Клиническая психология
УДК: 159.962.7
ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХСИТУАЦИЯХ
И.М. Шилова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье рассматривается понятие экстремальной ситуации и ее характеристики, приводится перечень психических состояний, возникающих в момент экстремальной ситуации, а также описываются приемы саморегуляции психических состояний. Приводятся результаты анализа конкретных экстремальных ситуаций. Ключевые слова. Экстремальная ситуация, психические состояния, саморегуляция.
TECHNIQUES OF SELF-REGULATION OF MENTAL STATES IN EXTREMAL SITUATIONS
Shilova I.M.
Abstract. The article discusses the concept of emergency situation and its characteristics, provides a list of mental States that occurs during an extreme situation, and also describes the techniques of self-regulation of mental States. The results of the analysis of specific extreme situations.
Keywords: extreme situation, mental state, self-control.
Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна (так называемая «аксиома о потенциальной опасности»).
В повседневной жизни каждого из нас возрастает возможность попадания в экстремальные ситуации. Экстремальная ситуация - это такая ситуация, в которой без-опасность жизнедеятельности начинает преобладать над другими характеристиками жизнедеятельности. В экстремальных ситуациях многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, понижается восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции, велика вероятность потери способности к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Даже специально подготовленный человек далеко не во всех случаях сохраняет способность к трезвой оценке возникшей ситуации. Формы реагирования в таких случаях могут быть совершенно противоположными, как дезорганизация поведения, так и повышение эффективности действий. Основными характеристиками экстремальной ситуации являются: фактор неожиданности, лимит времени, дефицит информации и наличие фактора риска.
Актуальность исследований в области безопасности жизни и деятельности детей, подростков и взрослых людей признается во всем мире. ООН называет это направление одним из приоритетных в научных исследованиях.
Потребность в безопасности является есте-
ственной и насущной потребностью человека. Согласно теории самоактуализации А Маслоу, в ряду базовых потребностей человека (не затрагивая физиологический уровень) 70% занимают потребности в без-опасности и защите [3].
Для большинства населения США и большинства европейских стран навыки личной безопасности являются не просто суммой знаний, но и неотъемлемым элементом культуры. В России же, на протяжении многих десятилетий такие навыки практически не культивировались. Неумение человека обеспечить свою безопасность в реальных условиях стало недопустимым. Зачастую, в умах людей превалирует мысль о том, что «со мной это не случится» или « у нас это невозможно». Пользуясь самыми простыми правилами и, не делая простейших ошибок, можно уберечься или предотвратить опасную ситуацию.
Ведь в самом деле личный иммунитет безопасности держится на конкретных знаниях, на чувстве меры (древние называли его матерью всех чувств) и на понимании общей логики безопасности [1]. Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Пал-кевич однажды точно сформулировал ее следующим образом: 1) предвидеть опасность; 2) по возможности избегать; 3 при необходимости точно действовать. Кроме того, сформулированы правила поведения в экстремальной (сложной, опасной) ситуации: 1) никогда не считайте, что если экстремальные ситуации встречаются редко, то они вообще не угрожают Вам; 2) попав в экстремальную ситуацию, оце-
ните ее принимайте решение, действуйте быстро и решительно; 3) накапливайте знания и опыт поведения в различных ситуациях - они никогда не бывают лишними; 4) не следует относиться к экстремальным ситуация как к нечто непоправимому, а относиться к ним как к преодолимой случайности
Жизнь в своих крайних проявлениях бывает именно противоречива и нелогична. Разумеется, по книжке невозможно сделать свою жизнь безопасной. Рассчитывая на здравый смысл, следует понимать, что заочные советы хороши лишь как варианты действия, как информация к действию. Принимать решение (особенно в жизненно важные минуты) все равно человеку придется самому, хотя бы потому, что это он находится в ситуации.[1].
На факультете психологии ОмГПУ читается курс по выбору «Психология поведения и деятельности в экстремальных ситуациях». Данный курс является одним из направлений прикладной психологии. Он ориентирован на формирование психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания, выработке психологической устойчивости к стрессу, внутренней готовности к адекватному поведению в потенциально опасных условиях повседневной жизни, умений управлять своим состоянием.
Особым вниманием при проведении курса пользуются многочисленные примеры, когда человек своими грамотными действиями смог не только уменьшить негативные последствия от экстремальной ситуации, но и полностью ее предотвратить. Значительно повышает эффективность обучения применение метода анализа конкретной ситуации, тренингов, игровых имитационных занятий. Данные методы являются адекватными методами изучения поведения человека в экстремальных ситуациях.
Статистическая обработка материалов конкретных экстремальных ситуаций, которые письменно анализировали студенты и участниками которых они были сами, свидетельствует о преобладании ситуаций социального характера (в быту, в транспорте, на улице, в лифте - соответственно: 33,1%; 23,1%; 22,7%; 5,6%), криминального характера - 8,5; в меньшей степени ситуации природного характера - 6,1% и практически отсутствуют ситуации техногенного характера. Студентам была предложена схема анализа ситуации, а затем в ходе устного обсуждения, наряду с уже принятым студентом решением (выходом из ситуации), рассматриваются другие возможные и совместно с преподавателем принимается наилучшее из них. С позиции реализации образовательных задач процесс принятия решения в методе анализа конкретных ситуаций является более важным, чем само решение.
