Пспхоаогпя
п&авона&уишаюилего
повежженпя
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Ассистент кафедры социальной психологии и социальной педагогики A.B. Петрушина
РГПУ им. С. А. Есенина, г. Рязань Личность несовершеннолетнего преступника, по мнению Г.М. Миньковского, является «кристаллизационным центром» проблемы преступности вообще, а изучение и коррекция ее - один из узловых вопросов борьбы с этим пороком. При этом принципиально важ-ным является утверждение A.A. Реан о том, что центральные, определяющие различия между личностями преступника и не преступника лежат в сфере отношений к действительности, в сфере ее социальных установок. Указанная сфера, будучи наиболее значимой при анализе противоправного поведения несовершеннолетних, остается, тем не менее, недостаточно изученной в целом ряде аспектов, касающихся нравственного и эмоционального развития подростков. Развитие же нравственных и гуманных человеческих отношений выдвигает на передний план проблемы изучения генезиса и механизмов асоциального поведения. Многие психологи одним из механизмов такого поведения считаютэмпатию (Н.И. Загузов, В. С. Мухина, A.C. Чернышев, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейт-нер, А.Б. Орлов и др.).
Термин «эмпатия» был заимствован психологами у философов в начале XX века. В философских работах того времени ему соответствовало слово «симпатия». В психологии среди исследователей существуют расхождения во мнениях относительно автора, впервые употребившего данный термин. Одни отдают первенство Т. Липпсу, другие — Э. Титченеру. Впоследствии проблема эмпатии в западной психологии разрабатывалась Г. Лотце, Р. Фишером,У. Мак Дауголлом, В. Ли и др. В отечественной психологии указанную проблему разрабатывали Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппеннрейтнер, A.A. Бодалев, B.C. Мухина, A.C. Чернышев и др.
Феномен эмпатии всегда привлекал внимание исследователей тем, что именно вживание, вчувствова-ние и эмпатия способны отразить такие специфические для человеческих действий составляющие, как мотивы, цели, интенции, и выявлять смысл человеческих поступков.
Большинство современных авторов, исследующих проблему феномена эмпатии и условий, способствующих его развитию, сходятся на том, что наиболее благоприятная для этого среда — способность к осуществлению общения на уровне диалога. В свою очередь, в качестве психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности личности к диалогу, как правило, называют способность к равноправному, уважительному взаимодействию, к творчеству, к взаимопониманию, где особо подчеркивается роль эмоционального контакта, способности к сопереживанию (эмпатии). Причем эмпатия здесь играет существенную роль в формировании точности межличностного восприятия.
Таким образом, очевидно, что в основе личностного контакта лежит процесс сопереживания, эмоционально-интуитивного принятия и постижения собеседниками внутреннего мира друг друга. Особая роль эмоциональных связей в построении межличностных отношений подчеркивается в работах разных авторов (М. Бахтина, К. Обуховского, В. Ротенберга, О. Но§апа, К. Роджерса). Они подчеркивают особую роль эмпатии в формировании межличностного контакта, в процессе которого и формируется социальное поведение.
Исследование структуры и функции эмпатии, ее генезиса необходимо в рамках нашей работы для проникновения в природу взаимоотношений между несовершеннолетними осужденными-женщинами, для познания закономерностей становления различных видов их общения и асоциального поведения.
Для изучения особенностей эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола нами был разработан и проведен единый диагностический комплекс, включающий в себя социально-психологическую диагностику, методы анкетирования и наблюдения. Опрошены 200 несовершеннолетних осужденных женщин Рязанской ВК и собрана необходимая статистическая информация из их личных дел. В контексте данной статьи уместно говорить лишь о частичных, наиболее информативных диагностических результатах, которые отражают непосредственно особен нос-
ти проявления эмпатии в исследуемой нами категории несовершеннолетних.
В процессе исследования установлена и описана классификация осужденных женского пола по критерию сформированное™ эмпатических способностей. Данная классификация состоит из трех больших групп, к которым могут быть отнесены осужденные: 1) с высоким уровнем сформированности эмпатических способностей (0%); 2) со средним уровнем сформированности эмпатических способностей (19%); 3) с низким уровнем сформированности эмпатических способностей (81%). Полученные данные полностью подтверждают нашу гипотезу о том, что эмпатия как процесс формируется в ходе социализации личности, которая усваивает нормы морально-эмоционального поведения, влияющего на качество коммуникативного процесса.
