Научная статья на тему 'Социально-психологические и личностные предпосылки у девушек-студентов к зависимому поведению'

Социально-психологические и личностные предпосылки у девушек-студентов к зависимому поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАРКОМАНИЯ / ПОИСК ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ / НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ ОДНООБРАЗИЯ / НЕАДАПТИВНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ТРУДНОСТЯМ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швецова В. А.

В статье рассматриваются результаты анкетирования девушек-студентов по вопросам отношения к проблеме наркомании и результаты исследования у них наличия психологических предпосылок к зависимому поведению. Была выявлена категория девушек, имеющих психологические склонности к разным видам химической зависимости и девушки, попадающие в группу «риска» по социальным признакам. Данные выводы подчеркивают необходимость профилактической работы (просветительской, социально-педагогической, психологической) среди девушек-студентов по предупреждению химической зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические и личностные предпосылки у девушек-студентов к зависимому поведению»

4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: Изд. ЛГУ; 1984. - 175 с.

5. Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства коллективом / А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин // В кн.: Психология управления. Вып. II. - М.: Знание, 1976.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.

7. Китов А.И. Опыт построения психологической теории управления / А.И. Китов // Психол. журнал. - 1981. - Т. 2, N 4. - С. 21-33.

8. Китов А.И. Психология хозяйственного управления / А.И. Китов. -М.: Профиздат, 1984. - 248 с.

9. Куликов В.Н. Психологическое воздействие. Взаимодействие и самовоздействие: история, теория, проблемы / В.Н. Куликов // Психологическое воздействие на личность и группу. - Иваново, 1989. - С. 15-31.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОВ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

© Швецова В.А.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье рассматриваются результаты анкетирования девушек-студентов по вопросам отношения к проблеме наркомании и результаты исследования у них наличия психологических предпосылок к зависимому поведению. Была выявлена категория девушек, имеющих психологические склонности к разным видам химической зависимости и девушки, попадающие в группу «риска» по социальным признакам. Данные выводы подчеркивают необходимость профилактической работы (просветительской, социально-педагогической, психологической) среди девушек-студентов по предупреждению химической зависимости.

Ключевые слова студенческая молодежь, зависимое поведение, наркомания, поиск острых ощущений, непереносимость однообразия, неадаптивное стремление к трудностям, профилактика.

В настоящее время острой проблемой остается широкое распространение среди молодежи употребления наркотических средств и алкоголя. Она затрагивает все социальные слои населения независимо от уровня матери-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

ального благополучия. Актуальность проблемы заключается в том, что, несмотря на все меры экономической, медицинской, социальной, психолого-педагогической профилактики и борьбы с этими явлениями наркомания и алкоголизм продолжают свое распространение, снижается возраст и увеличивается число молодых людей, приобщающихся к пагубной привычке. О ее тяжести может служить тот пример, что 80 процентов тяжких преступлений и убийств совершается людьми спонтанно в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Основными причинами наркомании и других видов химической зависимости являются социально-психологические факторы (конфликты в семье, утрата близких, тяжелые социально-экономические условия жизни) и личностные предпосылки (крушение идеалов и разочарования, нарушения эмоционально-волевой сферы, переживание отчаяния и безысходности т.п.). Среди современных факторов, способствующих распространению этой проблемы среди молодежи, можно назвать растущую информационную и практическую доступность наркотических средств и алкоголя. Этому способствует Интернет, общение в социальных сетях с лицами «группы риска». Также следует отметить быстрое появление новых синтетических наркотиков, инертность законодательства и правоприменительной практики в области преступлений, связанных с изготовлением, хранением и распространением наркотических веществ.