Применяя метод анализа конкретной ситу-
ации, как разновидность методов активного обучения, в учебный процесс вовлекаются не только интеллект (информационный аспект) студента, как активного субъекта познания, но и эмоциональный (мотивационный) и волевой (поведенческий) компоненты. Кроме того, данный метод развивает творческое мышление, понимание, рефлексию.
Экстремальные ситуации различного характера (социального, природного, техногенного, криминального) рассматриваются как факторы, вызывающие чрезмерную нагрузку на систему психологического саморегулирования и приводящие к развитию эмоционального напряжения. Человек может испытывать всевозможные психические состояния: фрустрацию, тревожность, страх, стресс, аффект, неуверенность в своих силах, психическое пресыщение и др. Психические состояния могут отрицательно влиять на поведение и деятельность человека, но в тоже самое время оптимальный уровень состояний (тревожность, фрустрация и др.) может способствовать мобилизации внутренних ресурсов психики. Как показали данные опроса студентов, первоначально в экстремальной ситуации, у них возникало состояние страха, вследствие неожиданности случившегося и дефицита информации.
Еще в 30-е годы И.П. Павлов говорил о человеке, как о «системе - единственной по высочайшему саморегулированию ... сама себя поддерживающая, восстанавливаю-щая, поправляющая и даже совершенствующая».Т.е. сам по себе живой организм обла-дает механизмом саморегуляции, выработанный эволюцией.
Неблагоприятные психические состояния при многократном их повторении приобретают устойчивый характер и возникают повторно, если повторяются условия, сопутствующие их возникновению. В связи с этим эффективным средством управле-ния психическими состояниями будет не вывод из неблагоприятного состояния, а определенная совокупность психологических воздействий, не позволяющая человеку оказаться в том или ином неблагоприятном психическом состоянии в экстремальной ситуации.
К методам психологического воздействия можно отнести: аутогенную тренировку и ее варианты - психорегулирующую (расслабление и успокоение) и психомышечную (мобилизующая, активизирующая); наивные методы саморегуляции, возникшие непосредственно, случайно и связаны с успехом (фраза, напутствие, ритуал); простейшие методы саморегуляции - вербальные (самоприказы, самоубеждение, приемы психологической защиты); невербальные (дыхательные и мимические упражнения); идеомо-торную тренировку и нейролингвистическое программирование.
Обретать нужное эмоциональное состояние в любых, даже сложных условиях возможно при наличии навыков психической саморегуляции. Быть психически подготовленным - значит иметь в своем организме прочные связи между психическими и физическими процессами. Суть психической саморегуляции сводится к конкретному умению: когда надо возбудить нервную систему, а когда требуется - успокоить.
Вслед за И.П.Павловым П.К. Анохин показал, что саморегуляция в каждом конкретном случае осуществляется через формирование функциональных систем, под которыми понимается совместное функционирование различных систем организма (нервной, ССС, мышечной, дыхательной и др.), «объединившихся» на тот период, который необходим для решения поставленной задачи. Деятельность органов, входящих в систему, может протекать согласовано, а может иметь место рассогласованность. Наиболее часто нарушения в деятельности функциональных систем («ломка») возни-кают в экстремальных ситуациях, когда ЦНС испытывает чрезмерное напряжение. С нашей точки зрения, психические состояния и нарушения следует рассматривать как закономерные реакции в границах психической нормы.
Механизм саморегуляции, заложенный природой не всегда надежен и прочен. И сейчас накоплен психотерапевтический опыт, показывающий, что человека можно подготовить специально к отрицательным воздействиям и функциональные системы будут работать эффективно и согласованно. Функциональные системы действуют двояко: 1) возникают и распадаются как сами по себе (бессознательно); 2) изменяют свою структуру в результате сознательно намеченной задачи.
Речь, с помощью которой мы формулируем задачу, помогает нам сознательно организовать согласованную работу отдельных компонентов целой функциональной системы организма.
Следовательно, используя возможности мышления и речи, можно адекватно оценивать и действовать в экстремальных ситуациях.
С целью формирования навыков психической саморегуляции студентам предлагается освоить методику аутогенной тренировки. В течение семестра они ведут дневник самонаблюдения, в котором ежедневно фиксируют три показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состояниях: фон, расслабление и мобилизация, применяя формулы психорегулирую-щей и психомышечной тренировки. Анализ результатов регистрации ЧСС свидетельствует о том, что только39 % студентов успешно освоили приемы аутогенной тренировки. Критериями успешного овладения приемами являются следующие показатели: при расслаблении разница ЧСС между фоновыми показателями и состоянием расслабления - 10 - 12 ударов, при мобилизации - 8 - 10 ударов. Следует отметить, что вхождение в состояние расслабления у большинства студентов более успешно, чем в состояние мобилизации. Далее, в тренинговых занятиях студенты отрабатывают различные формы поведения снятия или снижения эмоционального напряжения в результате включения психологических защитных механизмов [2]. Развитие способности к саморегуляции при возникновении экстремальных ситуаций осуществлялось с использованием педагогической игры под названием «дежурная улыбка актрисы», условия которой заключаются в следующем: в случае возникновения экстремальной ситуации необходимо стабилизировать мимику, использовав для этого улыбку, чтобы не проявлять другие виды реакции на причины или следствия произошедшего события.
Таким образом, владение разнообразными приемами психической саморегуляции позволит оптимизировать психические состояния и поведение человека в экстремальных ситуациях.
Литература
1. Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. -М.: Армада-пресс, 2001. - 384с.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -Л.: ЛГУ, 1988. -С.271-294.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2003. -Гл.10, С.487-489.