Научно-практическая статья
УДК 159.9 © Шилова И. М., Забегалина С. В., Воронов А. И., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-330-336
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
Социально-психологические особенности поведения в экстремальных ситуациях (на примере толпы)
Ирина Михайловна Шилова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696
Светлана Викторовна Забегалина, кандидат психологических наук, психолог Военной комендатуры (гарнизона 2 разряда) 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Анатолий Иванович Воронов, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки 3; [email protected]; https://orcid.org/0009-0005-9881-9624
' Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, Россия 2Центральный военный округ, 432001, Ульяновск, Россия 3 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр-т Комарова, 7, Россия
Реферат. Введение. Проблема взаимодействия человека и окружающего мира по-прежнему актуальна. Представлены результаты интервьюирования людей разных возрастных категорий на предмет их поведения и эмоционального состояния в момент нахождения в толпе, а также применения активных методов обучения для формирования готовности к адекватному поведению в экстремальных ситуациях, умений управлять своим состоянием. Материалы и методы. Использовались теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение; э мпирические: интервьюирование, анализ конкретных ситуаций, методы математической статистики. Результаты и обсуждение. В ходе интервьюирования была получена информация об осведомленности респондентов о том, что такое толпа, частоте попадания в толпу, их поведении и эмоциональном состоянии при этом. Анализ конкретных экстремальных ситуаций свидетельствует о преобладании ситуаций социального характера, о том, что их участники допускают поведенческие ошибки. Выводы. Отмечены понимание респондентами толпы как стихийного явления, частое попадание в толпу, неоднократность попадания в толпу, сходство поведенческих особенностей и эмоционального состояния у девушек и юношей.
Ключевые слова: массовое явление, стихийность, толпа, превращаемость, личность, экстремальная ситуация, анализ конкретных ситуаций, моделирование, саморегуляция
Для цитирования: Шилова И. М, Забегалина С. В., Воронов А. И. Социально-психологические особенности поведения в экстремальных ситуациях (на примере толпы) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 330-336. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2024-398-330-336
Scientific and Practical Article
UDC 159.9 © Shilova I. M., Zabegalina S. V., Voronov A. I., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-330-336
5.3.5. Social Psychology, Political and Economic Psychology
Socio-Psychological Peculiarities of Behaviour in Extreme Situations
(on the example of a Crowd)
Irina М. Shilova, Candidate of Science (in Pedagogy), Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696
Svetlana V. Zabegalina, Candidate of Science (in Psychology), psychologist of Military Commandant's Office (garrison of 2 grade) 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Аnatoly I. Voronov, Candidate of Science (in Pedagogy), Professor , Professor at the chair of Physical Training 3; [email protected]; https://orcid.org/0009-0005-9881-9624 ' Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky embk., Omsk, Russia
2 Central Military District, Ulyanovsk, 432001, Russia
3 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia
Abstract. Introduction. The problem of interaction between a person and the surrounding world is still relevant. The paper contains the results of interviewing people of different age categories about their behaviour and emotional state at the moment of being in a crowd, and the results of using active learning methods to form readiness for adequate behaviour in extreme situations, the ability to manage their state. Materials and Methods. Theoretical methods were used: analysis, comparison, generalization; empirical methods: interviewing, analysis of case studies, methods of mathematical statistics. Results and Discussion. As a result of interviewing, information was obtained about respondents' awareness of what a crowd is, frequency of getting involved in a crowd, their behaviour and emotional state in a crowd. The analysis of specific extreme situations shows the prevalence of situations of social nature, and that their participants make behavioural mistakes. Conclusions. High awareness of understanding the crowd as a spontaneous phenomenon among respondents, frequent getting involved in a crowd, repeated getting involved in a crowd, similarity of behavioural features and emotional state among girls and boys were noted.
