Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МОТИВ САМОРАЗВИТИЯ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунилова Надежда Вадимовна

В современном мире возрастает роль международных контактов, в сфере образования это проявляется в увеличении числа иностранных студентов в российских вузах. Для повышения эффективности адаптации и дальнейшего их обучения важно развитие учебной мотивации, что невозможно без знания ее особенностей. Целью данной работы является изучение особенностей учебной мотивации иностранных граждан. В статье рассмотрены вопросы, связанные с мотивацией учебной деятельности иностранных граждан. Приведены результаты методик, направленных на выявление типов, уровней и направленности учебной мотивации. Выявлена и описана корреляционная зависимость между различными типами мотивации учения. Установлено, что ключевым мотивом учения является мотив саморазвития. Также нами выявлено, что актуальными проявлениями мотивации для представителей других стран будут широкие социальные мотивы, мотивы престижа, профессиональные и учебно-познавательные мотивы, мотивация достижения и самоуважения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунилова Надежда Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE MANIFESTATION OF LEARNING MOTIVATION OF FOREIGN CITIZENS

In the modern world, the role of international contacts is growing, in the field of education this is manifested in an increase in the number of foreign students in Russian universities. To improve the efficiency of adaptation and their further training, it is important to develop learning motivation, which is impossible without knowing its features. The purpose of this work is to study the features of educational motivation of foreign citizens. The article deals with issues related to the motivation of educational activities of foreign citizens. The results of methods aimed at identifying the types, levels and orientation of educational motivation are presented. Correlation dependence between different types of learning motivation is revealed and described. It has been established that the key motive of learning is the motive of self-development. We also found that the actual manifestations of motivation for representatives of other countries will be broad social motives, motives of prestige, professional and educational and cognitive motives, motivation of achievement and self-respect.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

Шаг в науку • № 2, 2022

УДК 159.9.072

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Трунилова Надежда Вадимовна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург email: nadezhdatrun25@yandex.ru

Научный руководитель: Вишняков Александр Иванович, доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург email: ferupin@mail.ru

Аннотация. В современном мире возрастает роль международных контактов, в сфере образования это проявляется в увеличении числа иностранных студентов в российских вузах. Для повышения эффективности адаптации и дальнейшего их обучения важно развитие учебной мотивации, что невозможно без знания ее особенностей. Целью данной работы является изучение особенностей учебной мотивации иностранных граждан. В статье рассмотрены вопросы, связанные с мотивацией учебной деятельности иностранных граждан. Приведены результаты методик, направленных на выявление типов, уровней и направленности учебной мотивации. Выявлена и описана корреляционная зависимость между различными типами мотивации учения. Установлено, что ключевым мотивом учения является мотив саморазвития. Также нами выявлено, что актуальными проявлениями мотивации для представителей других стран будут широкие социальные мотивы, мотивы престижа, профессиональные и учебно-познавательные мотивы, мотивация достижения и самоуважения.

Ключевые слова: учебная мотивация, иностранные студенты, мотив саморазвития, мотив достижения, социальные мотивы.

Для цитирования: Трунилова Н. В. Социально-психологические особенности проявления учебной мотивации иностранных граждан // Шаг в науку. - 2022. - № 2. - С. 78-81.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE MANIFESTATION OF LEARNING MOTIVATION OF FOREIGN CITIZENS

Trunilova Nadezhda Vadimovna, student, training program 37.03.01 Psychology, Orenburg State University, Orenburg

email: nadezhdatrun25@yandex.ru

Research advisor: Vishnyakov Alexander Ivanovich, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Psychology, Orenburg State University, Orenburg email: ferupin@mail.ru

Abstract. In the modern world, the role of international contacts is growing, in the field of education this is manifested in an increase in the number of foreign students in Russian universities. To improve the efficiency of adaptation and their further training, it is important to develop learning motivation, which is impossible without knowing its features. The purpose of this work is to study the features of educational motivation of foreign citizens. The article deals with issues related to the motivation of educational activities of foreign citizens. The results of methods aimed at identifying the types, levels and orientation of educational motivation are presented. Correlation dependence between different types of learning motivation is revealed and described. It has been established that the key motive of learning is the motive of self-development. We also found that the actual manifestations of motivation for representatives of other countries will be broad social motives, motives of prestige, professional and educational and cognitive motives, motivation of achievement and self-respect.

Key words: educational motivation, foreign students, self-development motive, achievement motive, social motives.

