Социально-психологические особенности профессионального самоопределения в
юношеском возрасте
Socio-psychological features of professional self-determination in adolescence
Кудинова Е.А.
студент
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»
г. Елец, Россия e-mail: [email protected]
Kudinova E.A.
student
Yelets state University named after I. A. Bunin
Yelets, Russia e-mail: [email protected]
Лисьева И.В.
студент
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»
г. Елец, Россия e-mail: [email protected]
Liseva I. V.
student
Yelets state University named after I. A. Bunin
Yelets, Russia e-mail: [email protected]
Научный руководитель Люленкова О. Ю.
Старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
г. Елец, Россия e-mail: vatytova@mail,ru
Scientific adviser Lulenkova O. Y.
Senior lecturer of Department of Psychology Yelets state University named after I. A. Bunin
Yelets, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются подходы отечественных ученых к определению понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение рассматривается в научных исследованиях в качестве неотъемлемого компонента профессионального становления личности. Профессиональное самоопределение является составной частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость человека. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения связаны с сознательным выбором будущей профессии человека
Annotation.
The article deals with the approaches of domestic scientists to the definition of "professional self-determination". Professional self-determination is considered in scientific research as an integral and essential component of the professional development of the individual. Professional self-determination is an integral part of the general process of self-determination and characterizes the personal, professional and social maturity of a person. The socio-psychological aspects of professional self-determination are associated with a conscious choice of future profession
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессия, юношеский
возраст
Key words: self-determination, professional self-determination, profession, adolescence
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ
В условиях современного общества, возрастает интерес к вопросам, связанным с выбором жизнедеятельности, профессиональному самостановлению. Этот интерес не случаен, ведь в социокультурных условиях нашего времени вопрос самоопределения стоит особенно остро. Общество требует от недавних школьников принять множество важных решений, которые в дальнейшем окажут влияние на всю их дальнейшую жизнь. Из-за этого у людей юношеского возраста формируются тревожность и неуверенность в своих жизненных выборах, значительно затрудняющие их дальнейшую жизнь. «Верно ли я выбрал профессию?», «В том ли направлении я двигаюсь?».
В отечественной психологии понятие самоопределения впервые ввел С.Л.Рубинштейн. Он понимал под самоопределением те качества личности, которые определяют ее самостоятельность в выборе жизненных целей и планов. Результат самоопределения - понимание своих жизненных целей, дальнейших планов и сопоставление их общественным требованиям. В данном контексте самоопределение тождественно понятию самодетерминации [6]
Как отмечал Э. Эриксон, процесс самоопределения особенно активно протекает в юношеском возрасте. Юношеский возраст - это один из наиболее противоречивых периодов жизни в психологических и педагогических теориях. Противоречивость юношества можно объяснить становящимся характером этого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, юношеский возраст еще исторически молод, и не успел обрести своей культурно-исторической формы и механизмов развития.
Ученые имеют разные мнения о границах юношеского возраста и о том, где проходит граница между юностью и подростничеством. Некоторые психологи, например, Д. Б. Эльконин, рассматривают возраст от 14 до 17 лет как завершение подросткового периода, другие, такие как B.C. Мухина, напротив, говорят об этом временном промежутке как о начале юности. Верхняя же граница юношества еще более размыта. Тем не менее, чаще всего исследователями выделяется ранняя юность, соответствующая старшему школьному возрасту (от 15 до 18 лет), и позднюю юность, приходящуюся на пору студенчества (от 18 до 23 лет). В статье периодом юношества будут названы данные временные интервалы
Ведущей деятельностью человека в юношеском возрасте является поиск своего места в жизни. Многое вокруг него меняется - он выходит из стен школы и должен принять важное решение о выборе будущей профессии и учебного заведения, а кто-то сразу начинает свою трудовую деятельность. Эффективность пребывания человека в стенах школы во многом оценивается именно тем, насколько он готов к выбору дальнейшего жизненного пути. Происходит окончательный переход к личностной и социальной зрелости.