Keywords: mass phenomenon, spontaneity, crowd, transformability, person, extreme situation, case studies, modeling,
self-regulation
Citation: Shilova I. 11, Zabegalina S. V., Voronov А. I. Socio-Psychological Peculiarities of Behaviour in Extreme Situations (on the example of a Crowd). Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 330-336 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1999-6241-2024-398-330-336
Основные положения
1. Взаимодействие личности и толпы обусловливает социально-психологические поведенченские особенности и эмоциональные состояния (усиление зависимости от толпы, непредсказуемые действия, страх и др.) во время пребывания в толпе, их разнообразие в возрастных группах.
2. При стихийном массовом поведении людей, в частности в толпе, всегда возникает экстремальная ситуация. Экстремальными считаются те ситуации, при которых у человека возрастают физические и психические нагрузки и снижается способность к адекватным действиям в сложившейся обстановке.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью далеко не нова для психологических исследований. За последние десятилетия в нашей стране массовые мероприятия стали одной из распространенных форм выражения социальной активности населения. Конституционно закреплено право реализовывать общественную активность в политической жизни, принимать активное участие в спортивных, культурно-досуговых мероприятиях.
В зависимости от изменения ситуаций, сопровождающих массовые мероприятия, изначально безопасные массовые скопления людей могут превращаться в агрессивно-действующие или панические виды толпы. Различные формы поведения толпы называют стихийным массовым поведением. Его признаками являются: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабая структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения [1].
Актуальность изучения влияния экстремальных ситуаций на личность обусловлена увеличением частоты экстремальных ситуаций в жизни всего мирового сообщества и отдельного человека.
Цель — выявление социально-психологических особенностей поведения личности в толпе, формирование готовности к адекватному поведению в экстремальных ситуациях.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Феномен толпы вызывает большой интерес у исследователей и практических работников, потому что она бывает чрезвычайно опасной как для ее участников, так и для окружающих [2-7]. Поведение личности в толпе обусловливается ее внутренними структурами и внешними системами.
Первые теоретические подходы к пониманию психологии толпы принадлежат Г. Лебону [8-10], Г. Тарду [11] и З. Фрейду [12]. Одно из наиболее важных ранних исследований действий толпы изложено в книге Г. Лебона «Тол-
па», опубликованной в 1895 г., в которой он дал образное определение данного явления: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю». Г. Тард считал, что объединение людей в общество происходит благодаря законам подражания, а последнее он рассматривал как род гипнотизма. Люди могут подражать вольно и невольно, сознательно и бессознательно. Толпа — сборище подражающих своему вожаку индивидов. З. Фрейд первым в психологической науке описал такие специфичные для толпы свойства, как заражаемость и внушаемость, которые рассматривались им как феномены суггестивного порядка: «Заражаемость есть... феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом» [цит. по: 8, с. 12].
В России в конце XIX — начале XX вв. оригинальные исследования массовидных явлений проводили В. М. Бехтерев, выделивший системообразующие признаки коллектива [13], А. Р. Лурия, выявивший национально-культурные особенности восприятия и мышления с эволюционных позиций [14], и др.
А. П. Назаретян считает, что «толпа — множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния» [15, с. 13].
Е. В. Руденский понимает под «толпой изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения» [16, с. 62].
Личность — социальное существо. Ее социальность может проявляться в различных формах, и особый интерес представляет такая форма социальной организации, как толпа. По своей сути, толпа не что иное, как человеческая совокупность, обладающая определенными психологическими и социальными характеристиками. Наиболее важная характеристика толпы — превращаемость, т. е. она способна сравнительно легко превращаться из одного вида в другой. Сценарий превращения толпы (конвенциальная-экс-прессивная-паническая) очень типичен. Примером может служить день коронации Николая Второго на Ходынском поле. Только по официальным данным, в панике погибли 1389 человек и 1300 получили увечья [8]. Превращения могут быть спонтанными, а также спровоцированными умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями. Кроме того, организаторы, владеющие техникой воздействия, используют массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия
на поведение личности в толпе, как механизм развития толпы. К характеристикам толпы также относятся импульсивность, изменчивость, раздражительность, анонимность. Основным фоном поведения толпы является стихия.