Наркомания -это «заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к психическому и физическому истощению» [2, с. 108]. Разрушительный характер зависимого поведения проявляется в том, что в процессе привыкания устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и явлениями, особенно при химических зависимостях. Способы зависимого поведения из средства замещения психического дискомфорта постепенно превращаются в самостоятельную сверхзначимую цель. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными [2]. Наиболее быстрое и легкое приобщение к наркомании и алкоголизму происходит в подростковом возрасте, чему способствуют психологические и физиологические особенности этого жизненного этапа. Однако большинство главных внутренних и внешних факторов, толкающих молодого человека к пагубной привычке, не исчезают сами по себе, а остаются достаточно актуальными и в юношеском возрасте, затрагивая и стадию студенчества. Студенчество как социальная категория характеризуется профессиональной направленностью, относительно высоким уровнем социально-психологической адаптации, личностного и интеллектуального развития и является в целом благополучной частью молодежи. Особенно это касается женской половины и девушек-студентов, обучающихся по специальностям гуманитарной направленности (педагогическое образование, филология, ис-

тория и т.д.). Катастрофическая пагубность употребления наркотических веществ и алкоголя именно для здоровья молодых женщин вынуждает обратить внимание и на эту, казалось бы, полностью благополучную социальную категорию. Девушки студенческого возраста -это передовая категория молодежи, которая представляет собой будущих родителей, от здоровья которых непосредственно зависит появление на свет нового здорового поколения и его воспитание.

Нами было проведено исследование по проблеме наркомании среди студентов-девушек. В исследовании приняли участие студенты 1-5-х курсов Белгородского государственного национального исследовательского университета (всего 65 человек). С целью выявления отношения девушек-студентов к проблеме наркомании и алкоголизма было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что на вопрос о том, «как Вы оцениваете свой уровень осведомленности в целом по проблеме наркомании?» 6 % опрошенных обозначили «низкий уровень» (от 0 до 3 баллов по 10-тибалльной системе). Это означает, что они недостаточно осведомлены о вреде употребления наркотиков, осознают недостаточность своих знаний и критически к этому относятся. 34 % опрошенных девушек обозначили свой уровень осведомленности, как «очень высокий» (8-10 баллов по 10-тибалльной системе). Это свидетельствует о том, что они неадекватно завышают свой уровень знаний о вреде наркотиков, и не осознают этого. 60 % девушек-студентов обозначили свой уровень осведомленности адекватной оценкой. Их знания в этой области, скорее всего, характеризуются достаточной полнотой и правильностью. Следовательно, около 60 % девушек-студентов вооружены адекватными знаниями в области пагубных последствий употребления наркотических веществ.

На вопрос о том, знают ли респонденты последствия употребления легких наркотических веществ, девушки ответили: «недостаточно» - 8,5 %; переоценили уровень собственной осведомленности - 42,5 % испытуемых; оценили как «средний уровень» - 49 % испытуемых. Это значит, что приблизительно половина опрошенных девушек имеет достаточно полные и адекватные знания о вредных последствиях легких наркотических веществ. На аналогичный вопрос о последствиях употребления тяжелых наркотиков девушки-студенты ответили соответственно: «недостаточно» - 2 %, переоценили уровень своей осведомленности - 51 %, адекватно оценили - 47 % опрошенных. На вопрос о «последствиях даже однократного употребления наркотических веществ», девушки ответили следующим образом: знают недостаточно - 17 % опрошенных, переоценивают свою осведомленность - 45 %, адекватно оценивают свои знания - 38 % респондентов.

Делая вывод об общем характере субъективной оценки осведомленности девушек о вреде наркотиков, отметим, что адекватной оценкой собственных знаний обладают только половина девушек-студентов (50 %). Следовательно,

они склонны к разумной осторожности, основанной на достаточно реалистичной осведомленности в этой области. Причем девушки лучше осознают вредные последствия тяжелых наркотических веществ, нежели -легких. Менее всего они представляют последствия, которые может вызвать однократное применение наркотиков, только 38 % опрошенных адекватно оценивают свои знания по этому вопросу. Следует отметить большое число девушек (около половины, от 42-51 % испытуемых), которые переоценивают свои знания в этой сфере. Эта группа девушек, скорее всего, недостаточно критично относится к проблеме употребления наркотиков, поверхностная осведомленность может привести к недооценке опасности и близости данного явления к каждому человеку и лично к себе.