Важнейшим этапом общего процесса жизненного самостановления в юношеском возрасте является профессиональное самоопределение. Исследователи по-разному определяют это понятие. По мнению Р.С. Немова, профессиональное самоопределение — это сознательный выбор человеком профессии для себя. Он считает, что профессиональное самоопределение является однократным явлением [5]. Иной точки зрения придерживается Е.А. Климов. Он рассматривает профессиональное самоопределение как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности индивида, который не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности. По его мнению, самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [1]
Наиболее общим является определение Н.С. Пряжникова:
Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [4]
До 90-х гг. профессиональное самоопределение в основном понималось как идея профессиональной ориентации. Современное же понимание данного явления рассматривает его шире и охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим личностным самоопределением, влияния воздействий окружающей среды и социума на личность, психологические особенности, влияющие на процесс профессионального самоопределения и др. В условиях рыночной экономики особо важное значение приобрела проблема свободы выбора профессии.
Профессиональное самоопределение некорректно рассматривать отдельно от личностного самоопределения. Нередко ошибки, допущенные при выборе профессии, могут исказить весь жизненный путь. Например, если выбор профессии не был связан с дальнейшими жизненными планами или особенностями личности индивида. Говоря о "личностном" и "профессиональном", стоит отметить, что личностное пространство всё же шире профессионального, так как личностное находится в основе профессионального. С другой стороны, наиболее "широким" следовало бы назвать самоопределение жизненное, а касаемо личностного самоопределения, вряд ли о каждом профессионале следует говорить, что он является личностью только потому, что личностное самоопределение "шире" профессионального.
Изначально необходимо рассмотреть место профессионального и других видов самоопределения внутри целостного процесса жизненного самоопределения.
О семи типах самоопределения личности говорит Н.С. Пряжников. Он отмечает, что профессиональное и личностное самоопределение очень схожи между собой, но также в их содержании выделяет два важных отличия:
1. Профессиональное самоопределение куда более конкретно, его проще оформить официально. Личностное самоопределение по своей сути является более сложным понятием;
2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение зависит только от самого человека [4]
Нельзя не отметить, что профессиональное самоопределение является частью более общего процесса жизненного самоопределения.
Наиболее сложным типом является личностное самоопределение. Н.С. Пряжников говорит о нем, как о высшем проявлении жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином всей своей жизни. Можно добавить, что личностное самоопределение - это обнаружение своего образа "Я", развитие этого образа и реализация его в обществе.
Н.С. Пряжников считает, что в юношеском возрасте постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, которые могут стать основными для готовности к истинному самоопределению.
Итак, самоопределение и профессиональное и личностное становится центром новообразования юношеского возраста. Это новая внутренняя позиция, которая включает осознание себя уже как члена общества и принятие своего места в нём.
Е.А. Климов выделяет восемь основных факторов, влияющих на профессиональный выбор в юношеском возрасте:
1. Профессиональные и жизненные планы, то, кем хочет себя видеть старшеклассник спустя несколько
лет
2. Способности и таланты. Они необязательно должны быть связаны исключительно с учебной деятельностью
3. Влияние семьи. Оно обычно является одним из основных факторов, дети рассчитывают на помощь родителей, прислушиваются к ним. Семья может предоставить юноше полную свободу действий, таким образом требуя от него самостоятельности, инициативы и ответственности. Бывает и наоборот, когда родители стремятся воплотить в детях свои мечты, то, что не сделали сами, и навязывают им свою позицию по вопросу выбора профессии, не считаясь с истинными желаниями своего чада
4. Позиция ровесников. Влияние друзей вполне может быть определяющим фактором. К сожалению, оно может быть и негативным: иногда нежелание расставаться с лучшим другом заставляет старшеклассника принять решение «поступать вместе», даже если профессия, учебное заведение или город ему не очень нравится
5. Влияние школьного педагогического коллектива. Современная система образования ориентирована на раскрытие способностей каждого отдельного ученика. Учителя знают, к чему склонен старшеклассник и могут подтолкнуть его в нужном направлении. Помочь также могут регулярно проводимые в школе тесты на профориентацию, разговоры с школьным психологом
6. Склонности. Юноша вряд ли самостоятельно выберет то профессиональное направлению, к которому у него не будет никаких склонностей.
7. Информированность о той или иной профессии.
8. Необходимость в общественном признании [1]
Основными личностными факторами выбора будущей профессии психологи считают следующие: интересы (интерес к профессии, склонности); способности (как специальные механизмы, которые просто необходимы для достижения успеха в выбранном виде деятельности); темперамент; характер. Данные факторы нередко относят к субъективным. Другая группа факторов (которые следует назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, знания о мире профессий. Психологи также выделяют социальные характеристики: окружение, домашние условия, уровень образованности родителей. Значительными факторами являются способности.