Попадая в толпу, личность приобретает ряд психологических особенностей, которые могут быть ей совершенно не свойственны. Появление этих свойств определяет поведение в толпе: пониженный самоконтроль, потеря индивидуальности и единение человека с толпой, бездуховность, инстинктивность, анонимность, безответственность, снижение интеллектуальных качеств личности, некритичность мышления, повышенная активность, непредсказуемость, состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу, немотивированность поведения, повышенная эмоциональность.
В основе всякого стихийного массового поведения людей всегда находится некая экстремальная ситуация. В экстремальных ситуациях наибольшую опасность представляет паническая толпа.
В. М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами [13, с. 78].
Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных ситуаций. Возможно, что каждый из нас был участником или свидетелем какой-либо если не экстремальной, то необычной ситуации, и мы далеко не всегда знаем, как правильно вести себя и как поступить в том или ином случае. Неизбежное следствие экстремальных ситуаций — разрушение базовой потребности в безопасности, переживание отрицательных эмоциональных состояний (стресс, фрустрация, тревожность, страх и др.).
Любая возникающая в жизни человека ситуация рассматривается психологами как сложная субъективно-объективная реальность.
Много классификаций ситуаций существует в отечественной и зарубежной науке [17-20]. Обобщая их, выделяют два вида ситуаций:
— простая (повседневная), в которой все проходит обычно для людей, в нормальном режиме;
— трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования выходят за пределы нормы.
В. Л. Марищук под термином «экстремальные» объединяет и «чрезвычайные раздражители» (по И. П. Павлову) и «стрессоры», или «стресс-факторы» (по Г. Селье), и «фру-страторы» (по Н. Д. Левитову), т. е. все факторы, усложняющие жизнедеятельность, труд, вызывающие различные выраженные физиологические реакции, изменения в устойчивости психических функций и в поведении [21].
А. М. Столяренко различает экстремальные ситуации «по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей» [22, с. 16].
Наиболее содержательно понятие «экстремальные ситуации» рассматривает Ю. В. Репин. Он называет экс-
тремальными «те ситуации, при которых возрастают физические и психические нагрузки и у человека снижается способность к адекватным действиям в сложившейся обстановке» [23, с. 3].
Г. С. Чеурин предлагает определение, не совпадающее с общепринятыми, но апробированное им в течение более десяти лет. «Экстремальная ситуация — событие (для данного участвующего в ней человека), находящееся за пределами человеческого опыта» [24, с. 9].
Экстремальная ситуация — это такая ситуация, в которой безопасность начинает преобладать над другими характеристиками жизнедеятельности. Основными признаками экстремальной ситуации являются фактор неожиданности, лимит времени, дефицит информации и наличие фактора риска. В экстремальных ситуациях многократно возрастают психологические нагрузки, меняются поведение, эмоциональные реакции, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, ослабевают восприятие и внимание, велика вероятность потери способности к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Даже специально подготовленный человек далеко не во всех случаях сохраняет способность к трезвой оценке возникшей ситуации. Формы реагирования в таких случаях могут быть совершенно противоположными: как дезорганизация поведения, так и повышение эффективности действий.
В половине случаев люди могли бы уберечься, пользуясь самыми простыми знаниями и не делая элементарных ошибок. Личный иммунитет безопасности держится на конкретных знаниях, на чувстве меры (древние называли его матерью всех чувств) и на понимании общей логики безопасности. Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич очень точно сформулировал ее следующим образом:
— предвидеть опасность;
— по возможности избегать ее;
— при необходимости точно действовать [25].
Поэтому целью учебного процесса является отработка
правил поведения и практических навыков, обеспечивающих минимальный риск возникновения и попадания в экстремальную ситуацию. Речь идет о превентивных мерах, когда с помощью оптимально принятого решения еще возможно предотвращение трагического события.
Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи, в психологической поддержке, которая может носить личностную ориентацию, а также относиться к условиям жизнедеятельности [26].
Рассмотрение феноменов «толпа» как стихийного массового поведения, «экстремальные ситуации» как основы стихийного массового поведения побудило нас к проведению исследовательской работы.
Материалы и методы
В исследовании применялись методы интервьюирования, анализа конкретных ситуаций, моделирования экстремальных ситуаций, аутогенной тренировки.
В выборку для проведения интервью вошли: девушки в возрасте от 17 до 22 лет (110 чел.); юноши в возрасте от 18
до 23 лет (56 чел.) и от 32 до 52 лет (18 чел.). Реализация других методов осуществлялась на выборке студентов 4-го курса в количестве 48 человек.
Результаты и обсуждение
Понимание и основные формы поведения людей в толпе. В рамках дисциплины «Социальная психология» занятия по теме «Психологическая характеристика стихийной группы „толпа"» проводились в форме интервью на улице. Целью задания было выявить у респондентов понимание термина «толпа», основные формы поведения людей в толпе, их эмоциональное состояние в толпе, частоту попадания в толпу. Для интервью были предложены следующие вопросы:
1. Что такое толпа?
2. Попадали ли Вы в толпу?
3. Как вели себя в толпе, как ощущали себя?
4. Если были сторонним наблюдателем, как вели себя люди, каковы были их действия?
Первый вопрос позволил выявить осведомленность респондентов о том, что такое толпа. Самые популярные ответы на вопрос: неожиданное скопление людей; неконтролируемое явление, некий хаос; это масса или скопление большого количества людей; массовое скопление людей, склонных повторять действия друг друга (быть, как все); управляемое, подобное стаду собрание большого количества людей, не обладающее рациональностью отдельно взятого человека; скопление людей, собравшихся либо по определенным причинам, либо случайно оказавшихся на месте.
Опрошенные старшего возраста так характеризуют толпу: шумная масса людей; сборище, собрание людей; стадо людей; давка; куча, множество людей.
Анализ ответов на второй вопрос свидетельствует о том, что большинство респондентов были участниками толпы, а некоторые и неоднократно.
Третий и четвертый вопросы предполагали выяснить у интервьюируемых поведенческие особенности и эмоциональное состояние в момент нахождения в толпе. На третий вопрос отвечали те, кто побывал в толпе, на четвертый — кто ни разу не становился участником толпы.
Ответы на третий вопрос девушек и юношей были достаточно похожими: подражал поведению толпы; пытался выйти из толпы; старался сохранить внимание и не поддаваться влиянию толпы; испытывал усиление зависимости от толпы; совершал непредсказуемые действия, потом не мог в это поверить; действовал спокойно, адекватно; сохранял собственное «Я»; испытывал страх, дискомфорт, неприятные, некомфортные ощущения, тревожность, панические атаки.
Среди взрослой категории респондентов частыми ответами были: желание поскорее уйти; повышенная тревожность, беспокойство; быть с краю, быть прикрытым; мгновенная дезориентация; ощущение потери воли; потерянность, боязнь не выйти из толпы; важно трезво и здраво рассуждать; чувство опасности, если настроение людей агрессивное.
Что касается мнения сторонних наблюдателей толпы, то молодые люди воспринимают ее как нечто празд-
ничное, радостное событие, нередко сами «вливались» в толпу. Взрослые оценивали людей в толпе как утративших разум; видели паническое поведение; совершение действий в зависимости от того, какое настроение преобладало в толпе.
Анализ полученных данных в ходе проведения интервью позволил выявить следующее: большинство испытуемых достаточно осведомлены о толпе как стихийном массовом явлении. В основном, они характеризуют толпу с отрицательных и негативных сторон, как проявление массового поведения. Частота попадания в толпу велика, отдельные участники оказывались в толпе неоднократно. Достаточно разнообразно представлены в ответах поведенческие особенности и эмоциональные состояния во время пребывания в толпе.