Как отмечал В.А.Сухомлинский, «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков». Вслед за специалистами юридической психологии и криминологии (Э.И. Дранищева, H.A. Деева, А.Ф. Пирожков, C.B. Познышев, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков, В.Г. Деев, М.А. Алемаскин и др.) мы отмечаем, что недостаточно сформированная эмпатическая способность у воспитанниц ВК влияет на деформацию нравственных устоев, влечет бедность духовных интересов, серьезные дефекты эмоциональной сферы, превращение отрицательных качеств в устойчивые черты характера, вызывает значительные дефекты правового сознания, неустойчивость и противоречивость мировоззрения, отсутствие привычек и навыков к общественно полезному труду, создает эгоистическую жизненную позицию и многое другое.
Личность несовершеннолетних правонаруши-тельниц характеризуется такими негативными качествами, как грубость, лицемерие, злопамятство, эгоизм, хитрость, упрямство, вспыльчивость, скрытость, пассивность, беззаботность, равнодушие, безволие, беспринципность. Девушек-осужденных отличают не-сформированность устойчивых нравственных позиций, низкий уровень самокритичности, внушаемость, повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность, склонность к аффективным реакциям и другие негативные проявления, затрудняющие процесс ресо-циализации.
Осужденные с недостаточно сформированным уровнем эмпатийности не относятся к числу особо чувствительных. В межличностных отношениях они склонны скорее судить о других по их поступкам, чем доверять своим впечатлениям, затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому поступки их оказываются неожиданными. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся таким лицам непонятными и во многом не находят взаимопонимания. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям и болезненно переносят критику в свой адрес, что не способствует развитию их коммуникативной компетентности.
Нельзя говорить, что только этим исследованием ограничилось изучение эмпатийности несовершенно-
летних заключенных-женщин. Необходимо отразить и диагностические результаты качественной характеристики эмпатии, которые описываются по следующим шкалам: эмпатия с родителями; эмпатия с животными; эмпатия со стариками; эмпатия с детьми; эмпатия в отношении к героям художественных произведений; эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Количественно-качественный анализ этих результатов выявил определенную особенность в характеристике эмпатийности несовершеннолетних заключенных-женщин. Например, наличие среднего и даже, частично, высокого уровней у изучаемой нами категории наблюдается в выраженности эмпатии по отношению к родителям (9,0%), к детям (8,5%), к животным (7,0%) и старикам (6,5%). Наиболее низки показатели сформированности эмпатических способностей в отношении к героям художественной литературы (21,0%) и особенно — к незнакомым или малознакомым людям (37,5%).
Эта ситуация имеет свои причинно-следственные связи, которые при анализе и дополнительных исследованиях вырисовывают окончательную характеристику особенностей и генезиса эмпатии несовершеннолетних заключенных женского пола. Так, при изучении субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности нами была отмечена следующая закономерность: 81,0% осужденных считают значимыми в своей жизни наличие родителей и ближайших родственников, многие из них общение с ними отмечают как особо важные события, носящие положительную направленность. Хотя 36,0% девушек видят связь прошлого с настоящим именно в неустроенности внутрисемейных отношений. Они отмечают такие события, как развод родителей или уход одного из супругов; смерть и болезнь родственников; судимость родственников, их алкоголизм и бродяжничество. В своих воспоминаниях многие пишут: «помню, как искала ночами маму»; «забыли забрать из детского сада (интерната, лагеря)»; «страшно, когда дома дерутся пьяные». Тем не менее, именно эта категория осужденных демонстрирует самый высокий уровень сформированности эмпатии по отношению к родителям. И именно эти девушки эмпатийны по отношению к старикам, детям и животным и 62,0% осужденных отличаются своей особенностью оптимистического восприятия будущего. Они его видят в удачном замужестве, рождении детей, помощи родственникам (чаще— младшим братьям и сестрам), в соединении семьи (бабушка, мама - все будут жить вместе), «куплю собаку (кошку, попугая, черепаху и т.д.)».
Другая категория несовершеннолетних, которые демонстрируют низкий уровень эмпатийности к литературным героям и незнакомым или малознакомым людям, отличается способностью более негативно воспринимать прошлое, действительность и будущее. Они несдержанны и грубы в ситуациях, требующих проявления теплых, сентиментальных чувств. С ними сложно построить доверительное общение не только посторонним людям, но и близким родственникам.