Стоит отметить, что любая профессия имеет требования к интересам личности: это может быть интерес к новому, к труду и его результату, к практической деятельности. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, характеризующаяся избирательной направленностью к чему-либо. Интересы можно разделить по содержанию (к примеру, лингвистические, художественные и т.д.), по разносторонности (т.е. направленные только на один предмет или его сторону), по длительности (устойчивые или неустойчивые).
Наряду с перечисленными факторами, важную роль в выборе будущей профессии играет самооценка.
Самооценка является одним из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии, ведь познание себя идет как раз через сравнение себя с другими людьми, а также сравнения с их успехами и достижениями. В процессе познания себя, мы в этот момент познаем и другого человека. Процесс сравнения является основой не только для миропознания, но и для познания себя самого.
В процессе профессионального самоопределения происходит развитие самосознания, формируется система ценностных ориентаций, приводится модель себя в будущем, строятся эталонные модели, служащие для идеального образа будущего. Личностное самоопределение происходит, осваиваясь на общественно выработанных представлениях об идеалах деятельности.
Итак, существуют различные подходы к определению психологических факторов, влияющих на выбор профессии. Большинство исследователей считают, что эти факторы влияют на выбор профессии как на выбор деятельности по жизни, а профессиональное самоопределение рассматривают как сам процесс развития субъекта труда. Также распространено мнение, что основной правильного выбора является именно профессиональный интерес.
Для людей, стоящих на пороге самоопределения, важны следующие моменты: как можно лучше разобраться в себе, оценить свои возможности, к которым относятся и профессиональные, оценить условия, которые могут способствовать или же мешать открытию дверей в мир профессий.
Е.А. Климов считал, что нужно соблюдать следующие рекомендации, которые необходимы для улучшения подготовки учащихся средних школ к сознательному выбору профессии:
1. Всю профессиональную работу учащихся стоит проводить на основе социально-личностного подхода. При этом следует способствовать согласованию личных интересов и способностей с общественными потребностями;
2. Необходимо следить за тем, чтобы профессиональный выбор не был навязан извне, а был результатом самоопределения юноши
3. Во время проведения профориентационной работы необходимо всегда учитывать возрастные, групповые и индивидуальные особенности старшеклассников.
4. Стоит подготавливать учащихся к сознательному выбору профессии в единстве со всей учебно-воспитательной работой, формировать их профессиональные интересы в связи с учебными;
5. Необходимо уделять большее внимание психологической подготовке учащихся к труду, формированию у них общественно-значимых мотивов выбора профессии; [3]
В юношеском возрасте выбор профессии становится психологическим центром для развития личности, важной частью жизненного самоопределения юноши, так что неудивительно, что у многих возникают проблемы, связанные с этим. Трудности профессионального самоопределения юношей объясняются противоречивостью развития личности в этом возрасте, многозначностью задатков, разнообразием интересов, существованием обширных вариантов выбора и невозможностью примерить на себя какой-либо будущий вид деятельности. Вчерашние выпускники зачастую имеют лишь поверхностные знания о существующих профессиях, потому оказываются неспособны соотнести требования к будущему специалисту со своими возможностями и способностями.
Обоснованный профессиональный выбор предполагает не только самооценку и внутренние качества личности, но также согласование их с потребностями общества в кадрах и особенностями избираемой деятельности. Для юношей и девушек, которые получают среднее образование, интересны профессии, которые обладают высоким престижем в обществе и соответствуют современному уровню развития науки и техники.
Выбирая профессию, юноши и девушки выбирают не только будущее место работы, но и свою дальнейшую судьбу. Принимая в расчет все факторы выбора профессии, необходимо помнить главное - будущий род занятий должен приносить специалисту положительные эмоции, а также обеспечить возможность приносить пользу обществу. Ни один самый высокий занимаемый пост и высокий статус выбранного пути не даст ощущения радости от осознания того, что вы занимаетесь любимым делом.
Список используемой литературы:
1.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - ISBN 5-7695-1506-6 - С. 121-128
2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — ISBN 978-5-7695-5359-2 — С.320
3. Климов Е.А. Книга для учащихся старших классов средних школ. - М., Просвещение, 1997. - С.69-70
4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - С.10
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 4-е изд. — М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2003. — ISBN 5-691-00552-9 — С.676
6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Издательство «Педагогика» 1973. — С.423