Таким образом, можно отметить, что человек, попавший в толпу, поведет себя по-иному, чем он предполагал.
Исходя из вышесказанного, следует помнить, что организованные акции могут вмиг превратиться в неорганизованную массу — толпу и для управления ею необходимо знать и учитывать психологию толпы.
В половине случаев люди, находящиеся в толпе, могли бы уберечься, пользуясь самыми простыми знаниями и не совершая элементарных ошибок.
Сформулируем правила поведения в толпе.
1. Лучшее правило — обойти толпу!
2. Ни в коем случае не идите против толпы.
3. Старайтесь избежать и центра, и края толпы.
4. Застегните одежду, уберите с нее всю символику.
5. Не цепляйтесь ни за что руками.
6. Выбросите все предметы, которые могут мешать.
7. Если у Вас что-то упало (что угодно), ни в коем случае не пытайтесь поднять.
8. Защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди.
9. Если Вы упали, то необходимо защитить голову руками и немедленно вставать.
10. Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
11. На концерте, стадионе заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (стеклянные двери, перегородки в концертных залах, проходы между секторами на стадионе), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.
12. Никогда не считайте, что если экстремальные ситуации встречаются редко, то они не угрожают Вам вообще.
13. Попав в незнакомое помещение — вагон, салон самолета, осмотритесь и запомните, где находятся аптечка, огнетушитель, аварийный выход.
14. Попав в экстремальную ситуацию, оцените ее, принимайте решение, действуйте быстро.
15. Накапливайте знания и опыт поведения в различных ситуациях.
16. Не воспринимайте экстремальные ситуации как нечто непоправимое, а относитесь к ним как к преодолимой случайности.
Разумеется, это далеко не полный перечень правил поведения в толпе, но даже этот минимум может оказаться очень полезным.
Анализ и моделирование конкретных экстремальных ситуаций. Далее в контексте экстремальной подготовки обучающихся мы применяли методы анализа конкретной ситуации, моделирования экстремальных ситуаций и приемы аутогенной тренировки, которые признаются адекватными методами изучения поведения человека в экстремальных ситуациях.
Метод анализа конкретных ситуаций направлен на формирование психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания, выработки психологической устойчивости к стрессу, внутренней готовности к адекватному поведению в экстремальных ситуациях, умений управлять своим состоянием.
Обучающимся была предложена схема анализа ситуации, а затем в ходе устного обсуждения, наряду с уже принятым решением (выходом из ситуации), рассматривались другие возможные, и совместно с преподавателем принималось наилучшее из них. С позиции реализации образовательных задач процесс принятия решения в методе анализа конкретных ситуаций является более важным, чем само решение. Как показали данные опроса студентов, первоначально в экстремальной ситуации у них возникало состояние страха вследствие неожиданности случившегося и дефицита информации.
Результаты статистической обработки материалов конкретных экстремальных ситуаций, которые письменно анализировали студенты и участниками которых они были сами, представлены в табл. Содержание указанных экстремальных ситуаций имеется в пособии И. М. Шиловой [27].
Таблица. Разновидности экстремальных ситуаций, % (Table. Types of extreme situations, %)
Анализ результатов свидетельствует о преобладании ситуаций социального характера, что объясняется постоянным контактом с окружающей действительностью. Имеют место ситуации криминального и природного характера. Отсутствие ситуаций техногенного характера, на наш взгляд, связано прежде всего, с малым количеством техногенных объектов в нашем регионе, а также с тем, что студенты не заняты в этой сфере.
Применяя метод анализа конкретной ситуации как разновидность методов активного обучения, в учебный процесс вовлекают не только интеллект (информационный аспект) студента как активного субъекта познания, но и эмоциональный (мотивационный) и волевой (поведенческий)
компоненты. Кроме того, данный метод развивает творческое мышление, понимание, рефлексию.