Полученные результаты анкетирования обнаруживают необходимость просветительской работы в рамках профилактики среди девушек -студентов на тему о вредных последствиях употребления наркотических веществ. При этом пропагандируемые знания не должны провоцировать интерес и желание попробовать наркотические вещества. Не следует подробно сообщать о разнообразии наркотических веществ, способах их изготовления и добывания, детальных описаниях состояния наркотического опьянения (эмоциональной эйфории, мышечной релаксации, красочных галлюцинациях и других «приятных» переживаниях). Акцент при этом должен делаться именно на пагубных последствиях наркомании, ее причинах (социальных, психологических, биологических, культурно-экономических и т.д.), правовой ответственности, видах и способах помощи наркозависимым.

В результате анкетирования среди девушек-студентов не было выявлено те, кто пробовали тяжелые наркотические вещества. Однако 6 % респондентов признались, что пробовали легкие наркотические вещества, причем 2 % опрошенных- употребляли их неоднократно. Еще 4 % девушек ответили, что попробовали бы наркотические вещества, если бы это было доступно и разрешено и 2 % девушек-студентов признались, что могли бы попробовать наркотики под давлением неблагоприятных обстоятельств, в трудной жизненной ситуации. Таким образом, приблизительно 12 % опрошенных девушек пробовали или потенциально готовы попробовать наркотические вещества. Это значит, что они не отдают себе отчет в полной мере о вредных и тяжелых последствиях, к которым этот шаг может привести. Выявленный показатель свидетельствует об отсутствии у таких девушек стойкого негативного отношения к наркомании и может трактоваться как неблагоприятный фактор.

В результате анкетирования получена также важная информация о наличии в социальном окружении девушек-студентов лиц, употребляющих наркотические вещества. Половина девушек-респондентов (49 %) совершенно не контактирует с такими лицами. Их окружение в этом плане очень благоприятно и безопасно. Однако 34 % девушек указали на то, что знают

одного человека, употребляющего наркотики. Еще 17 % признались, что знают несколько таких лиц. В рамках анкетирования не ставилась цель точно выявить наличие наркозависимых лиц в микросоциальном окружении девушек. Однако, если испытуемые указывают на наличие множества таких людей среди своих знакомых, то шансы на то, что хотя бы один человек, употребляющий наркотические вещества, попадет в близкий круг общения таких девушек (среди друзей, в семье и т.д.) резко возрастает. Следует отметить, что, по мнению наркологов, если человек имеет хотя бы одного наркозависимого в своем близком окружении, то он сам попадает в «группу риска». Это обусловлено особенностями поведения наркоманов, которые стремятся побудить к употреблению наркотических веществ и других лиц. Это обусловлено корыстными мотивами, так как расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотиков и средств на их приобретение. Кроме того, наркозависимым присуще стремление поделиться своими эйфорическими и необычными переживаниями с окружающими, побудить к тому, чтобы и другие испытали похожее «наслаждение». Таким образом, около 17 % девушек-студентов можно отнести в группу «риска», испытывавшей негативное воздействие микросоциального фактора.

В результате анкетирования была выявлена социальная позиция девушек, которую они занимают по отношению к наркозависимым лицам. На вопрос «как Вы относитесь к лицам, употребляющим наркотические вещества?» 37 % респондентов ответили, что считают их «больными, страдающими людьми, нуждающимися в специальном лечении», 32 % - считают их «жертвами социально-психологических и культурно-экономических проблем общества», 23 % опрошенных ответили, что «это право человека выбирать себе образ жизни» и только 8 % - считают их самих «источником асоциальных явлений в обществе». Данные ответы выявляют приоритет сопереживающих установок по отношению к лицам, употребляющим наркотические вещества (у 59 % опрошенных), вероятно это объясняется тендерными особенностями, склонностью женщин к состраданию и гуманностью, свойственной представителям гуманитарных профессий. Однако эти же данные указывают и на односторонний взгляд, некоторую «идеализацию» личности наркозависимых, недооценки социальной опасности явления наркомании и отрицательного влияния наркозависимых лиц на окружающих.

