional deformation of workers of ITU as the factor promoting observance and strengthening of legality in activity of correctional institutions]. Problemy sovershenstvovaniia deiatel'nosti psikhologicheskoi sluzhby v ITU [Problems of improvement of activity of psychological service in ITU]. Ed. Pileshchko A. V. Domodedovo, no. 2 (2006): 42 - 43.
4. Debol'skii M. G. Osnovnye napravleniia psikhologicheskogo obespecheniia raboty s kadrami [The main directions of psychological ensuring work with shots]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, no. 3 (2011): 312 - 324.
5. Sobr. zakonodatel'stva RF [Works legislations of the Russian Federation], 2010, no. 43, art. 5544.
6. Ogloblin S. T., Molchanov A. Iu. Instrumental'naia «detektsiia lzhi»: akademicheskii kurs [Instrumentalnaya "detection of lie": academic course]. Yaroslavl: Nuance, 2004, 464.
7. Ob organizatsii psikhofiziologicheskikh issledovanii s primeeniem poligrafa v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme [About the organization of psychophysiological researches with application of a polygraph in criminal and executive system]. The order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 5.25.2011, no. 165.
8. Savel'eva T. I. Primenenie psikhofiziologicheskikh issledovanii s ispol'zovaniem poligrafa pri organizatsii psikhologicheskoi raboty s lichnym sostavom ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Application of psychophysiological
researches with use of a polygraph at the organization of psychological work with staff of criminal and executive system]. Ryazan, 2012, 72.
9. Svobodnyi F. K. Poligraf v deiatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: problemy i perspektivy primeneniia. [Poligraf in activity of law enforcement agencies: problems and prospects of application]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk state university, no. 2(314) (2008): 119 - 124.
10. O poriadke provedeniia psikhologicheskogo i psikhofiziologicheskogo issledovanii v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme [About an order of carrying out psychological and psychophysiological researches in criminal and executive system]. Indications of FSIN of Russia from 7.18.2011, no. 7-13191-01.
11. Ushatikov A. I., Kazak B. B. Psikhologiia deiatel'nosti lichnosti i kollektiva sotrudnikov penitentsi-arnykh uchrezhdenii [Psikhologiya of activity of the personality and group of staff of penal institutions]. Ryazan, 1999, 198.
Received 14.03.2016, accepted 17.04.2016.
УДК 159.9.072.432
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И КУЛЬТУРА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
О. В. Маслова1 @1, И. А. Джидарьян2' @2
1 Российский университет дружбы народов
2 Институт психологии Российской Академии наук @1 [email protected]
Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви. В исследовании приняли участие 50 представителей ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в каждой было 25 женщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви» и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью, дружбой и терпением. В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.
Ключевые слова: представления о любви, ценностно-смысловой аспект любви, кросс-культурное исследование, россияне, центрафриканцы, страсть, дружба, терпение.
Для цитирования: Маслова О. В., Джидарьян И. А. Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 114 - 119.
Среди большого многообразия человеческих чувств и эмоций вряд ли можно назвать другое, более значимое для людей, чем любовь. Однако в психологии феномен любви долгие годы оставался за рамками исследовательской проблематики, лишь изредка оказываясь предметом специального внимания ученых. Наука уклонялась от его изучения, предоставив это мастерам искусства и литературы [3]. По образному выражению Я. Сутти, для психологов характерно «бегство от нежности», которое Г. Олпорт объясняет боязнью ученых показаться излишне эмоциональными, сентиментальными и личностно пристрастными [5, с. 116]. Любовь, безусловно, представляет большие трудности для эмпирических исследований. Тем не менее наука, как бы эта задача ни казалась труднораз-
решимой и чуть ли не фантастической, не могла от нее полностью отказаться и рано или поздно должна была подойти к ее решению. Систематическое проведение эмпирических исследований любви началось в 80-е гг. прошлого столетия, которые сегодня прочно связываются с началом формирования в мировой психологической науке нового научного направления, получившего название позитивной психологии [2; 6; 7]. О. Ценг в обзоре работ, посвященных изучению любви, отмечает, что большинство исследований проведено в рамках различных теоретических концепций и для измерения различных состояний любви и близких отношений [9, с. 113]. Феномен любви в большинстве работ определяется в терминах межличностных отношений: привлекательности, симпатии, пре-