Полный анализ данной работы представлен в нашем диссертационном исследовании, в статье нами
сделана попытка рассмотреть общие закономерности особенностей эмпатии несовершеннолетних заключенных-женщин.
ЛИТЕРАТУРА
\. Алексеев И.С. Преступность несовершеннолетних. — Мм 1970.
2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. — М., 1992.
3. Бочкарева М.Э., Захарова A.B. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростка-правонарушителя.— М., 1986.
4. Гаврилова Т.П. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. — 1984. — № 1.
5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М.: Знание, 1984.
6. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.
7. Дранищева Э.И. Психологические особенности личности несовершеннолетних девочек-правонарушитель-ниц. — Киев, 1973.
8. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. — М., 1973.
9. Сухов А.П. Социально-психологические явления в среде осужденных. — Рязань, 1997.
УЧАСТИЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН Б ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕСЕЧЕНИИ ДЕЛИНКБЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ДНД ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАНСКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Канд. социол. наук С.Б. Денисов
030 Нижегородской академии МВД России
г. Саранск
Делинквентное поведение личности всегда являлось одной из главных проблем общества и государства, но особенно острый характер она приобретает в период социальных потрясений. Правоохранительным органам, государству и российскому обществу в целом не удалось погасить волну правонарушений, вызванную социально-экономическим, политическим кризисом начала 90-х годов Так, в 1991-1995 гг. население страны почти в два раза чаще страдало от преступлений, чем в дореформенный период (2,146). Так, в Республике Мордовия в 1999 г. было зарегистрировано на 38,8 % преступлений больше, чем в 1991 г. Рост преступности в 1999 г. по сравнению с предыдущим составил 18,1 % (рассчитано по (3)).
Такое положение дел заставило органы федеральной и региональной власти, местного самоуправления, Министерство внутренних дел РФ возвратиться к практике привлечения общественности, в частно-
сти, Добровольных народных дружин (ДНД) к охране общественного порядка, к профилактике, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений.
Следует отметить, что в СССР ДНД являлись массовыми организациями. В 1971 г. насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих более 7 млн. членов (4, 115). Эти формирования вносили весомый вклад в дело борьбы с правонарушениями. Однако в начале 90-х годов дружины, как массовая форма участия граждан в обеспечении правопорядка, прекратили свое существование.
В настоящее время ДНД вновь становятся активным субъектом общего и специального предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Идет интенсивный процесс создания нормативно-правовой, организационной, технической баз деятельности ДНД как на федеральном, так и на местном уровнях (1; 6-10).
В частности, на территории Мордовии одной из первых была возрождена дружина в Октябрьском районе г. Саранска в конце 1994 г. Формирование юридической базы длилось еще около полутора лет, в 1996 г. постановлением Администрации Октябрьского района дружина была зарегистрирована, утвержден устав (5). В начале 2001 г. численность ДНД района составила 36 человек (табл.).
Таблица
Социально-демографическая структура дружины,
%
По возрасту От 18 до 30 лет - 80
От 31 до 40 лет - 6
От 41 до 50 лет - 8
Старше 50 лет - 6
По социальному Студенты вузов - 58
происхождению Служащие - 25
Рабочие - 8
Безработные - 6
Пенсионеры - 3
По полу Мужчины - 69
Женщины - 31
Несмотря на относительно небольшую численность, дружинники принимают активное участие в мероприятиях органов местного самоуправления и внутренних дел по профилактике и пресечению делин-квентного поведения на территории района и города (диаграмма 1).
Например, в период с 15 по 28 сентября 1999 г. в рамках операции «Вихрь-Антитеррор» члены ДНД совместно с участковыми инспекторами милиции и представителями ЖЭУ проверили 112 домов Октябрьского района в целях поиска возможной закладки взрывчатых веществ, провели беседы с жильцами по вопросам усиления бдительности.
С середины декабря 1999 г. по конец марта 2000 г. бойцы народной дружины совместно с участковыми инспекторами Октябрьского РОВД принимали участие в охране общественного порядка на избирательных участках во время проведения выборов в федеральные, республиканские органы представительной власти и Президента РФ. В связи с этим штабом ДНД района было подготовлено 2 методических материа-