Cite as: Trunilova, N. V (2022) [Socio-psychological features of the manifestation of learning motivation of foreign citizens]. Shag v nauku [Step into Science]. Vol. 2, pp. 78-81.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. ' This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

© H. В. Трунилова, 2022

Актуальность темы исследования обоснована тем, что в современном мире все больше возрастает роль международных контактов, и в сфере образования в том числе. Иностранные граждане при обучении в российских вузах сталкиваются с большим количеством проблем, так, Жерлицына О. А. выделяла 5 проблем, возникающих в процессе обучения иностранных студентов [5]. Как один из важных аспектов она выделяла мотивацию, в связи с чем определила основные типы студентов по внутренним мотивам. Гребенюк Е. Н. тоже занимался изучением учебной мотивации и пришел к таким выводам, что у иностранных студентов ведущими мотивами на момент обучения являются профессиональные [4]. Иванов Д. Е. в своей работе писал о необходимости развития учебной мотивации для эффективной адаптации иностранных студентов и дальнейшего их обучения [6]. Изучением особенностей учебной мотивации занимался и Вишняков А. И., он изучал влияние мотивов на успеваемость студентов [2]. Соловьев В. Н. также писал о том, что эффективность обучения определяется помимо прочего и силой мотивации, на которую влияют как и личностные особенности, так и методы учения [8]. Все это подчеркивает важность изучения учебной мотивации иностранных граждан, ведь знания об особенностях мотивации поможет им в преодолении трудностей, а также повысит эффективность и качество образования. Изучение особенностей проявления мотивации учения иностранных граждан и применение этих знаний на практике увеличит число иностранных студентов и повысит статус и престижность вуза.

Целью работы является изучение особенностей учебной мотивации иностранных граждан.

В соответствии с этой целью выделяются следующие задачи:

1. Исследовать типы учебной мотивации иностранных граждан.

2. Провести корреляционный анализ мотивов учения.

3. Интерпретировать результаты исследования учебной мотивации иностранных граждан.

Объект исследования - иностранные граждане.

Предмет исследования - учебная мотивация.

В основу исследования положена гипотеза о том, что существуют особенности мотивации учебной деятельности у представителей разных стран.

В ходе изучения учебной мотивации иностранных граждан нами было проведено экспериментальное исследование на базе ОГУ, факультет подготовки иностранных граждан. В исследовании приняло участие 25 человек, среди которых были представители таких стран, как Иордания, Египет, Алжир, Республика Чад.

В данной работе нами были использованы следующие методики:

«Мотивация учебной деятельности: уровни

и типы» Домбровская И. С.

Данная методика предназначена для выявления уровня развития познавательной и социальной мотивации учения, позволяет определить тип мотивации и степень его выраженности.

«Методика диагностики направленности учебной мотивации» Дубовицкая Т. Д.

Методика предназначена для выявления главенствующей направленности мотивации и нынешнего уровня развития внутренней мотивации у испытуемого.

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» Реан А. А. и Якунин В. А., модификация Бадмаевой Н. Ц.

Данная методика разработана на основе опросника Реана А. А. и Якунина В. А. и предназначена для определения мотивов учебной деятельности студентов.

Опросник «Шкалы академической мотивации» Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н.

Сами авторы описывают свою методику так «... позволяющая надежно оценить семь качественно разных типов учебных мотивов, характерных для учащихся (студентов): три типа внутренних, три типа внешних мотивов и амотивацию» [3].

При проведении эмпирического исследования испытуемым была предоставлена батарея методик, переведенная на английский и французский языки.

Следующим шагом являлось проведение корреляционного анализа, который «помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого» [7]. Для этого мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена.

Анализ корреляционной матрицы на уровне значимости р > 0,01 показал, что зависимости между исследуемыми показателями существуют. На основе этих данных мы составили корреляционную плеяду (рисунок 1).

Исходя из данных, представленных на рисунке, существует прямая взаимосвязь (.791) между мотивом саморазвития и узкими познавательными мотивами. Мотив саморазвития и самообразования, также называемый личностным мотивом, проявляется в желании обучающегося самостоятельно улучшать способы получения знания и увеличения количества знаний. Афанасенкова Е. Л. в своей работе определяет мотив саморазвития. По ее мнению, это «целенаправленная и глубоко осознаваемая деятельность личности, направленная на самоизменение и самоусовершенствование» [1]. Узкие познавательные мотивы проявляются же в интересе к разным методам научного познания, методам добывания знаний, способах саморегуляции учебного процесса. При росте первого показателя, второй будет также расти, это связано со схожестью цели деятельности - и при первом, и при втором мотиве основной потребностью выступает получение новых знаний.

Трунилова Н. В.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда

(1 - амотивация; 2 - интроецированная мотивация; 3 - мотивация саморазвития; 4 - мотивация самоуважения; 5 - мотивация достижения; 6 - широкие социальные мотивы; 7 - познавательная мотивация; 8 - широкие познавательные мотивы; 9 - узкие познавательные мотивы; 10 - мотив саморазвития; 11 - учебно-познавательные мотивы; 12 - коммуникативные мотивы; 13 - направленность; 14 - мотив сотрудничества; 15 - мотивы творческой самореализации; 16 - социальные мотивы; 17 - профессиональные мотивы; 18 - мотивы престижа; 19 - мотивы избегания)

------------обратная зависимость

_- прямая зависимость

Источник: рисунок разработан автором

Нами выявлена прямая взаимосвязь (.654) между мотивом саморазвития и мотивом сотрудничества. Мотив сотрудничества или социальный мотив проявляется в стремлении обучающегося к созданию и поддержанию различных социальных контактов, а также в их усовершенствовании. Данная взаимосвязь объясняется тем, что одна потребность будет являться средством достижения удовлетворения другой. Обучающийся с помощью общения и взаимодействия в социуме может расширить свои знания, и, наоборот, стремление улучшить взаимодействие с другими будет достигаться за счет саморазвития и самообразования.