Так же студенткам был предложен вопрос о том, что бы они предприняли, если бы узнали, что кто-либо из знакомых или близких употребляет наркотические вещества? Большинство опрошенных (58 %) предприняли бы попытку «побеседовать с ним о вреде наркотиков». «Сообщили бы другим людям: взрослым, родителям, окружающим» - 17 % девушек. «Сообщили бы официальным лицам, в соответствующие официальные инстанции» только 2 % опрошенных, а 23 % - вообще ответили «ничего». Это значит, что подавляющее большинство девушек-студентов неравнодушны к знакомым

людям, употребляющим наркотики. Но характер их реакции говорит об отсутствии правильного понимания сущности проблемы наркомании, так как свидетельствует о «наивном» представлении о том, что они могут помочь только с помощью бесед и убеждений. Не утешителен и тот факт, что только 2 % девушек доверяют органам, призванных обеспечить специализированную помощь.

На вопрос о том, «готовы ли студентки принять участие в антинаркотической кампании?» 35 % респондентов ответили, что «готовы», причем 19 % -«знают, как и чем могут помочь». 51 % девушек «внутренне против наркотиков, но активно участвовать - не готовы», т.е. эмоциональный компонент установки у них сформирован, а поведенческий - нет. 14 % девушек никаким образом не готовы и не хотят участвовать в акции против наркотиков. По результатам трех указанных выше вопросов анкеты выявлено около 23 % опрошенных, безразлично относящихся к лицам, употребляющим наркотики и 65 % девушек-студентов - не готовых принять участие в акциях против наркотиков. Представленные результаты свидетельствуют, что значительная часть студенческой молодежи, девушек-студентов обладает большим потенциалом, готовностью к активной деятельности по противостоянию распространению наркомании. Однако выявлено и много девушек, которые достаточно равнодушны к проблеме наркомании.

В целом, можно сделать следующие выводы:

1. Только около половины девушек-студентов склонны к адекватной оценке собственной осведомленности по проблеме наркомании, следовательно, обладают разумной осторожностью и достаточной компетентностью в понимании вредных последствий употребления наркотических веществ.

2. Приблизительно каждую пятую студентку можно отнести к группе «риска» по одному из критериев: она или пробовала наркотические вещества, или потенциально готова попробовать под давлением неблагоприятных обстоятельств, или имеет в своем окружении человека, употребляющего наркотики.

3. У большинства девушек доминирует гуманное отношение к наркозависимым лицам, они склонны сопереживать и считать их «больными» людьми или «жертвами» негативного влияния общественных и социально-психологических проблем. При этом прослеживается склонность к некоторой «идеализации» личности наркозависимых, недооценки социальной опасности явления наркомании и отрицательного влияния наркозависимых лиц на окружающих.

4. Большинство девушек неравнодушны к знакомому или близкому человеку, употребляющему наркотические вещества. Они готовы предпринять попытку поговорить с ним о вреде наркотиков, стремятся повлиять на него методом убеждения. Однако такое поведе-

ние подтверждает недостаточную компетентность студенток в плане оказания адекватной помощи наркозависимым, их недостаточную осведомленность, поверхностные и «наивные» представления.

5. Большинство девушек занимают достаточно пассивную позицию в плане участия в борьбе с распространением наркомании как пагубного социального явления. Однако приблизительно третья часть опрошенных готова активно включиться в антинаркотическую кампанию, что свидетельствует об их сознательной и активной социальной позиции по отношению к проблеме распространения наркомании среди молодежи.