Моделирование экстремальных ситуаций, их обстановки и условий играют важнейшую роль в эффективности экстремальной подготовки обучающихся. Смоделировать их — значит воспроизвести на занятиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически [22; 28].
Существуют два основных и взаимосвязанных пути моделирования экстремальных ситуаций на занятиях.
Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным, т. е. воспроизводство внешней картины («лица») экстремальных ситуаций. Это позволяет обучающимся при нахождении на занятиях ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выбором трудных условий места, времени, освещенности, имитацией предметов, явлений, фактов, свойственных экстремальным ситуациям, постановкой препятствий, созданием помех и др.
Второй путь — приближение внутренних условий, т. е. воспроизводство на занятиях психических процессов и состояний, которые могут быть в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экстремальных ситуаций). В данном случае необходимо целенаправленное моделирование психических процессов, состояний и трудностей: мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых.
Мотивационная активность и трудности моделируются созданием обстановки, диктующей необходимость подчинения обучающимися сиюминутных интересов долговременным, конечным, коллективным; использованием заданий, придающих обстановке конкурентный, соревновательный характер.
Познавательная активность и трудности создаются постановкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей; созданием обстановки перегрузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений и др.
Эмоциональные состояния и трудности вызываются у обучающихся моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, новизны; лимитированием времени на выполнение заданий и быстрым темпом выполняемых действий; присутствием посторонних наблюдателей и пр.
Волевые проявления и трудности моделируются увеличением препятствий, порождающих неудачи при первой попытке их преодоления; умышленным отказом в помощи обучающемуся в сложных учебных ситуациях и побуждением самостоятельно добиться результата; имитацией помех для выполнения действий.
Для закрепления практических навыков при моделировании экстремальных ситуаций нами по возможности используются оба пути во взаимосвязи. Важно, моделируя и усложняя учебную обстановку, быть последовательным, двигаясь от простого к сложному.
В целях формирования навыков психической саморегуляции обучающимся предлагалось освоить методику аутогенной тренировки. В течение семестра они вели днев-
Характер ситуации Количество
Социальный
— на улице (в том числе в толпе) 34,2
— в транспорте 23,8
— в быту 23,7
— в лифте 5,1
Криминальный 7,8
Природный 5,4
Техногенный —
ник самонаблюдения, в котором ежедневно фиксировали три показателя частоты сердечных сокращений (далее — чсс) в состояниях: фон, расслабление и мобилизация, применяя формулы психорегулирующей и психомышечной тренировки. Анализ результатов регистрации чсс свидетельствует, что только 39% обучающихся успешно освоили приемы аутогенной тренировки за указанный период. Критерии успешного овладения приемами следующие: при расслаблении разница чсс между фоновыми показателями и состоянием расслабления — 10-12 ударов, при мобилизации — 8-10 ударов.
Возможно проведение разноплановых тренингов в целях приобретения знаний, умений, навыков адекватного поведения в экстремальных ситуациях, саморегуляции эмоциональных состояний, а также поиска альтернативных способов решения возникших затруднений [29].
Выводы
1. Установлен высокий уровень осведомленности о толпе как стихийном массовом явлении и частоты попадания в толпу, о чем свидетельствуют ответы респондентов, характеризуются отрицательные и негативные стороны толпы.
2. Выявлены особенности поведения и эмоциональных состояний респондентов разных возрастных групп в толпе по данным интервьюирования. Отмечается сходство поведения и эмоциональных состояний у девушек и юношей. Взрослая категория респондентов однозначно высказывала отрицательное мнение.
3. Определены разновидности экстремальных ситуаций, среди которых ситуации социального характера (на улице) имеют большую частоту встречаемости.
4. Представлены методы активного обучения: анализ конкретной ситуации, моделирование, приемы аутогенной тренировки, тренинги как адекватные методы подготовки человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями.