Существует прямая взаимосвязь (.915) между мотивацией самоуважения и познавательными мотивами. Мотивация самоуважения характеризуется стремлением обучающегося учиться ради повышения самооценки, самоуважения, чувства собственной ценности и значимости. Для познавательных же мотивов характерно желание получать новые знания, хорошо разбираться в изучаемом предмете. Данная взаимосвязь объясняется тем, что в данном случае стремление к учебе будет подкрепляться потребностью в самоуважении, и наоборот, то есть одна потребность будет являться средством достижения удовлетворения другой.

Нами установлена прямая взаимосвязь (.913) между мотивом достижения и снова познавательными мотивами. Мотив достижения характеризуется желанием достигать наивысших результатов в учебе, получать высокие оценки, наблюдается интерес и удовольствие при решении сложных задач. Данная взаимосвязь объясняется тем, что одна потребность будет являться средством достижения удовлетворения другой. Так за счет стремления получать хорошие оценки, разбираться в сложных вопросах повышается интерес к предмету и новым знаниям, и наоборот.

Выявлена прямая взаимосвязь (.873) между мотивацией самоуважения и интроецированной мотивацией. Интроецированная мотивация проявляется в вынужденности человека обучаться из-за чувства вины, стыда или долга перед собой или значимыми людьми. Данная взаимосвязь объясняется схожестью цели деятельности - оба мотива содержат в себе потребность в чувстве собственной значимости, самоуважения, повышении самооценки.

Существует прямая взаимосвязь (.854) между мотивацией самоуважения и мотивацией саморазвития. Данная взаимосвязь объясняется тем, что одна потребность будет являться средством достижения удовлетворения другой. Стремление к учебе

и саморазвитию будет подкрепляться стремлением повысить чувство собственной значимости и самоуважение, и наоборот.

Нами была установлена обратная взаимосвязь (-.732) между широкими социальными мотивами и амотивацией. Для широких социальных мотивов характерно стремление учиться и получать знания ради благих целей, таких как помощь Родине, обществу, семье. Амотивация же описывается как отсутствие интереса, утрата понимания смысла обучения. Данная обратная взаимосвязь говорит о том, что при росте одного из мотивов, другой будет падать. Это объясняется тем, что при амотивации у обучающегося мотивация учения снижена, нет желания и понимания, для чего ему нужна учеба, при преобла-

дании же широких социальных мотивов у обучающегося наоборот высокая мотиваций к учебе и есть цели, ради чего он это делает.

На основе проведенного исследования мы делаем вывод, что актуальными проявлениями мотивации для представителей других стран будут широкие социальные мотивы, мотивы престижа, профессиональные и учебно-познавательные мотивы, мотивация достижения и самоуважения. Нами установлено, что ключевым мотивом будет являться мотив саморазвития. Мы это объясняем тем, что иностранные граждане, при обучении, проходят через знакомство с новой культурой и с особенностями другой страны, овладение новым языком, и, как следствие, новыми умениями, знаниями и навыками.

Литература

1. Афанасенкова Е. Л. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности / Е. Л. Афанасенкова, Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2019. -№ 2. - С. 10-30.

2. Вишняков А. И. Успеваемость студентов-юристов обоего пола и особенности ее взаимосвязи с учебной мотивацией / А. И. Вишняков, О. А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - URL: https://stience-educatюam/m/artide/view?id=26306 (дата обращения: 29.04.2022).

3. Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 4. - С. 96-107.

4. Гребенюк Е. Н. Сравнительный анализ мотивационной активности иностранных студентов в процессе дистанционного и очного обучения / Е. Н. Гребенюк // Повышение глобальной конкурентоспособности российского образования: международное научное и образовательное сотрудничество: Сборник статей региональная научно-практической конференции, Астрахань, 23 сентября 2021 года / Науч. редакторы: О. А. Зобнина, А. В. Петраев, Н. А. Яковлева, И. Л. Яцукова. - Астрахань: ИП Н. В. Забродина, 2021. -С. 66-69.

5. Жерлицына О. А. Особенности обучения иностранных студентов в российском университете: проблемы и трудности / О. А. Жерлицына, Ю. В. Лебедева, Е. В. Сафина // Наука. Искусство. Культура. -2022. - № 1(33). - С. 193-198.

6. Иванов Д. Е. Социально-культурная адаптация студентов-иностранцев как проблема современных вузов России / Д. Е. Иванов, Л. Д. Егорова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2014. - № 3(83). - С. 122-127.

7. Корнилова А. С. Метод ранговой корреляции и его применение / А. С. Корнилова, Р. А. Никонова, Д. Р. Дрягина // Современные инновации: теоретический и практический взгляд: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 января 2018 года. - Москва: Проблемы науки, 2018. - С. 52-53.

8. Соловьев В. Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов / В. Н. Соловьев // Фундаментальные исследования. - 2004. - № 5. - С. 81-83.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2022; принята в печать: 01.06.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.