Следует отметить, что в рамках заявленного исследования не ставилась цель изучения распространенной среди юношей и девушек такой вредной привычки, как курение. Табак по классификации наркотических средств относится к «легким» наркотикам, а курение - к виду наркотической зависимости. Данные выводы подчеркивают необходимость серьезной профилактической и социально-психологической работы среди студенческой молодежи, в том числе среди девушек по проблеме предупреждения возможности употребления наркотических веществ.

В ходе нашего исследования у девушек-студентов выявлялись психологические предпосылки к зависимому поведению с помощью методики М. Цу-кермана по изучению «Склонности к поиску ощущений» [1]. Критериями психологической склонности к зависимости выступают высокие показатели по таким шкалам, как «поиск острых ощущений», «непереносимость однообразия», «поиск новых впечатлений» и «неадаптивное стремление к трудностям». Результаты показали, что среди девушек выявлено 15 % с высоким показателем по шкале «Поиск острых ощущений». Они предрасположены к чрезвычайным происшествиям. 8 % испытуемых обнаружили непереносимость однообразия. Монотонная работа для них равносильна наказанию. 4-м процентам девушек присуще неадаптивное стремление к трудностям (высокий показатель). Они стремятся находить и преодолевать трудности. Это потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах.

Третьей части испытуемых девушек-студентов (34 %) присущ низкий уровень показателя по шкале «неадаптивное стремление к трудностям». С одной стороны, это люди с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. С другой стороны, в реальной жизни они склонны уходить от ответственности, избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства.

Таким образом, приблизительно каждая пятая девушка имеет психологические предпосылки к зависимому поведению (курению, употреблению алкоголя или наркотических веществ). Тем более, что склонности к наркотической зависимости у девушек на поведенческом уровне проявляются в курении и

употреблении алкоголя. Эти выводы подтверждают результаты проведенного нами опроса. 42 % девушек признались, что испытывают состояние опьянения 4 и более раза в год. 23 % опрошенных употребляют алкоголь 1 раз в месяц и чаще. Следовательно, и среди благополучной социальной категории -женской части студенческой молодежи необходимо проводить психологическую профилактику по предупреждению разного рода зависимостей.

При этом девушкам, склонным к «поиску острых ощущений» следует рекомендовать занятия энергичными или экстремальными видами спорта. При этом не следует прибегать к самостоятельным занятиям. Обязательно нужно заниматься на базе официальных спортивных клубов, школ, учреждений, с использованием качественного оборудования, под руководством опытных тренеров и инструкторов, с соблюдением всех правил безопасности.

Девушкам, которым присуща выраженная непереносимость однообразия, следует развивать трудолюбие, аккуратность, организованность, пунктуальность, дисциплинированность. Эти качества поможет развить детальное планирование учебной деятельности и других видов работы, упорядочение режима дня, чередование разных видов умственного и физического труда, разных форм работы и досуга.

Девушкам, склонным находить и преодолевать трудности в целях предупреждения их повышенной конфликтности следует помочь научить их ставить перед собой трудные, но социально значимые и реально достижимые цели. Для этого необходима работа по развитию компетентности и адекватных представлений в той сфере деятельности, которая является привлекательной и интересной. Необходимо построение реальной перспективы достижения поставленной цели. Кроме того, важна работа по самопознанию, осмыслению сильных и слабых сторон своей личности, коррекции самооценки.

Для девушек с низкой нервно-психической устойчивостью и склонностью уходить от ответственности, избегать трудностей, следует рекомендовать ставить перед собой задачи невысокой сложности, но контролировать их выполнение, доводить начатое дело до конца. При этом надо создавать «ситуацию успеха», т.е. выбирать те виды и сферы деятельности, к которым у субъекта имеются большие способности. Необходимо подчеркивать достигнутый результат, отмечать успехи, их общественную и коллективную значимость, вселять уверенность в себе.

Список литературы:

1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учебное пособие / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2006.

2. Сафронова М.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы [текст]: учебное пособие / М.В. Сафронова. -Новосибирск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.