Область применения и перспективы. В связи с современной нестабильной социально-экономической ситуацией результаты исследования позволят расширить и углубить программу профилактических мер в контексте экстремальной подготовки человека. В дальнейшем актуально системное изучение наиболее вероятных экстремальных ситуаций, их особенностей и возможных последствий.
Список источников / References
1. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., 2005. 152 с.
2. Голубева С. Н. Стихийное массовое поведение: человек в толпе // Прикладные научные исследования : сб. ст. по мат-лам XXV междунар. науч.-практ. конф., Москва, 30 марта 2017 года. М., 2017. С. 50-51.
3. Емельянов Н. А., Супьянов З. С., Буданов Б. В. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сб. ст. по мат-лам XXX междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 20 января 2020 г. Новосибирск, 2020. С. 64-67.
4. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс / пер. с фр. Т. П. Емельяновой. М., 2011. 395 с.
5. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2001. 363 с.
6. Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы / сост. К. Королев. М., СПб., 2003. 793 с.
7. Юшкова Л. А. Психология толпы и массовых беспорядков : учеб. пособие. Новосибирск, 2020. 157 с.
8. Лебон Г. Психология народов и масс / пер. с фр. Э. Пименовой. М., 2023. 382 с.
9. Le Bon G. L'évolution de la matière / G. Le Bon. Paris, 1910. 406 с.
10. Le Bon G. Enseignements psychologiques de la guerre européenne. Paris, 1917. 364 с.
11. Тард Г. Общественное мнение и толпа / пер. с фр. ; под ред. П. Когана. М., 2021. 254 с.
12. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / пер. с нем. Я. Когана, И. Ермакова. СПб., 2020. 190 с.
13. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921. 432 с.
14. Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность. URL: https://www.psychology-online.net/articles/ doc-613.html (дата обращения: 29.10.2023).
15. Назаретян А. П. Психология массового стихийного поведения: краткий конспект курса // Прикладная психология. М., 1999. № 3. С. 13-19.
16. Руденский Е. В. Социальная психология : курс лекций. М., Новосибирск, 1997. 62 с.
17. Безопасность человека : учеб.-метод. пособие / под ред. Л. И. Шершнева. М., 1994. 272 с.
18. Гостюшин А. В. Человек в экстремальной ситуации. М., 2001. 384 с.
19. Kunath P., Schellenberger H. Tätigkeitorientierte Sportpsychologie. Frankfurt am Main, 1991. 329 s.
20. Kulka R. A., Schlenger W. E. Survey Research and Field Designs for the Study of Posttraumatic stress Disorder. Wilson and Beverley Raphael (Eds.) International HandBook of traumatic Stress Syndromes. New, 1993. Pр. 145-155.
21. Марищук В. Л. К вопросу об устойчивости некоторых психологических и психомоторных функций в экстремальных условиях // Надежность комплексных систем «Человек-техника» : мат-лы ко второму Всесоюз. симпозиуму : в 3 ч. Л., 1969. Ч. 1. С. 129-132.
22. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. 184 с.
23. Репин Ю. В., Шабунин В. А., Середа В. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 1995. 105 с.
24. Чеурин Г. С. Обучение методикам предотвращения ЧС — стратегическая задача курса БЖД // Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования : сб. тез. докладов первой междунар. конф. 24-27 ноября 1999 г. М., 2000. С. 8-11.
25. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. М., 1992. 229 с.
26. Байковский Ю. В., Блеер А. Н. Системный подход в создании педагогической концепции обеспечения безопасности деятельности человека в экстремальных условиях природной среды // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2013. № 4(29). С. 67-71.
27. Шилова И. М. Психологическое сопровождение студента в экстремальных ситуациях : учеб. пособие. Омск, 2022. 94 с.
28. Заплаткин А. Стрессовые ситуации // ОБЖ. 2000. № 8. С. 11-14.
29. Skynner R. Institutes and how to survive them: mental health training a. consultation : sel. papers. London, 1989. 235 p.
Поступила 29.10.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 28.06.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.